Введение
Политикав сфере экономики любого государства современности осуществляется с помощьюфинансово-кредитных «рычагов». Одним из наиважнейших «рычагов» в сфереэкономики является финансовый контроль. Именно для осуществления финансовогоконтроля в Российской Федерации Конституцией был предусмотрен высший орган такогоконтроля – Счётная Палата Российской Федерации.
Первыеположения правового статуса Счётной Палаты установлены в Конституции РоссийскойФедерации статья 101 часть 5, которая гласит, что Счётная Палата создана для«осуществления контроля за исполнением федерального бюджета».¹ В той жестатье указано, что образуют Счётную Палату Совет Федерации и ГосударственнаяДума. В статье 102 Конституции Российской Федерации устанавливается, что СоветФедерации назначает заместителя Председателя Счётной Палаты и половину ееаудитов. В статье 103 установлено, что Председателя Счётной Палаты и половинуеё аудиторов назначает Государственная Дума. Эти три статьи являютсяисчерпывающим перечнем того, что говориться о Счётной Палате в Конституции.Состав же и порядок её деятельности, согласно статьи 101 Конституции РоссийскойФедерации, определяется федеральным законом. Данным законом являетсяфедеральный закон «О Счётной Палаты Российской Федерации» от 11 января 1995года.
Темаданной курсовой работы «Правовой статус Счётной Палаты Российской Федерации»является актуальной, особенно в практической части — Счётная Палата являетсяпостоянно действующим и реально эффективным органом в структуре государственнойвласти. Также актуальность в практической части вызвана тем, что «властькошелька» и контроль за ним соответственно имеют весьма важное значение вструктуре государственной власти.
Литературыи научных исследований по правовому статусу Счётной Палаты издано мало. Этосвязано с множеством причин, основными из которых является непродолжительноевремя существования данного органа в структуре государственной власти.
Объектомисследования данной курсовой работе является правовой статус Счётной ПалатыРоссийской Федерации.
Предметамиисследования являются, принципы работы, состав, структура, виды деятельности, полномочияСчётной Палаты Российской Федерации, правовые акты о Счётной Палате.
Эмпирическойосновой работы являются статьи в «Российской газете», учебники по финансовомуправу Химичёвой Н.И., Шаврова А.В и другие. Также в работе использовалисьКонституция Российской Федерации, Федеральный закон «О статусе Счётной ПалатыРоссийской Федерации», Регламент Счётной Палаты, некоторые акты Счётной Палаты(аналитические записки) и т.д.
Целью,которую я попытаюсь достигнуть в данной курсовой работе, является описаниеправового статуса Счётной Палаты Российской Федерации, раскрытие его значения вструктуре государственной власти. Задачами являются:
— описание структур и состава Счётной Палаты;
— описание видов деятельности Счётной Палаты;
— описание принципов и задач Счётной Палаты.
Впервой главе данной курсовой работы попытаюсь раскрыть понятие государственногофинансового контроля, порядок формирования и состав Счётной Палаты, статус ипринципы работы Счётной Палаты, структуру Счётной Палаты.
Вовторой главе попытаюсь раскрыть задачи деятельности Счётной Палаты, компетенциюСчётной Палаты, виды деятельности Счётной Палаты.
Глава 1. Счётная Палата Российской Федерации как органгосударственного финансового контроля
1.1.Понятие и значение финансового контроля
Финансовыйконтроль представляет собой контроль за аккумуляцией, распределением ииспользованием ресурсов всех институтов финансовой системы.¹ Наличиефинансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам как экономическойкатегории присущи не только распределительная, но и контрольная функции.Поэтому использование государством финансов для решения своих задач обязательнопредполагает проведение с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач.
Финансовыйконтроль можно рассматривать в двух аспектах:
1)как строго регламентированную деятельность специальных контролирующих органовза соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всехэкономических субъектов;
2)как неотъемлемый элемент управления финансами и денежными потоками дляобеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций.
Финансовыйконтроль присущ всем финансово-правовым институтам. Поэтому помимо общихфинансово-правовых норм, регулирующих организацию и порядок проведения финансовогоконтроля в целом, имеются нормы, предусматривающие его специфику в отдельныхфинансово-правовых институтах.
Основноесодержание финансового контроля в отношениях, регулируемых финансовым правом, заключаетсяв следующем:
а)проверка выполнения финансовых обязательств перед государством и органамиместного самоуправления со стороны организаций и граждан;
¹«Финансовое право России», Шавров А.В. Москва, 2004, стр. 15.
б)проверка правильности использования государственными и муниципальными предприятиями,учреждениями, организациями находящихся в их хозяйственном ведении илиоперативном управлении, денежных ресурсов (бюджетных и собственных средств, банковскихссуд, внебюджетных и других средств);
в)проверка соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и храненияденежных средств предприятиями, организациями, учреждениями;
г)выявление внутренних резервов производства — возможностей повышениярентабельности хозяйства, роста производительности труда, ускоренияоборачиваемости оборотных средств, более экономного и эффективногоиспользования материальных и денежных средств;
д)устранение и предупреждение нарушений финансовой дисциплины.
Объектамифинансового контроля являются движение денежных средств в процессеаккумулирования, распределения и использования публичных денежных фондов, атакже материальные, трудовые и иные ресурсы.
Предметомконтроля выступают валютные и кассовые операции, сметы предприятий, налоговыедекларации, операции с бюджетными средствами, бухгалтерская документация и т.д.
Субъектамифинансового контроля выступают муниципальные и государственные органы, а такженекоторые негосударственные организации и учреждения, которые наделеныполномочиями проводить мероприятия по проверке соблюдения финансовогозаконодательства
Врезультате реализации задач финансового контроля укрепляется финансоваядисциплина, выражающая одну из сторон законности. Финансовая дисциплина — эточеткое соблюдение установленных предписаний и порядка
¹Крохина Ю.А. Финансовое право России, М., 2008, стр. 136
образования,распределения и использования денежных фондов государства, субъектов местногосамоуправления, предприятий, организаций, учреждений. Требования финансовойдисциплины распространяются не только на предприятия, организации, учреждения, граждан,но и на государственные органы власти, органы местного самоуправления, ихдолжностных лиц.
Изэтого следует что, финансовый контроль обеспечивает интересы государства, атакже способствует соблюдению прав и интересов конкретных граждан, предприятий,учреждений (например, контроль за соблюдением законодательства о предоставлениильгот по платежам в бюджет, за правильностью взимания налогов и т.д.).
Однакообъект финансового контроля не ограничивается проверкой только денежныхсредств. В конечном итоге он означает контроль за использованием материальных, трудовых,природных и других ресурсов страны, поскольку в современных условиях процессыпроизводства и распределения опосредствуются денежными отношениями.
Эффективностьфинансового контроля предполагает необходимость глубокого экономическогоанализа финансово-хозяйственной деятельности, разработки контролирующимиорганами предложений по улучшению качества работы проверяемых организаций.
Вусловиях перехода к рыночным отношениям, хозяйственной самостоятельностипредприятий, организаций, учреждений усиливается значение повседневноговнутрихозяйственного самоконтроля, контроля собственников.
Болееглубоким, неформальным стал контроль со стороны представительных органовгосударственной власти и органов местного самоуправления за финансовойдеятельностью исполнительной власти. В их системе создаются специальныеконтрольные органы.
Преобразованияв системе банков и их деятельности применительно к особенностям рыночныхотношений обусловили изменения в контрольных функциях банков.
Законодательствоопределяет формы взаимодействия органов, осуществляющих финансовый контроль справоохранительными органами в целях усиления его эффективности, что имеетважное значение в связи с ростом преступности в экономической сфере.
Такимобразом, финансовый контроль — это контроль за финансовой деятельностью всехэкономических субъектов (государства, предприятий, учреждений, организаций), осуществляемыйзаконодательными и исполнительными органами власти всех уровней, а также специальносозданными учреждениями при помощи особых методов, включающих набор специальныхприемов и способов действий контролеров, позволяющий им решить поставленныезадачи.
1.2.Порядок формирования и состав Счётной палаты
ПредседательСчетной палаты назначается на должность Государственной Думой сроком на шестьлет по представлению Президента Российской Федерации. Постановление оназначении Председателя Счетной палаты принимается Государственной Думойбольшинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.Предложения о кандидатах могут вносить Президенту фракциями в ГосударственнойДуме, комитетами или одной пятой от общей части депутатов Государственной Думы.Кандидатура на новое назначение Председателя Счётной Палаты должна быть вносимаПрезиденту не позднее чем за три месяца до истечения срока полномочийдействующего Председателя Счётной Палаты. В случае досрочного освобождения отдолжности Председателя Президент в течении двух недель предлагает кандидатуруна эту должность. В случае отклонения кандидатуры Государственной ДумойПрезидент вносит следующую кандидатуру в течении двух недель, причём он вправеповторно предлагать одно и тоже лицо в качестве кандидата на данную должность.
ПредседателемСчетной палаты может быть гражданин Российской Федерации, имеющий высшееобразование и опыт профессиональной деятельности в области государственногоуправления, государственного контроля, экономики, финансов.
ЗаместительПредседателя Счетной палаты назначается на должность Советом Федерации срокомна шесть лет по представлению Президента Российской Федерации. Постановление оназначении заместителя Председателя Счетной палаты принимается большинствомголосов от общего числа депутатов (членов) Совета Федерации. Предложения окандидатах могут вносить Президенту комиссии, комитеты или одной пятой от общейчасти депутатов Совета Федерации. Кандидатура на новое назначение ПредседателяСчётной Палаты должна быть вносима Президенту не позднее чем за три месяца доистечения срока полномочий действующего заместителя Председателя СчётнойПалаты. В случае досрочного освобождения от должности заместителя ПредседателяПрезидент в течении двух недель предлагает кандидатуру на эту должность. Вслучае отклонения кандидатуры Советом Федерации Президент вносит следующую кандидатурув течении двух недель, причём он вправе повторно предлагать одно и тоже лицо вкачестве кандидата на данную должность.
Требованияк кандидату на пост заместителя председателя Счётной Палаты совпадают стребованиями к Председателю Счётной палаты.
АудиторыСчетной палаты — должностные лица, возглавляющие определенные направлениядеятельности Счетной палаты, которые охватывают комплекс, группу илисовокупность ряда доходных или расходных статей федерального бюджета, объединенныхобщим назначением. Конкретное содержание направления деятельности Счетнойпалаты, возглавляемого одним из аудиторов Счетной палаты, устанавливаетсяКоллегией Счетной палаты.
АудиторамиСчетной палаты могут быть назначены граждане Российской Федерации, имеющиевысшее образование и опыт профессиональной деятельности в областигосударственного контроля, экономики, финансов.
Приформировании Счетной палаты Совет Федерации и Государственная Дума назначают пошесть аудиторов сроком на шесть лет. Кандидатуры на должности аудиторов вноситна рассмотрение Президент. В случае отклонения кандидатур или кандидатуры он втечении двух недель представляет новые кандидатуры, причём вправе представлятьодних и тех же лиц.
КоллегияСчетной палаты – орган, образованный для рассмотрения вопросов планирования иорганизации работы Счетной палаты, методологии контрольно-ревизионнойдеятельности, отчетов и информационных сообщений, направляемых Совету Федерациии Государственной Думе.
Всостав Коллегии Счетной палаты входят Председатель Счетной палаты, заместительПредседателя Счетной палаты и аудиторы Счетной палаты.
АппаратСчетной палаты состоит из инспекторов Счетной палаты и иных штатныхсотрудников. В служебные обязанности инспекторов Счетной палаты входитнепосредственная организация и проведение контроля в пределах компетенцииСчетной палаты.
Структуруи штатное расписание аппарата Счетной палаты утверждает Коллегия Счетной палатыпо представлению Председателя Счетной палаты в пределах средств на содержаниеСчетной палаты.
Счётнаяпалата РФ состоит из коллегии и аппарата. Коллегия рассматривает вопросыорганизации работы, а также отчёты и сообщения. Председатель (а в егоотсутствие — его заместитель) осуществляет руководство Счётной палатой, организуетеё работу, аудиторы возглавляют определённые направления деятельности. Аппаратсостоит из инспекторов (которые непосредственно организуют и проводят контроль)и других штатных работников.
Такимобразом, Счётная Палата Российской Федерации формируется законодательной иисполнительной властью, к кандидатам в состав Счётной Палаты выдвинутыопределенные требования. Это говорит о важности данного органа в структурепубличной власти в РФ.
1.3.Статус и принципы работы Счётной Палаты Российской Федерации
Основныеположения статуса Счётной Палаты Российской Федерации определены в Федеральномзаконе «О Счётной Палате Российской Федерации».¹
Согласноему Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим органомгосударственного финансового контроля, образуемым Федеральным СобраниемРоссийской Федерации и подотчетным ему.
Всвоей деятельности Счетная палата руководствуется Конституцией РоссийскойФедерации, настоящим Федеральным законом, другими законами РоссийскойФедерации. В рамках задач, определенных действующим законодательством, Счетнаяпалата обладает организационной и функциональной независимостью.
Счетнаяпалата является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственногогерба Российской Федерации и со своим наименованием.
ДеятельностьСчетной палаты не может быть приостановлена в связи с роспуском ГосударственнойДумы.
МестонахождениеСчетной палаты — город Москва.
Всесотрудники Счётной Палаты также имеют определённый статус: Председатель Счетнойпалаты, заместитель Председателя Счетной палаты и аудиторы Счетной палаты не могутбыть задержаны, арестованы, привлечены к уголовной ответственности без согласиятой палаты Федерального Собрания Российской Федерации, которая их назначила надолжность в Счетную палату.
Уголовноедело в отношении Председателя Счетной палаты, заместителя Председателя Счетнойпалаты или аудиторов Счетной палаты может быть возбуждено только ПредседателемСледственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.
ИнспекторСчетной палаты при выполнении им служебных обязанностей не может быть привлеченк уголовной ответственности без согласия Коллегии
¹ФЗ «О Счётной Палате Российской Федерации», «Российская газета», № 9- 10, 14.01.1995.
Счетнойпалаты.
Воздействиена должностных лиц Счетной палаты с целью воспрепятствовать исполнению имисвоих служебных обязанностей либо добиться принятия решения в чью-либо пользу, насильственныедействия, оскорбления, а равно клевета либо распространение искаженнойинформации о выполнении ими служебных обязанностей влекут ответственность, установленнуюзаконодательством Российской Федерации.
ПредседательСчетной палаты, заместитель Председателя Счетной палаты и аудиторы Счетнойпалаты обладают гарантиями профессиональной независимости. Они могут бытьдосрочно освобождены от должности решением той палаты Федерального СобранияРоссийской Федерации, которая их назначила, в случаях:
а)нарушения ими законодательства Российской Федерации или совершениязлоупотреблений по службе, если за такое решение проголосует большинство отобщего числа соответственно членов Совета Федерации или депутатовГосударственной Думы;
б)личного заявления об отставке;
в)признания их недееспособными вступившим в законную силу решением суда;
г)достижения ими возраста 65 лет;
д)формирования палаты Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва, приэтом решение о досрочном прекращении полномочий Председателя Счетной палаты, заместителяПредседателя Счетной палаты, аудиторов Счетной палаты может быть принятосоответствующей палатой Федерального Собрания Российской Федерации новогосозыва не ранее чем через шесть месяцев после начала ее работы, если за такоерешение проголосует большинство от общего числа соответственно членов СоветаФедерации или депутатов Государственной Думы.
Представленияоб освобождении от должности Председателя Счетной палаты и должностизаместителя Председателя Счетной палаты вносит в соответствующие палатыФедерального Собрания Российской Федерации Президент Российской Федерации.
СтатусСчётной Палаты также определяют другие нормативные акты.
Вст. 3 того же закона указаны принципы работы Счётной Палаты:
Законность– выражается в соблюдении Счётной Палатой законов и предписаний органовгосударственной власти на Российской Федерации на то уполномоченных приосуществлении своей деятельности;
Объективности– характеризуется составом проверяемых документов экономического субъекта, достаточнымдля получения объективной оценки их достоверности или недостоверности;
Независимости– выражается в свободе своей деятельности при осуществлении функций для которыхбыла создана. Обеспечивается различными способами, такими как дарованиеопределённого статуса работникам Счётной Палаты, порядок формирования, прикотором происходит участие нескольких ветвей власти, финансирование толькоисключительно из средств федерального бюджета;
Гласности– характеризуется в прозрачности действий Счётной Палаты во время осуществлениясвоих функций. Основными формами обеспечения гласности в деятельности Счетнойпалаты являются:
— представление в Совет Федерации и Государственную Думу ежегодного отчета о работеСчетной палаты; оперативных отчетов об исполнении федерального бюджета заквартал, полугодие и за год; отчетов о результатах проведенных мероприятий;заключений или письменных ответов на основании запросов Президента РоссийскойФедерации, поручений Совета Федерации или Государственной Думы, запросовкомитетов и комиссий Совета Федерации или Государственной Думы, запросов членовСовета Федерации или депутатов Государственной Думы, запросов органовгосударственной власти субъектов Российской Федерации;
— направление информации по результатам мероприятий, проведенных Счетной палатой,в адрес Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, должностныхлиц органов государственной власти;
— направление материалов по результатам мероприятий в правоохранительные органы;
— опубликование ежегодного отчета о работе Счетной палаты;
— публикация материалов (информационных сообщений, отчетов и др.) по результатаммероприятий и иных сведений о деятельности Счетной палаты в Бюллетене Счетнойпалаты Российской Федерации, а также в информационных изданиях Совета Федерациии Государственной Думы;
— пресс-конференции по итогам работы Счетной палаты за квартал, полугодие, год, атакже в связи с завершением важнейших мероприятий. Пресс-конференции по поручениюКоллегии проводят Председатель Счетной палаты, заместитель Председателя Счетнойпалаты и аудиторы Счетной палаты. Инспекторы и иные сотрудники аппарата Счетнойпалаты привлекаются к участию в пресс-конференциях Председателем Счетной палаты,заместителем Председателя Счетной палаты и аудиторами Счетной палаты;
— брифинги Счетной палаты по важнейшим проблемам ее деятельности проводятся в томже порядке, что и пресс-конференции;
— направление от имени Счетной палаты для опубликования в СМИ пресс-релизов, информационныхсообщений, текстов статей и иных материалов; по решению Коллегии упомянутыематериалы подписываются уполномоченными членами Коллегии;
— публикация материалов о деятельности Счетной палаты в информационных изданияхИНТОСАИ, ЕВРОСАИ, АЗОСАИ, а также в печатных органах контрольных и счетныхорганов зарубежных стран.
Такимобразом, что Счётная Палата является органом основывающимся в своейдеятельности на определённые принципы и имеющий определённый законом статусвысшего органа государственного финансового контроля, сотрудники Счётной Палатыимеют также специальный статус.
1.4.Структура Счётной Палаты
Вопросыо структуре Счётной Палаты решены законодателем ФЗ «О Счётной Палате РоссийскойФедерации» и в «Регламенте Счётной Палаты». ¹
РегламентСчётной Палаты определяет :
Внутренниевопросы деятельности Счётной Палаты Российской Федерации;
Распределениеобязанностей между аудиторами Счётной Палаты и содержание возглавляемых иминаправлений деятельности Счётной Палаты;
Функциии взаимодействие структурных подразделений аппарата Счётной Палаты;
Порядокведения дел;
Порядокподготовки и проведения мероприятий всех видов и форм контрольной или инойдеятельности;
Определяетдолжностные обязанности Заместителя Председателя Счётной Палаты;
Устанавливаеткомпетенцию аудиторов Счётной Палаты, в пределах которой они самостоятельно всевопросы организации деятельности возглавляемых ими направлений и несутответственность за её результаты.
Назаместителя Председателя Счетной палаты возлагается:
организацияэкспертно-аналитической деятельности, в том числе подготовка заключений напроект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год ипроект федерального закона об исполнении федерального бюджета за отчетныйфинансовый год;
координацияконтрольно-ревизионной деятельности аудиторов Счетной палаты при осуществленииими совместных контрольных мероприятий.
исполняетв отсутствие Председателя Счетной палаты его функции;
¹«Регламент Счетной Палаты» Постановление Коллегии Счётной Палаты №8 от 4.04.2003г
попоручению Председателя Счетной палаты представляет Счетную
палатув органах государственной власти и за рубежом;
представляетсовместно с Председателем Счетной палаты отчет о работе Счетной палаты СоветуФедерации и Государственной Думе;
представляетсовместно с Председателем Счетной палаты на рассмотрение Коллегии Счетнойпалаты Регламент и содержание направлений деятельности, возглавляемыхаудиторами Счетной палаты.
ПредседательСчётной Палаты:
— Осуществляет руководство Счётной Палаты в соответствии с ее Регламентом;
— Представляет Совету Федерации и Государственной Думе вместе с ЗаместителемПредседателя Счётной Палаты отчёты о работе Счётной Палаты;
— Во исполнение возложенный на него полномочий издаёт приказы и распоряжения, принимаети увольняет сотрудников Счётной Палаты;
— Имеет право присутствовать на заседания Государственной Думы, Совета Федерациии Правительства Российской Федерации.
ЗаместительПредседателя Счетной палаты во исполнение своих должностных обязанностейподписывает распоряжения и дает поручения в пределах компетенции, определеннойФедеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации» и Регламентом.
Следующимважным лицом является аудитор Счетной Палаты. Компетенция аудитора Счетнойпалаты вытекает из необходимости всесторонней организации работы возглавляемогоаудитором направления деятельности Счетной палаты, которое охватывает комплекс,группу или совокупность ряда доходных или расходных статей федерального бюджета,объединенных единством назначения, а также доходов и расходов государственныхвнебюджетных фондов.
АудиторСчётной Палаты осуществляет разработку общей концепции работы ссоответствующего направления деятельности включая:
А)определение конкретной специализации направления деятельности путем распределенияобязанностей и разграничения объектов контроля с другими направлениямидеятельности;
Б)определение объема, содержания и форм контрольной, экспертно-аналитической иметодической работы;
В)определение конкретных функций и порядка взаимодействия структурныхподразделений аппарата Счетной палаты, руководство деятельностью которымивозложено на аудитора Счетной палаты.
АудиторСчётной Палаты вносит разработанную концепцию работы возглавляемого имнаправления деятельности на рассмотрение Коллегии Счётной Палаты.
КоллегииСчётной Палаты проводят заседания в соответствии с планом работы Счётной Палатыне реже одного раза в месяц. Председательствует на заседания КоллегииПредседатель Счётной Палаты. Решения, принятые Коллегией Счётной Палатыявляются обязательными для должностных лиц и работников Счётной Палаты, но немогут ограничивать их права и полномочия.
АппаратСчётной Палаты состоит из инспекторов и иных должностных лиц. С помощью данногооргана проводятся контрольные мероприятия. Инспекторы Счётной Палаты имеютполномочия при осуществлении бюджетно-финансового контроля:
— беспрепятственно посещать государственные органы, предприятия учреждения, организации,банки и иные кредитно-финансовые учреждения независимо от форм собственности, воинскиечасти и подразделения, входить в любые производственные, складские, торговые иканцелярские помещения, если иное не предусмотрено законодательством РоссийскойФедерации;
— опечатывать кассы, кассовые и служебные помещения, склады и архивы, а приобнаружении подделок, подлогов, хищений и злоупотреблений – изымать необходимыедокументы.
Такимобразом, Счётная Палата Российской Федерации имеет определённую иерархическуюструктуру, компетенция её органов строго определена.
Извсего сказанного в этой главе следует, что Счётная Палата – орган высшегогосударственного финансового контроля, установленный Конституцией РоссийскойФедерации, формирующийся законодательной и исполнительной властью, имеющийиерархическую структуру, основывающаяся в деятельности на Конституцию и законы.
Глава2. Задачи, полномочия, и предпосылки эффективности деятельности Счётной Палаты
2.1.Задачи Счётной Палаты
Врамках задач, определенных законодательством, Счетная палата обладаеторганизационной и функциональной независимостью. К основным задачам Счетнойпалаты РФ относятся:
1)организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных ирасходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетныхфондов по объемам, структуре и целевому назначению, определение эффективности ицелесообразности расходов государственных средств и использования федеральнойсобственности;
2)оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджетаи бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
3)финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также иныхнормативно-правовых актов органов государственной власти, предусматривающихрасходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих наформирование федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
4)анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджетаи бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленныхна их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;
5)контроль за законностью и своевременностью движения средств федеральногобюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченныхбанках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;
6)регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации оходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольныхмероприятий;
7)контроль за поступлением в федеральный бюджет денежных средств от приватизациигосударственной собственности, продажи и управления ею.
Врамках банковской системы Счетная палата осуществляет контроль за деятельностьюЦентрального банка РФ, его структурных подразделений, других банков икредитно-финансовых учреждений в части обслуживания ими федерального бюджета, атакже за деятельностью Центрального банка РФ по обслуживанию государственногодолга Российской Федерации.
Такимобразом, Счётная Палата выполняет определённое количество задач, перед нейпоставленных государством.
2.2.Полномочия (компетенция) Счётной Палаты
СчётнаяПалата Российской Федерации наделена широкими полномочиями в сфере финансовогоконтроля. Объектом контроля со стороны Счётной Палаты Российской Федерациивыступают средства федерального бюджета, федеральных бюджетных фондов, федеральнаясобственность.¹
Особовыделены полномочия Счётной Палаты по контролю за состоянием государственноговнутреннего и внешнего долга Российской Федерации и за использованием кредитныхресурсов, а именно за:
— управлением и обслуживанием государственного долга;
— законностью, рациональностью и эффективностью использования иностранныхкредитов и займов, получаемых Правительством Российской Федерации отиностранных государств и финансовых организаций;
— эффективностью размещения централизованных финансовых ресурсов выдаваемых навозвратной основе;
— предоставление государственных кредитов, а также предоставлением средств набезвозмездной основе иностранным государствам и международным организациям;
Вобласти функционирования банковской системы Счётная Палата осуществляет контрольза:
— деятельностью Центрального Банка Российской Федерации, его структурныхподразделений, других банков и кредитно-финансовых учреждений в частиобслуживания ими федерального бюджета;
— деятельностью Центрального Банка Российской Федерации по обслуживаниюгосударственного долга Российской Федерации.
Вотношении государственной собственности Счётная Палата контролирует поступлениев федеральный бюджет средств, полученных от распоряжения государственнымимуществом (в том числе его приватизации, продажи; от управления объектамифедеральной собственности).
¹Финансовое право, Химичёва Н.И. Москва, 2004, стр. 130.
Законопределяет круг субъектов на который распространяются контрольные полномочияСчётной Палаты. В него входят:
А)все государственные органы (в том числе их аппарат) и учреждения, органыуправления федеральными бюджетными фондами;
Б)органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховыекомпании страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциациии иные объединения вне зависимости от видов и форм собственности, если ониполучают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета илииспользуют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеютпредоставленные федеральным законодательством или федеральными органамигосударственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества;
В)общественные объединения, негосударственные фонды и иные негосударственныенекоммерческие организации, на деятельность которых контрольные полномочияСчетной палаты распространяются в части, связанной с получением, перечислениемили использованием ими средств федерального бюджета, использованием федеральнойсобственности и управлением ею, а также в части предоставленных федеральнымзаконодательством или федеральными органами государственной власти налоговых, таможенныхи иных льгот и преимуществ.
Всеорганы государственной власти в Российской Федерации, органы местногосамоуправления, Центральный банк РФ, предприятия, учреждения, организации (независимоот форм собственности) и их должностные лица обязаны представлять по запросамСчетной палаты информацию, необходимую для обеспечения её деятельности.
Всвоей контрольной деятельности Счетная палата взаимодействует с другимиконтрольными органами Российской Федерации. Контрольные органы Президента иПравительства РФ, Федеральная служба контрразведки, контрольные органысубъектов Федерации, правоохранительные органы, Центральный банк, налоговые ииные органы, а также органы ведомственного контроля должны оказывать содействиедеятельности Счётной Палаты.
Такимобразом, область действия контрольных полномочий Счётной Палаты связана сфедеральным бюджетом, внебюджетными фондами, и федеральной собственностью.
2.3.Виды деятельности Счётной Палаты
СчётнаяПалаты выполняет два вида деятельности:
— контрольно — ревизионная;
— экспертно-аналитическая, которая в свою очередь делится на:
1)аналитическую деятельность;
2)предварительный контроль;
3)оперативный контроль;
4)последующий контроль.
Осуществляяконтрольную деятельность Счетная палата вправе проводить ревизии и тематическиепроверки, о результатах которых она информирует Совет Федерации иГосударственную Думу; при выявлении нарушения законов, влекущего за собойуголовную ответственность, — передает соответствующие материалы вправоохранительные органы. При проведении ревизий и проверок должностные лицаСчетной палаты не вправе вмешиваться в оперативную деятельность проверяемыхорганизаций, а также предавать гласности свои выводы до завершения ревизии (проверки)и оформления в его в виде акта (заключения).
Осуществляяаналитическую деятельность Счётная Палата Российской Федерации даёт анализважным экономически процессам, происходящим в государстве. Например, в 2004году Счётная Палата выпустила аналитическую записку «Анализ процессовприватизации государственной собственности в Российской Федерации за период1993 – 2003 годы», в которой «анализируются итоги приватизации в РоссийскойФедерации за период 1993-2003 годы с учетом ранее проведенных Счетной палатойРоссийской Федерации контрольных мероприятий и материалов, полученных отгосударственных органов Российской Федерации по запросам Счетной палатыРоссийской Федерации»¹.
Осуществляяпредварительный контроль Счётная Палата Российской Федерации дает заключение нафедеральный бюджет Российской Федерации и
¹Анализ процессов приватизации государственной собственности в РоссийскойФедерации за период 1993 – 2003 годы, руководитель рабочей группы Степашин С.В., Москва, 2004, стр. 1.
проектыфедеральных законов, связанных с федеральным бюджетом Российской Федерации.
Оперативныйконтроль – это совокупность контрольных и экспертно – аналитических мероприятий,основанных на:
— анализа специальных форм отчетности, являющихся обязательными для участниковбюджетного процесса;
— путем компьютерной обработки оперативно предоставляемых Минфином России иЦентральным банком России копий первичных платежных документов, на основаниикоторых осуществлялись операции со средствами федерального бюджета;
— иной обязательной финансовой отчетности, представляемой рядом министерств иведомств, Банком России и кредитными организациями, уполномоченнымиосуществлять операции со средствами федерального бюджета;
— обобщением результатов контрольных мероприятий, осуществляемых по поручениямпалат Федерального Собрания и по инициативе Счетной палаты;
— методом выборочных экспресс-проверок с целью уточнения отдельных параметровисполнения бюджета;
— с помощью экспертных оценок.
Оперативныконтроль осуществляется в течении всего года. На основе сопоставленияоперативных данных по форме, согласованной с Советом Федерации и утверждённойГосударственной Думой, составляется ежеквартальный (нарастающим итогом)оперативный отчёт об исполнении федерального бюджета за три, шесть, девять и 12месяцев. Этот отчёт, после утверждения коллегией Счётной Палаты, направляется вГосударственную Думу и Совет Федерации.
Врамках последующего контроля Счётная Палата осуществляет комплекснуюдокументальную ревизию уже исполненного бюджета. Ревизия осуществляется наоснове анализа и обработки максимально возможного числа первичных платежныхдокументов и проверки достоверности отчетных данных, полученных в ходевстречных проверок участников бюджетного процесса. Ревизию осуществляетспециально сформированная рабочая группа, состоящая из нескольких десятковфункциональных подгрупп. По результатам комплексной документальной ревизиисоставляется несколько сотен первичных актов, а также сводный акт. Итогиревизии служат основанием для подготовки Счетной палатой заключения на проектпредставляемого Правительством Российской Федерации в Государственную Думузакона об исполнении федерального бюджета за соответствующий год.
Такимобразом, Счётная Палата осуществляет многогранную деятельность, которуюобъединяет важная деталь – все виды деятельности Счётной Палаты связаны сконтролем над финансами.
Извсего сказанного в данной главе следует, что Счётная Палата имеет строгоопределённые рамки полномочий, выполняет разнородную деятельность.
Заключение
Вданной работе были достигнуты задачи, поставленные в введении. Исходя из всегонаписанного получаем, что:
СчётнаяПалата Российской Федерации является высшим органом государственногофинансового контроля;
СчётнаяПалата имеет строго определённую законом структуру и состав, главными органамикоторой являются Председатель Счётной Палаты, заместитель Председателя СчётнойПалаты, аудиторы Счётной Палаты, аппарат Счётной Палаты и т.д.;
СчётнаяПалата имеет строго определённый законом статус;
СчётнаяПалата в своей деятельности опирается на определённые принципы. Ими являются:
— законность;
— объективность;
— независимость;
— гласность.
5)Счётная Палата выполняет строго определённое количество задач, поставленныхперед ней государством. Все задачи прямо или косвенно связаны с бюджетной политикойгосударства и государственным финансовым контролем.
6)Законом строго определены круг субъектов на которые распространяютсяконтрольные полномочия Счётной Палаты. С Счётной Палатой сотрудничают другиеорганы государственного финансового контроля на всех уровнях.
7)Счётная Палата осуществляет несколько видов деятельности. Ими являются:
— контрольно – ревизионная;
— аналитическая;
— предварительный контроль;
— оперативный контроль;
— последующий контроль.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта referat.ru