Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


О принципах правового регулирования пенсионного обеспечения

Принципыправа являются правовой категорией, имеющей важное значение и в общей теорииправа, и в отраслевых правовых науках. В качестве показателя самостоятельностиобластей права наряду с предметом и методом правового регулированияобщественных отношений, выступают также специфические отраслевые принципы,объединяющие отдельные нормы области права, отражающие сущность данных норм иустанавливающие правовое положение субъектов права. Изучение же проблемыпринципов права пенсионного обеспечения, в первую очередь, требует наличияобщетеоретических знаний о понятии принципов права. «Принцип» (prinsipum), являясьлатинским словом, употребляется в смысле основных идей, руководящих положений.Согласно теории права, под принципами права понимаются основные идеи ируководящие начала, выражающие сущность, основное содержание и общиенаправление развития норм права внутри всей системы права [1].
Общепринятымсчитается разделение принципов права по сфере деятельности на общие,межотраслевые, отраслевые и внутриотраслевые принципы.
Однакодолгое время в юридической литературе вопрос дифференциации принципов институтови подинститутов был предметом жарких споров. В. С. Шайхатдинов справедливоотмечает, что в системе принципов существуют принципы, характерные не толькодля одного института, а для целой их совокупности. Он особо подчеркиваетналичие принципов, характерных для институтов права [2].
Ав современный период разные ученые уже обоснованно доказывают необходимостьналичия (существования) внутриотраслевых принципов, в том числе принципов поконкретным институтам права социального обеспечения [3]. Принципы ведущего института правасоциального обеспечения — права пенсионного обеспечения имеют важное значение вкачестве внутриотраслевых принципов.
Следуетуказать на то, что еще в советской юридической литературе были разработаныпринципы пенсионной системы рабочих и служащих (Е. И. Астрахан), единойпенсионной системы (М. Л. Захаров), советского права пенсионного обеспечения(Э. Г. Тучкова).
Вто же время принципы советского пенсионного обеспечения были исследованы вработах А. Левшина и Н. Г. Александрова [4].Вообще, принципы пенсионного права, являвшегося ведущим институтом правасоциального обеспечения всегда находились в центре внимания. В современный жепериод в связи с осуществлением реформ в пенсионном законодательстве нашейреспублики эта проблема приобретает особое значение.
Следуетуказать на то, что определение, данное профессором Э. Г. Тучковой принципамсоветского права пенсионного обеспечения актуально и в наше время. По еемнению, под принципами советского пенсионного права понимаются руководящие положения,отражающие сущность норм права по этому институту, его внутренне единство иперспективы развития. Взяв за основу данное определение Э. Г. Тучковой,принципам права пенсионного обеспечения с точки зрения современного пенсионногозаконодательства можно дать следующее определение: «Под правовыми принципамипенсионного обеспечения. взятого в качестве важной правовой категории правапенсионного обеспечения понимаются исходные начала и руководящие положения,характеризующие сущность и содержание, внутреннее устройство и перспективыдальнейшего развития норм права пенсионного обеспечения, взятого в качествецентрального и ведущего института права социального обеспечения».
Спозиций концепций современного пенсионного законодательства и пенсионнойреформы можем отметить следующие принципы правового регулирования пенсионногообеспечения:
— принцип осуществления пенсионного обеспечения на основе обязательногогосударственного социального страхования;
— принцип общности и возможности (доступности) условий осуществления пенсионногообеспечения;
— принцип разнообразия видов пенсионного обеспечения;
— принцип дифференциации условий и норм пенсионного обеспечения;
— принцип предоставления пенсионного обеспечения на уровне не ниже прожиточногоминимума;
— принцип создания равных условий для деятельности организаций по пенсионномуобеспечению независимо от их форм собственности;
— принцип защиты прав граждан на пенсионное обеспечение.
1. Принцип осуществления пенсионногообеспечения на основе обязательного государственного социального страхования.
Всовременный период практически уже сформировалась новая система пенсионногообеспечения. По действующему законодательству, средства, выделяемые на пенсиисобираются во внебюджетных государственных фондах. В Азербайджанской Республикетаким фондом является Государственный Фонд Социальной Защиты, правовой статускоторого определен Положением, утвержденным распоряжением ПрезидентаАзербайджанской Республики от 31 августа 2002 года ( в большинстве же другихгосударств аналогичные фонды называются Пенсионным Фондом). Указанный фондявляется самостоятельной финансово-кредитной организацией и ее денежныесредства находятся в ведении государства, однако не входят в состав какого-либобюджета. Средства фонда формируются за счет страховых платежей работодателей,средств, выделяемых из государственного бюджета, доходов от инвестиций,добровольных платежей юридических и физических лиц, платежей работников понайму и др. поступлений. Лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью,не создав при этом юридического лица, тоже переводят средства в ГФСЗ.
Однакосистема государственного пенсионного обеспечения наряду с принципомобязательного социального страхования, должна основываться также на принципенакопления. А пенсионная система, основывающаяся только лишь на принципеобязательного социального страхования должна быть применена не только к лицам,работающим по найму (то есть по трудовому договору), а ко всем гражданам. Этоготребуют реальности, обусловленные становлением рыночной экономики вгосударствах, переживающих переходный период.
2. Принцип общности и доступности условийосуществления пенсионного права.
Принциправенства, предусмотренный нормами международного права реализуется и впенсионном законодательстве, однако по основаниям, указанным в нем недопускается установление дискриминации в пенсионном праве.
Втораячасть принципа предусматривает условия доступности приобретения пенсионногообеспечения.
Пенсионноеправо возникает при соблюдении определенных условий. Эти условия должны бытьдоступными, позволяющими выполнить их без какого-либо труда и не должныпредусматривать каких-либо ограничивающих оговорок. Под доступностью же условийпонимается относительная легкость их приобретения. Еще в середине прошлого векаЕ. И. Астрахан, критикуя понятие «доступности условий осуществления пенсионногоправа», указывал на то, что данное понятие выбрано недостаточно удачно.
Однакоон отмечал, что данное понятие можно считать более приемлемым, нежели понятие«доступности пенсионного обеспечения» [5].В то же время Н. Г.Александров предлагал понятие «доступности общих условийприобретения пенсионного права» [6].
Помнению же И. М. Сироты, доступность нужно понимать в двух следующих смыслах:
— действительной доступности условий (например, трудового стажа) дляпредоставления пенсионного обеспечения;
— в обоснованности и реальности самих этих условий.
Всвязи с первым смыслом следует указать на то, что для получения полной трудовойпенсии по возрасту женщины должны иметь 20 лет трудового стажа, а мужчины 25лет. Период же трудоспособности в человеческой жизни весьма длителен:соответственно 39 и 44 года (начиная с 15 лет до достижения пенсионноговозраста, то есть соответственно 57 и 62 лет). В течении указанного временилюбой трудоспособный гражданин может иметь возможность приобрести трудовойстаж. Это можно отнести также и к стажу, который берется за основу приустановлении пенсии по инвалидности вследствие общего заболевания и потерисемьей кормильца.
Дляустановления же социальных пенсий вообще не предусмотрены требования к стажу.
Вообще,в пенсионном праве, как правило, отсутствуют ограничительные нормы,предусматривающие какие-либо неблагоприятные последствия. Например, пенсионнымзаконодательством не предусмотрены какие-либо сроки в связи с обращением дляполучения пенсии. Эти сроки не ограничены, то есть гражданин, достигшийпенсионного возраста, ставший инвалидом, или же потерявший кормильца в любоевремя может обратиться для получения пенсии.
3. Принцип разнообразия видов пенсионногообеспечения.
Этотпринцип, практически, является более конкретным проявлением принципаразнообразия видов социального обеспечения.
Впериод возникновения государственной системы пенсионного обеспечения количествослучаев страхования, предоставляющих людям право на пенсионное обеспечение былоочень ограниченным. С изменением социально-экономических условий и развитиемцивилизации данная перечень расширяется (например, по возрасту, поинвалидности, в связи с потерей кормильца, за выслугу лет, социальные пенсии идр. ).
И.М. Сирота правильно подчеркивает, что существование такого перечня видов пенсийподтверждает ограниченность понятия о разнообразии пенсионного обеспечения.
Поего мнению, это связано с тем, что законодательством установлена исчерпывающаяперечень случаев потери трудоспособности [7].
4. Принцип дифференциации условий и нормпенсионного обеспечения.
Этотпринцип выражен во многих нормах пенсионного права. В широком смыследифференциация «понимается как любая дискриминация (здесь дискриминацияпроводится в позитивном смысле), зависящая от тех или иных условий изакрепленная в нормах». Дифференциация всегда имеет определенные цели, и этопредставляет собой установление законодателем различий при помощипрогнозируемых правовых средств.
Дифференциацияв пенсионном праве имеет различные цели и задачи. Нормы пенсионного права,являющиеся по своей сути едиными, регулируют общественные отношения с участиемразных категорий граждан: работников, военнослужащих, обучающихся, писателей,мужчин и женщин, лиц, полностью или частично являющихся инвалидами, пожилыхграждан, детей и других членов (например, жены(мужа), родителей) семей,потерявших кормильца, работающих на подземных и других тяжелых работах,работающих в обычных условиях труда, ставших инвалидами вследствие общейболезни, трудовой травмы, профессиональной болезни и других.
Дифференциациянеобходима для выравнивания материального положения различных групп граждан, неимеющих достаточной социальной защищенности и восстановления их статусаполноценного члена общества. Однако дифференциация не должна быть чрезмерной ине должна стать препятствием на пути развития системы пенсионного обеспечения вцелом. Э. Г. Тучкова провела анализ современного состояния государственнойсистемы пенсионного обеспечения и указала на то, что предусмотренные льготыслишком многочисленны [8]. А Е. Е.Мачульская показывает, что наибольшее количество льгот предусмотрено именно впенсионных институтах [9]. А это привело ктому, что число вышедших на пенсию до достижения общего пенсионного возрастасоставляет 28 процентов пенсионеров по возрасту. Расходы на оплату этих пенсийсоставляют примерно 35 процентов расходов на оплату пенсий по возрасту (постарости) в целом. В 1994 году каждому седьмому пенсионеру пенсия назначаласьсо снижением возраста на 5-10 лет по сравнению с общим пенсионным возрастом.Вместе с тем, по данным специалистов, 30 процентов работников, пользующихсяпреимуществами при получении пенсий работают в нормальных условиях [10].
Понашему мнению, следует установить мораторий над принятием пенсионных законов,предусматривающих предоставление определенной категории граждан пенсионныхльгот за счет других. В то же время, следует предусмотреть в рамкахзаконодательства о труде определенные меры по усовершенствованию пенсионногообеспечения лиц, работающих во вредных и тяжелых условиях труда.
Нельзясчитать правильной также дифференциацию пенсионного возраста по половомупризнаку. Так, женщины живут дольше мужчин и поэтому между реальными объемамипенсионных платежей существует разница. Для устранения этой разницы иослабления финансовой нагрузки пенсионных фондов необходимо рассмотреть вопросо выравнивании пенсионного возраста мужчин и женщин. Интеграция в международноесообщество в последнее время еще более усилило эту тенденцию.
Использованиепенсионных льгот в качестве стимула при решении демографических проблем должноснять проблему трудовых ресурсов. В современный же период поставлена цель ихзамены мерами, соответствующими производственным, региональным и другимусловиям.
Вместес тем, государство должно гарантировать льготное пенсионное обеспечение дляработников тех государственных предприятий и областей экономики, в которых всилу объективных причин нет возможности улучшить условия труда.
5. Принцип предоставления пенсионногообеспечения на уровне не ниже прожиточного минимума.
Всовременный период данный принцип, практически, не реализуется. Так,большинство видов предоставляемых пенсий не находится на уровне прожиточногоминимума. Но это вовсе не означает, что государство освобождается от своихобязательств, вытекающих из Конституции и ратифицированных им ВсеобщейДекларации «О правах человека» и Международного пакта «Об экономических,социальных и культурных правах».
Следуетуказать на то, что в большинстве государств бедность стала повседневнойреальностью. Показатели уровня жизни населения, и первую очередь разница междуоплатой труда и минимальным размером пенсий и прожиточным минимумом являютсянеудовлетворительными в социальном отношении.
6. Принцип создания равных условий длядеятельности организаций по пенсионному обеспечению независимо от формысобственности.
Утверждениеновых политических и экономических отношений в жизни общества обусловиловозникновение в законодательстве изменений, соответствующих требованиям дня.Одним из этих изменений является принцип создания равных условий дляфункционирования различных видов собственности.
Вправе пенсионного обеспечения эти принципы нашли свое отражение в проведениигосударственной политики, направленной на поддержку частной и общественнойинициативы в сфере пенсионного обеспечения.
Мысчитаем, что создание пенсионных фондов на основе частной собственности исоответствующих видов деятельности должны осуществляться на основанииспециального лицензирования.
Агосударство, в свою очередь, должно создать нормальные условия для ихфункционирования посредством материально-правовых, организационно-правовых ипроцессуально-правовых гарантий и обеспечить их деятельность. Существование жеданной системы является дополнительным и действенным средством обеспечениядостойных условий жизни пенсионеров и снижения «демографической нагрузки».
Влюбом случае негосударственная пенсионная система должна функционировать вкачестве дополнительной системы по отношению к государственной пенсионнойсистеме. Эта система будет функционировать либо в качестве дополнительнойпенсионной системы отдельных организаций, отраслей экономики, либо в формеличного пенсионного страхования граждан. В свою очередь, второй случай будетстимулировать деятельность страховых организаций в сфере пенсионногострахования или же приведет к созданию пенсионных фондов на частнойсобственности. Е.М. Четыркин пишет, что во многих странах основнымиинститутами, обеспечивающими значительную часть населения пенсиями являютсяпенсионные фонды работников предприятий, учреждений, профессиональныхобъединений и международных организаций. Такие фонды обычно называют частнымиили же производственными. Подобные фонды больше всего распространились в США, аменьше всего в странах с хорошим развитием государственных систем (например,страны Скандинавии и Австрия) [11].
7. Принцип защиты прав граждан напенсионное обеспечение.
Цельность,неприкосновенность и реальная гарантированность субъективных прав гражданявляется одной из основных целей правовой системы нашей страны. Право напенсионное обеспечение является одним из основных субъективных прав граждан ипоэтому оно защищается и общими гарантиями, предусмотренными в конституции, испецифическими гарантиями, предусмотренными в пенсионном законодательстве. Всистему специфических гарантий, существующих в пенсионном праве входят:
— Установление демократической и гибкой процедуры назначения пенсий. Этоозначает, что процедуры доказывания и оформления прав граждан на пенсию должныбыть достаточно простыми и легкими. Перечень документов, необходимых дляназначения пенсий должна быть сформирована таким образом, чтоб требовалось какможно меньше документов.
— Выбор наиболее эффективного способа доставки назначенных пенсий.
— Учет интересов пенсионеров при установлении сроков осуществления права напенсионное обеспечение.
Значениеустановления принципов правового регулирования пенсионного обеспечениязаключается в следующем:
Во-первых,эти принципы отражают в целом сущность норм пенсионного права и эти нормыспособствуют созданию связей с экономическими основами общества.
Во-вторых,эти принципы выступают одной из основ объединения отдельных норм пенсионногозаконодательства в единую систему.
В-третьих,эти принципы направляют дальнейшее развитие пенсионного законодательства и вдальнейшем окажут действенную помощь применению норм пенсионного права.
В-четвертых,эти принципы будут определять положение субъектов права пенсионногообеспечения, их права и обязанности.
В-пятых,система внутриотраслевых принципов в целом позволит определить сферудеятельности института пенсионного права, а также отражать реальныесоциально-экономические и политические процессы в обществе в меняющемсяправовом пространстве и создать динамичную систему взаимодействия принципов.
Ученые,указывая на значение принципов права, отмечают, что принципы, обеспечиваяправотворчество, реализацию права и идеологическое единство правопорядка вцелом, также «позволяют глубже выяснить» смысл конкретных нормзаконодательства, «играют направляющую роль в их толковании» [12]. Принципы также выступая критериямилегитимности действующего законодательства, могут быть использованы для оценкиего содержания [13].
АлиевМаис Наби оглы, к. ю. н., доцент юридического факультета Бакинскогогосударственного университета (БГУ), г. Баку, Республика Азербайджан
Список литературы
 [1]См.: Теория государства и права. Учебник. Под ред. М. Н. Марченко. М., Изд-во«Зеркало». 2000, с. 432.
 [2]См.: Шайхатдинов В. Ш. Теория социального обеспечения. Юридический анализ,Саратов. Изд-во Саратовского Университета.
 [3]См.: Захаров М. Л., Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения в России:Учебник. М., Издательство –БЭК, 2001, с. 100; Мачульская Е. Е. Правосоциального обеспечения. Учебное пособие. Вып. I, Екатеринбург, 1996. с. 47.
 [4]См.: Левшин А. Основные принципы пенсионного обеспечения в СССР («Социальноеобеспечение « 1956 г. № 5-6, с. 2-26; Н. Г. Александров. Советское трудовоеправо, изд. 2-е, Госюриздат, 1959, с. 370-373.
 [5]См.: Астрахан Е. И. Принципы пенсионного обеспечения рабочих и служащих. М.,Госюриздат.
1961.с. 33.
 [6]См.: Н. Г. Александров. Советское трудовое право. Издание 2-е, Госюриздат,1959, с. 370.
 [7]См.: I. M. Сирота. Право пенсiйного забезпечения в Украiнi, Киiв, ЮрiкомIнтер, 1998, с. 49
 [8]Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения. Учебно-методическое пособие.Нормативные акты о пособиях и компенсационных выплатах. М., 1995, с. 45.
 [9]Мачульская Е. Е. Право социального обеспечения. Учебно-справочное пособие. М.,1997, с. 33.
 [10]Явич Л. С. Право развитого социалистического общества. Сущность и принципы. М.,Юрид. лит.,
1978, с. 36-37.
 [11]См.: Четыркин Е. М. Пенсионные фонды. М., 1993, с. 3.
 [12]См.: Сыроватская Л. А. Трудовое право. Учебник. М., Юрист, 1998, с. 46.
 [13]См.6 Теория права и государства. Учебник для вузов/под ред. Г. Н. Манова. М.,2БЕК», 1996, с. 172, 174.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.