Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Механизм политической власти

Механизмполитической власти – совокупность органов, учреждений и должностных лиц,которые в установленном правовом порядке наделены властными полномочиями иучаствуют в осуществлении государственной политической власти. Следуетдобавить, что это не только система органов, но и ряд принципов на основекоторых функционирует механизм политической власти. Основной из низ закреплен вст. 10 Конституции Российской Федерации: «Государственная власть в РоссийскойФедерации осуществляется на основе разделения на законодательную,исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебнойвласти самостоятельны». Данная статья выражает и закрепляет одну из важнейших основконституционного права, признаваемую всеми демократическими правовымигосударствами и впервые введенную в конституционное право нашей страны спринятием поправки к ст. 1 Конституции 1978 г. в 1992 г. Но тогда этот принцип,названный одной из «незыблемых основ конституционного строя РоссийскойФедерации», не был последовательно проведен в Конституции.
Теорияи практика разделения властей явилась результатом длительного историческогоразвития и напряженной политической борьбы в обществе. Ее основоположники — англичанин Дж. Локк (XVII в.) и француз Ш. Монтескье (XVIII в.) — и ихмногочисленные последователи убедительно показали антинародный характернеразделенной, единой государственной власти, ведущей к социальнойнесправедливости, диктатуре, произволу и бесправию, доказали необходимостьперехода к системе разделения властей. Но поскольку общественные позиции врешающей степени зависят от интересов взаимодействующих и борющихся сил, до сихпор в странах, еще не создавших современный демократический конституционныйстрой и пытающихся это сделать, выдвигаются поверхностные и неубедительныеаргументы в пользу единства государственной власти, против«многовластия», якобы порождаемого разделением властей, и т.д. Дажевынужденно признавая принцип разделения властей под давлением общественногомнения и демократических движений, некоторые политические деятели, лидерыгосударств и даже ученые высказываются за то, чтобы разделенные власти одногогосударства имели бы единый «корень» или «стержень» в видевозглавляющего их государственного органа, как правило — президента илипарламента данной республики.
Разделениевластей не уничтожает единства демократической государственной власти. Онореально существует прежде всего на уровне народовластия, прямого илипредставительного, выражаемого также всеми разделенными властями. Кроме того,оно существует в форме взаимодействия, взаимного контроля, «сдержек ипротивовесов» между самостоятельными властями. Законодательная властьиздает законы, на основании которых действуют исполнительная и судебная власти,осуществляет бюджетный контроль, назначает или утверждает должностных лицисполнительной и судебной властей. Исполнительная власть — обычно главагосударства — утверждает и публикует принятые парламентом законы, вносит в парламентпроекты законов, назначает судей, осуществляет право помилования и т.д.,участвуя в осуществлении законодательной и судебной властей. Судебная властьтолкует Конституцию, может признать законы, акты правительства или их отдельныепредписания не соответствующими Конституции, а иные правовые акты — законам илишить их юридической силы, контролируя в этом смысле законодательную иисполнительную власти, а отчасти — и участвуя в их осуществлении. Судебнаявласть осуществляет правосудие, применяя законы, а нередко и Конституцию прирешении конкретных дел.
Опытмногих десятков стран, давно установивших разделение властей — эту новую дляРоссии основу конституционного строя, свидетельствует, что ее непременнымэлементом является определенное равновесие полномочий между главой государстваи парламентом, так или иначе контролирующим правительство. Если парламент (илиего палата) имеет право выразить недоверие правительству или его части, темсамым увольняя их в отставку, то глава государства вправе распустить парламент(палату), назначив новые выборы. Если же парламент не имеет такого права, то иглава государства не вправе досрочно распустить парламент (палату). Безравновесия нет разделения властей.
Столкновениемв России двух тенденций — за и против разделения властей, по-видимому, иобъясняется не вполне четкий, точнее сказать, компромиссный характерформулировки ст. 10 Конституции Российской Федерации. В ней говорится, что«государственная власть в Российской Федерации осуществляется...»(таким образом, одна власть, а не три власти) на основе ее разделения назаконодательную, исполнительную и судебную, т.е. на три власти. Единство властисочетается с ее разделением на три части. Но, говорится далее, органы каждой изних действуют самостоятельно. Таким образом разделение властей все же выраженои закреплено в ст. 10.
Отчастиэта компромиссность выражена и в построении системы высших органовгосударственной власти Российской Федерации. Законодательная власть (безиспользования этого термина) явно возложена на Федеральное Собрание.Исполнительную власть, как сказано в ст. 110, исполняет ПравительствоРоссийской Федерации. Судебная власть (так озаглавлена гл. 7) осуществляетсяКонституционным, Верховным, Высшим Арбитражным и другими судами РоссийскойФедерации. Таким образом, в этих частях Конституции самостоятельность каждой изтрех властей и их разделение по горизонтали на федеральном уровне выраженыдовольно ясно, хотя, может быть, все же недостаточно единообразно и четко. НоПрезидент Российской Федерации, являющийся главой государства (ч. 1 ст. 89), неявляется одновременно, как в США, главой исполнительной власти; он, согласно ч.2 ст. 80, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органовгосударственной власти (т.е. всех трех властей — по горизонтали и всех органовгосударственной власти Российской Федерации, ее субъектов, а также местныхсамоуправлений — по вертикали), отчасти принимает меры по охране суверенитетаРоссийской Федерации, ее независимости и государственной целостности.
Хотяв тексте ст. 10 не упомянуто разделение властей по вертикали, в гл. 1 (Основыконституционного строя), гл. 3 (Федеративное устройство) и в гл. 8 (Местноесамоуправление) оно урегулировано с достаточной для Конституции полнотой. В нихзафиксированы и основы взаимодействия между федеральными и региональными (науровне субъектов Российской Федерации) властями и местным самоуправлением.  
Органывходящие в механизм политической власти, закрепляются в ст. 11 Конституции РФ.Статья 11 по своему содержанию непосредственно примыкает к ст. 10,конкретизируя ее положение о разделении властей в Российской Федерации преждевсего по вертикали (а в ч. 1 — и по горизонтали, с перечислением федеральныхорганов государственной власти).
Часть1 этой статьи содержит перечень федеральных органов государственной власти.Итак, государственную власть в Российской Федерации осуществляют ПрезидентРоссийской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и ГосударственнаяДума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.
Вперечне названо не просто Федеральное Собрание, т.е. парламент России, ноуказаны названия составляющих его двух палат — Совета Федерации иГосударственной Думы. Последовательность, в которой перечислены эти органы(включая и палаты Федерального Собрания) и которой соответствуетпоследовательность изложения статей и упоминаний о них в последующих главахКонституции, соответствует соотношению полномочий, самостоятельноосуществляемых этими органами.
Естьи некоторое несовпадение в содержании ст. 10, говорящей о разделениигосударственной власти в Российской Федерации на три власти — законодательную,исполнительную и судебную, с одной стороны, — и ч. 1 ст. 11, перечисляющей нетри, а четыре звена в системе федеральных органов государственной власти, сдругой. В Конституции законодательная власть (без упоминания этого термина)явно возложена на Федеральное Собрание (в гл. 5), исполнительная власть прямовозложена на Правительство (в ст. 110 гл. 6), судебная власть, названная взаглавии гл. 7, возложена на суды; эта недостаточная точность и неодинаковостьв изложении распределения трех властей между соответствующими государственнымиорганами дополняется тем, что о месте органа, названного первым, — ПрезидентаРоссийской Федерации — в системе разделения властей прямо ничего не сказано.Правильно отмечается, что многие конституционные полномочия Президента Россииобычно бывают присущи исполнительной. Более того, в США, как президентскойреспублике, все полномочия главы государства охватываются понятием исполнительнойвласти. Но в России исполнительную власть осуществляет Правительство. Врезультате в России некоторые полномочия, типичные для исполнительной власти исоставляющие ее существенную часть, исключены из нее и переданы Президенту какособому органу, что в условиях «полупрезидентской, полупарламентской»республики сужает сферу парламентского контроля над исполнительной властью; подэтим контролем, принципиально ослабленным в такой республике, остается лишь табольшая часть исполнительной власти, которая предоставлена КонституциейПравительству.
Рядфункций Президента Российской Федерации, как и в других республиках этого типа(например, во Франции), ставят его как бы над другими властями. В ч. 2 ст. 80именно он провозглашен гарантом Конституции, прав и свобод человека игражданина, на него возложено принятие мер по охране суверенитета России, еенезависимости и государственной целостности, хотя все это функции, исполняемыев пределах своей компетенции также органами законодательной, исполнительной исудебной властей, кроме того, согласно ст. 80, именно Президент Россииобеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органовгосударственной власти. Поэтому Президент Российской Федерации назван первым вперечне этих федеральных органов.
Часть2 ст. 11 Конституции РФ закрепляет характерную для федерального устройстваРоссийской Федерации самостоятельность всех ее субъектов в конкретномопределении системы их органов государственной власти, их правомочий, порядкаих формирования и их наименований.
КонституцияРоссийской Федерации устанавливает только некоторые общие правила, которымдолжны следовать субъекты федерации. Они должны решать вопросы этого рода всоответствии с основами конституционного строя Российской Федерации (гл. 1Конституции) и общими принципами организации законодательной и исполнительнойвласти, установленными федеральным законом.   
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта tarasei.narod.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.