Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Информатизация в юриспруденции: правовой режим информационных ресурсов

Разуваев Владимир Эдуардович
Дляраскрытия понятия «правовой режим информационных ресурсов» необходимоопределиться с тем, что вообще понимается под правовым режимом, в чем его суть.С обобщающей точки зрения, под режимом понимается установленный порядоккаких-либо вещей, их использования, владения, распоряжения ими, а также порядоквзаимоотношений, складывающихся в определенной сфере. Следовательно, правовойрежим – это особый порядок правового регулирования, установленный государствомв виде правовых норм и обеспеченный силой государственного принуждения. Изприведенного выше тезиса видно, что правовой режим обусловлен наличиемконкретного порядка. В свою очередь порядок представляет собой технологическуюпоследовательность совершения одних действий за другими. Как правильно отмечаютавторы Малько А. В. и Родионов О. С., «правовые режимы обеспечивают устойчивоенормативное регулирование группы общественных отношений, определенного участкасоциальной жизни, содействует оптимальному использованию конкретных объектов».1
Сказанноепозволяет говорить о том, что для установления правового режима необходимопоследовательное технологическое совершение определенных действий, нарушениепорядка выполнения которых может повлечь за собой неадекватность правовых нормсуществующей действительности. Эффективное функционирование правового режимапредполагает совершение, во-первых, логически обоснованных, и, во-вторых,закономерно и последовательно вытекающих из предыдущих, действий. Прежде, чемпользоваться каким-либо технически сложным предметом, для действенного егофункционирования следовало бы изучить инструкцию по эксплуатации, т. к.неизучение (либо незнание вообще) минимальных эксплуатационных требований можетпривести к печальным последствиям (в лучшем случае – к поломке). Вышеописанныйпример, на мой взгляд, в полной мере отражает имманентную сущность настоящейработы.
Безусловно,режим информационных ресурсов устанавливается с тем, чтобы дать возможность ихсобственнику распоряжаться ими по своему усмотрению: предоставлять впользование другим лицам, продавать, дарить, менять, получать определенную выгодуот использования, а также ограничивать доступ. Принципиально важным выступаетутверждение о том, что правовой режим информационных ресурсов обуславливаетгражданский оборот, складывающийся среди субъектов информационного обмена поповоду информационных ресурсов. С целью обеспечения нормальногофункционирования указанного оборота Закон об информации устанавливаетпредназначенный для этого термин – «информационные ресурсы» (ст. 2), а такжевводит основы правового режима информационных ресурсов (глава 2).
Позициязаконодателя по поводу определения понятия информационных ресурсов выражена вст. 2 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации».Под ними понимаются «отдельные документы и отдельные массивы документов,документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах,фондах, банках данных, других информационных системах)». Законодатель неговорит о том, что информационные ресурсы – это, прежде всего, информация, ауже потом – документ в смысле какого-либо носителя. В документах, хранящихся винформационных системах, обязательно присутствует информация, но информацияособого рода. Та, которая обработана и зафиксирована особым образом. Обобработке и фиксации информации, т.е. о порядке документирования информации,речь будет идти несколько ниже, поэтому не имеет сейчас смысла раскрывать этихпонятий.
Внастоящее время довольно широко используется наряду с категорией«информационные ресурсы» понятие «информационный продукт». Полагаю, что нестоит отождествлять эти дефиниции, так как это разноплановые понятия.
Чтопонимается под информационными ресурсами, было сказано выше. Поэтому, неостанавливаясь лишний раз на этом определении, замечу, что понятия«информационный продукт», о котором сейчас пойдет речь, не содержится в Законеоб информации, хотя я полагаю, что это стоило бы сделать по следующим причинам:
·отождествление категорий «информационный ресурс» и «информационный продукт»ведет к их неточному пониманию в различных сферах жизнедеятельности, чтонеблагоприятно сказывается на развитии информационных процессов;
·наличие в Законе об информации категории «информационный продукт» обеспечитясность и унификацию в понимании данного явления, а также установит единоепонятие для ученых-юристов и практиков;
·установление понятия «информационный продукт» и его определения именно в Законеоб информации еще раз подчеркнет базовость данного правового акта.
Однакоотсутствие в Законе об информации понятия «информационный продукт» не отрицаетего наличия в других нормативных актах. В ст. 2 Закона «Об участии вмеждународном информационном обмене»2 провозглашается, что информационныйпродукт – это документированная информация, подготовленная в соответствии спотребностями пользователей и предназначенная или применяемая дляудовлетворения потребностей пользователей. Из данного определения видно, чтоинформационный продукт – это информация, которая подготовлена (подобрана,проанализирована …) для конкретного потребителя, для использования в конкретныхобстоятельствах. Например, нормы Налогового кодекса могут иметь различноепрактическое значение для бухгалтера и юриста. В соответствии с этим сами нормыНК Российской Федерации в чистом виде будут выступать информационным ресурсом идля юриста, и для бухгалтера. Однако для успешного применения НК на практикеиздаются различные комментарии официальных органов, которые могут подготовленыотдельно для юристов и отдельно для бухгалтеров. В таком случаеспециализированный комментарий, подготовленный для практикующего юриста, будетявляться для него информационным продуктом. Для бухгалтера указанным продуктомбудет выступать соответствующий, предназначенный для профессии бухгалтера,комментарий, который удовлетворит его потребности при применении НК в работе иможет не удовлетворить потребности юриста (если не брать во вниманиесубъективную сторону вопроса).
Другимпримером информационного продукта может служить информация о детях, оставшихсябез попечения родителей. Сам по себе государственный или региональный банкданных о детях, оставшихся без попечения родителей, представляете собойинформационный ресурс соответствующего уровня (федерального или регионального).Однако информация о конкретном ребенке, которого гражданин желал бы принять навоспитание в свою семью, представленная ему федеральным или региональнымоператором банка данных о детях в письменной форме, где указываются сведения,установленные ст. 6 ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся безпопечение родителей»3, будет являться для этого гражданина информационнымпродуктом, т. е. информацией, подготовленной с учетом его пожеланий ипотребностей.
Следуеттакже иметь в виду, что определение информационного продукта в конкретныхинформационных отношениях зависит от стадии обработки информации каким-либолицом. Речь идет фактически о том, что одна и та же документированнаяинформация в рамках различных отношений может являться и информационнымресурсом и информационным продуктом. Например, заметка в газете является дляаналитика информационным ресурсом, а то, что у него получится на основеполноценного анализа, созданное им, обработанное – уже информационный продукт.В то же время журналист, писавший заметку. Пользовался другими информационнымиресурсами, а заметка, опубликованная в средстве массовой информации, ставшаярезультатом его творческой деятельности, — информационный продукт.
 Намой взгляд, главным отличием информационного продукта от информационногоресурса является подготовленность (или неподготовленность) информации дляконкретного потребителя. Вместе с этим хотелось бы выделить некоторыехарактеризующие особенности информационного продукта, имеющиетеоретико-практическое значение:
1.информационный продукт – это всегда результат труда, порождение или следствиеобработки информационного ресурса. Информационный продукт создается в процессетворческой, производственной, аналитической, синтетической и иных полезныхвидов деятельности;
2.информационный продукт может быть вовлечен по желанию собственника вэкономический оборот, следствием чего может выступать, к примеру, переход правасобственности;
3.информационный продукт всегда отвечает потребностям тех или иных потребителей.При создании продукта четко прослеживается идея, т. е. главный замысел, радиреализации которого и создается сам продукт;
4.при формировании информационного продукта учитывается две позиции: позицияпотребителя информации (заказчика, покупателя), которому требуется информацияопределенной направленности, и позиция собственника в силу непосредственногооригинального формирования информационного продукта.
Сучетом названных характеризующих особенностей проявляется некая схожестьинформационного продукта с понятием «интеллектуальной собственности». Однакополагаю, что данные категории могут быть отождествлены лишь по признаку общиххарактеристик, присущих обоим понятиям, но сточки зрения существеннойнаправленности и имманентных причин возникновения указанные дефиниции неявляются в полном смысле идентичными.
Возвращаяськ институту правового режима информационных ресурсов, напомню, что основыуказанного режима определены в главе 2 Закона об информации. Нормы,определяющие правовой режим информационных ресурсов, устанавливают:
·порядок документирования информации;
·право собственности на отдельные документы и отдельные массивы документов винформационных системах;
·категорию информации по уровню доступа к ней;
·порядок правовой защиты информации.
Наличиеэтих 4 составляющих «обеспечивают все характеристики информационных ресурсовкак объекта отношений и гарантирует возможность его защиты Законом»4.
Первойсоставляющей, указанной в п. 2 ст. 4 Закона об информации, правового режимаинформационных ресурсов является порядок документирования информации, чемупосвящена статья 5 указанного Закона. В ней, в частности, говорится, чтодокументирование информации является обязательным условием включения информациив информационный ресурс. Здесь же предписывается порядок документирования,устанавливаемый органами государственной власти, ответственными за организациюделопроизводства, стандартизацию документов и их массивов, безопасностьРоссийской Федерации. Согласно ст.5 Закона документ, полученный изавтоматизированных информационных систем, приобретает юридическую силу послеего подписания должностным лицом в порядке, установленном законодательствомРоссийской Федерации. В ст. 160 Гражданского кодекса устанавливаетсяразрешительная норма об использовании при совершении сделок факсимильноговоспроизведения подписи с помощью средств механического или иного копирования,электронной цифровой подписи либо иного аналога собственноручной подписи приусловии, если это предусмотрено законом или соглашением сторон. Вслед за ГК п.3 ст. 5 Закон об информации говорит о том, что юридическая сила документа можетподтверждаться электронной цифровой подписью.
Последолгих и бурных обсуждений законопроекта в России был принят ФЗ «Об электроннойцифровой подписи»5, регулирующий отношения по использованию электроннойцифровой подписи в электронных документах. При соблюдении определенных условий,установленных законом, такая подпись в электронном документе признаетсяравнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе. Всоответствии с п. 2 ст. 1 указанного Закона, его действие распространяется наотношения, возникающие при совершении гражданско-правовых сделок и в другихпредусмотренных законодательством Российской Федерации случаях. Безусловно,Закон об электронной цифровой подписи сможет заметно облегчить жизнь тем, ктопостоянно «общается» с компьютером и совершает сделки посредством использованиятелекоммуникационных технологий. Однако таким образом могут быть заключенытолько те сделки, которые не требуют нотариального удостоверения. Что жекасается практического применения электронной цифровой подписи, то уже попрошествии 2 месяцев действия Закона выяснилось, что «работать он не может»6:западные стандарты не совпадают с российскими. Считаю, что неработающий законявляется определенного рода «мусором» в правовом пространстве, ведь еще древниеговорили: плохие законы – худший вид тирании. Но в целом можно сказать, чтоЗакон об электронной цифровой подписи, не беря во внимание международныестандарты в системе электронного документооборота и их несоответствие сроссийскими, имеет, безусловно, прогрессивное значение на территории России.Электронная цифровая подпись, являясь средством придания электронному документуюридической силы (или значимости), представляет собой реквизит, предназначенныйдля защиты документа от подделки, полученный в результате криптографическогопреобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровойподписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, атакже установить отсутствие искажения информации в электронном документе (ст. 3Закона об электронной цифровой подписи). Таким образом, предназначениеэлектронной цифровой подписи можно свести к следующим 7 целям:
1)придание электронному документу юридической силы;
2)защита документа от подделки;
3)идентификация владельца сертификата ключа подписи;
4)установление отсутствия искажения информации в электронном документе;
5)подтверждение подлинности документа в электронной форме;
6)устойчивое формирование и развитие гражданского оборота при использовании ЭВМ;
7)сокращение времени, требуемого на проставление собственноручной подписи накаком-либо документе.
Втораясоставляющая правового режима информационных ресурсов заключается вустановлении права собственности на информационные ресурсы. В этом смыслеинформационные ресурсы могут являться элементом состава имущества РоссийскойФедерации, субъектов Российской Федерации, органов государственной власти,органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений играждан. Отношения по поводу права собственности на информационные ресурсырегулируются гражданским законодательством и, следовательно, все нормы,установленные ГК, в сфере права собственности распространяются и наинформационные ресурсы. Данный тезис мог бы предполагать, что правособственности на информационные ресурсы традиционно сводится к наличию трехправомочий: владению, пользованию и распоряжению. Однако информационные ресурсыпредставляют собой специфический объект права собственности, и поэтому данномуобъекту присущи некоторые отличительные черты, отграничивающие информационныересурсы от других объектов. К таким отличительным чертам можно отнести правособственника информационного ресурса определять условия распоряжениядокументами при их копировании и распространении. Речь фактически идет о том,что собственник информационного ресурса вправе заключить договор о копированииего информационного ресурса и предоставлении копий потребителю с каким-либогражданином или организацией, которые будут выступать посредниками в условияхинформационного обмена. Установление права собственности на информационныересурсы позволяет собственнику выработать определенные механизмы защитыинформационных ресурсов, а также разработать конкретную технологию оборотаинформационных ресурсов и концепцию по использованию данных ресурсов другимилицами.
Отличительныечерты информационных ресурсов как объекта права собственности отражается такжееще и в том, что фактическое обладание им является весьма условным термином.Возьмем, к примеру, электронный документ, представляющий собой, несомненно,информационный ресурс. Фактически подержать в руках, пощупать его невозможно.Можно обладать магнитным носителем (дискетой), у которого есть определеннаяформа и в котором содержится непосредственно электронный документ. Поэтому,пользуясь правом собственности на информационные ресурсы, человек обладаетфактически и носителем этого информационного ресурса (хотя права собственностина носитель он может и не иметь).
Третьясоставляющая правового режима информационных ресурсов предусматриваетобязанность установить категорию информации по уровню доступа к ней. В реалияхсегодняшнего дня лица, занятые в информационной сфере, постоянно занимаютсясбором, обработкой, накоплением, хранением и предоставлением информации (атакже другими видами информационной деятельности), для чего обращаются кразличным информационным ресурсам. Безусловно, владелец информационных ресурсовв целях защиты информации устанавливает уровень доступа к ним. Уровень доступак информации (степень открытости) означает, с одной стороны, ценность изначимость данных сведений, а с другой, нежелание лиц, обладающих конкретнойинформацией, сообщать ее другим. Вместе с тем, законодательствомустанавливаются перечни информации, доступ к которой не может быть ограничен.
Всоответствии со ст. 10 Закона об информации все государственные информационныересурсы делятся на открытые (общедоступные) и с ограниченным доступом, апоследние в свою очередь могут содержать документированную, информацию,отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную.
Следуетсделать акцент в рассматриваемом аспекте правового режима информационныхресурсов на тех информационных ресурсах, доступ к которым ограничен.
 П.3 ст. 10 Закона об информации устанавливает запрет на отнесение некоторыхинформационных ресурсов к категории ограниченного доступа. Такими информационнымиресурсами являются:
·законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статусорганов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций,общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядоких реализации;
·документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую,метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другуюинформацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенныхпунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом;
·документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной властии органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и другихгосударственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностяхнаселения, за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне;
·документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационныхсистемах органов государственной власти, органов местного самоуправления,общественных объединений, организаций, представляющие общественный интерес илинеобходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.
Кинформационным ресурсам с ограниченным доступом относится, как уже говорилось,государственная тайна. Отнесение сведений к государственной тайне определяетсяв соответствии с Законом Российской Федерации «О государственной тайне»7,согласно которому государственная тайна – это защищаемые государством сведенияв области военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной,контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространениекоторых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. На настоящиймомент перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, содержится вУказе Президента Российской Федерации от 24. 01. 1998 года.8 При анализеправовых норм, регулирующих институт государственной тайны, видно, чтоуказанный институт получил жесткую уголовно — и административно-правовуюзащиту. Следует также иметь в виду, что защита проявляется и входе судебногоразбирательства. Так, пп. 1 п. 2 ст. 241 УПК Российской Федерации установлено,что разбирательство дела в суде, которое может привести к разглашениюгосударственной тайны, может быть на основании определения или постановлениясуда проведено закрыто.
Последней,4-ой, составляющей правового режима информационных ресурсов, выступаетустановление порядка правовой защиты информации. Суть этой части вопросасводится к проблеме информационной безопасности, чему должна быть посвященаотдельная работа.
 Рассмотренныевыше 4 составляющие правового режима информационных ресурсов подтверждаютвысказанный тезис о том, что правовой режим – это установленнаяпоследовательность совершения одних действий за другими, без осуществлениякоторых немыслимо само понятие «правового режима» и, соответственно, всегостановления процесса информатизации в юриспруденции как некоегосоциально-зкономического и научно-технического процесса в правовомпространстве. Таким образом, правовой режим информационных ресурсов в целомпредставляет собой сложную процедуру по включению информации в сферугражданского оборота, что не может не говорить о высокой степени важностиданной процедуры и ее детализированной проработке в законодательстве. Именнозаконодательное определение позволит различным информационным системам,технологиям и субъектам информационного обмена работать в легальном режиме.
Список литературы
МалькоА. В., Родионов О. С. Правовые режимы в российском законодательстве. Журналроссийского права, №9, сентябрь 2001 года / Справочно-правовая система «Гарант»
ФедеральныйЗакон от 04. 07. 1996 года № 85-ФЗ «Об участии в международном информационномобмене» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 28. Ст. 3347
Федеральныйзакон от 16. 04. 2001 года № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях,оставшихся без попечения родителей» // Российская газета от 20. 04. 2001 года
БачилоИ. Л., Волокитин А. В., Копылов В. А. Научно-практический комментарий кФедеральному закону «Об информации, информатизации и защите информации» /Справочно-правовая система «Гарант»
Федеральныйзакон от 10. 01. 2002 года № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» //Российская газета от 12. 01. 2002 года
Интервью,подготовленное В. Баршевым и Е. Арсюхиным, с 1-ым зам. Министра РоссийскойФедерации по связи и информатизации А. Коротковым // Российская газета от 21.03. 2002г.- С. 5
ЗаконРоссийской Федерации от 21. 07. 1993 года в ред. ФЗ от 06. 10 1997 года «Огосударственной тайне» // Российская газета от 21. 09. 1993 года и Российскаягазета от 09. 10. 1997 года
УказПрезидента Российской Федерации № 61 от 24. 01. 1998 года «Об утвержденииперечня сведений, отнесенных к государственной тайне» // Российская газета от03. 02. 1998 года


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.