Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Административная правосубъектность

Административная провосубъектность
Административно-правовойстатус индивидуального субъекта. Административная правоспособность.Административная дееспособность. Административная правоспособность идееспособность – составляющие административной правосубъектности.
Введение.
Государственнаяадминистрация — самая большая, самая мощная часть государственной машины.Государственной администрации прямо подчинены почти все существующие средствафизического принуждения: войска, милиция, полиция, контрразведка,исправительно-трудовые учреждения, психиатрические больницы и т. д. Власть,которой она обладает, — административная власть — огромная социальная сила. Ееправильное использование серьезно способствует тому, чтобы страна сталапроцветающей. Субъективизм, некомпетентность, произвол, злоупотребления приосуществлении государственной власти приносят обществу колоссальный вред. Ксожалению, так было в России в 30-х и 90-х годах XX века.
Вдемократически организованном обществе формирование и деятельностьгосударственной администрации должны быть четко, полно урегулированы правом. Иосновную роль здесь играет фундаментальная отрасль права любого государства —административное право. Особенно велико его значение в России, где такиефакторы, как большая территория, значительные природные ресурсы,многонациональный состав населения, исторические традиции обусловили особоезначение государственной администрации (административной власти).
Эффективностьв деле осуществления безопасности граждан, общества, страны, реализациясоциальных и экономических программ, конституционных прав и свобод граждан вомногом зависит от деятельности государственной администрации. А на ее четкую,плодотворную работу серьезно влияет административно-правовое регулирование.Нормы административного права должны закрепить оптимальные варианты созданиясистемы исполнительных органов государственной власти, распределениякомпетенции между ними, комплектования их личного состава.
1. Административно-правовой статус индивидуальногосубъекта.
Административно-правовойстатус индивидуального субъекта — это правовое положение личности в ееотношениях с субъектами исполнительной власти, урегулированное нормамигосударственного и административного права. Он является составной частью общегоправового статуса гражданина.
Праваи обязанности личности, о которых говорится в административно-правовых нормах,производны от конституционных и часто конкретизируют последние. Прежде всегоосновы административно-правового статуса граждан Российской Федерацииустанавливаются Конституцией, актами органов представительной власти. Вформировании и особенно в реализации составляющих данный статус прав иобязанностей значительна также роль органов исполнительной власти. Правительство,министерства, губернаторы издают немало нормативных актов, которыепредоставляют определенным категориям лиц льготы, закрепляют процедурыдеятельности различных инспекций, устанавливают общеобязательные правила(охоты, дорожного движения, пожарной безопасности и т. д.).
Разнообразныминормативными актами органов исполнительной власти:
— конкретизируются конституционные права и обязанности граждан;
— первично предоставляются определенные права;
— устанавливаются процедуры реализации прав и обязанностей;
— определяются органы, должностные лица, которые обязаны оказывать гражданамсодействие при осуществлении прав и обязанностей.
Нарядус активной нормотворческой деятельностью государственная администрациянепосредственно участвует в реализации гражданами их прав и обязанностей(планирует, финансирует, контролирует эту работу, обеспечивает ее кадрами,ресурсами, методическими материалами и т. д.) и защищает права и свободыграждан.
Составнымичастями адмиинстративно-правового статуса индивидуального субъекта являютсяадминистративная правосубъектность и его реальные права и обязанности,приобретенные в соответствии с нормами административного права.«Правосубъектность включает два основных структурных элемента: во-первых,способность обладания правами и несения обязанностей (правоспособность);во-вторых, способность к самостоятельному осуществлению прав и обязанностей(дееспособность). Поэтому иногда правосубъектность называютправодееспособностью».
2. Административная правоспособность.
Административнаяправоспособность — это способность иметь права и обязанности, закрепленныенормами административного права. Частично она возникает с момента рождения(право на постановку в очередь на получение жилой площади, на имя, намедицинскую помощь, на бесплатное обеспечение лекарствами). Будучи в принциперавной, административная правоспособность граждан не одинакова. Она зависит отвозраста, пола, состояния здоровья, образования, места жительства,национальности и других демографических факторов. В качестве примера можноназвать воинскую обязанность, способность стать носителем которой зависит отпола, возраста, состояния здоровья, гражданства и ряда иных факторов. О влияниина административную правоспособность даже такого признака, как национальностьлица, свидетельствуют нормы Федерального закона «О гарантиях правмалочисленных народов в Российской Федерации», принятого в апреле 1999 г.В частности, в нем закреплено право лиц, относящихся к малочисленным народам,на замену военной службы альтернативной гражданской службой. Влияет направоспособность также рост лица. Лица, рост которых менее 150 см, непризываются на военную службу, им не предоставляются права на управлениеавтобусами и т. д.
Сейчас,когда субъекты Федерации в соответствии со ст. 72 Конституции России активноосуществляют административное правотворче-ство, административнаяправоспособность жителей разных регионов имеет определенные различия.
Например,распоряжением мэра г. Москвы от 28 мая 1998 г. установлено, что с 1 июня 1998г. ежемесячно производится доплата к пенсии в размере 100% минимальной пенсиипо старости лилипутам, получающим пенсию (независимо от ее вида) в органахсоциальной защиты населения.
Такимобразом, главные особенности административной правоспособности следующие: онарегулируется нормами административного права, ее содержание состоит врегламентации правовых способностей индивидов в отношениях с субъектамигосударственной исполнительной власти, у конкретных лиц она возникает с моментарождения, для разных лиц она неодинакова по объему.
3.административная дееспособность.
Административнаядееспособность — это способность «лица своими действиями осуществлятьправа, выполнять обязанности, предусмотренные административно-правовыминормами, и нести ответственность в соответствии с этими нормами.
Административнаядееспособность граждан России возникает позднее правоспособности, возраст еенаступления законом не установлен. Хочется отметить, что раньше, чем какая-либоиная, у гражданина возникает именно административная дееспособность. Еечастичное появление и последующее увеличение связано с физическим иинтеллектуальным взрослением лица. Даже дошкольники могут самостоятельнообратиться к врачу, реализовать право на жалобу, с шести лет ребенок самреализует право на образование. Комиссия по делам несовершеннолетних вправенаправить лицо, которому исполнилось 11 лет, в специальную школу. С 16 летнаступает административная деликтоспособность — способность нестиадминистративную ответственность за свои действия.
Втечение последнего десятилетия административная правосубъектностьиндивидуальных субъектов непрерывно расширяется. В ее регулировании повышаетсяроль законов. За последние годы федеральными законами гражданам предоставленоправо на оружие, на свободный выбор места жительства, выезда из России,учреждение средств массовой информации и др. Значительно расширены права насудебную защиту, на объединение, на свободу совести.
Согласноч. 3 ст. 55 Конституции «права и свободы человека и гражданина могут бытьограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо вцелях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав изаконных интересов других лиц, обороны страны и безопасности государства».
Федеральнымизаконами предусмотрены четыре группы обстоятельств, при наличии которыхправовой статус, прежде всего административно-правовой статус индивидуальногосубъекта, может быть ограничен:
— чрезвычайные обстоятельства (массовые беспорядки, стихийные бедствия и др.);
— если это несовместимо с его общественно полезной деятельностью (запрещениесовместной службы родственников, совмещения государственной службы спредпринимательской деятельностью и т. д.);
— если без этого невозможно обеспечить государственную безопасность (режимсекретности, пограничный режим и др.);
— совершение неправомерных действий (лишение правонарушителей водительских прав,ограничения на приобретение ими оружия и т. д.).
Впервых трех случаях ограничения непосредственно устанавливаются нормативнымиактами и касаются неопределенного числа граждан, являются групповыми. Аограничения административно-правового статуса в связи с неравномернымидействиями носят индивидуальный характер, персонифицированы, являются мерамипринуждения, их содержание определяется правоприменительным.и актами.
Нередкислучаи, когда ограничение прав правонарушителя не является мерой принуждения, апредставляет собой неблагоприятные последствия правонарушения. Так,правонарушителю может быть отказано в выдаче лицензии на оружие, заграничногопаспорта.
4. Административная правоспособность и дееспособность– составляющие административной правосубъектности.
Административнаяправосубъектность предполагает такие качества физических и юридических лиц,которые в соответствии с действующим законодательством дают им право быть участниками(сторонами) регулируемых административным правом управленческих общественныхотношений. Административная правосубъектность слагается из двух элементов:правоспособности и дееспособности.
Административнаяправоспособность есть установленная и охраняемая административно-правовыминормами возможность того или иного субъекта приобретатьадминистративно-правовые обязанности и права, а также нести юридическуюответственность за их реализацию в сфере государственного управления. Онаявляется предпосылкой для участия физического или юридического лица врегулируемых административным правом управленческих отношениях (включая иделиктоспособность}.
Административнаядееспособность является выражением практической способности данного субъектареализовать свою административную правоспособность в конкретныхадминистративно-правовых отношениях (включая и деликтоспособность).
Правоспособностьи дееспособность соотносятся как статичестичкий и динамический признакиадминистративной правосубъектности. На практике эти два элемента чаще всегонеразделимы. Так, для органов исполнительной власти, должностных лиц,являющихся государственными служащими, административная право и дееспособностьнаступают одновременно, т.е. с момента образования и закрепления компетенцииоргана либо назначения должностного лица.
Вдругих случаях они не совпадают. Так, административная правоспособность гражданвозникает с момента рождения, а административная дееспособность, как правило,по достижении 16-летнего возраста.
Субъектыадминистративного права могут быть индивидуальными и коллективными.
Индивидуальнымисубъектами являются российские граждане, иностранные граждане и лица безгражданства. К их числу можно также отнести государственных служащих.
Кколлективным субъектам относятся различного рода государственные инегосударственные организации. В числе первых — органы исполнительной власти,государственные предприятия и учреждения и их объединения, структурныеподразделения органов исполнительной власти, наделенные собственнойкомпетенцией.
Негосударственныесубъекты административного права представлены общественными объединениями(партии, союзы, общественные движения и т.п.); исполнительные органы системыместного самоуправления; коммерческие структуры, включая частные предприятия иучреждения.
Следуетучитывать, что для органов исполнительной власти административнаядееспособность является основным средством реализации их административнойправоспособности. Соответственно участие в административно-правовых отношениях— их прямая юридическая обязанность.
Заключение.
Административноеправо наряду с конституционным и гражданским правом является одной из основныхотраслей российской правовой системы. Это объясняется прежде всего тем, чтоадминистративное право — это именно та отрасль права, которая регулируетобщественные отношения, возникающие в процессе реализации исполнительнойвласти, которая представляет собой одну из ветвей единой государственной властиРоссийской Федерации в системе ее разделения на законодательную, исполнительнуюи судебную (ст. 10 Конституции РФ)-
В90-х гг. XX в. в российском административном праве произошли коренныеизменения. Создание российской суверенной государственности, глубокиеполитические, экономические, социальные реформы повлекли большие перемены вовсем массиве административно-правовых норм, который был обновлен, расширен,модернизирован, стал более демократичным.
Преждевсего изменения связаны с гуманизацией административного права, которое«повернулось лицом к человеку» и во многих источниках конкретизировало конституционнуюнорму о том, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью».Во-вторых, в административном праве последовательно отражено федеративноеначало, оно стало важным средством закрепления и развития федеральногоустройства, обеспечения целостности России и самостоятельности ее субъектов.В-третьих, активно осуществляется развитие процессуальной составляющей отрасли,ее процессуализация. В-четвертых, в регулировании прав граждан, деятельностиадминистрации, властеотношений резко возросла роль законов и соответственноуменьшилась роль подзаконных актов. В-пятых, на состояние нормадминистративного права, систему регулируемых ими отношений активно сталивлиять Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ.
Список литературы
1.Комментарийк Конституции РФ. / Под ред. В.Д. Карповича. – М.Юрайт — М, 2002. 959 с.
2.Комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях / Под ред. Б. Н.Габричидзе. – М.: Дашков + К. 2003. 992 с.
3.АлехинА.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М Административное право РФ. – М.: ТЕИС, 1996.640 с.
4.Административноеправо России (конспект лекций) – М.: ПРИОР, 2001. – 128 с.
5.БахрахД.Н. Административное право России. – М.: НОРМА, 2000.- 640 с.
6.КозловЮ. М. Административное право. – М.: Юрист, 1999.- 320 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.