РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ
РЕФЕРАТ
по дополнительному курсу
«Государственная политика в сфере социальной защитынаселения»
ТЕМА: «Цели, задачи и структураФедерального закона № 122-ФЗ»
МОСКВА 2005
Введение
Федеральный закон от22.08.2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РоссийскойФедерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актовРоссийской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесенииизменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организациизаконодательных (представительных) и исполнительных органов государственнойвласти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправленияв Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 122-ФЗ) внес существенныеизменения в социальное законодательство Российской Федерации, существенноизменив систему социальной защиты граждан и работу фонда обязательногомедицинского страхования, в связи с чем в обществе был назван законом «О монетизациильгот» и вызвал социальную напряженность в силу недостаточной информированностинаселения о целях и задачах указанного Федерального закона.
В этой связи считаюнеобходимым пояснить, что понятие монетизация льгот, которое подразумевает подсобой процедуру замены льгот денежными выплатами, было принято депутатамиГосударственной Думы в целях облегчения работы над законопроектом и в текстеФедерального закона № 122-ФЗ не встречается.
Вместе с тем, исходя изполного наименования Федерального закона № 122-ФЗ следует, что основная цельпринятия и содержание Закона, отнюдь, не сводится к проблеме замены льготнекоторым категориям граждан денежными компенсациями.
В этой связи считаюнеобходимым рассмотреть вопрос о целях и задачах указанного Федерального закона,а также рассмотреть его структуру.
Цели, задачии структура Федерального закона № 122-ФЗ
По структуре, Федеральныйзакон № 122-ФЗ представляет собой закон, вносящий изменения в отдельные отраслизаконодательства Российской Федерации. Он состоит из преамбулы и 156 статей.
Исходя из преамбулы Федеральногозакона N 122-ФЗ, указанный Федеральный закон принят в целях защиты прав исвобод граждан Российской Федерации на основе разграничения полномочий междуфедеральными органами государственной власти и органами государственной властисубъектов Российской Федерации, оптимизации деятельности территориальныхорганов федеральных органов исполнительной власти, а также с учетомзакрепленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами вопросовместного значения.
Таким образом, преждевсего, речь идет о перераспределении функций между уровнями государственного(федерального и регионального) управления и местного самоуправления, а также обизменении источников финансирования отдельных отраслей, программ и мероприятий.
В целом в сферу действияФедерального закона № 122-ФЗ попали более 300 законодательных актов, из которыхболее 150 изменены и еще 151 — признаны утратившими силу полностью иличастично.
Провести детальный анализвсех изменений (или только изменений в сфере социального законодательства) врамках данной работы не представляется возможным.
В этой связи считаюцелесообразным дать только общую характеристику изменений по отраслямзаконодательства, а также рассмотреть изменения в сфере социальногозаконодательства.
Наряду с целями,объявленными в преамбуле Федерального закона № 122-ФЗ, попутно были решенывопросы, прямо не связанные с этими целями — по существу, ряд измененийпредставляет собой «доработку» ранее принятых законодательных актов.
Так, например, в Водныйкодекс Российской Федерации внесено более 100 изменений, носящих исключительнотехнический и терминологический характер, и обусловленных изменением структурыорганов отраслевого управления и переименованием некоторых органов государственнойвласти.
Подобные изменения вбольшую часть законодательных актов были внесены Федеральным законом от29.06.2004 года № 58-ФЗ (в который, кстати, Федеральным законом № 122-ФЗизменения также вносятся).
Подобные изменения внесеныв Закон о недрах, Трудовой кодекс Российской Федерации и ряд других законов.
Другим примеромизменений, не связанных с изменением межбюджетных отношений иперераспределением управленческих функций между уровнями власти, могут служитьизменения, внесенные в главу 21 Налогового кодекса Российской Федерации,которые уточняют порядок налогообложения товаров при их ввозе на территориюРоссийской Федерации и вывозе с территории Российской Федерации.
Перераспределениеполномочий органов государственной власти и органов местного самоуправленияпотребует разработки большого количества законодательных и нормативных актов — для реализации норм законов в новой (или измененной) редакции.
Изменения затронулипрактически все отрасли законодательства. Часть изменений внесена в отдельные законы,такие как, например, Закон о газоснабжении, Закон об инвестиционнойдеятельности, Закон о защите прав потребителя, Закон о рынке ценных бумаг ит.п. (полные наименования, номера и даты принятия законов не приводятся, таккак в дальнейшем изменения, внесенные в них комментироваться не будут).
Другая часть измененийможет быть сгруппирована по отраслям законодательства, направлениям социальной,бюджетной и экономической политики государства.
Исходя из названия курса,в данной работе необходимо в первую очередь рассмотреть цели и задачиФедерального закона № 122-ФЗ в сфере социального законодательства.
Так, исходя из преамбулыФедерального закона № 122-ФЗ в указанном Федеральном законе решаются такжезадачи обеспечения конституционного принципа равенства прав и свобод человека игражданина, повышения материального благосостояния граждан, обеспеченияэкономической безопасности государства и приведения системы социальной защитыграждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляютсякомпенсации, в соответствие с принципом разграничения полномочий междуфедеральными органами государственной власти, органами государственной властисубъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а такжепринципами правового государства с социально ориентированной рыночнойэкономикой.
Так, в области льгот,гарантий и компенсаций отдельным категориям граждан были приняты следующиеизменения:
Все ранее действовавшиенатуральные льготы отменены, за исключением нескольких групп населения (ГероевСоветского Союза, лиц, пострадавших в аварии на ЧАЭС и т.д.).
Наибольшим изменениямподвергся состав льгот, право на которые ранее имели инвалиды и ветераныВеликой Отечественной войны. Это объясняется, прежде всего, тем, что списокльгот для указанных категорий был наиболее широким.
Некоторым категориямбывших льготников замена части льгот будет компенсироваться денежнымивыплатами. К числу таких категорий отнесены инвалиды войны, участники ВеликойОтечественной войны, ветераны боевых действий, лица, награжденные знаком«Жителю блокадного Ленинграда», лица, работавшие в период Великой Отечественнойвойны на объектах противовоздушной обороны, и т.п. объектах, члены семейпогибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны иветеранов боевых действий, инвалиды (включая инвалидов-детей).
Изменен порядок финансированиястоимости проезда на пассажирском транспорте, лекарственного исанаторно-курортного обеспечения.
Льготы, которыми ранеепользовались ветераны труда и труженики тыла, более государством негарантируются. Размер компенсаций и порядок их выплаты должны быть определеныорганами государственной власти субъектов РФ. Правительством РФ неоднократноделались заявления о том, что указанные категории бывших получателей льгот врезультате реформы не пострадают.
В отношении компенсаций,которые подлежат выплате незаконно репрессированным, использован смешанныйподход — часть компенсаций (преимущественно по компенсации утраченногоимущества) будет возмещаться за счет средств федерального бюджета, прочиельготы должны быть обеспечены регионами.
Вместе с тем, имеетсябольшое количество категорий населения, ранее пользовавшихся различнымильготами, для которых компенсация взамен отмененных льгот не предусмотренавообще (квалифицированные работники в сельской местности, дети-сироты, лица,работающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) илипредусмотрена в размерах, существенно ниже стоимости отмененных льгот.
Существенно пересмотренасистема бесплатного медицинского обслуживания. Отменены многие льготы и мерысоциальной защиты некоторым категориям больных общественно значимымизаболеваниями (туберкулезом, СПИДом и т.п.), а также отменены все льготы длямедицинских работников, обслуживающих таких больных. Компенсация непредусмотрена. Как уже отмечалось, отменены практически все льготы донорам (заисключением дня отдыха). Компенсация предусмотрена, но ее размер существеннониже стоимости отмененных льгот.
В области льгот икомпенсаций гражданам, пострадавшим от радиации — в результате аварии на ЧАЭС,аварий на реке Теча, испытаний на Семипалатинском полигоне и т.п. основныельготы и компенсации сохранены, однако порядок их предоставления ужесточен.Кроме того, например, в отношении лиц, пострадавших в результате испытаний наСемипалатинском полигоне, исключена группа льготников — получивших заражение до5 сЭв.
В области оплатыработников силовых ведомств (Минобороны РФ, МВД, ФСБ, МЧС, пожарная служба ит.д.) изменения коснулись отмены оставшихся льгот и компенсаций полностью(Минобороны РФ) или частично (МВД РФ и ФСБ РФ) и уточнение размеров выплат.
Например, в отношениивоеннослужащих по контракту (офицеров и прапорщиков), а также пенсионеров из ихчисла, отменен не только бесплатный проезд, но и льгота, освобождавшаяуказанные категории граждан от уплаты местных налогов, а также ликвидированоправо на бесплатное получение земельных участков.
Также весьма существенно(не только у военнослужащих) скорректированы (в сторону уменьшения) льготы пооплате жилищно-коммунальных и приравненных к ним (абонентская плата за телефон,плата за телеантенну и радиоточку и т.д.).
Взамен отмененных льгот икомпенсаций увеличен размер надбавки за сложность и напряженность службы с 70до 120 процентов. Однако вряд ли такую замену можно считать равноценной.Во-первых, надбавка не выплачивается автоматически всем категориямвоеннослужащих (всему личному составу), а назначается при выполненииопределенных условий. Во-вторых, она привязана к размеру должностного оклада и,следовательно, те военнослужащие, которые фактически льготами пользуются меньше(например, командиры соединений льготами по проезду), а фактический размеркомпенсации будут получать выше, нежели те, которые в результате отмены льготпотеряют больше других.
Наконец, повышениенадбавки не окажет никакого влияния на размер пенсий, назначаемых уволеннымвоеннослужащим. Следовательно, для данной категории бывших получателей льготфактически компенсация не предусмотрена.
Заключение
В заключении считаюнеобходимым отметить, что в соответствии с преамбулой Федерального закона №122-ФЗ его нормы должны реализовываться в соответствии с положениями,закрепленными в преамбуле, и не могут использоваться для умаления прав изаконных интересов человека и гражданина.
Так, в соответствии спреамбулой Федерального закона № 122-ФЗ, при переходе к системе социальнойзащиты граждан, основанной на положениях указанного Федерального закона, передсубъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями были поставленыследующие задачи:
при замене льгот внатуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовыемеханизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутогоуровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового,имущественного положения, а также других обстоятельств;
реализовывать принцип поддержаниядоверия граждан к закону и действиям государства путем сохранения стабильностиправового регулирования;
предоставлять гражданамвозможность в течение разумного переходного периода адаптироваться к вносимым взаконодательство изменениям, в частности, посредством установления временногорегулирования общественных отношений;
не допускать приосуществлении гражданами социальных прав и свобод нарушения прав и свободдругих лиц.
Вместе с тем, из-занедостаточной информированности населения во многих субъектах РоссийскойФедерации возникла социальная напряженность и на сегодняшний день можно сказатьчто не все субъекты Российской Федерации эффективно справились с вышеназваннымизадачами.
Список источников
1. Федеральныйзакон от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные актыРоссийской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательныхактов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесенииизменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организациизаконодательных (представительных) и исполнительных органов государственнойвласти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправленияв Российской Федерации».
2. Краткийкомментарий к Федеральному закону от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ (В.Р. Захарьин,«Консультант бухгалтера", № 11, ноябрь 2004 г.).
3. Комментарийк новым законодательным и нормативным актам («Консультант бухгалтера», № 11,ноябрь 2004 г.).
4. КорякинВ.М. Право социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военнойслужбы, и членов их семей. Серия «Право в Вооруженных Силах – консультант». –«За права военнослужащих», 2005 г.
5. Проблемыоптимизации процесса «монетизации» натуральных преимуществ в РоссийскойФедерации (И.С. Морозова, «Журнал российского права», № 8, август 2005 г.).
6. Организационно-правовыепроблемы повышения эффективности деятельности в сфере охраны здоровья населения(Ю.И. Григорьев, И.Ю. Григорьев, «Медицинское право», № 3, III квартал 2005 г.).
7. Монетизацияльгот и проблемы экономического развития (М.Е. Оглоблина, «Бухгалтерский учет вбюджетных и некоммерческих организациях», № 6, март 2005 г.).