ПЛАН.
I. Введение.– Стр. 2 — 4
II. Понятие ипринципы социального обслуживания. – Стр.5 — 8
III.Стационарное социальное обслуживание. — Стр.9 — 10
IV. Услуги напогребение. – Стр. 11 — 11
V.Обеспечение инвалидов средствами передвижения. Стр.12 — 12
VI.Заключение. Стр. 13 — 17
VII.Задача. Стр. 18 – 18
VIII. Литератураи нормативные акты. Стр. 19
I.Введение.
Современная социально - экономическая, морально-психолгическая и духовнаяситуация в России крайне противоречива и многоаспектная имеет место нестабильностьв экономике, остро ощущается дефицит Федерального бюджета практически не снижается численность людей с доходом ниже прожиточного минимума, усиливается дифференциация населения подоходам, повышается напряженность на рынке труда, растет задолженность повыплате Зарплаты, пенсии и социальных пособий, остро проявляются тенденцииНеблагополучия в том числе социальной девиации.
Сложившаяся ситуация требует отгосударства и неправительственных
(организаций, общественных объединений, принятия адекватных мер прежде
всего в сфере развития системы социальной защиты населения и обеспечения
социальной безопасности.
В 90-е годы одно из наиболее существенных тенденцийсоциальной, политики является становление системы социального обслуживания,широкое применение в работе с населением современных технологий и методик.
Социальноеобслуживание населения в одних работах рассматривается как современнаяпарадигма социальной работы, в других — как высокоэффективная социальная технология,позволяющая оказывать результативную социальную поддержку гражданам в условиях сложной социальной экономическойситуации, объективно нарушающей жизнедеятельность человека или социальной группы в третьих, какпринципиально важный сектор социальной сферы.
Возможность осуществления социального обслуживания в условиях современнойРоссии становится реальной и ощутимой по мере организации и развития сетитерриториальных социальных служб и быстрого формирования отрядов профессиональныхсоциальных работников и других специалистов в сфере социальной работы,социальной педагогике и психологии.
Теоретики социальной работы, анализируя процесс становлениясоциальной науки, практики и профессии, констатируют, что социальноеобслуживание в современных условиях уступают в качестве одной из парадигмсоциальной работы и организационной формы этого вида социальной деятельности.
Не во всех странах мира социального обслуживания понимаетсяодинаково. Нередко в этот термин вкладывается различное содержание. Например, вФинляндии в « Закон о социальном обслуживании» (1982) под социальнымобслуживанием понимается совокупность социальных услуг, поддержки средствами ксуществованию, социальных пособий и связанных с ними действий которые призваныслужить укреплению социальной обеспеченности и способствовать развитиюотдельного человека, семьи, сообществу.
Состояние социального обслуживания в России свидетельствует озащите теоретического обоснования сущности и содержания социальногообслуживания семьи, женщин и детей, других категорий населения.
Целесообразно исходить из того, что социальное обслуживаниенаселения система характеризуется не просто суммой учреждений с динамикой ихразвития на определенных территориях Российской Федерации, а совокупностьсоставляющих как. Определенный порядоквзаимодействия органов и социального обслуживания, межведомственная взаимосвязь, исследовательные иобоснованные действия всех учреждений, направленные на поддержку различныхслоев населения; форма организационной деятельности учреждений социального обслуживания, определенный способ устройства региональной упорядоченной совокупности учреждений,объединенных общими целями, задачами, функциями; соотнесение усилий, направленных настановление социальных служб и полученных результатов социального обслуживания, выражающихся, прежде всего в степени удовлетворенности клиентов социальных служб, эффективности социальных услуг.
Новое представление о сущности социального обслуживания населениявнесли Федеральные законы « Об основах социального обслуживания населения в РоссийскойФедерации» и « О социальном обслуживании граждан пожилого возраста иинвалидов», принятые в 1995 году.
В Федеральном законе « Об основах социального обслуживаниянаселения в Российской Федерации» в статье 1 подчеркивается, что социальноеобслуживание предоставляет собой деятельность социальных служб по социальнойподдержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских,психолого-педагогических, социально правовых услуг и материальной помощи, впроведении социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в труднойжизненной ситуации.
Важную рольиграют статьи Закона, в которых раскрывается основное содержания видов социальногообслуживания — материальная помощь социальное обслуживание на дому, социальноеобслуживание в стационарных условиях, предоставления временного приюта,организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания, консультативнаяпомощь, социальный патронаж граждан и семей.
Федеральный закон « О социальном обслуживанииграждан пожилого возраста и инвалидов» существенно дополняет и конкретизируетнаше представление о социальном обслуживании отдельных социальных групп нашегообщества. Он предназначен для регулирования отношений в сфере социальногообслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, являющегося одним изнаправлений деятельности по социальной защите населения. При этом в законепредмет определяется таким образом: « Социальное обслуживание представляетсобой деятельность по удовлетворению потребностей указанных граждан всоциальных услугах». Социальное обслуживание включает в себя совокупностьсоциальных услуг, которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидами инвалидам на дому и в учреждениях социального обслуживания независимо от формсобственности.
Предусмотрена возможность получения достаточных для удовлетворения жизненных основных потребностей социальных услуг,которые получаются в федеральный и территориальный перечень гарантированных государством социальных услуг.
Социальное обслуживание основывается на принципах: адресности, совокупность, добровольность, гуманность, приоритетность, предоставление социальных услуг несовершеннолетним, пожилым людям и инвалидам находящиеся в трудной жизненной ситуации; конфиденциальность, соблюдение прав человека и гражданина.
Понятие « социальное обслуживание», как любой термин описывает некоторый идеальный объект. С точки зрения его системных свойств, он выступает как множество подсистем и элементов. С формальной точкизрения, социальное обслуживание — это вид социальной деятельности,осуществляемый главным образом через сеть социальных служб, взаимодействующихмежду собой во имя достижения промежуточных и конечных целей предоставленияклиентам социальных услуг. II. ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ.
Неотъемлемым элементом государственнойсистемы социального обеспечения в РФ выступает социальное обслуживаниепрестарелых, нетрудоспособных и семей с детьми, которое включает различные видысоциальных услуг, направленных на удовлетворение особых потребностей данногоконтингента лиц. В настоящее время государство прилагает большие усилия длясоздания комплексной системы социального обслуживания населения, выделенияфинансовых средств на ее развитие. Уже приняты основные законы, составившиеправовую базу для ее функционирования: Федеральный закон от 10.12.95 № 195-ФЗ«Об основах социального обслуживания населения в РФ»; Федеральныйзакон от 02.08.95 № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилоговозраста и инвалидов»; Федеральный закон от 24.11.95 № 181-ФЗ «Осоциальной защите инвалидов в РФ» и др.
Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальныхслужб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых,социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг иматериальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан,находящихся в трудной жизненной ситуации.
Впервые вотечественном законодательстве сформулировано понятие такого социально-значимогообстоятельства как трудная жизненная ситуация.
Трудная жизненная ситуация — ситуация, объективнонарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолетьсамостоятельно. Причинами ее возникновения могут быть самые различныеобстоятельства: инвалидность, преклонный возраст, болезнь, сиротство, жестокоеобращение в семье, безработица, отсутствие определенного места жительства ипр.
Право на социальное обслуживание имеют: граждане РФ; иностранцы илица без гражданства, если иное не установлено международными договорами РФ.
Социальное обслуживание основывается на следующих принципах.
Адресность, т.е.предоставление персонифицированно конкретному лицу. Работа по выявлению исозданию банка данных таких лиц ведется местными органами социальной защитынаселения по месту жительства инвалидов, престарелых, многодетных и одинокихсемей. Информацией о детях сиротах, одиноких и многодетных семьях располагаюттакже органы народного образования; о беженцах — миграционная служба, о лицахбез определенного места жительства — органы внутренних дел и пр.
Доступность. Обеспечиваетсявозможность бесплатного и частично платного получения социальных услуг, которыевключены в федеральный и территориальные перечни гарантированных государствомсоциальных услуг. Их качество, объем, порядок и условия оказания должнысоответствовать государственным стандартам, установленным Правительством РФ.Сокращение их объёма на территориальном уровне не допускается.
Перечни социальных услуг определяются с учетом субъектов, которымони предназначены. Федеральный перечень гарантированных государством социальныхуслуг для граждан пожилого возраста и инвалидов, оказываемых государственнымии муниципальными учреждениями социального обслуживания, утвержден постановлениемПравительства РФ от 25.11.95 № 1151. На его основе разрабатываютсятерриториальные перечни. Финансирование услуг, входящих в перечни, осуществляетсяза счет средств соответствующих бюджетов.
Добровольность. Социальноеобслуживание осуществляется на основании добровольного обращения гражданина,его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органагосударственной власти, органа местного самоуправления или общественногообъединения. В любое время гражданин может отказаться от получения социальных услуг.
Гуманность. Граждане,проживающие в стационарных учреждениях, имеют право на свободу от наказаний.Не допускаются в целях наказания или создания удобств для персоналаиспользование лекарственных средств, средств физического сдерживания, а такжеизоляция. Лица, допустившие указанные нарушения, несут дисциплинарную, административнуюили уголовную ответственность.
Приоритетность предоставлениянесовершеннолетним.
Конфиденциальность.Сведения личного характера, ставшие известными работникамучреждения социального обслуживания при оказании социальных услуг, составляютпрофессиональную тайну. Работники, виновные в ее разглашении, несутустановленную законом ответственность.
Законодательствопредусматривает следующие виды социального обслуживания.
Материальнаяпомощь в виде денежных средств, продуктов питания, средств санитариии гигиены, одежды и обуви, других предметов первой необходимости, топлива,специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов илиц, нуждающихся в постороннем уходе;
Социальноеобслуживание на дому направлено на максимально возможное продление пребыванияграждан пожилого возраста и инвалидов в привычной социальной среде в целях
поддержания ихсоциального статуса, а также на защиту их законных прав и интересов. К числунадомных гарантированных услуг, предусмотренных федеральным перечнем, относятся:доставка продуктов на дом; приобретение медикаментов, продовольственных ипромышленных товаров первой необходимости содействие в получении медицинской помощи,в том числе сопровождение в медицинское учреждение: уборка помещения; содействиев организации юридических услуг; содействие в организации ритуальных услуг)другие надомные услуги (например, содействие в обеспечении топливом).
Медицинскую помощь на дому получают психически больные лица в стадии ремиссии,больные туберкулезом (за исключением активной формы), онкологические больные.
Детям-инвалидам, которые посостоянию здоровья не могут посещать общеобразовательные учреждения,обеспечивается обучение на дому. Министерство здравоохранения утверждает Переченьзаболеваний, при наличии которого ребенок-инвалид имеет право на получениеобразования на дому. Дети-инвалиды зачисляются в образовательное учреждение поместу жительства, получают бесплатно учебную, справочную и иную литературу,посещаются педагогическими работниками, проходят аттестацию и получают документгосударственного образца о соответствующем образовании.
Полустационарноесоциальное обслуживание осуществляется отделениями дневного(ночного) пребывания при муниципальных центрах социального обслуживания или органахсоциальной защиты.
Стационарноесоциальное обслуживание направлено на оказание всесторонней социальнойпомощи лицам, нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходеи наблюдении.
Социальные услуги, входящие в федеральный и территориальныеперечни, предоставляются гражданам бесплатно либо на условиях частичной оплаты.Положение о порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемыхгражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальнымиучреждениями социального обслуживания, утверждено постановлением ПравительстваРФ от 15.04.96 № 473.
Следующие группы населения пользуются услугами бесплатно: одинокиеграждане пожилого возраста (одинокие супружеские пары) и инвалиды, получающиепенсию с учетом надбавок в размере ниже регионального прожиточного минимума;граждане пожилого возраста и инвалиды, родственники которых по объективнымпричинам не могут обеспечить им помощь и уход, если размер получаемой пенсиивместе с надбавками ниже регионального прожиточного минимума; гражданепожилого возраста и инвалиды, проживающие в семьях со среднедушевым доходомниже регионального прожиточного минимума.
Если размер пенсии вместе с надбавками указанных выше гражданпревышает региональный прожиточный минимум, то размер частичной оплаты социальныхуслуг:
— на дому недолжен превышать 25 % разницы между получаемой пенсией и региональным прожиточнымминимумом;
— вполустационарных условиях — 50 % разницы между получаемой пенсией и региональнымпрожиточным минимумом;
— в стационарныхусловиях — суммы превышения полагающейся пенсии над региональным прожиточнымминимумом.
Если сумма пенсии с учетом надбавок на 150 % выше региональногопрожиточного минимума, то социальные услуги предоставляются на условиях полнойоплаты.
Стоимость услуг определяется на основе тарифов, установленных дляконкретного региона. В оплату стоимости не включаются расходы по оказаниюмедицинской помощи в объеме Базовой или Территориальной программы обязательногомедицинского страхования, получению образования в пределах государственныхобразовательных стандартов.
Дополнительные основания, по которым социальные услугипредоставляются бесплатно, определяются органами исполнительной властисубъектов РФ.
Право социального обеспечения регулирует отношения, возникающие тольков связи с предоставлением бесплатных или частично платных (льготных) услуг. Услуги,оказываемые на коммерческой основе с полным возмещением стоимости, регламентируютсянормами гражданского права.
Оплата дополнительных социальных услуг (сверх гарантированногоперечня) может производиться за счет средств, полученных от продажи или иногоотчуждения имущества, включая жилые помещения, ценные бумаги и пр. Сделки оботчуждении жилых помещений совершаются при соблюдении обязательных условий: сохраненияза гражданином права пожизненного проживания в отчужденном жилом помещениилибо обеспечения его другим жилым помещением, а также права на материальноеобеспечение в виде питания, ухода, необходимой помощи; получения согласия вписьменной форме местных органов управления социального обслуживания наоформление сделки.
III. Стационарное социальное обслуживание.
Веськомплекс социальных услуг получают граждане, проживающие в стационарных учреждениях,- от медицинской помощи до социально-трудовой реабилитации. С учетом возраста,состояния здоровья и некоторых других факторов создаются различные типы учреждений:интернаты для престарелых и инвалидов; пансионаты для ветеранов труда;психоневрологические интернаты; детские дома и приюты и пр.
В стационарные учреждения дляпрестарелых и инвалидов принимаются граждане пенсионного возраста, а такжеинвалиды 1-й и 2-й групп старше 18 лет, не имеющие трудоспособных детей илиродителей, обязанных по закону их содержать. В первоочередном порядке вдома-интернаты принимаются инвалиды и участники Великой Отечественной войны,члены семей погибших военнослужащих, а также умерших инвалидов и участниковвойны. При наличии свободных мест разрешается временное проживание указанныхлиц сроком от 2 до 6 месяцев.
Одним из непременных условий приемаявляется добровольность, поэтому оформление документовпроизводится только при наличии письменного заявления гражданина, а лиц младше14 лет и лиц, признанных в установленном законом порядке недееспособными, — письменного заявления их законных представителей. В любое время гражданинможет отказаться от стационарного обслуживания и покинуть его.
Помещение в стационар без согласиядопускается только на основании решения суда по представлению органа социальнойзащиты, а также в соответствии с Законом РФ от 02.07.92 № 3185-1 «Опсихиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».
Бактерио — или вирусоносителям,хроническим алкоголикам, больным активными формами туберкулеза, тяжелымипсихическими расстройствами, венерическими и другими инфекционнымизаболеваниями из числа престарелых граждан и инвалидов может быть отказано впредоставлении социальных услуг на дому на основании совместного заключенияоргана социальной защиты (администрации муниципального центра социального обслуживания)и врачебно-консультационной комиссии учреждения здравоохранения.
Лица,проживающие в стационарных учреждениях, имеют право на: условияпроживания в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями; уход, первичнуюмедико-санитарную и стоматологическую помощь; бесплатную специализированную медицинскуюи протезно-ортопедическую помощь; добровольное участие в лечебно-трудовомпроцессе с учетом медицинских рекомендаций; свободное посещение нотариусом, адвокатом,родственниками и другими лицами; сохранение занимаемого по договору найма илиаренды жилого помещения в домах государственного, муниципального иобщественного жилого фонда в течение 6 месяцев со дня поступления в стационари др.
Администрациястационара обязана: соблюдать права человека и гражданина; обеспечиватьнеприкосновенность личности и безопасность граждан; выделять супругамизолированное жилое помещение для совместного проживания; обеспечивать возможностьбеспрепятственного приема посетителей в любое время; обеспечивать сохранностьвещей; предоставлять возможность пользоваться телефонной и почтовой связью в соответствиис установленными тарифами и пр.
Финансирование стационарных учреждений социального обслуживания, находящихсяв федеральной или муниципальной собственности, производится за счет бюджетов различныхуровней.
Печальным итревожным явлением современной действительности служит постоянное увеличениечисла беспризорных детей и детей-сирот: ежегодный рост по Россиисоставляет около 40 тыс. детей. Для их социальной реабилитации создаютсяспециализированные учреждения: центры для несовершеннолетних; социальныеприюты для детей и подростков; центры помощи детям, оставшимся без попеченияродителей, и др. Сегодня в стране уже действует свыше 400 таких учреждений,только в Московской области их 33. Правовые основы их организации закрепленыв Примерном Положении, утвержденном постановлением Правительства РФ от13.09.96 № 1092.
Целямидеятельности указанных учреждений являются:
— профилактика безнадзорностинесовершеннолетних, оказание помощи по ликвидации трудной жизненной ситуации всемье;
— предоставление временного проживаниядо определения совместно с органами опеки и попечительства наиболее оптимальныхформ жизнеустройства несовершеннолетнего;
— обеспечение квалифицированноймедико-социальной помощью.
Право на прием вучреждение имеют следующие категории несовершеннолетних: оставшиеся безпопечения родителей; нуждающиеся в социальной реабилитации и экстренной медико-социальнойпомощи; испытывающие трудности в общении с родителями, сверстниками, педагогамии другими лицами; проживающие в неблагополучных семьях; подвергшиеся физическомуили психологическому насилию; отказавшиеся жить в семье или учреждениях длядетей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Не допускаетсяпомещение в учреждение детей с заболеваниями, требующими активногомедицинского вмешательства, а также находящихся в состоянии алкогольного илинаркотического опьянения, психически больных, совершивших преступление.
Примерное Положение устанавливает нормысоздания специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся всоциальной реабилитации, — одно на 5-10 тыс. детей, проживающих вгороде (районе). При меньшей численности детей в населенном пункте открываетсяодно учреждение.
Источникомфинансирования служат бюджеты субъектов РФ.
Новымучреждением социального обслуживания являются кризисные центры помощиженщинам (постановление Мин-труда РФ от 10.07.97 № 40). Стационарныеотделения центра создаются для пребывания в нем женщин на срок не более 2месяцев. Женщинам, находящимся в кризисном и опасном для физического и душевногоздоровья состоянии или подвергшимся психофизическому насилию, в любое времясуток оказывается психологическая, юридическая, педагогическая, социальная идругая помощь. Центры находятся на бюджетном финансировании. Отдельные видыпомощи могут предоставляться за плату. IV. Услуги на погребение.
Сфера социальных услуг в настоящее время довольно динамично развивается.Одним из подтверждений этого может служить Федеральный закон от 12.01.96 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (в ред. от 28.06.97). В Законеопределены: гарантии погребения умершего с учетом его волеизъявления ипожеланий родственников; гарантии предоставления материальной помощи дляпогребения; санитарные и экологические требования к содержанию местпогребения; основы организации похоронного дела в РФ.
Погребение заключается в совершении обрядовыхдействий по захоронению путем предания тела земле, огню или воде в соответствиис обычаями, традициями и санитарными требованиями. При погребении должнаисполняться воля покойного, выраженная письменно или в присутствии свидетелей:о согласии (или несогласии) на патологоанатомическое вскрытие, изъятие изтела органов и тканей; процедуре и месте погребения; доверии совершитьпогребение конкретному лицу. При отсутствии волеизъявления указанные вопросырешает лицо, взявшее на себя обязанности по погребению.
Возможностьисполнения волеизъявления умершего определяется специализированной службой повопросам похоронного дела с учетом наличия свободного участка земли в указанномместе погребения, а также заслуг умершего перед обществом и государством.
Согласно перечню в число гарантированных бесплатныхуслуг входят: оформление документов для погребения; предоставление и доставкагроба и других обрядовых предметов; перевозка тела на кладбище или вкрематорий; погребение.
Стоимость услугпо указанному гарантированному перечню возмещается специализированной службе повопросам похоронного дела в 10-дневный срок за счет средств: ПФР — на погребениеумерших пенсионеров, не работавших на день смерти; Государственного фондазанятости населения РФ — на погребение умерших не работавших пенсионеров,досрочно оформивших пенсию; Фонда социального страхования РФ — на погребениеработавших граждан или их умерших детей; бюджетов — на погребение не работавшихграждан.
Субъекты РФутверждают сметы расходов на гарантированные услуги по погребению.Распоряжением мэра г. Москвы от 15.07.96 № 75/1-РМ установлено, что с 1 августа1996 г. предельный размер стоимости бесплатных услуг не должен превышатьобщей суммы социального пособия на погребение и доплаты, предусмотреннойКомплексной программой мер социальной защиты жителей Москвы.
Как уже отмечалось, граждане,отказавшиеся от.получения похоронных услуг по гарантированному перечню иосуществляющие погребение за свой счет, имеют право на единовременноесоциальное пособие.
V. Обеспечениеинвалидов средствами передвижения.
При наличиизаключения МСЭК о невозможности протезирования или серьезных затруднениях припользовании протезами инвалиды войны, труда и детства, пенсионеры по возрасту,а также дети-инвалиды в возрасте до 16 лет бесплатно обеспечиваются
кресло — колясками или велоколясками.Замена коляски на новую осуществляется после сдачи старой.
Если нет противопоказаний к управлениюуказанные группы инвалидов имеют право на бесплатное получение мотоколяски иприобретение легкового автомобиля в соответствии с Инструкцией от 22.05.93 №156.
Разрешение наполучение мотоколяски выдается высшими органами социальной защиты субъектов РФна основании следующих документов: заключения МСЭК, заявления, удостоверенияна право вождения.
Мотоколяскавыдается сроком на 5 лет без права продажи или передачи. По истечении этогосрока она заменяется на новую, но обязательным условием замены является возвращениеорганам социальной защиты старой мотоколяски. Расходы, связанные с получениеммотоколясок, подготовкой их для выдачи и другие, компенсируются за счет местныхбюджетов. После смерти инвалида бесплатная мотоколяска подлежит возврату органамсоциальной защиты. Исключения установлены для инвалидов Великой Отечественнойвойны и приравненных к ним лиц -мотоколяски переходят в собственность их семей.
Инвалидам,находящимся в домах-интернатах, мотоколяски не выдаются.
Продажаинвалидам автомобилей с ручным управлением производится один раз в семь лет специализированнымимагазинами по месту постоянного жительства на основании разрешений министерствсоциальной защиты субъектов РФ.
Инвалиды, имеющие право на бесплатноеполучение автомобиля «Запорожец» с ручным управлением, могутпокупать автомобили других марок с зачетом стоимости полагающегося бесплатноавтомобиля или мотоколяски. Органы социальной защиты перечисляют торгующиморганизациям средства в размере действующих на момент продажи свободныхцен на автомобиль с ручным управлением соответствующей модификации. Размерперечисленной суммы указывается в деле на получение автомобиля. Недостающуючасть стоимости инвалид вносит сам.
После смертиинвалида автомобили, приобретенные с зачетом стоимости полагающегосябесплатно, наследуются членами семьи.
Дети-инвалиды,достигшие 5 лет и с