Введение… 2
Правовой статус главы государства взарубежных странах… 4
Общие и специфические черты правовогоположения главы государства в зарубежных странах. 4
Классификация глав государства… 4
Монарх… 4
Президент… 9
Заключение… 17
Список литературы:… 20
/>Введение
Глава государства — это конституционныйорган и одновременно высшее должностное лицо государства, представляющеегосударство вовне и внутри страны, символ государственности народа. В разныхстранах глава государства в соответствии с их конституциями рассматриваетсялибо как неотъемлемая составная часть парламента, т.е. законодательной власти,поскольку без его подписи закон недействителен (монарх в Великобритании,президент в Индии), либо как глава исполнительной власти и одновременно глава государства(Египет, США), либо как лицо, являющееся только главой государства и невходящее в какую-либо ветвь власти (Германия, Италия). Он может быть символомгосударственности, как монарх в Японии, властным арбитром по отношению к другиминститутам государства, как президент Франции, единоличным властителем (Оман,Саудовская Аравия).
Глава государства бывает единоличным иколлегиальным. В первом случае это монарх или президент, во втором — постояннодействующий орган парламента, им избираемый. В прошлом это были президиумывысших представительных органов, постоянные комитеты, государственные советы встранах тоталитарного социализма — в СССР, Болгарии, Венгрии. Польше и др. Внастоящее время подобным органом является Государственный совет на Кубе, где нетпрезидента (по конституции глава государства — председатель Государственногосовета). В Китае по конституции главой государства является избираемыйпарламентом председатель республики, но многие функции главы государства онвыполняет совместно с Постоянным комитетом парламента, а некоторые такиефункции осуществляет сам Постоянный комитет. В Иране эти полномочия разделенымежду Руководителем государства, избираемым особым образом из высших духовныхлиц — мусульман, и президентом республики. В Швейцарии функции главыгосударства осуществляет правительство, а президент избирается парламентом наодин год и существенных полномочий не имеет. В ОАЭ существует «коллективныймонарх», в Малайзии — выборный монарх.
Вомногих странах британского Содружества (Австралия, Канада и др.) полномочияглавы государства принадлежат британскому монарху, но осуществляет ихгенерал-губернатор — его представитель. Он утверждается монархом порекомендации местного правительства, а в Папуа — Новой Гвинее избираетсяпарламентом. После военных переворотов функции главы государства обычнопринадлежат хунте (военному, революционному совету) и избираемому илиназначаемому ею президенту. Так было во многих странах Латинской Америки,Африки, Азии.
Иногда руководитель хунты сампровозглашает себя президентом. При коллегиальной форме президентуры основныеполномочия главы государства осуществляются коллегией, а менее значительные,церемониальные (например, прием верительных грамот иностранных дипломатическихпредставителей) — председателем коллегии или его заместителем.
/>Правовой статус главыгосударства в зарубежных странах.Общие и специфические чертыправового положения главы государства в зарубежных странах.
Глава государства, независимо от егоразновидности, имеет некоторые общие для всех стран полномочия. В отношениипарламента это созыв его сессий, опубликование законов, право роспуска, иногда- право вето. Глава государства формирует правительство (порой лишь формальноего утверждает), обладает правом увольнять министров и правительство вотставку, назначать судей, предоставлять гражданство и право убежища, заключатьи ратифицировать определенного рода международные соглашения, назначатьдипломатических представителей, награждать, помиловать осужденных и др., ноосуществление этих полномочий на практике зависит от формы правления, отреального положения главы государства. Кроме того, при любой форме правленияодни полномочия глава государства может реализовывать самостоятельно, а дляосуществления других требуется согласие или утверждение парламента (например,для назначения послов в США) или даже правительства (в условиях парламентарнойреспублики). В парламентарных республике и монархии, а иногда и вполупрезидентских республиках, для того чтобы некоторые акты президента илимонарха действовали, премьер-министр должен скрепить их своей подписью (такназываемая контрассигнатура). Реже это может быть наряду с подписью премьератакже подпись министра, ответственного за выполнение данного акта президентаили монарха. [1]/>Классификация глав государства/>Монарх.
Как правило, монарх (король, султан идр.) является главой государства и одновременно главой исполнительной власти.На деле, однако, вся полнота власти ему принадлежит только в абсолютноймонархии. Реальнополномочиями главы государства и главы исполнительной власти он пользуется вдуалистической монархии, в парламентарной же монархии акты главы государства иглавы исполнительной власти он совершает обычно по указанию правительства.
Как уже говорилось, монарх получает ипередает свой пост по наследству. Существует несколько систем наследования:
1)салическая, когда престол наследуют только мужчины (прежде всего старший сын),а женщины, в том числе дочери, исключаются из числа наследников престола(Бельгия, Норвегия, Япония и др.);
2)кастильская, когда женщины (дочери) наследуют престол, если у покойного монарханет сыновей. Если же есть младший сын и старшая
сестра,то сын имеет преимущество (Великобритания, Дания с 1953 г. Испания, Нидерландыи др.);
3)австрийская (она существовала в прошлом), когда женщины могут наследовать тронпри условии, что во всех поколениях данной династии нет мужчин (на практике, вовсяком случае в последние столетия, женщины по данной системе пост монарха незанимали);
4)шведская, в соответствии с которой по закону 1980 г. женщины наследуют престолна равных основаниях с мужчинами. В настоящее время 18-летняя дочь короляШвеции, у которого есть еще младший сын, является претендентом на трон идействует как заместитель короля во время его отъездов из страны (до принятиязакона 1980 г. в этом государстве трижды правили королевы: в XIV, XVII и XVIIIвв.);
5)мусульманская, когда трон наследует, по существу, не определенное лицо, а«благородная» правящая семья (часть династии), которая сама уже решает, ктоименно из ближайших родственников покойного короля (не обязательно сын) займетосвободившийся трон (Катар, Кувейт, Саудовская Аравия и др.). Эта же семья приучастии высших священнослужителей и мусульманских ученых (уломав) смещаеткороля и ставит на его место другого члена семьи (так было, например, вСаудовской Аравии вследствие обвинения короля в недостаточном благочестии);
6)племенная, когда король рассматривается как главный вождь племени, а егонаследника определяет племенной совет из числа многочисленных сыновейпокойного. В Свазиленде это делает племенной совет ликоко во главе скоролевой-матерью, в чем сказываются пережитки матриархата. Последний раз онизбирал короля в 1982 г. из числа более 150 сыновей покойного. [2]
Особенности наследования престола существуютв Непале, Бутане и некоторых других странах, когда трон хотя и наследуетсяопределенной династией (в некоторых странах это записано в конституции), нокороль сам еще при жизни определяет будущего наследника — не обязательностаршего сына. В Малайзии король не наследственный, а выборный. Он избираетсяна пятилетний срок султанами монархических субъектов федерации (есть инемонархические) и только из их числа.
После наследования престола предусмотренособый обряд коронации. Этот торжественный акт происходит в главном соборестраны, в присутствии высшего духовенства, высших должностных лиц,парламентариев, приближенных монарха, дворянства (если в государстве неотменены дворянские титулы). В странах Африки подобный обряд (в том числе дляплеменных монархов отдельных частей государства, например в Уганде, имеющей вцелом республиканскую форму правления) совершается в присутствии вождей племен.При коронации первосвященник государства благословляет монарха на царствование,надевая ему корону и вручая другие знаки монаршего достоинства — державу,скипетр я др. В странах Азии и Африки этот обряд имеет свои традиции. Коронацияозначает окончательное воцарение монарха.
Еслипрестол наследует малолетний монарх, то до его совершеннолетия один изближайших родственников монарха или другое близкое к нему лицо с согласия семьии по совету высших должностных лиц, иногда с утверждения парламента или поназначению правительства, становится регентом. В некоторых случаях создаетсярегентский совет из нескольких человек. Регент и совет действуют от именимонарха. Если монархом (королевой) становится женщина, ее муж не становитсякоролем, он лишь ее супруг и имеет особый высший дворянский титул.
Монарх — лицо неприкосновенное. Он неможет быть привлечен к административной, уголовной ответственности, против негоне может быть обращен гражданский иск. За действия монарха по управлениюгосударственными делами политическую ответственность несут его министры. Напрактике, однако, во время английской и французской буржуазных революций в XVIIи XVIII вв. казнили королей, в Центральноафриканской Республике судилисвергнутого в результате переворота 1979 г. императора Бокассу- Расправы сосвергнутыми своими родственниками монархами (обычно пожизненное заточение их втемницу) были нередки в некоторых мусульманских странах. [3]
Монарх имеет право на особый титул — король, султан и т.д. Иногда его официальный титул очень длинный, так каквключает разные владения монарха. Он имеет право на особое обращение «ВашеВеличество», которое не может использоваться при обращении к другим лицам вданном государстве, кроме супруги монарха. Монарх обладает государственнымирегалиями (трон, корона и др.), имеет свой двор — лиц, занятых обслуживаниемего самого и семьи, но оплачиваемых из государственного бюджета. Для этогопарламент ежегодно выделяет денежные средства — Цивильный лист. Часто монархнаделяется правом вето по отношению к законам (в отличие от президента он можетобладать правом абсолютного вето, которое парламент не может преодолеть), но вомногих странах его не использует (например, в Великобритании почти тристолетия, в связи с чем сложился конституционный обычай о неприменении ветомонархом). В мусульманских странах монарх вето не использует, так как в этомнет необходимости: парламент зависит от монарха. Некоторые новые конституции,например испанская, японская, монарха правом вето не наделяют.
В соответствии с конституцией монархназначает правительство, но на деле в парламентарных монархиях он толькоподписывает соответствующий документ, состав же правительства обусловливаетсясоотношением различных сил в парламенте и определяется партией, обладающейпарламентским большинством. Кандидатуры министров подбираются лидером партии. Вдуалистических монархиях монарх сам подбирает и назначает министров, возглавляяна деле правительство (правда, всегда имеется пост премьер-министра); вабсолютных монархиях он имеет неограниченную власть, хотя тоже обычно естьдолжность премьер-министра и ее занимает, как правило, один из ближайшихродственников монарха.
По традиции или в соответствии сконституцией на монарха возлагаются некоторые обязанности. Он рассматриваетсякак арбитр в обществе и должен быть лицом беспартийным. Некоторые конституциитребуют от монарха определенной религиозной принадлежности (быть приверженцемангликанской протестантской церкви в Великобритании, евангелической веры вШвеции, ислама — во всех мусульманских странах, буддизма — в Таиланде).Зачастую в соответствии с конституцией монарху не разрешается покидать странубез разрешения парламента или правительства. В некоторых странах монарх — главагосударственной церкви. [4]
Фактическая роль монарха в разныхстранах различна. В дуалистической и особенно в абсолютной монархии он имеетреальную власть, в парламентарной — царствует, но не правит. В последнем случаеего влияние на политическую жизнь невелико, а иногда даже ничтожно; онподписывает (и не может отказаться от этого) все акты, которые ему передаютпарламент и правительство. В то же время у монарха есть резервные, «спящие»полномочия, королевская прерогатива, которая может быть использована вопределенных ситуациях. В 1981 г., используя свои полномочия, испанский корольактивно выступил в защиту демократии, против попытки группы офицероввосстановить реакционные франкистские порядки (в принципе не имеет значения,какими личными мотивами король руководствовался при этом), но возможны ипротивоположные акции: по тексту конституций в парламентарных, а на деле вдуалистических монархиях (в Марокко, Непале и некоторых других странах) монархинередко выступают с крайне антидемократических позиций.
В развитых странах нет сколько-нибудьзаметного общественного движения, выступающего против монархии, за замену еереспубликой. Исключение составляет Австралия, где правящая партия при поддержкеобщественности ставит вопрос о провозглашении республики в 2000 г. Вразвивающихся странах культивируется преданность населения монарху, чтоподдерживается религией, но есть и движения, чаще всего подпольные, выступающиеза республику. Президентура. Существуют две основные формы президентуры:единоличная (президент) и коллегиальная (Президентский совет, существовавшийранее в Йемене, Судане, Алжире и некоторых других странах. Государственныйсовет на Кубе и др.). В Иране основные полномочия президентуры разделены междуРуководителем государства и президентом, это «двуглавая президентура». Обособенностях Китая, где есть глава государства (Председатель республики), ноосновные полномочия главы государства выполняет Постоянный комитет парламента,а также Швейцарии, где полномочия коллегиального главы государства иправительства совмещены, говорилось выше. />Президент.
Президент может занимать различноеположение в системе государственной власти: быть только главой государства(Германия), одновременно главой государства и исполнительной власти (Бразилия,США), главой государства и фактическим руководителем правительства при наличииособой должности административного премьер-министра (Египет, Франция).Президент избирается на определенный срок: три года в Латвии, четыре года вСША, пять — в Бразилии, шесть — в Египте, семь — во Франции. Бывали, однако, и«пожизненные президенты», а также президенты, занимавшие свои посты инымипутями, чем выборы. [5]
Для избрания на должность президентаобычно выдвигаются следующие условия: гражданство данного государства (в Польшена выборах 1980 г. на пост президента баллотировалось лицо, имевшее кромепольского еще два гражданства: канадское и перуанское), наличие полныхгражданских и политических прав, достижение определенного возраста (обычно 35лет, но в Никарагуа — 25, в Венесуэле — 30, в Китае — 45, в Италии — 50).Иногда устанавливается и предельный возраст (например, в Намибии — не старше 65лет). Многие конституции устанавливают для кандидата определенный срок проживанияв данной стране (в Болгарии — 5 лет, на Украине — 10, в США — 14, в Грузии — 15). В ряде случаев требуется, чтобы кандидат был не натурализованнымгражданином, а уроженцем данной страны или родившимся от ее граждан. В Нигериикандидат на должность президента должен иметь среднее образование, в Турции,Азербайджане — высшее, на Филиппинах он должен уметь читать и писать. Есть идругие условия.
Кандидатв президенты может быть выдвинут группой избирателей. Во Франции это 500граждан, но не рядовых, а являющихся членами парламента, региональных советов,генеральных советов департаментов (т.е. региональных органов самоуправления),территориальных собраний заморских территорий, мэрами городов. На Украине длявыдвижения кандидата должно быть созвано собрание избирателей не менее 500человек; оно создает инициативную группу, которая и подает заявку о выдвижениикандидата, но для того, чтобы кандидат был зарегистрирован, необходимо собратьв его поддержку не менее 100 тыс. подписей избирателей, причем не менее 1500 вкаждом из 2/3 избирательных округов. Кандидатура президента может быть такжевыдвинута политическими партиями, избирательными объединениями, блоками. ВВенгрии кандидат выдвигается не менее чем 50 депутатами парламента, в Египте — 2/3 общей численности парламента (если кандидат не соберет 2/3, тобольшинством). Регистрация кандидата во многих странах обусловлена внесениемповышенного избирательного залога (например, 10-кратного по сравнению скандидатом в нижнюю палату парламента Франции). Существуют различные способыизбрания президента:
1.Голосование в парламенте (Чехия, Словакия, Венгрия, Турция, Албания и др.). Дляпервого тура выборов обычно требуется квалифицированное или абсолютноебольшинство голосов, но при множественности кандидатов такой результатдостигается редко, голоса распределяются между разными кандидатами. Впоследующих турах требования снижаются, однако из-за партийной раздробленностиобычно проводится много туров. В Турции накануне принятия конституции 1982 г.,снизившей требования, было проведено более 100 туров, в Италии в 1992 г. — 16.Теперь для выборов президента в Турции в первом туре требуется 2/3 голосов, вовтором и третьем достаточно абсолютного большинства, на четвертый тур выносятсядве кандидатуры, набравшие относительное большинство. Президентом становитсяполучивший относительное большинство голосов. В Словакии для избранияпрезидента, как и для смещения его парламентом, необходимы 2/3 голосов.Президент, избранный парламентом, обычно, хотя и не всегда, «слабый» президент:он получает свои полномочия не непосредственно от избирателей, а отпредставительного органа и не может противопоставлять себя ему.
2.Голосование выборщиков. Избиратели голосуют за выборщиков, а последние, несобираясь вместе, избирают президента из числа кандидатов, выдвинутых партиями(Аргентина, США, до 90-х годов Финляндия). При этом способе результаты выборов(имя будущего президента) становятся известны до голосования выборщиков, кактолько подсчитана их партийная принадлежность: президентом будет тот, кто имеетза собой большинство выборщиков.
3.Избрание президента специальной избирательной коллегией, о которой говорилосьвыше (Федеральное собрание в Германии, состоящее из членов нижней палаты итакого же числа представителей земель, коллегия, состоящая из членов обеихпалат парламента и делегатов областных советов в Италии, коллегия из избранныхчленов обеих палат парламента в Индии и законодательных собраний штатов).
4.Избрание непосредственно избирателями (Мексика, Украина, Франция и др.).
Переизбраниепрезидента на следующий срок во многих странах ничем не ограничивается (Египет,Франция, Сирия и др.). В Германии, США одно и то же лицо может быть избрано впрезиденты только на два срока. В Аргентине можно избирать дважды, но первый раз- на шесть лет, второй — только на четыре года. В Мексике установлен толькоодин срок — шесть лет. Конституция Мексики запрещает под каким-либо видомизбирать одно и то же лицо на должность президента на второй срок: нельзяизбирать и временного президента. Невозможно переизбрание президента также вБоливии, Никарагуа (с 1995 г.), Эквадоре. Перечисленные ограничения призванывоспрепятствовать возможному президентскому авторитаризму, ибо президенты,избиравшиеся в некоторых странах Латинской Америки и Африки на седьмой и дажевосьмой срок, сосредоточивали в своих руках непомерную власть. В настоящеевремя в некоторых странах Азии есть президенты, избранные на четвертый и пятыйсрок.
Вподавляющем большинстве случаев президентами избирались мужчины, но в последниедесятилетия пост президента стали занимать и женщины (Аргентина, Филиппины). Внастоящее время женщины являются президентами в Ирландии, Исландии, Шри-Ланке.
Нередкопрезидентами провозглашает своих руководителей военная хунта, захватившая власть.В 1994-1995 гг. в большинстве азиатских постсоциалистических стран(Туркменистан, Узбекистан и др.) вместо выборов были проведены референдумы опродлении срока действующего президента до 2000 г. В прошлом в некоторыхстранах социалистической ориентации президенты избирались съездом правящейпартии (Конго), президенты провозглашались пожизненными (КНДР, Тунис, Уганда,Экваториальная Гвинея и др.). Пожизненным президентом был И.Броз Тито вЮгославии, в конституции которой говорилось, что президент избирается, но этоправило не распространяется на Тито. В Иране Руководитель государства(подлинный глава государства) в отличие от президента избирается не путемвсеобщих выборов, а особой коллегией лиц, преимущественно духовных, которые всвою очередь избираются населением. Руководитель государства в Иране долженбыть высшим духовным лицом — муфтием. В Швейцарии президент и вице-президентизбираются парламентом (Федеральным собранием) сроком на один год, но вопрекиих титулам они не обладают основными полномочиями главы государства: этиполномочия принадлежат коллегиальному органу — Федеральному совету.
Полномочия,обязанности и ответственность президента. Согласно многим конституциям,президент пользуется неприкосновенностью, его нельзя привлечь к административнойответственности, уголовное наказание возможно только после отрешения президентаот должности (обычно путем импичмента). Однако президент, добровольно уходящийв отставку, как правило, добивается принятия закона или соглашения о егонеответственности. Во многих странах к президенту может быть предъявленгражданский иск. Гражданские иски к государству также могут быть обращены кпрезиденту как представителю государства.
Президентимеет определенные привилегии: свою резиденцию (обычно не одну), особый транспорт,включая самолеты, охрану, свой штандарт — флаг, являющийся символомпрезидентской власти. Во многих странах существует особое обращение кпрезиденту — «Ваше превосходительство». Денежное содержание президентуустанавливается законом парламента и обычно является наиболее высоким средидолжностных лиц.
Полномочия президента частосформулированы однотипно в президентской, полупрезидентской, парламентарнойреспублике, но на самом деле в их осуществлении существует огромная разница,связанная с особенностями формы правления. Президент обладает следующимиполномочиями:
1.Полномочия по представительству государства вовне и внутри страны. В этомкачестве он назначает дипломатических представителей, при нем аккредитуютсязарубежные послы, он назначает своих представителей в субъекты федерациинекоторых федеративных государств (например, губернаторов штатов в Индии). Какдолжностное лицо, обязанное сохранять единство государства, он выступает синициативой согласительных процедур в спорах между федерацией и ее субъектами,между субъектами федерации, между палатами парламента и т.д. Президентобеспечивает согласование функций и взаимодействие органов государственнойвласти.
2.Полномочия в отношении парламента и осуществления им законодательной власти.Президент назначает дату выборов в парламент (в случае истечения срока егодеятельности или досрочного роспуска), созывает парламент на сессии (издаетсоответствующий декрет, даже если в конституции указаны даты созыва сессий),может досрочно распустить парламент с назначением новых выборов, подписывает(санкционирует) законы и обладает правом вето (отказа в подписи), публикует их.Президент всегда имеет право только отлагательного вето, которое может бытьпреодолено повторным принятием закона парламентом (в большинстве стран дляэтого необходимо квалифицированное большинство голосов, иногда достаточноабсолютного большинства голосов однопалатного парламента или каждой из егопалат). Как говорилось, президент промульгирует законы. Он, как правило,обладает правом законодательной инициативы (в США такого права у него нет), вомногих странах может обращаться к парламенту с посланиями, которыезаслушиваются на совместных заседаниях палат и обычно не подлежат обсуждению. Вних говорится о целях деятельности государственных органов на предстоящий год,о необходимом законодательстве (ежегодные послания), о срочных мерах, которыенеобходимо принять по важнейшим вопросам государственной жизни. [6]
3.Полномочия по формированию других высших органов государства. Президент назначаетправительство самостоятельно или по предложению лидера партии большинства(коалиции партий) в парламенте. В некоторых странах он назначаетпремьер-министра (Украина) или министров (США) с согласия парламента. Президентназначает многих высших, а иногда и не только высших, должностных лиц, напримерсудей.
4.В сфере нормотворческой деятельности президент издает нормативные акты (указы,декреты, декрет-законы), отменяет акты органов исполнительной власти. Актыпрезидента, имеющие силу закона, обычно издаются до принятия закона по данномувопросу, и с принятием соответствующего закона они утрачивают силу. Такие актыиздаются также в качестве временных мер, на основе делегированиясоответствующих полномочий парламентом, в этом случае они подлежат контролюпоследнего. Они могут издаваться и на основе регламентарной власти. Впарламентарной республике акты президента нуждаются в контрассигнатуре. Пообщему правилу, акты президента носят подзаконный характер, но на практикемогут играть доминирующую роль (это зависит от влияния президента, от еголичных качеств), а в некоторых государствах Востока они ставятся на уровеньзакона или даже выше его.
5.Полномочия по урегулированию чрезвычайных ситуаций. Президент вправе объявлятьчрезвычайное, военное, осадное положение в соответствии с принятым об этомзаконом (на определенный срок и под контролем парламента), вводитьпрезидентское правление в субъектах федерации, осуществлять федеральнуюинтервенцию (вмешательство).
6.Полномочия но распоряжению вооруженными силами. По конституции президентявляется главнокомандующим со всеми вытекающими отсюда последствиями. Онназначает высший командный состав армии, присваивает высшие воинские звания,отвечает за безопасность государства; при нем обычно создается совещательныйорган — совет безопасности.
7.Как высшее должностное лицо президент назначает государственных, служащихопределенных рангов.
8.Полномочия в сфере правового статуса личности. Президент вправе принимать лиц вгражданство данного государства, разрешать выход из гражданства, смягчатьнаказания, предоставлять помилование; он награждает орденами, медалями,присваивает почетные звания и т.д.
Президентявляется гарантом конституции, прав и свобод граждан. Он принимает меры поохране государства.
Конституции предусматривают обязанностипрезидента и содержат определенные запреты. Президенту запрещается любоесовмещение должностей и мандатов, иные виды работ, участие в руководствеакционерных компаний, приобретение государственного имущества, иногда не разрешаетсяполучать вознаграждение также за научную, художественную или литературнуюдеятельность, если он занимается ею. В некоторых странах президенты на периодизбрания прекращают членство в политической партии, другие продолжают партийнуюдеятельность. Нередко президент может покидать страну лишь с разрешенияпарламента.
При президенте создаются различныесовещательные органы, помогающие ему осуществлять конституционные полномочия(Совет республики в Бразилии, советы по экономике, по вопросам обороны и др. припрезиденте Египта). Значение таких органов, например совета безопасности,бывает выше значения иных органов, предусмотренных конституцией. Президентимеет свои собственные службы, аппарат, канцелярию. Роль такого аппаратаособенно велика в полупрезидентских и президентских республиках. Впарламентарных республиках такой аппарат невелик и выполняет менее значительныефункции.
В отличие от монарха президент несетответственность за свои действия. Он отвечает за государственную измену,взяточничество, совершение других тяжких преступлений. Формы, процедуры иусловия этой ответственности особые: уголовная ответственность наступает лишьпосле отрешения президента от должности. В США обвинительное заключениепринимает нижняя палата, а судит президента, т.е. решает вопрос об отстраненииего от должности, сенат. На Украине, в Казахстане и некоторых другихпостсоциалистических государствах эта процедура значительно усложнена. Вопрособ импичменте может быть поставлен только значительной частью членов нижней палаты,после чего создается специальная комиссия, готовящая текст обвинения. Впроцедуре участвуют конституционный и верховный суды, дающие свои заключения.Решения принимаются квалифицированным большинством голосов, установлен сжатыйсрок, в течение которого должна завершаться эта процедура. Если в указанныйсрок решение не будет принято, обвинение против президента считаетсяотклоненным.
В США импичмент против президентапытались применить неоднократно, но дело дошло до процедуры в парламенте лишьдважды, оба раза без успеха: один раз в сенате для смещения президента нехватило одного голоса, а президент Никсон в 1974 г. сам ушел в отставку, недожидаясь импичмента. Импичмент имел место в Бразилии в 1992 г., в Венесуэле в1993г.
В некоторых странах могут быть примененыиные процедуры, чем импичмент. В Словакии президент может быть смещен сдолжности парламентом за действия, направленные против демократического строя,целостности государства, большинством в 3/5 голосов. Такая попыткапредпринималась, но необходимого количества голосов не было получено. ВРумынии, Азербайджане по конституции 1995 г. такое решение принимаетсябольшинством голосов всего состава парламента, но выносится на референдум,который и принимает окончательное решение. В Австрии, Исландии президент можетбыть отозван со своего поста избирателями (эта норма не применялась ни разу). ВПольше и Франции парламент может принять обвинительное заключение, а судитпрезидента особый суд.
На практике в отдельных постсоветскихреспубликах (Азербайджан и др.) в начале 90-х годов некоторые президенты былисмещены со своих постов путем голосования избирателей, но судебных процессов небыло. Имелись случаи добровольной отставки президента (Чехословакия),вынужденной отставки (США, Югославия), причем отстранение президента от властииногда сопровождалось вооруженной борьбой (Грузия).
Президент получает должностной оклад, впересчете на доллары США составляющий: в Чехии — 17,5 тыс. в год, в Польше — 28тыс., в США — 200 тыс.
В парламентарных республиках за редчайшимиисключениями (например, Словакия) за акты по управлению государством президентответственности не несет. За это отвечают министры, правительство, по советукоторого президент принимает соответствующие акты. В президентских иполупрезидентских республиках президент также не несет ответственности передпарламентом (кроме рассматриваемого ниже импичмента).
Вице-президент не имеет значительныхполномочий ни в одной стране. Он замещает президента в случае его отсутствия,становится «временным президентом» при тяжелой болезни, смерти, отставкепрезидента, но в течение сравнительно короткого срока должны быть проведеныпрезидентские выборы.
Вице-президент обычно избирается в парес президентом как кандидаты одной партии и по той же системе, что и президент.В отдельных развивающихся странах вице-президент назначается президентом(Египет и др.), причем бывает иногда несколько вице-президентов: первый, второйи т.д. В Сомали одно время было три вице-президента.
/>Заключение.
В Российской Федерации Президентявляется гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека игражданина. Это означает, что Президент Российской Федерации несетперсональную ответственность за бесперебойную работу механизмов защитыКонституции Российской Федерации и прав человека, обязан принимать меры вслучаях сбоев в их реализации по тем или иным причинам.
В установленном Конституцией РоссийскойФедерации порядке Президент Российской Федерации принимает меры по охранесуверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственнойцелостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействиеорганов государственной власти Российской Федерации. В реализации всех этихфункций Президент Российской Федерации может использовать только закрепленныеза ним конституционные полномочия, действовать в рамках Конституции РоссийскойФедерации. Это относится и к такой функции Президента Российской Федерации, какопределение основных направлений внутренней и внешней политики государства. Онаформируется в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральнымизаконами, не может им противоречить. Имеет значение и тот фактор, что ПрезидентРоссийской Федерации идет на выборы с определенной программой, в которойнамечаются стратегические направления развития государства и общества, иизбрание того или иного кандидата означает одобрение содержащихся в нейустановок большинством избирателей.
Ежегодные послания Президента РоссийскойФедерации Федеральному Собранию, в которых формулируются основные направления внутреннейи внешней политики Российской Федерации, делают последние достоянием депутатов,народа, партий, общественности. Это дает возможность в случае необходимостикорректировать политику Президента Российской Федерации с использованием всегопотенциала конституционных форм, обеспечивающих взаимное воздействие однихгосударственных структур на другие, влияние на них общественных и социальныхдвижений.
Как глава государства ПрезидентРоссийской Федерации представляет Россию внутри страны и в международныхотношениях. Отправными правовыми установлениями применительно к анализустатуса Президента Российской Федерации являются ст. 80 Конституции РоссийскойФедерации и место главы, посвященной Президенту Российской Федерации в текстеКонституции Распиской Федерации. Статья 80 определяет, что ПрезидентРоссийской Федерации является главой государства. В ранее действовавшейКонституции устанавливалось, что Президент является высшим должностным лицом иглавой исполнительной власти в Российской Федерации.
Придание Президенту статуса главыгосударства вызвано объективными причинами. Прежде всего, этого требовалоповышение уровня персонифицированного представительства государства как внутристраны, так и в международных отношениях. Выполнение вытекающих из этого функцийнаиболее целесообразно главой государства, а не высшим должностным лицом,входящим в систему исполнительной власти, что в меньшей мере соответствовало бывысокому статусу государства и по существу умаляло прерогативыпредставительного органа государственной власти Российской Федерации, ставилобы исполнительную власть над законодательной.
Принципиально новая дефиниция статусаПрезидента Российской Федерации, содержащаяся в Конституции РоссийскойФедерации, означает, что Президент занимает особое место в системе органовгосударственной власти, не входит напрямую, непосредственно ни в одну из ееветвей.
Однако данное положение не дает никакихоснований трактовать президентскую власть как стоящую над другими властями,зависящими от нее. Каждая из них осуществляет конституционно закрепленные заней полномочия, функционирует во взаимодействии с другими, обеспеченаопределенными рычагами влияния на иные ветви власти и на Президента. ВКонституции заложена необходимая система «сдержек» и противовесов», способствующаясбалансированному взаимодействию властей. Между ними нет отношений подчинения.Свои полномочия Президент осуществляет не на основе его ничем не связаннойволи. Они реализуются в рамках Конституции Российской Федерации, в соответствиис ней и федеральными законами, в необходимом взаимодействии с Парламентом иПравительством Российской Федерации.
Как мы смогли убедиться институт главыгосударства – неотъемлемая часть любой страны и любого политического режима.Однако, статус, права и полномочия глав государств далеко не одинаковы. Монарх– является более древней разновидностью главы государства, нежели институтпрезидентства, который появился лишь уже в новейшее время. На наш взгляд,президент – наиболее прогрессивный вид главы государства, так как обладаетнаиболее широкими полномочиями. Однако, на сей день и монархические государстваявляются не редкостью, поэтому требуют детального изучения.
/>Список литературы:
1 ГарнерД. Великобритания: центральное и местное управление. –М., 1984.
2 ИностранноеКонституционное право./Маклаков И. –М., 1998.
3 Конституциизарубежных государств. США, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Испания,Греция, Япония, Канада. –М., 1997.
4 Италия.Конституция и законодательные акты. –М., 1988.
5 Конституциигосударств Европейского Союза. –М., 1997.
6 Конституционноеправо зарубежных стран./Страшун Б. –М., 1997.
7 МонархиЕвропы. Судьбы династий. –М., 1997.
8 ЧиркинВ. Конституционное право зарубежных стран. –М., 1998.
9 ЧерниловскийЗ. Всеобщая история государства и права. –М., 1996.