СОДЕРЖАНИЕ:
1.
Введение…… …………………………………………………..
3
2.
Понятие местного самоуправления……………………………
3
3.
Основные черты местного самоуправления…………………...
5
4.
Принципы местного самоуправления………………………….
7
5.
Функции местного самоуправления…………………………...
11
6.
Заключение………………………………………………………
16
7.
Список литературы……………………………………………...
17
Введение.
В данной работе я, поставила перед собойцели изучить нормативное определение местного самоуправления. Поскольку это имеетпринципиальное значение для правильного понимания этого явления и представляетсобой основу для всех законов Российской Федерации и ее субъектов и другихправовых актов, связанных с вопросами местного самоуправления. Определить теидеи, которые лежат в основе организации и деятельности местного самоуправленияи которые закреплены в Конституции Российской Федерации и федеральномзаконодательстве, раскрыть цели и задачи, к достижению которых направленамуниципальная деятельность.
Государство заинтересовано в таких способах формирования и деятельностиместной власти, которые отвечали бы его политике и поддерживались населением.Именно поэтому местное самоуправление призвано обеспечивать достижение этихцелей, и составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации.
Понятие местного самоуправления.
Понятие«местного самоуправления» отражает комплексное и многообразное явление. Местноесамоуправление можно рассматривать в качестве:
ü основы конституционногостроя;
ü права населения на самостоятельное решениевопросов местного
значения;
ü формы народовластия.
Рассмотрим местное самоуправление как основуконституционного строя. Ст. 2 Европейской хартии местного самоуправления от 15октября 1985 г. гласит, что «Принцип местного самоуправления должен бытьпризнан в законодательстве страны, и, по возможности, в Конституции страны».
Согласно Конституции Российской Федерации, аименно ст. 3, 12, 130-133 и др. в Российской Федерации признается игарантируется местное самоуправление. «Местное самоуправление как выражениенародной власти народа составляет одну из основ конституционного строяРоссийской Федерации», это положение отражено в статье 2 Федерального закона«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»от 28 августа 1995 г.
Местное самоуправление – одна изоснов конституционного строя, основополагающий принцип организации власти,который наряду с принципом разделения властей (деление властей по горизонтали),определяет систему управления (деление властей по вертикали).
В соответствии со статьей 12 КонституцииРоссийской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочийсамостоятельны и не входят в систему органов государственной власти. Другимисловами, государство признает местное самоуправление в качествесамостоятельного уровня осуществления народом принадлежащей ему власти. Этопредполагает, в свою очередь, организационную обособленность местногосамоуправления от государственной власти. Поэтому государственные органы не выступают,как прежде, вышестоящей инстанции, руководящей деятельностью местных органоввласти, заслушивающей отчеты и имеющей право отмены их решений.
Органы местного самоуправления действуютсамостоятельно, в пределах своих полномочий, и ответственны, прежде всего,перед своим населением. Федеральный закон «Об общих принципах организацииместного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г.определяет предметы ведения местного самоуправления, а также разграничиваетполномочия органов государственной власти Российской Федерации и органовгосударственной власти субъектов Российской Федерации в области местногосамоуправления.
Местное самоуправление – это правограждан, местного сообщества на самостоятельное заведование местными делами.
Европейская хартия в статье 3 определяет местное самоуправление право иреальную способность органов местного самоуправления регламентировать частьгосударственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под своюответственность. Это право осуществляется советами или собраниями, состоящимииз членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщегоголосования. Советы или собрания могут располагать подотчетными имисполнительными органами. Это положение не исключает обращения к собраниямграждан, референдуму или любой другой форме прямого участия граждан. Такимобразом, Европейская хартия устанавливает, что это право осуществляется нетолько выборными органами самоуправления, но и через формы прямого участияграждан в реализации функций местного самоуправления.
Основным субъектом права на самоуправление,российское законодательство признает, население городских и сельских поселений.Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельноерешение населением вопросов местного значения, владение, пользование ираспоряжение муниципальной собственности. Местное самоуправление осуществляетсягражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления,через выборные и другие органы местного самоуправления. Это положение оговоренов статье 130 Конституции российской Федерации.
Право населения на местное самоуправлениеобеспечивается правом каждого гражданина Российской Федерации на осуществлениеместного самоуправления. Граждане имеют равные права на осуществление местногосамоуправления как непосредственно, так и через своих представителей независимоот пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного идолжностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности кобщественным объединениям. Граждане Российской Федерации имеют право избирать ибыть избранными в органы местного самоуправления, иметь доступ к муниципальнойслужбе, право обращаться в органы местного самоуправления и к должностным лицамместного самоуправления (статья 3 Федерального закона «Об общих принципахорганизации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995г).
Признавая право населения наосуществления местного самоуправления, государство берет на себя обязанностьсоздавать необходимые условия для осуществления данного права, т.к. признаетсамостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий.
Местное самоуправление– это одна из формреализации народом принадлежащей ему власти. Народ осуществляет свою власть,согласно статьи 3 Конституции Российской Федерации:
1) непосредственно (то естьпутем референдума, выборов);
2) через органы государственнойвласти;
3) через органы местногосамоуправления.
«Местное самоуправление в РоссийскойФедерации — признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерациисамостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решениюнепосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местногозначения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местныхтрадиций». Такое определение местного самоуправления, характеризующее его какформу народовластия, содержится в статье 2 Федеральном законе «Об общихпринципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28августа 1995 г.
ОСНОВНЫЕЧЕРТЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Основныечерты, характеризующие местное самоуправление, его место в системенародовластия.
1. Местное самоуправление имеетособый субъект, которым является
население, граждане. Согласно статьям 12 Федерального закона «Об общих принципах организацииместного самоуправления в Российской Федерации», местное самоуправлениеосуществляется на территории муниципальных образований (городов, поселков,станиц, районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов) и др.муниципальных образований)), особым субъектом местного самоуправления являетсянаселение муниципального образования.
Как было отмеченоранее, население муниципального образования осуществляет местное самоуправлениенепосредственно (референдум, выборы, сходы и др.) и через органы местногосамоуправления.
2. Местное самоуправлениезанимает особое место в демократическом
механизме управления обществом и государством.
Хотя, местноесамоуправление, его органы не являются составной частью государственногомеханизма управления, что отмечено в статье 12 Конституции РоссийскойФедерации, тем не менее, между местным самоуправлением и государственнойвластью в Российской Федерации существует взаимосвязь. Эта взаимосвязьвыражается в наличии у них единого источника, а именно власть народа.
Органы местного самоуправления всоответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации могут наделятьсяотдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для ихосуществления материальных и финансовых средств, участвовать в осуществлениигосударственных функций. Реализация переданных полномочий подконтрольнагосударству.
Местное самоуправление — это не просто формасамоорганизации населения для решения местных вопросов. Это и формаосуществления публичной власти, власти народа. Муниципальная власть и властьгосударственная — это формы публичной власти, власти народа.
3. Местное самоуправление имеетособый объект управления: Местные
вопросы (вопросыместного значения). К вопросам местного значения можно отнести принятие и изменение уставов муниципальныхобразований, контроль за их соблюдением; владение, пользование и распоряжениемуниципальной собственностью; местные финансы, формирование, утверждение иисполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решениедругих финансовых вопросов местного значения; комплексноесоциально-экономическое развитие муниципального образования; содержание ииспользование муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений; организация,содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего ипрофессионального образования; организация, содержание и развитие муниципальныхучреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения;охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органовохраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью;регулирование планировки и застройка территорий муниципальных образований;создание условий для жилищного и социально-культурного строительства и т.д.Перечень, этих вопросов, подробно приведен в статье 6 Федерального закона «Обобщих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от28 августа 1995 г. Муниципальные образования вправе принимать к своемурассмотрению иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения законамисубъектов Российской Федерации, а также вопросы, не исключенные из их ведения ине отнесенные к ведению других муниципальных образований и органовгосударственной власти.
4. Можно выделитьсамостоятельность как форму организации и
осуществления власти.
Согласно статье 12 Конституции РоссийскойФедерации, самостоятельность местного самоуправления гарантируетсягосударством. Государство признает местное самоуправление в качествесамостоятельной формы осуществления народом принадлежащей ему власти. Важнымпроявлением самостоятельности местного самоуправления и вместе с тем егогарантией является признаваемое государством право на финансово-экономическиересурсы, необходимые для осуществления функций местного самоуправлении.
5. Собственная ответственностьмуниципальных образований.
Муниципальная деятельность должнаосуществляться, исходя из интересов населения. Ответственность перед населениемнаступает в результате утраты доверия населения. Ответственность органовместного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления передгосударством предусматривается Федеральным законом «Об общих принципахорганизации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995г.
Принципы местногосамоуправления.
Местное самоуправление основано на рядепринципов. Принципы местного самоуправления — это обусловленные природойместного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации идеятельности населения, закрепленные в нормах права. В Конституции РоссийскойФедерации и федеральном законодательстве закреплены следующие принципы местногосамоуправления:
1. Самостоятельность решения населением всехвопросов местного значения. В соответствии со статьей 130 КонституцииРоссийской Федерации местное самоуправление призвано обеспечиватьсамостоятельное решение населением вопросов местного значения. В этом — сутьместного самоуправления. (Этот принцип отражает суть местного самоуправления и,в свою очередь, предполагает: полновластие муниципальных органов насоответствующей территории в пределах, ограниченных правом; выборность местныхорганов местным сообществом; самостоятельность и зависимость муниципальныхорганов, их ответственность за решение вопросов местного значения переднаселением.) Органы местного самоуправления в пределах, установленных законом,обладают полной свободой действий для осуществления собственных инициатив полюбому вопросу, который не исключен из их компетенции и не отнесен ккомпетенции другого органа власти (статья 4 Европейской Хартии).
2. Признание местного самоуправления какдемократического института, наличие гарантий местного самоуправления.
3. Организационное обособление местногосамоуправления в системе управления обществом и государством.
Основное содержание рассматриваемогопринципа раскрывает статья 12 Конституции Российской Федерации: органы местногосамоуправления не входят в систему органов государственной власти. Государство,таким образом, признает местное самоуправление в качестве самостоятельногоуровня, самостоятельной формы осуществления народом принадлежащей ему власти.Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органыгосударственной власти и органы местного самоуправления. Это положениеопределено в статье 3 Конституции Российской Федерации. Кроме того, структураорганов местного самоуправления определяется населением самостоятельно (статья131 Конституции Российской Федерации).
4. Многообразие организационных формосуществления местного самоуправления. Этот принцип отражен в статье 72Конституции Российской Федерации.
5. Соразмерность полномочий местногосамоуправления материально-финансовым ресурсам.
Этот важнейший принцип местногосамоуправления получил свое правовое закрепление в Конституции РоссийскойФедерации, законодательстве о местном самоуправлении. Без его реализацииневозможно обеспечить самостоятельность, реальность и эффективность местногосамоуправления. Финансовые средстваорганов местного самоуправления должны быть соразмерны предоставленным имконституцией или законом полномочий, указано в статье 9 Европейской Хартии оместном самоуправлении.
Органы местного самоуправления имеют правосамостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный бюджет,устанавливать местные налоги и сборы (статья 132 Конституции РоссийскойФедерации).
Важной гарантией реализациирассматриваемого принципа являются конституционные положения о финансированииосуществления отдельных государственных полномочий, которыми могут наделятьсязаконом органы местного самоуправления и о компенсации дополнительных расходов,возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.
6. Законность. Этот принцип является однимиз основных конституционных
принципов российскойгосударственности. Конституция Российской Федерации, а именно в статье 15,закрепляет: органы государственной власти, органы местного самоуправления,должностные лица, граждане и их объединение обязаны соблюдать КонституциюРоссийской Федерации и законы.
Важнейшей гарантией местного самоуправлениявыступает законность. Принцип законности требует, чтобы организация идеятельность местного самоуправления осуществлялась на основе закона и в рамкахзакона. Поэтому местное самоуправление осуществляется в соответствии сКонституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями иуставами субъектов Российской Федерации, законами субъектов РоссийскойФедерации.
Конституция Российской Федерации в статье133 устанавливает запрет на ограничение прав местного самоуправления,гарантированных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Государство осуществляетконтроль, за соблюдением органами местного самоуправления правовых норм, но нео целесообразности или качестве принимаемых муниципальными органами решений повопросам местной жизни.
В статье 8 Европейской Хартии о местномсамоуправлении устанавливается основные критерии, предъявляемые кгосударственному контролю за деятельностью органов местного самоуправления:
ü «Любой административныйконтроль над органами местного самоуправления может осуществляться только вформах и в случаях, предусмотренных конституцией или законом.
ü Любой административныйконтроль за деятельностью органов местного самоуправления, как правило, долженбыть предназначен лишь для обеспечения соблюдения законности и конституционныхпринципов».
Прежде всего, соблюдение законности, вдеятельности органов и должностных лиц местного самоуправления осуществляется спомощью прокуратуры. Прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор заисполнением законов органами местного самоуправления, за соблюдением ими прав исвобод человека и гражданина (Федеральным законом «О прокуратуре РоссийскойФедерации» в редакции от 17 ноября 1995 г.).
7. Гласность и учет общественного мнения,сотрудничество и взаимодействие местных органов и их должностных лиц спартиями, общественными движениями и объединениями граждан. Гласность –является важным элементом демократической системы управления обществом игосударством. При помощи гласности обеспечивается демократизм управленческойдеятельности, ее подконтрольность обществу, а также возможность граждан влиятьна выработку решений, затрагивающих их интересы, права и свободы.
Реализация этого принципаозначает, прежде всего, открытый характер их деятельности органов местного самоуправления,регулярное информирование о произведенной работе населения, посредством средствмассовой информации.
Статья 3 Федерального закона «Об общихпринципах организации местного самоуправления в Российской Федерации от 28августа 1995 г. устанавливает обязанность органов местного самоуправленияобеспечить получение гражданами полной и достоверной информации о своей работе.
8. Сочетание местных и государственныхинтересов.
9. Соблюдение прав и свобод человека игражданина. Конституция Российской Федерации признает человека, его права исвободы высшей ценностью (ст. 2) и устанавливает, что права и свободы человекаи гражданина определяют смысл и содержание деятельности не только органовгосударственной власти, но и местного самоуправления (ст. 18).
Поскольку права и свободы гражданинареализуются в первую очередь на местном уровне, там, где он живет, осуществляятрудовую, политическую и иную деятельность, то значение принципа соблюденияправ и свобод человека во многом зависитот деятельности органов местного самоуправления.
10. Коллегиальность и единоначалие вдеятельности местного самоуправления.
В целях утверждения принципаиндивидуальной ответственности и устранения коллективной безответственности вдеятельности исполнительно-распорядительных органов местного самоуправленияЗакон РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» от 6 июля 1991 г. закрепил:«Деятельностью местной администрации руководит глава местной администрации…Глава местной администрации осуществляет свои полномочия на принципахединоначалия» (ст. 30).
Федеральный закон «Об общих принципахорганизации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995г., закрепляя коллегиальный порядок деятельности представительного органаместного самоуправления (ст. 15), оставляет по существу открытым вопрос опринципах организации и деятельности иных органов местного самоуправления.
Коллегиальные начала в организации идеятельности представительного органа местного самоуправления проявляются втом, что данный орган является коллегиальным органом, численный состав которогоопределяется уставом муниципального образования, и свои решения принимает вколлегиальном порядке.
Принцип коллегиальности предполагает такжесоздание необходимых условий депутатам представительного органа для ихактивного и конструктивного участия в подготовке и принятии решений: депутатыдолжны иметь возможность заблаговременно ознакомиться с проектами решений,получить необходимую информацию, свободно высказывать свое мнение, а такжепредложения, замечания по обсуждаемому представительным органом вопросу.
На основании вышеизложенного можно назватьряд особенностей правового статуса местного самоуправления, вытекающих изприроды местного самоуправления:
1. Государство признает властьсамоуправления над местным сообществом как власть публичную, т. е. служащуюинтересам общины. Это проявляется в признании положений (уставов) о местномсамоуправлении как источника права, признание государством обязательной силыактов органов местного самоуправления.
2. Органы местного самоуправленияорганизационно обособлены от органов государственной власти в соответствии состатьей 12 Конституции Российской Федерации.
3. Органы местного самоуправления обладаюткомпетенцией, производной от компетенции местного самоуправления, которуюпризнает и гарантирует Конституция Российской Федерации и которая не может бытьограничена федеральными и региональными органами государственной власти. Органыместного самоуправления могут на договорной основе передавать часть своихполномочий другим органам местного самоуправления и государственной власти.Органы местного самоуправления не вправе принимать по собственной инициативе ксвоему рассмотрению вопросы, отнесенные к компетенции других органов местного самоуправления.
4. В соответствии со статьей 132 КонституцииРоссийской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться отдельнымигосударственными полномочиями. К вопросам государственного значения, в решениикоторых в соответствии с действующим законодательством принимают участие органыместного самоуправления относятся охрана природной среды, организацияздравоохранения, социального обеспечения, развитие культуры, физкультуры испорта. Эти органы могут быть дополнительно наделены: полномочиями по участию вопределении режима деятельности предприятий, учреждений и организаций различныхформ собственности, в том числе государственной; правом контроля заосуществлением некоторых конкретных норм законодательства всеми предприятиями,учреждениями и организациями на их территории; некоторыми правоохранительнымиполномочиями.
5. Местное сообщество самостоятельноопределяет организационно-правовые формы местного самоуправления, решаетвопросы местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальнойсобственностью.
6. Местное самоуправление не может бытьпроизвольно ограничено органами государственной власти. Отмена решения органаместного самоуправления может быть только в судебном порядке.
Функции местногосамоуправления.
Функции местного самоуправления этоосновные направления муниципальной деятельности.
Функции местного самоуправления являютсятеми задачами и целями, к достижению которых направлена муниципальнаядеятельность.
Поскольку местное самоуправление принимаетсамостоятельное решение вопросов местного значения, то соответственно реализуетзадачи по обеспечению жизненных интересов населения, социальной защите граждан.
Можно выделить основныефункции местного самоуправления:
1. Обеспечение участиянаселения в решении вопросов местных дел;
2. Управление муниципальнойсобственностью, финансовых средств муниципального управления;
3. Обеспечение развития территории муниципальногообразования;
4. Обеспечение потребностинаселения в социально культурно, коммунально-бытовых и др. жизненно важныхуслугах;
5. Охрана общественногопорядка, обеспечение режима законности;
6. Защита интересов и правместного самоуправления, гарантированных Конституцией Российской Федерации ифедеральными законами;
7. Самоорганизация гражданпутем использования форм территориального общественного самоуправления.
Разберем каждую функцию местногосамоуправления в отдельности:
1. Обеспечение участия населения в решениивопросов местных дел.
Поскольку население должно активнопринимать участие в решении вопросов местных дел, для этого участия граждандолжны быть созданы необходимые условия. Прежде всего, это должно быть выраженов существовании выборных органов местного самоуправления; использовании прямойдемократии; и что немало важно, должна существовать материально-финансовой базыдля решения вопросов местных дел.
Население определенного муниципальногообразования принимает участие в решении вопросов местных дел через выборные идругие органы местного самоуправления, а также непосредственно.
Правовые гарантии участия граждан закрепленыв статье 3 Федерального закона «Об общих принципах организации местногосамоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г., где указано, чтограждане имеют равные права на осуществление местного самоуправления какнепосредственно, так и через своих представителей независимо от пола, расы,национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения,отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
По вопросам местного значения можетпроводиться местный референдум, в котором имеют право участвовать все граждане,проживающие на территории муниципального образования. Местный референдум – этовысшее непосредственное выражение воли населения данной территории. Местныйреферендум назначается представительным органом местного самоуправления, как пособственной инициативе, так и по требованию населения.
Кроме того, за гражданами закрепляется правоправотворческой инициативы. Это положение отражено в статье 25 Федеральногозакона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РоссийскойФедерации». Это означает, что население может вносить свои идеи, выраженные ввиде проектов правовых актов, но только конечно по вопросам местного значения ворганы местного самоуправления. Органыместного самоуправления, в свою очередь, обязаны рассмотреть вносимые проектыправовых актов от населения. Рассматриваются подобные проекты на открытыхзаседаниях с участием представителей населения. Помимо этого граждане на полномосновании вправе обращаться в органы местного самоуправления и к должностнымлицам местного самоуправления, как индивидуально, так и коллективно, тем самым также происходитучастие граждан в осуществлении местного самоуправления.
2.Управление муниципальной собственностью, финансовых средств муниципальногоуправления.
В каждом муниципальном образованиисуществует местный бюджет и муниципальную собственность (статья 1 Федеральногозакона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РоссийскойФедерации» от 28 августа 1995 г.). Местное самоуправление, принимает на себя ответственность за надлежащимуправлением муниципальным имуществом и местными финансами. Органы местногосамоуправления, которые осуществляют права собственника в отношении имущества иместных финансов, входящих в состав муниципальной собственности, вправепередавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянноепользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, а также отчуждатьв установленном порядке.
Органы местного самоуправления могут такжеустанавливать условия использования земель, но конечно, только, тех земель,которые находятся в границах муниципального образования (ст. 29 Федеральногозакона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РоссийскойФедерации»), также имеют право на образование целевых внебюджетных фондов, насоздание муниципальных банков и других финансово-кредитных организаций, навыпуск муниципальных займов. Существует еще такое положение, что может приниматьсярешения о разовых добровольных сборах средств с граждан для финансированиявопросов местных дел. Подобное решение принимается либо населением непосредственно, либопредставительными органами местного самоуправления с учетом мнения населения(статья 39 Федерального закона «Об общих принципах организации местногосамоуправления в Российской Федерации»).
О деятельности, которая ведется поуправлению и распоряжению муниципальной собственностью, финансовыми средствами,население муниципального образования, конечно, должно получать необходимуюинформацию. Поэтому в уставе муниципальных образований, закрепляютсясоответствующие формы контроля населения, граждан за деятельностью органов идолжностных лиц местного самоуправления.
3.Обеспечение развития территории муниципального образования.
К ведению местного самоуправленияотносится вопросы развития территории муниципального образования (статья 6Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления вРоссийской Федерации» от 28 августа 1995 г.)
Что представляет собой муниципальныеобразования? Муниципальные образования – это города, поселки, станицы, районы(уезды), улусы, сельские округа и другие — представляют собой своеобразныетерриториально-производственные и хозяйственные комплексы. Развитиемуниципального образования, конечно же, направленно на решение всех тех задач,которые существуют в жизни населения (социально-культурных, экологическихзадач, использование природных и других местных ресурсов, создание необходимыхусловий жизни и отдыха граждан). Что осуществляется, прежде всего, посредствомпланирования. Занимаются и принимают планы и программы развития муниципальногообразования представительные органы местного самоуправления. При этом органыместного самоуправления должны учитывать и интересы развития территориисубъекта Российской Федерации в целом. Вопросы развития территориимуниципальных образований во многом связаны с деятельностью предприятий,учреждений и организаций, не находящихся в муниципальной собственности. Органысамоуправления вправе координировать участие данных предприятий, учреждений иорганизаций в развитии территории муниципального образования (статья 32Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления вРоссийской Федерации» от 28 августа 1995 г.).
4.Обеспечение потребности населения в социально культурно, коммунально-бытовых идр. ж