Реферат по предмету "Право"


Методология конституционного права

Введение.
 
Темой моейкурсовой работы является методология конституционного права. Данная темаинтересна тем, что в литературе нет однозначного ответа на вопрос о методологииправа вообще, и конституционного в частности. Во многих статьях и учебниках,которые мне встречались, этот вопрос вообще не затрагивается, хотя по логикеизложения должен освещаться. Множественность классификаций создает некоторуюпутаницу методов. Чем больше литературы я изучала, тем  неоднозначнее мноюрешался вопрос об отнесении или не отнесении конкретных методов к той или инойклассификации и к конституционному праву вообще.
Всвоей работе я поделила все методы на три группы.
Впервую группу относятся методы, которые присущи конституционному праву, какотрасли права – методы — императивный и диспозитивный, и способы запрет, дозволение, обязывание.
вовторую – методы конституционного права как науки – это исторический,сравнительно-исторический, сравнительно-правовой, конкретно-социологическихисследований, статистический, системный, логический и другие методы познания.
втретью – как учебной дисциплины.
1. Предмет конституционного права
 
Невозможнорассуждать о методах конституционного права не раскрыв его предмета, так какметоды используются для регулирования именно предмета. Конституционное право –одна из отраслей системы права Российской Федерации. Конституционное право представляет совокупность правовых норм, т.е.общеобязательных правил поведения людей, правил, соблюдение которых внеобходимых случаях обеспечивается применением государственного принуждения.
В общей теории права под предметом правовогорегулирования понимаются волевые общественные отношения, регулируемые правом,а  также те виды и уровни деятельности, которые объективно требуют правовогорегулирования[1] или те общественныеотношения, кото­рые подвергаются правовому регулированию[2].
Самостоятельность и специфика конституционного праваРоссии обусловливается в первую очередь особым предметом правового (конституционного)регулирования, то есть теми специфическими об­щественными отношениями, которыерегулируются его нормами. В наибо­лее общем виде предмет конституционного праваРоссии составляют общественные отношения, которые образуют основу всегоустройства общества и государства и непосредственно связаны с установлени­ем,осуществлением, передачей государственной власти в различных формах;установлением пределов государственной власти; гарантирова­нием прав и свободчеловека и гражданина. Это отношения между че­ловеком, обществом и государствоми основополагающие отношения, определяющие устройство государства и егофункционирование.
Значениевопроса о предмете заключается в том, что он является предпосылкой правильногопонимания тех общих сущностных качеств, которые свойственны ее нормам. Безучета родовой принадлежности правовых норм к определенной отрасли, кконкретному институту нельзя в полной мере раскрыть назначение и роль этих нормв правовом регулировании.
Конституционноеправо регулирует отношения, складывающееся во всех сферах жизнедеятельностиобщества: политической,  экономической, социальной, духовной и пр.
Другиеже отрасли воздействуют на общественные отношения в какой-либо одной областижизни.
Предметконституционного права регулирует общественные отношения  в различных сферахжизни, охватываемых данной отраслью, неодинаково. В одних сферах жизни обществанормы конституционного права регулируют лишь основополагающие отношения, т.е.те, которые предопределяют содержание всех остальных отношений всоответствующей сфере. Во всем объеме их регулирование осуществляется другимиотраслями права. Так, в сфере экономической жизни общества предметомконституционного права являются только те отношения, которые характеризуютосновные начала и принципы экономики, формы собственности. А в полном объемеправовое регулирование экономических отношений осуществляется гражданским,хозяйственным, предпринимательским, финансовым и рядом иных отраслей права.
Вдругих сферах жизни общества предметом конституционного права охватывается веськомплекс общественных отношений. Это, прежде всего те отношения, которыесвязаны с устройством государства, организацией государственной власти, всейполитической системы общества и служат основой формирования всех другихобщественных отношений.
Конституционноеправо – ведущая отрасль права России, представляющая собой совокупностьправовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, которыеопределяют организационное и функциональное единство общества: основыконституционного строя Российской Федерации, основы правового статуса человекаи гражданина, федеративное устройство, систему государственной власти и системуместного самоуправления.
2. Общее понятие метода правового регулирования.
Методправового регулирования – одна из наиболее дискуссионных тем в российскойправовой науке. Одни ученые считают, что каждой отрасли права присущ толькоодин метод правового регулирования[3], другие — несколько[4], третьи – что метод имеетуниверсальный, надотраслевой характер[5]
В изученной мнойлитературе я встретила несколько подходов к пониманию метода в праве.
Частьученых считает, что метод соответствующей отрасли права позволяет дать ответ навопрос, каким образом, с помощью каких приемов наука изучает и совершенствуетсвой предмет[6], и приводит в своих работах общенаучныеметоды познания, т.к. логический, исторический, статистический,сравнительно-правовой и др[7].
Другаячасть ученых утверждает, что метод права – это совокупность юридических приемови средств, при помощи которых осуществляется регулирование общественныхотношений, составляющих предмет данной отрасли.[8] Если следовать такому подходу, то методомКП является метод конституционного регулирования нормами КП  общественныхотношений. Метод обеспечения наибольшей юридической силой обеспечивает охрануправ и свобод личности, общества и государства.
Крометого, я заметила, что в учебниках, когда речь идет о конституционном праве, какотрасли права, то применяются одни методы, когда речь идет о конституционномправе как науке, то применяются другие методы, если же конституционное правоимеется в виду как учебная дисциплина, то в этом случае применяются третьиметоды.
Мояточка зрения по этому вопросу такова:
Если мы имеем в виду конституционное право, какотрасль права, то здесь  нужно применять метод, как способ  конституционногорегулирования нормами КП  общественных отношений.
Наукеконституционного права присущи методы научного познания, а именно исторический,логический, статистический, конкретно-социальный, диалектический и др.
Конституционномуправу, как учебной дисциплине соответствуют методы историко-правовой и формально-юридичес­кий (догматический). Вместе с тем,обращение к таким мето­дам, как социологический, политико-правовой,сравнительно-право­вой, диктуется необходимостью показать в историческом исовремен­ном аспектах влияние на устройство отечественного государства иосуществления в нем власти, ее взаимоотношение с гражданами, оп­ределяющиеустои и развитие России. Хотя последние две группы методов схожи и даженекоторые из них полностью совпадают, однако они не идентичны.
3. Методы конституционного права, как отрасли права.
Как  я уже отметила,  для конституционного права, как отрасли права методпонимается, как совокупность юридических приемов и средств, при помощи которыхосуществляется правовое регулирование общественных отношений, составляющихпредмет конституционного права.
Ученые выделяют здесь два метода частно-правовой (диспозитивный) ипублично-правовой (императивный) и в рамках этих методов три способа — запрет, дозволение, обязывание[9].
Преобладающей формой конституционно-правовогорегулирования общественных отношений является способ обязывания.
Именно в такой форме провозглашается множество нормконституционного права: «Ор­ганы государственной власти, органы местногосамоуправления, дол­жностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдатьКонсти­туцию Российской Федерации и законы» (часть 2 статьи 15 Конститу­цииРФ); „Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы» (ст.57Конституции РФ).
В конституционном праве часто можно встретить запрещающиенормы: “Никто не может присваивать власть в Российской Федера­ции»(часть 4 статьи 3 Конституции РФ).
Конституционному праву известен и способ дозволения:
»Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации»(часть 2 статьи 27 Конституции РФ); «Принудительное отчуждение имущества длягосударственных нужд может быть произведено только при усло­виипредварительного и равноценного возмещения» (часть 3 статьи 35 Конституции РФ).
Итак, конституционное право, как отрасль права,использует разнообразные приё­мы, средства, формы воздействия на общественныеотношения, ибо раз­личны сами эти отношения, что и обусловливает своеобразиеметода данной отрасли права. Его суть — в сочетании и взаимопроникновенииприёмов и спо­собов воздействия на общественные отношения, типичных для полити­ческого,нравственного и правового регулирования[10].
Крометакой классификации методов в литературе встречается деление на частно-правовойи публично-правовой методы, которые также можно отнести к методамконституционного права, как отрасли права.
Гражданско-правовойметод (Ю.А. Тихомиров именует его методом диспозитивного регулирования[11]; В.Б. Исаков – методомкоординации[12]; А.Г. Братко и Н.Л. Гранат – методомавтономии[13]. Отличительными чертами этого методаявляются:
-       равноправие участников правоотношений, которое придает правомерномуповедению субъектов правоотношений индивидуально-регулятивное значение;
-       автономия участников правоотношений, которая означает способность лицасвободно (независимо) формировать свою волю и осуществлять свои права в своеминтересе. Не допускается вмешательство в их дела или воспрепятствование им.Речь в данном случае идет о гарантированной законом возможности юридическоголица по своему усмотрению распоряжаться субъективным правом, реализовать его,передать другому субъекту либо вообще не осуществлять то или иное право;
-       самостоятельность участников правоотношений, выражающаяся в возможностисамостоятельно распоряжаться принадлежащим лицу имуществом, нестиответственность по своим обязательствам, возмещать ущерб, причиненный егонеправомерными действиями.
Примерамииспользования вышеописанного метода регулирования конституционного праваявляется  закрепление в конституции прав человека и гражданина, в частностиярко демонстрирует данный метод институт избирательного права граждан.
Следующийметод – публично-правовой метод (Ю.А.  Тихомиров именует егоимперативным методом[14], В.Б. Исаков – методом субординации, А.Г.Братко и Н.Л. Гранат – авторитарным методом). Данный метод построен наадминистративном или ином властном подчинении одной стороны другой.
Характернымичертами данного метода являются:
-       Формирование и использование правоотношений по принципу«команда-исполнение». Субъект принятия обязательных решений не связан согласиемстороны, которой они адресованы;
-       Субъекты, выполняющие властные, управленческие и иные функции, действуютпо своему усмотрению в пределах предоставленных им полномочий;
-       Характерной чертой публичного метода правового регулирования являетсяпозитивное обязывание, которое может носить характер общенормотивной ориентации(когда принимается акт, устанавливающий задачи, функции, полномочиясоответствующего органа) или приобретает смысл конкретного предписания (т.е.поручения совершить то или иное юридически-значемое действие);
-       Императивный метод может выражаться также в запрещении каких либодействий когда нормы-запреты в общем или конкретном виде отчерчивают областьвозможного неправомерного поведения и тем самым предостерегают субъектов праваот вторжения в эту область.
Влитературе отмечается, что «в отраслях права эти первичные методы в зависимостиот характера регулируемых отношений и других социальных факторов  выступают вразличных вариациях и сочетаниях… Представляя собой сложное многогранноеявление, каждый отраслевой метод есть специфический комплекс приемов и средстврегулирования, который, выражая также  соответствующие способы регулирования,существует только в данном конкретном нормативном материале, тесно связан ссоответствующей группой общественных отношений – предметом правового регулирования»[15].
Метод правового регулирования — совокупностьвзаимосвязанных и взаимообусловленных приёмов, способов юридическоговоздействия на специальную область общественных отношений[16].
В юридической науке сложилась концепция отраслевых методов правовогорегулирования, под которыми понимается совокупность при­ёмов, средств и формсистематического правового воздействия на участников общественных отношений, навесь комплекс социальных яв­лений, образующих предмет данной отрасли права.Специфика общест­венных отношений требует воздействия на них норм именно даннойотрасли органически присущими ей способами. Регулируя общественные отношения,упорядочивая их развитие, законодатель избирает такие приёмы и способы, спомощью которых осуществляется наиболее эффек­тивное правовое воздействие наобщественные отношения.
4. Характеристика методов, присущих конституционномуправу, как науке.
Наукаконституционного права является составной частью системы юридических наук,которая в свою очередь входит в систему общественных наук. Наукаконституционного права имеет своим предметом изучение отрасли конституционногоправа. Наука конституционного права раскрывает присущие данной отраслизакономерности, формулирует основные понятия и категории, которыми оперируетдействующее конституционно-правовое законодательство, анализирует функции ироль соответствующих правовых институтов.
Наукаконституционного права изучает не только конституционно-правовые нормы иинституты, но и процессы, связанные с их реализацией. Наука конституционногоправа выявляет эффективность действия соответствующих правовых норм,вырабатывает рекомендации по ее повышению.
В общей характеристике науки конституционного права важное значение имеет вопрособ используемых ею методах научного познания. Они разнообразны: исторический,сравнительно-правовой, системный, статистический, конкретно-социологический идр.
 
Историческийметод.
Наукаисследует все конституционно-правовые процессы в их историческом развитии. Этонеобходимо для выявления преемственности в правовом регулировании, для научныхвыводов о связи последнего с основополагающими концепциями общественногоразвития, о соответствии его тем социальным ценностям, которые и политически, ив нормативной форме признаются приоритетными на данном этапе.
Историческийфактор оказывает существенное влияние на развитие права. Правовые явления нужноизучать в их историческом развитии. Сегодняшние правовые реалии во многомопределяются правовым прошлым. Более того, правовые реалии сегодняшнего дня взначительной степени предопределяют завтрашний день права. Хорошо известно, чтоамериканское право во многом унаследовало черты английского права (в основномориентирование на судебный прецедент). Современное российское право содержитмногие черты права бывшего СССР (прежде всего стремление к подробномуцентрализованному регулированию).
        В настоящее время исторический метод познания расширяет свои границы.Наука конституционного права должна заново осмыслить историю развитиягосударственного права  дооктябрьской России.
Историко-юридическоеисследование предусматривает научно-обоснованное выявление основных элементовизучаемого объекта, его теоретическую, соответственно мыслительнуюдифференциацию на отдельные стороны, этапы, происходящих в нем изменений, сцелью раскрытия их содержания и взаимоотношений.[17] Такое исследование намечаетоптимальное направление изучения сущности государственно-правовых явлений,тенденций их развития, присущих им закономерностей. Причем последнее может бытьпроведено по меньшей мере в двух относительно самостоятельных, новзаимосвязанных сферах. Первое – предполагает выявление конкретно-историческихзакономерностей, свойственных определенной стране с учетом всех особенностей еегосударственно-правового развития («скачков», «зигзагов» и пр.). Второе –ориентированно на раскрытие общих закономерностей, выводимых в главном на базеконкретных исторических исследований, охватывающих значительныйпространственно-временной пласт истории государственности.
«Новаяконституция России, отражая уровень современного правосознания общества,учитывает некоторые исторические традиции, политические и территориальныеособенности, этнический состав Российской Федерации. Базовые ценности в областиконституционного строительства вырабатывались под влиянием идейного наследияотечественных конституционалистов и государствоведов, практики конституционногоэксперимента в 1906-1917 гг. и советского строительства. Учет мирового опытаконституционного развития сочетался с переосмыслением концепций Д.Локка,Ш.-Л.Монтескье, Ж.Ж.Руссо применительно к современным условиям[18]».
 
Сравнительно-историческийметод.
Данныйметод учитывает важную особенность исследования: выявленные исторические фактыполнее раскрывают свое подлинное значение при сопоставлении их с серией другихсходных, однопорядковых фактов. Это ориентирует на изучение конкретныхгосударственно-правовых явлений путем сопоставления их отдельных качеств,  чертс показателями других однотипных и одновременных им явлений (синхронноесравнение).
Вбольшом соприкосновении с ним находятся такие научные приемы исследования каканалогия и экстраполяция.
Умозаключениепо аналогии – это вывод о сходстве двух или более явлений в каких либоопределенных отношениях, сделанный на основании их сходства в каких-либо другихотношениях. Обычная (простейшая) формула умозаключения по аналогии: объект Вобладает свойствами  а, в, с, д; объект С обладает свойствами в, с, д;следовательно объект С, вероятно, обладает и свойством а. Висторико-юридической науке аналогия чаще всего применяется при изучениигосударственно-правовых явлений, сведения о которых неточны, неполны,фрагментарны. Познанию содействует их сопоставление со сходными им явлениями,хорошо известными в науке. Разумеется, выводы по подобным умозаключениям могутбыть только гипотетическими. За ними не признается полная доказательственнаясила. Считается, что повышение уровня достоверности выводов может бытьдостигнуто путем максимально возможного увеличения числа элементов, подлежащихисследованию, их дифференциации (разделения) по степени сущностной значимости исоответственно выявление на базе главных элементов их основных, глубинныхтенденций развития.
Эти рекомендации вполной мере относятся и к экстраполяции, которая родственна аналогии и вглавном основывается на одинаковых с ней методологических установках. Но ейприсущи и определенные особенности. Экстраполяция предусматриваетраспространение выводов, полученных в ходе исследования одной части одной частиявления (процесса) на другую ее часть. Соответственно, экстраполяция содействуетнаучному прогнозированию, особенно в той его части, когда объектом исследованияявляется исторический процесс.  Выводы, полученные в результате  исследованияуже свершившейся ступени развития, помогает понять его настоящее и, по меньшеймере, предвидеть основные контуры обозримого будущего. Причем степеньобоснованности полученных таким образом выводов, во многом зависит от знанияобщих закономерностей, присущих всей данной пространственно-временной сфереразвития.
 
Сравнительно-правовойметод.
Наукаконституционного права широко использует и сравнительно-правовой методисследования. Он заключается в сравнительном анализе конституционно-правовыхнорм, регулирующих однородные сферы общественных отношений в различных странах.Это важный инструмент в использовании положительного опыта, накопленного вданной области, в выявлении наиболее эффективных моделейконституционно-правового регулирования.
«Конституционнаянаука России сможет занять достойное место в мировой конституционно-правовойнауке при условии ее включения  в компаративистские (сравнительно-правовые)исследования. Компаративизм в области конституционного права – одно изперспективных направлений государствоведения»[19].
Национальноеконституционное право всегда развивает те или иные идеи, формируетконституционные институты с учетом положительной или отрицательной практикизарубежного конституционного строительства. Труды дореволюционных русскихученых-государствоведов всегда отличались широтой сравнительно-правовогокругозора, отсутствием национальной замкнутости.
Всравнительном плане оцениваются нормативные правовые акты различных стран мира,государств, входивших в состав бывшего Союза ССР. Анализконституционно-правового законодательства последних имеет особое значение всилу близости исходных основ, на которых начинали формироваться ихсамостоятельные правовые системы.
Примеромприменения сравнительно-правового метода исследования может служить следующеевысказывание:
«Основополагающие началаконституционализма в различных государствах именуются по-разному. Так,западноевропейское государствоведение для их характеристики использует термины“конституционные принципы” или “принципы конституционализма”. Некоторые изамериканских правоведов (А.Е.Дик Ховард) придерживаются термина “элементы конституционногоразвития”. Конституция РФ закрепила основы конституционного строя, выделив их вотдельную главу и гарантировав их от пересмотра. Такая практика нехарактернаядля европейских государств свидетельствует о стремлении предотвратитьвозможность авторитарных тенденций. При этом важно наличие не толькоформальных, но и институциональных гарантий, а также социальной политики,направленной на смягчение неравенства[20]».
Так жесравнительно правовой метод имеет большое практическое значение вконституционном праве в связи с тем, что положения различных нормативных актовне должны противоречить нормам Конституции Российской Федерации, а достигнутьэтого можно лишь сопоставляя, сравнивая с правовой точки зрения нормыконституции и нормы других нормативных актов.
Системныйметод.
В научныхисследованиях необходим системный подход к предмету изучения. Наукаконституционного права рассматривает саму отрасль как систему, изучает ееструктуру, составляющие ее элементы, их соотношение, взаимосвязи, анализируетсистему каждого правового института. Большое внимание уделяется и выделениюместа отрасли конституционного права в общей системе права РФ, соотношению сдругими отраслями. Это способствует правильному определению предмета отрасли,отграничению конституционно-правовых отношений от правоотношений других видов,облегчает правоприменительную деятельность.
Система конституционного права – этообъединение конституционно-правовых норм в институты в определеннойпоследовательности в зависимости от их содержания и характера регулируемыхотношений.
Система конституционного прававключает в себя следующие институты:
1. Основы конституционного строя РФ;
2. Федеративное устройство;
3. Организация органовгосударственной власти и местного управления;
4. Правовой статус человека игражданина; и др.
Статистическийметод.
Статистическийметод помогает анализировать эффективность действия конституционно-правовыхнорм, их влияние на общественные процессы. Количественный фактор – важныйпоказатель реальности демократических институтов, закрепляемых правовыминормами. Поэтому наука конституционного права анализирует статистическиеданные, касающиеся всех сфер регулируемых этой отраслью общественных отношенийи на основе этих данных делает выводы. Так, научный интерес имеют количественныепоказатели участия избирателей в выборах, уровня их активности, форм связидепутатов с избирателями и т.п.
Применяются такие статистические приемы, как: статистические группировки, обобщающиепоказатели, а также отношение части к целому – или отношение интенсивности.
Обрабатываяданные подобного рода, наука конституционного права обосновывает правовые,политические и организационные меры, которые могут способствовать преодолениюнегативных явлений, снижающих потенциал, заложенный в демократических по формеправовых установлениях.
Статистическийметод помогает исследователю отделить необходимое от случайного, выявитьзакономерность определенных процессов, связанных с массовыми явлениями,называемыми обычно «статистическими ансамблями».
Любойрезультат статистического исследования, будь он положительным или отрицательнымне абсолютизируется. Подлинное познание сути  явлений, и особенно вконституционном праве, достигается путем сочетания количественных исследованийс качественными. Статистический метод в праве всегда должен применяться всочетании  с другими методами познания.
Методконкретно-социологических исследований.
Используетсянаукой конституционного права для изучения социальной и политической сфер, вкоторых происходит реализация конституционно-правовых норм. При этом выявляютсяусловия, воздействующие на развитие общественного сознания, на формированиеобщественного мнения, определяющие поведенческие установки граждан в отношениисодержания тех или иных конституционно-правовых норм.
Социологияправа исследует реальное состояние правовой действительности. И исследователюправа, и законодателю важно знать, насколько эффективным оказалось то или иноерешение. Именно это соотношение между целью, поставленной законодателем, иконкретным полученным результатом выявляет социология права. Социологияосуществляет как бы обратную связь юридической практики с теорией изаконодателем. Результаты социологии права используются для дальнейшегоразвития и совершенствования нормативной базы права.


Вданном методе применяются такие приемы, как: анкетирование, наблюдение,интервью, тестирование, социальный эксперимент, экспертная оценка.
Анкетирование-это способ исследования путем опроса лиц или обобщения сведений по специальноразработанной анкете.
Различаютанкеты закрытые, т.е. те в которых необходимо выбрать один из вариантовимеющихся ответов, и открытые, где анкетируемый выражает свое мнениерассуждениями, а также открыто-закрытые анкеты.
Преимуществамиданного приема являются возможность в короткий срок и при небольших затратахохватить значительную группу лиц; быстро провести повторные опросы черезопределенный промежуток времени; достичь эффекта анонимности опрашиваемых.Недостатком данного приема является то, что он дает сведения о мнениях,касающихся явления, но не о самих явлениях; возможность ошибочных записей из-занепонимания характера вопроса.
Интервью– беседа, один из участников которой задает вопросы, а другой на них отвечает.Достоинством приема является то, что он позволяет получить информацию быстро иполно. Разновидности интервью – свободное и стандартизированное.
Тестирование– метод психологической диагностики, использующей стандартные вопросы. Втестировании, как правило, выделяют три этапа – выбор теста, проведение иинтерпретация результатов.
Наблюдение– процесс визуального восприятия обстановки (ситуации).
Социальныйэксперимент применяется при изучении определенных условий общественной жизни,например, эффективности деятельности суда присяжных.
Экспертнаяоценка – необходима для прогнозирования тех или иных явлений. Используетсямнение соответствующих специалистов, ответы которых обобщаются и анализируются.
Взадачу науки конституционного права входит и обработка результатовэкспериментов, касающихся сферы конституционно-правовых отношений.
Логическийметод.
Важноеместо в конституционном праве занимает логический (или как его называют,формально-логический или догматический[21]) метод. Обще логические методы — анализ и синтез,индукция и дедукция, абстрагирование.
Правоваянаука постоянно имеет дело с текстами законов и других правовых норм.Логический метод, опираясь на приемы формальной логики, позволяет анализироватьтексты правовых норм, сопоставлять их друг с другом, отыскивать связи междучастным и общим. На логический метод опираются не только теоретики-правоведы. Изаконодатели, разрабатывающие тексты новых законов, и государственныеслужащие-управленцы, и судьи, и другие правоприменители используют логическийметод для разработки, применения и истолкования правовых норм.
Этот метод позволяет выявить несоответствие тех или иных правовых норм реалиямобщественной жизни, противоречия правовых актов между собой.
Словарь русского языка С.И. Ожегова содержит следующее толкование слова логика: 1.наука о законах мышления и его формах; 2. ход рассуждений, умозаключений; 3.разумность, внутренняя закономерность чего-либо.
Вформальной логике насчитываются десятки законов, из них четыре занимают особоеместо и называются основными законами логики. Это закон тождества, законпротиворечия, закон исключенного третьего и закон достаточного основания. Вэтих законах выражаются такие требования к мышлению, как ясность,определенность, лаконизм, строгая последовательность, доказательственность.
Учитываяважность положений конституционного права, каждая норма, каждая научнаягипотеза в этой сфере должна соответствовать всем законам логики.
Другиеметоды.
Неумоляя значения всех других методов, я их объединила в один пункт по причинемалого количества сведений об этих методах и небольшой их распространенностьюприменения. Однако эти методы также имеют большое значение, так как достижениежелаемого результата может быть достигнуто при применении всех известных наукеметодов и приемов, нужно проверить, сравнить, проанализировать каждое явлениесо всех сторон.
В правевообще и в конституционном в частности в последнее время применяются методы,которые разрабатывает такая наука, как синергетика – наука осамопроизвольных, самоорганизационных, случайных процессах. Этиметодологические идеи позволяют лучше понять различные процессы самоуправленияи управления в государственно-правовой сфере, особенно при развитиидемократических начал в местном самоуправлении, в структуре исполнительнойвласти.  Новые данные о конструктивной роли случая в общественном развитииболее глубоко объясняют субъективный фактор в государственно-правовой жизниобщества, позволяют наряду с закономерными причинно-следственными связями,учитывать и случайные, вероятностные связи.
институциональныйметод — ориентирует на рассмотрение институтов, которыми оперирует наукаконституционного права, т. е. государства, права, партий, других организаций иобъединений и др.
структурно-функциональныйанализ — рассмотрение государственного права, как некоторой целостности,системы, обладающей сложной структурой, каждый элемент которой имеетопределенное назначение и выполняет специфические функции (роли), направленныена удовлетворение соответствующих потребностей системы и ее экспектаций(ожиданий);
функциональныйметод — требует изучения зависимостей между конституционно-правовыми явлениями,проявляющихся в опыте, например, взаимосвязей между уровнем экономическогоразвития и политическим строем, между степенью урбанизации населения и егополитической активностью, между количеством партий и избирательной системой ит.п.;
4)бихевиористский метод — исходит из необходимости применения к политике приемов,используемые в естественных науках и конкретной социологии. Его сутьзаключается в изучении политики посредством конкретного исследованиямногообразного (вербального и практического, осознанного и подсознательного)поведения отдельных личностей и групп;
нормативно-ценностныйподход — предполагает выяснение значения конституционно-правовых явлений дляобщества и личности, их оценку с точки зрения общего блага, справедливости,свободы, уважения человеческого достоинства и т. д. Требует исходить издолжного и желаемого, из этических ценностей и норм и в соответствии с нимистроить политические институты и поведение;
5. Методыконституционного права, как учебной дисциплины.
Изучение отрасликонституционного права осуществляется на базе теоретических разработок,составляющих содержание науки конституционного права Российской Федерации.
Приизучении конституционного права не ставится задача запомнить статьи конституциипо номерам. Необходимо научиться применять положения конституции, формулироватьгосударственно-правовые понятия, а также научиться применять методыконституционно-правовой науки.
Здесьтакже применяются те методы, которые я отнесла к науке конституционного права,но существуют и свои нюансы.
Применяются, прежде всего, историко-правовой иформально-юридичес­кий (догматический) методы. Вместе с тем, обращение к такиммето­дам, как социологический, политико-правовой, сравнительно-право­вой,диктуется необходимостью показать в историческом и современ­ном аспектахвлияние на устройство отечественного государства и осуществления в нем власти,ее взаимоотношение с гражданами, оп­ределяющие устои и развитие России.
Что касается терминов и определений. Для их выведения такжесуществуют свои методы:
Впроцессе введения терминов особую роль играют определения, которыеподразделяются на вербальные и остенсивные. В обыденном мышлении основную рольиграют остенсивные определения  значения (т.е. объема) терминов, которые даютсяна базе чувственных восприятий, в частности, с помощью примеров. В научномпониманиии главную роль играют вербальные определения смысла терминов, которыевесьма часто именуют просто определениями. Вербальные определения определяемогосмысла термина (т.е. понятия, выражаемого данным термином) есть определениячерез указания смыслов определяющих терминов, уже известных и представляющихсмысл определяемого термина.
Ниодна научная теория не может обходиться только вербальными определениями, таккак подобный процесс не имеет конца. Поэтому необходимо на чем-то остановитьсяв определении. Во всяком случае, исходные термины теории должны быть определенылибо остенсивно, либо через термины, не принадлежащие данной теории, которые вконечном итоге все равно определяются остенсивно.
Методологиядает методы вербального определения научных понятий. И главный из них каквыделить определяющие признаки. Для этого необходимо отвлечься отнесущественного для решаемой с помощью данного определения задачи и выделитьсущественное в чистом виде. Для выделения в чистом виде содержания научныхтерминов методология разрабатывает специальные методы, например, методыалгоритмизации (конструктивизации), квантификации, качественного уточнения и т.п., на основе идеализации[22].
Сегодня стоит задача юридизации российскогоконституционного права как  учебной  дисциплины  (в прошлом данный курс былслишком политизирован и идеологизирован),  ее максимальное  приближение кконституционно-правовым нормам и отношениям.  Это позволит доско­нально изучитьсоответствующую отрасль отечественного права.
Преподавание курса «Конституционное правоРоссии» опирается на знания, полученные при изучении общей теории права,истории государства и права и других учебных дисциплин. В свою очередь, знанияконституционного права способствуют усвоению знаний в об­ласти политологии,экономики. Изучение данного курса по учебному плану высшей школы предшествуетизучению специальных правовых дисциплин, поскольку оно содержит необходимыеисходные положения для познания остальных отраслей права.
 
 
Вывод.
Извышеизложенного, можно заключить следующее:
Слово методологияимеет разный смысл, когда мы говорим о конституционном праве как отрасли, наукеили учебной дисциплине.
В одном случаеона выступает как методправового регулирования влияния на поведение участников общественных отношений,на характер взаимосвязей между ними; в другом случае как ответ на вопрос какимиспособами изучается и совершенствуется наука конституционного права; третьиметоды тесно переплетаются со вторыми, но имеют свои особенности, в частности ввыведении терминов и понятий.
     Особенностью предмета отрасли конституционного праваявляется то, что он включает в себя множество отношенийгосударственно-правового характера и большой круг участников.  Говорить отождестве метода правового регулирования, посредством которого осуществляетсявлияние на их поведение, на характер взаимосвязей между ними нельзя.
Каждый метод правового регулированияимеет свои характерные черты, в совокупности которых и достигаются задачи ицели правовой регламентации.
Использованная литература:
 
1.       Лучин В.О. Е.И. Колюшин. Конституционное (государственное) право Росси:курс лекций. М., 2000
2.       Проблемы конституционного права. Межвузовский сборник. Саратов, 1969г.
3.       А.Б. Венгеров. Прямое действие конституции: правовые, социальные,психологические аспекты. ОНС 1995г. №5 с.48
4.       Ковалевский М. Историко-сравнительный метод в юриспруденции и приемыизучения истории права.-М.,1880. 
5.        В. Кнапп, А. Герлох Логика в правовом сознании.
6.       Историческое и логическое в познании государства и права. Под редакциейА.И. Королева.
7.            Бойцова В., Бойцова Л., Ломовский В. Конституци­онное право в российскойправовой системе. Общественные науки и современность.1993,N 6, с.36.
8.            Фарбер Е.И., Ржевский В.А. Вопросы теории советского конституционногоправа. Саратов.,1967.
9.            Коток В.Ф. Содержание конституционного права. Со­ветское гос-во иправо.1971,N 2.
10.         Богданова Н.А. К новой концепции препода­вания конституционного права.Гос-во и право. 1994. N 7. с.11-12.
11.         Обсуждение актуальных проблем науки конс­титуционного права. Гос-во иправо. 1993. N 3. с.155-159.
12.         И. А.Кравец Концептуальныеосновы Российского конституционализма. Институт философии и права СО РАН,1997г.
13.         Теориягосударства и права. Ч.I /подред. А.Б. Венгерова. М.,1996г. с.18
14.      Петров Ю.А. Наукаи методология, 2000г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Розробка засобами Delphi дидактичного ілюстративного матеріалу для розвязання задачі з аналітичної
Реферат Робота з програмами-архіваторами
Реферат Парадоксы религиозной статистики
Реферат Summary On Odysseus Essay Research Paper John
Реферат Шифраторы, дешифраторы, триггеры
Реферат Отливка
Реферат Лиризм прозы ИАБунина на примере одного из рассказов
Реферат Повышение эффективности использования заемного капитала (на материалах ТОО "Сельпром")
Реферат Система юридических лиц в рыночной экономике, коммерческие организации
Реферат А. С. Пушкин Карамзин Николай Михайлович (1766 1826), писатель, историк
Реферат Analysis Of Casablanca Essay Research Paper Many
Реферат Abortion Essay Research Paper AbortionA twentythree year
Реферат Задачи по инновационному менеджменту
Реферат Понятие об информации и ее свойствах. Кодирование информации
Реферат Шевченко Тарас Григорович поет художник мислитель