Сочинский государственныйуниверситет туризма и курортного дела
Доклад
по политологии
На тему:
«Политическаякультура в современной России»
Выполнил студент 1 курса
Группа04-НН-2
Румянцев Игорь
Сочи 2004
Политическаякультура постсоветской России представляет собой синтез разнородныхполитических ценностей, установок и стандартов политической деятельности.[1]Развитие рыночных отношений и политической демократии меняет источники испособы формирования политической культуры, То есть зависимость процесса формированияполитической культуры от материального благополучия конкретного индивида несоздает предпосылок для диалога власти и общества , делает этот процесс менее управляемым,формирование политической ориентации различными агентами социализации, иногдапостроены таким образом что затрудняют достижение согласия в обществе побазовым ценностям
Традиционносильным было в России влияние чиновника и бюрократии в целом. Известна народнаяпоговорка: «Жалует царь, да не жалует псарь»… России не удалосьполностью преодолеть отрицательные черты авторитарной культуры. Тем не менеепосле реформ Александра II российская монархия медленно и трудно продвигалась внаправлении конституционного строя [2].После 1917 г. исчезли основы гражданского общества, разрушились амортизаторы,смягчавшие засилье бюрократии.
Возобладали социальныеустремления, основанные на зависти, предрассудках, неумении и нежеланиизарабатывать и на стремлении «грабить награбленное
Частнаясобственность была разрушена, и основ гражданского общества не стало.Капитализм был уничтожен, а для более передового строя объективных условий неоказалось. В возникшем после революции новом бюрократическое классе»номенклатуры" не могли не возобладать беспринципные карьеристы, «ограниченныечестолюбцы» (выражение А. Вебера), а поколение искренне веривших в своиидеи революционеров было почти полностью выбито во время сталинских чисток. Врезультате революционных перемен и политики «строительствасоциализма» авторитарная политическая культура закономерно переросла втоталитарную В современной России, вставшей на путь демократическихпреобразований, причудливо сочетаются элементы тоталитарной, авторитарной иактивистской культур [3].Решающее значение для победа возрождаемых в стране еще очень робких ростковгражданского общества будет иметь умение власти поддерживать благоприятные дляних экономические условия. Люди должны иметь реальные возможности самовыраженияв законных пределах, самодеятельности, защиты своих коренных интересов. Нужныгарантии от любых «экспроприаторских» экспериментов. Чем больше вобществе простора для самодеятельности, творческой активности, тем меньшевозможности бюрократической узурпации власти. Политическая культурагражданского общества обладает достаточными средствами, чтобы защитить личностьот любых посягательств, отстоять права и достоинство человека.
Предшествующеедесятилетие было десятилетием разрыва с прошлым. Одновременно нарасталипротиворечия между территориями, расширялась пропасть между социальными группами.Все это поставило страну на грань социального распада и утраты национальнойцелостности. Трещины в обществе проходят по многим направлениям. Но, преждевсего, это раскол во времени. Россия — страна, в которой не однажды рвалась«связь времен». Общество каждый раз находило в себе силы, чтобы передать новымпоколениям коренные ценности, позволяющие сохранить национальную идентичность.Даже после революции 1917 года, которая, казалось бы, разрушила преемственностьполитической культуры «до основания», были воссозданы многие из российскихтрадиций. После очередного разрыва истории в начале 90-х годов произошлапостепенная кристаллизация нового набора ценностей, составляющихмодифицированную политическую культуру Опыт реформ начала девяностых показал,что, во-первых, пренебрежение спецификой российского менталитета, укорененных впсихологии людей ценностей, привело к тому, что многие постсоветскиереформаторы были вытеснены на периферию политической жизни. [4]Во-вторых, поиск нового курса политическим поколением, пришедшим после Ельцина,не будет плодотворным, если ушедшее десятилетие вновь подвергнется ревизии длятого, чтобы на ушедшую власть списать все просчеты и тем самым вновь оборватьначавшуюся складываться консолидацию [5].
Нетнеобходимости доказывать, что российская политика персонифицирована. Можетбыть, это одна из ключевых особенностей нашей политической культуры. Образвласти у нас окрашивается теми цветами, какими окрашены образы лидеров [6].
По мнению многихисследователей, унаследованные от советского прошлого политико-культурныеценности значительно влияют на процессы пост советского развития”[7]
Каков же характер унаследованной политическойкультуры? Существует два противоположных ответа на этот вопрос. Рядисследователей политической культуры России считали, что автократизм,эгалитаризм и патернализм всегда доминировали в сознании русских
Другие советологи утверждали,что и в советский период политическая культура была далека от желательной длярепрессивной системы. Теоретическим основанием для подобных суждений сталатеория модернизации. Высказывалось мнение, что под влиянием социально-экономическогопрогресса даже коммунистические системы постепенно демократизируются. Согласноэтой теоретической традиции, после смерти Сталина российская политическаякультура постепенно становилась либеральной. Следуя этой традиции, многие постсоветские исследования также отмечают значительный «удельный вес»демократических ценностей в политическом сознании россиян.Некоторые советологисчитают, что культурные трансформации в пост советской России являютсярезультатом адаптации общества к новой политико-экономической среде.Действительно, принимая во внимание трудности переходного периода, поддержкароссиянами идей реформирования заметно снизилась. Но если реформы будутпроводиться с большим успехом, можно ожидать усиления демократических норм иценностей. С этой точки зрения, пост советская политическая культура находитсяв стадии интенсивного формирования .
Внутриполитическаяситуация в России обусловлена экономическим кризисом, конфликтом ветвей властивозникающим всякий раз при распределении властных полномочий, неоднозначностьюв сфере конституционного законодательства, неопределенностью между Центром ирегионами, ростом сепаратизма, распространением коррупции и преступности. [8]
Властьв России вне зависимости от смены режимов и наличия или отсутствия демократическихпроцедур традиционно носит авторитарный характер. Политические представленияроссиян основываются на стихийном монархизме «вождизме», соответственно,политическая система всегда фактическистроится на монархических и квазимонархических принципах Авторитарная политико–культурная «матрица» нашей страны приводит к тому, что развитие в Россииосуществляется в одном из следующих трех «режимов» .
А)Застой; Б) Катастрофическая эффективность; В) Катастрофическаянеэффективность.
Демократическиеправа и свободы в России, как правило, не завоевывались обществом, а даровались милостью монарха [9] .
Можносказать что этатизм присущ общественной жизни России: государство доминирует,общество занимает подчиненное положение, что обуславливает неравноправныеотношения между государством и гражданином. Отсюда: a) Огромная роль бюрократии; б) Патернализм иклиентелизм; в) Выключенность широких народных масс из повседневногополитического процесса, а следовательно массовая политическая инертность ; г) Отсутсвие цивилизованных формвзаимоотношений между верхами и низами, правовой нигилизм, который приводит квспышкам революционаризма иконтрреволюционаризма и “сверху” и “снизу”.
Можно сделать вывод,рассматривая современную российскую политическую культуру в динамике, что cовременное состояние политической культуры России недает оснований отнести ее к числу либерально демократических, скореепричислить ее можно к разряду авторитарно – коллективистских политическихкультур. Государство неизменно занимает в общественнойжизни россиянина доминирующее положение. На протяжении многих веков негосударство естественным путем вырастало из гражданского общества, а общество развивалось под жестокимпатронажем государства, которое всегда было мотором общественного развития .Россия охотно признает ту власть, которая в той или иной степени носитсакральный характер. Еще одна особенность: это персонифицированность российской политики. Политическая культура в России крайне гетерогенна, политическиесубкультуры с совершенно различными, если не диаметрально противоположнымиценностными ориентациями, отношения между которыми складываются конфронтационно, а подчас и антагонистично.
Списокиспользованных источников
1. Гаджиев К. и др. Политическая культура и политическое сознание Политическая культура, теория и национальныемодели /Отв. Ред.Гаджиев К.С. М.: Интерпракс, 1994
2. В.С. Ажаев Политическаякультура: теория и национальные модели. М.: Интерпракс, 1994.
3. Л.Н. Арутюнян. Политическаякультура: процессы формирования и изменения (о некоторых гипотетическихоснованиях одной теоретической модели) Образы власти в политической культуреРоссии / Под ред. Е.Б. Шестопал. М.: МОНФ, 2000
[1]Н.Н. Крадин. Элементы традиционной власти впостсоветской политической культуре: антропологический подход
[2] Шмидт С.О. У истоковРоссийского абсолютизма М.:1996.
[3] Демократия и тоталитаризмСвободная мысль №5 1998
[4]А.Б. Шатилов Динамика политико-культурныхпредпочтений россиян и трансформация партийной системы Российской Федерации в90-е гг.
[5] От Ельцина к Ельцину.Президентская гонка-96. М., 1997
[6] Захаров А., Народныеобразы власти //Полис, 1998, №1
[7] Бердяев Н., Истоки и смыслрусского коммунизма
[8]Н.Ю. Замятина.Когнитивно-географическоеизучение региональных политических процессов
[9] Троянов И.Я. Овозникновении монархии в России. Исторический опыт русского народа исовременность. Кн. 2. СПб 1995.