Реферат по предмету "Политология, Политистория"


Власть как общественное явление

Тема: Власть как общественное явление.
                                                                План.
Введение……………………………………………………….
1.Природаполитической власти……………………………..
   1.1.Понятие «Политической власти»………………………
   1.2.Сущностные черты политическойвласти……………..
2.Структураполитической власти……………………………
Заключение…………………………………………………….
Библиографическийсписок…………………………………..
                                                                Введение.
Понятие  власти является одним из центральныхполитологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политическихдвижений и самой политики. Определение понятия власти,  её сущности и характера имеет важнейшеезначение для понимания природы политики и государства, позволяет выделитьполитику и политические отношение из всей суммы общественных отношений.
          Власть появиласьс возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегдасопутствовать его развитию. Власть необходима, прежде всего, длявоспроизводства человеческого рода. Семейно – родовая форма власти наблюдаласьу кочевых народов России. С развитием оседлости постепенно утверждаласьплеменная власть. Формирование власти территориальной обусловленонеобходимостью организации общественного производства, которая немыслимо безподчинения всех участников единой воли, а также потребностью регулированиясоциальных отношений между людьми. С появлением классов и государства кровные,родовые связи были разрушены, моральный авторитет старейшины рода  сменился авторитетом публичной власти,которая отделилась от общества и встало над ним.
         
          В мировойполитологии современное понимание власти в целом, политической в особенности,является результатом использования разных концептуальных подходов. Согласнозападной традиции первичным видом власти является власть  индивидуальная, как произвольная отестественного права на свободу действия распоряжения собой, вещами, всем,  что доступно. Поэтомураспространенными моделями власти являются межперсональные конструкции,отношение между двумя и большим числом субъектов .  Согласно позитивистскому подходу основуопределения  власти составляет признаниеасимметричности
отношений  между субъектами, существующая в связи с этим возможность одногосубъекта влиять или воздействовать на другого субъекта. Если констатируетсяфакт способности одного субъекта (А) влиять на других (ВиС) и добиватьсяпоставленных целей, не смотря на сопротивление (со стороны ВиС), то можноутверждать, что субъект (А) имеет власть (над ВиС)    . Власть определяется так же, какспособность или менять отношение людей, или сохранять их, как способностьдобиваться цели. Как заметил Г.Лассуел, классик американской политическойнауки, вся политическая наука сводится к изучению влияний. Власть начинаетсятам, где информация, рекомендация, решения реализуются переходя в достижениицели1.
          Вданной лекции рассмотрим сущность политической власти её основные компоненты испособы функционирования этого феномена.   
                   1.Природа политическойвласти.
1.1          Понятие «политической власти»
Понятие «власть» в обыденной жизни и в научной литературеупотребляется в самых разных смыслах. Одни считают, что власть означаетреальную способность одного из элементов существующей системы реализоватьсобственные интересы  в её рамках, и вэтом смысле власть есть осуществления влияния на процессы, происходящие внутрисистемы. Другие считают властью результаты, продукт некоторогоцеленаправленного влияния. Третьи полагают, что  власть представляет собой такие взаимные отношения  между людьми или группами людей, сущностькоторых заключается во влиянии, воздействии, что это стремление к достижениюравновесия2 .
          Властьесть присущее обществу волевое отношение между людьми. Власть необходима,подчеркивал Аристотель, прежде всего, для организации общества, котороенемыслимо без подчинения всех участников единой воле, для  поддержания его целостности и единства3.
         
          Историческийопыт показывает, что там, где появляется необходимость в согласованныхдействиях людей (будь то отдельная семья, группа, социальный слой, нация илиобщество в целом ), там происходит подчинение их деятельности достижениюопределенных целей.

2.Краснов.Б.И. Власть как явление общественной жизни. Социально – Политический журнал.  1991. №11 (С.35).
3.Аристотель. Соч. В 4

В этом случае определяются ведущие и ведомые, властвующиеи подвластные, господствующие и подчиненные. Мотивы подчинения весьмаразнообразны. Они могут быть основаны на заинтересованности в достижениипоставленной цели, на убежденности в необходимости выполнения распоряжения,на авторитете властвующего и, наконец, просто на чувстве страха переднежелательными последствиями в случае неподчинения. Сами мотивы имеют большоезначение для эффективности власти и её долговечности. Здесь  важно
подчеркнуть, что властные отношения объективно присущеобщественной жизни. Это своеобразная плата за жизнь в обществе, ибо жить вобществе и быть свободным от его правил невозможно. Другими словами, безотношений власти человеческая цивилизация невозможна.
         
         
Власть вовсе не являетсянепременно результатом только насилия, подавление одной личности другой.Замечено, например, что  в сложнойнатуре человека есть несомненное искание над собой власти, которой он мог быподчинится. Это своего рода потребность воздействия одного человека на другого, силы, соединяющая людей в общество.
         
Исходя из выше сказанного,можно дать следующее определение власти. Власть в общем смысле естьспособность и возможность оказывать определенные воздействие на деятельность,поведения людей с помощью  каких – либосредств – воли, авторитета, права, насилия .
 
         
Отсюда  можно сделать следующий  вывод: власть-это один из важнейших видовсоциального взаимодействия, специфическое отношение, по крайней мере, междудвумя субъектами, один из которых подчиняется распоряжениям другого, врезультате этого подчинения властвующий субъект реализует свою волю и интересы.
         
Сама власть выступает в видеуправления, управление – в виде власти. Но управление не естьфункционирование власти. Управление, подчеркивал Б.Краснов, шире чем власть.Власть – элемент управления, источник силы управления. Процесс управленияпредставляет собой процесс реализации властной воли для достижения целивластителя. Управление же является средством, при помощи которогоцеленаправленное воздействие власти из возможности превращения вдействительность4 .
         
         
Одно из наиболеераспространенных представлений о власти – понимание её как принуждения. Как  считает М.Байтин, власть безотносительно отформ своего внешнего проявления, в сущности, всегда принудительна, ибо такили иначе, направлена на подчинение воле членов данного коллектива,господствующей или руководящей в нем единой воле5. Отрицать то, чтовласть проявляется в процессе подчинения, принуждения воли какого – либосубъекта, было бы нелепо .  Вместе с темсчитаю, что сводить сущность властных отношений только к насилию и принуждениюбыло бы неправильно.
         
                   Основные признаки власти.
                                                                                      Таблица№1

Власть:
1)    способность, право и возможность распоряжаться кем – либо, чем – либо; оказывать решающее воздействие на судьбу, поведение и деятельность людей с помощью различного рода средств – права, авторитета, воли, принуждения;
2)    политическое господство над людьми;
3)    система государственных органов;
4)    лица, органы, облеченные соответствующими государственными, административными полномочиями.

                            
  
 
              
          Политическаявласть существовала, как известно, не всегда. В примитивных обществах, т.е.в обществах, социально не структурированных, общая власть ещё не носитполитического характера, так как нет проблем, которые вызывают к жизниполитику, — проблем достижения согласия. Политическая власть возникает вобществе, где люди разделены разными интересами, неодинаковым положением.В примитивном обществе власть ограничена родственными племенами связями.

4 Краснов.Б.И. Теория власти и властных отношений. Социально – Политический журнал. 1994. №3-6 (с 80)
5. Байтин.М.И. Государство и Политическая Власть. Саратов, 1972, (с112)

Политическая власть определена пространственными,территориальными границами. Политической властью обеспечивается порядок наоснове принадлежности человека, группы к данной территории, социальнойкатегории, приверженности идее. При неполитической власти  нет жестких различий между управляющими иуправляемыми. Политическая власть осуществляется всегда меньшинством, элитой. Политическая власть возникает на основе соединения процесса концентрации волимножества и функционирования структур ( учреждений, организаций, институтов), взаимосвязь двух  компонентов: людей,которые сосредотачивают в себе власть, и организаций, через которые властьконцентрируется и реализует.
Политологию  жеинтересует политическая власть, являющаяся, как уже было отмечено, ядромполитической системы общества, её организационным и регулятивно контрольнымначалом. Она определяет все другие институты и отношения в самой системеобщества. Прямо или косвенно политическая власть воздействует на развитие всехдругих общественных систем – экономической, социальной, духовной и др. Кпонятию «Политическая власть», конечно, применимо общее, приведенное вышеопределение власти как таковой, как широкого понятия, имеющего многочисленныеформы проявления.
                   1.2. Сущностные  черты политической власти.
          Сущностные черты политическойвласти
К таковым следует относить:
·       суверенитет, что означает независимость инеделимость власти.
·       авторитетность власть, т.е. общепризнанноевлияние субъекта власти во всех сферах жизнедеятельности общества;
·       принудительныххарактер власти (убеждение, подчинение, приказание, господство, насилие) ;
·       всеобщность власти, которая означаетфункционирование власти во всех общественных отношений и политическихпроцессах.
 
Политическая власть, как и любая власть, означает способность и правоодних осуществляют свою волю в отношении других, повелевать и управлятьдругими. Но вместе с тем она имеет в отличие от других форм власти своюспецифику. Её отличительными признаками являются:
Верховенство, обязательность её решений для всегообщества и, соответственно, для всех других видов власти. Она можетограничить влияние других форм власти, поставив их в разумные границы, либовообще устранить их;
Всеобщность, т.е. публичность. Это означает, чтополитическая власть действует на основе права от имени всего общества;
Легальность  виспользовании силы и других средств властвования  в пределах страны ;
Моноцентричность, т.е. существованиеобщегосударствен-ного центра    ( системывластных органов) принятие решений;
 
Широчайший спектр используемых средств для завоевания,удержания и реализации власти6.
Основными элементами власти являются её субъект, объект, а такжесредства (ресурсы).
Субъект власти воплощает в себе её активное,направляющее начало. Им может быть личность, орган, организация, социальнаяобщность и др. Для реализации властных отношений субъект должен обладать рябомтаких качеств, как желание властвовать и воля к власти. Помимо этого субъект власти должен быть компетентным,должен знать состояние и настроение подчиненных, обладать авторитетом.
Субъект определяет содержание отношения через:
1)                           приказ(распоряжение) как властное повеление подчиниться воле субъекта власти;
2)                           подчинение как поведение частнойволи власти:
3)                           наказание (санкции) как средствовоздействия на отрицания господствующей воли;
4)                           нормированиеповедения как совокупность правил в соответствии с всеобщим интересом.

6 Там же (с 53)

От приказа, характера содержащихся в нем требований во многом  зависит отношения к нему объекта (исполнителей) – второго важнейшего элемента власти. Власть – всегдадвустороннее отношение взаимодействие субъекта и объекта. Власть не мыслима безподчинения объекта. Где нет объекта, там нет власти .
Масштабы отношения объекта к субъекту власти простираются отожесточенного сопротивления ,  борьбы науничтожения до добровольного, воспринимаемого с радостью повиновения.
Специфическим признаком власти как общественного явления  выступает доминирование властной воли, а непросто влияние. Власть связана с общественной организацией, она есть качество, внутренне присущее организацией общество. Следует видеть различия междувластью организацией (на первых ступенях развития человеческого общества) иорганизацией власти (в классовом обществе).
Не последнее место  в пониманиевласти как явления, связанного с процессами, происходящими в жизни общества,занимает такое понятие как легитимность. Власть – понятие правовое,означающее созидание ценностей согласно общественным интересам; это законноеправо принимать решение, которым люди обязаны подчинятся, легальное правоиспользовать принуждение во имя торжества законов. Власть чрезвычайно необходима для достижения целей,ибо государственная политика вряд ли будет эффективна, если не соблюдаютсяправила, установленные для реализации этой политики. Именно потому, чтолегитимность играет важную роль, правительство стремится обосновать своювласть, опираясь на определенные принципы. В сущности, правительство пытаетсясоздать ситуацию, в которой решения признавались и соблюдались бы «не на страх, а на совесть», с верой в нравственную правоту решений и законов.Правительство  не могут рассчитывать надлительное существование и эффективную деятельность, полагаясь только нанасилие. Необходимо  добровольноесогласие, скрепленное уважением законности.
М.Вебер в свое время предложил классическую теорию, объясняющеюсоциокультурные основания легитимности власти7.
Традиционная власть.
Власть может приобретать законность благодаря традиции. Такую властьМ.Вебер характеризует как традиционную власть. В этом случае повинуются потому, что «так всегда было». Традиционное господство имеет место в патриархальныхобществах, организованных по подобию семьи, где повиновение отцу главе рода,является естественной реакцией на политический порядок.
                     Харизматическаявласть.
         
          Авторитет носителяхаризматической власти – это авторитет какого – то необычного личного дара –харизмы. М.Вебер отмечает, что харизмой следует, называет качество личностипризнаваемое необычайным. Благодаря этому качеству она оценивается окружающимикак одаренная сверхъестественными или, по меньшей мере, специфически особымисилами и свойствами, недоступными другим людям. Такая личность рассматриваетсякак бы посланной богом. В российской истории мы легко найдем примерыхаризматического авторитета. Это авторитет таких большевистских лидеров, какЛенин, Сталин, Троцкий и д.р.
    Рационально – правоваявласть .
 
Источник её законности состоит в том, что она опирается на  общепризнанный правовой порядок. Люди,обладающие такой властью, приходят к своему положению на основе узаконеннойпроцедуре. Например, в результате выборов.

7 Вебер.М. Избранные произведения. М., Прогрес.1990(С299)

Легитимностьвласти в этом случае покоится не на привычке, а на признании разумности,рациональности существующего политического порядка.
Следует иметь в виду, что в реальной политических жизни едва ли можнонайти какие – то «чистые» типы, связанные только с одной из форм легитимности.В действительности можно говорить лишь о доминировании одной их форм законностии об определенной структуре маргинальных или второстепенных форм, связанных сразного рода социокультурными традициями и влияниями  . Кроме того, в некоторых Западных обществахможно говорить о чертах традиционности и восприятии системы рационально –правовой власти.
                                                                  
      Таблица №2
Понятиелегитимности власти и её типы.

Легитимность власти– соответствие власти законно установленным нормам, а также основополагающим целям государств и общепринятым принципам и ценностям
         Типы легитимности власти
Легальный – власть узаконена нормами права, основана на признанных обществом конституционных принципах государства
Идеологическаялегитимность – власть признается обоснованной в силу внутренней убежденности или веры в правильности тех идеологических ценностей, которые ею провозглашены
Традиционнаялегитимность – власть признается легитимной, поскольку она действует по правилам, закрепленным в традициях, и соответствует традиционным ценностям масс
Структурная легитимность – правомочность власти вытекает из убеждения в законности и ценности установленных структур норм, регулирующих политические отношения
Харизматическаялегитимность – признание власти основывается на вере масс в особые способности политического лидера, вождя

      
 
Предпосылки поддержания легитимности власти.
 
Предпосылки поддержания
Легитимности власти
Совершенствования законодательства и государственного  управления в соответствии с новыми требованиями
Создание такой политической системы, легитимность которой основана на традициях населения, и потому не только более стабильна, но и косвенно влияет на поведение граждан
Личные харизматические черты политического лидера
Успешное осуществление государственной политики, поддержание законности и правопорядка  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Политическая власть как, одно из важнейших проявлений властихарактеризуется реальной способностью данного класса, группы, индивида  проводить волю, выраженную в политике.Понятие политической власти шире понятия власти государственной. Известно,что политическая деятельность осуществляется не только в рамках государства,но и в других составных частях социально – политической  системы: в рамках партий, профсоюзов,международных организаций и т.д.
2.Структура политической власти.
          В политологии выделяются следующие базовые компонентыструктуры  общения в рамкахгосударственно-публичной власти:
1)   агенты;
2)   ценности;
3)   способы (инструментально-институционные ) и
4)   ресурсы
          Взаимодействие между ними иопределяет, всю палитру отношений, выражаемых в русском языке понятиями«господство» и «подчинение», «воля» и «сила», «контроль» и «распределение»,«руководство» и «лидерство», «управление» и «давление», «властвование» и«влияние», «авторитет» и «насилие», и т.д8.
          Таким образом, отношения «господства и подчинения» агентоввласти составляют центральное звено механизма социального общения между людьми, при котором его участники признают сложившийся порядок властных отношенийлегитимным, т.е. социально значимым и необходимым способом и стереотипомвзаимодействия людей в обществе .
           Коснёмсяинституциональной основы структуры власти, в основании которой лежит принципразделения властей.Оно опиралось на мощную традицию обеспечения стабильности иравновесия, синтеза единовластия и коллективизма при принятии решений.Однаков древние и средние века идея равновесия сводилась к вопросам: кто правит,как властвующий учитывает интересы всех , кто может влиять на власть .
          Разделение властей облегчает взаимоконтрольдеятельности  государственных органов.Теорию разделения властей определяют  икак систему контроля  и равновесия.Получается, что каждая власть обладает своей сферой полномочия, закрытой длядругих, но  влияет и на смежную сферу,так как есть вопросы совместного ведения.
         

8. Дектярёв.А.А. Политическая власть как регулятивный механизм социального общения. Полис: политические исследования 1996г. №3 (с110)

          Каково же назначение и место каждой ветви власти восуществлении властных полномочий?
          Законодательная власть.
          Она основывается на принципах Конституции и верховенствоправа, формируется путем свободных выборов. Законодательная власть вноситпоправки в конституцию, определяет основы внутренней и внешней политикигосударства, утверждает государственный бюджет, принимает законы,обязательные для всех исполнительных органов власти и граждан, контролирует ихисполнение. Верховенство законодательной власти ограничено принципами права,конституций, правами человека.
Законодательныеорганы и другие органы власти (судебные и исполнительные) подконтрольныизбирателям по средствам системы народного представительства и свободныхдемократических выборов. В демократических государствах носителемзаконодательной власти выступает парламент, который бывает двухпалатным иоднопалатным. Наиболее распространенным является однопалатный парламент. В рядестран действует так называемая простая двух палатная парламентская система,при которой одна палата формируется  врезультате прямых выборов, а другая – на основе территориальнойпропорциональности.
 
 
Исполнительно – распорядительная власть.
          Она отличается динамизмом, повышеннойвосприимчивостью  к общественной жизни,осуществляется правительством. Особенность исполнительной власти в том, чтоона не только исполняет законы, но и сама издает нормативные акты иливыступает с законодательной инициативой.
Если учесть, что это власть осуществляет свою деятельность преимущественно за «закрытыми»дверями, то при отсутствии надлежащих сдержек исполнительная власть неизбежноподминает под себя и законодательную и судебную власти. Исполнительно –распорядительная деятельность должна быть основана на законе и в рамках закона.Она не имеет прав присваивать себе полномочия и требовать от граждан выполнениякаких либо обязанностей, если это не предусмотрено законом её сдерживаниедостигается по средствам регулярной под отчетности и ответственности перед народнымпредставительством которое имеет право контроля за деятельностью исполнительнойвластью.
          Судебная власть. 
         
Она включаетучреждения, которые представляют самостоятельную структуру государственнойорганизации. Состояние судебной власти, отношение к ней в обществе,направление её развития оказывают существенное воздействие на все стороны жизниобщества: экономическую, политическую, культурную, статус человека,обеспечения и защиту его прав и свобод. Каждый человек должен иметь твердуюуверенность в том, что его обращение к судебной власти будет завершеносправедливым решением, ибо защита прав и свобод человека, разрешениеконфликтов и споров цивилизованными средствами – норма правового государства.Суд призван быть защитником права пресекая правонарушения.
         
Судебнаявласть воздействует на законодательную и исполнительную. Законодательная властьконтролируется через систему судов. Так, с помощью Конституционного суда встране обеспечивается конституционность не только подзаконных актов, но исамих законов .9
         
Следующимаспектом структуры власти, на котором я хочу остановиться подробнее, являютсяеё ресурсы. К основным ресурсам общества, можно отнести темы материальныепредметы и духовные блага, которые способны,

9. Краснов.Б.И. Власть как общественное явление. Социально – политический журнал. 1994. №7-8 (с43-45).

во – первых, удовлетворятьпотребностям и интересам людей, представляя определенную ценность социальныхотношениях и, во – вторых, повышать потенциал влияния и силу воздействияагентов власти. По мнению ряда американских политологов, власть есть, преждевсего, контроль и распределения ресурсов общества, а политика,соответственно, — сфера обмена ресурсами или регулирования ресурсообмена.10
         
Важнейшейсоциальной причиной подчинения одних людей другим является неравномерноераспределение ресурсов власти. Ресурсы власти очень многообразны. Существуетнесколько классификаций ресурсов. Согласно одной из них, ресурсы делятся наутилитарные, принудительные и нормативные. К утилитарным относятсяматериальные и другие социальные блага; к принудительным – меры уголовного иадминистративного воздействия на внутренний мир , ценностные ориентации и нормы поведения человека.Они призваныобеспечить одобрение действий субъекта власти, принятие его требований.Второйклассификацией является деление ресурсов в соответствии с важнейшими сферамидеятельности на экономические, социальные, политико-силовые и культурноинформационные.
         
Экономическиересурсы — это материальные ценности, необходимые для общественногопроизводства и потребления (деньги, продукты питания, полезные ископаемые.).
         
Социальныересурсы —  это способностьповышения (или понижения) социального статуса или ранга, места в социальнойиерархии (должность, престиж, образование и д.р.)
         
Культурно-информационныересурсы – знания и информация, а также средства их получения:институты науки и образования, средства массовой информации и д.р.
Силовыересурсы – это оружие и аппарат физического принуждения, специальноподготовленные для этого люди.

10. Дегтярев.А.А. Полис: Политические Исследования 96г. №3 Политическая Власть как  регулятивный механизм социального общения. (с115)
Специфическимресурсом власти является сам человек               ( демографическиересурсы). Люди – это универсальный, многофункциональный ресурс, которыйсоздает ресурсы .11
Использованиересурсов власти приводит в движение все её компоненты, делает реальностью еёпроцесс, который происходит по следующим этапам(формам); господство,руководство, организация и контроль.
                   Ресурсы власти.
                                                                             Таблица№ 4

Ресурсы власти – средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта
Экономические :
-         
-          деньги;
-          плодородные земли;
-          полезные ископаемые и т.п.

                                

Социально – политические:
-          численность населения, его качество;
-          социальное единство;
-          социальная стабильность и порядок;
-          демократизм общественных отношений;
-          участие населения в политике;
-          патриотизм гражданского общества и т.п.
Морально – идеологические:
-          идеалы, интересы, убеждения людей;
-          идеология, вера, доверие, общественное настроение;
-          чувства ( патриотические, национальные, религиозные), эмоции людей и т.п.
Информационно – культурные:
-          знания и информация;
-          институты науки и образования;
-          язык;
-


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Гороховец
Реферат Две судьбы, две трагедии - "Леди Макбет Мценского уезда" и "Гроза"
Реферат Гуманистическая теория личностного развития АМаслоу путь к самоактуализации
Реферат Бухгалтерський баланс: економічний зміст, методика складання, аудит та аналіз основних показників
Реферат Развитие сферы туризмы в Краснодарском крае
Реферат Южный Урал в период первой русской революции 1905 – 1907гг.
Реферат Механизм золотоденежных ресурсов
Реферат Краткое содержание Дети капитана Гранта Жюль Верн
Реферат «Диагностическое и прогностическое значение фно-α у больных ишемической болезнью сердца» 14. 00. 06 Кардиология
Реферат Ethan Frome Essay Research Paper 11L2
Реферат Бюджетный процесс и бюджетный федерализм
Реферат Общая характеристика источников финансирования инвестиционной деятельности.
Реферат Державне регулювання територіальних організацій продуктивних сил
Реферат Конституційні гарантії та правове регулювання свободи совісті в Україні
Реферат Мышьяк