Реферат по предмету "Политология"


Экономико-географическая характеристика Германии 3

--PAGE_BREAK--Федеративное устройство


   Федеративная Республика Германия является государством, строенным по федеральному принципу. 16 земель федерации обладают поэтому собственной государственностью со всеми суверенными правами и компетенциями. Это означает: все, что надлежит устроить и отрегулировать в общих интересах, относится к компетенции федерации. За все остальные вопросы несут ответственность земли. Следствием федеративного устройства является то, что гражданин не противостоит единой, неделимой, а значит и всесильной, центральной государственной власти.

   Целью федеративного порядка является воспрепятствование излишней концентрации власти. Распределение компетенции означает и распределение власти. Участие населения в политических решениях тоже больше, так как существует множество политических органов на ограниченной территории.

   Федеративное государственное устройство содержит и особые шансы для оппозиции в федерации. Если оппозиция ставит несколько или даже большинство земельных правительств, а так это было почти всегда, начиная с 1949 года, то у нее (оппозиции) имелась возможность претворения своих идей и ответственного выполнения государственных функций как в рамках определенных земель, так и в рамках всего государства Федеративная Республика Германия, оказывая влияние через Бундесрат (палату земель) на законодательство и управление.
   В компетенцию 16 земель входят законодательство и управление в области культуры и образования. В их руках полиция, коммунальное право, право земельного планирования, регулирования и строительства, дорожное и водное право. Законодательные права земель вытекают из Основного закона, где записано, что земли обладают правом на законодательство в случаях, где оно не попадает в законодательную компетенцию федерации.

   Дальнейшей основой являются статьи 70-91 Основного закона, в которых описано разграничение законодательных компетенции между федерацией и землями. Землям предоставляются законодательные компетенции в областях, которые вообще не упомянуты в Конституции, а также там, где федерация не пользуется своими полномочиями.

    Во всех землях имеются парламенты, избираемые сроком от четырех до пяти лет. В парламентах 16 земель представлено различное количество депутатов. У  парламентов различные наименования — ландтаг, гражданское собрание, палата депутатов. Большинство парламентов могут самораспускаться на основе решения большинством голосов. Организационно земельные парламенты схожи с устройством Германского Бундестага: президиум, фракции, комиссии и т.п. Нередко в землях имеется потребность отрегулировать по одинаковым принципам вопросы, которые входят в их компетенцию. В этих случаях парламенты земель вырабатывают в Бундесрате (палате земель) образцы законопроектов.

   Парламенты избирают премьер-министра земли, а в городах-республиках Берлине, Гамбурге и Бремене правящего или первого бургомистра. Правительства состоят — и тут схожесть с федеральным правительством — из главы правительства и министров, отвечающих за определенный круг обязанностей. В  городах-республиках министров называют сенаторами. Задача этих правительств заключается в первую очередь в выработка земельных законопроектов и выполнении законов после их утверждения земельными парламентами. Однако правительства земель ответственны и за проведение в жизнь федеральных законов, как, например, в области налогообложения.

   Вторым законодательным органом наряду с Германским Бундестагом является Бундесрат (палата земель). Посредством Бундесрата 16 земель участвуют в выработке законопроектов и в управлении федерацией. В соответствии с величиной земли правительства делегируют в настоящее время в Бундесрат от трех до шести представителей. Если оппозиция составляет в Бундесрате большинство, то она, разумеется, может в большей степени оказывать влияние на законодательство федерации. Председательство в Бундесрате, принимаемое на себя главой правительства земли, сменяется в годовом ритме, так что все премьер-министры появляются на этом посту.

   Коммуны выполняют большую часть задач федерального и земельных правительств. Коммунальные народные представительства на уровне общин и районов наделены в какой-то мере даже законодательными функциями, так как они, во-первых, вырабатывают уставы, на которых строится работа коммунальной администрации, а во-вторых, депутаты парламентов коммун избираются демократическим путем. В задачи коммун входит принятие решений о застройке и использовании площадей, строительстве и содержании коммунальных дорог, саночистке, канализации, общественном транспорте и снабжении, строительстве и содержании социальных и спортивных учреждений театров, музеев, библиотек, а также других культурных и просветительных центров, состоящих на их бюджете. Не в последнюю очередь сюда относятся решения по величине тарифов, взносов и налогов.
ФЕДЕРАТИВНАЯ РЕСПУБЛИКА ГЕРМАНИЯ

Площадь — 356.957 кв. км

Население — 79,7 млн. чел.

Столица — Берлин

Местонахождение правительства — пока Бонн, позже Берлин

Правящие партии — ХДС/ХСС и СвДП

Плотность населения — 222 чел/км8

Иностранные граждане — 5,04 млн. чел.

Доля иностранных граждан среди населения федерации — 6,4%


ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗЕМЛИ


  Федеративная Республика Германии состоит из 16 федеральных земель. Одиннадцать земель старой Федеративной Республики Германии были воссозданы или созданы заново после 1945 г. После мирной революции в ГДР с 3 октября 1990 г. там созданы новые федеральные земли. С тех пор они входят в состав республики.

   Федеративная Республика Германии состоит из 16 земель (в скобках столицы): Баден-Вюртемберг (Штутгарт), Бавария (Мюнхен), Берлин, Бранденбург (Потсдам), Бремен, Гамбург, Гессен (Висбаден), Мекленбург-Передняя Померания (Шверин), Нижняя Саксония (Ганновер), Северный Рейн-Вестфалия (Дюссельдорф), Рейнланд-Пфальц (Майнц), Саар (Саарбрюккен), Саксония (Дрезден), Саксония-Ангальт (Магдебург), Шлезвиг-Гольштейн (Киль) и Тюрингия (Эрфурт). Берлин, Бремен и Гамбург — города-государства.

   Федеральные земли — не провинции, а государства со своей государственной властью. У них свои конституции, но эти конституции должны отвечать принципам республиканского, демократического и социального правового государства в духе Основного закона. Во всем остальном земли свободны в формировании своих собственных конституций. Принцип федерального государства относится к незыблемым принципам конституции. Однако состав сегодняшних земель не неизменный. Для нового административного деления территории федерации в Основном законе предусмотрены соответствующие правила. Федеративный строй имеет большую конституционную традицию, которая была прервана только унитарным государством национал-социалистов в 1933-1945 гг. Германия считается классической страной федералистской государственности. Федерализм себя оправдал: при нем особенности и проблемы регионов учитываются гораздо лучше, чем при централизованной власти правительства.

Преимущества федерализма

   Немецкий федерализм связывает между собой внешнее единство и внутреннее многообразие, аналогично тому, как, например, это имеет место в США или Швейцарии. Сохранение регионального многообразия — традиционная задача федерализма. Эта функция приобретает сегодня новую суть в связи с такими региональными требованиями, как охрана памятников, сохранение градостроительных традиций и развитие культуры регионов. Прежде всего федеративное государство должно обеспечивать свободу. Распределение задач между федерацией и землями существенный элемент в системе разделения и уравновешивания властей, предусмотренных в Основном законе. Сюда входит и участие земель в формировании политического волеизъявления на уровне федерации, а именно через бундесрат.

   Федеративное государство укрепляет и демократический принцип. Он обеспечивает политическую активность граждан на местах. Демократия становится деятельнее, если именно в своей, знакомой им сфере федеральной земли граждане воздействуют на политический процесс, участвуя в выборах и голосовании. Федеративная система имеет и другие преимущества, так, например, возможность экспериментирования в узкой сфере и состязания земель. Так, отдельная земля может пробовать новое и создавать модели для проведения реформ во всей федерации, например, в области образования.

Кроме того, федеративная структура лучше учитывает различные мажоритарные соотношения в регионах. Оппозиционные партии на уровне федерации могут иметь большинство в землях и тем самым брать на себя ответственность как правительство.


    продолжение
--PAGE_BREAK--Избирательная система
   Избирательная система в Германский бундестаг представляет собой «систему пропорциональных выборов с ориентацией на отдельных деятелей». У каждого избирателя два голоса. Первый голос он отдает кандидату своего избирательного округа, а именно по относительной мажоритарной системе выборов: избирается тот, у кого больше голосов (первые голоса). Вторым голосом он влияет на прохождение депутатов в бундестаг по так называемым земельным спискам партий (вторые голоса).

Состав бундестага в результате подсчета голосов по отдельным избирательным округам и земельным спискам почти соответствует соотношению долей голосов, полученных отдельными партиями. Если какая-либо партия получила в избирательных округах больше прямых мандатов, чем это ей положено по ее доле голосов, она сохраняет за собой эти «сверхмандаты». В таких случаях в бундестаге более 656 членов, что предусмотрено законом.

   Цель выборов по поземельным спискам заключается в том, чтобы представить в парламенте все партии согласно их доле голосов. С другой стороны, прямые выборы в избирательном округе предоставляют гражданам возможность отдать свой голос определенному политическому деятелю.

Как правило, население встречает выборы с большим интересом. В выборах в бундестаг в 1990г. принимало участие 77,8% избирателей. На выборах в ландтаги и муниципалитеты количество избирателей колеблется, но большей частью составляет около 70%.
Партии
   В современной демократии конституционную значимость имеют конкурирующие между собой партии. Избранные на определенный срок, они выполняют задачи политического руководства и контрольные функции. Партии играют весомую роль в формировании политики. Это учтено в Основном законе, который посвящает партиям отдельную статью (статья 21). В ней устанавливается: «Партии участвуют в формировании политического волеизъявления народа. Они основываются свободно, их внутренняя структура должна отвечать демократическим принципам. Об источниках своих средств они отчитываются перед общественностью. »
Партии в бундестаге
После первых общегерманских выборов в 1990 г. в Германский бундестаг вошло шесть партий: Христианско-демократический Союз Германии (ХДС), Социал-демократическая партия Германии (СДПГ), Свободная демократическая партия (СвДП), Христианско-социальный Союз (ХСС), Партия демократического социализма (ПДС) и группировка «Союз 90/Зеленые», объединенная одним списком.

   У ХДС нет земельного союза в Баварии, в то время как ХСС действует только в Баварии, но в бундестаге ХДС и ХСС объединены в одну фракцию. Создание СДПГ, ХДС, ХСС и СвДП в западных землях Германии приходится на 1945-1947 гг.

   Основание СДПГ — повторное основание одноименной партии, ранее избираемой в основном работополучателями, которая была запрещена гитлеровским режимом в 1933 г. Остальные партии — новые. Христианские партии ХДС и ХСС — в отличие от старой католической партии центра Веймарской республики — старались завоевать избирателей обоих христианских вероисповеданий. Своей программатикой СвДП продолжила традиции немецкого либерализма.

   Эти четыре партии претерпели значительные изменения в течение более четырех десятилетий со дня своего основания. На уровне федерации все они в течение этого времени вступали друг с другом в коалицию или были в оппозиции. Сегодня они считают себя народными партиями, представляющими все слои населения. У них имеются ярко выраженные правые и левые крылья, отражающие многообразные позиции народной партии.

   С 1983 по 1990 гг. в бундестаг входила и партия «Зеленых». На федеральном уровне эта партия была основана в 1979 г. С тех пор ей удавалось занимать места в нескольких земельных парламентах. Партия, объединяющая противников атомной энергии и группы пацифистов, своим происхождением обязана радикальному экологическому движению. На выборах в бундестаг в 1990 г. «Зеленые» не набрали проходных пяти процентов. Зато в бундестаг попали объединенные с ними одним списком представители Союза 90. Эта группировка вышла из движения правозащитников, которое в 1989-1990 гг. содействовало мирному перевороту в бывшей ГДР. Партии «Союз 90» и «Зеленые» 14 мая 1993 г. объединились в одну партию под названием «Союз 90/Зеленые».

   ПДС — правопреемница бывшей правительственной партии ГДР, Социалистической единой партии Германии (СЕПГ). В объединенной Германии она не сумела сформироваться в крупную политическую силу. ПДС — как и объединенный список «Союз 90/Зеленые» — вошла в бундестаг только в связи с особым положением для партий в новых федеральных землях: оговорка о пяти процентах применяется раздельно в новых и старых землях.
ХРОНИКА ОБЪЕДИНЕНИЯ (1989 – 1991гг.)
   Германия всегда была разделена на земли, но в течение веков географическая карта часто менялась. Наиболее важные изменения последнего времени были следствием Наполеоновских войн в начале 19 века, австро-прусской войны 1866 г., Первой и Второй мировых войн. В результате последней Германия была оккупирована и разделена, Пруссия, самая крупная земля Германии, ликвидирована. Федеральные земли в их сегодняшнем виде большей частью созданы после 1945 г., причем их создание осуществлялось с учетом принадлежности друг к другу землячеств и исторического формирования границ.

   До объединения в Германию входило одиннадцать земель, которые были созданы в бывших западных оккупационных зонах и в период 1946-1957 гг. ввели у себя демократические конституции.

   В советской оккупационной зоне, на территории, именовавшейся позднее ГДР, было создано пять земель частично с учетом старых государственных традиций, но уже в 1952 г. правительство ГДР отменило эту структуру и ввело централистское административное управление. И до 1991 г. на политической карте мира существовало две Германии(ФРГ и ГДР), но с учетом современных тенденций, крушении социальной системы, распад Северного Союза, произошло историческое воссоединение Германии.  
Август 1989 года:

Поток граждан ГДР, которые ищут убежища в посольствах Федеративной Республики Германия в Будапеште, Праге и Варшаве, постоянно растет. Считают, что число желающих покинуть ГДР составляет один миллион человек.

11 сентября 1989 года:

Венгрия открывает границу с Австрией. Граждане ГДР, находящиеся в Венгрии, могут покинуть страну в направлении Федеративной Республики Германия. За три дня в западную часть Германии прибывают 15.000 граждан ГДР. Поток беженцев, прибывающих через Венгрию, продолжает постоянно расти.

30 сентября 1989 года:

С ликованием граждане ГДР. нашедшие убежище в посольствах Федеративной Республики Германия в Праге и Варшаве, встречают известие о том, что могут беспрепятственно выехать в Федеративную Республику Германия.

Сентябрь/октябрь 1989 года:

В ГДР все чаще проходят демонстрации против правящего режима. Так называемые „понедельничные демонстрации", которые собираются раз в неделю в Лейпциге, становятся все многочисленнее.

4 ноября 1989 года:

Около миллиона жителей восточной части Берлина выходят на демонстрацию за свободные выборы и соблюдение прав человека.

9 ноября 1989 года:

Для жителей ГДР открываются контрольно-пропускные пункты Берлинской стены, разделявшей город долгие годы, а именно с 13 августа 1961 года.

19 декабря 1989 года;

Федеральный канцлер Гельмут Коль прибывает в Дрезден.

22 декабря 1989 года:

Отворяются Бранденбургские ворота — символ единства. Вскоре открывается граница между обоими германскими государствами.

18 марта 1990 года:

На первых свободных и тайных выборах народного представительства ГДР победу одерживает „Альянс за Германию", в котором Христианско-демократический союз является определяющей политической силой.

12 апреля 1990 года:

Лотар де Мэзьер (ХДС) избирается на пост премьер-министра коалиционного правительства, состоящего из представителей „Альянсаза Германию", вновь организованной в ГДР СДПГ и Либерально-демократической партии.

1 июля 1990 года:

Вступает в силу экономический, валютный и социальный союз между обоими германскими государствами.

15 июля 1990 года:

Во время визита в Советский Союз федерального канцлера Гельмута Коля и федерального министра иностранных дел Ганса-Дитриха Геншера Президент СССР Михаил Горбачев сделал заявление, что Германия может объеди-

ниться и получить полный суверенитет уже в 1990 году.

23 августа 1990 года:

Народная палата ГДР принимает решение о вступлении ГДР в Федеративную Республику Германия к 3 октября 1990 года.

12 сентября 1990 года:

Министры иностранных дел четырех держав-победительниц, а также ГДР и Федеративной Республики Германия завершают переговоры, получившие название „два плюс четыре", и подписывают договор о полном суверенитете

и границах объединенной Германии, а также об ограничении численности Бундесвера до 370.000 солдат.

3 октября 1990 г.свершилось присоединение ГДР к Федеративной Республике Германии и тем самым земель Бранденбург, Мекленбург-Передняя Померания, Саксония, Саксония-Ангальт и Тюрингия. Восточный Берлин был объединен с Западным Берлином.

14 октября 1990 года:

Первые свободные и тайные выборы в ландтаги (парламенты) пяти новых земель.

2 декабря:

На первых общегерманских выборах в Германский Бундестаг после 1945 года победу с явным преимуществом в количестве поданных голосов одерживает правительственная коалиция из ХДС/ХСС и СвДП.

17 января 1991 года:

Гельмут Коль становится первым свободно избранным федеральным канцлером объединенной Германии.
Современная политика Германии.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.