--PAGE_BREAK--
Теория рациональной бюрократии М. Вебера
Самой эффективной системой государственной организации М. Вебер считал бюрократию, поскольку она основывается на строгом разделении обязанностей, профессионализме и дисциплине. Для идеального типа бюрократии характерны:
1 разделение труда, обусловленное правилами и законами;
2 подчинение нижестоящих должностных лиц вышестоящим;
3 назначение служащих на основе профессиональной квалификации, а не через выборы;
4 оплата труда работников в соответствии с рангом;
5 для служащих работа в государственном учреждении является основным занятием;
6 служащий не является владельцем учреждения, в котором работает;
7 смещение с должности осуществляется вышестоящим органом и т. д.
Наличие этих правил вносит единообразие в деятельность государственных органов, четко определяет ответственность каждого института государства, ограничивает произвол начальника в отношении подчиненного, устраняет из должностных отношений личную неприязнь, обиды, симпатии. Но рациональная бюрократия -это лишь исполнительный орган, с помощью которого реализуется управленческая функция государства. Она не принимает политических решений, ее задача — выполнение предписании-политической элиты.
В качестве средства, способного восстановить динамическое равновесие в обществе, итальянский социолог В. Парето рассматривал политическую элиту. С его точки зрения:
1 эволюция человеческого общества — это история расцвета и упадка элиты, которая принимает все стратегические решения по развитию общества;
2 качество правящей элиты, призванной согласовывать различные группы интересов, в решающей мере определяет и возможности развития общества.
М. Вебер для обеспечения стабильности предложил теорию плебисцитарной демократии:
1 слабость институтов представительной демократии (Н: парламента) компенсируется усилением авторитарной власти харизматического лидера, которого отличают исключительные способности, доблесть, вызывающие к нему со стороны населения абсолютную преданность и веру;
2 харизматический лидер опирается на прямую поддержку народа в борьбе против усиливающейся и не подотчетной ни перед кем бюрократии.
3 Идея плебисцитарной демократии с харизматическим лидером на практике привела в Германии к установлению фашистской диктатуры в 30-х годах XXвека.
15. Политическое сознание и политическая идеология.
Полит сознание — духовная составляющая политики, выступающая одной из основы и мотивации деятельности индивида групп и общества, на основе восприятия политики, отражения собственных интересов и целей на теоретическом, национально-практическом, чувственном и эмоциональном уровнем.
Полит сознание имеет теоретический уровень, реализуемый через полит науку. А так же через теоретическую составляющую идеологий, религий, полит психологией и др.
Второй уровень — рационально-практический. Связан с соотношением человеческих потребностей, и с тем положением, в котором он находится.
Следующий уровень — полит идеология — отражает основы, идеи и цели полит групп, и выступающие мотивацией их предметно практической деятельности.
Кроме идеологии полит сознание включает религиозное осознание политики. Любая религия видит по своему как политику, так и участие в ней людей. Большую роль играет религиозность, как способ восприятия политики (на вере, доверии Н: в депутата). Мы не можем воспринимать как теорию, значит часть политики мы воспринимаем на веру.
Полит психология — отражает внутреннюю реакцию на политику на основе подсознательного, динамики психического процесса (как в человеке так и в обществе), Полит психология может иметь индивидуальный уровень, групповой и массовый.
Идеология политики.
Роль идеологии в политике:
1) целостная система верований, которая диктует формы и способы поведения в политике
2) обосновывает легитимность существующего порядка или его изменения
3) идеология играет роль ложного сознания, которое маскирует истинную цель.
4) оценочное действие в политике
5) идеология выступает основой мобилизации масс или коллективных действий.
6) идеология выступает способом упорядоченности политики и участие в ней субъектов
7) предполагают логико-рациональное понимание политики
Сама по себе идеология возникла с переходом к буржуазии. До этого была религия — воля гос-ва, а идеология — это воля отдельной группы
Идеологии:
1) консерватизм (сохранение приоритетов гос-ва). Общество воспринимается как целостность, а изменение в нём должно быть подкреплено практикой. Для консерватизма характерно патернализм (то есть неравенство отношений), преобладание внешнего воздействия (культура, институт и т.д.).
2)либерализм — основана на личности индивидуальности, в том числе противовес интересам общества. Характерен элитизм политики, т.е. есть группа, которая занимается политикой. Чёткое разделение гражданского общества и гос-ва. Так же элементы буржуазной идеологии: равенство, добровольности и т.д.
Классической идеологией— коммунистическая идеология. Изменение место и роли рабочего класса в обществе привело к разрушению этой этиологии. Одним из принципов идеологии: Человек — часть большого общества.
16. Консерватизм в политике.
Консерватизм и неоконсерватизм
Комплекс идей и принципов, ставших основой политической идеологии и практики консерватизма, получил развитие в работах Э. Берка, Ж. де Местра, Л. Бональда, русских философов B.C. Соловьева и И. А. Ильина.
Основные идеи консерватизма:
— идея противоестественности и нежелательности переустройства общества на разумных началах,
— отрицание договорной природы государства, которое рассматривается как порождение неконтролируемого разумом естественного хода вещей;
— убеждение, что государство не может учесть все многообразие социальных проблем и отношений и не может быть естественным и эффективным органом управления.;
— отождествление политической свободы с ограничением государственной власти;
— приверженность социальной стабильности, так как нет реальных гарантий того, что новые социальные порядки могут быть лучше старых. Свидетельство тому — опыт социальных революций.
Неоконсерватизм возник вXX в. как синтез идей традиционного консерватизма, либерализма и технократизма. Его наиболее видными представителями являются: в теории — А. Хайек, в политике — Р. Рейган, М. Тэтчер, Ж. Ширак.
Неоконсерваторы более терпимо относятся к государству, признают необходимость его вмешательства в управление обществом, однако это вмешательство должно носить ограниченный характер. Малая эффективность политических методов решения социальных проблем, по их мнению, обусловлена прежде всего тем, что природа самих этих проблем не социальная, а личностная, они гораздо эффективнее решаются в ходе собственных усилий и активности индивида.
17. Либерализм и политика.
Либеральными называют политические течения и идеологические установки, рассматривающие политическую жизнь с точки зрения обеспечения приоритета, защиты и выражения прав личности. Родоначальниками либерализма считают таких мыслителей, как Дж. Локк, Ш.Л. Монтескье, И. Кант, Дж. С. Милль.
Социальная основа либерализма — индивидуализм, когда свободный, активно действующий индивид рассматривается в качестве центра общественной и политической жизни.
Основные принципы либерализма:
— рассмотрение прав человека на жизнь, свободу, собственность, равенство перед законом и безопасность в качестве неотъемлемых от его существования условий обеспечения нормальной и полноценной жизни, объявление защиты свободы индивида важнейшей целью государства;
— разделение властей в деятельности государственного механизма на три основные ветви: законодательную, судебную, исполнительную;
— наличие четких границ деятельности государства в обществе:
— признание оптимальным регулятором экономических отношений свободного рынка товаров, труда, услуг, капиталов;
— понимание равенства людей как равенства возможностей, прав, которые неизбежно разными людьми могут реализовываться по-разному.
Современный либерализм в отличие от классического (по-прежнему сохраняющего политическое влияние) называют неолиберализмом. Его сторонники под воздействием исторического и политического опыта вносят существенные коррективы в некоторые принципы либерализма:
—зреет понимание ограниченных возможностей рынка как единственного регулятора экономических и общественных отношений;
— государство начинает рассматриваться в качестве гаранта не только политических, но и социальных прав человека;
— признается необходимость увеличения регулирующей функции государства в обществе.
18. Демократия как идеология политики.
Основания, признаки, предпосылки и условия становления либ-демокр полит. режимов.Условия становления:1. Высокий уровень эк. развития страны и мат-го блага;2. Многообразие форм собственности при преобладании ч/с;3. наличие многонационального населения, что создает основу для многопартийности;4. наличие среднего класса;5. стабильное развитие общества;6. постепенность перехода;7. наличие дем. сознания, полит. культуры.
19. Социалистическая идея в политике
Социалистическими называют различные политические движения, исходящие из отрицания капитализма как общественного строя и стремящиеся утвердить новый общественный строй, лишенный недостатков, “язв” капитализма: эксплуатации человека человеком, всех форм социального неравенства, войн, произвола государства и т.д.
Созданная К. Марксом, Ф. Энгельсом и В.И. Лениным теория “научного социализма” (коммунизма) стремились доказать, что коммунизм — это неизбежно следующая за капитализмом общественно-экономическая формация. Переход к ней осуществляется в процессе социалистической революции, которая совершается под руководством рабочего класса и его политической партии — коммунистов..
Главным результатом социалистической революции, произошедшей в России и других странах, стало гигантское обобществление — национализация средств производства, их собственником стало государство. Повсеместно это вызвало огромный рост государственного аппарата и масштабов его вмешательства в жизнь граждан. Государство стало основным механизмом реализации практически всех функций социального организма. Возникло общество тотального государственного контроля, активно использующее для его осуществления всякого рода репрессивные меры.
Более жизнеспособными оказались те политические движения социалистической ориентации, которые свою цель видели не в радикальном переустройстве общества на коммунистических началах, а в обеспечении постепенной трансформации капиталистического общества в направлении подтверждения большей справедливости в распределении, увеличения зависимости аппарата власти от населения, замещения классовой борьбы социальной солидарностью и т.д.
Сформировавшиеся в конце XIX в. социал-демократические партии и движения отказываются от таких постулатов коммунизма, как диктатура пролетариата, классовая борьба и социалистическая революция, принимают в качестве важнейших политических ориентиров ценности демократии, солидарности, свободы, исходят из понимания, что их политическая реализация может быть не единовременным актом, но результатом длительной эволюции, солидарных усилий всех социальных групп.
“Социалистическая мечта человечества” оказалась нереальной, но последствиями борьбы за ее осуществление стали черты реальной социальной политики, практикуемой ныне почти каждым государством: различные виды государственного регулирования экономики, многочисленные социальные программы, направленные на помощь малоимущим и нетрудоспособным граждан, государственная помощь культуре, образованию, науке и т.д.
20. Коммунистическая идеология.
Коммунистически идеология сформировалась на основе марксизма.
Марксизм:
1 сформулировал учение о построении справедливого — коммунистического — общества, в котором будет- покончено с эксплуатацией человека человеком; преодолены все вилы социального отчуждении человека от власти, собственности и результатов труда;
2 стал мировоззрением пролетариата, появившегося в результате произошедшего промышленного переворота;
3 представлял собой радикальную идеологию, акцентировавшую внимание на революционных, насильственных методах преобразования социальной действительности, что вытекало из содержаний марксистской концепции обшествеиного развития;
4 рассматривал исторический прогресс как последовательную смену общественно-экономических формаций; при этом анта-гонические формации (рабовладельческая, феодальная, капиталистическая) зарождаются на базе частной собственности, а коммунизм (и его первая фаза — социализм) формируется на принципиально иной экономической основе — общественной собственности;
5 полагал, что непримиримость социальных интересов пролетариата и буржуазии и, следовательно, жесткая классовая борьба обусловлены сохранением частной собственности в руках класса буржуазии. Поэтому революционный переход от капитализма к социализму заключается прежде всего в экспроприации частной собственности и передаче ее в руки тех, кто своим трудом создает все богатства общества, а также в установлении диктатуры пролетариата;
6 характеризовал коммунистическое общество прежде всего через человека нового типа, ориентированного исключительно на моральные стимулы к труду (труд на общее благо есть одновременно труд на благо собственное и потомков; в труде формируется личность; труд есть способ самовыражения, самореализации человека и т. п.);
7 полагал, что наиболее важным механизмом интеграции различных элементов социальной структуры выступает коммунистическая партия. Для более полной реализации этой функции предполагалось превращение партии во властную структуру, сращивание с государством, которое под ее руководством должно было постепенно заменяться системой общественного самоуправления.
21. Национальная идея и национализм.
Фашизм— право-экстремистское политическое движение, возникшее в обстановке революционных процессов, охвативших страны Западной Европы после первой мировой войны и победы революции в России. Впервые он был установлен в Италии в 1922 г. Итальянский фашизм тяготел к возрождению величия Римской империи, установлению порядка, твердой государственной власти. Фашизм претендует на восстановление или очищение “народной души”, обеспечение коллективной идентичности на культурной или этнической почве. Он выражает интересы наиболее реакционных кругов капиталистического общества, оказывавших фашистским движениям финансовую и политическую поддержку, стремящихся использовать их для подавления революционных выступлений трудящихся масс, сохранения существующего строя и осуществления своих имперских амбиций на международной арене.
22. Экстремистские теории и концепции.
23: Политическая культура.
Политическая культура— неотъемлемая часть общенациональной культуры. Это ценностно-нормативная система, которой придерживается общество. Она включает в себя: полит опыт человечества, полученный в ходе исторического развития. Этот опыт оказывает воздействие на формирование политического сознания людей и выражается в их ориентациях и установках, которые определяют политическое поведение.
Функции политической культуры
:
Познавательная — формирование у граждан необходимых общ-полит знаний, взглядов, убеждений и полит компетентности. Интегративная — достижение на базе общепринятых ценностей согласия в рамках существующей полит. системы и избранного обществом полит строя. Коммуникативная позволяет установить связь между участниками полит процесса как “по горизонтали”, так и “по вертикали”. Нормативно-регулятивная -заключается в формировании и закреплении в общественном сознании необходимых полит ценностей, установок, целей, мотивов и норм поведения. Воспитательная — дает возможность сформировать личность, гражданина.
Структура политической культуры
включает 3 составляющие:
Познавательную – политические знания, образованность и элементы политического мышления.
Нравственную – касается политических чувств, традиций, ценностей, идеалов. Поведенческую – установки, типы, формы, стили, образцы политического поведения .
Уровни политической культуры:
Мировоззренческий — где представления человека о политике сочетаются с индивидуальной картиной мировосприятия; человек самоопределяется в мире политики.
Гражданский — где человек вырабатывает отношение к власти и способам ее осуществления.
Политический – складываются все ценностные представления человека, вырабатывается отношение ко всем политическим явлениям. На данном уровне определяется роль политики в жизни человека.
Три идеальных типа политической культуры:
Патриархальнаяхарактеризуется ориентацией на местные, национальные ценности и может проявляться в форме местного патриотизма, семейственности, коррупции, мафии. Член такого общества пассивен в политике, не выполняет конкретных политических ролей (например, избирателя). Данный тип культуры характерен для молодых независимых государств.
Подданническаяпредполагает пассивное и отстранённое отношение индивида к политической системе. Он ориентируется на традиции, хотя политически сознателен. Подчиняясь власти, индивид ожидает от неё различных благ (социальных пособий, гарантий и т. д.) и опасается её диктата.
Гражданская отличается политической активностью, вовлечённостью и рациональностью. Граждане стремятся активно воздействовать на политическую культуру, направлять её деятельность с помощью законных средств влияния (выборов, демонстраций и т.д.).
24. Политическая власть.
Политическая власть — это особый тип власти в обществе. Она осуществляется в условиях разделения труда и при наличии высокого уровня социальной дифференциации членов общества.
Признаки политической власти:
— делегирование властных полномочий одних людей другим через специально уполномоченный государственный аппарат;
— использование механизма организованного принуждения с опорой на систему разнообразных санкций, применяемых за нарушение установленных ею норм;
— наличие специального аппарата людей, обладающих более высоким уровнем компетенции и образования по сравнению с другими властными аппаратами, чтобы следить за исполнением законов.
Необходимый компонент политической власти — государство с такими его атрибутами, как наличие подданных, территории, на которую распространяется его власть, и сам механизм принуждения, люди, которые это принуждение осуществляют в организованной форме. Государство — это инструмент организованного насилия, обладающий монопольным правом на издание законов в обществе. Его значение не следует ни преуменьшать, ни преувеличивать.
Природа и функции политической власти
Политическая власть возникает, формируется в ходе реализации потребностей управления, регулирования общественных отношений. Она действует как принудительная форма снятия порождаемых различием интересов противоречий и конфликтов, структурирования и укрепления человеческих сообществ. В сфере политики происходит постоянная борьба различных интересов, поэтому существует необходимость преодоления сопротивления других людей и сил, и политическая власть реализуется в принудительной форме.
Функции политической власти как инструмента социального управления:
— сохранение социальной целостности;
— реализация потребностей и интересов осуществляющих властные функции социальных групп;
— регулирование социальных отношений, поддержание стабильности в функционировании социального организма.;
— поддержание необходимых для общества пропорций между производством и потреблением в таком соответствии, чтобы они не препятствовали, а стимулировали развитие друг друга.
25. Гражданское общество, власть и политика.
Общественно-политические движения и организации
Одной из форм выявления и реализации политических интересов определенных групп и отдельных граждан являются общественно- политические движения - это объединения и ассоциации, не входящие в государственные и партийные структуры, соединяющие солидарную политическую активность граждан, направленную на достижение какой-либо значительной политической цели.
В движения включаются граждане, не удовлетворенные деятельностью тех или иных государственных институтов, не желающие ограничивать себя уставными нормами и программными целями, а также лица со спонтанными, неявно выраженными социально-политическими интересами. В отличие от политических партий социальная база общественно-политических движений аморфная и более пестрая. К одному и тому же движению могут принадлежать представители различных социальных, идеологических, этнических, региональных и других групп.
Как правило, политические движения придерживаются какой-либо одной концепции и добиваются решения узкой политической задачи. Достигнув этой цели, движения прекращают свое существование, трансформируются в другие движения или в партии. ОПД в отличие от партии не ставит задачи завоевания политической власти, оно лишь пытается влиять на власть, хотя в политической практике нередко бывают исключения.
Помимо вышесказанного, существуютобщие признаки ОПД:
Отсутствие единой программы, устава. Непостоянство участников. Движения подразумевают коллективное членство, что обычно не допускается в партии. Нет сильного центра, структуры. Ядром могут быть самостоятельные группы, или комитеты созданные партиями. Добровольность участников на основе солидарности.
Некоторым из политических движений удается просуществовать довольно длительный период, и они становятся значительной политической силой. С ними вынуждены считаться. К таким можно отнести движение в защиту прав человека, окружающей среды.
Классификация общественно-политических движений:
1. По отношению к существующему строю: консервативные, реформистские, революционные
2. По месту в политическом спектре: левые, правые, центристские
3. Помасштабу: местные, региональные, международные
4. По методам и способам действия: легальные, нелегальные, формальные, неформальные.
5. По продолжительность существования: однодневки, долгожители.
Особое место в политической системе общества занимают общественные организации. К ним относятся профсоюзы, научные, научно-технические, культурно-просветительные, спортивные и др. общества и ассоциации Они аккумулируют широкий диапазон общественных интересов людей — от политических и экономических до досуговых, от проблемных (экологических, например) до любительских.
Среди общественных организаций видное место, и прежде всего по массовости, занимают профсоюзы. Они заняты вопросами, которые касаются самых различных сторон жизни: экономической, социальной, культурной и направлены на улучшение труда, быта, отдыха людей. Но главное значение для них имеет защита прав и интересов работников, привлечение их к управлению производственными и общественными делами.
Таким образом, возникновение и функционирование новых общественных организаций, преобразование старых это залог мобильности, жизненности и эффективности любого общества, он всегда символизирует оправдавший себя в истории подход: чем больше мнений, тем вернее решение.
26. Легитимность власти.
Легитимность– это признание обществом законности существующих институтов власти и правомерности принимаемых ими решений. В узком смысле понятие легитимности характеризует законность власти. Правомерность здесь касается убежденности, а не нормативности. Речь идет об определенном политическом консенсусе в обществе, когда массы проявляют приверженность политической власти, политической системе с достигнутыми здесь основными политическими ценностями.
М.Вебервидел в легитимности гарантию стабильности общества.
Легитимация — процедура общественного признания какого-либо действия, события, факта, лица, призванная обеспечить политическое участие без принуждения.
Свойства поддержания легитимности власти:
1. Изменение законодательства в соответствии с новыми требованиями
2. Стремление использовать традиции при проведении политики и законодательстве
3. Поддержание в обществе законности и правопорядка.
Показателями легитимности являются:
1. Уровень принуждения
2. Наличие попыток свержения правительства
3. Сила гражданского повиновения
4. Результаты выборов и референдумов
5. Наличие демонстраций, митингов, пикетов.
Делигитимация — утрата доверия, лишение власти общественного кредита. Основными причинами ее являются: противоречия между ценностями в обществе и интересами правящей элиты, нарастание коррумпированности и бюрократизации в обществе.
27. Разделение власти.
Принцип разделения властей означает самостоятельное осуществление и независимость друг от друга 3 ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной. Разделение властей заключается в том, что законодательная власть осуществляется федеральным собранием. Федеральные законы принимаются государственной думой с последующим рассмотрением в совете федерации. Исполнительную власть осуществляет правительство. Органами судебной власти являются суды, образующие судебную систему, возглавляемую КС, ВС, ВАС. Значение принципа в том, что он обеспечивает эффективное осуществление разных функций гос.власти. Три ветви власти, реализуя свои строго очерченные прерогативы и функции, сдерживают и уравновешивают друг друга, тем самым обеспечивая гарантию против нарушения демократических норм и злоупотребления властью. Государство организуется и функционирует в правовом режиме: гос.органы действуют в рамках своей компетенции, не подменяя друг друга: устанавливается взаимный контроль, сбалансированность, равновесие во взаимоотношениях гос.органов, осуществляющих зак.исп.и судебную власть.
28. Механизм осуществления власти в обществе.
Полит власть ф-ционирует через систему социальных институтов, воплощающих в себе технические, человеческие, организационные, информационные и др. факторы. Осуществление власти означает использование орг-ций установленных норм, санкций для достижения общих целей и ценностей.Ресурсы (все то, что может быть использовано для влияния)ПВ: экономические — нужны и для завоевания власти, и для реализации ее целей, и для ее поддержания; силовые — выполняют ф-цию обеспеч. обороны страны, охраны внутр. порядка, обеспеч. безопасности полит власти, недопущение каких-либо поползновений на власть в целях ее свержения; социальные — социальная п-ка в больш. совр. зап. странах строится т.о., что в сохранении существующ. полит власти заинтересовано большинство насел.: здесь широкая система страхования, высокий ур-нь пенсион. обеспеч., широко развита система благотворит. орг-ций и т д.; информационные — СМИ; военные, идеологические, нравственные, аморальные, интерес людей, страх человека и т.д.
29. Оппозиция и ее роль в политике.
В демократической политической системе открывается возможность сосуществования, конструктивного взаимодействия как политических сил, обладающих государственной властью, так и тех, кто ей противостоит, оспаривает — оппозиции. Оппозиция может использовать разные формы взаимодействия с властью и влияния на нее.
Лояльная оппозициядействует как часть политической системы, соблюдая ее основные законы и принципы, отказывается от использования силы во взаимодействии с властью. Ее представители входят во все элементы политической структуры демократического общества, открыто и активно участвуют в политической жизни. Формы участия могут быть достаточно многообразны: избирательная деятельность, критика правительства и его действий, разнообразные формы влияния на принятие политических решений, иногда даже участие представителей оппозиции во властных структурах (конструктивная оппозиция). Власть и оппозиция в этом случае, несмотря на наличие очевидных противоречий, готовы к диалогу, сотрудничеству, особенно в сложных, кризисных условиях жизни общества.
Нелегальная оппозицияв силу разнообразных причин, зависящих как от правительства, так и от нее самой, исключается из политической системы, а ее права и притязания не признаются, а подавляются властными структурами. Нелегальная оппозиция осуществляет скрытую политическую деятельность, часто использует (или ее вынуждают использовать) насильственные средства борьбы.
Полулегальная оппозициявключает политические силы, которые воздерживаются от открытого вызова и противостояния по отношению к власти, но и не сотрудничают с ней, терпимо относятся к действиям других политических сил, выходящих за рамки разрешенного в данном обществе законом.
30. Взаимоотношения власти и оппозиции.
Власть и оппозиция
Различие мнений, интересов, позиций, направлений политической жизни, порождаемое самой природой политики, ставит вопрос об отношениях между силами, обладающими политической властью, и теми, кто борется против них. Характер практического решения этого вопроса зависит от типа политической системы. В тоталитарных, авторитарных политических системах эти отношения антагонистичны, ни власть, ни оппозиция не признают права на существование друг друга, между ними возможны только отношения отбрасывания, подавления. Политика в этом случае становится зоной уголовного преследования, военного противостояния.
В демократической политической системе открывается возможность сосуществования, конструктивного взаимодействия как политических сил, обладающих государственной властью, так и тех, кто ей противостоит, оспаривает — оппозиции. Оппозиция может использовать разные формы взаимодействия с властью и влияния на нее.
Лояльная оппозиция действует как часть политической системы, соблюдая ее основные законы и принципы, отказывается от использования силы во взаимодействии с властью. Ее представители входят во все элементы политической структуры демократического общества, открыто и активно участвуют в политической жизни. Формы участия могут быть достаточно многообразны: избирательная деятельность, критика правительства и его действий, разнообразные формы влияния на принятие политических решений, иногда даже участие представителей оппозиции во властных структурах (конструктивная оппозиция). Власть и оппозиция в этом случае, несмотря на наличие очевидных противоречий, готовы к диалогу, сотрудничеству, особенно в сложных, кризисных условиях жизни общества.
Нелегальная оппозиция в силу разнообразных причин, зависящих как от правительства, так и от нее самой, исключается из политической системы, а ее права и притязания не признаются, а подавляются властными структурами. Нелегальная оппозиция осуществляет скрытую политическую деятельность, часто использует (или ее вынуждают использовать) насильственные средства борьбы.
Полулегальная оппозиция включает политические силы, которые воздерживаются от открытого вызова и противостояния по отношению к власти, но и не сотрудничают с ней, терпимо относятся к действиям других политических сил, выходящих за рамки разрешенного в данном обществе законом.
31. Конфликт, сотрудничество и консенсус в политике.
Общественная жизнь насыщена многообразными конфликтами. Существует множество типологий конфликтов. В зависимости от сферы проявления различают экономические, социальные, культурные, конфессиональные, политические конфликты. Политические конфликты представляют собой вид социальных отношений, где взаимодействуют политические интересы и их носители, а также применяются политические методы борьбы и разрешения конфликтов. Политический конфликт — это столкновение, противоборство политических субъектов, обусловленное противоположностью их политических интересов, ценностей взглядов.
В самом широком плане источники или причины политических конфликтов подразделяются на внесоциальные, социальные и комбинированные. К первым относятся многочисленные источники политической напряженности, которые базируются на определенных чертах агрессивности человека, чувствах страха, паники, голода и других инстинктивных мотивациях его поведения. Обусловленные такими факторами политические конфликты выступают в виде народных самосудов, голодных бунтов, террористических акций фанатиков, иных нерациональных и внешне мало или вовсе не мотивированных акций.
Специфическим источником политических конфликтов являются и противоречия промежуточного характера, отражающие взаимосвязи человека и природы, где обе стороны вносят свой вклад в развитие конфликта. В частности, это конфликты, вызванные политическими последствиями экологических катастроф, аварий на крупных предприятиях, стихийных бедствий. Такие масштабные конфликты связаны с урегулированием социальных последствий, вызванных не только самими стихийными бедствиями, но и самим человеком, усугубляющим эти события.
Однако в качестве основной причины политических конфликтов следует назвать, прежде всего, социальную дифференциацию общества, определяющую несовпадение статусов субъектов политики, их ролевых назначений и функций, интересов и потребностей. Неравенство социальных позиций означает неодинаковый доступ к ресурсам развития индивидов, социальных групп и сообществ людей. Один из центральных вопросов большинства политических конфликтов: кто и каким образом распоряжается ресурсами? Борьба за обладание ресурсами детерминирует конфликтные взаимоотношения между правящей элитой и контрэлитой, различными политическими партиями и группами давления, представляющими интересы определенных сил и ведущими борьбу за перераспределение собственности, национального достояния, государственного бюджета и т. д. Таким образом, основным субъектом политического конфликта являются крупные социальные группы. Поскольку их потребности, интересы, цели, притязания могут реализоваться только через использование власти, постольку в конфликтах непосредственное участие принимают такие политические организации, как государственный аппарат, парламентские фракции, группы давления и т. д.
Наиболее яркими формами политических конфликтов выступают массовые действия: революция, мятеж, восстание, гражданская война.
Политический конфликт можно определить как теоретическое и практическое противоборство субъектов политики за возможность трансформировать или сохранить социальный порядок. Реализации этой возможности способствует обладание инструментами государственной власти — финансами, репрессивным аппаратом и т. д. Поэтому первейшей задачей участников политического конфликта является удержание или завоевание государственной власти. Вместе с тем политический конфликт не ограничивается только завоеванием и удержанием власти, не сводитсяк нему. В нем развертывается борьба между различными картинами мира, отстаиваемыми различными общественно-политическими группами и их лидерами.
Основное направление политич.отношений-поддержание мира как основы стабильности в мире.Эти цели могут быть осуществлены путём сотрудничества государств и народов по всем важным вопросам, касающимся политических отношений.Залогом нормальных отношений лужит поиск консенсусов-решений, которые могли бы устроить всех участников переговорного процесса.
32. Политическая система, ее сущность и структура.
Политическая система общества — целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических отношений, идей, норм и традиций, направленных на осуществление политической власти, управления, руководства, регулирования общественно-политических процессов.
Политическая система общества отражает многообразные интересы социальных групп, которые непосредственно или через свои организации и движения оказывают определенное влияние на политическую власть. В случае соответствующего признания эти интересы реализуются при помощи политически управляемых структур, через политический процесс, т.е. путем принятия и осуществления политических решений. Политическая система представляет собой необходимый механизм, посредством которого осуществляться полновластие, суверенитет народа.
Структура политической системы
– эточрезвычайно сложное явление. Она состоит из взаимосвязанных друг с другом элементов (подсистем). Обычно выделяют пять основных подсистем в структуре политической системы.
1. Институциональнаяподсистема включает совокупность основных политических институтов и взаимоотношений между ними. Центральное место в ней принадлежит государству. Важную роль играют также, входящие в эту подсистему политические партии, заинтересованные группы, средства массовой коммуникации, церковь.
2. Нормативнаяподсистема включает правовые нормы, традиции, обычаи, нравственные принципы, регулирующие и определяющие политическую жизнь общества.
3. Функциональнаяподсистема представляет собой совокупность методов и способов осуществления власти.
4. Коммуникативнаяподсистема включает все каналы политического взаимодействия.
5. Идеологическая подсистема
– это совокупность различных по своему содержанию политических идей, представлений субъектов политики.
6. Культурная подсистема
– комплекс типичныхдля конкретного общества политических ориентаций, установок, ценностей и моделей политического поведения. Политическая культура обеспечивает стабильность политической системы общества и воспроизводство политической жизни на основе преемственнности.
Функции политической системы:
Политическое руководствообществом (управление общественными делами). определение стратегических целей и перспектив общественного развития. функция целеполагания. Консолидацияобщественно-политического строя, обеспечение существования общества как единого целого (интегративная функция). Регулятивная функция
— связана с потребностями упорядочения и регламентации политического поведения и политических отношений в государственно-организованном обществе. Мобилизационная функция, обеспечивает максимальное использование ресурсов общества. Дистрибутивная функция, направлена на распределение ресурсов и ценностей. Легитимация
.Под этой функцией понимают достижение минимально необходимой степени соответствия реальной политической жизни общепринятым правовым и политическим нормам.
33. Типология политических систем.
Типология политических систем осуществляется на основе учета различных признаков
1. По характеру взаимоотношения с внешней средой на:
Закрытые — имеют ограниченные связи с внешней средой, невосприимчивы к ценностям иных систем и самодостаточны, т. е. ресурсы развития находят внутри таких систем. Примеры — бывшие страны социализма (СССР, Венгрия, Болгария).
Открытые
— активно обмениваются ресурсами, успешно усваивают передовые ценности иных систем, подвижны и динамичны. Пример — развитые демократические государства Запада
2. По политическому режиму
Тоталитарные — характерно полное подчинение личности и общества власти, регламентация и контроль за всеми сферами жизни людей со стороны государства
Авторитарные – характерна неограниченная власть меньшинства при сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод для большинства.
Демократические- предполагает приоритет прав личности, контроль общества над властью.
3. По содержанию и формам управления
либеральные демократии, в которых принятие политических решений ориентировано на ценности индивидуализма, свободы, собственности;
коммунистические системыориентирующиеся на ценности равенства, социальной справедливости;
традиционные политические системы, опирающиеся на олигархические формы правления и ориентирующиеся на неравномерное распределение экономических ресурсов и социальных статусов;
популистские политические системы, преобладающие в развивающихся странах; они используют стремятся к большему равенству в распределении благ;
авторитарно-консервативные политические системы,преследующие цели сохранения социального и экономического неравенства, ограничения политического участия населения.
4. По классовому принципу
рабовладельческая,
феодальная,
капиталистическая
коммунистическая (социалистическая) политические системы.
34. Политическая жизнь и ее основные характеристики.
С середины 50-х гг. XX в. в политологии активно используется введенное в научную терминологию Дэвидом Лэйном понятие “политическая жизнь”. Оно позволяет рассматривать политику в неразрывном единстве институционального и поведенческого аспектов бытия, что выражается в следующих ее признаках:
— политика может выступать как в качестве сферы и результата взаимодействия социальных и политических институтов, так и в качестве действий субъектов политических отношений;
— политическая жизнь служит сферой действия публичного интереса и управления, а главным их инструментом выступают власть, принуждение, авторитетное влияние, использующие практически всегда силу организации,
— деятельный, активный характер политики позволяет людям с ее помощью влиять на многие стороны жизни: экономику, культуру, науку, мораль;
— центр, узел политической жизни — многообразные взаимосвязи между личностью и государством.
Внешние факторы, влияющие на течение политической жизни:
— элементы природной среды (территория, ресурсы, климат и т.д.).
— экономические отношения, господствующие в обществе, влияющие на политическую жизнь
— развитие техники (ее воздействие проявляется в таких феноменах, как война, увеличение скорости распространения информации и т.д.);
— статусные характеристики социальной структуры общества, сочетающие в себе фиксацию объективного состояния участников политических отношений (доход, вид занятий, уровень образования)
— религия, которая часто выступает в качестве основного фактора консолидации больших масс людей;
— идеология — средство духовного сплочения и руководства, направляющего поведение людей в сфере политических отношений, формирующее волю, стремление к политическому действию;
— средства массовой информации, сведения, которые они поставляют и интерпретируют;
— общественное мнение, в рамках которого осуществляется активное и непосредственное отражение жизненных потребностей, объективных тенденций общественного развития;
— политическая психология общества, проявляющаяся в настроении участвующих в политической жизни людей, темпераменте народа, особенностях характера лидера.
35. Монархические политические системы.
Монархияпредставляет собой такую форму правления, при которой верховная государственная власть юридически принадлежит одному лицу, занимающему свою должность в установленном порядке престолонаследия. Различают монархию абсолютную и конституционную. Абсолютная монархия сформировалась как политическое учреждение в поздний период развития средневековья. Для него характерно полное бесправие народа, отсутствие каких-либо представительных органов, сосредоточение государственной власти в руках монарха.
По мере развития социально-экономических отношений абсолютная монархия в целом ряде стран эволюционировала в конституционную монархию, которая условно подразделяется на дуалистическую и парламентскую. Дуалистическая монархия является переходной формой правления, характерной для того периода, когда экономически и политически слабая буржуазия вынуждена делить власть с феодалами (Иордания, Марокко). При ней одновременно существует монарх и парламент, которые делят между собой государственную власть. Парламент, которому конституция формально предоставляет законодательные полномочия, никакого влияния ни на формирование правительства, ни на его состав, ни на его деятельность не оказывает. Законодательные полномочия парламента сильно урезаны монархом, которому предоставляется право “вето”, право назначения в нижнюю палату и право роспуска парламента.
36. Президентские политические системы.
Президентская форма правления.Представляет собой такую республиканскую форму правления, которая прежде всего характеризуется соединением в руках президента полномочий главы государства и главы правительства. Формальной отличительной особенностью является отсутствие должности премьер-министра. Президентская республика отличается такими характерными особенностями: внепарламентский метод формирования правительства и отсутствие у правительства института парламентской ответственности; отсутствие у президента права роспуска парламента и др.
Президентская республика строится по принципу жесткого разделения властей: в конституции закрепляется разграничение компетенций между высшими органами законодательной, исполнительной и судебной власти, которые функционируют в течение всего срока полномочий.
Наряду с классической президентской республикой имеется немало смешанных форм правления, т.н. полупрезидентских. Основными признаками данной формы правления являются: избрание президента всеобщим голосованием; президент располагает собственными прерогативами, позволяющими ему действовать независимо от правительства; наряду с президентом действуют премьер-министр и министры, образующие правительство, ответственное перед парламентом.
37. Парламентские политические системы.
Парламентская республика и ее особенности.Она характеризуется провозглашением верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность. Формальной отличительной особенностью является наличие должности премьер-министра.
В парламентской республике правительство формируется только парламентским путем из числа лидеров партии, располагающей большинством в нижней палате. Участие главы государства в формировании правительства носит чисто номинальный характер. Правительство остается у власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства. В парламентской республике правление носит партийный характер, что вовсе не является обязательным для президентской республики.
Для парламентской республики в значительно большей степени, чем для президентской, характерен разрыв между юридическим и фактическим положением всех высших органов государственной власти. Провозглашается верховенство парламента, но фактически он работает под жестким контролем правительства. Устанавливается ответственность правительства за свою деятельность перед парламентом, но фактически парламент почти всегда может быть распущен правительством, утратившим его доверие. Президент наделяется обширными полномочиями, но они осуществляются не им, а правительством.
38. Политическая система советского типа.
Политическая система советского типа
С Октябрьской революции (1917) в России была установлена политическая система советского типа, характеризовавшаяся рядом отличительных признаков:
1 она была закрытой с точки зрения характера взаимоотно шений с внешней средой и функционировала на основе клас сового принципа: декларировалось, что политическая система отражает интересы трудящихся и, в первую очередь, пролетариата. Все, что не соответствовало интересам рабочегс класса, признавалось враждебным;
2 преобладали методы революционного насилия в осуществлении властных функций, что было обусловлено неблагоприятными внешними и внутренними условиями формирования политической системы (интервенция западных стран против России, гражданская война, низкий уровень общей и политической культуры трудящихся и др.). Это выразилось в создании разветвленной карательной системы;
3 система основывалась на принципах совмещения и концентрации политических ролей и функций в руках правящей коммунистической партии, неприятия политического плюрализма и запрета деятельности оппозиции. Предполагалось, что политическими средствами возможно создать экономические, культурные и иные предпосылки для построения социализманесушей конструкцией системы являлась монопольно властвующая партия, которая объединяла государственные органы, общественные движения и подчиняла их решению конкретных задач. Особое значение партии и ее монопольной идеологии обуславливалось отсутствием иных средств интеграции общества (таких, например, как экономической заинтересованности), кроме политико-идеологических и принудительных;
4 в основе механизма формирования и функционирования власти лежал номенклатурный принцип. Номенклатура обладала абсолютной экономической, политической и идеологической властью.
Политическая система советского типа способна функционировать при наличии чрезвычайных обстоятельств (опасность внешней интервенции, существование внутренних врагов и т. д.), большого изобилия энергетических, финансовых и иных ресурсов, а также разветвленной системы идеологической обработки населения.
39. Суверенитет и его осуществление в политике.
Государственный суверенитет — это присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях.
В обществе власть может существовать в разных видах: партийная, семейная, религиозная и т.п. Однако высшей властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, обладает лишь государство.
Государство обладает высшей властью в пределах собственных границ, ибо само определяет, какими будут его отношения с другими государствами, а последние не вправе вмешиваться в его внутренние дела. Государство располагает суверенитетом независимо от величины территории, численности населения, политического режима.
Государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни было иностранное государство или внешняя сила нарушают границы данного государства или заставляют его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, то говорят о нарушении его суверенитета. Понятие “суверенитет” имеет для государства такой же смысл, что и понятие “права и свободы” для человека. Суверенитет государства включает экономические, политические и правовые аспекты.
Экономической основой государственного суверенитета служит владение территорией, определенной собственностью, культурным достоянием и т.п.
Политическая основа суверенитета заключается в существовании стабильного, сложившегося государства, наличии достаточно развитой политической организации власти.
Правовой основой суверенитета являются конституции, законодательство, декларации, общепризнанные принципы международного права, фиксирующие равенство государств, их территориальную целостность, невмешательство во внутренние и внешние дела, право наций на самоопределение.
Выступая признаком государства, суверенитет характеризует его как особый субъект политических отношений, как главный компонент политической системы общества.
40. Государство в политической системе.
Государство является центральным институтом политической системы и обладает сложной институциональной структурой, выполняет специфические функции.
Термин государство трактуется в двух значениях. В широком смысле государство отождествляется по существу с такими понятиями как «страна», «общество». В узком смысле государство понимается как политико-территориальная суверенная организация, особой публичной власти, придающая своим велениям общеобязательное значение в пределах определенной территории. В этом качестве государство играет особую роль в политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость.
Признаки государства:
1. Суверенитет. характеризуется таким базисными признаками, как единство и неделимость территории, неприкосновенность границ и невмешательство во внутренние дела.
2. Принудительность Государство располагает системой органов принуждения, применяемого в соответствии с законом в определенных ситуациях.
3. Всеобщность. Данный признак показывает, что государство включает в сферу своего воздействия всех людей, находящихся на его территории.
Государство выполняет ряд функций, которые отличают его от других полит. Институтов. Традиционно функции государства принято делить на внутренние и внешние. К внутренним функциям относятся:
1. Экономическая функция – выражается в организации и регулировании экономических процессов с помощью налоговой и кредиторной политики, создание стимулов экономического роста.
2. Социальная функция – удовлетворение потребностей людей, предоставление социальных гарантий, страхование и т.д.
3. Правовая функция – обеспечение правопорядка, установление правовых норм, охрана общественного строя.
4. Культурно-воспитательная функция – создание условий для удовлетворения культурных потребностей населения, организация системы образования и приобщения к достижениям мировой культуры.
5. Политическая функция – обеспечение политической стабильности, выработка политического курса и т.д.
Внешние функции делятся на :
1.
Функцию взаимовыгодного сотрудничества с другими государствами
2.
Функцию обороны страны
41. Правовое государство.
Правовое государство — это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного “связывания” государственной власти с помощью права в целях недопущения злоупотреблений.
Прообраз идеи правового государства возник как противоядие от произвола, как реакция на деспотизм, тиранию.
Для правового государства характерны два основных принципа:
1) наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, создание для личности режима правового стимулирования (социальная, содержательная сторона);
2) наиболее последовательное “связывание” государственной власти правом, формирование для государственных структур правового режима ограничения (формально-юридическая сторона).
Идея правового государства есть идея взаимоуправления граж-данского общества и государства, предполагающая разрушение монополии государства на власть с одновременным изменением соотношения свободы государства и общества в пользу последнего и отдельной личности.
42. Социальное государство и политика.
Соц. гос-во (СГ)предполагает наличие в общ-ве условий для норм., цивилизован. ждизни. Основная ф-ция СГ — обеспечение общ-нного блага, общ-нной корысти. СГ — правильное, гуманистическое гос-во людей и для людей. Критерий правильности — степень развития чел-ких контактов, кач-ва общения людей. Процесс становления СГ раскрыл Боббио в работе «Будущая демократия». Он изобразил наличие потребностей у различ. соев населения. и необходимость их реализации. Противник СГ Вебер — ПГ основывается на свободе индивидов, СГ — на уравниловке. ПГ и СГ исключают друг друга. В реальной жизни сущ-ет связь между ПГ и СГ. Соц. демократия — сложная общ-нная система, связывающая воедино гражд. общ-во с характерными ему эл-тами самоуправления с ПГ, в кот. обеспечивается широкое представительство народу в управлении делами общ-ву. Функции СГ — ликвидация соц. пустоты, преодоление отчуждения людей от власти.
43. Гражданское общество, власть и политика. = №25
44. «Общественный договор» в политике.
Одной из фундаментальных политических идей Нового времени была версия о договорном характере государства, пришедшем на смену средневековой теории его божественного происхождения. Экономически господствовавший класс буржуазии стремился отобрать у феодалов и политическую власть. Идеологическим обоснованием правомерности такого шага стала теория «общественного договора».
В ее основе лежит идея о том, что независимый самостоятельный индивид, появившийся благодаря утверждению частной собственности, составляет первооснову социального мироздания. Для реализации своих священных и неотчуждаемых естественных прав и свобод независимые индивиды заключают общественный договор. Этот договор означает переход от естественного состояния общества, когда человек был частью природы и проявлял свои природные страсти (эгоизм, жестокость), к цивилизованному, т.е. к государственно-организованному существованию.
Теорию «общественного договора» развивали английские и французские мыслители:
Томас Гоббс (1588 — 1679)
По его мнению, появлению государства предшествовало так называемое естественное состояние, состояние «войны всех против всех », т.е. абсолютной, ничем неограниченной свободы людей, равных в своих правах и способностях. Для того, чтобы обуздать природные страсти человека, гарантировать общественный порядок и права граждан, люди и заключили общественный договор между собой,взаимно ограничив свою свободу чтобы существовать в состоянии общественного мира. Согласно этому договору они вручили свои права, судьбу и власть главе государства, который в договоре не участвовал и, следовательно, ответственности перед договаривавшимися индивидами не несет. Так возникает государство, власть которого суверенна, т.е. независима ни от каких внешних или внутренних сил. Идеалом государства для Гоббса была абсолютная монархия, неограниченная власть по отношению к обществу.
45. Политические партии и партийные системы.
Формирование:
1) появление аристократических группировок
2) формирований партий как полит клубов
3) образование современных массовых партий
продолжение
--PAGE_BREAK--Партия — от анг слова — часть
Признаки полит партии:
1) партия — это организация, это объединение действует долго, не зависимо от смены лидера
2) наличие местных организаций, которые связаны с центральном
3) цель партии — завоевание и осуществление власти
4) партия борется за народную поддержку (начиная с момента выбора)
5) привлечение в свои ряды активных членов
6) партия является носителем определённой идеологии
Типологии партий. (классификация)
1) кадровые партии (в зависимости от организации), когда избирательное право не было всеобщим.
Главная цель— победа на выборах, путём проведения элит, которые могли воздействовать на избирателей. Главный структурный элемент — комитет. Численность его не велика и постоянное. Он организуется по территориям. В партии такого типа отсутствует членство.
2) массовые партии.
Возникают с введением всеобщего избирательного права. Партии нового типа. Они нацелены на воспитание масс, и формирования новых элит вышедших из народа. Первичная организация строится по территориальному и производственному принципу. Эти партии являются открытыми для общих членов. Они заинтересованы в увеличении своих рядов, так как там существуют членские взносы.
— социалистические
— коммунистические
— фашистские
Последнее десятилетие возникла партия избирателей, которая не отвечает принципам партии. Она своей целью ставит национальные интересы.
По отношение к правящему режиму партии делятся на:
1) правящие
2) оппозиционные
Оппозиционные партии не стремятся изменить К строй и разрушить существующую полит систему.
По характеру их этиологических доктрин:
1) Революционные (радикальные преобразования в обществе)
2) Реформистские (предпочитают осуществлять изменения в обществе реформационным путём)
3) Консервативные(сохранить или по крайней мере не менять существующий порядок)
Партийные системы.
Чем больше неоднородности общества, тем больше полит партий.
Совокупность полит партий, и взаимосвязи между ними составляют партийную систему. Эти системы делятся, как правило, по количественному признаку:
1) однопартийная система (для тоталитарных и авторитарных режимов)
2) двухпартийная система (в обществе может быть множество партий, но лидирующими могут быть только 2 Н: Великобритания и США). В такой системе в основном остаётся стабильный курс. НО изменения возможны, но не столь глобальны.
3) многопартийные системы (более чем 2 партии). Партии вынуждены вступать в различные союзы и блоки, так как 1 партия ничего сама по себе не сумеет. Такие системы характерны для западной Европы. Такие полит системы в наибольшей степени отвечают, полит плюрализма, так как лучше всего отражают интересы общества. Недостатком является то, что каждые партии отвечают только интересы определённого слоя населения. Правительства часто бывает неустойчивым. Наличие многопартийности является непременным признаком развитой демократии.
46. Типология политических партий современности.
Политические партии призваны выражать различные интересы разных категорий людей, слоев, групп, классов общества. Естественно, они весьма многообразны.
Классифицикацию политических партийобычно проводят по следующим критериям:
1) по социальной направленности программы и деятельности:
социал-демократические, либерально-демократические, коммунистические, классовые, националистические, расовые, фашистские, религиозные, государственно-патриотические, народные и т.п.
2) по идейным основаниям их деятельности: доктринальные (сориентированные прежде всего на защиту своей идеологии), прагматические (ориентирующиеся на практическую целесообразность действий) и харизматические (объединяющиеся вокруг конкретного политического лидера);
3) по методам выполнения программы: революционные (стремящиеся к радикальному качественному преобразованию общества) и реформаторские (стремящиеся к улучшению общественной жизни без структурных принципиальных изменений);
4) по характеру политических действий: реакционные, консервативные, умеренные, радикальные, экстремистские;
5) по представительству в высших органах государственной власти и отношению к официальной политике: правящие и оппозиционные (последние по юридическому статусу могут разделяться на легальные, полулегальные и нелегальные);
6) по месту в политическом спектре: левые, центристские и правые;
7) по стилю общения между партийными лидерами и рядовыми членами; демократические и антидемократические;
8) по характеру членства: кадровые (отличающиеся немногочисленностью, свободным членством, организационной рыхлостью) и массовые (стремящиеся вовлечь в свои ряды как можно большее число членов, упрочить связи, укрепить структуру);
9 по организационной структуре: парламентские (где в качестве первичных образований выступают территориальные комитеты), лейбористские (представляющие собой разновидность парламентских партий, допускающих коллективное членство, в том числе и трудовых коллективов) и авангардные (построенные на принципах демократического централизма и территориально-производственного объединения своих членов) и т.п.
47. Основные политические партии и движения в РФ
48. Политические элиты.
Политическая элита
— это привилегированная группа, слой общества, который концентрирует в своих руках государственную власть и занимает властные посты, управляя обществом. В основном это профессиональные политики высокого ранга, наделенные властными функциями и полномочиями. Это также высшие государственные служащие, профессионально подготовленные к участию в разработке и реализации полит программ, в выработке стратегии общественного развития.
По объему властных функций различают: высшую, принимающую наиболее важные для всего государства решения; среднюю, олицетворяющую властные структуры крупных регионов; и низшую, административную, представленную служащими — управленцами.
Роль правящей элиты, как составной части политической элиты, наглядно демонстрируют ее функции, которые зависят от особенностей самой элиты.
Стратегическая— разработка стратегии и тактики развития общества, определение программы действий.
Коммуникативная— предусматривает эффективное выражение в полит программах интересов и потребностей различных соц. групп и слоев населения и реализацию их в практических действиях.
Организаторская— необходимость организовывать массы. Среди потенциальных полит элит наиболее эффективными будут те, кот в большей мере способны обеспечить поддержку своих программ массами.
Интегративнаясостоит в укреплении стабильности общества, устойчивости его полит и эк систем, в недопущении конфликтов, непримиримых антагонизмов, острых противоречий, деформации полит структур.
Для современной политической науки характерно признание элитарности существующего общества. В настоящее время существует большое количество различных теорий, обосновывающих правомерность деления общества на управляющее меньшинство и управляемое большинство.
Макевиалистская школа(Г.Моска, В.Парето)- любому обществу присуща элитарность. В основе этого лежит факт естественных различий людей: физических, психологических, умственных, моральных. Элита характеризуется особыми полит и организаторскими качествами. Массы признают право элиты на власть..
Теория элитной демократии(Р.Даль, С.Липсет) — элита не властвует, а осуществляет руководство массами с их добровольного согласия, посредством свободных выборов.
Ценностные теории(В.Ропке). Элита — это слой общества, наделенный высокими способностями к управлению. Элита есть результат в большей степени естественного отбора лиц с выдающимися качествами и способностями.
Концепции плюрализма элит
(С.Келлер, О.Штаммер, Д.Рисмен). элита множественна. Ни одна входящая в нее группа не способна оказать решающего воздействия на все области жизни одновременно. В условиях демократии власть распределена между различными группами элит, которые оказывают влияние на принятие решений, отстаивая свои интересы. Леволиберальные концепции (Р.Миллс). общество управляется исключительно одной властвующей элитой. Возможности демократических институтов (выборы, референдумы) незначительны.
49. Группы интересов в политике.
Наряду с явными формальными политическими субъектами такими, как государственный аппарат, партии, политические элиты, политические лидеры в политическом процессе участвуют и скрытые, косвенные неформальные субъекты. Эти субъекты получили название «группы давления». Группы давления — это добровольные общественные объединения людей, формирующиеся с целью выражения и отстаивания своих интересов с помощью целенаправленного воздействия на институты публичной власти.
Группы давления известны на протяжении всей политической истории, однако, наибольшего распространения они достигают в условиях рынка и зрелого гражданского общества. Детальная стратификация дает множество заинтересованных групп со своими экономическими, профессиональными и иными запросами, политическим обеспечением которых и занимается каждая группа давления.
Наиболее яркой формой проявления деятельности групп давления является лоббизм, иначе говоря, — кулуары парламента. Политическое значение этот термин приобрел в США, где он означал покупку за деньги голосов, деятельность лиц, оказывающих давление на членов парламента в пользу того или иного политического решения, имеющего важные экономические последствия. Практика лоббизма нередко выражалась в прямом или скрытом подкупе представителей властных структур. В современном мире группы давления имеют самое широкое распространение и оказывают глубокое влияние на все стороны общественной жизни. В политической сфере наиболее сильно ощущается влияние групп давления, объединяющих различные категории и социальные слои населения: союзы предпринимателей, торговцев, фермеров, молодежи, национальных меньшинств, женщин, наемных работников и т. д. Как и массовые партии, массовые группы давления пытаются объединить максимально возможное число членов, так как сила группы принципиально определяется ее численностью. Численность группы в тысячи или даже миллионы людей требует наличия сильной иерархической организации.
Группы давления действуют на двух различных уровнях. С одной стороны, они оказывают прямое давление на правительственные органы — Кабинет министров, членов парламента и высокопоставленных чиновников. С другой стороны, они оказывают непрямое давление на общественность с целью создания общественного мнения.
50. Личность в политике. Политическая социализация.
Факторами политической социализации служат семья, школа, средства массовой информации, участие в деятельности политических организаций и политических событиях. На характер, специфику политической социализации оказывают значительное воздействие региональные и исторические особенности страны. Социализация — процесс избирательный, в ходе него идет освоение норм, ценностей, ориентации, способов участия в осуществлении власти, которые в наибольшей степени соответствуют интересам, психологии, жизненному опыту участников политического процесса.
Политическая социализация осуществляется через исторический опыт. Именно через него проходит накопление ее наиболее устойчивых и действенных элементов. Средством передачи исторического опыта служат традиции — устойчивые, из поколения в поколение передающиеся формы организации политических процессов. Действие традиции находит выражение в определенных стереотипах поведения, воспроизводящихся в самых разнообразных исторических обстоятельствах.
Можно выделить три основных типа отношений человека к политике:
1) состояние приобщения человека к политике, выражающееся в разнообразных формах политически активного поведения и характеризующееся стремлением решить те или иные жизненно важные для него и его общности проблемы через воздействие на систему политической власти;
2) отчуждение, или аномию, характеризующуюся разрывом связей между человеком и политической властью, сосредоточением усилий на реализации частных интересов. Она может быть вызвана как неспособностью повлиять на ход политических событий, так и несогласием с ними, может наступать вследствие добровольного выбора или быть вынужденным состоянием;
3) полное слияние человека и политической структуры, подчинение личной жизни ее потребностям и ритму изменения, растворение индивидуальной жизни в жизни политической. Именно тогда формируется специфический тип авторитарной личности.
личность в политике
Личность в политике — субъект осознанной, целесообразной деятельности, выражающий и реализующий интересы политических сил в единстве с собственными интересами, интегрирующий их в единое целое (государственное, партийное, общественно-политическое, международное и др.).
Личность является основным субъектом политики, поскольку все политические силы, субъекты суть человеческие образования. Личность в политике участвует в решении общих дел, что вызывает у нее ощущение причастности к человеческому роду, его институциональным образованиям. Через самостоятельную сознательную причастность к общему делу личность обретает способность осознать свою уникальность, значимость, неповторимость, ответственность за свои поступки. Поэтому можно отметить, что участие личности в политике есть один из наиболее значимых видов ее деятельности.
Участие личности в политике проявляется во множестве форм и видов: митинг, демонстрация, манифестация и т. п. Высшей формой участия личности в политике является профессиональная политическая деятельность.
51. Политическое участие и его типология.
Термин “политическое участие” активно используется для обозначения разнообразных форм непрофессиональной политической деятельности, когда политически активные люди, непосредственно не связанные с функционированием государственного или правительственного аппарата, стремятся влиять на его работу.
Формы политического участия могут быть самыми разнообразными по направлению, значению и результативности. Так, различают активное, инициативное, пассивное, поддерживающее участие.
Наиболее значимые виды политического участия:
— действия людей в политике, служащие ответом на внешнее воздействие, исходящее от других людей и институтов;
—периодическое участие во всякого рода выборах, политических кампаниях, связанное с делегированием полномочий;
— деятельность в политических организациях, движениях, партиях;
— выполнение политических обязанностей в рамках государственных органов, помощь общественности в реализации их функций
— посещение политических собраний, освоение и передача политической информации, участие в политических дискуссиях;
— прямое действие — непосредственное влияние на функционирование и изменение политических институтов через такие формы политической деятельности, как митинги, и т.д.
— воздействие на ход политических процессов через обращения и письма, встречи с политическими лидерами, представителями государственных и политических организаций и движений.
Весьма продуктивным является использование термина “политическое участие” для характеристики политической активности на уровне конкретного социологического анализа при описании степени вовлеченности личности, социальной группы в активное политическое действие (степень участия).
52. Лидерство в политике. Типология политического лидерства.
Политическое лидерство– это постоянное, приоритетное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, занимающих властные позиции, на все общество или группу.
Феномен лидерства встречается на любом уровне социальной организации общества. Оно существует везде, где есть коллективная деятельность и организация.
1. Теория личностных черт
. Согласно ей природа лидерства объясняется выдающимися качествами отдельных личностей.
2. Факторно-аналитическаятеорияявляется разновидностью теории черт. Ее сторонники различают чисто индивидуальные качества лидера и его черты, связанные с достижением определенных политических целей.
3. Ситуативная теория отстаивает идею зависимости лидерства от определенных социальных условий и ситуаций.
4. Психологическая теория акцентируют внимание на субъективных сторонах лидерства. По мнению Фрейда, в основе лидерства лежит подавленное бессознательное влечение, оно проявляется в стремлении к власти. Личностьстремится избавиться от своих комплексов путем навязывания своей воли другим людям.
5. Интегративная теория учитывает основные стороны лидерства: анализ личности лидера, его происхождение, процесс социализации, способы выдвижения; задачи, которые он должен выполнять; характеристики его последователей; конкретные условия и обстоятельства лидерства и т.п.
Функции лидера– это главные направления его деятельности. Обычно выделяют 6 общих функции:
1.
Программная функция— разработка лидером программы деятельности
2. Диагностическая(аналитическая)
3. Мобилизационная привлечение широких слоев населения для достижения своей личной или общей цели.
4. Коммуникативнаянаправлена на упрочение каналов политической связи с целью убеждения в правильности курса и предотвращения отчуждения граждан от власти
5. Функция социального арбитража и патронажасвязана с защитой прав и свобод граждан, обеспечением законности и порядка.
6. Функциялегитимацииполитического режима — обеспечение поддержки власти на основе личного авторитета лидера.
Типы лидеров
По Веберу. В зависимости от способа легитимации власти:
1. Традиционное.
Авторитет традиционных лидеров основывается на вере в традиции, обычаи. Право на господство лидер получает по наследству.
2. Харизматическое.Основано на вере в исключительные, выдающиеся качества вождя.
3. Рационально-легальноехарактеризуется верой в правомерность порядка избрания лидера. Власть рационально-легального лидера основывается на праве.
Интересна классификация политических лидеров, предложенная Маргарет Херманн. Она выделила четыре собирательных образа лидера:
1.
Знаменосецхарактеризуется привлекательностью, собственным видением действительности, способностью увлечь массы.
2.
Служительявляется выразителем интересов своих последователей. В своей деятельности он ориентируется преимущественно на их мнение.
3.
Торговецхарактеризуется умением привлекательно преподнести свою программу избирателям, «продать» её.
4. Пожарныйотличается способностью быстро решать возникающие перед обществом сложные проблемы.
53. Политические процессы и явления.
Политический процесс определяется как “смена состояний политической системы, ее функционирование в режиме времени” (М.В. Ильин). Этим понятием обозначаются многообразные длящиеся во времени политические события или последовательность сменяющихся политических событий.
Основные виды политических процессов:
— формирование органов политической системы (институализация): в ходе нее создаются ранее не существовавшие политические учреждения и устанавливаются регулируемые специальными нормами отношения между ними;
— воспроизведение компонентов и признаков политической системы в процессе ее функционирования; нетрудно видеть, что политическая жизнь складывается не только из непрерывного обновления, возникновения ранее не существовавших политических отношений и институтов, но и т действий по поддержанию этих отношений в стабильном состоянии, при использовании таких механизмов, как традиции, процедуры, юридические и идеологические предписания;
— принятие и исполнение политических решений, определяющих задачи и способы их решений, осуществляющих выбор средств достижения политических целей, направления политических действий.
Взаимосвязь этих процессов рождает сложное сочетание действий, направленных на обеспечение постоянства, незыблемости политических отношений и их изменения, придания им динамики, обновления.
54. Политический режим. Типология политических режимов.
продолжение
--PAGE_BREAK--