Реферат по предмету "Политология"


Функции и механизмы осуществления политической власти

Содержание
Введение
1. Природа и сущность политическойвласти
2. Виды политической власти
3. Основные черты политической властии принципы ее функционирования
4. Функции и механизмы осуществленияполитической власти
4.1 Функции политической власти
4.2Механизмы осуществления политической власти
Заключение
Списоклитературы

Введение
Власть – одна из основныхкатегорий политической науки. Как социальное явление она носит универсальныйхарактер. В любом, даже самом примитивном обществе можно выделить отношениявластного типа.
Человек,живущий в обществе, постоянно испытывает на себе внешнее воздействиеокружающих. В повседневной жизни такого рода воздействие принято обозначатьсловом «власть». Это может быть власть отца в семье, власть директора школы,власть начальника на предприятии, власть правительства в государстве и т.д.Среди всего многообразия властных отношений между людьми выделяется особая ихразновидность — власть политическая, которая представляет собой мощный источникразвития общества, орудие социальных преобразований и трансформаций. Этообстоятельство уже давно стало причиной пристального внимания мыслителей кзагадкам природы власти, ее месту и роли в жизни человеческого общества,закономерностям ее функционирования.
Политическая властьявляется центральной категорией политологии. По сути дела, все проблемы,изучаемые политической наукой, представляют собой различные аспектыполитической власти, внешнее формообразование, механизмы ее функционирования иразвития.
Для ориентации всовременных политических реалиях необходимо понимание смысла данной категории,причин необходимости политической власти для общества, ее легитимности,ресурсов, выполняемых функций, т.к. понятие политической власти дает ключ кпониманию политических институтов, политических движений и самой политики.Изучение механизмов реализации власти необходимо для осмысления современногосостояния России.

1. Природа и сущностьполитической власти
Столетиями человечествопыталось разгадать таинство политической власти — самой мощной общественнойсилы, способной изменить облик страны, привести в движение широкие социальныеслои, потрясти судьбы человека и мира. Политическая власть является центральнойкатегорией политологии. По сути дела, все проблемы, изучаемые политическойнаукой, представляют собой различные аспекты политической власти, внешнееформообразование, механизмы ее функционирования и развития.
Предваряя разговор ополитической власти, сразу же следует заметить, что власть вообще — однаиз самых спорных и неоднозначных категорий, как политической, так и социально-философскойнауки. Известный американский ученый Т.Парсонс сравнивает место власти ванализе политической системы с тем, какое место занимают деньги в экономическойсистеме. И это так, ибо власть выступает и целью, и средством осуществленияполитики.
Между тем, власть — одно из фундаментальных начал жизни общества и человека. Власть появилась свозникновением человеческого общества и в той или иной форме сопутствует егоразвитию. Она выявляется на всех уровнях социальной иерархии (межличностныеотношения в группах, организациях, институтах). Пространство власти может бытьпредельно малым (личность самого человека, семья) и предельно большим, выходяза рамки государства (власть идеологий, религий, международных органов).Отношения власти имеют универсальный характер, проникают во все сферы жизни идеятельности. Соответственно этому власть делится на экономическую (властьменеджеров и собственников), духовную (власть религиозных иерархов, мистиков,магов), информационную (власть ученых, экспертов, представителей СМИ),административную (власть бюрократов), военную (власть генералитета),политическую.
Прежде, чем выяснить сущностьполитической власти, рассмотрим природу власти как общественного феномена.Это предполагает наличие неких единых родовых начал властных отношений(функция, механизм деятельности, потребность) [6].
Какнеотъемлемая сторона жизни человека власть возникла задолго до появлениягосударства. Она появилась с возникновением человеческого общества на основеестественного неравенства людей и прошла длительный путь развития. Первоначально,около 40 тыс. лет назад, власть начала существовать в догосударственных идополитических формах, выступая основным способом поддержания жизнеспособностичеловеческого сообщества и регулирования взаимоотношений между людьми. Впроцессе эволюции человеческого общества власть приобретала те или иные формы взависимости от различных общественных изменений.
Властьможно определить как отношение между людьми, при котором один из них (субъектвласти), обладающий определенным потенциалом (воля, интеллект, сила, богатство,авторитет, общественное признание и т.д.), в силу того, что он этим обладает,вынуждает другого человека выполнять его желания, которые бы тот никогда невыполнил по своей воле. Таким образом, власть представляет собойспособность индивида или группы людей навязывать свою волю другим людям,распоряжаться ими и управлять их действиями с помощью насильственных илиненасильственных средств и методов [4].
Большинствоученых подчеркивают естественный характер власти. Одни видят это визначальном стремлении человека к власти. Хотя есть люди, которые всегдастремятся к власти, а другие — подчиняться. Большинство людей в одних ситуацияхлегче подчиняются, в других — командуют. Есть тип людей, которые вообще избегаютвластных отношений. Другие исследователи власти отмечают, что она являетсявыражением объективной необходимости в организации, саморегуляции и сохранениицелостности любой социальной системы, так как в ней всегда существуют разныеинтересы. Возникает потребность в соподчинении этих интересов для обеспеченияобщих интересов в социальной общности.
Сущность властныхотношений — отношения субординации, приказа — подчинения. Воля, навязывание воли выступаютв качестве передаточного механизма в осуществлении власти. Использование воликак ключевого понятия в определении власти характерно для немецкой политическойвласти. По классическому определению М.Вебера власть представляет собой «любуювозможность проводить внутри данных общественных отношений собственную волю,даже вопреки сопротивлению, вне зависимости от того, на чем такая возможностьосновывается».
Властные отношения — связь двухсторонняя: изъявлениеволи и повиновения. Власть в наличии, когда сомкнуты обе стороны этихотношений. Подвластный не пассивный объект, он может оказывать обратное влияниена власть. Кроме двух выше названных значений власти (отношения командования — подчинения, волевой элемент) ее осуществление предполагает наличиеопределенного института (учреждения, нормы, роли), способного обеспечитьединство действий и порядок в общественных отношениях [6].
Смомента образования государства, т.е. около 5 тыс. лет назад, власть существуетв политической, публичной форме. Для того чтобы лучше понять природусамого явления политической власти рассмотрим различные подходы к еготолкованию, существующие в современной социально-философской и политическойнауке.
1)Первый из исследуемых нами подходов — сущностный — понимает политическуювласть как сущность, имеющую особую, уникальную природу. Самый яркий примертакого понимания власти — власть монарха в Средние века: она понималась какособый дар (способность), данная ему свыше, при этом, будучи недоступной инепонятной для обычных людей. Подчеркивая наличие у власти особоготаинственного ореола, подобный подход скорее затемняет, нежели раскрывает намее сущность.
2) Телеологическийподход (с точки зрения достижения цели) понимает политическую власть какспособ достичь поставленной цели. Сторонник такого подхода к пониманию природывласти, английский философ Б. Рассел, в частности, указывал: «Власть может бытьопределена как реализация намеченных целей» — иначе говоря, любой человек,достигший поставленной цели, обладает властью. Но, и этот подход являетсянедостаточно основательным, поскольку власть — это не само по себе достижениецели, а то, с помощью чего ее достигают.
3) Психологическийподход исходит из того, что сама власть и властные отношения являютсяестественным порождением человеческой психологии.
В рамкахданного подхода существует сразу несколько точек зрения, представляющихся намзаслуживающими внимания. Так, например, с точки зрения основоположникапсихоанализа 3. Фрейда, само по себе стремление человека к власти — этосублимированное (т.е. преобразованное) сексуальное влечение, при которомэнергия сексуального импульса направляется на другие цели, а конкретно — назавоевание власти.
Один изпоследователей Фрейда, австрийский психиатр А. Адлер (создатель т.н.«индивидуальной психологии», исследующей становление личности человека в процессеего жизни) считал, что причиной стремления человека к власти — подсознательноежелание любого человека компенсировать физическую, духовную или социальнуюнеполноценность (закомплексованность) детских лет. Яркий пример тому — биографии многих диктаторов (Статна, Гитлера, Муссолини и др.), имевших вюности разнообразные комплексы и недостатки (низкое происхождение, малый рост,непривлекательную внешность) и стремившихся затем возместить их, добившисьвласти над людьми.
Следуетотметить, что психологический подход рассматривает хотя и важную, но всего лишьодну сторону этого многообразного явления.
4)Следующий подход — поведенческий — рассматривает власть как такоеотношение между людьми или тип поведения, при котором один человек командует, адругой подчиняется. Определение власти, соответствующее данному подходу, даетизвестный немецкий социолог М. Ведер: «Власть заключается в способностииндивида А добиться от индивида В поступка или воздержания от него, которогодобровольно В не совершил бы и который соответствует воле А».
Этотподход, отмечая важные моменты во властных отношениях (способность одногочеловека добиться подчинения от другого), опускает те условия или ресурсы,которые позволяют имеющему власть добиваться подчинения. По этой причинеприведенное выше определение власти также едва ли может считаться полным иисчерпывающим.
5)Другой значимый подход к пониманию природы власти — коммуникативный — рассматривает ее как своего рода коммуникацию, т.е. общение между людьми спомощью языка, жестов и символов — поскольку считает, что без них невозможнопередать другому человеку приказ и добиться его исполнения. В качествеиллюстрации подобного понимания природы власти французский политолог П. Моррис идр. приводят действия регулировщика на перекрестке: он свистит в свисток, машетжезлом и таким образом управляет движением автомобилей и пешеходов. Но это ещене власть, так как люди подчиняются тому же регулировщику не потому, что онмашет и свистит, а потому, что он обладает определенными предоставленными емугосударством полномочиями (способностью накладывать на нарушителей правилдорожного движения санкции и т.д.). А свисток и жезл в данном случае — неисточник, а лишь средства осуществления власти.
6)Следующий существующий в рамках политической науки подход к пониманию природывласти — системный. Его используют главным образом представители структурно-функционального(Г. Парсонс, Р. Мертон) и «кибернетического» (К. Дойч) направления всоциологии. Рассматривая общество как сложную, состоящую из большого числаразнообразных элементов систему, они выделяют у каждого из них соответствующуюфункцию. С их точки зрения, функция политической власти как ключевого элементаобщественной жизни состоит в поддержании социального порядка — она обязанарегулировать общественную жизнь, разрешать возникающие конфликты и тем самымукреплять целостность общества.
7)Системному подходу к изучению политической власти противостоит негативныйподход, рассматривающий любую и, прежде всего, государственную власть какбезусловное зло для общества. К подобной точке зрения на власть склонялисьполитические мыслители самых разных эпох. Так, например, виднейшие теоретикианархизма (М.П. Бакунин. Ж. Прудон, П.Л. Кропоткин и др.) и современныелеворадикально настроенные французские «новые философы» (Б. Леей, А. Глюксман,Л. Гольдман и др.) всерьез полагали, что само наличие власти в обществе рождаетлишь хаос, насилие и произвол в отношении большинства граждан, ущемляет ихсвободу. Поэтому следует стремиться к освобождению от всякой стоящей надобществом власти, заменяя ее различными формами добровольной кооперации исамоуправления: именно тогда в обществе установится нормальный и естественныйпорядок вещей (можно вспомнить знаменитое: «Анархия (т.е. безвластие исамоуправление) — мать порядка»). Считая во многом справедливыми высказанныевыше замечания об опасности превращения любой власти в деспота, творящегопроизвол, нельзя не отметить содержащуюся в них крайность: на сегодняшний деньтрудно представить себе нормальную организацию и жизнедеятельность любогообщества без наличия институтов власти [1].
Политическаявласть, как и любая другая власть, означает способность и право однихсоциальных субъектов осуществлять свою волю в отношении других, повелевать иуправлять другими, опираясь на силу, авторитет и права. Но вместе с тем онаимеет в отличие от других форм власти свою специфику.
Политическаявласть выделяется из всего многообразия властных отношений своими масштабамиили степенью включенности во властное взаимодействие. Например, властьглавы семейства распространяется только на членов данной семьи, следовательно,властное взаимодействие здесь ограничивается рамками семьи. Пределы властногоотношения между руководителем и подчиненным на предприятии ограничены рамкамиданного предприятия. В отличие от этих видов властных отношений политическиевластные отношения охватывают всех членов общества. Такие масштабы придаютполитической власти публичность, т.е. всеобщность в отличие от личных иличастных отношений власти, которые распространяются лишь на отдельные группы.
Политическая власть существуеттолько в обществе. В родоплеменной общине ее не было, поскольку там властьносила потестарный характер, когда старейшины или вожди исполняли функцииуправления родом или племенем. Политическая власть отличается от потестарнойличностью носителя власти. В общине власть принадлежит людям, выделяющимсясреди соплеменников опытом, житейской мудростью, знанием обычаев и ритуалов, —старейшинам и вождям. В обществе человек может не выделяться своими личнымикачествами, не обладать исключительными способностями, но, занимая высокийстатус в политической иерархии, он получает право повелевать и управлятьдругими людьми. Итак, специфика политической власти в том, что онавсегда носит общественный характер и затрагивает интересы больших групп людей.
Крометого, власть вождя в родоплеменной общине основывалась главным образом на егоавторитете, на сложившейся традиции подчиняться старшим по возрасту. Люди самихранили общинные традиции, обычаи и сурово пресекали любое их нарушение. Вобществе в отличие от общины люди принадлежат к разным социальным группам,поэтому преследуют разные интересы. Здесь уже недостаточно авторитета —необходим особый аппарат принуждения, т.е. система органов, наделенныхправом применять санкции к нарушениям правовых норм, законов, указов ираспоряжений.
Такимобразом, политическая власть — это особый вид властных отношений вобществе, выражающихся в способности тех или иных классов, социальных групп,организаций или отдельных индивидов проводить свою волю по отношению к другимгруппам, отдельным индивидам, осуществлять общие интересы и целинасильственными или ненасильственными средствами. [4].
Суть исоциальную природу политической власти обосновал Макиавелли.Политическаявласть — реальная способность правительства управлять своими подданными, ацель государства, политики — увеличение власти любыми средствами.

2.Виды политической власти
Классификациявласти может производиться по горизонтали и вертикали, а также по отдельнымконкретным признакам. По вертикали — это деление власти между субъектамигосударственного управления, а по горизонтали — это деление ее назаконодательную, исполнительную и судебную. По уровню в политической вертикаливласть принято разделять на центральную, региональную, местную,республиканскую, областную, окружную разновидности. В зависимости от субъектавласть может принимать государственный, партийный, аппаратный вид. Если судитьпо режиму правления, то существуют авторитарная, тоталитарная, демократическая,бюрократическая и другие виды власти.
Авторитаризм— это один из наиболее распространенныхвидов политической власти в истории человеческой цивилизации. Самые древние изизвестных нам государств имели ярко выраженные авторитарные системы власти,основанные на единоличном правлении деспота, царя или фараона.
Главнымотличительным признаком авторитарной власти является монополизация власти и ееперсонификация в лице вождя, который выступает как ее высший символ –единовластие. По своей структуре этот вид власти представляет собойтрадиционную пирамиду, на вершине которой находится лидер — вождь, а внизу —отчужденный от власти народ. При лидере имеется управленческий аппарат —бюрократия. Нижестоящие звенья политического управления полностью зависимы отвышестоящих, при этом обратная связь, т.е. влияние управляемых на управляющих,практически отсутствует.
Авторитарныйвид власти имеет как достоинства, так и недостатки. Его достоинствами являютсяпростота и оперативность управления обществом, благодаря которым он существуетуже тысячелетия. Авторитарная власть позволяет быстро менять политическуюориентацию государства, мобилизовывать имеющиеся ресурсы, проводить в жизньнепопулярные политические решения. В силу этих особенностей авторитарнаясистема власти была характерна для многих государств, проводивших масштабныесоциально-экономические преобразования.
Однакоавторитарная система власти имеет и серьезные недостатки, главный из которых —сильное влияние субъективного фактора. При этом виде власти политика государстваво многом, а иногда и всецело, зависит от личностных качеств его лидера. Крометого, другим серьезным недостатком авторитарной власти является зависимостьлидера от его ближайшего окружения — высшей бюрократии.
И,наконец, еще один недостаток авторитаризма — это постоянная угроза кризисавласти. Поскольку власть независима от народа, ее относительно легко захватитьсилой. Отсюда неизбежность ожесточенной борьбы за власть, частые дворцовыеперевороты, интриги.
Тоталитаризм — крайняя форма авторитаризма. Тоталитаризм характеризуетсяполным подчинением общества, его экономической, социальной и духовной сфержизни интересам правящей элиты, организованной в целостныйвоенно-бюрократический аппарат и возглавляемый вождем. Вождь в данном случаеобладает практически неограниченной властью над обществом. Воплощениемтоталитарной власти выступает политический лидер, из которого государственнаяпропаганда формирует образ пророка, выполняющего великую историческую миссию.Массам людей предлагается слепая вера, бездушное подчинение и полнаясамоотдача, энтузиазм в выполнении указаний вождя.
Демократия традиционно рассматривается как политическая системанародовластия, диаметрально противоположная авторитарной и тоталитарной видамвласти. Демократия понимается как власть большинства, как участие народа вуправлении государством, как контроль за властью, как правовое и социальноегосударство, как защита и гарантии прав человека и прочее. Существует рядпринципов (основных положений), без которых не может быть демократии в любом еепонимании.
Во-первых,это принцип суверенитета народа, суть которого состоит в том, что именно народупринадлежит учредительная, конституционная власть в государстве, что онвыбирает своих представителей в государственные органы и может периодически ихменять.
Во-вторых,принцип равноправия граждан на участие в управлении государством и обществом.Этот принцип дает гражданам возможность избирать и быть избранным в органыгосударственной власти, участвовать в контроле за деятельностью властных органов.
В-третьих,принцип принятия решений большинством и подчинение меньшинства большинству приих реализации.
В-четвертых,принцип выборности основных органов государства. Демократическим можетсчитаться лишь то государство, где лица, осуществляющие верховную власть,избираются, причем избираются на определенный, ограниченный срок.
Основополагающийпринцип демократической власти — политический плюрализм. Его роль заключается втом, что он предотвращает монополизацию власти Выражением политического плюрализмавыступает прежде всего многопартийная система, в рамках которой каждая партияимеет равные права: закон не закрепляет каких-либо преимуществ одной партии наддругими. Каждая партия при этом пользуется общим для всех средством борьбы завласть — механизмом выборов. Принцип многопартийности, в свою очередь,предусматривает наличие оппозиции, которая формируется из партий, проигравшихвыборы и не вошедших в правительство. Существование оппозиции такжеобязательный элемент демократической власти, поскольку легальная оппозиция вусловиях плюрализма наделяется всеми правами и свободами, как и правящеебольшинство. Оппозиция предлагает себя в качестве реальной альтернативыправительству, создавая тем самым возможность ротации — перемены местами междуправительством и оппозицией. И правительство, и оппозиция задействованы вмирном соперничестве за власть, правила и процедуры которого устанавливаютсязаконами.
Демократическийплюрализм характеризуется не только наличием множества разных политических сил,отражающих разнообразные социальные интересы, но и конкурентным характером ихвзаимоотношений. В процессе противоборства различных интересов достигается ихбаланс на основе компромиссов, поиска консенсуса, толерантности, уважения правчеловека.
Наряду смногочисленными достоинствами демократическая система имеет и целый рядсущественных недостатков.
Главныйиз них — недостаточно высокая оперативность управления обществом. Институтывласти, принимая те или иные решения, вынуждены много времени тратить напроведение законодательных актов через парламент, их согласование, утверждениеи т.д. Необходимо также сверять принимаемые политические решения с общественныммнением, с реакцией избирателей. Поэтому демократическая система власти можетэффективно функционировать лишь в обществах с устоявшейся экономикой, вусловиях стабильного социального и политического развития.
Другимнедостатком демократической системы является трудный процесс борьбы спреступностью. В юриспруденции существует убеждение, что чем ниже уровень насилиягосударства по отношению к гражданам, тем выше уровень насилия граждан поотношению друг к другу. И если авторитарные и тоталитарные системы используют вборьбе с преступностью преступные методы и широкомасштабное насилие, тодемократическая система этого себе позволить не может.
Таковыосновные типы политической власти современности. Но следует отметить, что ниодин из рассмотренных выше типов в реальной политике не представлен в чистомвиде: всякий конкретный тип в большей или меньшей степени не совпадает со своимпрототипом, существуют также переходные и смешанные типы [4].

3.Основные черты политической власти и принципы ее функционирования
политическаявласть авторитарный тоталитарный
Основными чертамиполитической властиявляются:
— верховенство,обязательность её решений для всего общества и, соответственно, для всех другихвидов власти. Она может ограничить влияние других форм власти, поставив их вразумные границы, либо вообще устранить их;
— всеобщность, т.е.публичность. Это означает, что политическая власть действует на основе права отимени всего общества и обязательна для всех;
— легальность виспользовании силы и других средств для обеспечения организованного принужденияв пределах страны;
— моноцентричность, т.е.наличие единого общегосударственного центра (системы властных органов) принятиярешений;
— широчайший спектриспользуемых средств для завоевания, удержания и реализации власти(многообразие ресурсов).
Для осуществленияполитической власти необходимо: доминирование властной воли; наличиеособого аппарата управления; монополия на регламентацию жизни общества; правона принуждение в отношении общества и личности; легитимность; суверенитет.
Функционированиеполитической власти осуществляется на базе таких общепризнанных принципов, каклегитимность исуверенитет. Они характеризуют политическую власть сразных сторон:
1) с точки зрениявыделения внутри нее главного звена – государства (государство являетсяцентральным институтом политической власти и имеет право и обязанность говоритьот имени народа и всего организуемого им сообщества);
2) с точки зренияопределения правомерности использования тех или иных средств, включаяпринуждение, при достижении политических целей [7].
Важнейшимпринципом функционирования власти, обеспечивающим ее стабильность, является ее легитимность,которая означает признание массами правомерности данной власти, добровольноеподчинение масс предписаниям существующей политической власти, когдабольшинство граждан без внешнего принуждения исполняют их по своей воле. Этимологическипонятие «легитимность» образовано от латинского термина legalis — законный. Современное понимание легитимности властизаключается в том, что такая власть основана на взаимном согласии управляющих иуправляемых.
При определении сущностилегитимности в политологии различают два подхода: нормативный и функциональный.При нормативном подходе основой легитимности считаются традиции, законы имораль соответствующего общества. Поэтому в данном случае легитимностьопределяется как соответствие политических институтов и отношений определеннымтрадициям, законам и правилам. Функциональный подход рассматривает легитимностькак внутреннее свойство самой власти, выражающееся в ее способности обеспечитьстабильное функционирование политических и социальных институтов и убедитьнаселение в том, что эти институты в наибольшей степени соответствуют состояниюобщества и интересам народа. Иными словами, легитимность здесь определяется какспособность политической власти сформировать стабильную систему государственногоуправления [4].
Многообразие возможностейразличных политических субъектов устанавливать и поддерживать какую-либосистему правления предполагает также соответствующие типы легитимности. Вполитологии вопрос о типах легитимности был разработан немецким социологом М.Вебером, который выделил три типа легитимности: традиционный, харизматический илегально-правовой (рис.3.1).

/>
Рис.3.1 — Типологиялегитимного господства по М. Веберу1
Понятие «легитимность»,введенное в политологию М. Вебером, трактуется как правомочность власти, ееподдержка со стороны общества, проявление лояльности к власти со стороныграждан. Вебер утверждал, что характер легитимности власти (господства)определяет ее природу. Согласно веберовской теории, существуют три типалегитимного господства.
Традиционный тип господства характеризуетсяподчинением общества власти в силу традиций, обычаев и привычки. Основнымиразновидностями традиционного господства ученый считал патриархальную исословную. Патриархализм (существовавший еще в Византии) отличался личнымхарактером господства. Как правило, подданные непосредственно зависели от волисвоего владыки, который осуществлял непосредственный контроль за исполнениемсвоих распоряжений. Однако по мере расширения географического пространства, накоторое распространялась власть, осуществлять личный контроль становилось всесложнее. Поэтому главное лицо было вынуждено назначать своих «наместников»,которые от его имени осуществляли власть на местах. Со временем образовывалосьцелое сословие, главной функцией которого становилось управление. Такая разновидностьгосподства и обозначалась Вебером как сословная.
Харизматический тип господства (от греч. charisma –божественный дар) основывается на вере в необыкновенные качества, свойстваличности. Харизматическое господство возникает в условиях социально-политическогокризиса. Он способствует появлению вождей, идущих навстречу духовнымпотребностям масс, приписывающих вождям необыкновенные свойства. Вождиподобного рода всегда стремятся подорвать основы существующего социальногопорядка и отличаются политическим радикализмом. Вебер рассматривал харизму как«великую революционную силу», способную внести изменения в лишенную динамизмаструктуру общества.
Рационально-легальныйтип господстваосновывается на убеждении в необходимости подчинения принципам правового порядкаи юридическим нормам. В отличие от двух предыдущих типов господства, которыеносили личный характер, легальный тип господства отличаетсядеперсонифицированным характером. В этом случае господства общество и отдельныеиндивиды подчиняются не конкретным лицам, а абстрактным нормам – законам [3].
Легитимность политическойвласти выступает важным фактором политической жизни, поскольку поддержкаобществом власти, демонстрация доверия к ней определяют ее эффективность. Инаоборот, слабое убеждение граждан в законности политической власти составляетодну из причин ее нестабильности. К способам легитимации относятсяубеждение (воздействие на политическое сознание); приобщение (участие вовластвовании, предоставление привилегий); традиционализм (апелляция к стереотипаммышления и поведения; не исключена также и возможность применения силы).

4.Функции и механизмыосуществления политической власти
4.1 Функцииполитической власти
Политическая властьвыполняет ряд важнейших функций в обществе:
1) определяет основныецели развития общества и осуществляет выбор альтернатив общественного развития;
2) обеспечиваетинтеграцию общества, сохранение порядка и целостности;
3) регулирует возникающиев обществе социальные конфликты, осуществляет деятельность, направленную на ихразрешение;
4) осуществляетобязательное для всех распределение наиболее дефицитных ценностей и благ, т. е.определяет порядок доступа к наиболее важным в обществе ресурсам.
Функции политическойвласти изображены на рис.1
/>
Рис.4.1 — Функцииполитической власти1

4.2Механизмы осуществления политической власти
 
В структуре власти всегда выделяют субъект и объект,источники власти, основания власти и ресурсы власти.
В качестве субъектов власти могут выступать государство и егоотдельные институты, политические элиты и лидеры. Объектами власти становятсякак индивиды, так и социальные группы, а также большие массы людей – населениетой или иной территории или целого государства.
Источниками власти могут быть закон, сила, авторитет,престиж, богатство, интерес, тайна, харизма, знания, идеи и т.д.
Основания власти и ресурсы власти понятия близкие, но несовпадающие полностью. Под основаниями власти понимают тот фундамент, накотором базируются источники власти. Ресурсы власти – это конкретные средства,с помощью которых субъект власти воздействует на объект для достижения своихцелей. Известны несколько типологий ресурсов власти. Широко распространенатипология ресурсов, основанная на сферном принципе. Отдельные виды ресурсовклассифицируют по сферам их применения: экономические, социальные,культурно-информационные, правовые, силовые и др. Следовательно, политическаявласть в государстве держится не только принуждением, но и тем, что имеет всвоем распоряжении эти ресурсы [2].
Рассмотримпо порядку содержание этих ресурсов:
а)экономические — способность государственной власти распоряжаться определеннымобъемом материальных благ, осуществляя регулирование экономики иперераспределяя национальный продукт. Экономические ресурсы, прежде всегособственность и деньги, всегда были важнейшими ресурсами любой власти;
б) социальныересурсы власти – это ее способность менять при помощи различных рычагов,включая и экономические, социальный статус индивидов и общественных групп,обеспечивая их поддержку и достигая этим определенных целей.
в)информационные — контроль государственной власти за информацией и средствами еераспространения (напрямую — через цензуру, косвенно — черезфинансирование и предоставление льгот лояльным изданиям):
г)принудительные (силовые) — специальные институты принуждения (полиция, армия,госбезопасность, суды, прокуратура, тюрьма и т.д), а также специальноподготовленные для этого люди и средства (оружие, тюрьмы, электрический стул,гильотина и т.д.);
д) демографические ресурсы – это сами люди, без которых ниодна власть не может обойтись. Примером использования демографических ресурсовявляется подбор и расстановка кадров в разных сферах общественной жизни, в томчисле в структурах власти и управления;
ж) Правовыересурсы – это законы и другие нормативные акты (указы президента, распоряженияправительства т.д.), признаваемые большинством общества, которые используютсявластью в процессе своего функционирования.
В типологии известного политолога А.Этциони правовые нормывместе с ценностными ориентациями, определяющими поведение людей, включены всостав нормативных ресурсов. Наряду с этими ресурсами он выделяет такжеутилитарные и принудительные ресурсы власти. К утилитарным Этциони относитразличные экономические и социальные блага, а к принудительным – штрафныесанкции, используемые властью для достижения своих целей [2].
Взависимости от того, какой из ресурсов субъект использует для воздействия наобъект, выделяют различные виды власти:
1)экономическая власть;
2)социальная власть;
3)информационная власть;
4)принудительная (силовая) власть;
5)правовая власть.
Помимоэтого, в качестве форм осуществления власти, которые она принимает в процессеее реализации, выделяются руководство, управление, координация, организация иконтроль.
Рассмотримподробнее конкретное содержание этих форм:
1)Руководство — деятельность, состоящая в определении общих направленийдеятельности подчиненных определенному лицу (президенту, премьер-министру),институтов и их структурных подразделений, и в побуждении их к этойдеятельности с помощи различных средств (принуждение, стимулирование и т.д.).
2)Управление предполагает деятельность, направленную на решение текущих проблем,относящихся к конкретным сферам общественной жизни (экономика, социальноеобеспечение, культура и др.) с сохранением контроля за общим состоянием дел вэтих сферах.
3)Координация — деятельность специальных учреждений и лиц по обеспечениюсогласованной работы различных институтов и структурных подразделений, входящихв систему власти (чаще всего занимающихся решением какой-то одной определеннойили близких по смыслу проблем).
4)Организация предполагает поддержание иерархического порядка и принуждениевластных учреждений следовать определенным формальным (илиформально-бюрократическим) правилам поведения.
5)Контроль — осуществляемое либо самой руководящей инстанцией (президент,правительство), либо специальными координирующими или контрольными органами(администрация, личные представители, инспектора, эксперты) наблюдение завыполнением подчиненными им институтамии лицами их приказов ираспоряжений.
Вместе стем следует помнить, что вычленение вышеперечисленных форм власти являетсяискусственным, и все они сочетаются и накладываются друг на друга в процессеуправления [1].

Заключение
Таким образом, политическаявласть — это особый вид властных отношений в обществе, выражающихся в реальнойспособности субъектов политики проводить свою волю по отношению к другимсоциальным общностям во имя различных целей (как социально значимых, так иличных).
Она основывается на трехпринципах: принуждение, легитимность и согласие, основным из которых являетсяпринцип легитимности, предполагающий, что власть основывается преимущественнона доверии и поддержке граждан.
Политическая власть нетождественна государственной власти, представляющей собой пусть самую мощную,но, тем не менее, всего лишь одну из ее форм. Политическая власть включаетгосударственную власть, власть органов регионального и местного самоуправления,власть партий, групп давления, политических лидеров. Высшим уровнем, ядромполитической власти является государственная власть.
Политическая власть имеетряд специфических черт: персонально-волевой характер политической власти;существует только в обществе, т.е. она всегда носит общественный характер изатрагивает интересы больших групп людей; выделяется своими масштабами; для неенеобходим особый аппарат принуждения; имея в виду структурные характеристикиполитической власти, следует отметить ее многоуровневый характер, предполагающийвнутреннюю градацию своих институтов, форм организации и сфер применения.
К функциональному свойствуполитической власти следует отнести ее преобразовательное назначение. Это самоемощное орудие социальных трансформаций, содержащее возможность противостоянияразличным видам сопротивления, противоположному влиянию объективных факторов,социокультурной среде. Именно поэтому политическая власть может не толькообъединять, но и дезинтегрировать общество [5].

Списоклитературы
1. Политология: Учебное пособие. / С.В.Бирюков,С.В.Ивлев и [др.]; под ред. Бирюкова С.В. — Томск: Томский межвузовский центрдистанционного образования, 2004. — 228 с.
2. Политология. Учебник / В.А.Ачкасов, В.А. Ачкасова, В.А. Гуторов и [др.]; под ред. Ачкасова В.А, ГутороваВ.А.- СПб., 2006 – 692 с.
3. Тургаев, А. С. Политология всхемах и комментариях / А. С. Тургаев, А. Е. Хренов. – СПб.: Издательство:Питер, 2005. – 304 с.
4. Садохин, А.П. Конспект лекций:учебное пособие / А.П. Садохин.- М.: ЭКСМО, 2008.-208 с.
5.Соловьев, А.И. Власть вполитическом измерении / А.И. Соловьев // Вестник МГУ, Серия 12, «Политическиенауки». — 1997.- №6.- С.12-15
6. Власть как общественный феномен.Основные черты политической власти.- Режим доступа: www.knowed.ru
7. Учебные материалы по курсуполитологии. – Режим доступа: kulturoznanie.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.