Контрольнаяработа по политологии
«Типологиясовременных политических систем»
Содержание
Введение
1. Политическая система общества. Понятие
1.1. Структура политических систем
1.2 Функции политической системы.
2. Типология современных политических систем
3. Политическая система Российского общества.
Заключение
Список литературы
Введение
В последние десятилетиямир стал свидетелем впечатляющих изменений. Многое, из того, что устоялось вжизни целых поколений, пришло в движение — экономический уклад, идеология,политические отношения, государство, право. Задаются новые параметры мировогообщественного устройства, и новой России предстоит найти в нем свое место.
В последние годыроссийское общество претерпело значительные изменения, которые следуетрассматривать в контексте общемировых тенденций. Страна находится в кардинальноновой политической, социально-экономической и духовно-нравственной ситуации.
Россия ищет себя: свойновый экономический уклад, новые социальные отношения, полноту своего духовногомира и государственности. Центральное место в переменах, происходящих сегодня вРоссии, принадлежит отечественной политической системе.
Бурная ломка политическихструктур, радикальные социальные сдвиги, формирование нового политическогосознания и политической культуры народов России, становление новых политическихотношений — все это наиболее впечатляющие особенности современногополитического процесса, не имеющего в сущности прецедентов в истории.
Современная политическаясистема России — сложнейший комплекс элементов, структур, норм, традиций,образов национально-историческом, социально-психологической природы, В широкомзначении — это целый мир, имеющий свою жизненную организацию, источники,архетипы и будущее. Сложившаяся система есть одновременно и причудливоесмешение противоположных идей, эпох, тенденций, разновременных иразнохарактерных реформ и изменений, противоречиво соседствующих друг с другомв одних и тех же актах и институтах и совокупный эффект которых во многомпридает ей своеобразный колорит и в то же время лишает ее логическойсвязанности и культурной концептуальности.
1. Политическаясистема общества. Понятие
Политическая системаобщества — целостная,упорядоченная совокупность политических институтов, политических ролей,отношений, процессов, принципов политической организации общества, подчиненныхкодексу политических, социальных, юридических, идеологических, культурных норм,историческим традициям и установкам политического режима конкретного общества.
Политическая системавключает организацию политической власти, отношения между обществом игосударством, характеризует протекание политических процессов, включающих институциализациювласти, состояние политической деятельности, уровень политического творчества вобществе, характер политического участия, не институциональных политическихотношений.
Политическая системапредставляет собой одну из частей или подсистем совокупной общественнойсистемы. Она взаимодействует с другими ее подсистемами: социальной,экономической, идеологической, этической, правовой, культурной образующими ееобщественное окружение, ее общественные ресурсы наряду с ее природным окружениеми природными ресурсами (демографическими, пространственно-территориальными), атакже внешнеполитическим оружием. Центральное положение политической системы вэтой структуре ее внешнего и внутреннего окружения определяется ведущейорганизационной и регулятивно-контрольной ролью самой политики.
Политическая системаобщества определяется его классовой природой, социальным строем, формойправления (парламентского, президентского и т.п.), типом государства (монархия,республика), характером политического режима (демократического, тоталитарного,деспотического и др.), социально-политических отношений (стабильных или нет,умеренно или остроконфликтных либо консенсусных и т.п.), политико-правовогостатуса государства (конституционного, развитыми или не развитыми правовымиструктурами), характером политико-идеологических и культурных отношений вобществе (сравнительно открытых либо закрытых), историческим типомгосударственности (нейтралистским, с иерархическими бюрократическимиструктурами и т.п.), исторической и национальной традицией уклада политическойжизни (политически активным или пассивным населением, с кровнородственными связямиили без них, с развитыми или не развитыми гражданскими отношениями и т.д.).
Политическая система,управляющая обществом, не должна доминировать в нем за счет подавления иослабления других систем (деспотический и тоталитарный тип политическойсистемы) и быть достаточно жизнеспособной, чтобы не входить в длительныекризисные состояния, которые нарушают функционирование других систем общества.
Политическая системасуществует в политическом пространстве общества, которое имеет территориальноеизмерение и функциональное, определяемое сферой действия политической системы иее составных частей на разных уровнях политической организации общества. В этомсмысле будут различаться пространства влияния тех или иных ассоциаций (партий,общественных организаций), действия политических институтов, границполитического и экономического управления, сферы политической жизни общества иличной жизни человека и т.д… Определение границ различного рода функциональныхпространств политической системы — ответственный и сложный политико-правовой икультурный процесс. Он формализуется, юридически фиксируется, эта фиксациясоставляет одну из задач демократического процесса, определяющего прерогативывласти, партий, органов управления и др. элементов политической системы, атакже отношений между ними, включая такие существенные взаимодействия, каксогласование управления и самоуправления, пространства централизованнойконцентрированной власти и децентрализованной и т.д.
1.1 Структураполитических систем
Современным политическим системам присуща структурная дифференциация- относительно высокая степень расслоения между структурами по функциональномупризнаку, т.е. имеются и законодательные собрания, и административные иисполнительные органы, и судебные институты, и политические партии, и группыинтересов, и органы информации, причем каждая структура должна выполнятькакую-то функцию. Однако для примитивных, или традиционных, структур характерноотсутствие такой дифференциации: специализированные структуры там выполняют иполитические функции; многие функции выполняются одними и теми же органами.
Сильная структурная дифференциация необходима политическойсистеме, чтобы своевременно реагировать на новые требования, обращенные к нейизвне или изнутри, а также, чтобы удовлетворять новые потребности.
Рассмотрим структуруполитической системы — атрибут всех реально существующих объектов и систем.Под структурой понимается строение и внутренняя организация системы,выступающая как единство устойчивых взаимосвязей между ее элементами.Структурные изменения в системе вызывают изменения свойств самих элементов,которые подчиняются общим законам развития системы как целого.
Выделяются четыре главные группы элементовполитической системы:
1. политическаяорганизация;/>
2. политическиеотношения;/>
3. политические и правовыенормы;
4. политическоесознание и политическая культура.
Главныеэлементы политической системы общества и механизмих функционирования отражаются в конституции государствазаконодательстве, которые регулируют принципы, формировали деятельность органов государственной власти, праваи обязанности государственных, партийных,хозяйственных и общественных организаций.
Наиболееактивной и динамичной частью политической системыобщества является его политическая организация. Любой вид политической деятельности осуществляетсяв организованных формах — через совместные действия, подчиненные единой цеди и регулирующиеся определенными правилами, нормами,принятыми данной общности. Именно благодаря организации осуществляет перевод идеологической или моральной силыв материальную, к становятся правилами поведения.Организация в следствие «выступает важнейшим средствомформирования единой воли.
Политическая системаструктурна, т.е. включает части или подсистемы разной сложности, их элементы иотношения между ними. Политическая система складывается из подсистем трехуровней власти и политических отношений: двух институциональных — высшего иливерхнего (мегоуровень), среднего или промежуточного (мезоуровень), и неинституционального- нижнего, массового (микроуровень). В свою очередь, они делятся напараллельные, обычно конкурирующие структуры (на тех же уровнях): легальные итеневые. Внутри этих структур политическая система включает деление на субъектыполитических отношений (руководителей, правящих) и носителей власти,исполнителей, рядовых членов массовых ассоциаций, их социальной базы.
Таким образом, наинституциональном макросистемном уровне политическая система включаетцентральный аппарат государственной власти (разделенной в демократическомобществе и в правовом государстве на законодательную, исполнительную исудебную). Вид политической системы зависит от типа общества и правления:приоритет власти главы правительства, т.е. приоритет исполнительной власти),президента (вплоть до так называемой президентской формы правления, допускающейвременное или длительное совмещение функций разделенных властей), монарха,парламента (если он наделен прерогативами контроля и исполнительной власти),правящей партии, верховного или конституционного суда; при приоритете права изакона).
Особую арбитражную рольиграет общественный контроль государственной власти. Он организуется на разныхуровнях – (макро- и мезо-) и многими средствами: массовой информации (которуюсейчас нередко считают четвертой, информационной властью), ассоциациями(партиями, профсоюзами, массовыми организациями — экологическими, антивоеннымиили военными, промышленными, культурными и пр.) массовыми движениями(забастовочными и др.), народными обществами (ветеранскими, молодежными,женскими, творческими организациями и т.п.). Непосредственно в макросистемувходят разные формы политической оппозиции (парламентской, партийной).
На том же уровнерасполагаются теневые, скрытые политические структуры и функции макровласти:скрытые действия легальных учреждений высших рангов (государственных,партийных), секретные документы, распоряжения, приказы и т.п. акты(государственные и пр. секреты и тайны), скрытый смысл открытых политическихдействий (интрига, игра), политических текстов (докладов, речей, бесед и т.п.),негласные функции и неявная роль различных официальных лидеров и центральных органоввласти и управления, руководства учреждениями, партиями, армией, руководствапромышленностью и др., официальные и легально существующие учреждения ссекретными функциями (органы безопасности) и полностью законспирированныеучреждения; разведки или контрразведки и т.п.).
Другой ряд легальносуществующих, во всяком случае, неконспиративных, сообществ, примыкающих кмакроуровню политической системы или неофициально и неформально входящих внего, образуют различного рода элиты и элитарные содружества (клубы,парламентские Фракции, товарищеские группы и т.п.), группы давления(парламентские лобби, близкое окружение государственной администрации, мозговыецентры при руководителях государства и партий.
Аналогична по своемустроению средняя (мезо-) структура политической системы. Она образованааппаратами управления, органами выборной и назначаемой власти, которыенепосредственно слиты со структурами макроуровня, но составляют его периферию.Они расположены в политическом пространстве между высшими эшелонами государственнойвласти и обществом, которое они связывают с государством. Это так называемыеаппараты и органы, региональная и муниципальная администрация, Советы разныхрангов, иерархия партийных, профсоюзных и других ассоциативных структур(обществ, союзов), крупные предприятия, лидеры экономики, органы правосудия иорганы порядка, другие учреждения, через которые осуществляется политическаясоциализация (школа, театр, армия).
Структуры среднего уровняслужат связующим звеном между макроструктурами политической системы иобществом, организуют их отношения, передают импульсы государственных центроввласти обществу и его ответные реакции — инициаторам политики. В организацииосуществления политического процесса мезоуровень политической системы играетключевую роль. На этом уровне формируются наиболее влиятельные бюрократическиеаппараты управления и самые массовые параллельные (теневые) структуры. Кскрытым функциям легальных государственных, партийных, административныхучреждений на этом уровне при определенных условиях (экономические трудности,неразвитые гражданские отношения, идеологические и политические конфликты ит.п.) добавляются особенно распространенные конфликты аппаратов и их лидеров,групповщина, земляческие и кровно родственные связи, противоправная активностьи коррупция официальных лиц и властей. На этом же уровне формируются нелегальные(теневые) структуры неполитического характера (параллельная экономика, черныйрынок, организация преступного мира, мафии и мафиозные корпорации разногорода), которые имеют тенденции смыкаться с легальными структурами и могутоказывать на них серьезное влияние.
Микроуровень политическойсистемы образуется массовым участием общественных групп, классов и слоев,граждан общества в политической жизни:
членством в массовыхполитических или неполитических, но влиятельных организациях, участием вмассовых политических акциях поддержки власти или протеста, в социальномконтроле политики, в ответственных процессах ее демократической организации(выборах, референдумах и т.д.). На микроуровне сформируются политическиенародные движения, зарождаются политические группировки и партии, формируетсяобщественное мнение, складывается политическая культура общества — важнаясоставная часть и характеристика политической системы.
Пространствомикроструктур отнюдь не ограничивается неким нижним, массовым уровнем. В немрасположено все, в принципе, общество и все его граждане, с их политическимивзглядами, формами участия в совместной политической жизни, хотя политическиероли организационно и функционально их разделяют по разным уровням.Политическая система сформирована по принципу пирамидальной иерархии: смассовой социальной базой в основе, вершиной государственной власти в высшем ееэшелоне. Таким же образом построены и ее подсистемы, имеющие вертикальныеструктуры (от массовой базы — к руководящим учреждениям: партии, крупныеобщественные организации, союзы, и пр.).
1.2Функции политической системы
Все социальные системы имеют четыре общих основных функции:
— система должна соответствовать своей «модели»,особенно в аспекте управления и контроля над обществом;
— она должна адаптировать и регулировать свои отношения свнешней средой и другими системами;
— она должна интегрировать свои функции и задачи, т. е.определять отношение между составляющими ее элементами;
— система, имея конкретные цели, должна делать все длядостижения этих целей, а именно: формулировать их, осуществлять соответствующиемеры, ориентировать на них население.
В связи с этим основными функциями политической системы какцелого являются следующие:
— определение целей и задач общества, выработка программдеятельности в соответствии с интересами граждан страны. Цели могут быть:ближайшими, промежуточными и конечными; экономическими, социальными,политическими, идеологическими.
— мобилизация ресурсов и организация деятельности общества наосуществление целей и задач;
— укрепление единства общества;
— распределение ценностей в соответствии с интересами всегообщества и отдельных социальных групп, наций, каждого человека;
— урегулирование конфликтов.
Функционирование политической системы затрагивает такжевопросы: кто должен управлять, каким должно быть управление, каковы законныепределы государственных усилий.
В связи с этим оценка политической системы должна проводитьсяс учетом законных границ деятельности правительства, т. е. с учетом его задач,функций, государственного интереса, ценностей, создаваемых правительством, имоделей их распределения.
Ведя речь о возможностях политической системы, вряд ли можнообойти вопрос о ее способности к выживанию. Развитая политическая система можетобеспечить свое выживание тем, что способствует распространению позиций,благоприятствующих сохранению системы, через структуры политическойсоциализации (семья, школа, вуз, церковь, армия).
Таким образом, политическаясистема — это сложное образование, система особого рода, имеющая кактерриториальную, так и этническую базу. Она состоит из сил, процессов,институтов общества, которые генерируют «входящие» эффективныеимпульсы требований и поддержки, а также сопутствующие им политическоесотрудничество или противоречия, которые вовлекаются в разрешение конфликтов ив последующую разработку авторитетных политических решений.
Политическая система общества состоит извзаимосвязанных подсистем:
Институциональная подсистема.Центральное место в ней принадлежит государству. Концентрируя в своих рукахбольшинство ресурсов и, обладая монополией на законное насилие государствообладает наибольшими возможностями в воздействия на различные стороны общественнойжизни, в свою очередь на государство могут воздействовать различные партии иСМИ.
Нормативная подсистема. Через нееполитическая система оказывает влияние на деятельность институтов и поведениеграждан.
Функциональная подсистема. Онасоставляет основу политического режима, деятельность которого направлена назащиту существующего механизма осуществления власти.
Коммуникативная подсистема. Онавключает формы взаимодействия как внутри системы, так и взаимодействие сдругими политическими системами.
Культурная подсистема. Составляетоснову традиций и устойчивых представлений в обществе, а также характер испособ мышления.
2.Типология современных политических систем
В политологическойлитературе существуют различные подходы к определению типов политическихсистем. Рассмотрим пять основных типов политических систем в обобщенном виде:
1. Рабовладельческая,феодальная, капиталистическая, социалистическая система с капиталистической илисоциалистической ориентацией, основой типологизации являются общественно-экономическиеформации, авторами концепций являются Маркс, Энгельс, Ленин.
2. Демократическая,авторитарная, тоталитарная, основой типологизации выступает степеньдемократичности власти и наличие механизмов разрешения противоречий, авторомявляется Роберт Даль.
3. Англо-американская,Европейская континентальная, доиндустриальная, тоталитарная, основойтипологизации является политическая культура (однородная или разнородная),автор Габриэль Алмонд.
4.Административно-командная, соревновательная, социопримирительная, основойтипологизации выступают способы управления обществом, автор В. Е. Чиркин.
5. Этакратическая,демократическая, где основой типологизации является место и роль государства вполитической системе, авторы: В. В. Радаев, О. Н. Шкартан.
Из изложенного вышевидно, что политические системы можно исследовать с разных позиций.Типологизация политических систем несет на себе методологическую и прикладнуюнагрузку. Так, первая теория утверждает, что политические системы существуют ифункционируют лишь в рамках классового общества, а с отмиранием классов теряютполитический характер. Если вторая часть этой теории сегодня полностьюотвергается, то первая остается в силе. Однако предпочтение классовому подходу,при анализе современной политической системы, существенно ограничиваетпредставления о ней в целом, так как в политической системе, наряду склассовыми признаками и чертами, отражаются также межклассовые, общесоциальные,национальные, групповые и общечеловеческие.
Основное различие между политическими системами заключается втом, как распределяется политическая власть в процессе управления: рассредоточенали она между несколькими самостоятельными субъектами власти или концентрируетсяв руках одного субъекта (и монополизируется им), будь то отдельный человек(«диктатор»), законодательное собрание, комитет, хунта или партия.Если политическая власть разделена и рассредоточена, то политическая системаклассифицируется как конституционная или демократическая. Если же властьсосредоточена в руках одного субъекта, то система классифицируется какавтократическая.
В отечественной философской и политической литературедлительное время считалось, что критерием, в соответствии с которым следуетклассифицировать типы политических систем, является общественно-экономическаяформация, экономический базис общества. Соответственно с этим критериемвыделялись: рабовладельческая, феодальная, буржуазная и социалистическаяполитические системы. Алмонд и Пауэлл предлагают классифицировать политическиесистемы по трем группам, в зависимости от степени их культурной дифференциациии культурной секуляризованности. Это: примитивные, традиционные и современныеполитические системы.
Примитивные системы обладают минимум структурной дифференциации,национальное целое для них остается без внимания; преобладает «приходскаякультура».
Традиционные системы имеют развитую дифференцированную политическуюструктуру и в плане политических позиций характеризуются «культуройподчинения». Люди знают, что существуют политические институты, нормы,традиции и т.п. Но для них политическая система существует как бы рядом, онаостается вне их; они ждут от нее услуг, не мысля себе, что могут приниматьучастие в ее акциях. Традиционные структуры подразделяются на патримониальные(политические элиты, королевская семья), централизованные бюрократические ифеодальные политические системы.
Современные системы знаменуют собой дальнейший прогресс и вструктурном, и в культурном плане. Они обладают и развитыми политическимиструктурами, и политическими инфраструктурами. При такой системе функционируетуже не «культура подчинения», а «культура участия».Граждане из «подданных» становятся «участниками». Раньшеони были жертвами решений, поступавших на «выход» системы, сегодняони активные участники, вовлеченные в процесс артикуляции, агрегированиятребований и принятия решений. Граждане уже могут влиять на политическуюсистему посредством выборов, демонстраций, митингов, они способны тем самымнаправлять и поправлять ее действия. Современные системы подразделяются насекуляризованные города-государства и на мобилизационные системы. Сюдаотносятся: демократические системы, авторитарные системы.
Французский политолог Ж. Блондэль различает политическиесистемы по содержанию и формам управления. Он выделяет пять основных типов:
1) либеральные демократии с опорой на либерализм в принятиигосударственных решений;
2) коммунистические системы с приоритетом равенствасоциальных благ и пренебрежением к либеральным средствам его достижения;
3) традиционные политические системы, управляемые олигархиямис весьма неравномерным распределением социальных и экономических благ;
4) становящиеся политические системы в развивающихся странахс авторитарными средствами управления;
5) авторитарно-консервативные системы, цель которых — сохранение социального и экономического неравенства, но более действеннымисредствами.
Большинство западных политологов выделяют следующие типы политическихсистем.
Политические системы англо-американского типа. Онихарактеризуются секуляризованной политической культурой, опирающейся на рациональныйрасчет, терпимость и толерантность граждан и политической элиты. Системы этоготипа стабильны, эффективны, способны к саморегулированию. Здесь оптимальнореализуется принцип разделения власти на законодательную, исполнительную,судебную и четко определены их функции.
Политические системы тоталитарного типа. Власть сосредоточенав руках немногочисленной политической номенклатуры (бюрократии). Средствамассовой информации находятся под контролем государства. В обществе, какправило, разрешена деятельность только одной партии, которая контролируетдеятельность всех элементов политической системы. Господствует идеологияправящей партии. Чрезмерно расширены функции репрессивных органов. Политическаяактивность носит разрушительный и принудительный характер.
Континентально-европейские системы. Имеются в виду системы,сложившиеся во Франции, Германии, Италии. Для них характерно взаимодействиестарых и новых культур, политических традиций и форм политической деятельности,партии и общественно-политические объединения свободно функционируют в границахсуществующих конституционных норм, представительная и исполнительная ветвивласти осуществляют свою деятельность на основе определенных закономрегламентов и процедур.
Классификация политических систем необходима, так какполитическая наука изучает не одну систему, а проводит сравнительныйполитический анализ нескольких систем, выявляет общее и особенное в ихструктуре, функциях и механизмах функционирования.
Доиндустриальныеи частично индустриальные политические системы имеют смешанную политическуюкультуру. Трудности коммуникации и координации, резко расходящиеся политическиеориентации, слабая степень диверсификации ролей всех звеньев системы порождаютнеобходимость в применении насилия.
Достаточнораспространено деление систем на тоталитарные, автократические идемократические. Критерием их разграничения служит политический режим каксовокупность средств и методов осуществления политической власти на основехарактера и способа взаимоотношения власти, общества (народа) и личности(граждан).
Понятые«тоталитаризм» происходит от латинского слова «totalis» (весь – полный- целый) и означает стремление власти контролировать все сферы общественнойжизни и личную жизнь граждан.
Характерныечерты тоталитаризма:
1. Всеобщаяполитизация и идеологизация общества. Законодательная, исполнительная исудебная системы контролируются из одного центра — политического иидеологического института — партии.
2. Политическиесвободы и права граждан зафиксированы формально, но реально отсутствуют. Законызащищают только интересы государства. Действует принцип «запрещено все, что неприказано».
3. Легальнаяполитическая оппозиция отсутствует. Оппозиционные взгляды проявляютсяпреимущественно в форме диссидентства.
4. В странепризнается право на существование только одной правящей партии. Подавляютсявсякие попытки создания альтернативных политических и общественных объединений.
5. Существуетстрогая цензура над всеми средствами массовой информации, запрещено критиковатьпредставителей власти.
6. Полиция,армия, спецслужбы наряду с функциями обеспечения правопорядка выполняют функциикарательных органов государства и выступают в качестве инструмента массовыхрепрессий.
7. В обществефункционирует только официальная идеология, жестокому преследованиюподвергаются все иные идейные течения.
8. Властьдержится преимущественно на насилии. Вместе с тем правящая партия прилагаетбольшие усилия для внедрения государственной идеологии. Это обеспечивает поддержкувласти со стороны абсолютного большинства населения. Религия и церковьформально отделены от государства, но находятся под его жестким контролем.
9. Экономиканаходится под жестким контролем государственных органов.
10. Несмотря нажесткий контроль, государством всех сфер общественной жизни в обществе развитовзяточничество и коррупция. Люди живут по нормам двойной морали: «говорим одно,думаем по-другому».
11. Свойственныунитарные формы государства с жесткой централизацией власти.
12. Формальноправа национальных меньшинств провозглашены, на деле существенно ограничены.
Авторитаризмпо своим характерным чертам занимает промежуточное положение междутоталитаризмом и демократией.
Характерныечерты авторитаризма:
1. Наиболеевлиятельная политическая сила общества — правящая группировка (доминирующая), вее руках прежде всего исполнительная власть, чьи полномочия при авторитаризмепревосходят законодательную власть. Полномочия парламента ограничены.
2. Политическиеправа и свободы граждан в значительной степени ограничены. Законыпреимущественно на стороне государства, а не личности. Действует принцип: «все,что не разрешено — запрещено».
3. Государствоедва терпит легальную оппозицию и всемерно старается сузить возможность для еедействия. Зачастую оппозиция ставится в такие условия, что ее деятельностьстановится невозможной.
4. В стране можетбыть несколько партий, но они, скорее всего, карликовые и играют несущественнуюроль, это в лучшем случае. В худшем случае, все партии, кроме правящей,запрещены и преследуются законом. В некоторых странах политические партииотсутствуют вовсе.
5. Существуетцензура над всеми средствами массовой информации, которым разрешено критиковатьотдельные недостатки государственной политики, но в целом, сохраняетсялояльность по отношению к правящей системе.
6. Полиция,армия, спецслужбы выполняют функции не только обеспечения правопорядка, но ифункции карательных органов государства. Они на страже правящего режима и частоиспользуются на подавлении общественных сил,выступающих против властей. Но эти силы не проводят массовых репрессий.
7. В обществедоминирует официальная идеология, но допускаются и другие идейные течения,более или менее лояльно относящиеся к правящему режиму, но занимающие ряд самостоятельных позиций. Церковь формально отделена от государства,но фактически находится под контролем государства и в целом поддерживаетправящие классы.
8. Устойчиваяподдержка власти в обществе, которая основана не только на насилии, ион наразделяемой многими официальной идеологии. Большинство общества настроено кстране патриотично и в целом поддерживает правление. Меньшинство же выступаетпротив авторитаризма и борется за переход к демократии. Гражданское обществоможет существовать, но сильно зависит от государства.
9. Обширныйгосударственный сектор достаточно жестко регулируется государством. Многиеавторитарные режимы вполне уживаются со свободным частным предпринимательствоми рыночной экономикой, при этом экономика может быть как высокоэффективна, таки малоэффективна.
10. При полнойрегламентации всех сфер общественной жизни в обществе может процветатьбесхозяйственность, коррупция, кумовство при разделе официальных должностей.Нормы морали носят преимущественно консервативный характер.
11.Свойственныунитарные формы государства с жесткой централизацией власти.
12. Праванациональных меньшинств существенно урезаются, ограничиваются.
Демократическая.Характерные черты:
1.Властьразделена на независимые друг от друга исполнительную и законодательную исудебные власти. Верховный законодательный орган — парламент. Исполнительнаявысшая власть действует в пределах своих прерогатив. Судебная власть имеетполномочия отменить как решения законодательной, так и исполнительной власти.
2.Граждане обладают большим объемом прав и свобод, которыене только провозглашаются, но и юридически закреплены за ними. Законзакрепляет, прежде всего, права личности. Главный принцип: «все, что незапрещено — разрешено».
3. Легальнаяоппозиция пользуется всеми политическими правами и свободами, как и находящеесяу власти большинство. В демократическом обществе оппозиция являетсянеотъемлемым элементом политического процесса.
4. Функционируетмногопартийная система, при которой одна партия может сменить у власти другуюна законных основаниях в результате выборов.
5. Средствамассовой информации полностью свободны от цензуры и могут не только критиковатьвласти на законных основаниях, но и существующую форму государственногоправления, не призы-при этом к его насильственному свержению, что в условияхдемократии запрещено законом.
6. Армия испецслужбы — важные опоры государства, выполняют функции, обеспечивающиевнутреннюю и внешнюю безопасности государства иобщества. Их действия регулируются и ограничены законом. Основные функции поподдержанию правопорядка принадлежат не армии и спецслужбам, а полиции и судам.
7. В обществе отсутствуеткакая-то одна официальная идеология. В условиях плюрализма многие идейныетечения противостоят друг другу; сохраняются общенациональные мировоззренческие ценности. Церковь отделена отгосударства, и государство не вмешивается в дела церкви. Государственная власть носит светскийхарактер.
8. Гражданеоткрыто и свободно выражают мысли и позиции. при всей критике действий властейбольшинство общества сознательнои убежденно поддерживает демократические ценности. Возможен время от времени раскол общества на остро противостоящие друг другу политические силыГражданское общество является совокупностьюобщественных отношений, при которых общественныесилы ведут общественную деятельность независимо от государства,и в тоже время тесно сотрудничают с ним.
9. Наряду сгосударственной существуют и другие формы собственности, но частный сектор является ведущей силой экономики. Частное предпринимательство ограничено государственнымрегулированием, носящим не прямой, а опосредованныйхарактер. Экономика может быть каквысокоэффективна, так и малоэффективна.
10. Вдемократическом обществе могут происходить многие негативныеявления, и в то же время дисциплина основывается преимущественнона личном интересе, а не на принуждении со стороны властей. Вдемократической обществе терпимо относятся к различным нормам морали. Демократии часто может сопутствовать высокий уровеньпреступности
11. Унитарные ифедеративные (конфедеративные) формы власти. Однако при унитарной формегосударственного устройства в условиях демократии власть на местах имеетбольшие полномочия.
12. Праванациональных меньшинств соблюдаются, как правило, в полном объеме.
Крометого, современные политические системы на основе характеристики деятельности ихполитических структур делятся на западные и незападные. В первой существуютнесколько дифференцированных структур со специализированными функциями,например, группы интересов, политические партии, законодательные,исполнительные, судебные и иные структуры. Политическая система, в которой структурами,формирующими господствующие интересы, являются политические партии, болеедифференцирована, чем та политическая система, где эти интересы не расчленяютсяникакой единой социализированной структурой. Иными словами западныеполитические системы наиболее современны. Обычно в их число включаютсяпарламентская и президентская форма демократии, а также смешанная швейцарскаяполитическая система. Все авторитарные или диктаторские формы государственногоуправления с одной политической партией и наличием всех прочих традиционныхформ власти могут быть отнесены к незападным политическим системам.
Взависимости от ориентации на стабильность или перемены политические системыподразделяются на:
а)консервативные; главная цель — сохранять и поддерживать традиционные структуры,положение, сложившееся в политической, экономической и культурной сферах, иособенно форму политической власти;
б)трансформирующиеся, проводящие общественные преобразования. Однако средипоследних следует различать два типа систем:
1) реакционныережимы, цель которых вернуть общество (в целом или частично) назад, к прежнемутипу политической и экономической системы; 2) прогрессивные системы,стремящиеся сформировать общество нового типа или изменить культуру, образжизни, социальную структуру и т. д.
Существуюти другие, менее распространенные классификации. Многообразие всех этих типологийсвидетельствует о многомерности политического мира. Сложность политическихсистем такова, ни один взятый в отдельности подход или метод недостаточен, чтобыдать нам более или менее полную картину. Для анализа многомерных политическихсистем требуется многомерный подход.
Типология систем,созданная на основе марксистского подхода, опирается на такие критерии, как типформации и характер социально-экономической структуры. Исходя из этихкритериев, выделяются следующие политические системы: рабовладельческая;феодальная; буржуазная; социалистическая.
Основанная на классовойтеории, данная типология политических систем указывает не только формационныйтип системы, но и правящий класс — рабовладельцев, буржуазию, пролетариат.Отличительной чертой этой типологии является противопоставленность каждого извыделенных типов друг другу.
В соответствии ссоциальной основой выделяются: военная (военизированная) политическая система(когда у власти государства стоят военные); гражданская;национально-демократическая система; буржуазно-демократическая политическаясистема.
Военное правлениеявляется временным, переход к гражданскому государственному управлению обычносвязан с принятием конституции, проведением свободных выборов, упразднениемвоенных структур власти, созданием парламента, формированием партий, принятиемнового законодательства.
Широко распространеноделение политических систем на:
Традиционные — в ихоснове лежит неразвитое гражданское общество, слабая дифференцированностьполитических ролей, харизматический способ обоснования власти.
Модернизированные — имеютразвитое гражданское общество, рациональный способ обоснования власти.
На основе участия вполитическом процессе выделяют политические системы: либеральная демократия — для нее характерна высокая степень добровольного, но пассивного политическогоучастия; коммунистическая система — с высокой степенью принудительнойпартиципации; развивающиеся — характеризуются низкой степенью политическогоучастия.
Политические системыподразделяют также на: открытые, имеющие динамичную структуру и широкие связи сдругими системами и средой;
закрытые, имеющие жесткофиксированную структуру и минимальные связи со средой.
Менее распространеннымиклассификациями политических систем являются следующие:
завершенные инезавершенные;
централизованные идецентрализованные;
микроскопические,локальные, макроскопические, глобальные;
инструментальные иидеологические;
с высоким, средним,низким уровнем автономизации.
Многообразие типологийполитических систем свидетельствует о многомерности политического мира, овозможности его анализа с позиций самых разных критериев. С это точки зрениякаждая реальная система, существующая в той или иной стране, можетхарактеризоваться с помощью различных показателей и иметь различные определенияи классификации.
Использованиевышеупомянутых критериев и типологий в анализе конкретной политической системы,конкретной страны помогает сделать этот анализ более объемным, глубже постичьсущность исследуемых явлений.
3.Политическая система Российского общества
Политическая системасовременного российского общества — упорядоченная целостность взаимосвязанных,взаимозависимых политических институтов и политических организаций. Основныепринципы организации современной политической системы современного обществаопределены в Конституции РФ. Основными институтами Политической системойсовременного российского общества являются: институт президентства; институтпарламентаризма, представленный в России Федеральным Собранием; институтисполнительной власти в лице правительства; институты судебной власти; институтгражданства; институт всеобщего избирательного права; институт политических партийи общественных организаций; институт местного самоуправления. Политическиеинституты, в свою очередь, включают соответствующие организации, учреждения,решающие специфические задачи в рамках институциональных отношений. Напр.,институт всеобщего избирательного права предполагает создание избирательныхкомиссий, отвечающих за организацию выборов; институт политических партийреально представлен в виде множества партийных организаций, обладающих своимиособенностями. Конституция формулирует и основные нормы, определяющие формывзаимной зависимости институтов и организаций в политической системе РФ.
Например, формы взаимнойзависимости института президентства и института законодательной властизаключаются в том, что президент обладает правом законодательной инициативы иможет вносить законопроекты на рассмотрение Государственной Думы, онподписывает и обнародует принятый Государственной Думой закон, можетвоспользоваться правом вето и отклонить закон, может распустить ГосударственнуюДуму в двух случаях: во-первых, если она трижды не утверждает предложенныхпрезидентом кандидатов на пост председателя правительства; во-вторых, еслиГосударственная Дума по прошествии года с момента её избрания в течение трёхмесяцев повторно выражает недоверие правительству, а президент не согласен стаким решением. Вместе с тем Государственная Дума может инициировать процедуруотрешения президента от должности (импичмента), выдвинув ему обвинение вгосударственной измене или совершении др.тяжкого преступления. Российская политическаясистема ещё молода, она переживает период своего становления и укрепления, нотип институтов, характер складывающихся м. ними зависимостей позволяют говоритьо том, что эта система формируется как демократическая, плюралистическая,правовая.
Заключение
Ключевое слово в сегодняшнейполитологии — «демократия». Оно воспринимается массами позитивно, хотяразочарование в «демократах» первой волны неизбежно сопровождаетсянастороженностью и недоверием к любому политику, называющему себя демократом.Унаследовав от прошлого повышенную идеологизированность, массовое сознаниеснова воспроизводит запрос на универсальные ценности и идеологии. Разочарованиев коммунизме сопровождалось увлечением демократией, затем снова наступило разочарование,обернувшееся не столько деидеологизацией, сколько появлением спроса на новые,консолидирующие идеологии. Их российские политики пока предложить не могут.
Итак, говоря ополитической системе современной России нужно отметить переходность еесостояния, когда новое политическое качество полностью еще не состоялось, астарое не кануло окончательно в Лету. Обладая признаками демократии, он еще неявляется демократическим. В политической системе России существуют противоречиямежду формальными правовыми демократическими основаниями и реальнойдействительностью.
В перспективе возможно, вслучае успеха реформ, их продуманного характера усиление в Россиидемократических тенденций. Здоровый государственный консерватизм, помноженныйна гражданский консенсус, — это те ценности, приоритете которых для современной России безусловен в плане демократизации политического режима.
Кроме того, гарантиейроста демократизма политической системы являются свобода слова и печати;наличие реальной многопартийности и политической оппозиции; реализация принципаразделения властей; выборность органов государственной власти; изменяющийсяменталитет россиян.
Конкретные пути эволюцииполитической системы различны в разные эпохи и в разных обществах. Однакопринцип ее пространственно-временных изменений постоянен. Такими жеинвариантными являются принципы ее организации, или принципы политическойорганизации общества. Политическая система в каждый данный момент или период ееистории предстает как конкретная политическая ситуация, относительно протяженнаяво времени и стабильная. От состояния общественных отношений, уровня развитияобщества зависит, будет ли эта ситуация статичной или подвижной, а,следовательно, будет ли динамичной и сама политическая система или нет.Динамизм политической системы отличен от нестабильности, он определяетспособность системы развиваться, адаптироваться к изменениям в обществе и еговнешнем окружении, в смешанных организационных системах и реагировать на этиизменения. Жесткие статичные системы неизбежно вынуждены противодействоватьразвитию общества, вступать с ним в конфликт, прибегать к насилию и выживать, вконечном счете, за счет общества. “В древности, в отдельных регионах, подобныестабильные системы (деспотичного азиатского типа, связанные с так называемымазиатским способом производства) существовали неограниченно долго и разрушалисьглавным образом в результате нашествий извне и гибели государства”.
В Новое время срок жизнитаких систем, как правило, очень ограничен и завершается общественными иполитическими кризисами, революциями или глубокими реформами. Ускорениеисторического процесса и глубокие преобразования материальной и духовной жизнисовременного человечества привели к образованию нового динамичного типаполитической организации общества, с более свободными отношениями между частямии элементами политической системы, между государством и обществом, с развитымсоциальным контролем политической жизни и регулярно действующими правовыми,политическими и культурными механизмами общественных преобразований. Динамическаястабилизация таких систем обеспечивает им большую жизнеспособность идолговечность.
Политические системыможно исследовать с разных позиций. Итак, тип политической системыхарактеризуется соотношением и взаимодействием ее структурных элементов. От ихместа, роли, содержания и направленности зависят характер политической системы,а также темпы развития общества в целом. Любая политическая система нуждается впризнании ее со стороны общества. Это признание может быть активным илипассивным, открытым или скрытым, осознанным или бессознательным, добровольнымили принудительным.
Возможность признанияполитической системы обществом более вероятна, если она выражает объективныепотребности людей. Однако между легитимацией политической системы и тем, какона реагирует на общественные потребности, нет прямой и однозначной связи. Внекоторых случаях она может пользоваться поддержкой, не выражая коренныхинтересов масс
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации, 1993год.
2. Из Послания Президента РоссииФедеральному Собранию РФ// Российская Федерация сегодня. – 2004. — №11.
3. Акопов П. Точка возврата//Политический журнал. – 2004. — №7(10).
4. Белов Г. А. Политология. – М., 2004
5. Борисов В. К. Теория политическихсистем. – М.: Знание, 2001
6. Бодио Т. Сознание и политическоеповедение: ограничения рациональности политических действии. Элементы теорииполитики. С. 170.
7. Кейзеров Н.М. Политическая и правоваякультура. М.,2003.
8. Краснов Б. И. Политическая система.//Социально – политический журнал. – 2005 — № 5
9. Лафонтен О. Общество будущего.Политика реформ в изменившемся мире. М., 2007. С. 58, 59.
10. Предвечный Е.Л.Основы политической социологии. Вып. 2. Ростов н/Д, 2008. С. 12.
11.Цепляев В. Путин и Буш померилисьдемократиями// Аргументы и факты. – 2005. — №14.