Специфика «Политического гиперпространства»метрополии на рубеже XX и XXI столетий
Вульфович Р. М.
Сложностьи комплексность политических процессов, протекающих в современных крупнейшихгородах [В связи со своим исключительным политическим влиянием как врегиональном и национальном, так и в международном масштабе, данныеурбанистические формы могут быть определены как метрополии], позволяет говоритьо «политическом гиперпространстве» метрополии как обобщающем понятии,основе рассмотрения и анализа данных процессов.
Косновным параметрам «политического гиперпространства» метрополиимогут быть отнесены: «актеры», действующие в этом пространстве(высшие руководители и политики различных уровней, политические партии, группыинтересов, социальные движения, политически активные или пассивныеиндивидуумы); органы власти и управления, выступающие как основные политическиеинституты метрополитенского пространства (количество уровней и их компетенциямогут быть различными); политические процессы (принятие базовых стратегическихрешений в отношении метрополий управляющими системами более высокого порядка;формирование собственно метрополитенской политики системой управления самойметрополии и основными политическими силами, участвующими в процессе;формирование и выражение политической воли объединениями граждан);«политическое время», течение которого может отличаться в различныхизмерениях «гиперпространства» в зависимости от действующих актеров,эффективности институтов и характера процессов.
Внастоящее время учеными разных стран активно ведутся исследования различныхпараметров «политического гиперпространства» метрополий, т.к.проблемы формирования систем управления, способных осуществлять балансировкувсех процессов, протекающих в данном пространстве, и управляемости этих системв целом являются одними из наиболее сложных проблем современной наукиуправления в целом [Лола А. Принципы управления крупнейшим городом// Проблемытеории и практики управления. — 1997,? 2; Harris Nagel,Fabricius Ida. (eds.) Cities and Structural Adjustment. London and Bristol,PA:UCL Press, 1996; Jonas Andrew E.G. A Place for Politics in Urban Theory: TheOrganization and Strategies of Urban Coalitions. // Urban Geography, 1993,13(3), pp. 280-290; Magnusson Warren. The Search for Political Space:Globalization, Social Movements, and The Urban Political Expirience. Toronto,Buffalo, London: University of Toronto Press, 1996].
Вчисле главных проблем, от которых зависит будущее современных мега-городов, помнению большинства специалистов является соблюдение баланса между (1)демократией и эффективностью; (2) социальной справедливостью и хорошей системойуправления [Calogero Muscara. «Giant cities, urban management and theglobal economy.» Ekistics, 1998]. Данная проблема в настоящее времяявляется одной из самых сложных и наиболее острых и для российских городов.
Необходимостьсоздания эффективного городского хозяйства требует формирования в«политическом гиперпространстве» особого «экономическогоизмерения», которое способствовало бы развитию всех экономических структурна территории метрополии, вне зависимости от форм собственности ивнеэкономических факторов. Основой для этого может стать выполнение органамиуправления метрополии роли «генератора идей» и активного«стимулятора», «катализатора» экономического развития.Данная концепция четко сформулирована и глубоко разработана теоретиками ивоплощена на практике в концепциях НПМ (Нового Публичного Менеджмента — новоймодели управления в публичном секторе) [European Cities, Planning Systems andProperty Markets. Edt. by J.Berry and St. McGeal. London,1995. — P.21-23; Neues Berliner Verwaltungsmanagement. Konzepte. Hrsg.Berlin: Senatsverwaltung fur Finanzen, 1996].
Процессформирования экономического измерения осложняется в крупных метрополияхналичием в них многочисленных структурных элементов в«политико-административном» измерении, где действуют различныеполитико-административные образования, часто имеющие столетия историисуществования в качестве самостоятельных муниципалитетов или структурнадмуниципального, а также государственного уровня. Так в «экономическомизмерении» трехштатного Нью-Йорка действуют следующие субъекты политико-административногоизмерения: 32 графства, расположенные на территории трех штатов США. При этом вряде сфер их взаимодействие абсолютно необходимо для соблюдения требованияэффективности и экономичности (транспорт, водоснабжение, охрана окружающейсреды, решение проблем бедности и занятости населения и т.д.).
Всвязи с высокой степенью фрагментации «политико-административного»измерения необходимо активное взаимодействие экономических структур и органовуправления всех уровней с целью координации различных видов деятельности, атакже создания единообразного качества жизни на всей территории метрополии.
Принципсубсидиарности [Европейская Хартия МСУ // Народный депутат, 1993, ?11], лежащийв основе систем местного самоуправления, должен стать основой структурирования«политического гиперпространства» метрополии, т.к. он предусматриваетвыполнение функций тем уровнем управления, на котором они непосредственнонеобходимы, т.е. разделение компетенции и ответственности, начиная с низшихуровней. В метрополии таковыми могут являться муниципалитет или еще болеемелкие структурные элементы (не всегда институционализированные). Функции,которые они не в состоянии выполнять самостоятельно в связи с отсутствием илинедостатком ресурсов (всех видов, включая кадровые), они могут выполнятьсовместно с другими муниципалитетами или передавать на более высокие уровниуправления.
Всвязи с необходимостью взаимодействия многочисленных актеров в«политическом гиперпространстве» метрополии все большее значение приусложнении функций и расширении их спектра, а также в ходе углубления иобострения многих социальных проблем в процессе глобализации экономическихпроцессов приобретают такие механизмы как добровольная кооперация, совместноепредоставление услуг населению, создание единых органов управления пофункциональному признаку, т.е. использование более гибких организационныхструктур и методов, обеспечивающих высокую эффективность процесса общественногоуправления [Yaro R. D., Hiss T. (Regional Plan Association). ARegion at Risk: The Third Regional Plan for the NY — NJ — ConnecticutMetropolitan Area].
Нарядус эффективностью экономических процессов и процесса управления ими в рамкахкрупной метрополии все большее значение приобретает демократизация политическихпроцессов, связанных с принятием как стратегических (определяющих общиенаправления развития), так и тактических (связанных с конкретными действиямисистемы управления) решений. Возможности привлечения граждан к процессупринятия решений должны постоянно пополняться новыми методами и формами.Современные информационные технологии позволяют широко информировать населениеобо всех принимаемых решениях, что делает процесс управления более прозрачным.Однако этого недостаточно для того, чтобы управление в метрополии действительноосуществлялось на демократической основе. Необходимо привлечение граждан кпринятию решений, касающихся непосредственно тех частей метрополии, где онипроживают, тех функций, которые затрагивают их интересы [В англоязычнойлитературе в настоящее время противопоставляются термины «government»и «governance»: под первым подразумевается формализованный процессуправления в рамках традиционных институтов, а под вторым — гибкий и включающийв себя неформальные элементы многомерного «политического гиперпространства»демократический процесс управления с широким привлечением граждан].
Децентрализации,демократизация и совершенствование механизмов управления с широкимиспользованием современных управленческих и информационных технологий должныстать основой для создания эффективных систем управления в крупнейшихроссийских городах, прежде всего, в Москве и Петербурге [Voulfovich R.Decentralization, Democratization, and Urban Management: The Case of St.Petersburg. Global Outlook. International Urban ResearchMonitor. Washington :W. Wilson Center, January 2001.]. Для этогонеобходима прочная правовая база, включающая правовые акты всех уровней,начиная с Европейской Хартии и вплоть до уставов муниципальных образований,входящих в состав метрополии. Между отдельными документами не должносуществовать противоречий и несоответствий, т.к. они дополнительно вносятэлементы дезинтеграции и деструкции в «политическоегиперпространство» [Буланова Ю. На столицу ищут управу. // Общая газета,2001, 5 апреля].
Существующаяв настоящее время система МСУ в Петербурге требует правового, структурного,функционального совершенствования. При этом могут быть использованы ужеимеющимися муниципальные округа, однако взаимодействие между ними, а такжемежду муниципальным уровнем и уровнями государственного управления (районным игородским) требует дополнительной отработки механизмов для нормальнойструктуризации и эффективного функционирования всех измерений«политического гиперпространства» метрополии.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта polit.mezhdunarodnik.ru/