Министерство образования Республики Беларусь
Могилевский государственный университет им. А.А.Кулешова
Кафедра политологии
«Системаучреждений ООН по защите прав человека»
Выполнил студент
физико – математическогофакультета
Vкурса группы В
Злобин Ю.Л.
Могилев, 2002
СОДЕРЖАНИЕ
История создания системы ООН… 3
Организация Объединенных Наций. 3
Специализированные учреждения ООН… 7
Региональные международные организации. 12
Правосубъектность участников международных отношений. 13
Система ООН и мирное разрешение международных споров. 14
Историясоздания системы ООН
Система ООН зародилась более 100 лет назад как механизмуправления мировым сообществом и в ее современном виде складывалась напротяжении длительного времени. В середине девятнадцатого столетия появилисьпервые международные межправительственные организации. Появление этих организацийбыло вызвано двумя взаимоисключающими причинами.
Во-первых, образованием в результате буржуазно-демократическихреволюций суверенных государств, стремящихся к национальной независимости.
Во-вторых, успехами научно-технической революции, породившимитенденцию к взаимозависимости и взаимосвязанности государств.
Первоначально главной целью межгосударственногосотрудничества в рамках международных организаций можно было считать контроль над интеграционными процессами.
Важным этапом на пути создания международной организациибезопасности явилась конференция союзных держав в Москве 30 октября 1943 г. ВДекларации 1943 г., подписанной представителями СССР, США, Великобритании иКитая, эти державы провозгласили, что они признают необходимость учреждения ввозможно короткий срок всеобщей международной организации для поддержания международногомира и безопасности, основанной на принципе суверенного равенства всехмиролюбивых государств, членами которой могут быть все такие государства — большие и малые.
Особенности этой организации: ярко выраженныйполитический характер, проявляющийся в ориентации на вопросы мира,безопасности и предельно широкую компетенцию во всех сферах межгосударственногосотрудничества.
Важнейшие этапы создания ООН:
· Конференция в Думбартон-Оксе(1944), на которой были согласованы основные принципы и параметры механизма деятельности будущей организации.
· Крымская конференция (Ялта,февраль 1945) с участием глав трех правительств — советского, британского иамериканского — приняла решение о созыве конференции Объединенных Наций в США вапреле 1945 г.
· Конференция в Сан-Франциско,проходившая с 25 апреля по 26 июня 1945 г. и завершившаяся принятиемучредительных документов Организации Объединенных Наций. 24 октября 1945 г.Устав ООН вступил в силу.ОрганизацияОбъединенных Наций
Устав ООН является единственным международнымдокументом, положения которого обязательны для всех государств. На основеУстава ООН возникла разветвленная система многосторонних договоров исоглашений, заключенных в рамках ООН.
Главными органами ООН являются Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности,Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС), Совет по опеке. Секретариат иМеждународный Суд.Генеральная Ассамблея
Генеральная Ассамблея - совещательный представительный орган, в которомпредставлены все государства — члены ООН. Наделена в соответствии с УставомООН рядом весьма важных функций в рассмотрении кардинальных вопросов мировойполитики:
· укрепление международного мира,
· смягчение международнойнапряженности,
· сокращение вооружений иразоружения,
· создание условий для развитиядружественных отношений и сотрудничества между государствами в самых различныхобластях.
Общая компетенция Генеральной Ассамблеи (ст. 10 Устава):
· обсуждать любые вопросы или дела впределах Устава ООН или относящиеся к полномочиям и функциям любого из органовООН;
· делать рекомендации государствам — членам ООН или Совету Безопасности по любым таким вопросам или делам;
· рассматривать общие принципысотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности;
· обсуждать широкий круг проблемсотрудничества государств в политической, экономической, социальной,экологической, научно-технической и иных областях и выносить рекомендации поним.
Генеральная Ассамблея проводит ежегодные регулярныесессии, которые открываются в третий вторник сентября, а также специальные ичрезвычайные специальные сессии.Совет Безопасности
Это орган, состоящий из 15 членов: пять членов Совета— постоянные (Россия, США, Великобритания, Франция и Китай), остальные десятьчленов (по терминологии Устава — «непостоянные») избираются в Совет всоответствии с процедурой, предусмотренной Уставом (п. 2 ст. 23).
Совет Безопасности может принимать согласно Уставу ООНюридические акты двоякого рода: рекомендации и обязательные решения. Основнойформой принимаемых Советом Безопасности рекомендаций и обязательных решений напротяжении всей его деятельности являются резолюции.
Согласно Уставу ООН Совет Безопасности долженфункционировать непрерывно и осуществлять «быстрые и эффективные действия» отимени членов ООН. С этой целью каждый член Совета Безопасности должен бытьвсегда представлен в месте пребывания ООН.Международный Суд
Международный Суд состоит из 15 независимых судей,избранных вне зависимости от их гражданства из числа лиц высоких моральныхкачеств, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым в их странах для назначенияна высшие судебные должности, или являющихся юристами с признанным авторитетомв области международного права. Судьи избираются Генеральной Ассамблеей иСоветом Безопасности на срок девять лет с правом переизбрания. МестопребываниеСуда — Гаага.
Только государства могут быть сторонами по делам,разбираемым Судом. Суд обычно проводит пленарные заседания, но он может также,если стороны об этом просят, образовывать более мелкие группы, называемыекамерами.
Решения Суда считаются обязательными для государств — сторон в споре. В случае невыполнения какой-либо стороной в деле обязательства,возложенного на нее решением Суда, Совет Безопасности по просьбе другойстороны «может, если признает это необходимым, сделать рекомендации или решитьо принятии мер для приведения решения в исполнение» (п. 2 ст. 94 Устава ООН).
Помимо судебной Международный Суд осуществляет иконсультативную юрисдикцию.Экономический и Социальный Совет(ЭКОСОС)
Состоит из 54 членов, которые избираются ГенеральнойАссамблеей сроком на три года в соответствии с процедурой, предусмотреннойУставом (ст. 61). Решения в ЭКОСОС принимаются простым большинством голосовприсутствующих и участвующих в голосовании.
ЭКОСОС осуществляет координацию экономической исоциальной деятельности ООН и ее 16 специализированных учреждений, а такжедругих институтов системы ООН.
В круг ведения ЭКОСОС входят:
· созыв многочисленных международныхконференций;
· подготовка для представленияГенеральной Ассамблее проектов конвенций по различным вопросаммежгосударственного сотрудничества;
· согласование деятельностиспециализированных учреждений ООН;
· представление Совету Безопасностиинформации и оказание ему помощи.
ЭКОСОС обычно проводит ежегодно одну организационнуюи две регулярные сессии. Начиная с 1992 г. Совет собирается на одну 4- или5-недель-ную регулярную сессию поочередно в Нью-Йорке и Женеве. В течение годаработа Совета проводится в его вспомогательных органах, которые регулярно собираютсяи представляют доклады Совету.
ЭКОСОС имеет 6 функциональных комиссий:
· Статистическую комиссию,
· Комиссию по народонаселению,
· Комиссию социального развития,
· Комиссию по правам человека,
· Комиссию по положению женщин,
· Комиссию по наркотическимсредствам.
К числу вспомогательных органов относятся 5 региональныхкомиссий:
· Экономическая комиссия для Африки(со штаб-квартирой в Аддис-Абебе),
· Экономическая и социальнаякомиссия для Азии и Тихого океана (Бангкок),
· Европейская экономическая комиссия(Женева),
· Экономическая комиссия дляЛатинской Америки (Сантьяго),
· Экономическая комиссия дляЗападной Азии (Багдад).
Вспомогательный механизм ЭКОСОС включает 6 постоянныхкомитетов:
· по программе и координации;
· по природным ресурсам; -
· по транснациональным корпорациям;
· по населенным пунктам;
· по неправительственныморганизациям;
· по переговорам смежправительственными учреждениями.
Свыше 600 неправительственных организаций имеютконсультативный статус при ЭКОСОС.
Неправительственные организации, которым предоставленконсультативный статус, могут направлять наблюдателей на открытые заседанияЭКОСОС и его вспомогательных органов, а также представлять письменныезаявления, касающиеся деятельности Совета.Совет по опеке
Состоит в настоящее время из 5 членов (Россия, США,Англия, Франция и КНР). Совет проводит одну сессию в год в Нью-Йорке. Изпервоначальных 11 подопечных территорий десять в ходе работы Совета получилинезависимость: Гана, Сомали, Камерун, Того, Руанда, Бурунди, ОбъединеннаяРеспублика Танзания, Самоа, Науру и Папуа-Новая Гвинея. На его рассмотренииосталась только одна — Тихоокеанские острова (Микронезия), — находящаяся подуправлением США. В ведении Совета по опеке еще находится Республика Палау.Секретариат ООН
Один из главных органов ООН. Он состоит из Генеральногосекретаря и такого персонала, который может потребоваться для Организации.Содержание работы Секретариата:
· осуществление операций поподдержанию мира с санкции Совета Безопасности;
· организация и проведениемеждународных конференций по проблемам мирового значения;
· составление обзоров мировыхэкономических и социальных тенденций и проблем;
· подготовка исследований по такимвопросам, как разоружение, развитие, права человека;
· устный и письменный переводвыступлений и документов и распространение документации.
Секретариат размещен в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке,имеются также подразделения Секретариата в Женеве, Вене, Найроби, Бангкоке идругих городах.Генеральный секретарь ООН
Возглавляет Секретариат и является главным административнымдолжностным лицом. Генеральный секретарь назначается Генеральной Ассамблеей порекомендации Совета Безопасности на 5-летний срок, по истечении которого можетбыть назначен вновь. Генеральный секретарь представляет Генеральной Ассамблееежегодный отчет о работе Организации, а также доводит до сведения СоветаБезопасности любые вопросы, которые, по его мнению, могут угрожать поддержаниюмеждународного мира и безопасности.Комиссия ООН по правам человека
Это главный орган ООН, который проводит политику,направленную на соблюдение и защиту прав человека. Она была создана в 1946 г.по инициативе ЭКОСОС. В 1993 г. с целью координации и усиления роли ООН вдеятельности по соблюдению прав человека был образован пост Верховногокомиссара по правам человека. Назначаемый на четырехлетний срок Верховныйкомиссар выполняет широкий круг обязанностей:
· содействует защите ирезультативному использованию всех прав человека;
· поощряет международноесотрудничество в области защиты прав человека;
· активизирует и координирует работупо защите прав человека в рамках системы ООН;
· содействует развитию новых формнормативных документов и способствует ратификации договоров по решению проблемв этой области.
Верховныйкомиссар наделен полномочиями осуществлять ответные действия при серьезномнарушении прав человека и предпринимать шаги по предотвращению этогонарушения.Специализированныеучреждения ООН
Специализированные учреждения ООН — этомежправительственные организации универсального характера, осуществляющиесотрудничество в специальных областях и связанные с ООН.
Статья 57 Устава ООН перечисляет их характерныечерты:
1) межправительственный характер соглашений о созданиитаких организаций;
2) широкая международная ответственность врамках их учредительных актов;
3) осуществление сотрудничества в специальныхобластях: экономической, социальной, культурной, гуманитарной и др.;
4) связь с ООН. Последняя устанавливается иоформляется соглашением, которое заключается ЭКОСОС с организацией иутверждается Генеральной Ассамблеей ООН. Такое соглашение составляет правовуюоснову сотрудничества ООН со специализированным учреждением.
В настоящее время существует 16 специализированныхучреждений ООН.
ЭКОСОС уполномочен:
· согласовывать деятельностьспециализированных учреждений посредством консультаций с ними и рекомендацийим, а также Генеральной Ассамблее и членам Организации;
· принимать меры для получения отних регулярных докладов;
· обеспечивать взаимное представительствоСовета и учреждений для участия в обсуждении вопросов в Совете, его комиссияхи в специализированных учреждениях.
Специализированные учреждения можно разделить на следующиегруппы:
· организации социального характера(МОТ, ВОЗ);
· организации культурного игуманитарного характера (ЮНЕСКО, ВОИС);
· экономические организации (ЮНИДО);
· финансовые организации (МБРР, МВФ,МАР, МФК);
· организации в области сельскогохозяйства (ФАО, ИФАД);
· организации в области транспорта исвязи (ИКАО, ИМО, ВПС, МСЭ);
· организация в области метеорологии(ВМО).Международная организация труда (МОТ)
Создана в 1919 г. на Парижской мирной конференции какавтономная организация Лиги Наций. Ее Устав был пересмотрен в 1946 г.Специализированное учреждение ООН с 1946 г. Штаб-квартира находится в Женеве(Швейцария).
Целью МОТявляется содействие установлению прочного мира путем поощрения социальной справедливости,улучшения условий труда и жизненного уровня трудящихся.
Особенностью МОТ является трехстороннее представительствов ее органах: правительств, предпринимателей и трудящихся (профсоюзов).
Главными органами МОТ являются Генеральнаяконференция. Административный совет исекретариат — Международное бюро труда. Генеральная конференция можетсобираться на очередные (ежегодные) и специальные (по мере необходимости) сессии.На них каждое государство представлено четырьмя делегатами: два — отправительства и по одному — от предпринимателей и профсоюзов… В период междусессиями Генеральной конференции работой организации руководитАдминистративный совет, избираемый Генеральной конференцией на 3 года. Онсостоит из 56 членов.Всемирная организация здравоохранения(ВОЗ)
Создана в 1946 г. на Международной конференции поздравоохранению в Нью-Йорке. Устав вступил в силу 7 апреля 1948 г.Штаб-квартира расположена в Женеве (Швейцария).
Целью ВОЗ является достижение всеми народами возможновысшего уровня здоровья.
Основные направления ее деятельности:
· борьба с инфекционными болезнями,
· разработка карантинных исанитарных правил,
· проблемы социального характера,
· предоставление помощи вналаживании системы здравоохранения, подготовке кадров, борьбе с болезнями.
Высшим органом ВОЗ, определяющим ее политику,является Всемирная ассамблея здравоохранения, в которой представлены все членыорганизации. Она созывается ежегодно.
Исполнительный комитет ВОЗ, состоящий из представителей30 государств, избираемых ассамблеей на 3 года, собирается не реже двух раз вгод. Административным органом является Секретариат во главе с генеральнымдиректором.
В рамках ВОЗ действуют шесть региональныхорганизаций:
· стран Европы,
· Восточного Средиземноморья,
· Африки,
· Северной Америки,
· Южной Америки, Юго-Восточной Азии,западной части Тихого океана.Организация Объединенных Наций повопросам образования, науки и культуры(ЮНЕСКО)
Учреждена в 1945 г. на Лондонской конференции. ЕеУстав вступил в силу 4 ноября 1946 г. С декабря 1946 г. ЮНЕСКО — специализированное учреждение ООН. Штаб-квартира находится в Париже (Франция).
ЮНЕСКО ставит своей задачей содействоватьукреплению мира и безопасности путем развития международного сотрудничества вобласти просвещения, науки и культуры, использования средств массовойинформации, дальнейшего развития народного образования и распространения наукии культуры. Высшим органом является Генеральная конференция, состоящаяиз представителей всех государств-членов и созываемая на очередные сессии одинраз в два года. Исполнительный совет является главным руководящим органомЮНЕСКО В период между сессиями Генеральной конференции. Он состоит изпредставителей 51 государства, избираемых на четыре года на основесправедливого географического распределения. Административно-техническиефункции выполняет Секретариат во главе с генеральным директором, назначаемымна шесть лет.Всемирная организация интеллектуальнойсобственности (ВОИС)
Учреждена в 1967 г. на состоявшейся в Стокгольмеконференции по интеллектуальной собственности. Конвенция (1967 г.) о созданииВОИС вступила в силу в 1970 г. Специализированное учреждение ООН с 1974 г.Штаб-квартира находится в Женеве.
Цель организации - содействовать охране интеллектуальной собственности во всем мире,способствовать претворению в жизнь международных соглашений в этой сфере,осуществлять административное управление различными союзами в области охраныинтеллектуальной собственности, не нарушая их автономии.
Высшими.органами ВОИС являются Конференция, в которую входят все государства – членыВОИС, и Генеральная ассамблея, состоящая из тех государств-членов, которыеявляются также членами Парижского или Бернского союзов.
Координационный комитет состоит -из 47 государств — участников Конвенции 1967 г, которые являются также членами исполкомовПарижского или Бернского союзов.
Имеется также административно-технический секретариат- Международное бюро во главе с генеральным директором.Организация Объединенных Наций попромышленному развитию (ЮНИДО)
Создана резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 17ноября 1966 г. в качестве органа Генеральной Ассамблеи. В апреле 1979 г.Конференция по преобразованию ЮНИДО в специализированное учреждение принялаУстав ЮНИДО, который вступил в силу в 1985 г., после чего ЮНИДО стала специализированнымучреждением ООН. Местонахождение ЮНИДО — Вена (Австрия).
Целями ЮНИДО являются содействие промышленному развитию развивающихсястран, ускорению их индустриализации и оказание помощи в установлении новогомеждународного экономического порядка.
Высшим органомявляется Генеральная конференция, состоящая из всех государств-членов,очередные сессии которой созываются один раз в два года. Руководящим органомЮНИДО в перерыве между сессиями конференции является Совет по промышленномуразвитию в составе 53 членов. Члены Совета избираются на четыре года. Своизаседания он проводит раз в год.Международный банк реконструкции иразвития (МБРР), Международный валютныйфонд (МВФ), Международная ассоциацияразвития (МАР), Международнаяфинансовая корпорация (МФК)
МВФ и МБРР были созданы на конференции в Бреттон-Вудсе(США) как специализированные учреждения ООН финансового характера. Фонд началфункционировать с 1945 г… Банк — с 1946 г. МФК была создана в 1956 г., а МАР — в 1960г. как филиалы МБРР. Местонахождение — Вашингтон (США), у МВФ естьотделения в Париже и Женеве, у МБРР — в Париже и Токио.
Эти четыре организации тесно связаны друг с другом.Членами МБРР могут быть только члены МВФ, а членами двух филиалов — толькочлены МБРР. В организациях применяется система взвешенного голосования, прикоторой каждое государство получает количество голосов пропорционально размерукапитала, вложенного в ресурсы организации.
Цели Международного валютного фонда: координациявалютно-финансовой политики государств-членов и предоставление им краткосрочных и среднесрочных займов для урегулирования платежных балансов иподдержания валютных курсов.
Высший орган Фонда - Совет управляющих, в который входят по одному управляющему и по одномуего заместителю от всех государств-членов. Созывается ежегодно на сессии.Повседневную работу осуществляет Исполнительный совет в составе директора-распорядителяи 22 исполнительных директоров, избираемых на два года.
Цели МБРР -содействие реконструкции и развитию экономики государств — членов Банка, поощрениечастных иностранных капиталовложений, предоставление займов для развития производстваи др.
Высший орган МБРР - Совет управляющих, организованный на тех же началах, что и Советуправляющих Фонда. Директора-исполнители образуют исполнительный орган Банка.Президент Банка руководит штатом его служащих.
МАР и МФК, являющиеся филиалами Банка, созданы длясодействия развивающимся странам. У них те же органы, что и у Банка.Продовольственная и сельскохозяйственнаяорганизация ООН (ФАО)
Создана в 1945 г. на конференции в Квебеке (Канада).
Цель Организации - улучшение питания и повышение уровня жизни, повышение продуктивностисельского хозяйства, улучшение системы распределения продовольствия и др. Приосуществлении этих целей ФАО содействует капиталовложениям в сельскоехозяйство, сохранению природных ресурсов, создает специальные программы всферах своей деятельности, совместно с ООН руководит Мировой продовольственнойпрограммой.
Органы ФАО: Конференция в составе всех членов;
Совет — руководящий орган ФАО в период между сессиямиКонференции, состоящий из 49 государств-членов; Секретариат во главе сгенеральным директором. Штаб-квартира ФАО находится в Риме (Италия).Международный фонд сельскохозяйственногоразвития (ИФАД)
Учрежден в 1976 г. на конференции ООН. Соглашение осоздании ИФАД вступило в силу в 1977 г. Штаб-квартира находится в Риме(Италия).
Цели Фонда -оказание всесторонней помощи в развитии сельского хозяйства развивающимся странами мобилизация дополнительных средств для этого. Членами Фонда являютсятри категории государств: развитые страны-доноры (страны — члены Организацииэкономического и социального развития -ОЭСР); развивающиеся страны-доноры(страны-члены Организации стран — экспортеров нефти -ОПЕК); другиеразвивающиеся страны.
Органы ИФАД: Совет управляющих в составепредставителей всех государств-членов, причем каждая из трех категорий членовимеет равное количество голосов; Исполнительный совет в составе 18 членов,избираемых Советом управляющих на 3 года; президент Фонда, назначаемый Советомуправляющих сроком на 4 года.Программа развития ООН (ПРООН)
Создана на основании резолюции Генеральной Ассамблеиот 22 ноября 1965 г. путем объединения Расширенной программы технической помощиООН и Специального фонда. Местонахождение — Нью-Йорк (США).
Цель Программы — оказание помощи развивающимся странам в деле их национальногоразвития. Программа финансируется за счет добровольных взносов. Общееруководство Программой осуществляет Совет управляющих, состоящий из 48 членов,избираемых ЭКОСОС. Возглавляет ПРООН администратор, который назначаетсяГенеральным секретарем ООН после консультаций с Советом управляющих; егоназначение утверждается Генеральной Ассамблеей ООН.
Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) создана резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 15декабря 1972 г. Штаб-квартира ЮНЕП находится в Найроби (Кения). Цель Программы- налаживание сотрудничества в деле защиты и улучшения окружающей среды.Руководящим органом Программы является Совет управляющих, состоящий изпредставителей 58 государств, избираемых Генеральной Ассамблеей на 4 года.Совет с 1989 г. проводит очередные сессии в нечетные годы. Учреждены Секретариати Совет по координации деятельности в области окружающей среды. Оба органавозглавляются директором-исполнителем ЮНЕП, избираемым ^Генеральной Ассамблеейпо рекомендации Генерального секретаря ООН. Для финансирования Программысоздан добровольный фонд ЮНЕП.Региональныемеждународные организации
Наряду с универсальными международными организациямисуществуют региональные, членами которых являются государства определенногогеографического района. Объектом деятельности таких организаций могут бытьвопросы в рамках регионального сотрудничества: совместная безопасность,экономическая, социальная, культурная и другие сферы.
В гл. VIII, IX Устава ООН предусмотрены условияправомерности создания и деятельности региональных организаций безопасности.
Среди значительного числа разнообразных региональныхорганизаций выделяются организации общей компетенции, такие как Организацияафриканского единства. Организация американских государств. СодружествоНезависимых Государств и др.Правосубъектностьучастников международных отношений
1. Устав ООН и другие международно-правовые актыпризнают международную Правосубъектность народов.
Практика международных отношений свидетельствует отом, что народ (нация) имеет специфическую правоспособность, ограниченнуюрамками права на самоопределение. Национальные образования в системе ООН имеютспециальный статус — ассоциированных членов или наблюдателей. Их положениеотличается от статуса государств-членов ограниченным объемом прав. В то жевремя специальный статус позволяет народу, не имеющему своейгосударственности, участвовать в международных отношениях, реализуемых черезмеждународную организацию, и оказывается удобным каналом для осуществленияправа наций на самоопределение.
2. Устав ООН (ст. 3 и 4) определяет в качествеполноправного члена организации суверенное государство.
3. Особым правовым статусом в системе ООН обладают международныенеправительственные организации - международные объединения национальныхгрупп, союзов и частных лиц, созданные в целях содействия международномусотрудничеству в политической, экономической, научно-технической, культурной ииных областях человеческой деятельности. К ним относятся, например. Всемирнаяфедерация профсоюзов. Международная амнистия, Пагуошский комитет и т.д.
Их правовой статус закреплен в нормах международногоправа и имеет свою специфику:
· многие МНПО имеют соглашения оналичии консультативного статуса в самой Организации Объединенных Наций и вее специализированных учреждениях;
· статус МНПО дает ей возможностьучаствовать в международном общении, протекающем в системе ООН;
· МНПО не обладают правом голоса, невыступают на пленарных заседаниях высших органов международных организаций и т.д.;
· МНПО участвуют в работе всехорганизаций и органов системы ООН практически на равных с официальнымиделегациями государств: предлагают проекты договоров и конвенций, участвуют вих обсуждении, контролируют их соблюдение после принятия и т.д.
· организации системы ООН оказываютматериальную и техническую помощь не только государствам-членам, народам,имеющим статус наблюдателей, но и международным неправительственныморганизациям;
· организации системы ООНпредусматривают, что к МНПО, не выполняющим своих обязательств передорганизацией или нарушающим нормы общего международного права, применяются международно-правовыесанкции.
4.Физическое лицо (индивид) в системе ООН обладает международными правамии обязанностями в трех аспектах:
· как должностное лицо;
· как лицо, сотрудничающее сорганизацией;
· как лицо, получающее защиту оторганизации.
Правосубъектность и правоспособность индивида получилизакрепление в различных международно-правовых документах: уставах международныхорганизаций, решениях и резолюциях высших органов международной организации.Система ООН имирное разрешение международных споров
Учредительные документы межправительственныхорганизаций системы ООН закрепляют как сам принцип мирного разрешения споров,так и средства урегулирования межгосударственных разногласий. В отношениимежгосударственных конфликтов Организация Объединенных Наций выполняет двефункции:
а) помогает спорящим сторонам найти мирное решение;
б) принимает меры к прекращению военного конфликта.
В ст. 33 Устава ООН выделяются две группы мирныхсредств разрешения международных споров:
· усилиями спорящих сторон;
· с участием третьей стороны.
К мирным,средствам согласно данной статье относятся:переговоры, посредничество, судебная и арбитражная процедуры, иные средстваурегулирования разногласий, принятые в международной практике.
Практика межправительственных организаций системы ООНпозволяет выделить две разновидности переговоров — консультации и обменмнениями.
Консультации -наиболее распространенное средство (метод) участия межправительственных организацийв переговорном процессе.
Наряду с участием в переговорных процессахмеждународные организации системы ООН принимают активное участие в расследованииспорных ситуаций.
Процедура расследования протекает чаще всего в двухформах:
а) расследование ситуации администрацией международногоучреждения — чаще всего ее руководителем;
б) расследование обстоятельств спора с помощьюспециального органа, создаваемого организацией, международной следственной комиссии, международной комиссии по установлению фактов, международнойкомиссии по расследованию и т. д.
Посредничествоявляется методом урегулирования международных споров, при котором третьясторона вмешивается в этот спор, с тем чтобы примирить спорящие стороны, выдвигаясвои собственные предложения по взаимоприемлемому компромиссномуурегулированию.
Примирениекак средство разрешения международных разногласий предусматривает передачуспора на рассмотрение согласительной комиссии. Данная процедура сочетает в себекак элемент расследования, так и элемент посредничества.
К методам разрешения межгосударственных разногласийследует отнести передачу спора для вынесения решения в политический илинесудебный орган какой-либо международной организации. Государства могутдоговориться, что решения этого органа будут носить обязательный илирекомендательный характер.
Отказ от мирного разрешения международных споров можетрассматриваться как серьезное международное правонарушение, влекущеемеждународно-правовую ответственность, воплощающуюся в применениимеждународно-правовых санкций, под которыми следует понимать все меры охранымеждународного правопорядка, закрепляемые в нормах международного права,носящие принудительных характер и применяемые в случае правонарушений к государству.