--PAGE_BREAK--2.Конфликты и пути их разрешения
2.1. Понятие конфликта и причины его возникновения
Конфликт является объектом комплексного научного исследования. Философия, социология, политология, общая и прикладная психология, право и другие науки в соответствии со своим предметом, своими познавательными средствами и приемами изучают различные аспекты конфликта как феномена общественной жизни.
Конфликт (лат. «конфлитус» — столкновение) — столкновение двух или более разнонаправленных сил с целью реализации их интересов в условиях противодействия; это серьезное разногласие, острый спор, чреватый осложнениями и борьбой.
Конфликт – объективно-субъективное явление, состояние, реальность, присущие общественным отношениям. Тезис о всеобщей гармонии интересов – один из многочисленных мифов.
Глубинная причина конфликтов в обществе – противостояние различных потребностей, интересов, ценностей конкретных субъектов политики, составляющих социальную структуру. В основе противоборства конфликтующих сторон – объективные противоречия (экономические, социальные, политические, этно-конфессиональные, идеологические, культурные и др.).
Наиболее острые конфликты происходят между индивидами и социальными группами в сфере политики. Политика, с одной стороны, деятельность по предупреждению и разрешению конфликтов: «Искусство жить вместе». С другой стороны, политика – средство провоцирования конфликтов, поскольку она связана с борьбой за обладание властью. Технология и практика управления конфликтами определяются не только общими правилами, но и социально-экономическим, политическим состоянием общества, историческими, национальными, религиозными и культурными особенностями.
Конфликтами пронизана вся жизнь человека, конфликты охватывают все сферы общества. Изучением конфликтов занимается специальная отрасль науки — конфликтология. Однако в СССР изучение конфликтов, особенно социально-политических, мало занимало ученых-обществоведов. Считалось, что социалистическое общество может развиваться и развивается бесконфликтно, гармонично. На самом же деле конфликты не гасились, не разрешались, а заглушались, создавая тем самым напряженность в обществе (принцип сжатой пружины).
Современные представления о политическом конфликте – результат длительной эволюции идей о конфликтах в сферах общественной жизнедеятельности. Теории конфликтов в основном сложились в XIX-XX веках, их авторы выражали три основных подхода к пониманию и роли конфликтов в обществе:
-первый – признание принципиальной неизбежности и неустранимости из жизни, ведущей роли конфликтов в общественном развитии; это направление представляют Г.Спенсер, Л.Гумплович, К.Маркс, Г.Моска, Л.Козер, Р.Дарендорф, К.Боулдинг, М.А.Бакунин, П.Л.Лавров, В.И.Ленин и др.;
-второй – неприятие конфликтов, проявляющих себя как войны, революции, классовая борьба, социальные эксперименты, признание их аномалиями общественного развития, вызывающими нестабильность, нарушение равновесия в социально-экономической и политической системах; сторонниками данного направления являются Э.Дюркгейм, Т.Парсонс, В.С.Соловьев, М.М.Ковалевский, Н.А.Бердяев, П.А.Сорокин, И.А.Ильин;
-третий – рассмотрение конфликта в качестве одного из многих видов социального взаимодействия и социальных контактов наряду с конкуренцией, солидарностью, кооперацией, партнерством; выразители этого направления Г.Зиммель, М.Вебер, Р.Парк, Ч.Миллс, Б.Н.Чичерин и др.
Реальная жизнь намного сложнее любых схем и предполагает такое взаимодействие индивидов, групп, организаций, институтов, в процессе которого имеют место сотрудничество, соперничество, несовпадение интересов, ценностей, ненависть, борьба, конфликт. Роль конфликтов в том, что они наиболее остро сигнализируют власти и обществу о возникающих разногласиях, противоречиях и стимулируют практические действия по своевременному преодолению имеющихся проблем.
Из анализа концепций конфликта, можно сделать вывод, что общество сохраняется как единое целое, благодаря присущим ему внутренним конфликтам. Именно наличие конфликтов, их сложное множественное переплетение препятствует расколу общества на два враждебных лагеря, что может привести к гражданской войне.
Большой интерес вызывают те конфликты, которые затрагивают основу политической системы — государство. Подобные конфликты характеризуются как политические кризисы.
Политический кризис— это состояние политической системы общества, выражающееся в углублении и обострении имеющихся конфликтов, в резком усилении политической напряженности.
Другими словами, политический кризис можно охарактеризовать как перерыв в функционировании какой-либо системы с позитивным для нее или негативным исходом.
Политические кризисы можно разделить на внешнеполитические и внутриполитические.
1. Внешнеполитические кризисыобусловлены международными противоречиями и конфликтами и затрагивают несколько государств.
2. Внутриполитические кризисы— это:
o правительственный кризис— потеря правительством авторитета, невыполнение его распоряжений местными исполнительными органами;
o парламентский кризис— расхождение решений законодательной власти с мнением большинства граждан страны или изменение соотношения сил в парламенте;
o конституционный кризис— фактическое прекращение действия Основного закона страны;
o социально-политический (общенациональный) кризис— включает в себя все три вышеназванных, затрагивает основы общественного устройства и вплотную подводит к смене власти.
Политические конфликты и кризисы соотносятся таким образом, что конфликт может быть началом кризиса и кризис может служить основанием конфликта. Конфликт по времени и протяженности может включать в себя несколько кризисов, и совокупность конфликтов может составлять содержание кризиса.
Политические кризисы и конфликты дезорганизуют, дестабилизируют обстановку, но одновременно и служат началом нового этана развития в случае их позитивного разрешения. По словам В. И. Ленина, «всякие кризисы вскрывают суть явлений или процессов, отметают прочь поверхностное, мелкое, внешнее, обнаруживают более глубокие основы происходящего».
В чем же причины конфликтов?
В качестве основной, универсальной причины конфликта можно назвать несовместимость претензий сторон при ограниченности возможностей их удовлетворения.
Причинами конфликтовтакже являются:
1. Вопросы власти.Люди занимают неравное положение в системе иерархий: одни управляют, командуют, другие — подчиняются. Может сложиться ситуация, когда недовольными бывают не только подчиненные (несогласие с управлением), но и управляющие (неудовлетворительное исполнение).
2. Нехватка средств к существованию.Недостаточно полное или ограниченное получение средств вызывает недовольство, протесты, забастовки, митинги и т.д., что объективно нагнетает напряженность в обществе.
3. Следствие непродуманной политики.Принятие властными структурами поспешного, неотмоделированного решения может вызвать недовольство большинства народа и способствовать возникновению конфликта.
4. Несовпадение индивидуальных и общественных интересов.
5. Различие намерений и поступков отдельных личностей, социальных групп, партий.
6. Зависть.
7. Ненависть.
Расовая, национальная и религиозная неприязнь и др.Политический конфликт – острое столкновение противоположных сторон, обусловленное взаимопроявлением различных интересов, взглядов, целей в процессе приобретения, перераспределения и использования политической власти, овладения ведущими (ключевыми) позициями во властных структурах и институтах, завоевания права на влияние или доступ к принятию решений о распределении власти и собственности в обществе.
Политические конфликты — это конфликты по поводу власти, они возникают из различий интересов, соперничества и борьбы групп населения. В современной политической жизни можно проследить такие конфликты, как между исполнительной и законодательной властью, внутрипарламентский. Управленческий, внутрипартийный, между парламентом и президентом. В основе конфликтов лежат противоречия, и самое глубокое противоречие между между политическим обществом как единым целым и неравенством включенных в него индивидов и групп. Нельзя объяснить конфликт только экономическими, объективными причинами или только субъективными причинами. Конечно, на поверхности фигурируют личные интересы и цели лидеров или партий (убийство Екатериной 11 Петра 111, убийство Павла 1). Но в целом в первом случаен имело место недовольство придворной верхушки и гвардейцев безумствами Петра 111, а конфликт 12 марта 1801 года так же был между Павлом и придворной знатью, дворянской элитой. Павловские реформы не совпадали с интересами этой элиты – вопрос стоял так: просвещенный или непросвещенный абсолютизм, а существенных перемен в жизни общества это не произошло бы ни в том, ни в другом случае. Или наше время – 80 –90 годы ХХ века, многие думали, что это вражда Горбачева и Ельцина. Но в действительности, были серьезные общественные противоречия, глубинные интересы и цели групп населения. Или конфликт в Квебеке между англоязычной и франкоязычной общностями в 1995 году, он политический, но причина его не в политическом режиме.
Политическая борьба изобилует разнообразными методами и приемами – от честных до грязных, от мирных до насильственных. В России за 76 лет ( с 1725 по 1801 годы) было 8 дворцовых переворотов. Из 46 римских императоров 33 были насильственно свергнуты. Сталин во многом повторил папу римского времен средневековья.
В современном цивилизованном обществе все методы политической борьбы можно разделить на две группы: мирные (переговорные и связанные с реализацией средств демократии) и военные (репрессии, мятежи, революции, войны). По отношению к законам конфликты подразделяются на легитимные и нелегитимные, например, движения в России во второй половине 80 годов ХХ века были объявлены «неформальными», существующим законодательством они не были разрешены. Или война в Чечне – президент, правительство и Конституционный суд счел ее легитимной, а обе палаты Федерального собрания сочли эту акцию незаконной.
В нынешней России политический конфликт – продолжение экономического, социального, идеологического конфликтов. Политическое общество в России сочетает черты разрушенной советской системы, элементы полуавторитарной и полудемократической системы западного буржуазного типа. Российское общество перегружено противоречиями. Коммунистическая оппозиция дополняется коалицией «новых русских» с банкирами и предпринимателями, отставными генералами, независимыми профсоюзами и т.п. Оппозиция же демократических партий неантогонистична, так как спор идет лишь о тактике проведения капитализации страны. По опросам общественного мнения было сделано заключение о том, что большинство россиян не поддерживает реформы, проводимые под руководством президента. Основное противоречие нашего общества – между старшим поколением, приверженцами советских структур и происходящей перестройкой системы управления, менталитета. Лишь одна треть россиян одобряет Конституцию 1993 года, более 74 % сожалеют о распаде СССР, более 40% высказываются за восстановление советской системы.
Более частными являются противоречия между ветвями власти, между новой и старой элитами, между партиями и движениями. На первом плане в России сегодняшних дней остается конфликт между президентским режимом, постсоветской системой и коммунистической оппозицией. При разрешении и регулировании политических конфликтов большая роль принадлежит консенсусу и компромиссу. Компромисс — соглашение на основе взаимных уступок. Бывают компромиссы вынужденные (вопросы, связанные с выживанием, например, экономический союз государств, входивших ранее в СССР) и добровольные ( союзы блоков и партий).
Консенсус – это достижение согласия с аргументами противника в споре. Он характерен для демократических государств с устоявшейся политической системой, типа скандинавских стран. В молодой российской демократии консенсус пока недостижим. Как термин «консенсус» в нашей стране стал популярен лишь с 1885 года, с легкой руки М.С.Горбачева –первого и последнего президента СССР, любившего употреблять это слово. На Западе же консенсус – основной принцип взаимодействия политических сил и в зарубежной политической науке является одним из главных.
2.2. Структура и функции конфликтов
Наиболее общей причиной возникновения конфликтов является неравное положение, занимаемое людьми в обществе, разлад между ожиданиями, практическими намерениями и поступками людей, несовместимость претензий сторон при ограниченности возможностей их удовлетворения. По мнению Р.Дарендорфа, автора конфликтной модели общества, главный вопрос в конфликтах – это кто и каким образом распоряжается ресурсами, в чьих руках власть, позволяющая одной группе людей распоряжаться деятельностью других.
Субъектами политического конфликта могут быть государство, классы, социальные группы, политические партии, личности.
Значение и место конфликта в политической жизни может быть уточнено на основе его функций. Под функцией, конфликта понимаются определенные в тех или иных временных рамках последствия или направленность его воздействия на общество в целом или на отдельные сферы жизнедеятельности. О позитивном или негативном значении конфликтов можно говорить лишь в конкретных случаях и в достаточно условном смысле. Конфликты полуфункциональны:
o выполняют стабилизирующую роль и могут привести к дезинтеграции и дестабилизации общества;
o способствуют разрешению противоречий и обновлению общества, а могут повлечь гибель людей и материальные потери;
o стимулируют переоценку ценностей, идеалов, ускоряют или замедляют процесс становления новых структур;
o обеспечивают лучшее познание участников конфликта и могут привести к кризису или потере легитимности власти.
Несмотря на то, что каждый взятый в отдельности конфликт уникален, он все равно несет в себе некоторые общие черты, позволяющие отнести его к тому или иному типу (классу, виду). В основе типологии конфликтов может быть:
o сходство причин, вызвавших конфликт: социальная
o несправедливость, неравное участие в принятии политических решений, отчуждение от власти и политических институтов;
o сфера проявления: экономическая, социальная, межнациональная, культурная, военная и т.п.;
o уровень формирования и проявления: на межличностном, групповом, региональном и глобальном уровнях; на организационном уровне – межпартийные, межинституциональные, между существующей властью и общественными силами, интересы которых не представлены во властных структурах или представлены в виде отрицания и подавления этих интересов, внутри самой власти;
o время действия: затяжные, скоротечные.
Современные исследователи выделяют конфликты, связанные с процессами модернизации политических систем: конфликты цивилизованного характера, а также конфликты потребностей, интересов, ценностей и идентификации.
2.3.Пути и методы разрешения конфликтов.
Политическая наука значительное внимание уделяет поиску форм, методов, средств контроля за протеканием конфликта, выработке эффективных технологий управления им. При многообразии субъектов конфликта, их целей и позиций управление конфликтом предполагает решение ряда общих задач:
a) предупредить возникновение конфликта, либо воспрепятствовать его разрастанию и распространению;
б) вывести скрытые, неявные, латентные конфликты в открытую форму с целью уменьшения опасности внезапного развития неконтролируемых процессов;
в) локализовать социально-психологическое возбуждение, вызываемое политическим конфликтом, не допустить его распространения на другие сферы общества;
г) учесть многочисленные внутренние и внешние факторы: степень открытости политической системы, уровень сплоченности конфликтующих групп, их силу, характер вовлеченности населения в конфликт, эмоциональные аспекты поведения лидеров и их сторонников, а также культурно-исторические, социально-экономические, этно-национальные и другие особенности общества.
Решение указанных задач конкретизируется в соответствии с основной установкой – либо на урегулирование, либо на разрешение конфликта. Урегулирование предполагает снятие остроты противоборства сторон с целью избежания негативных последствий конфликта. Однако, причина конфликта не устраняется, тем самым сохраняется вероятность нового обострения уже урегулированных отношений. Разрешение конфликта предусматривает исчерпание предмета спора, изменение ситуации и обстоятельств, которое бы приводило к отношениям партнерства и исключало бы опасность рецидива противостояния.
В процессе управления конфликтом важно учитывать этап его формирования и развития. Конфликт не возникает сразу. Причины его накапливаются, зреют очень длительное время. Объективно существующие противоречия могут привести к конфликту лишь в случае их осознания субъектами (лидерами, партиями, группами и т.п.). Будущий конфликт зарождается в атмосфере напряженности в отношениях между оппозиционными сторонами, что свидетельствует о наличии предмета спора и конкуренции, несовпадении позиций. Это этап возникновения конфликта. На данном этапе важно выявить подлинные причины конфликта, тем самым вскрыть противоречие, лежащее в его основе, установить определенные нормы и правила взаимодействия сторон. Такой анализ может способствовать введению конфликта в рамки, позволяющие контролировать его ход и развитие.
Этап развития конфликта характеризуется проявлением сил, поддерживающих конфликтующие стороны или противостоящие им. Становятся очевидными границы конфликта, его интенсивность и напряжение. Особенно велико напряжение конфликтов по поводу ценностей, связанных с нравственностью, представлениями о чести и достоинстве. Эффективность действий властей на этапе развития конфликта определяется их способностью законными методами обеспечить снижение напряженности в отношениях сторон и поворот их к примирению позиций.
Этап окончания конфликта – наиболее сложная фаза, так как от результата окончания противоборства зависит новая расстановка сил в обществе. Возможны два варианта окончания конфликта: достижение примирения сторон либо их непримиримость, то есть неразрешимость конфликта. Примирение, в свою очередь, может носить характер полного или частичного урегулирования конфликта. Конфликт может разрешиться сам собой, например, из-за утраты актуальности предмета спора, усталости участников, истощения ресурсов и т.п. Выделим два наиболее общих пути примирения сторон:
1. Мирное разрешение конфликта включает такие пути и методы:
o достижение компромисса на основе сохранения исходных позиций;
o соглашение, основанное на взаимных уступках;
o истощение ресурсов одной или нескольких сторон, что делает невозможным продолжение конфликта;
o обретение в процессе противоборства взаимоуважения сторон, понимания прав и интересов соперника.
2. Примирение на основе принуждения, в основе которого:
o явное превосходство сил и ресурсов с одной стороны и их дефицит с другой;
o изоляция одной из сторон, понижение ее статуса, а также другие состояния, свидетельствующие об ослаблении ее позиций, о поражении;
o уничтожении противника, в результате чего мир устанавливается в отсутствие врага.
Наиболее распространенным методом достижения примирения сторон являются переговоры. В процессе переговоров стороны обмениваются мнениями, что снимает остроту противостояния, помогает понять интересы оппонента, более точно оценить соотношение сил, условия примирения, выявить суть взаимных претензий, альтернативные ситуации, ослабить «нечестные трюки» соперника. Таким образом, переговорочный процесс включает соблюдение специальных правил, приемов, позволяющих каждой их сторон добиться поставленных целей через принятие решений, обеспечить их выполнение и воспрепятствовать обострению постконфликтных отношений. Переговоры – ритуал, отражающий соотношение сил. Наиболее эффективным методом их проведения является соглашение на основе компромисса. Это особо актуально в тех случаях, когда срыв переговоров будет иметь для конфликтующих сторон неблагоприятные последствия. продолжение
--PAGE_BREAK--