ЦЕНТРОСОЮЗ РОССИИ
ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГУМАНИТАРНО — КОММЕРЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ПРИМОРСКОГО КРАЙПОТРЕБСОЮЗА
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: «Экономика»
На тему: «Материально техническаябаза общественного питания»
Студента 3. курса очного отделения группы ЗТ-1
Специальности 2711 — Технология продукции общественного питания
_____________________________________ Ковалев Д. А.__________________
(Фамилия и инициалы)
Руководитель____________ Иванькова В.Я.
(ФИО)
Владивосток2005
Содержание:
TOC o «1-3» Введение:… PAGEREF_Toc103432623 h 3
I Понятие материально – технической базы, еероль в развитии отрасли. PAGEREF_Toc103432624 h 4
IIФормирование финансовых ресурсов для развития и обновления материальнотехнической базы в рыночных условиях… PAGEREF_Toc103432625 h 10
IIIПоказатели эффективности использования материально технической базы PAGEREF_Toc103432626 h 15
IVПутиповышения эффективности использования МТБ… PAGEREF_Toc103432627 h 21
Заключение… PAGEREF_Toc103432628 h 26
Список литературы:… PAGEREF_Toc103432629 h 27
Приложение:… PAGEREF_Toc103432630 h 28
Введение:
Материально-техническая база общественногопитания — повлеченные в процесс производства, реализации и организациипотребления средства и орудия труда — здания, сооружения,оборудование, транспорт и т. д.
Она включает основные производственные фонды,принадлежащие предприятиям общественного питания, а также арендуемые.На долю зданий и сооружении приходится 2/3 общего объема основных,производственных фондов общественного питания.
В среднем примерно 55 % общегообъема основных фондов
обеспечивают процесс производства, 35 % — потребление и
10 % — реализацию.
Специфической особенностьюматериально-технической базы общественного питания являетсявысокий удельный вес привлеченных основных фондов, в частности, приорганизации школьного питания, когда столовые школ находятся на балансерайонных отделов народного образования.
Работа состоит из следующих частей:
Пункт IСодержит в себе основные понятия, формулы и основныезадачи.
Пункт IIВключает в себя формирование финансовых ресурсов.
Пункт IIIСостоит из методики анализа эффективности МТБ.
Пункт IVСодержит в себе материал по повышению эффективности МТБ.
В приложении описывается как найти Мощностькухни и пропускную способность.
Цель изучения даннойкурсовой:
Выработать умение и навыки анализа и планирования материально-технической базы общественного питания срешением практических задач. Научиться определять обеспеченность местами вобъектах общественного питания на перспективу, оценивать эффективность капитальных вложений, определять путиповышения эффективности использования материально-технической базы общественногопитания.I Понятие материально – технической базы, еероль в развитии отрасли.
Совокупность средств и предметов труда, функционирующих вобщественном питании, составляет его материально-техническую базу. Она состоитиз производственно-торговых зданий, торгово-технологического оборудования,производственного и торгового инвентаря, транспортных средств.
Особенностиматериально-технической базы общественного питания заключаются в том, чтосредства и предметы труда функционируют не только в процессе производства, нои в процессах реализации и организации потребления кулинарной продукции.-
Около75 % основных средств предприятий общественного питания являются арендованнымиили безвозмездно предоставленными заводами, фабриками, транспортными истроительными организациями, учреждениями, учебными заведениями.
Предприятияобщественного питания классифицируют в зависимости от характера производства(заготовочные, доготовочные, предприятия с полным циклом производства),ассортимента выпускаемой продукции (универсальные и специализированные), объемаи характера предоставляемых покупателям услуг (люкс, высшая, I, II, IIIкатегории).
Дляхарактеристики материально-технической базы общественного питания используютцелую систему показателей: количество предприятий, размер площади торговыхзалов и количество мест в них, количество мест на 1000 жителей, средний размеродного предприятия (торговая площадь и количество мест) и др.
Кспецифическим показателям, характеризующим материально-техническую базуобщественного питания, относят производственную мощность кухни и пропускнуюспособность торгового зала.
Производственнаямощность кухни — это максимально возможный выпуск предприятием продукцииопределенного ассортимента в единицу времени (сутки, год). Ее определяют наоснове производительности, имеющегося оборудования и емкости варочных котлов.На производственную мощность, кроме производительности оборудования, оказываютвлияние сложность приготовления кулинарной продукции, ассортимент, качествопоступающего сырья, удельный вес полуфабрикатов в составе сырья,продолжительность производственного цикла, режим работы предприятия.
Производственную мощность кухни измеряют в натуральных иусловно-натуральных показателях. Она может быть определена для первых и вторыхблюд отдельно по следующей формуле:
где Мс — суточная мощность кухни, количество, первыхили вторых блюд; В — продолжительность работы кухни, мин; П —организационно-технологические простои в смену, мин; ta— продолжительностьцикла, мин; Vоб— общая емкость котлов, л; К — коэффициентзаполнения котлов; Ve—емкость одного первого или второго блюда, л.
Степень использования производственной мощности кухни определяют спомощью коэффициента использования, который представляет собой отношениефактического (планового) выпуска блюд к расчетной мощности.
Пропускнаяспособность обеденного зала — это максимально возможное количествопотребителей, которое может обслужить предприятие в единицу времени. Оназависит от площади обеденного зала, нормы площади на одно место, режима работы.Заполнение обеденного зала, как правило, бывает неравномерным. Максимальныйпоказатель может быть достигнут только в часы пик, поэтому в расчет принимаютнеполную нормативную пропускную способность.
Пропускная способностьобеденного зала может быть определена по следующей формуле:
где С —пропускная способность зала, количество посетителей в день, человек; П3— полезная площадь зала, м2; Н — норма площади на одно место, м2;В — время работы зала в день, мин; t— продолжительностьприема пищи одним потребителем, мин; К — коэффициент заполнения зала с учетомнеравномерности посещения в течение дня.
Коэффициентиспользования пропускной способности обеденного зала рассчитывают какотношение фактического количества посетителей, обслуженных предприятием заединицу времени, к его пропускной способности.
По характеруучастия в производственно-торговом процессе и способу перенесения стоимостиподавляющую часть средств труда в общественном питании относят к основнымфондам. Экономическую эффективность использования основных фондов общественногопитания измеряют с помощью системы стоимостных и натуральных показателей,основными из которых являются: фондоотдача (розничный товарооборот поотношению к среднегодовой стоимости основных фондов) и рентабельность (суммаприбыли по отношению к среднегодовой стоимости основных фондов, умноженная на100).
Эффективностьиспользования отдельных видов машин и оборудования характеризуется коэффициентамиэкстенсивной, интенсивной и интегральной загрузки оборудования. Коэффициентэкстенсивной загрузки оборудования показывает использование оборудования вовремени и определяется отношением фактического времени работы, оборудования кмаксимально возможному расчетному фонду времени.
Коэффициентинтенсивной загрузки оборудования отражает уровень использования оборудованияпо мощности и рассчитывается отношением фактического объема выпуска продукции вединицу времени (час, смену, сутки) к максимально возможной мощностиоборудования за это же время.
Коэффициентинтегральной (полной) загрузки оборудования характеризует использование машинс учетом их экстенсивной и интенсивной загрузки. Его определяют какпроизведение коэффициентов экстенсивной и интенсивной загрузки оборудования.
Коэффициентинтегральной загрузки оборудования представляет собой показатель использованиямощности кухни. Коэффициенты использования мощности кухни и пропускнойспособности торгового зала отражают эффективность использованияматериально-технической базы общественного питания.
В настоящеевремя в потребительской кооперации насчитывается более 108 тыс. предприятий на5,2 млн. мест. Развитие материально-технической базы общественного питанияпотребительской кооперации осуществлялось на основе реализации целевыхкомплексных программ (рационализации деятельности кооперативных организаций нпредприятий, увеличения товарных ресурсов, сокращения применения ручного трудаи улучшения использования техники), что позволило повысить уровень механизациитрудоемких работ в отрасли с 8,2 % в 1980 г. до 11,4 % в 1985 г., сэкономитькапитальные вложения за 5 лет на сумму более 82,9 млн. руб.
Обеспеченностьнаселения общедоступной сетью предприятий общественного питания намечено довестив 1990 г. до 35 мест, в 1995 г. — до 40, в 2000 г. — до 45 мест на 1000 жителей.
Создание населе современной сети предприятий общественного питания имеет большое значениедля дальнейшего роста материального благосостояния сельских тружеников,повышения эффективности работы отрасли.
Основнымизадачами анализа материально-технической базы общественного питания являются:
1-анализналичия, состава и движения сети объектов общественного питания;
2-изучениевыполнения плана развития сети и ввода в эксплуатацию основных фондов;
3-оценкаобеспеченности местами в предприятиях общественного питания в соответствии снормативами;
4-анализсостояния, видовой структуры основных фондов, изменений в их составе;
5-оценкаэффективности использования материально-технической базы, изучение степенизагрузки оборудования, производственных и торговых площадей;
6-поиск путейразвития и повышения эффективности использования материально-технической базы.
Информационнойбазой анализа материально-технической базы в общественном питании являютсяплановые задания, отчет формы 4-торг «Отчет по общественному питанию», бухгалтерскийбаланс и приложения к Нему, нормативы обеспеченности сетью, данные оконтингентах обслуживаемого населения.
Используяформу 4-торг, где в третьем разделе приведены данные о сети объектов и числемест в них, можно выяснить наличие сети объектов общественного питания, включаясезонную сеть, состав сети по месту нахождения, оценить средний размеробъектов.
Наличие сетианализируется по типам объектов, специализации, формам обслуживанияпотребителей, числу действующих цехов по выпуску полуфабрикатов и кондитерскихизделий. Оценивается также местонахождение сети: при школах, промышленныхпредприятиях, сельскохозяйственных предприятиях, стройках, не связанной собслуживанием определенного контингента.
Важнопроанализировать движение сети с точки зрения причин ее изменения. Например,увеличилась ли она за счет нового строительства, технического перевооруженияили реконструкции, по каким-либо другим причинам.
Очень важноизучить обеспеченность сетью объектов общественного питания по сравнению с нормативами.Такая оценка делается по населенным пунктам, по типам объектов, связанных собслуживанием определенного контингента: (объектов при школах, промышленныхпредприятиях). Имеется норматив числа мест на 1000 жителей для общедоступнойсети (35 мест). Для школьного питания он составляет 350 мест на 1000 учащихся внаиболее многочисленную смену, Iдля учащихся училищ — 1/3 числа учащихся, работников Iтранспорта, ремонтныхмастерских — 125 мест на 1000 работающих, заготовительных предприятий, сельхозтехники - 220мест на 1000 работающих и т. д.
Послепроведения анализа наличия и обеспеченности сетью объектов общественногопитания разрабатываются меры по рациональному размещению сет» с учетомизменении в расселении, планов застройки населенных пунктов, целесообразнойспециализации объектов, дальнейшего перевода объектов общественного питания наработу с полуфабрикатами.
При анализематериально-технической базы общественного питания важно также произнестианализ состояния основных фондов. Оно характеризуется структурными сдвигами вих составе по видам, коэффициентами износа, годности и обновления. При оценкеструктуры основных фондов, прежде всего обращается внимание на динамикуудельного веса активной части основных фондов в их общей стоимости.
Методикарасчета коэффициентов износа, годности и обновления является общей для всехотраслей экономики. Коэффициент износа определяется как отношение суммы износак балансовой стоимости основных фондов. Коэффициент годности равен отношениюостаточной стоимости основных фондов к их балансовой стоимости. Этикоэффициенты рассчитываются на определенную дату. Так, можно сравнить ихизменение на начало и конец анализируемого периода.IIФормирование финансовых ресурсов для развития и обновления материальнотехнической базы в рыночных условиях
Материально-техническоеснабжение предназначено для обеспечения предприятий общественного питания оборудованиемвсех видов, кухонной и столовой посудой, производственным, технологическим и торговыминвентарем, санспецодеждой и форменной одеждой, мебелью и т. п.
К организацииматериально-технического снабжения предприятий общественного питанияпредъявляются следующие требования: своевременность и комплектность поставок;бесперебойность, так как перебои в снабжении нарушают четкий ритм работыпредприятий, ухудшают качество обслуживания; высокое качество поставок, т. е.все материально-технические средства должны поставляться в соответствии сдействующими стандартами и техническими условиями; экономичность, онапредусматривает правильный выбор формы снабжения, снижение уровня издержекобращения и т. я. К органам снабжения, входящим в систему материально-техническогоснабжения предприятий общественного питания, относятся Всесоюзные объединения,Министерства торговли РСФСР и министерств торговли союзных республик, отделыснабжения управлений и трестов общественного питания, а также хозрасчетныеорганизации — базы, склады, специализированные магазины.
Не Всесоюзныеобъединения «Союзинвентарь» и «Союзторгоборудование» Министерства торговли СССРвозложены следующие функции: осуществление оптовой торговли немеханическимоборудованием, мебелью, инвентарем, посудой; обеспечение предприятий торговли иобщественного питания холодильным, тепловым, механическим и другимторгово-технологическим оборудованием и запасными частями к нему; разработка ивнедрение новых прогрессивных видов немеханического оборудования, мебели,инвентаря, посуды и др.
В настоящеевремя организациям торговли и общественного питания материальные ресурсывыделяются объединениями «Союзторгоборудование», «Союзинвентарь», главснабамиминистерств торговли союзных республик и местными органами снабжения. ГлавснабМинистерства торговли РСФСР имеет сеть межобластных баз, а также тресты«Росторгкомплект» и «Торгмаш». Предприятия треста «Торгмаш» выпускают оборудованиеи мебель для предприятий торговли и общественного литания.
Всесоюзноеобъединение «Союзторгоборудование» рассылает министерствам торговли союзныхреспублик, управлениям материально-технического снабжения формы заявок наоборудование, мебель, инвентарь и посуду, в которых указывается номенклатурапоставляемых изделий и ориентировочная цена. В вышестоящей организации (тресте,торге) поступившие от предприятий заявки проверяют и обобщают до 1 апреля текущегогода. Затем рассчитывают потребность в предметах оснащения для новыхпредприятий и дооснащения действующих.
Количествоматериальных средств определяется на основе норм расхода, оснащения,эксплуатационных норм. Нормы расхода устанавливаются для определенияпотребности в предметах одноразового использования. Например, оберточнаябумага, бумажная посуда, моющие средства и другие материалы, целиком потребляемыев процессе торгово-производственной деятельности. Нормы оснащенияустанавливаются для определения потребности в предметах многократного использования.Количество необходимого оборудования для оснащения новых, реконструкции ипереоборудования действующих предприятий общественного питания определяетсяНормами оснащения предприятий общественного питания торгово-технологическим ихолодильным оборудованием, утвержденными приказом Министерства торговли СССРот 26 ноября 1971 г. Нормы оснащения оборудованием разработаны на однопредприятие с учетом его типа, мощности и условий работы (на сырье илиполуфабрикатах).
Потребность встоловой посуде, столовых приборах, мебели и кухонном инвентаре на планируемыйгод рассчитывается по Нормам оснащения предприятий общественного питанияпосудой, столовыми приборами, мебелью и кухонным инвентарем, утвержденным приказомМинистерства торговли СССР от 9 февраля 1973 г. Чтобы определить потребностьнового предприятия в фарфорофаянсовой и стеклянной посуде, столовых приборах,норму по каждому виду посуды умножают на количество мест в зале. Нормысоставлены из расчета 3-—3,5 комплекта на одно место в зале, чтопредусматривает восполнение ее убыли при эксплуатации.
Количество иноменклатуру кухонного инвентаря определяют в соответствии с даннымичисленности работников производства, а также с учетом объема и ассортиментапродукции, изготовляемой е часы максимальной загрузки производства, чтосоставляет примерно 50% суточной реализации блюд на общедоступных предприятияхи 70—80% в рабочих столовых.
Количествосанитарной одежды, сан обуви определяется в соответствии с нормами их выдачи,которые устанавливаются для различных работников Министерством торговли СССР сучетом срока носки. Норма спецодежды — два комплекта для каждого работника вгод. Для повара в комплект входят куртка белая, фартук белый, колпак (косынка).Форменная одежда для официантов выдается также по соответствующим нормам.
Надействующих предприятиях потребность в дополнительном оснащении рассчитываетсякак разность между нормативным и фактическим количеством материально-техническихсредств. Потребность в предметах материально-технического оснащенияопределяется по фактическому расходу за прошлый период с учетом изменений условий работы в планируемом периоде.
Приемкаоборудования и других предметов материально-технического оснащенияпроизводится согласно инструкциям о порядке их приемки по количеству икачеству. При приемке оборудования, поступившего в таре, проверяетсяцелостность упаковки, соответствие техническим условиям, сопроводительнымдокументам, Удостоверяющим качество и комплектность (технический паспорт,специализация и т. п.). При наличии каких-либо дефектов, отклоненийсоставляется акт. Порядок составления акта (сроки, состав комиссии и т. п.)определяется договорами и инструкциями. На основании актов предъявляютсяпретензии к поставщикам.
Руководительпредприятия общественного питания обязан обеспечить сохранность и безопаснуюэксплуатацию оборудования. Оборудование с балансов предприятий списываетсяпри условии, что это оборудование к дальнейшей эксплуатации непригодно, так каквследствие износа после истечения срока службы оно полностью утратило своепроизводственное назначение, а проведение его модернизации технически нецелесообразнои экономически неэффективно. Списание оборудования проводится на основаниизаключения и акта комиссии в составе заместителя руководителя предприятия(председатель), на балансе которого находится оборудование, и членов комиссии —главного инженера, инженера по оборудованию или механика, главного или старшегобухгалтера, представителя общественности от организации илипредприятия-владельца оборудования, представителя ремонтно-монтажногокомбината» Учитывая ограниченное поступление нового оборудования, комиссияобязана технически обоснованно подходить к вопросам его списания. В случаекогда оборудование еще пригодно к дальнейшей работе, хотя срок службы егоистек, необходимо продолжить эксплуатацию этого оборудования, аспециализированные производственные комбинаты по торговой технике обязаны осуществлятьего обслуживание и ремонт до полного износа.
Инвентарь напредприятиях общественного питания подразделяется на предметы стоимостью до 2руб. и от 2 до 50 руб. Инвентарь стоимостью до 2 руб. при поступлении вэксплуатацию сразу списывается на издержки производства и обращенияпредприятий. Однако за эксплуатацией данного вида инвентаря необходимо осуществлятьконтроль.
Заменаизносившегося инвентаря происходит один раз в пять дней. Для этогоматериально-ответственное лицо составляет акт о порче инвентаря. Руководительпредприятия рассматривает акт и принимает решение. Акт с визой руководителянаправляется на склад. Кладовщик склада взамен износившегося инвентаря отпускаетновый, дополнив его количество до норматива.
Необходиморазрабатывать организационно-технические мероприятия по сокращению боя, лома,порчи инвентаря, в том числе определять места его хранения, устанавливатьматериальную ответственность и организовывать оперативный контроль заэксплуатацией инвентаря, принимать меры материального поощрения работников,сохраняющих инвентарь пригодным для эксплуатации в течение длительного срока,правильно организовывать мытье посуды.IIIПоказатели эффективности использования материально технической базы
Методикаанализа экономической эффективности использования материально-технической базы
Необходимымэтапом анализа материально-технической базы является анализ эффективности ееиспользования. Он включает оценку экономической эффективности использованияосновных фондов; анализ влияния различных фактором на показатели эффективности;обобщение данных анализа и
разработку мероприятий,но повышению эффективности использования материально — технической базы.
Измерениеэкономической эффективности использования материально-технической базыобщественного питания с целью анализа и планирования осуществляется с помощьюсистемы показателей. Различают общие и частные показатели эффективностииспользования материально-технической базы. Общие показатели характеризуютэффективность использования всей совокупности основных фондов. Частныепоказатели характеризуют эффективность использования отдельных видов основныхфондов (машин, оборудования, площадей).
К общимпоказателям эффективности использования основных фондов относят фондоотдачу,фондоемкость и рентабельность основных фондов.
Вобщественном питании могут использоваться несколько показателей фондоотдачи.Общая фондоотдача рассчитывается как отношение товарооборота общественногопитания к среднегодовой стоимости основных фондов. Рассчитывается такжепоказатель фондоотдачи активной части основных фондов как отношение оборота пособственной продукции к среднегодовой стоимости активной части основныхфондов. Фондоемкость выступает показателем, обратным фондоотдаче.
При изменениисостава товарооборота, в частности, росте удельного веса собственной продукциив товарообороте общественного питания, целесообразно использовать для сравнительнойоценки эффективности использования основных фондов показатель фондоотдачи,рассчитанный по условному товарообороту. Производство и реализация собственнойпродукции являются более трудоемкими, чем реализация покупных товаров. Врасчетах рекомендуется использовать соотношение трудоемкости 2:1. Для ростафондоотдачи темп роста товарооборота должен превышать темп роста стоимостиосновных фондов.
При анализетемп изменения фондоотдачи следует оценивать в комплексе с темпами измененияпроизводительности труда и фондовооруженности работников.
Зависимостьфондоотдачи от динамики производительности труда и фондооруженности легкодоказать. Чтобы росла фондоотдача, необходимо соблюдение следующей пропорции:
где /т — индекс изменения товарооборота общественного питания; /ф — индекс измененияосновных фондов; /ч — индекс изменения среднесписочной численностиработников.
Задачаопережающего роста стоимости основных фондов над ростом численности работниковобусловлена объективной необходимостью сокращения доли затрат живого труда в общихзатратах общественного труда. Разделим указанную пропорцию на численность иполучим следующее неравенство:
где пт — индекс изменения производительноститруда (товарооборота на одного работника); фв — индекс изменения фондовооруженнооти трудаработников.
Опережающийрост производительности труда над фондовооруженностью труда работниковвыступает условием оптимального управления основными фондами.
Изучаяэффективность использования основных фондов в общественном питании, следуетиметь в виду, что общие и частные показатели эффективности использованияосновных фондов взаимосвязаны между собой. Так, рост фондоотдачи зависит отэффективности использования оборудования, производственной мощности кухни,пропускной способности залов.
В процессеанализа фондоотдачи необходимо рассчитать влияние изменения фондоотдачи наизменение объема товарооборота общественного питания (ДТФ°) по формуле
где ∆ФО- изменение фондоотдачи основных фондов; Ф -среднегодовая стоимость основныхфондов за отчетный год.
Отношениевеличины влияния фондоотдачи на общий прирост товарооборота покажет удельныйвес интенсивных факторов в расширении объемов деятельности предприятияобщественного питания (Диф):
Ростфондоотдачи позволяет сэкономить капитальные вложения, необходимые для развитияматериально-технической базы в связи с ростом объемов деятельности. Относительнаясумма экономии (перерасхода) капитальных вложений в результате измененияфондоотдачи (ДЭ',1*' ) определяется по формуле:
где Т1 — товарооборот общественного питания за отчетный период; ФО0 — фондоотдача за базисный период.
Повышениеэффективности использования основных фондов влияет на снижение издержекпроизводства и обращения через уменьшение амортизационных отчислений на одинрубль товарооборота. Влияние фондоотдачи на сумму издержек общественного питания(ДИФ°) можно определить следующим образом:
где М| — сумма издержек производства и обращения; У.|м1 -удельный весамортизационных отчислений в общей сумме издержек производства и обращения; ДФО- изменение фондоотдачи основных фондов, %.
Показательрентабельности основных фондов (Рф) характеризует сумму прибыли (П),приходящуюся на единицу их стоимости (Ф):
Дляинтенсивного развития предприятия общественного питания необходимо, чтобы рострентабельности основных фондов (/рф) опережал рост фондоотдачи (/фо)и соблюдалось неравенство:
Анализ общихпоказателей эффективности использования основных фондов должен быть дополненанализом динамики изменения частных показателей эффективности использованияматериально-технической базы.
Все частныепоказатели эффективности использования материально-технической базы вобщественном питании можно подразделить на три группы:
1-показателииспользования производственно торговых помещений;
2-показателииспользования производственной мощности кухни и пропускной способности зала;
3-показателиэффективности использования отдельных видов оборудования.
К группепоказателей использования производственно-торговых помещений относятся:розничный товарооборот на одно место, оборот по собственной продукции на одноместо, прибыль в расчете на одно место, оборот по собственной продукции на 1 м2производственной площади, товарооборот общественного питания на 1 м2общей площади. Основными факторами, влияющими на величину оборота и прибыли врасчете на одно место, в общественном питании являются: тип объекта, егоместонахождение, плотность сети объектов общественного питания.
Целесообразновыявить, какая доля прироста розничного товарооборота получена за счетизменения числа мест, а какая за счет изменения нагрузки на одно место..
Показателиэффективности использования пропускной способности зала и производственноймощности кухни рассмотрены нами п главе 2 в связи с возможностью их использованиядля планирования выпуска блюд. К ним относятся:
*коэффициентиспользования пропускной способности
зала, как отношение фактического числа обслуженных потребителей за единицувремени к его пропускной способности;
*оборачиваемостьмест, т. е. число посетителей, приходящееся в среднем на одно место в единицувремени;
*коэффициентиспользования производственной мощности кухни как отношение количествафактически выпущенной
продукции к максимально возможному выпуску, т. е. к производственной мощности.
Кпоказателям, характеризующим эффективность использования отдельных видовоборудования, относятся коэффициенты экстенсивной и интенсивной нагрузкиоборудования.
Коэффициентэкстенсивной нагрузки оборудования (Кэ) характеризует степеньиспользования оборудования во времени
где Вф — время фактической работы оборудования; Вк — календарный (плановый)фонд времени работы оборудования.
Коэффициентинтенсивной нагрузки оборудования (Кн) характеризует использованиепроизводительности (мощности) оборудования в единицу времени:
где Пф — фактическая производительность оборудования в единицу времени; Пт — производительность (мощность) оборудования в единицу времени по техническомупаспорту.
По итогаманализа частных показателей эффективности
основных фондов разрабатываются предложения по улучшению использования производственноймощности предприятий и пропускной способности торговых залов. Среди них могутбыть следующие:
-изменениеассортимента выпускаемой продукции;
-повышениесменности работы отдельных цехов и предприятий;
-обоснованныйвыбор различных видов и типов оборудования с учетом объема выпускаемойпродукции и других факторов;
-определениеоптимального размера объекта общественно
го питания при выборе проекта для нового строительства и др.IVПути повышения эффективности использования МТБ
Длябольшинства объектов общественного питания проблема повышения эффективностииспользования материально-технической базы заключается не в недостаткемощностей, а в поиске путей стимулирования сбыта продукции, выхода на новыегруппы потребителей. Поэтому при разработке рекомендаций следует обращатьвнимание на совершенствование ассортимента, повышение качества выпускаемойпродукции, гибкое ценообразование, рекламу, формирование имиджа объектаобщественного питания. Одним из основных путей повышения эффективности использованияматериально-техническ