Миссия психолога в системе образования.
В современных условиях государство неберёт на себя функции духовного развития молодёжи. Поэтому школа иногда неможет вмешаться в это. Отсюда происходит множество психологических проблем.Поэтому родители нуждаются в том, кто даст ответы на вопросы духовногонаправления в воспитании детей. В школе это – психолог.
Кому и зачем мы нужны в школе?
То, что школе нужен психолог,принимается как постулат. Вместе с тем, встречи и разговоры с коллегами,текучесть психологических кадров в образовании заставляют задать два простыхвопроса: «Зачем нужен в школе психолог?» и «Кому он там нужен?». Тема не новая.В разное время были статьи Битяновой, Бегловой, Сартана, Степановой идругих авторов. Начнем с того, что, хотя психологическая служба в школахпоявилась почти двадцать лет назад, по сей день не существует четкихпредставлений о ее задачах и целях. Это хорошо иллюстрируют ответы студентовпсихологического факультета одного из московских вузов на вопрос о том, зачем вшколе психолог. Самые частые из них – «адвокат ребенка», «ну, что быпомогать» — кому «помогать» — точно не отвечают, кажется, детям.Обращаю внимание – это говорят будущие школьные психологи, которые начнутработать через год-два, но у которых пока еще свеж свой школьный ученическийопыт.
Директора и завучи школ тоже смутнопредставляют, какой заказ можно сформулировать психологической службе. Тем,кому стыдно признаться, цитируют фразы о психологическом сопровождении, но, припрояснении запроса, обычно сталкиваешься с тем, что от тебя ждут чуда: то ли тызнаешь на какую кнопку нажать, чтоб Вася стал из сорванца идеальным, то лиможешь дать индульгенцию на педагогический неуспех.
Вместе с тем, с родителямиотношения складываются адекватно, если инициатор контакта с психологом –семья. И хотя по содержанию такое общение мало чем отличается отконсультативного (и по жанру, и в смысле консультативного центра), но, в случаевзаимопонимания между собеседниками, можно прогнозировать хороший результат, таккак у психолога расширены возможности – ребенок все время перед глазами.
Надо отметить, что сами психологитоже плохо представляют свою роль. Как сложится психологическая служба в школе,целиком зависит от того, что собой, как личность, представляет психолог, какиеидеи о психологии у администрации школы и как психолог с администрациейдоговорятся.
Педагог-предметник имеет правопреподавать по любому учебнику из существующих по его предмету, согласовав этос администрацией, но все знают, чего от него ждать, как это может выглядеть,что должно быть в результате. Школьный психолог так же может выбрать одну изпринятых концепций: научно-методическое руководство учебно-воспитательнымпроцессом, оказание помощи детям, испытывающим трудности или психолого-педагогическоесопровождение ребенка. А дальше — полная свобода. И это было бы прекрасно, еслибы не рождало у окружающих неоправданные надежды.
Итак, предположим, что психолог нуженв школе ребенку. Что мы можем предложить? Наш диагностический инструментарийпозволяет выявить эмоционально-личностные, интеллектуальные особенности каждогошкольника и предложить рекомендации для оптимального развития каждого ученика,максимального раскрытия, использования его потенциала. Только это надо, скорее,взрослым – учителям, родителям – знать, что делать. Ребенку больше надоуважение, надо, чтоб его принимали таким, какой он есть, а не лезли в душу безспросу. Ситуация обследования в школе не всегда безопасна для ребенка ипрактически всегда – тревожна. Если тестирование плановое, от него практическиневозможно отказаться. Кому и как сообщат результаты – дети тоже не всегдазнают (это вполне относится к службам, соблюдающим все требованияконфиденциальности – тестируемым не всегда известна судьба результата).
В процессе развивающих занятий,тренингов, уроков психологии мы можем помочь учащимся больше узнать о своемвнутреннем мире, об особенностях людей, об отношениях между людьми и научитьсяпользоваться этими знаниями. Думаю, что психологические знания, возможность сформироватькогнитивные качества, коммуникативные навыки – действительно, то, что мы можемдать детям. Только как бы не вышло «демьяновой ухи» — это ведь дополнительныеуроки при достаточно большой учебной нагрузке Нужны ли мы учителям? Как ужеотмечалось выше, школьных психологов часто рассматривают как неких волшебников,знающих, «где кнопка». И это ожидание – наш троянский конь. Оно льститпрофессиональному самолюбию психолога, создает ловушку осознания своейполезности, может дать ощущение власти или надежду на сотрудничество. В такойситуации учитель неоправданно занимает детскую позицию, и, как ребенок, ждет,что психолог сейчас все сделает, решит все проблемы. И — так же, как ребенок,обижается, если не видит желанный результат. Если же все-таки результат удалосьдостигнуть, то порой, как ребенок, приписывает все заслуги себе. Ситуация, в которой невозможно сотрудничество.
Вместе с тем, психолог может быть вомногом полезен педагогу. Учитель добивается результата, психолог — исследует процесс. Именно психолог может выявить точки прерыванияконтакта учителя с классом или отдельными учениками, проанализировать причины ипомочь восстановить продуктивные отношения.
Как бы ни было справедливо все вышесказанное, но это описывает только частные области психологической деятельности.Видится проблема в том, что нет пока в образовательном сообществе представленияо миссии школьного психолога. Именно поэтому не понятно, в какое время братьребенка на обследование, когда проводить тренинг с классом, когда заниматьсяразвивающими занятиями, когда оказывать психотерапевтическую помощь. Именнопоэтому мы ловим у коридоре, просим у завуча, договариваемся с учителями, чтобназначили, чтоб отпустили, чтоб дали и т.д. Очень красивая и справедливаязадача обеспечения психологического здоровья звучит размыто, на нее трудноопереться, потому что не видно границ. Именно поэтому каждый специалист насвоем месте договаривается с администрацией, что он будет делать и почему.
Кроме того, специфика нашей работы требует«следования за клиентом», и необходимость учитывать конкретные потребностиконкретного детского и педагогического коллективов оставит место для свободы
Нужно обсудить с коллегами эту проблему: в чем они видят своюмиссию. Сейчас, когда наработано достаточно материала, есть прекрасныетехнологии и понятно чтоделать и как, хорошо бы вернуться к вопросу «зачем?».Определить наше место (или его возможные варианты) в структуре образования.
Наверное,каждый из российских школьных психологов ощущал свое двойственное (как минимум)положение.
С одной стороны, имеется — чуть ли не явно сформулированная — миссия: помочькаждому ребенку стать автором собственной жизни.
Поэтому каждый, ктозанимается психологическим сопровождением, должен прежде всего осознаватьконечную цель своей работы. А это тесно связано с пониманием миссии школьногопсихолога. Мы видим ее в организации образовательной среды, направленной нанаиболее полное развитие потенциала учащихся. Для этого нужно совсем немного —принять ребенка таким, какой он есть, со всем его своеобразием и особенностямиразвития. Такая позиция психолога открывает возможность индивидуального подходак становлению личности каждого ученика.
Это в корне противоречитустоявшемуся представлению о том, что задача психолога — находить недостатки вразвитии детей и с помощью коррекции «подгонять» их под определенный стандарт«нормального ученика». Действительно, принадлежность к определенной (часто околокриминальной) субкультуре накладывает большийотпечаток на формирование личности ребенка, чем воздействие даже самогохорошего психолога.
Оспаривая это мнение, особо отметим, что задача психолога, занимающегосясопровождением, — открыть ребенку «различные грани бытия», показать, чтожизненные ценности могут быть более яркими и значительными, чем дети могут это себе представить, находясь в рамках той или инойсубкультуры. Но в любом случае ответственность за свою дальнейшую жизнь и правовыбора своего жизненного пути остается за ребенком.
Подводя итоги отметим значимостьподобных споров, в результате которых уточняется содержание самих понятий.Стоит признать, что право на существование имеют различные моделипсихологического сопровождения. Главное при этом, чтобы психолог постоянноосознавал цели своей деятельности.
Должны ли школьные психологи приниматьучастие в воспитании?
Психолог, безусловно, должен заниматься воспитанием, но он не долженслепо верить в свое могущество и всесилие. Мне кажется, что многиепредставители психологической науки считают, что именно с ее помощью можнорешить все проблемы и как бы встать над остальными.
Ответственность психологов за то, что происходит в школе, очень высока.Конечно, хорошо, что за последние пятнадцать лет произошла психологизацияобразования: этому можно только аплодировать. Но у психологов своя миссия. Вначале века выдающийся русский философ и педагог С.И. Гессен определил, чтосуществуют четыре сферы бытия человека. Первая сфера — биологическая. Вторая —социальная. Третья охватывает сферу культуры. Четвертая рассматривает человекакак члена «социума духовных существ».
Психолог в большей степени можетвоздействовать на первые две сферы. Две другие сферы требуют глубокого знаниякультуры, философии, социологии. Не у каждого психолога есть такие знания. Апри неумелом вмешательстве в эти сферы существует немалый риск.
От воспитателя требуетсяопределенный уровень личностного развития. Многие известные психологи ипсихиатры в расцвете своего творчества обращались к проблемам духовности.Впрочем, мне известны и современные психологи, которые являются замечательнымивоспитателями. Принципы в ассортименте
Профессиональноесообщество психологов образования все еще обсуждает вопрос, который можносчитать главным: зачем в школе психолог? Года полтора назад я уже приводилсписок вариантов ответа на этот вопрос. С тех пор принципиально новых версий непоявилось, но и прежних не поубавилось.
Рассмотрим их еще раз в томже порядке. Вернее, наоборот, в том же беспорядке,поскольку никакой строгой последовательности здесь быть не может.
Обеспечение психологического здоровья и психологического комфортаребенка и всех участников образовательного процесса Безусловно, красивая идея, но само понятие«психологическое здоровье» пока еще обсуждается, что затрудняет практическуюреализацию.
Мониторингобразовательного процесса с целью обеспечения грамотных управленческих решений— распространенный взгляд управленцев, во всей своей полноте реализованный,например, в Самарской области. Принцип хорош четкостью разделения обязанностейи логичностью встраивания психологической службы в систему образования. Но егооборотной стороной является отстранение психологов от принятия решений. А этосоздает опасность «омертвления» данных мониторинга. Грубо говоря, легкоскатиться в ситуацию: «мерим-мерим, а ничего не меняется».
Помощьребенку в принятии самостоятельных ответственных решений при выборесобственного жизненного пути — идеология психологическогосопровождения. Эта позиция предполагает, что у психолога есть миссия (помочьребенку обрести себя), а потому легко разделяется истинными энтузиастами.
Содействие образовательному учреждению в создании социальнойситуации развития — официальная формулировка из Положения о службепрактической психологии образования. За несколько лет так и не встретилчеловека, который бы ее понимал, а тем более ею руководствовался.
Комплексная помощь различныхспециалистов в профилактике и преодолении трудностей — питерская модельсопровождения. Мучительно пытается перерасти рамки метода организационногопостроения и стать именно идеологией, осознающей не только свои цели, но и своеназначение.
Защита интересов ребенка, егоуникальности и индивидуальности — воплощение тезиса о психологе какспециалисте по неодинаковости. Здесь обратная ситуация: миссия заявлена, ноорганизационные приемы, позволяющие ее выполнить на практике, пока неразработаны.
Возврат в школу воспитательного процесса — ностальгическийреликт, озвучиваемый самыми разными специалистами. Принцип, предполагающий:школа «лучше знает», что нужно ребенку, как и следовало ожидать, плохоприживается на практике, поскольку вступает в противоречие с задачейгуманизации образования. Кроме того, интересы школы, государства, общества,семьи и самого ребенка часто сильно различаются, и потому воспитательныйпроцесс становится противоречив. Главное — психолог пока еще может выбирать,что ему ближе. И хорошо, если у него получится сделать этот выбор вместе сошколой, ее директором и педагогическим коллективом!
Да, работа в каждой школе тогда будет строиться по-своему. Но кто сказал, чтовсе школы должны быть одинаковы?