Реферат по предмету "Педагогика"


Этапы развития педагогической науки 2

--PAGE_BREAK--Педагогика:
·                   как наука – это совокупность знаний, которые лежат в основе описания, анализа, организации, проектирования и прогнозирования путей совершенствования педагогического процесса, а также поиска эффективных педагогических систем.

·                   наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением и направленных на развитие человека.

·                   наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека.

Педагогика – обучение и воспитание подрастающего поколения; наука о законах, принципах, формах и методах образования людей.

В соответствии с объектом изучения науки разделяются на естественные и гуманитарные. Являясь прикладной наукой, педагогика в своём теоретическом обосновании содержит и использует данные других наук как естественного, так и гуманитарного характера, среди них – философия, психология, физиология, социология и другие науки о человеке и обществе.

Определение объекта, предмета, функций и задач педагогики поможет выяснить, что такое педагогика – наука, искусство, наука и искусство. В качестве критерия нужно пользоваться общепринятыми определениями науки, её предмета и объекта, также её функциями.

Наука определяет сферу человеческой деятельности, её задача – выработать и систематизировать объективные знания о действительности.

Цель науки– описать, объяснить и спрогнозировать процессы и явления действительности, которые составляют предмет её изучения на основании открываемых законов.

Объект науки– категория, которая обозначает целостность, выделенную из реального мира, и выступает в качестве области человеческого познания.

Предмет науки– это наиболее важные признаки, свойства объекта, которые исследуются с определённой целью в данной науке.

Можно выделить три концепции во взглядах учёных на педагогику.

Первая концепция представляет собой мнение, что педагогика – междисциплинарная область человеческого знания. Если рассматривать педагогическую науку с той точки зрения, то в этом случае совершенно теряется смысл и значение педагогики как самостоятельной науки. Данный подход даёт представление о педагогике, как о несамостоятельной науке, объясняя её как область отражения педагогических явлений. В данном случае в педагогике рассматриваются различные объекты действительности, например, космос, социализация, развитие.

Вторая концепция представляет педагогику как прикладную дисциплину, задачей которой является опосредованное использование знаний, заимствованных из других  наук (психологии, естествознания, социологии и др.) и адаптированных к решениям некоторых задач, которые возникают в сферах воспитания и образования.

На первый взгляд, объектом педагогики является любой человек, которого обучают и воспитывают. Но в этом случае и педагогика, и психология изучают психическую реальность (психику человека), причём педагогика – лишь прикладная часть психологии, её «практическое приложение».

Эффективной и продуктивной для науки и практики является третья концепция, по которой педагогика является относительно самостоятельной дисциплиной, со своим объектом и предметом изучения.


2. Предмет педагогики
Предмет педагогики– система отношений, возникающих в ходе воспитания; воспитание как сознательно организованный процесс, происходящий в семье, обществе, в определенных природных, социальных, экономических, духовных и нравственных условиях.

Предметом педагогики является образование как целостный педагогический процесс. В данном случае педагогика является наукой, которая изучает сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического образования.

В связи с этим педагогика вырабатывает теорию и технологию организации образования, формы и методы, которые совершенствуют деятельность педагога и различные виды деятельности учащихся, а также стратегии и способы их взаимодействия.

Предметом педагогики являются условия и факторы, влияющие на развитие личности.

Предметомпедагогики является – педагогический процесс, обеспечивающий развитие человека на протяжении всей его жизни.

Педагогический процесс– способ организации воспитательных отношений, заключающийся в целенаправленном отборе и использовании внешних факторов развития участников.

 Педагогический процесс– процесс обучения и воспитания человека как особая функция общества, реализуемая в условиях конкретной педагогической системы.

Основные категории педагогики:


1)    Образование

2)    Воспитание

3)    Обучение

4)    Развитие

5)    Формирование

6)    Социализация

7)    Педагогический процесс

8)    Педагогическое взаимодействие


Образование – процесс поиска и усвоение человеком определенной системы знаний, навыков и умений; результат этого усвоения, выражен в определенном уровне развития познавательных сил, а также теоретической и практической подготовки человека.

Обучение – целенаправленный процесс овладения умениями, знаниями, навыками с учетом требований современной жизни и деятельности.

Развитие – организованный процесс функционального совершенства умственной и физической деятельности людей.

Исследование педагогического процесса – основа педагогики. в соответствии с педагогическим процессом создаются методы, методики, приемы педагогической деятельности.
Структура педагогического процесса
:

Цель

(конечный результат)




Принципы

(основные направления достижения цели)




Содержание

(фактический учебный материал)





Методы

(действия педагога и учащегося для передачи, переработки и восприятия содержания)




Средства

(способы «работы» с содержанием)




Формы

(логическое завершение процесса)

Цели педагогического процесса
  — идеальное предвидение результата деятельности, состоят из целей преподавания и целей учения буквально на каждом уроке, на уровне предмета, на уровне системы образования.

Принципы педагогического процесса– это:

·                   первоначальные руководящие идеи,

·                   исходные положения какой-либо  теории, учения, науки в целом,

·                   логическое начало какой-либо системы деятельности.

Методы педагогического процесса(гр. methodos) – это способы взаимодействия, практические действия педагога и учащихся, которые способствуют передаче, усвоению и использованию содержания как общественного опыта. Метод – путь к цели, способ действий или поведения.

Классификация методов педагогического процесса может производится:

По источнику познания:

·                   словесные (рассказ, беседа, инструктаж),

·                   практические (упражнения, тренировки, самоуправление),

·                   наглядные (показ, иллюстрирование, предъявление материала).

На основе структуры личности:

·                   методы формирования сознания (рассказ, беседа, инструктаж, показ, иллюстрирование),

·                   методы формирования поведения (упражнения, тренировки, игра, поручение, требование, ритуал и т.д.),

·                   методы формирования чувств (стимулирования)(одобрение, похвала, порицание, контроль, самоконтроль и т.д.).

по степени продуктивности, по типу (характеру познавательной деятельности – И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин):

·                   объяснительно-иллюстративные (рассказ, показ, объяснение, инструктаж, беседа)

·                   репродуктивные (лекция, пример, демонстрация, поручение, упражнение, алгоритмическое предписание)

·                   проблемные (беседа, проблемная ситуация, убеждение, игра, обобщение),

·                   частично-поисковые (диспут, наблюдение, самостоятельная работа, лабораторная работа, соревнование, самоуправление),

·                   исследовательские (моделирование, библиографические методы, задания, проектирование, поиск ошибок).
Но не только педагогика изучает образование. Его изучают другие науки, такие как философия, социология, психология, экономика.

Вклад многих наук в изучение образования очень ценный, но эти науки не затрагивают важные, определяющие аспекты образования, связанные с каждодневными процессами развития человека, взаимодействием педагогов и учащихся в процессе этого развития и с соответствующей ему структуре.
3. Объект педагогики
Объект педагогики -воспитание в широком смысле.

Объектом педагогики выступает человек, развивающийся посредством специально организованного процесса воспитания.

А. С. Макаренко в 1922 г. высказал мысль об особенностях объекта педагогической науки. Он писал, что «многие считают объектом педагогического исследования ребенка, но это неверно. Объектом исследования научной педагогики является педагогический факт (явление)». В то же самое время человек не исключается из внимания исследователя. Но, являясь одной из наук о человеке, педагогическая наука предполагает исследование эффективности профессиональной практической деятельности педагогических процессов и явлений, направленных на формирование и развитие личности.

Поэтому в качестве объекта педагогика имеет не отдельного человека, его психику (это объект психологии), а систему образовательных и педагогических явлений, связанных с его развитием. Можно сказать, что объектом педагогики является та действительность, которая обусловливает развитие человека в процессе деятельности общества. Эти явления называются образованием. Это и есть предмет педагогики.

Педагогика рассматривает следующие проблемы:

1) сущность и закономерность развития личности и их влияние на воспитание;

2) цель воспитания;

3) содержание воспитания;

4) методы воспитания.



4. Функции педагогической науки

Функции педагогики:


 



 Функции педагогической науки, несомненно, определены ее предметом. Имеется в виду определение теоретических и технологических задач, поставленных в процессе выявления принципов и закономерностей педагогической деятельности. Это теоретическая и технологическая функции, которые педагогика осуществляет в ограниченном виде.

Теоретическая функция осуществляется на трех уровнях:

1) описательная – предполагает исследование новаторского опыта ученых-педагогов; на описательном, или, как его еще называют, объяснительном, уровне изучает основы новаторского педагогического опыта.

2) диагностический уровень – предполагает выявление состояния педагогических процессов, эффективности деятельности преподавателя и учащихся, установление причинно-следственных связей;

3) прогностический уровень – представляет собой экспериментальные исследования педагогического процесса, а также построение на их основе моделей преобразования действительности. Прогностический уровень теоретической функции раскрывает сущность педагогических процессов, научно обосновывает предполагаемые изменения. На этом уровне создаются определенные теории обучения и воспитания, а также модели педагогических систем, которые опережают педагогическую практику.

Технологическая функция также осуществляется на трех уровнях реализации:

1) проективный уровень – предполагает формирование критериев и принципов построения учебного пособия, составление методических разработок (учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, педагогических рекомендаций), которые воплощают теоретические концепции и определяют «нормативный, или регулятивный» (В. В. Краевский) план педагогической работы;

2) преобразовательный уровень – изучает и внедряет опыт педагогической науки;

3) рефлексивный уровень – предполагает определение степени влияния результатов исследований на практику образовательной деятельности и последующую коррекцию.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Миф и философия
Реферат 1. Початк граматичнох традицiх 2. Теоретичне пiдгрунтя кодифiкаторнох галицьких мовознавцiв 3. Специфiка наукового пiзнання лiтературнох мови
Реферат Анализ экономической эффективности предприятия на примере ООО "Белтрикотаж"
Реферат Психолого-педагогические условия организации исследовательской деятельности учащихся средних общеобразовательных учебных заведений в современном образовательном пространстве
Реферат Rede Social Em Portugal Essay Research Paper
Реферат ВАЗ
Реферат Окказиональная лексика в произведениях В Хлебникова
Реферат Philo Judaeus Philospher Poet Or Preacher Essay
Реферат Аналіз регуляторного впливу до проекту рішення Миргородської міської ради "Про визначення товарної спеціалізації та затвердження Правил торгівлі на технічному ринку м. Миргорода"
Реферат Netscape Navigator для Windows 95. Обзор возможностей
Реферат Понятие лизинг и какое развитие он получил в Казахстане
Реферат Стилистическое значение устоявшихся выражений в немецком языке. Крылатые выражения и высказывания в Фаусе Гете
Реферат Основные средства производства и эффективность их использования
Реферат Сенат Российской империи
Реферат Администрация города Каменск-Шахтинский постановление