Введение
Прежде чемотправить своего ребенка в первый класс, родители раздумывают, в какую школу, вкакую систему обучения отдать своего ребенка – будущего первоклассника?
В настоящеевремя в СНГ признаны три школьные системы обучения: традиционная, Л.В. Занковаи Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.
Традиционнаясистема обучения существует почти 400 лет. Она разработана крупнейшим чешскимученым и педагогом Яном Амосом Коменским (1592-1670). Он впервые обосновал идеювсеобщего обучения на родном языке, создал стройную систему всеобщегообразования, разработал классно-урочную форму обучения. Система способствоваларазвитию школьников тех качеств, которые были необходимы для достойной жизни вусловиях ремесленного производства и появления первых паровых машин: полноепослушание, умение повторить действия учителя (мастера). В течение всей своейжизни человек мог заниматься одним и тем же делом, выполнять его одними и темиже методами.
К людям,выросшим в ХХ веке, практически предъявлялись те же требования, они так жеимели возможность в течение жизни заниматься одной профессией, в которой малочто менялось. Однако именно в ХХ веке произошли глобальные изменения в науке иобщественной жизни, резко возрос поток информации, человек стал жить впринципиально других скоростях. Все это привело к необходимости существеннопересмотреть задачи и методы обучения школьников, а система Коменского, успешноприменявшаяся на протяжении нескольких столетий, уже не может удовлетворитьтребования 20-30-х годов третьего тысячелетия, когда ребенок будет искать своеместо во взрослой жизни.
1. Обучениепо системе Л.В. Занкова
В 60-ых гг. ХХ века, с целью решить актуальные проблемытрадиционного обучения, начинает свою экспериментальную работу ЛеонидВладимирович Занков. Он один из первых понял, что современная система обученияне соответствует требованиям времени, что выпускник школы не должен быть«заложником» стандартных, усвоенных учеником в школе способов действий. Занковпровидел, что в конце ХХ, начале XXI века самым главным ресурсом обществастанет творческая личность, способная самостоятельно и ответственно, а потомусвободно, конструктивно преобразовывать мир. «Школе предстоит сыгратьвыдающуюся роль в воспитании нового человека, в формировании всестороннеразвитой личности. … Мы хотим воспитать человека-творца, а нынешняя методиканачального обучения формирует из школьников односторонних исполнителей. Мыхотим, чтобы жизнь широким потоком ворвалась в школьное обучение, чтобы детиувидели её во всей многогранности и красочности». Целью экспериментальнойработы Л.В. Занкова стало повышение развивающей функции обучения. «На самомделе, если школьников обучают…, это вовсе ещё не означает, что тем самымдостигается существенный результат в развитии их мышления». Безусловно,традиционное обучение всегда было и является развивающим, однако целью этойсистемы является приобретение детьми знаний, умений и навыков, что считаетсясинонимом развития. Каким образом и какие функции психики развиваеттрадиционное обучение не подвергалось изучению. «Экспериментальная психология,методика и психологический анализ должны стать органической частьюпедагогических исследований. Однако фактически в дидактических исследованияхиспользование экспериментально-психологических приёмов и психологическогоанализа почти совсем отсутствует». Предвосхищая современные проблемы молодёжи вориентации в окружающем мире, в поиске своего места в обществе, Л.В. Занководним из первых ставит вопрос, насколько способна система обучения развитьличность, чтобы она была успешна в обществе? Он приходит к выводу, что требуетсякоренное реформирование системы обучения, начиная с целей, задач иосновополагающих принципов. Он говорит, что знания – не самоцель обучения,важна та работа, которую проделывает знание в процессе психического развитиячеловека. «В качестве дидактического стержня (перестройки начальногообразования) мы выдвигаем эффективность учебного процесса для общего развитияшкольников». Под психическим развитием человека он понимал целостное ивсестороннее развитие ума, воли и чувств. Под развитием ума понималиськачественные и количественные изменения в сфере интеллекта, познавательныхпроцессов, мыслительных действий[1].
Развитие воли предполагало формирование произвольности испособности самостоятельного поиска необходимой человеку информации.
Развитие чувств осуществляется достижением острогоэмоционального переживания открытия, знания, актуального для деятельностичеловека. Человек в процессе познания не должен быть эмоционально безучастным,поиск актуальных для него знаний и их нахождение вызывает эвристическийвосторг, который навсегда закрепляет новые способы действий человека безутомительного заучивания и механического запоминания. Основанием системы Л.В.Занкова стали принципы развивающего обучения, которые, к сожалению, былисформулированы тезисно, и до сих пор не достаточно осмыслены современнымипедагогами. От правильной реализации этих принципов зависит эффективностьсистемы обучения.
1. Обучение должно быть трудным, но посильным для освоенияребёнком в зоне ближайшего развития.
Если предлагаемые детям задания ребёнок уже может выполнятьсам и не испытывает при этом затруднений – их выполнение находится в зонеактуального и не ведёт дальнейшего развития. Ребёнку не интересно выполнятьтакие задания. Например: типовые примеры на изучаемое правило. Решив несколькоподобных примеров, ребёнок понимает обобщённый способ их выполнения и, незадумываясь, осуществляет только механические действия, записывая решенияследующих примеров. Чтобы задания развивали, необходимо, во-первых, чтобы онибыли актуальными для ребёнка, т.е. он сам хотел получить ответ на предлагаемыезадачи; а во-вторых – они были трудными, т.е. от ребёнка требовалось приложениеусилий для их выполнения. Ребёнок должен понять, что трудности с выполнениемзадания всегда связаны с недостатком информации. Стало быть, нужно добыть этуинформацию. Где? Можно спросить её у сверстников, взрослых, учителя; можнонайти книгу, в которой есть эта информация. Учителя и взрослые (родители) могутоказать помощь ребёнку: непосредственную (с малым развивающим эффектом) –выполнить за него часть работы, указав объяснительно-иллюстративным методом,как решаются подобные задачи; и опосредованную (с высоким развивающим эффектом)– указать полезную книгу, актуализировать забытые ребёнком знания, необходимыедля решения задачи, поставить и решить с ребёнком подобную или обратную задачу,но сделать так, чтобы к решению новой и актуальной для него задачи, молодойчеловек пришёл сам. Тогда он не только получит искомый ответ, но ещё и испытаетэвристический восторг, который закрепит способ решения задач данного типа. Этобудет его достижение, потенциал для дальнейших свершений. Решив задачу с нимили за него, ребёнок хотя и получит искомый ответ (достигнет положительногорезультата), но это не будет его достижением, не будет стимула для дальнейшейсамостоятельной познавательной деятельности.
2. Обучение должно проводиться быстрым темпом.
Этот принцип не предписывает пустого ускорения и гонки визучении материала. Просто не надо «жевать жвачку», как писал Л.В. Занков, т.е.не надо топтаться на месте, пережёвывая уже давно понятый детьми материал. Этотпринцип запрещает циклическую систему обучения, когда один и тот же материализучается многократно. Занков был против простого повторения, а тем болееуроков закрепления знаний. На каждом уроке должны воспроизводиться знанияактуальные для открытия нового. Это значит, для того, чтобы решить новую задачуребёнку необходимо вспомнить определённые знания, которые он приобрел раньше.Таким образом, знания, конечно же, повторяются, но обязательно в контекстепознания нового. «Возвращение к пройденному есть в то же время значительный шагвперёд». Принцип обучения в быстром темпе на каждом уроке предполагает дополнениестарых знаний новыми с целью решения актуальных для личности задач. Это правилохорошо переносится во внешкольную жизнь человека: чтобы решить новую проблему,возникшую на пути, нужно обязательно подумать, что из уже известного ипережитого может помочь тебе, и что нужно для этого приобрести ещё. А ещёпринцип обучения в быстром темпе говорит о том, что мотивы и интересы детейочень подвижны, значит, обучать надо быстро, пока у ребёнка не пропал интерес кпознанию этого. Надо помнить, что когда жвачка становится безвкусной, жевать еёне интересно. К сожалению, вкус жвачка теряет очень быстро.
3. Приоритет теоретических знаний.
Развитие предполагает изменение картины мира человека. Длякаждого образа, запечатлённого в сознании ребёнка, должно быть найдено изакреплено определённое словесное выражение. Такое словесное выражениеназывается понятием. Этот словесный эквивалент становится знаком изучаемой вещиили явления, т.е. как только возникает это слово, тут же память воспроизводитсвязанный с ним предмет или явление. Понятие сохраняет в памяти человека всесущественные свойства предмета, который обозначает. В процессе обученияпроисходит присвоение ребёнком понятий, он учится оперировать ими. Формированиесловесно-логического мышления понималось Л.В. Занковым как основа общегоразвития человека, личности. Анализируя особенности современного начальногообучения, он писал: «Начальная школа на протяжении последних десятилетий – это,прежде всего и главным образом школа, которая служит привитию навыков. Теоретическиезнания здесь сведены к минимуму. … Осмысление этих навыков учащимися пока чтоостаётся минимальным, а позиция соответствующих закономерностей языка,математических явлений откладывается до 5-ых и последующих классов».
4. Процесс обучения должен быть осознаваем детьми.
«Как связаны между собой усваиваемые знания, каковы разныестороны овладения правописанием или вычислительными операциями, каков механизмвозникновения ошибок и их преодоления – эти и многие другие вопросы,относящиеся к процессу овладения знаниями и навыками, следует систематическиделать объектом пристального внимания и находить их определённое решение».
5. Обучать всех, как сильных, так и слабых.
Система Л.В. Занкова – это универсальная педагогическаятехнология, а значит, эффективна для всех детей, у которых нет психических иинтеллектуальных патологий. Принцип обучения в быстром темпе не долженреализовываться в ущерб детям, воспринимающим материал медленнее. В то же времянельзя тормозить тех детей, которые учатся быстрее. Принцип универсальностиобучения предполагает дифференцированный подход к детям. Выполнение задачиобучения как сильных, так и слабых Л.В. Занков связывал с выявлением,формированием и рациональным использованием индивидуальных склонностей испособностей каждого ученика. Направленность педагогического процесса наличность конкретных детей – требование хорошо представленное в трудах Л.В.Занкова. Таким образом, его можно считать одним из основателейличностно-ориентированной парадигмы образования, признанной сегодня официальнымнаправлением организации образования в России[2].
Основной формой организации обучения в системе Л.В. Занковаявляется урок. Экспериментальная деятельность Занкова и его учеников позволилазначительно развить эту традиционную организационную форму обучения. Преждевсего, Л.В. Занков отказывается от объяснительно-иллюстративного методаобучения и предлагает опираться на проблемный и поисковый методы. Знания несообщаются в готовом виде, а формируются у детей как результат собственногопоиска, наблюдения, анализа фактов, эксперимента, мыслительной деятельности.Определяющее значение приобретает озарение, вдохновение и их стимулированиеметодами беседы, диспута, анализа и др. «Коллизии» – так называл Л.В. Занковобсуждения возникающих проблем на уроке, для решения которых ребята предлагаютсамые разные гипотезы. Возникает спор, каждый настаивает на собственномрешении. Следует проверять все, все результаты проверки проанализировать, чтобыпонять, почему и как получилось то или иное решение, верен ли ответ? Еслизадача решается несколькими способами, какой более рациональный, удобный,интересный, эмоциональный и приятный? «Пусть живая, ищущая мысль ребёнка,рассуждения, доказательство, сопоставление освещают все стороны изучаемыхявлений и помогают не только усвоению понятий, но и овладению навыками».Вообще, главным знаком системы Л.В. Занкова можно признать знак вопроса. Именноон побуждает человека искать ответ, а для этого анализировать условие, вопросзадачи, предполагать возможные направления поиска. Важны те вопросы, которыедети задают учителю и взрослым, но более важны вопросы, которые они задаютсебе! Чем я владею и что мне надо, чтобы решить возникшую передо мной задачу?Что я должен сделать, чтобы найти ответ на свой вопрос? Где я могу получитьнедостающую информацию?
Занковский урок – это творческий совместный поиск учителя идетей знаний, нового, интересного, прекрасного. Он не может быть проведён позаранее написанному конспекту. Можно только продумать те проблемы, которыебудут ставиться на уроке перед детьми, насколько они отвечают возрастным ииндивидуальным особенностям учащихся, какие способы предъявления этих проблем,какие психические качества и процессы развивают разрешение этих проблем.
Главным логическим приёмом системы Л.В. Занкова являетсясравнение. В ходе обучения постоянно сравнивается: известное с неизвестным,фигуры, буквы, знаки, слова, выражения, задачи, их варианты решения и ответы ипр. В ходе сравнения возникают предположения решения учебных задач. Притом, чтоурок у Л.В. Занкова – это свободное творчество, важно, чтобы это творчествобыло последовательным. Знания должны предлагаться в таком порядке, чтобы «одноиз них находило своё естественное продолжение в последующих заданиях. …Учащиеся должны привыкнуть анализировать связи и закономерности. А это возможнотолько через реализацию принципа системности. Очень важно, что эти связи невнешние, формальные, а внутренние, существенные. Они определяются не тем, чтоизучение кусков материала соседствует во времени, а тем, что каждое соотношениечастей материала знаменует собой поступательное движение в формировании системызнаний у школьников. Без интенсивной работы ищущей мысли школьника невозможноформирование системы знаний. Основной заслугой Л.В. Занкова в дидактикеявляется то, что он доказал необходимость включения эксперимента в школьнуюпедагогическую практику, показал, что только через анализ своих действий вплане эффективного развития учащихся, учитель реализует цель своейдеятельности. Когда учитель может доказать, что его действия позитивно влияютна личность детей, он может быть уверен в своём деле. «Наше исследование –писал Л.В. Занков – взятое в целом, представляет собой, по сути дела, одну изразновидностей изучения и обобщения опыта школ и учителей. Конечно, мы имеемпри этом в виду не только выявление передового опыта, но и его научноеобъяснение ». Показателем эффективности учительской работы является качествосамостоятельной деятельности учеников. Если ученик приобретает новые актуальныедля него способы действий, если повышается его личностная эффективность, еслион стремится познавать мир вокруг себя и себя в окружающем мире – значитосуществляется верно развивающее обучение, большой вклад в технологию котороговнёс Л.В. Занков. Система Л.В. Занкова предполагает приоритет конкретногоразвития личности, учёт её интересов при обучении и воспитании. Таким образом,её можно рассматривать как предпосылку личностно-ориентированного обучения,декларируемого сегодня на государственном уровне как ведущее направлениеразвития образования[3].
2. Cистема Эльконина-Давыдова
обучение экспериментальный занков эльконин
Другойсистемой, ставшей популярной, является теория учебной деятельности и методовначального обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова.
СистемаЭльконина-Давыдова наиболее адаптированная методика раннего развития длясовременных детских садов и школ. Она с успехом используется каксамостоятельно, так и в качестве одного из элементов многих учебных программ.
Даннаясистема раннего развития существенно отличается от традиционной методики.Программы, разработанные основоположниками методики, применяются при обученииразличным предметам: математике, родным и иностранным языкам, изобразительномуискусству и даже музыке.
Главная идеясистемы Эльконина-Давыдова заключается в том, что для усвоения материаланеобходимо отойти от традиционного подхода в обучении, помочь ребенку ненапрямую достигать поставленной цели, а скорее находить способы достиженияцели, анализировать альтернативы, аргументировано отстаивать свое мнение итаким способом приходить к решению.
Система непредполагает заучивания фактов, классификаций и установленных правил. Онанаправлена на выявление системности в подходе к решению той или иной задачи,выявлению главного и второстепенного в этой системности.
Концепцияпредполагает развитие мышления у ребенка. Занятия не проводятся в игровойформе, скорее перед детьми ставятся цели, после чего дети объясняют (желательновслух) свою логику решения задания. Особенностью системы Эльконина-Давыдоваявляются активные дискуссии, которые развиваются в детских группах. В ходедискуссии, дети открывают для себя преподаваемый предмет с различных сторон иточек зрения.
Так жеследует отметить, что оценок в начальной школе детям не ставят, а домашние заданияпрактически отсутствуют. Все проверки знаний и закрепление материала проходятво время занятий. Суть проверки заключается в том, что для решения новойзадачи, ребенку необходимо использовать уже пройденный материал.
Поскольку вовремя уроков дети активно общаются и имеют полную свободу в рассуждениях,поэтому занятия проходят в легкой и приятной форме, у них не происходитпереутомления, что помогает избежать нежелания учиться, а наоборот рождаетжелание вновь возвращаться к урокам.
СистемаЭльконина-Давыдова постоянна таким образом, что обучение будет болееэффективным если ребенок не станет воспринимать на веру уже доказанные правила,а постарается сам их вывести, прикладывая к этому свои умения, опыт и знания.
2.1 Принципысистемы Эльконина-Давыдова
Одним изважнейших принципов системы Эльконина-Давыдова является утверждение, чтопроцессы воспитания и обучения являются единым целым. Это значит что,воспитывая ребенка, Вы его обучаете, а в ходе обучения невозможно избежатьсобственно воспитательного процесса.
Также следуетотметить, что система Эльконина-Давыдова предполагает различные подходы кобучению у разных возрастных групп детей. Так, например, в дошкольныхучреждениях следует делать больший акцент на возможностях воображения у ребенкаи стараться через него пропускать информацию.
В младшемшкольном возрасте у детей начинается период активного обучения. Ребенок легко иглубоко воспринимает новую информацию, а значит, благодаря искреннему интересуможет воспринять большие объемы информации.
В подростковомвозрасте система Эльконина-Давыдова предлагает делать акцент на общении. Именнопосредством общения воспринимается большая часть информации, а с ней и знания.Качество и глубина общения достигается участием детей в различных группах,например, спортивных, музыкальных или любых других тематических по интересам.
Так же косновополагающим принципам концепции можно отнести:
1. разнообразиегрупп (считается, что каждый предмет необходимо изучать в новой группе, чтобыразвивать логическое мышление, а не шаблонно реагировать на привычныхоппонентов и их реакции);
2. развитиеобразного и логического мышления;
3. изменениеспособов обучения в зависимости от возраста ребенка;
4. исключениенеправильного ответа, с акцентом на пути к правильному ответу[4][5].
Заключение
Развивающая система обучения Л.В. Занкова представляет собой единстводидактики, методики и практики. Единство и целостность педагогической системыдостигаются благодаря взаимосвязи образовательных задач всех уровней. К нимотносятся:
– цель обучения – достижение оптимального общего развитиякаждого ребенка;
– задача обучения – представить учащимся широкую целостнуюкартину мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственногопознания;
– дидактические принципы – обучение на высоком уровне трудностис соблюдением меры трудности; ведущая роль теоретических знаний; осознаниепроцесса учения; быстрый темп прохождения учебного материала; целенаправленнаяи систематическая работа над общим развитием всех учащихся, в том числе ислабых;
– методическая система – ее типические свойства:многогранность, процессуальность, коллизии, вариантность;
– предметные методики по всем образовательным областям;
– формы организации обучения;
– система изучения успешности обучения и развития школьников.
Особенностью системыЭльконина-Давыдова являются разнообразные групповыедискуссионные формы работы, в ходе которой дети открывают для себя основноесодержание учебных предметов. Знания не даются детям в виде готовых правил,аксиом, схем. В отличие от традиционной, эмпирической системы в основуизучаемых курсов положена система научных понятий. Отметок детям в начальной школене ставят, учитель совместно с учениками оценивает результаты обучения накачественном уровне, что создает атмосферу психологического комфорта. Домашниезадания сведены к минимуму, усвоение и закрепление учебного материалапроисходит на уроках.
Дети не переутомляются, их память не перегружается многочисленными, номалосущественными сведениями. В результате обучения по системеЭльконина-Давыдова дети в состоянии аргументировано отстаивать свою точкузрения, учитывать позицию другого, не принимают информацию на веру, а требуютдоказательств и объяснений. У них формируется осознанный подход к изучениюразличных дисциплин.
Список литературы
1. Джуринский А.Н. История образования ипедагогической мысли: Учебник для студентов высших учебных заведений. – М.: ВЛАДОС– ПРЕСС, 2003. 400с.
2. Занков Л.В. Избранные педагогическиетруды. – М.: Педагогика, 1990. 418с.
3. Педагогика. Учебное пособие длястудентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П.И.Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2004. 640с.
4. Селиванов В.С. Основы общейпедагогики: теория и методика воспитания. – М.: Высшая кола, 2002 336с.
5. Сластёнин В.А. педагогика. Учебноепособие для вузов. – М.: ВЛАДОС, 2003. 334с.
6. Интернет ресурс www.kengyru.ru
7. Интернет ресурс hnb.com.ua