Реферат по предмету "Педагогика"


Экологическое образование и воспитание на уроках предметов естественно-научного цикла в СОШ им. С. Жаксыгулова

Экологическоеобразование и воспитание на уроках предметов естественно-научного цикла в СОШим. С. Жаксыгулова
Ухудшениесостояния окружающей среды, деградация природных систем жизнеобеспечения,медленные ответные шаги общества привели к реальной опасности экологическогобедствия в мире, Казахстане, в отдельных регионах. Именно поэтому задачаэкологического образования лежит в основе деятельности многих общественныхорганизаций и государственных учреждений. По идее, эту задачу решают и все ТМОучителей школьного коллектива в той или иной мере. Представляя свое сообщение врамках предложенной темы, я остановлюсь только на том, как она реализуетсяучителями-предметниками естественно-научного цикла, где в каждом разделе итеме, в каждой возрастной группе вопросы охраны окружающей среды и еекомпонентов представлены, как составная и необходимая часть общего курса.Поставленная во главу угла работа по экологическому обучению и воспитаниюпозволила, наряду с традиционными формами на уроках, заинтересовать школьниковнашими курсами, сделать их не просто созерцателями, а через свое участие впрактических делах изучить природу и свое место в ней. Первое, с чего мы началидостаточно давно — с определения структуры и перспектив этой работы. Быларазработана «Модель экологического обучения и воспитания в школе», котораясегодня реализуется полностью. Мы посчитали, что имеющиеся ступени обучения(начальные, средние, старшие классы) должны иметь свое «кредо», свое, с учетомвозраста, знаний, интересов, возможностей. Уже на раннем этапе становления этойработы мы думали о интегрировании естественно-научных курсов с другимиобщеобразовательными дисциплинами. Педагоги за счет резервного времени, черезвнеклассные формы ввели в программы темы по охране природы, основам экологии.Стартовые возможности школы, уровень квалификации педагогов позволили создатьадаптированные к нашим условиям и намеченным задачам учебные программыспецкурсов, факультативных занятий и кружков. Корректировка учебных планов ипрограмм, появление авторских программ по биологии, краеведению, географии,экологии, разработанных учителями школы, программ факультативных занятий и кружковпо основным направлениям деятельности разновозрастного школьного клуба « Экос»– все это легло в основу образовательного уровня « Модели экологического всеобуча».Воспитывающий уровень «Модели» реализуется через подготовленные программы поосновам экологического воспитания для школьников трех ступеней обучения попринципу имеющихся программ по ГО и ПДД, из расчета от 7 до 12 час в год. Этипрограммы носят прежде всего рекомендательный характер для оказанияметодической помощи классным руководителям при планировании экологическогонаправления воспитательной деятельности в классах. Но, включающие в себяосновные разделы, учитывающие преемственность, системность экологическогообучения и воспитания в школе, они оказались востребованными. Так, для начальныхклассов рекомендован блок вопросов по теме: « Познаем мир — познаем себя!» (7час), для среднего звена (5-8 кл). — « От экологической теории — к экологииличности», для IХ-ХI кл – « Человек-часть и вершина природы» — до 12 часв год. Мы отметили, что реализация задач по экологическому воспитанию вусловиях кризиса духовности в обществе, утраты традиций в семьях, отсутствиячетких морально-этических представлений среди молодежи, даст положительныйрезультат в нравственном, патриотическом, трудовом и другим разделамвоспитательной деятельности классных руководителей. Все это отражено в «Основныхпринципах планирования воспитательной работы в школе» по вопросамэкологического всеобуча, которые предполагают участие школьников в туриадах,научно-практических конференциях, слетах, экспедициях различного уровня,олимпиадах.
Следуетсказать, что экологический мониторинг окружающей среды может носить глобальный,региональный и локальный уровень. Если первые два носят скорее теоретический ив меньшей степени развивающий характер, то локальный биоэкологический илисангигиенический мониторинги отражают реальное состояние среды, в которой живетшкольник. Разработка таких тем, как « Экологический паспорт школы и села», «Регрессияпочв поймы р. Деркул», «Экологическое состояние фруктового сада села Каменка» идругие, наблюдения, оценка и прогноз состояния природных объектов и ихкомпонентов в связи с хозяйственной деятельностью формируют у школьников соответствующеемировоззрение, активную жизненную позицию в природоохранной деятельности.Экологическое сознание становится регулятором всей деятельности и поведенияучащегося, которые влияет на переоценку прежних представлений и взглядов.
Одним изважных направлений в этом мы видим в организации осенних и весенних туриад, раскрывающихочень широкий спектр воспитательной работы. К сожалению, тенденция такова, чтов школах в последние годы экскурсии, походы выходного дня стали проводитьсяэпизодически; поэтому назрела необходимость выделения одного дня для туриады врамках «Дня школы», где участвуют все педагоги. Логическим завершением этойчасти работы является участие команды туристов и экологов в районномтуристко-экологическом слете, где школьники регулярно занимают призовые места.В этом году, как и в течение многих лет, учащиеся школы, постоянно занимающиесяэкологической работой, выезжали для участия в областном слете юныхнатуралистов, где выступили с докладами в различных секциях и получили званиелауреатов за актуальность представленных работ. С открытием в районе экологическойстанции школьников начата работа по крупномасштабной экологической деятельностипедагогов и школьников с явно выраженным научно-исследовательскими содержанием.ЭСШ планирует и приводит локальные экологические экспедиции по различнымнаправлениям исследовательской работы в рамках районной (региональной)экспедиции «Аймак-Край», различные семинары, круглые столы по обмену опытом.Участие школьников в районной научно-исследовательской экспедиции «Гора БольшаяИчка – памятник природы», показал высокую подготовленность учащихся школы ввопросах экологического мониторинга природных и хозяйственных объектов. Ядолжен подчеркнуть, что все это результат не только труда учителейестественно-научного цикла, это результат всего педагогического коллектива,реализующего концепцию экологического всеобуча.
Понимая,что работа со школьниками носит многоплановый характер по устранению пробелов взнаниях, по формированию устойчивого интереса к предмету, профессии, поориентации школьников на научно-поисковый характер труда для гармоничногоразвития личности, в школе практикуются научно-практические конференции,семинары, сообщения по теме перед аудиторией. Формы их проведения самые разные,но цель одна – создание традиций, активизация исследовательской ипознавательной деятельности творчески работающих педагогов, формированиеустойчивого интереса к предметам естественно-научного и других циклов уодаренных и потенциально-перспективных школьников. Обобщая работу ТМО в этомнаправлении, в школе идет подготовка к организации экспериментальной площадкипо теме: «Социализация личности средствами экологической работы» –разрабатывается методическое обеспечение, проводятся консультации и семинары сучителями-предметниками и воспитателями. На сегодняшний день освещенность этоговопроса в литературе крайне низка — отсутствуют научно-методическиерекомендации по организации подобного эксперимента. Однако, четкое видениецелей и задач эксперимента, его структурной составляющей, ожидаемых результатов– все это позволило выбрать именно такое направление эксперимента в школе.
Мыпрекрасно понимаем, что постоянный интерес к предмету пробуждается только всистемной работе. Из курса педагогики все помнят, что цепочка: любознательность- интерес- талант должна иметь побудительный характер; этой силой прежде всегоявляются личность учителя, классное окружение, личная установка на достижениевысоких результатов. В условиях школы вообще, а сельской школы в частности,стоит задача не столько в получении новых знаний по экологии, хотя это не исключается,сколько в систематизации имеющихся. Ведь именно сельские школьники ближе природе,реально и в повседневной жизни оценивают положительные элементы экологическибезопасной среды. По характеру решения эта задача методологическая. Различныесеминары учителей-предметников, классных руководителей по вопросамприродоохранной деятельности, проводимых на базе нашей школы, ЭСШ, ТМО, ИПК иППК в значительной степени способствуют обмену опытом в этом вопросе.
Школьная«Модель экологического обучения и воспитания» создавалась и реализовывалась вконце ХХ века, когда страна и отдельные регионы ориентировали свою экономику набезудержное использование природных ресурсов, что ведет к уничтожению основжизнеобеспечения. Сегодня назрела необходимость создать устойчивыеэкологические системы с долговременным природопользованием. Это требует, в своюочередь, смены экологической парадигмы на рубеже ХХ и ХХIвеков: от концепции охраны природы, господствующей на протяжении последнихдесятилетий, к концепции безопасности и риск-концепции, направленных наразработку системы экологической безопасности и защиту населения на базеприемлемого риска. Поэтому, наряду с основными, традиционными формамиэкологического обучения и воспитания, введение спецкурсов по валеологии, ОБЖ,ГО, ПДД, НВП, ШЭД и других реализуют и эту концепцию.
Люди ужестолкнулись с целым рядом природных катастроф, вызванных их деятельностью, иобеспокоены тенденцией нарастания неустойчивости природы. На этом фонеюношеский возраст выступает как период принятия ответственных решений,определяющих профессию, место в жизни и в обществе, смысла жизни, становлениясамосознания и устойчивого образа своей личности. Сегодня выпускать в жизньмолодое поколение опасно без основ экологической культуры. Опасно не только дляокружающих, но и для самих молодых людей, особенно если их интересы ограничены,не выходят за рамки жесткого бизнеса. Поэтому, экологическая наука сегодня –это всеохватывающее глобальное явление, рассматривающее не толькоузкопредметные вопросы, но и вопросы всех видов внутриобщественных конфликтов икатастроф.
В ходеработы школы по экологическому обучению и воспитанию, являющейся долгое времяопорной в районе сложился очень плотный календарь проводимых мероприятий,поэтому возникает необходимость от дифференциации науки экология прейти к ееинтеграции с общеобразовательными дисциплинами. В современных условиях речьидет не просто о экологическом ликбезе, а о экологическом образовании,воспитании и развитии. Проникновение знаний по экологии в повседневную жизньстановится важной вехой исторического и социального развития цивилизации. Ещеакадемик В.И. Вернадский указывал, что в будущем произойдет объединение научныхдисциплин вокруг важнейших проблем, стоящих перед человечеством. Такойпроблемой ныне стала задача сохранения глобальных экологических свойствокружающей среды.
В курсеизучения основ туризма и экологии (общей и социальной) органически объединяютсяпонятия и знания, полученные школьниками из других учебных дисциплин. Скажу,что идет демонстрация междисциплинарного подхода к обучению и воспитанию черезпризму экологического образования.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :