Содержание
Введение
Глава I.Теоретические основы формирования изобразительных умений и навыков в рисованииу детей младшего дошкольного возраста
1.1 Процесс формирования умений инавыков у детей младшего дошкольного возраста
1.2 Задачи обучения и принципы построенияпрограммы по рисованию у детей младшего дошкольного возраста
1.3 Методы и приемы обучения детей рисованиюмладшего дошкольного возраста
1.4 Обучение рисованию детей младшегодошкольного возраста
Вывод по первой главе
Глава II.Планирование занятий по рисованию в младшей группе
2.1 Цели и задачи планирования занятийпо рисованию в младшей группе
2.2 Планы занятий
Вывод по второй главе
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Рисование является важнейшемсредством в формировании личности ребенка, эта изобразительная деятельность даритдетей радость познания творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будетстремиться в своих рисунков рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.
Изобразительнаядеятельность ребенка, который он только начинает овладевать, нуждается вквалифицированном руководстве. Но чтобы развить у каждого воспитанникатворческие способности, заложенные природой, педагог должен сам разбираться визобразительной искусстве, в детском творчестве, владеть необходимыми способамихудожественной деятельности. Педагог должен сам владеть изобразительныминавыками и умениями.
Изобразительнаядеятельность дошкольников должна носить эмоциональный творческий характер. Ипедагог создает для этого все условия: он, прежде всего, обеспечиваетэмоционально-образное восприятие действительности, формирует эстетическиечувства и представления, развивает образное мышления и воображение.
Путь становленияметодики изобразительной деятельности в первые десятилетия советской власти былтруден и проходим в острой борьбе с идеалистическими теориями. Большоераспространение в этот период имела система Фридриха Фребеля, которая основываласьна идеалистическом понимании развития ребенка. Фребель считал, что развитие –это непрерывный процесс раскрытия божественной сущности заложенной от рожденияв каждом человеке. Им было предложено большое количество различных изобразительныхматериалов, но действия детей с этими материалами были строго регламентированы.
С конца XIXвдетский рисунок привлек к себе внимание ученых разных направлений – психологов,педагогов, этнографов, искусствоведов, историков как у нас в России, так и зарубежом. Детский рисунок рассматривался как объективный материал для изученияпсихологии детей, для выяснения их общих и индивидуальных особенностей.
За рубежом один задругим появляются труды по психологии детства, в которых большое местоотводится анализу детского рисунка (Д. Селли, Н. Браушвинг, Р. Лашпрехт и др.).
Первым автором,посвятившим свой труд «Дети — художники» (1887 г.) психологическому анализудетских рисунков, был итальянский искусствовед Коррадо Ричи. Изучив большоеколичество детских рисунков, он дал характеристику своеобразия изобразительноготворчества детей. Но в его работе и работах его последователей основным порокомявлялась идеалистическое понимание путей развития детского рисунка. Детскиерисунки часто оценивались как произведение искусства, имеющие большуюэстетическую ценность, чем работы взрослых.
Работа русских авторовбыло то, что результаты изобразительной деятельности детей рассматривались спедагогических позиций – с точки зрения развития у детей наблюдательности,памяти, внимания, эстетических чувств.
Русские ученые Л.Г.Оршинский, А.А. Рыбников, К.М. Ленилов, Ф.И. Шмит и др.
В 1910 г. былапредставлена работа В.М. Бахтерева «Первоначальная эволюция детского рисунка вобъективном изучении» не потерявшая значение до настоящего времени. В.М. Бахтереврассматривал детское рисование в самый ранних период у детей 3-4 лет. Онправильно указал, что ребенок в первоначальных штрихах и каракулях еще ничегоне изображает.
Изучая характер штрихови форм в рисунках малышей, В. М. Бехтерев делает вывод, что ребенок очень рано проявляетстремление к изображению. Рисует он то, что видит в окружающей, поэтому дляправильной оценки творчества ребенка необходимо выяснить условия, в которых оннаходится.
В.М. Бехтерев признавалнеобходимыми обучения детей техники рисования; разумное подражание взрослым, поего мнению, не может мешать ни своеобразно, ни проявлению индивидуальностиребенка.
Большой интерес кизучению детского рисунка проявил Ф.И. Шмит, он организовал музей детскоготворчества в Харькове, а затем кабинет творчеств при всеукраинской Академиинаук в Киеве. Цель его исследований – выявление закономерностей детскоготворчества.
Национальный вклад вразвитие теории и практики художественного воспитания детей был внесен НадеждойКонстантиновной Крупской. Сформированные Н.К. Крупской положения онеобходимости эстетического развития каждого ребенка и сегодня служат основойдля дальнейшего развития теории и практики художественного воспитания детей.
Итоги первых шаговизучения детского творчества, которые были проведены в начале 20-х г. ужепоказали зависимость творческого развития от воспитателя. Однако задачивоспитателя все еще заключалась лишь в том, чтобы способствовать накоплениюличного опыта, ребенка, которому придавалась первостепенное значение. По-прежнемуведущая роль педагога в эстетическом воспитании в частности в руководстверисованием, недооценивалась.
Программный материалдля первой и второй групп раннего возраста расположен по видам деятельности идается компактно на весь год; для первой младшей группы расположен пополугодиям; для всех остальных групп — по кварталам. Такое построение материаласвязано с необходимостью проведения в младших группах длительной работы позакреплению навыков в течении всего года, а расположение материала по кварталамдля других групп обеспечивает большую систематичность в построении всегоучебного процесса.
В связи свышеизложенным, рассматриваемая проблема формирование в изобразительнойдеятельности умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста актуальнакак в теоретическом, так и в практическом плане. Это определило выбор темы:«Формирование изобразительных умений и навыков у детей младшего дошкольноговозраста на занятиях рисования».
Актуальность темыпозволяет решать большой круг доступных детям и привлекательных для нихучебно-познавательных задач.
Цель исследования:выявить особенности формирования изобразительных умений и навыков в рисовании удетей младшего дошкольного возраста.
Объектом исследования:является процесс формирования использования изобразительных умений и навыков длявсесторонне развитой личности детей младшего дошкольного возраста на занятияхрисования.
Предмет исследования:определить наиболее эффективные методы и приемы формирования изобразительныхумений и навыков в рисовании у детей младшего дошкольного возраста.
Гипотеза:Если на занятиях рисования использовать разнообразные методы и приемы обучения,то формирование изобразительной деятельности умений и навыков у детей младшегодошкольного возраста будет проходить более успешно.
Задачи исследования:
1) Изучитьтеоретические основы и аспекты:
а) методика поизобразительной деятельности;
б) методическаялитература для детей младшего дошкольного возраста.
2) Выявить особенностиформирования умений и навыков детей младшего дошкольного возраста на занятияхрисования.
3) Разработатьрекомендации по совершенствованию умений и навыков по изобразительнойдеятельности для воспитателя младшего дошкольного возраста.
В работе использовалисьследующие методы:
1) изучениеи анализ психолого-педагогической литературы;
2) наблюдение;
3) анализ,сравнение;
4) беседа.
Базаисследования: муниципальное бюджетное дошкольноеобразовательное учреждение комбинированного вида – детский сад №10 «Петушок» г.Стерлитамака Республики Башкортостан.
Глава I.Теоретические основы формирования изобразительных умений и навыков в рисованииу детей младшего дошкольного возраста
В детском садурисование занимает ведущее место в обучении детей изобразительному искусству ивключает три вида: рисование отдельных предметов, сюжетное и декоративное. Каждомуиз них свойственны специфические задачи, которые определяют программныйматериал и содержание работы. Основная задача обучения рисованию — помочь детямпознать окружающую действительность, развить у них наблюдательность, воспитать чувствопрекрасного и обучить приемам изображения, одновременно осуществляется основнаязадача изобразительной деятельности – формирование творческих способностейдетей в создании выразительных образов различных предметов доступными дляданного возраста изобразительными средствами [8; 83 с].
1.1 Процессформирования умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста
Рисование – одно из любимыхзанятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности.
Тематика рисунков можетбыть разнообразной. Ребят рисуют все, это их интересует: отдельные предметы исцены из окружающей жизни, литературных героев и так далее. Им доступноиспользование выразительных средств рисунка.
Так, цвет применяетсядля передачи сходства с реальным предметом для выражения отношения рисующего кобъекту изображения. Овладевая приемами композиции, дети полнее и богаченачинают отображать свои замыслы в сюжетных работах.
Однако осознание итехническое овладение приемами рисования представляют довольно большую сложностьдля маленького ребенка, поэтому воспитатель должен с большими вниманием подойтик тематике работ.
В детском садуиспользуются в основном цветные карандаши, акварель, гуашь обладающие разными изобразительнымивозможностями [10; 144 с].
Карандашом создаетсялинейная форма. При этом постепенно вырисовывается одна часть за другой, добавляютсяразличные детали. Затем линейное изображение раскрашивается. Такая последовательностьсоздания рисунка облегчает аналитическую деятельность мышления ребенка.Нарисовав одну часть, он вспоминает или видит на натуре, над какой частьюследует работать дальше. Кроме того, линейные контуры помогают в раскрашиваниирисунка, ясно показывая границы частей.
В рисовании красками(гуашь и акварелью) создание формы идет от красочного пятка. В этом планекраски имеют большое значение для развития чувства цвета и формы. Краскамилегко передать цветовое богатство окружающей жизни: ясное небо, закат и восходсолнца, синее море и т.п. В исполнении карандашами эти темы трудоемки, требуют хорошоразвитых технических навыков [13; 11 с].
Изобразительнаядеятельность тесно связана с познанием окружающей жизни. Вначале это непосредственноезнакомство со свойствами материалов (бумага, карандаш, краски, мелки и т.д.),познание связи действий с полученным результатом.
О значении рисования дляумственного развития писал М.И. Калинин: «Человек, который научился и привыкрисовать, особо подойдет к каждому новому предмету. Он прикинет с разныхсторон, нарисует такой предмет, и у него будет уже образ в голове. А это значит,что он глубже проникнет в самую суть предмета».
Младший дошкольник всвоих рисунках выделяет лишь несколько наиболее ярких признаков, являющаяиногда не существенными. Например, рисуя человека, дети иногда изображают очки,пуговицы на несуществующем платье, считая их основными деталями. В результатецеленаправленного обучения ребенок начинает выделять главное, существенное визображаемом.
В процессизобразительной деятельности уточняются и углубляются зрительные представлениядетей об окружающих предметах. Детский рисунок иногда говорит о неверномпредставлении ребенка в предмете, но по рисунку не всегда можно судить оправильности детских представлений. Замысел ребенка шире и богаче егоизобразительных возможностей, так как развитие представлений опережает развитиеизобразительных умений и навыков. Кроме того, иногда дошкольники сознательнонарушают размеры и цвет изображения, стремясь передать свое эмоциональноеотношением к объекту. Чтобы ребенок мог самостоятельно использовать умения,приобретенные при рисовании одного объекта, в изображении ряда однородных, ондолжен уметь обобщать, оперировать понятиями.
Развитиенаглядно-образного мышления происходит в процессе обучения. Исследованияизвестного педагога Н.П. Сакулиной показали, что успешное овладение приемами изображенияи создание выразительного образа требуют не только ясных представлений оботдельных предметах, но и установление связей внешнего вида предмета с его назначениемв ряду предметов или явлений. Поэтому перед началом изображения дети решаютумственные задачи на основе сформировавшихся у них понятий, а затем ищут способыреализации этой задачи. Образное начало в детских рисунках проявляется вмладшем дошкольном возрасте при соответствующей воспитательной работе [4; 10с].
В процессе рисования формируютсятакие важные качества личности, как активность самостоятельность, инициатива,которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучаетсябыть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность иинициативу в предумывании содержания, подборе материалов, использованииразнообразных средств художественной выразительности. Не менее важно воспитаниецелеустремленности в работе, умении довести ее до конца.
Важно у детей воспитыватьэстетическое отношением к окружающему, умение видеть и чувствовать прекрасное,развивать художественный вкус и творческие способности.
Отношение 2-3 летнего ребенкак окружающей действительности характеризуется недостаточной расчлененностьюсвязываемых чувств. Машина привлекает все яркое, звучащее, движущееся. В этомвлечении как бы сочетаются и познавательные интересы, и эстетическое отношениек объекту, которые проявляются как оценочных суждениях о воспринимаемыхявлениях, так и в деятельности детей. Нередко младший дошкольник даетположительную оценку всему, что является для него привлекательным, любимым, безучета эстетических достоинств. Например: старую игрушку ребенок считает самойкрасивой, так как часто она используется в игре [18; 2 с].
Изобразительная деятельностьсодействует развитию творческих способностей детей, которое возможно лишь впроцессе усвоения и практического применения знаний, умений и навыков.
Заботясь о развитии уребят художественных способностей, педагог должен знать моменты, являющиесяпервыми побудительными факторами привлечения внимания, интереса детей крисованию. Одним из таких факторов нередко служит глубокое эмоциональноепереживание ребенка при восприятии предмета или явления – яркой картинки,игрушки и т.д. Эмоциональное переживание вызывает у ребенка потребность рассказатьокружающем о том или ином явлении и показать это изобразительными средствами.Создавая рисунок, ребенок еще раз переживает тот эмоциональный подъем, которыйприсутствовал во время наблюдения. Он испытывает огромное удовольствие отпроцесса рисования. У ребенка возникает желание рисовать каждый день иизображать в рисунке все то, что видит вокруг.
Нередко толчком к проявлениюинтереса к изобразительной деятельности служит наблюдение за рисующими.
Процесс создания взрослымиярких образов в рисунке производит неизгладимое впечатление на детей, вызываету них желание попробовать свои силы [21; 12 с].
Большое значение длярисования имеет зрение. Для того чтобы нарисовать недостаточно только увидеть иузнать. Изображение предмета требует четкого представления о его цвете, форме,конструкции, которое рисующий может получить в результате предварительныхцеленаправленных наблюдений. В этой работе особенно важна роль зрительногоаппарата.
В процессеизобразительной деятельности активно формируется зрительный память ребенка. Какизвестно, развитая память служит необходимыми условием успешного познаниядействительности, поскольку благодаря процессами памяти происходит запоминание,узнавания, воспроизведение познаваемых предметов и явлений, закреплениепрошлого опыта.
Изобразительное творчествонемыслимо без оперировании образами памяти и представлений ребенка, полученныминепосредственно в процессе рисования. Конечной целью для младшего дошкольникаявляется такое знание предмета, которое давало бы возможность владеть умениемсовершенно свободно изображать его по представлению.
Занятия рисованиемспособствуют развитию руки ребенка, особенно мускулатуры кисти и пальцев.
Трудовые навыки,приобретаемые детьми в процессе изобразительной деятельности, также развиваютруку и глаза ребенка и могут быть использованы в разных видах труда [6; 25 с].
1.2 Задачи обучения ипринципы построения программы по рисованию у детей младшего дошкольноговозраста
Основной целью обученияизобразительной деятельности является развитие творческих способностей детей.
Одна из основных задачобучения детей – воспитание умения правильно передавать свои впечатления отокружающей действительности в процессе изображения конкретных предметов иявлений.
Изобразительныевозможности дошкольников в передачи окружающего ограничены. Не все, что ребеноквоспринимает, может служит темой для его рисунка.
Ребенок младшего дошкольноговозраста трудно передает все характерные признаки предмета, так как он не имеетдостаточно развитых изобразительных умений.
Большое значение вправдивой передаче впечатлений имеет способ изображения. Дети учатся передаватьформу предмета соотношение его частей, расположение объектов в пространстве, ихцвет и т.д.
Следующая задачаобучения – развитие умений изображения нескольких предметов, объединенных общимсодержанием.
Задачи создания тематическойкомпозиции требует изображения группы предметов, логически связанных междусобой. В жизни ребенок легко улавливает связи и отношения между предметами,однако для передачи этих отношений в рисунке дошкольник должен овладеть целымрядом изобразительных умений и навыков, требующих большой работы мысли ивоображения. Ребенку необходимо определить, что является главным в изображении,а что второстепенным; решить композиционные задачи – как скомпоновать всеобъекты, чтобы видна была связь между ними; какими цветами следует закрасить предметы,в каком положении их изобразить и т.д. [2; 63 с].
Овладение этимиизобразительными приемами – задача довольно сложна, требующая развитиямышления. В детском саду она решается главным образом в старших группах.
Решение этой задачисвязано с особенностями эстетического развития дошкольника. Детям доступновыполнение простейших ритмических построении использование ярких, контрастныхсочетаний цветов для создания выразительной композиции.
Одна из важнейших задачобучения изобразительной деятельности – овладения техническими приемами работы сразличными материалами. Изобразительные умения заключаются в способностипередавать форму предмета, его строение, цвет и другие качества, создавать узорс учетом украшаемой формы.
С изобразительнымиумениями тесно связаны технические навыки. Для изображения любого предмета надоуметь свободно и легко проводить линии в любом направлении, а как передать формупредмета посредством этих линий – это уже изобразительная задача.
Приобретениетехнических навыков только на начальном этапе обучения требует большойсосредоточенности, активной работы мысли ребенка. Постепенно технические навыкиавтоматизируются, рисующий пользуется ими без особого напряжения. Техническиенавыки включают правильное использование материалов и оборудования. В рисованииэлементарные технические навыки заключаются в умении правильно держатькарандаш, кисть и свободно пользоваться ими.
Значение технических навыковвелико, так как часто отсутствие их ведет к снижению интереса детей кизобразительной деятельности, вызывает у них неудовлетворенность.
Приобретенные навыкиправильного и свободного пользования материалом должны использоваться немеханически, а с учетом особенностей предмета изображения.
Таким образом, задачиобучения изобразительной деятельности тесно связаны со спецификой данного видаискусства и одновременно способствуют осуществлению воспитательных задач,развитию художественных способностей детей [16; 65 с].
Детская изобразительнаядеятельность базируется на познании окружающей действительности, поэтому вопросо развитии восприятий, являются одной из основных проблем методики обучениядетей рисованию. Создание художественного образа предполагает передачуглубокого содержания в яркой, эмоциональной форме.
Опыт дошкольника еще невелик,поэтому ему важно дать возможность предварительно понаблюдать за предметом, чтобыувидеть и запомнить главное, характерное, выразительное. Именно неумение видетьобъясняются многие ошибки в рисунках детей.
Развитией,предшествующих изобразительной деятельности, имеет две цели. Во-первых,обогащение познавательного и эстетического опыта ребенка в процессеознакомления с окружающей действительностью, во-вторых, уточнение представленийо различных предметах. Опыт ребенка постепенно расширяется в процессе всейвспомогательной работы на занятиях, прогулках, экскурсиях и т.д. Эти восприятиямогут быть связаны с задачей последующего изображения, но могут иметь и другие цели.Важно чтобы воспитатель учитывал их на занятиях рисованием. Накоплениевпечатлений об окружающем является широко й базой для проведениязанятий по изобразительной деятельности.
Таким образом,проведение наблюдений с целью развития изобразительной деятельности может бытьорганизованно в широком плане для обогащения опыта детей и с более узкойконкретной задачей – познания свойств отдельных предметов. При этомобязательным условием является включение в восприятие эстетических чувств,которые усилят эмоциональную сторону восприятия, что особенно важно для последующегоизображения.
Для творчества детей,как и для любой творческой деятельности огромное значение имеет познавательная сторонавосприятия.
Ребенок должен узнать названиепредмета или явления, его назначение, внешний вид (форму, размер, цвет и т.д.),определить, какие его признаки являются главными, а какие – второстепенными.Самостоятельное вычленение этих свойств не всегда доступно ребенку. Часто онобращает внимание на не существенное, а на яркое, необычное. При последующемизображении эти несущественные стороны будут в первую очередь отражаться врисунке, нарушая реальность объекта. Задача педагога –научить ребенка видеть, восприниматьпредмет в совокупности всех его основных качеств. Основой в решении этой задачиявляется воспитание сенсорной культуры. Сенсорное воспитание понимается какформирование у ребенка широкой ориентировки в разнообразных свойствах реальныхпредметов [12; 31 с].
Восприятие окружающегодолжно быть целенаправленным. Ребенок должен ясно представлять, что и зачем емунадо наблюдать. Такая постановка цели и обоснование действий обостряет восприятие,сосредоточивает мысль и внимание на определенных моментах, восприятие делаетсявыборочным, оценивающим. Для овладения такой анализирующей способностьюнеобходима высокая сенсорная культура – умение видеть и выделять такие качествапредмета, как форма, величина, цвет, положение в пространстве, что имеетсущественное значение в изобразительной деятельности.
Развитие этих сторонвосприятия требует большого внимания со стороны воспитателя.
Известный психолог А.В.Запорожец пишет: «Хотя у ребенка имеются известные органические предпосылкисенсорного развития в виде природных анатомо-физиологических особенностей техими других анализаторных систем, однако для того чтобы на основе такого рода предпосылоксформировались те специфические человеческие сенсорные способности, которыепотребуются ребенку в его последующей материально-производственной, научной илихудожественной деятельности, совершенно недостаточно просто упражнять егоорганы чувств, а необходимо активно формировать указанные способности путемвоспитания, осуществляемого по определенной программе».
Для изобразительнойдеятельности в первую очередь важно развитие зрения и осязания. При помощи зрениямы воспринимаем многие качества предмета: форму, размера, цвет, положение впространстве. Зрительный анализ тоньше и богаче осязательного, поэтому человек большедоверяет зрению.
Такое мнениесправедливо, но в то же время при отсутствии достаточного опыта, особенно привосприятии нового объекта, для образования правильного представления недостаточноодного показания глаза. Например, при восприятии размеров имеет значениерасстояние, отделяющее от нас предмет и как бы уменьшающее размеры этогопредмета, при восприятии формы — положение предмета в пространстве по отношениюк нашему глазу, при восприятии цвета — освещенность и т.д.
Дети 2-3 лет выделяют отдельныекачества предмета, наиболее заметные и яркие, он дает или характеристику поаналогии с другими предметами: круглый, как яблоко, красный как ягодка.
Исследования сенсорногоразвития ребенка показали, что даже в младшем возрасте можно воспитатьспособность видеть отдельные свойства предмета в качестве общего признака, присущегогруппе предметов [5;20с].
Перед любым видом деятельностивоспитатель обращает внимание детей на форму, размер, положение предмета, азатем непосредственно перед занятием рисованием выделяет контур части предмета,уточняет цвет, если он является характерным для данного предмета.
В младших группах обязательновключает движение руки, которое поможет детям при рисовании. Для младших дошкольниковбольшое значение в познании формы имеет осязание. Он легко определяет понятие«большой» или «маленький» там, где эта разница значительна.
Восприятие цвета оказываетбольшое эмоциональное воздействие на ребенка, хотя часто и не относятся к числусущественных признаков. Поэтому не всегда надо при обследовании выделять его специально.Но в то же время цвет является в рисунке одним из главных выразительныхсредств. В цветовых отношениях дети также могут усвоить эталоны, по которым вдальнейшем будут ориентироваться [14; 50 с].
1.3 Методы и приемыобучения детей рисованию младшего дошкольного возраста
Метод наблюдений лежитв основе всей системы обучения изобразительному искусству. От того насколько удетей будет развито умение наблюдать окружающее, устанавливать связи междуявлениями действительности, выделять общее и индивидуальное, зависит успехразвития их творческих способностей.
В детском саду назанятиях по изобразительной деятельности используются разнообразные методы иприемы которые условно можно подразделить на наглядные и словесные. Особую,специфичную для детского сада группу приемов составляют игровые приемы. В них соединяетсяприменение наглядности и использование слова.
Метод обучения согласнопринятому в педагогике определению характеризуется единым подходом к решениюпоставленной задачи, определяет характер всей деятельности и ребенка, ивоспитателя на данном занятии.
Прием обучения – болеечастное, вспомогательное средство, не определяющее всей специфики деятельности назанятии, имеющее лишь узкое обучающее значение.
Иногда отдельные методымогут выступать в качестве только приема и не определять направление работы назанятии в целом. Например, если чтение стихотворения (рассказа) в начале занятияименно цель лишь вызвать интерес к заданию, привлечь внимание детей, то в данномслучае чтение служило приемом, помогающим воспитателю в решении узкой задачи –организации начала занятия [22; 7 с].
Наглядные методы иприемы – к наглядным методам и приемам обучения относятсяиспользование натуры, репродукции картин, образца и других наглядных пособий;рассматривание отдельных предметов; показ воспитателем приемов изображения; показдетских работ в конце занятия, при их оценке.
Работа с натуры предполагаетизображение предмета с определенной точки зрения, в том положении, в каком он находитсяпо отношению к глазу рисующего. Эта особенность изображения с натурыобусловливает и своеобразие восприятия в процессе занятия. Основным здесь зрительноевосприятие, причем при изображении на плоскости (рисунок) предметвоспринимается только с одной стороны.
Способностьвоспринимать предмет в совокупности его качеств свойственна уже ребенкумладшего дошкольного возраста. Однако необходимость изобразить предмет с натурыпредполагает умение анализировать соотношение частей, расположение их впространстве.
Психологи считают, чторебенок младшего дошкольного возраста способен к такомуаналитико-синтетическому восприятию только при условии правильногопедагогического руководства.
Отметим некоторыеособенности использования натуры в работе с детьми дошкольного возраста. Натурапрежде всего облегчает работу памяти, так как процесс изображения объединяетсяс восприятием; помогает ребенку правильно понять и передать форму и строениепредмета, его цвет.
Воспринимая предмет, ребенокдолжен показать его объем (дать двухмерное изображение трехмерной натуры на плоскости),что связано с применением светотени, передачей перспективных измененийпредмета, показом сложных ресурсов.
Ребенку младшегодошкольного возраста эти приемы изображения недоступны. Поэтому в качестве натурыдля них подбирают предметы простой формы, имеющие четкие очертания и членениячастей.
Натура помещается так, чтобывсе дети воспринимали ее с наиболее характерной стороны. Воспитателю следует детальнорассмотреть с детьми натуру, направляя и облегчая словом и жестом процессанализа. Этот процесс требует определенной культуры восприятия, развитогоаналитического мышления.
Таким образом,использование натуры как метод бучения охватывает весь процесс изображения: первоначальныйанализ предмета, сравнение изображения с натурой по форме, положению, цвету,оценка результатов работы путем сопоставления рисунку и натуры.
Иногда натура может использоватьсякак частный прием и не влиять на характер занятия в целом. Например, в процессерисования по замыслу ребенок просит помочь в изображении какого-либо предмета.
Образец, как и натура, можетвыступать в качестве метода и как отдельный прием обучения. В тех видах изобразительнойдеятельности, где основной целью не является закрепление впечатлений отвосприятия окружающего, а стоят задачи по развитию отдельных моментов этойдеятельности, образец применяется как метод обучения.
Иногда может быть внесенонесколько образцов для выбора, если дети уже овладели каким-нибудь умением.
Иногда образецвыступает в качестве приема обучения. Например, в предметном рисовании образециспользуется не с целью копирования, а для уточнения представлений детей б изображаемомпредмете.
Отрицательно наразвитии творческих способностей детей сказывается применение образцов сутраченными, схематичными изображениями. Упрощение изображения до схемы создаетлишь кажущееся облегчение постепенной перед детьми задачи. Схема несоответствует конкретному представлению ребенка о предмете, так как в нейотступают характерные детали, по которым дошкольник узнает предмет.
Не следует заменятьпредставление, образовавшиеся на основе конкретного восприятия, плоскостными исхематичным изображением, лишенным индивидуальных черт. Такая схема не поможетребенку выделить главное в предмете, а просто заменит образ конкретного предмета.Переменяя подобные образцы, воспитатель забывает о такой воспитательной задачеизобразительной деятельности, как закрепление представлений детей об окружающейдействительности [26; 4 с].
Обучение при постоянномиспользовании готовых схематических образцов сводится, в конечном счете, кузкой задаче — выработке умения создавать несложные формы. Тренировка руки в созданиитакой формы изолируется от работы сознания. В результате в рисунках детей появляютсяшаблоны: домик с треугольной крышей, птицы в виде галочек и т.д. Это объединяетдетский рисунок, раз и навсегда усвоенная схематичная форма снимаетнеобходимость дальнейших наблюдений, изобразительная деятельность отрывается отдействительности. Неосознанно усвоенное схематическое изображение часто теряет сходствос реальным предметом, так как ребенок повторяет усвоенные формы не задумываясь.Например, птичка (галочка) при изображении повертывается крыльями вниз илинабок.
Картины применяютсяглавным образом для картин уточнения представлений детей об окружающейдействительности и для пояснения средств и способов изображения.
Картина какхудожественное произведение ярко, эмоциональное передает образ.
Исследования психологови педагогов показали, что уже детям двухлетнего возраста доступно пониманиекартины как изображения предмета.
Рассматривание картин можетбыть рекомендовано в тех случаях, когда нет нужного предмета, а также можетслужить средством ознакомления детей с некоторыми приемами изображения наплоскости. Например, педагог показывает картину, чтобы объяснить изображениеотдельных предметов, которые в жизни ребенок воспринимал расположенными наровной земле. Рассматривая картину, ребенок видит, что земля изображается неодной линией, а широкой полосой, а удаленные предметы располагаются выше,близкие – ниже, к краю листа. Для дошкольника невозможно осознать все приемы иизобразительные средства, использованных художником, поэтому он будет срисовывать,не понимая, почему нарисовано так, а не иначе.
Программа детского садаустанавливает объем изобразительных умений и навыков, которым должны овладетьдети в процессе обучения. Овладения сравнительно небольшим кругом умений даст возможностьребенку изображать самые разнообразные предметы. Например, для того чтобы нарисоватьдом, надо знать приемы изображения прямоугольной формы, т. есть уметь соединитьлинии под прямым углом.
Эти же приемыпотребуется для рисования машины, поезда и любого другого предмета, имеющего прямоугольныеочертания [15; 148 с].
Показ воспитателемспособов изображения является наглядно-действенным приемом, который учит детейсознательно создавать нужную форму на основе их конкретного опыта. Показ может бытьдвух видов:
— показ жестом;
— показ приемовизображения.
Во всех случаях показсопровождается словесными пояснениями.
Жестом поясняется расположениепредмета на листе. Движение руки или палочки карандаша по листу бумаги бываетдостаточно, чтобы дети даже 3-4 лет поняли задачи изображения. Жестом можетбыть восстановлена в памяти ребенка основная форма предмета, если она несложна,или его отдельных частей.
Эффективно повторениетого движения, которым воспитатель сопровождал при восприятии своегообъяснения. Такое повторение облегчает воспроизведение образовавшихся в сознаниисвязей. Например, при наблюдении детей за постройкой дома педагог жестомпоказывает контуры строящихся корпусов, подчеркивая их устремленности вверх. Этоже движение он повторяет в начале занятия, на котором дети рисуют высотный дом.
Жест, воспроизводящийформу предмета, помогает памяти и позволяет показать движение руки рисующего приизображении. Чем меньше ребенок, тем больше значение в его обучении имеет показдвижения руки.
Ребенок младшего дошкольноговозраста еще не полностью владеет своими движениями и потому не знает, какое движениепотребуется для изображения той или иной формы.
Известен и такой прием,когда воспитатель в младшей группе делает изображения вместе с ребенком, ведя егоруку.
Жестом можно обрисоватьвесь предмет, если его форма расположена (мяч, книга, яблоко) или детали формы(расположение ветвей у ели, изгиб шеи у птиц). Более мелкие детали воспитатель демонстрируетв рисунке.
Характер показа зависитот тех задач, которые ставит воспитатель на данном занятии. Показ изображения всегопредмета дается в том случае, если ставится задача научить правильно изображатьосновную форму предмета. Обычно этот прием используется в младшей группе.Например, чтобы научить детей рисовать круглые формы, воспитатель рисует мячили яблоко, объясняя свои действия.
При повторных упражненияхпо закреплению умений и затем самостоятельному их применению показ дается лишьв индивидуальном порядке детали, не усвоившим тот или иной навык.
Постоянные показ приемоввыполнения задания приучит детей во всех случая ждать указаний и помощи воспитателя,что ведет к пассивности и торможению мыслительных процессов. Показ воспитателявсегда необходимо при объяснении новых технических приемов [19; 12 с].
В младшем возрасте ребенокне может в полной мере контролировать и оценивать свои действия и ихрезультаты. Если процесс работы доставлял ему удовольствие, он будет доволен ирезультатом, ожидая от воспитателя одобрения.
В младшей группевоспитатель в конце занятия показывает несколько хорошо выполненных работ, неанализируя их.
Цель показа – привлечьвнимание детей к результатам их деятельности. Так же воспитатель одобряет работыостальных детей. Положительная оценка их способствует сохранению интереса кизобразительной деятельности.
Рассматривать ошибки вработе одного ребенка со всеми детьми не следует, так как сознание ее будет иметьзначение лишь для этого ребенка. Причины ошибки и пути ее устранения лучше проанализироватьв индивидуальной беседе.
Словесные методы иприемы обучения – к ним относятся беседа, указаниевоспитателя в начале и в процессе занятия, использование словесногохудожественного образа.
Цель беседы — вызвать впамяти детей ранее воспринятые образы и возбудить интерес к занятию. Особенновелика роль беседы на тех занятиях, где дети будут выполнять работу на основепредставления (по собственному замыслу или на тему, данную воспитателем), непользуясь наглядными пособиями.
Беседа должна бытькраткой, но содержательной и эмоциональной. Педагог главным образом обращаетвнимание на то, что будет иметь значение для дальнейшей работы, т.е. наконструктивное цветовое и композиционное решение рисунка. Если впечатления детейбыли богаты и они владеют нужными умениями для их передачи, такой беседы достаточнодля выполнения задания без дополнительных приемов.
Для уточненияпредставлений детей по теме или ознакомления их с новыми приемами изображения воспитателяв процессе беседы или после нее показывает нужный предмет или картину, а передначалом выполнения задания детьми демонстрирует прием работы. В младших группахбеседа используется в тех случаях, когда необходимо напомнить детям предмет,который они будут изображать или разъяснить новые приемы работы. В этих случаяхбеседа используется как прием, помогающий детям лучше понять цель и задачиизображения.
Беседа и как метод, икак прием должна быть краткой и длиться не более 3-5 минут, чтобы представленияи эмоции детей оживившись, а творческое настроение не угасло. Таким образом, правильноорганизованная беседа будет содействовать лучшему выполнению задания детьми.Художественный образ, воплощенный в слове (стихотворение, рассказ, загадки ит.д.), обладает своеобразной наглядностью. В нем заключено то характерное,типичное, что свой свойственно данному явлению и выделяет его среди других.
Выразительное чтение художественныхпроизведений способствует созданию творческого настроения, активной работемысли, воображения. С этой целью художественное слово может быть использованоне только на занятиях по иллюстрированию произведений литературы, но и приизображений предметов после их восприятия.
При обучении детеймладшего дошкольного возраста число словесные указания применяются редко. Удетей еще слишком мал опыт и недостаточно изобразительных умений, чтобы понятьбез участия чувственных анализаторов объяснение воспитателя. Только в том случае,если у детей есть прочно закрепившиеся навыки, воспитатель может несопровождать наглядный показ действия [25; 51 с].
Указания нужны нерешительным,застенчивым детям, неуверенным в своих силах. Их надо убедить, что работанепременно получится. Однако не следует всегда предупреждать трудности,встающие перед детьми. Для воспитания творческой активности важно, чтобы ребеноксталкивался с трудностями и учился их преодолевать.
Форма указаний не моетбыть одинаковой для всех детей. Для одних необходим поощряющий тон, вызывающийинтерес к работе и уверенность в своих силах. К самоуверенным детям следуетпредъявлять больше требовательности.
Указания педагога недолжны быть прямой диктовкой детям как изображать предмет в том или ином случае.Они должны заставить ребенка думать, мыслить. Индивидуальные указания не должныпривлекать внимание всех детей, поэтому их следует делать негромким голосом.Указания всем детям в процессе занятия даются в том случае, если многиеошибаются [11; 140 с].
Игровые приемы обучения — это использования моментов игры в процессе изобразительной деятельности относитсяк наглядно-действенным приемам обучения. Чем меньше ребенок, тем большее местов его воспитании и обучении должна занимать игра. Игровые приемы обучения будутспособствовать привлечению внимания детей к постепенной задаче, облегчаетработу мышления и воображения.
Обучение рисованию вмладшем возрасте начинается с игровых упражнений. Их цель – сделать более эффективными процесс обучения детей по созданию простейших линейных форм и развитиедвижений руки. Дети вслед за воспитателем сначала проводят рукой различные линиив воздухе, затем пальцем на бумаге, дополняя движения пояснением: «Это бегает подорожке мальчик», «Так бабушка мотает клубок» и т.д. Соединение образа идвижения в игровой ситуации значительно ускоряет овладение умениями изображать линиии простейшие формы.
Включение игровыхмоментов в изобразительную деятельность в младшей группе продолжается и приизображении предметов. Например, в гости к детям приходит новая кукла и онирисуют ей платье, витаминки и т.д. В процессе этой работы малыши овладевают умениемрисовать круги.
При использованииигровых моментов воспитатель не должен превращать весь процесс обучения в игру,так как она может отвлечь детей от выполнения учебной задачи, нарушить системув приобретении знаний, умений и навыков.
Таким образом, выбортех или иных методов и приемов зависит: он содержания и задач, стоящих передданным занятием, и от задач изобразительной деятельности;
— от возраста детей иих развития;
— от видаизобразительных материалов, с которыми действуют дети [3; 4 с].
Отдельные методы иприемы — наглядные и словесные совмещаются и сопутствуют один другому в единомпроцессе обучения на занятии.
Наглядность обновляетматериально-чувственную основу детской изобразительной деятельности, словопомогает созданию правильного представления, анализу и обобщению воспринятого иизображаемого [9; 74 с].
1.4 Обучение рисованиюдетей младшего дошкольного возраста
Главным принципомобучения детей рисованию является наглядность: ребенок должен знать, видеть чувствоватьтот предмет, явление которые он собирается изобразить. Дети должны иметь ясныечеткие представления о предметах и явлениях. Средств наглядности, используемыхна занятиях рисованием, много. Все они сопровождаются словесными объяснениями.
Прежде всего, самадеятельность воспитателя является наглядной основой. Ребенок следит за рисункомвоспитателя и начинает подрать ему. В дошкольном возрасте подражание выполняетактивную обучающую роль. У ребенка, наблюдающего за тем, как создается рисунок,развивается и способность видеть особенности формы, цвета в плоскостном ихизображении. Но одного подражания недостаточно для развития способностисамостоятельно мыслить изображать, свободно использовать приобретенные навыки. Поэтомуприемы обучения детей также последовательно усложняется.
В работе В.Н.Аванесовой рекомендуется постепенное вовлечение детей в совместный процессрисования с воспитателем, когда ребенок дорисовывает начатую или работу –проводит ниточки к нарисованным шарам, стебельки к цветам, палочки к флажкам ит.д.
Положительным в этом приемеявляется то, что ребенок учится узнавать изображаемый предмет, анализироватьуже нарисованные и недостающие части, упражняется в проведении линий (разногохарактера) и, наконец, получает радость и эмоциональное удовольствие отрезультата своего труда.
Воспитатель может использоватьпоказ приемов рисования и словесное объяснение, а дети будут сами выполнять заданиебез опорного рисунка. Здесь важно, чтобы процесс построения рисунка рукойпедагога были хорошо согласован с ходом словесного изложения. Слово, подкрепленноенаглядным материалом, поможет ребенку проанализировать виденное, осознать его, лучшезапомнить задание. Но у ребенка младшей группы еще недостаточно развитыспособность памяти длительно время сохранять воспринятое с достаточнойчеткостью (в данном случае — это объяснение педагога): он либо запоминаеттолько часть указаний и выполняет задание неверно, либо ничего не может начать безповторного объяснения. Вот почему воспитатель должен еще раз объяснять заданиекаждому ребенку [8; 100 с].
К концу третьего годажизни многие дети уже не требуют дополнительных объяснений: они могут рисовать самостоятельно,пользуясь приобретенными навыками и после одного раза объяснения задания.
На обучение детеймладшего дошкольного возраста положительное влияние оказывает использованиеразличных игровых моментов. Включение игровых ситуаций делает предметизображения более близким, живыми, интересными. В рисовании краскамирезультатом деятельности для маленького ребенка является яркое пятно. Цветсильный эмоциональный раздражитель. В этом случае педагога должен помочь ребенкупонять, что цвет в рисунке существует для воссоздания образа. Надо добиватьсятого, чтобы дети, работая с красками, стремились улучшить сходство спредметами.
Если в первые месяцы обученияони подражают своему воспитателю, рисуя тот или иной предмет, то теперь педагогдает или задание рисовать самостоятельно по замыслу, воображению.
Полезно младшимдошкольникам давать такую возможность самостоятельно работать по замыслу накаждом занятий после выполнения учебного задания (если оно не было длительным).Такая форма самостоятельной работы детей создает предпосылку для будущей творческойдеятельности.
Для обучения детейрисованию включают два вида специфических задач: рисование отдельных предметов,сюжетное рисование [20; 28 с].
Рисование отдельныхпредметов
Грамотное,реалистическое изображение предмета в рисунке предполагает передачу характернойформы и деталей, пропорционального соотношения частей, перспективных изменений,объема, движения, цвета.
Посколькуизобразительные умения у ребенка еще очень несовершенны, перед ними стоят иизобразительные трудности. В рисунке форма ограничена линейным контуром. Но вто же время правильное проведение линий и изображение контура на первых этапахработы над рисунком не может служить первоочередной задачей. Исследованияизобразительной деятельности детей младшего дошкольного возраста показали, что ребенокуже на втором году жизни (конечно, при условии обучения) может правильнодержать карандаш, кисть: движения, производимые при рисовании, совпадают собщим ритмом движений, которые интенсивно развиваются в этом возрасте. Однакоони в большей мере еще непроизвольны и проведение линий не контролируется зрением.
С ребенком второго годажизни уже возможно специальное обучение навыкам изображения, так как он стремитьсявоспроизводить действия воспитателя сопровождаемые пояснением. При постановкизадач обучения рисованию учитывается, что у детей двухлетнего возраста малопыт, отсутствуют знаний и умения, недостаточно развиты движения руки. Поэтомуосновные задачи в первую очередь связаны с общим воспитательным воздействием надетей.
Задачи обучения впервой младшей группе следующие:
— вызвать интерес кпроцессу рисования как деятельности, дающей результат;
— познакомить сматериалами для рисования (карандашами, красками) и приемами пользования ими;
— научить пониманию рисункавзрослого как изображения предмета;
— научить приемампроведения прямых, округлых линий и замкнутых форм.
Освоениеизобразительных умений начинается с проведения прямых, вертикальных игоризонтальных линий, сначала при дорисовании рисунка, начатого воспитателем(ниточки к шарам, стеблей к цветам, клубок ниток и т.д.).
Сюжетное рисование — основнаяцель научить ребенка передавать свои впечатления от окружающейдействительности.
Ребенок должен уметь нарисоватьглавное в сюжете, а все, детали он выполняет по своему желанию.
У маленького ребенкаеще слишком поверхностное восприятие и аналитико-синтетическое мышление: онпрежде всего воспринимает то, что непосредственно доступно зрению, осязанию,слуху, часто узнает предмет по некоторым несущественным деталям, запомнившимсяему. Точно так –же ребенок воспринимает и передает сюжет в рисунке. У ребенкамал опыт и недостаточно развиты изобразительные умения и навыки в изображении сюжетногорисунка.
В младшей группенекоторые темы, предлагаемые для рисования, звучит как сложные (например:«Колобок катится по дорожке», «Идет снег, засыпал всю землю», «Листопад»,«Птичий двор», и т.д.). Но в них не требуется передача действия сюжета.Указание на сюжетность рисунка применяют для создания у детей интереса кизображению простейших форм.
В сюжетном рисовании передмаленькими детьми не ставится задача показа точно пропорциональных соотношениймежду предметами, так как она является сложной и доступной только детям старшейгруппы.
Воспитатель должен еслистараться подобрать интересные темы для ребят, учитывая их впечатления отокружающей действительности [7; 23 с].
Вывод по первой главе
Овладение умений инавыков в изобразительной деятельности у детей младшего дошкольного возраста –одна из главных задач формирования личности, таланта, способностей иэстетических чувств у детей.
Существует множество методови приемов обучения детей рисованию (беседа (словесно-наглядный прием),наглядно-образный и игровые приемы), которые необходимо учитывать в процессецеленаправленного эстетического -изобразительного восприятия.
Первый этап в развитиихудожественных способностей детей начинается с того момента, когда в рукуребенка впервые попадает изобразительный материл – бумага, карандаш, краски,мелки. В дальнейшем с накоплением детьми опыта, овладением изобразительными умениямии навыков перед ними можно поставить новые задачи.
В 2-3 года ребенок легкоусваивает навык правильно держать карандаш, кисть, мелки, пользоваться ими.
Яркие и цветныеизображения вызывает у детей сильные положительные эмоции. Ребенок наслаждаетсякаким-либо цветом карандаша, краски, закрашивая ими все подряд. Но еще вмладшем возрасте он уже может связывать цвет с образом предмета. Использование цветапомогает выразить эмоциональное отношение ребенка к изображаемому.
Таким образом, средствавыразительности используемые детьми довольно многообразны: цвет, форма,композиция. У малышей желание рисовать кратковременно, неустойчиво. Поэтому педагогдолжен правильно руководить процессом творческой деятельности.
Рисование – одно излюбимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности.
Педагог должен научить детейумению выслушивать и выполнять задание, доводить начатую работу до конца.
Трудовые навыки,приобретаемые детьми в процессе рисования развивают руки, глаза ребенка,вырабатывается правильная учебная посадка. Таким образом, во время занятий детиприобретают навыки и умения в работе с различными материалами, у них воспитываетсяспособность творчески использовать эти умения в процессе изображения предметов иявлений действительности. Изобразительная деятельность служит средством расширенияи закрепления их представлений о действительности, способствует воспитанию чувстви формированию понятий.
Опыт дошкольника ещеневелик, поэтому ему важно дать возможность предварительно понаблюдать запредметом, чтобы увидеть и запомнить главное характерное, выразительное.
В рисовании включаютдва вида изобразительного искусства: рисование отдельных предметов и сюжетное.Основная задача обучения рисованию – помочь детьми познать окружающую действительность,развить у них наблюдательность, воспитать чувство прекрасного и обучить приемамизображения, одновременно осуществляется основная задача изобразительнойдеятельности – формирование умений и навыков у детей младшего дошкольноговозраста.
Глава II.Планирование занятий по рисованию в младшей группе
Подготовка к занятиюначинается с составления плана. Определив тему и программный материал,воспитатель обдумывает, какими приемами и методами он сможет обеспечитьнаилучшее усвоение учебного материала.
При планированиизанятий воспитатель определяет, какая подготовительная работа должна быть проведенас детьми – наблюдения, беседа, чтение рассказа, знакомство с новой игрушкой.Накануне занятия воспитатель готовит необходимый материал для работы: подготавливаетсябумага, точатся карандаши, проверяется состояние кистей и другого оборудования.Некоторые материалы готовятся в день занятия – краска.
Для уточненияпредставлений детей проводятся специальные экскурсии с целью наблюденияобъектов изображения, игры, в процессе которых ребенок знакомится с формой,цветом, объемом.
В младших группахматериал раскладывает воспитатель, иногда он просит детей отнести на столкарандаши, кисти, тряпочки. Такая помощь создает у них определенный настрой, интереск занятию.
Часть материала неследует выставлять сразу, чтобы не загромождать столы и не отвлекать вниманиеребят. Иногда не сразу раздается бумага для рисования, а лишь после объясненияприемов работы.
Обычно листы бумаги сподписанными именами детей заранее раскладываются на столах на постоянном местеребенка.
Одной из главных задач воспитателяявляется создание творческой атмосферы и сохранение у детей до конца занятияинтересы к работе. Поэтому не следует начинать занятие с дисциплинированныхзамечаний, добиваясь полной тишины. Нарушителями дисциплины, как правило, бываютлегко возбудимые, неуравновешенные дети, которых можно быстро успокоить,переключив их внимание на интересные объекты.
Первые слова воспитателядолжны заинтересовать ребят, привлечь их внимание к заданию. Такимэмоциональным моментом может быть рассматривание картин, использование игровойситуации, чтение стихотворения, сказки, интересного рассказа. В младшей группезанятие часто начинается с игры: входит кукла (мишка, зайка), здоровается сдетьми, садится на место, с которого ее видят все дети. Ребята рисуют ейленточки [22; 83 с].
Иногда активной работедетей на занятии способствует анализ натуры, подготовленной заранее воспитателем.
Формы проведения анализамогут быть различными:
· воспитательпоказывает рисунок и предлагает оценить, все ли в нем правильно, как выполненозадание, что интересного придумал ребенок;
· одномуиз детей дается поручение выбрать лучшую, по его мнению, работу и обосноватьсвой выбор;
· ребеноканализирует рисунок, сравнивая его с натурой, образцом, оценивает его;
· детивместе с воспитателем рассматривают одну работу за другой и дают им оценку.
Ребятапервой младшей группы не привыкли заниматься организованно и не имеют еще изобразительныхнавыков, им трудно выслушивать объяснение воспитателя до конца. Поэтому занятиярисованием в начале года проводят индивидуально или с небольшими группами (по4-5 человек). Постепенно количество детей увеличивается до 10-12 человек, апотом до 15-20 человек.
Неследует принуждать ребенка рисовать если он этого не хочет. Лучше не настаиватьна его участии в занятий, пусть он играет или наблюдает, как работают другиедети. Если обстановка непринужденная, доброжелательная, ребята с интересомрисуют: яркий, привлекательный материал вызовет у ребенка желание участвовать вобщей работе. Заканчивается занятие также неодновременно, а по желанию детей [3;50 с].
2.1Цели и задачи планирования занятий по рисованию в младшей группе
Целии задачи в рисовании карандашом:
· Обучениеумению правильно держать карандаш; ориентироваться на листе бумаги, рисоватьпрямые линии, кружочки и т.д.
· Развитиемелкой моторики.
· Ознакомлениес окружающим миром.
· Развитиеречи.
· Формироватьинтерес к рисованию.
Материалы:
Цветныекарандаши, бумага, различные игрушки, предметы.
Методыобучения рисованию:
· Рисованиев воздухе – изображение линией и фигур в воздухе при помощи движений прямогоуказательного пальца ведущей руки. Использование этого приема помогает ощутить правильноенаправление движения и запомнить его на двигательном уровне. Можно такжерисовать пальцем на любой гладкой поверхности (стекло, столе).
· Совместноерисование – совместные действия взрослого и ребенка в процессе рисования. Взрослыйвкладывает карандаш в руку ребенка, берет ее в свою и водит по бумаге, создаваяизображение и параллельно комментируя рисунок. Использование этого методапозволяет научить ребенка правильно держать карандаш, надавливать на него вовремя рисования с определенной силой, проводить различные линии и фигуры.
· Дорисовываниедеталей – процесс завершения рисунка. В качестве основы для рисованияпредлагается заготовка, на которой нарисована только часть рисунка, недостающиедетали которого ребенок должен дорисовать. Сюжет картинки обыгрывается икомментируется взрослым. Использование этого метода обучения позволяетзакрепить усвоенные ребенком навыки (правильно держать карандаш, рисоватьопределенные линии и фигуры). При этом у взрослого есть возможность планироватьуровень сложности рисунка и время выполнения задания в зависимости от возрастадетей в группе и уровня их умений.
Самостоятельноерисование – создание ребенком рисунка по заданному взрослым сюжету или пособственному желанию с использованием усвоенных навыков [1; 10 c].
Целии задачи в рисовании красками:
· Обучениеумению правильно и аккуратно использовать краски, обмакивать в них кончиккисточки или пальчика; правильно пользоваться кисточкой: держать кисточку;легкими движениями проводит линии, рисовать точки и т.д.; мыть кисточку и хранитьее щетиной вверх.
· Обучениеумению ориентироваться на листе бумаги.
· Развитиечувства цвета.
· Развитиеэмоций и фантазии.
· Развитиемелкой моторики.
· Развитиеречи.
· Ознакомлениес окружающим миром.
Материалыи инструменты:
· Акварельныеи гуашевые краски, специальные краски для рисования пальцами;
· Круглыеи плоские кисти разного размера;
· Различныевиды бумаги, цветной матовый картон;
· Палитра;
· Деревянныегеометрические фигуры (кубик, конус и др.).
Дополнительныеоборудования:
· Клеенкана столы;
· Фартукили халат (по количеству детей);
· Тряпочкиили салфетки;
· Банки– непроливайки для воды.
Техникарисования:
Рисованиекисточкой
Нанесениекрасок на бумагу при помощи кисти. При этом сначала следует намочить кисть, затемвзять на нее краску и легко без нажима, нанести на бумагу. В этой техникеиспользуются кисти – круглые и плоские, краски – акварель и гуашь ( гуашь втюбиках предварительно разводят), бумага – акварельная и другая плотная.Рисовать при помощи кисти можно тремя способами:
· примакивание– нанесение на основу цветных пятен путем прикладывания к бумаге кисточки скраской. После соприкосновения с бумагой кисточку следует сразу, без проведениямазкой, оторвать от нее;
· нанесениемазков – рисование кисточкой путем проведения линий различной длины в разных направлениях(сверху вниз, слева направо и др.);
· рисованиекисточкой наверх карандашного эскиза – нанесение красок поверх несложногокарандашного эскиза, состоящего из простых линий и форм (прямые вертикальные игоризонтальные линии, круги, полукруги, овалы) [24; 3 с].
Подготовкак работе:
Передначалом занятия следует подготовить рабочее место. На столы необходимо постелитькленку, а детям надеть специальные клеенчатые фартуки или халаты с рукавами на резинке.На столе должно быть только самое необходимое. Вначале на стол ложат – лист бумагии одна краска для каждого ребенка, кисточка и баночка с водой. Когда детинаучатся рисовать красками аккуратно (вытирать руки салфеткой, не проливатьводу, не пачкать краской стол, одежду), можно предлагать несколько красок.
Правилаиспользования красок и кисточек
Впервую очередь необходимо научить детей правилам обращения с красками икисочками. Показать, как следует аккуратно брать краску на кисточку, непачкаться; объяснить, что краски следует хранить аккуратно, баночки с краски закрыватьпосле окончания работы. Показать малышам, как пользоваться кисточкой – как еедержать, смачивать в воде и снимать излишек воды о край баночки, как братькраску на кончик кисточки, рисовать легкими движениями, не нажимать накисточку, не тереть кисточкой о бумагу, мыть кисточку перед тем, как взятьдругую краску. Объяснить, что кисточку нельзя надолго оставлять в воде, иначеона искривится, что после рисования ее надо вымыть и поставить в стаканчикщетиной вверх. После завершения работы нужно подождать, чтобы краска на рисункевысохла [19; 9 с].
2.2Планы занятий и рисунки
Планзанятия «Дождик»
Цели:• учить детей правильно держать в руке карандаш;
• рисовать кисточки –прямые и вертикальные линии;
• не выходить запределы ограничительной линии;
• формировать интерес крисованию.
Материалы:• Карандаши синего или голубого цвета;
• листы бумаги длярисования формата А4 с заголовками (по количеству детей): в верхней части листабумаги нарисована туча синего цвета, а внизу –горизонтальная линия – «земля»,чтобы, рисуя дождик, дети не выходили за нижние границы листа бумаги.
Метод обучения:Дорисование деталей.
Ход занятия
Перед началом занятияпро читать малышам стихотворение, прослушать запись Чайковского «Времены года».
Воспитатель –Послушайте стихотворения; записи:
Дождик, дождик,веселей!
Капай, капай, воду лей.
На цветок, на листок,
Кап, кап, кап!
На дорожку на лужок,
Кап, кап, кап!
Тучка в небе синяя –
Капай, дождик сильный!
Кап, кап, кап …
Воспитатель: О чем говоритсяв стихотворении? Какая была музыка (веселая, грустная)? (воспитатель рисует налисте бумаги, прикрепленном к Мольберту, тучу синего цвета).
Воспитатель:Догадались, что это такое? Правильно, это туча. (Затем начинает рисовать горизонтальныелинии, сопровождая их словом «Вот нашел дождик: кап, кап, кап!», раздает малышамлисты с заготовками и по одному карандашу голубого цвета).
Воспитатель: у вас накартинках тоже нарисованы тучи. Нарисуйте дождик!
Можно рисовать сильный(сплошные линии) и слабый дождь (пунктирные линии). Побуждая ребенка озвучиватьрисунок – «Кап, кап, кап».
Методы и приемы:
• прослушиваниеклассической музыки Чайковского «Времена года»;
• анализ музыки;
• беседы о дожде,чтение стихотворения, рассматривание картин, иллюстраций о дожде;
• анализ работы:
— Что дети рисовали?
— Понравилось им илинет? [17; 21 с].
План занятия «Дорожки»
Цели:• научить детей рисовать кисточкой поверх эскиза (рисование прямых линий);
• формировать интерес иположительное отношение к рисованию.
Материалы:• Краски – гуашь зеленого или черного цвета;
• листы бумаги, форматаА-4 с эскизами (по количеству детей);
• кисточки;
• вода в банке;
• салфетки для рук.
Техника:рисование кисточкой поверх карандашного эскиза.
Методы и приемы:
• беседа;
• объяснение работы;
• анализ работы.
Ход занятия
• Перед началом занятияподготовить эскизы для рисунков;
• развести гуашь(зеленую, черную или коричневую) до густоты сметаны и палить небольшоеколичество в крышки.
Подготовить баночки –непроливайки с водой и большие кисти по количеству детей.
На одном из эскизов показатьмалышам, как можно нарисовать по готовому эскизу прямые, ровные дорожки.
Раздать детям бумагу,кисточку и краски и предложить нарисовать дорожки самостоятельно [17; 52 с].
Вывод по второй главе
В младшем возрасте напервом плане выдвигаются задачи обучения изобразительными умениями и навыкам.Научить изображению разнообразных и кругообразных форм несложных предметов,передавая их основные признаки (цвет, форму). Развивать композиционные навыки — располагать изображение в средние листа бумаги, совершенствовать технические навыки.Таким образом, осваивая начертания простейших изобразительных форм, используяяркие, красочные тона, ребенок приучается находить сходство с предметамиокружающей действительности, начинает осознавать изобразительные возможностиматериалов и самостоятельно использовать полученные умения при изображениидругих предметов.
Тематика упражнений впроведении прямых линий в различных направлениях указана в программе: рисованиеленточек, дорожек карандашей, дождик. Разнообразие тематики способствует сохранениюинтереса детей к занятиям.
В младших группахосвоение нового программного материала занимает меньше места, чем занятия позакреплению приобретенных умений и навыков. При этом вторая половина занятияобычно отводится для работы детей по собственному желанию, примерно треть занятийможет быть отведена рисованию на свободные темы, выбранным самыми малышами.Основная цель таких занятий – закрепление приобретенных умений и навыков ивоспитание способности самостоятельно использовать основные проблемы.
Подготовка к занятиюначинается с плана. Воспитатель подбирает такую тему, чтобы детям былоинтересно. Готовит необходимые материалы, беседу, стихи, рассказы игрушку дляприменения игрового приема.
Воспитатель должен создатьтворческую атмосферу и заинтересовать детей подобранной темой для рисования. Показкартин, иллюстраций создают эмоциональный построй у детей.
Правильная организация рабочегоместа зависит о воспитателя (освещения, столы с клеенкой, краски, кисти,карандаши, салфетки для рук, фартуки).
Воспитатель должен вконце занятия дать общую одобрительную оценку, анализировать работы детей рассматриваяих с ребятами.
В процессе работывоспитатель наблюдает за детьми, дает им советы, следит за тем, чтобы начатаяработа была доведена до конца.
Воспитатель должен научитьдетей правильно держать карандаш, кисточку, пользоваться красками.
Показать, как нужнонажимать на карандаш во время рисования, как обмакивать кисть в краску и вбанку с водой, рисовать плавными движениями, не нажимая на кисточку. Объяснитьмеры предосторожности.
Чтобы закрепить навыкималышей, один и тот же сюжет можно повторять несколько раз. Можно давать заданияна дом, чтобы малыши рисовали знакомые картинки вместе с родителями.
Заключение
Рисование – интересныйи полезный вид деятельности, в ходе которого разнообразными способами сиспользованием самых разных материалов создаются живописные и графические изображения.Рисование приобщает малышей к миру прекрасного, развивает креативность(творческое начало личности), формирует эстетический вкус, позволяет ощутитьгармонию окружающего мира. Часто несет в себе элемент психотерапии –успокаивает, отвлекает, занимает.
Рисование побуждает детейк творчеству, учит видеть мир в живых красках. Важно не упустить возможности,которые открываются в раннем возрасте, необходимо развивать способности ребенкаобразно воспринимать мир, придумывать новые сюжеты. Таким образом, при умелой организациизанятий и учете психологических и физиологических особенностей детей 1-3 летрисовании может стать одним из любимых занятий малышей.
При обучении детейраннего возраста рисованию активно используется игра. Взрослый обыгрывает сюжетбудущего рисунка с помощью различных игрушек и предметов, сопровождаетрисование эмоциональным комментарием, использует стихи, загадки, потешки и т.д. Такой метод обучения позволяет заинтересовать малышей, дальше удерживает ихвнимание, создает необходимый эмоциональный построй и положительный мотив деятельности.
Занимаясь рисованием смаленькими детьми необходимо учитывать особенности раннего возраста. У малышейеще не сформированы многие умения и навыки. Дети не умеют правильно держатькарандаш и кисточку, регулировать силу давления на бумагу, (на карандашнадавливают слабо, на кисточку слишком сильно), ориентироваться на листе бумагии не выходить при рисовании за край. Часто отсутствие умений сердит ирассматривает малышей, они оставляют попытки нарисовать задуманное. В этомслучае рисование может надолго задерживаться на уровне хаотических линий(черкание, каляки-маляки).
Поэтому рекомендуетсяначинать занятия рисованием с обучения малышей простейшим навыкам и приемам: держатьправильно карандаш, кисточку; рисовать простые линии и формы; не выходить вовремя рисования за край листа бумаги или за ограничительную линию. Рисуя«палочки» и «дорожки» (вертикальные и горизонтальные прямые линии), кружочки иовалы, ребенок открывает для себя обобщение формы и линии как основу множестваобразов, учится находить в них сходство с окружающими предметами и явлениями.Освоив минимальный арсенал умений, малыши получают возможность передавать набумаге элементарный образ, начинают чувствовать себя более уверенно в этом занимательномвиде деятельности. А рисование пальчиками и ладошками дарит малышамнезабываемые ощущения непосредственного взаимодействия с красками, впечатленияот манипуляций с цветом.
При обучении навыкам рисованияне следует забывать, что рисование для детей – прежде всего игра. Не надо ограничиватьдетскую свободу. Нужно предоставлять малышам возможность поэкспериментировать.После того как необходимые навыки сформированы и техника рисования усвоена, проводятсяобобщающие занятия, на которых детям предоставляется возможностьпродемонстрировать свое умение при создании оригинальных изображений.
Помимо обучения навыкамрисования, формирования интереса и положительного отношения к изобразительнойдеятельности, по сюжетному рисованию развивают речь, фантазию и творчество,знакомят с окружающим миром, способствуют личностному и эстетическому развитию.
Список литературы
1. АлексеевскаяН. «Озорной карандаш» М. – 1999 г.
2. ГригорьеваГ.Г. «Изобразительная деятельность дошкольника» М. – 1997 г.
3. ГригорьеваГ.Г. «Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности» М.«Просвещение» — 1995 г.
4. ДороноваТ.Н., С.Г. Якобсон «Обучение детей 2-4 рисованию, лепке, аппликации в игре» М.«Просвещение» — 1992 г.
5. ДороноваТ.Н. «Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности» С-П. – 2003г.
6. КазаковаТ.Г. «Развивайте у дошкольников творчество» М. «Просвещение» — 1985 г.
7. Копцева«Природа и художник» М. – 2001 г.
8. КомароваТ.С. «Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию» М.«Просвещение» — 1991 г.
9. КосминскаяВ.Б., Васильева Е.И. «Теория и методика изобразительной деятельности в детскомсаду» М. «Просвещение» — 1985 г.
10. КаменевЕ., Пантелеева Л.В. «Художественный труд в детском саду» М. «Просвещение» — 1987 г.
11. КомароваТ.С., Саккулина Н.Т. «Методика обучения изобразительной деятельности иконструирования» М. «Просвещение» — 1979 г.
12. МаксимовЮ.В. «Родник творчества» М. «Просвещение» — 1988 г.
13. ПерафееваС.В. «Обучение детей рисованию» М. «Просвещение» — 1972 г.
14. СакулинаН.П. «Рисование в дошкольном детстве» М. «Просвещение» — 1965 г.
15. СоломенниковаО.А. «Радость творчества» М. «Мозаика-синтез» — 2005г.
16. ШвейкоГ.С. «Изобразительная деятельность в детском саду» М. – 2003г.
17. ЯнушкоЕ.А. «Рисование с детьми раннего возраста» М. «Мозаика-синтез» — 2005 г.
18. Журнал«Дошкольное воспитание» №6 – 1998 г.
19. Журнал«Дошкольное воспитание» №8 – 1998 г.
20. Журнал«Дошкольное воспитание» №2 – 1999 г.
21. Журнал«Детский сад — управление» №10 – 2004 г.
22. Журнал«Детский сад — управление» №12 – 2004 г.
23. Журнал«Дошкольное воспитание» №4 – 1999 г.
24. Журнал«Дошкольное воспитание» №5 – 1999 г.
25. Журнал«Дошкольное воспитание» №6 – 2003 г.
26. Журнал«Дошкольное воспитание» №44 – 2003 г.