Реферат по предмету "Педагогика"


Формирование дизайнерских навыков при отделочных работах керамической плиткой в средней общеобразовательной школе

Содержание
Введение.
Глава1. Теоретический анализ проблемы формирования дизайнерских навыков при укладкекерамической плитки.
1.1Формированиедизайнерских навыков при обучении ремонтно-строительным работам каксоциально-педагогическая проблема.
1.2Анализ содержания программ обучения технологии в средней общеобразовательнойшколе.
1.3Теоретическиеосновы обучения школьников основам ремонтно-строительных работ на урокахтехнологии.
Глава2. Содержание, формы, методы и средства формирования дизайнерских навыков впроцессе обучения ремонтно-строительным работам на уроках технологии.
2.1Построение и реализация процесса формирования дизайнерских навыков при обученииукладке керамической плитки
2.2Разработкадидактического средства обучения.
2.3Организацияи результаты экспериментальной работы.
Заключение.
Списокиспользованной литературы
Приложения.
Введение
Рассматривая человека и окружающую средув диалектическом единстве, следует подчеркнуть, что его духовная жизньнеразрывно связана с природой и с «миром вещей», который он сам длясебя создал.
Духовно-эстетическая значимостьпредметной среды в современных условиях имеет очень большое значение, по этомусовременных условиях требуется дать детям определенную подготовку в той областичеловеческой деятельности, к которой относится разработка гармоничнойпредметной среды в области технической эстетики (дизайна).
В свете современных требований кобразованию преимущественная установка на вооружение учащихся некоторымиунифицированными практическими умениями, которые от класса к классусовершенствуются, уже недостаточно. Ручные умения и владение технологиями могутвыступать лишь в качестве средства, но никак не цели обучения. Ручной труддолжен являться средством развития сферы чувств, эстетического вкуса, разума итворческих сил — т.е. общего развития учащегося. Формирование элементовдизайнерского мышления может быть наиболее успешно реализовано именно в рамкахпредметно-практической деятельности на материале художественногоконструирования. Постановка цели формирования дизайнерских навыков такжепозволит наметить и реализовать единую образовательную линию от начальной школык средней и далее. При этом, начиная со среднего звена, профильдизайнообразования может постепенно локализоваться в зависимости от ориентацииучреждения: в отдельных школах могут функционировать программы, например, подизайну одежды, прически, бытовых приборов, интерьера.
Исходя из анализа теоретическойразработанности, практического осуществления и значимости проблемыдизайнерского образования, можно утверждать, что логика педагогической теории ипрактики на современном этапе выдвигает в повестку дня совершенно специфическуюзадачу: формирование у учащихся особого типа мышления, которое можно назвать«дизайнерским мышлением».
Именно руководствуясь им как комплексом,состоящим из особой установки сознания, оценочных суждений и способовтворческой деятельности, человек может формировать в себе эстетическоеотношение к миру вещей. Художественное конструирование-это процессрационального проектирования изделий с учетом законов гармонии и красоты.Эстетическая выразительность должна достигаться как результат последовательногоосуществления конструкторского замысла.
Все вышеизложенное определило выбор темыисследования: «Формирование дизайнерских навыков при отделочных работахкерамической плиткой в средней общеобразовательной школе».
Цель исследования: Выявить эстетико-педагогическиеусловия формирования дизайнерских навыков и мышления у учащихся на уроках технологии.
Объект исследования: Обучение ремонтно-строительнымработам на уроках технологии.
Предмет исследования: Процессформирования элементов дизайнерских навыков и мышления в процессе обучения укладкекерамической плитки.
Задачи исследования:
1.Изучить психолого-педагогическую иметодическую литературу по проблеме уточнить комплекс понятий, практическихумений и навыков, наиболее важных для формирования элементарного дизайнерскогомышления учащихся.
2. Обосновать эстетико-педагогическиеусловия формирования дизайнерского мышления и навыков у школьников при обученииремонтно-строительным работам, разработать методические рекомендации по ихреализации.
3. Разработать и осуществитьпедагогический эксперимент.
Гипотеза исследования: Формированиеу школьников дизайнерских навыков в процессе специально организованных занятийвозможно, если будет реализована совокупность эстетико-педагогических условийразвития творческого мышления, осуществлена постановка и решение дизайнерскихпроблемных ситуаций на основе овладения специальными знаниями.
Методологической итеоретической основой исследования являются:диалектико-материалистический, теоретический и системно-деятельный подход кформированию и развитию гармоничной личности, роли трудового обучения,производительного труда в ее становлении как социального субъекта; фундаментальныеисследования ведущих отечественных ученых — дидактов, педагогические теории иконцепции известных педагогов области трудовой, политехнической подготовки,технологического образования учащихся.
Методы исследования:исследование выполнялось разнообразными принятыми в педагогической наукеметодами. В их числе: изучение научных работ, анализ опыта подготовки учителейтрудового обучения в городских школах, метод беседы, математической статистики,изучение документации.
Структураквалификационной работы состоит из введения, двухглав, заключения, списка литературы и приложений.

ГЛАВА1. Теоретический анализ проблемы формирования дизайнерских навыков при укладкекерамической плитки
 
1.1Формирование дизайнерских навыков при обучении ремонтно-строительным работамкак социально-педагогическая проблема
В условиях современного«строительного бума» появилась необходимость в обучении учащихсяремонтно-строительным работам, и не только в связи с о «строительным бумом», нои необходимостью выполнять такие работы в быту. А в быту, как известно нужноуметь произвести практически все виды ремонтно-строительных работ.
К ним мы можем отнестиобойные работы, малярные работы, штукатурные работы, отделочные работы.
Обучение данным работамимеет преемственность с восьмого по девятый классы, изучение данных темпроходит в рамках данного учебного времени но формированию дизайнерских навыковв процессе обучения укладке керамической плитки ранее особого внимания неуделялось. Значение таких навыков чрезвычайно важно, ведь в домашних условияхпорой бывает просто необходимо владение дизайнерскими навыками. Вот пример.Необходимо положить плитку на пол в комнате 3*4 м. при этом есть плитка белаяглазурированая и синяя. Вот каким образом нужно плитку уложить что бы это быломаксимально красиво. Вот здесь и понадобятся владение дизайнерскими навыками.
Формированиедизайнерских навыков, как и дизайнерская деятельность с одной стороны невозможна без развития у школьников особого вида мышления – дизайнерскогомышления, которое является частью продуктивного мышления. Этот вид мышления важен,так как дизайнерская деятельность неразрывно связана с творческой деятельностьюи новаторством обучаемых.
При рассмотрении психолого-педагогическогоаспекта формирования творческого мышления можно выделить 6 блоков, по которымосуществляется выделение факторов и процессов функционирования творческогомышления:
-восприятие и память;
-мышление;
-воображение и новизна;
-интуиция;
-потребность всамовыражении, самостоятельность;
-эстетические иморально-этические качества личности. [15, с.34]
Самым многочисленным поколичеству показателей является блок, связанный с деятельностью мышления.
Обратимся к определениюпонятия «мышление»
Согласно Леонтьеву А.Н.,мышление-процесс сознательного отражения действительности в таких объективныхее свойствах, связях и отношениях, в которые включаются и недоступныенепосредственному чувственному восприятию объекта.
Рассмотрим основныевиды мышления, тесно связанные с продуктивным, творческим мышлением.
1.  Теоретически- понятийное мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачиобращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дело сопытом, получаемым при помощи органов чувств. [15, с.67]
2.  Теоретико-образноемышление — отличается от понятийного тем, что материалом, который здесьиспользует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения илиумозаключения, а образы. Оно или непосредственно извлекается из памяти, илитворчески воссоздаются воображением. [15, с.72]
3.  Наглядно-образное состоит в том, что мыслительныйпроцесс в нем непосредственно связан с восприятием человеком окружающейдействительности и без него совершаться не может. [15, с.83]
4.  Наглядно-действенноесам процесс мышления представляет собой практическую преобразовательнуюдеятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами.[15, с.90 ]
5.  Элементарноедизайнерское мышление включает основные структурные компоненты зрелогодизайнерского мышления, но в том виде, который соответствует возрастнымвозможностям учащимся средней школы. Оно формируется через специальнуюинформацию, постановку задач по созданию отдельной среды и поиск способов ихреализации.[38, с.14].
Исследования показывают,всецело и гармонично дизайнерские навыки и мышление могут развиваться только втрудовой деятельности. Обретение трудовых навыков непосредственно в процессетрудового воспитания.
Трудовое воспитаниенаправлено на формирование трудолюбия, общественно-трудовой активности,сознательной дисциплины труда и других нравственных качеств человека,необходимых для его трудовой деятельности на общую пользу.
Трудовое воспитание вшироком смысле представляет собой воспитание высокосознательного, гармоничногоразвития, общественно активного гражданина. В более узком смысле, трудовоевоспитание — целенаправленный, тесно связанный о обучением процесс подготовкидетей, подростков и юношества к самостоятельной трудовой жизни. В результатетрудового воспитания учащиеся должны более глубоко осознать необходимостьтрудиться на пользу общества, выработать потребность в труде.
На занятиях в школьныхмастерских в ходе конкретной деятельности, в процессе конструирования иизготовления объектов техники, создаются благоприятные условия для соединенияфизического и умственного развития учащегося, являющиеся естественнойпотребностью растущего организма. Уроки художественной обработки древесины,проводимые на высоком уровне, приносят детям чувство глубокого удовлетворения ирадости от результатов их созидательного труда.
В процессе трудавозникают условия, благоприятные для воспитания школьников в духе коллективизма,сознательной дисциплины, трудолюбия, бережливости, хозяйского отношения кобщественной собственности.
От того в какихусловиях работают подростки, как организован их труд, в значительной степенизависит их отношение к труду, а следовательно, и эффективность процессавоспитания.
В учебных мастерскихвсё должно воспитывать, приучать к порядку и красоте. Общеизвестно, что всякийтруд педагогически целесообразен. Он лишь тогда наполняется воспитательнымсодержанием, обретает воспитательную ценность, когда вдохновляет школьниковпоставленной целью, когда этой цели соответствуют формы и методы организациитруда. Только в этом случае труд дает педагогический эффект.
Единство трудовогообучения и воспитания предполагает такие формы и методы учебно-воспитательногопроцесса в школьных мастерских, которые бы способствовали формированиюнравственных качеств учащихся.
Обучение школьников неограничивается передачей и усвоением знаний и умений, оно, естественно связанос воспитанием. Единство обучения и воспитания должно пронизывать каждый урок,каждое занятие в учебных мастерских.
Эффективностьучебно-воспитательного процесса в школьных мастерских, в том числе и результатывнедрения в практику различных педагогических рекомендаций, зависит, преждевсего от личности учителя труда.
Воспитание учащихся впроцессе обучения ремонтно-строительным работам осуществляется на основе единыхпринципов, которые заложены в систему воспитания, осуществляемого вучебно-воспитательном процессе общеобразовательной и профессиональной школы. Наоснове этих принципов определяются конкретные цели воспитания и обученияучащихся, разрабатывается содержание учебных программ и учебников, комплекснаяпрограмма воспитания, определяются методы и приемы их реализации.
Ведущие принципы впедагогической науке воспитание в труде на общую пользу, комплексный подход квоспитанию, педагогическое руководство и самодеятельность учащихся, единстворазвития личности и коллектива, учет возрастных и индивидуальных особенностей,единство цели, содержания, методов и условий воспитания, единые действия всехучаствующих в воспитании сил, прочность результатов воспитания.
А.С. Макаренко мудрозаметил, что «человек не воспитывается по частям». Поэтомуестественные основные требования к воспитательному процессу: обеспечениеединства обучения и воспитания, единая система воспитательных мероприятий,соблюдение единой системы, воспитательных мероприятий, соблюдение единойсистемы требований, обеспечение непрерывного действия всех воспитательныхфакторов [].
1.2 Анализсодержания программ обучения технологии в средней общеобразовательной школе
Закон«Об образовании», принятый в России в 1992 г., был нацелен на будущее общества и утверждал, что содержание образования должно обеспечивать:
формированиеу обучающихся адекватной современному уровню знаний и уровню образовательнойпрограммы (степени обучения) картины мира; адекватный мировому уровень общей ипрофессиональной культуры;
«формированиечеловека, гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленногона совершенствование того общества; воспроизводство и развитие кадровогопотенциала общества.
Сформулированныеновые принципы государственной политики в области образования, учли в том числеи недостатки существовавшей системы трудовой подготовки молодежи,несоответствие изменившимся задачам развития подрастающего поколения. Длительнаяработа по созданию федеральных компонентов государственных стандартовобусловила утверждение обязательного содержательного минимума для российскойшколы.
Всоответствии с этим минимумом в Российской академии и образования подруководством академика В.А.Полякова большим коллективом ученых иучителей-практиков разработаны примерные программы для образовательной области«Технология» (табл. 1).
Таблица 1
Примерная программа ОО «Технология» в 5-9 классах№ Наименование разделов и тем Количество учебных часов Итого Классы V VI VII 1 2 3 4 5 6 1. Трудовое обучение мальчиков (V-VII классы) 1. Обработка древесины. Народные ремесла и промыслы. 60 68 68 196 2. Обработка металла. 58 50 50 158 3. Электротехнические работы. 18 18 18 54 Итого 136 136 136 408 II. Хозяин сельского дома (VIII-IХ классы) VIII IХ Итого 4. Изготовление строительных конструкций из древесины. 64 60 124 5. Общестроительные работы. 10 12 22 6. Обустройство приусадебного хозяйства. 12 12 24 7. Электротехнические работы в доме и на подворье. 16 18 34 8. Сельскохозяйственные машины и механизмы. 34 34 68 Итого 136 136 272 Всего 136 272 272 680 III. Трудовое обучение девочек (V-VII классы) 1. Домашнее питание. 20 20 24 64 2. Цветы в доме. 24 22 24 70 3. Домашнее рукоделие. 20 16 20 56 4. Шитье одежды. 44 52 40 136 5. Домашние животные. 10 8 8 26 6. Выращивание зелени и овощей на приусадебном участке. 18 18 20 56 Итого 136 136 136 408 II. Хозяйка приусадебного дома (VIII-IХ классы) VIII IХ Итого 1. Домашнее питание. 20 16 36 2. Домашнее рукоделие. 30 30 60 Шитье одежды. 50 54 104 4. Приусадебное животноводство. 16 16 38 5. Приусадебное растениеводство. 20 20 40 Итого 136 136 272 Всего 136 272 272 680
Анализ таблицыпоказывает, что содержание предмета «Технология» предусматривает пять основныхразделов (включая черчение), по каждому из которых разработан свой базовыймодуль, и пять разделов (информационные технологии; художественная обработкаматериалов; основы предпринимательства; профессиональное самоопределение;основы проектирования), содержание модулей у которых также определено, но онине имеют самостоятельного статуса.
Обращая внимание натермин «примерные», употребленный выше, следует сказать, что приведенныйучебный план лишь раскрывает основные направления обучения учащихся вобразовательной области «Технология», предоставляя право на местахразрабатывать и утверждать на его основе авторские учебные программы потехнологии.
Преподавательтехнологии в зависимости от материально-технического обеспечения учебногопроцесса, избранных объектов труда, характера изучаемых технологий имеетвозможность широко использовать дополнительные часы в желаемом направлении.
На региональный ишкольный компоненты выделяется 40 часов, которые могут значительно наполнитьсодержание избранных разделов. Более того, чтобы снять проблемы, возникающие ушкольного учителя с изучением разделов, не обеспеченных материально-техническойбазой обучения, допускается содержательная корректировка. При отсутствиивозможностей для организации практической деятельности учащихся по какой-либотеме соответствующий ей материал может быть дан в сокращенном варианте,информационно-иллюстративно. Например, если в разделе «ремонтно-строительныеработы» на школьной базе не удается организовать монтажные работы по укладкекерамической плитки, то допускается дать этот материал в сокращенном вариантена уровне технологических сведений, а практические работы провести вэксплуатационном варианте с готовыми промышленными электронными устройствами,обучая пользованию ими. В то же время следует увеличить разнообразие исложность работ по другим темам, обеспечивая выполнение требованийобязательного минимума.
Среди учебныхнаправлений имеются базовые технологии и виды деятельности, а также разделы, неимеющие в содержании самостоятельного статуса (это хорошо видно из табл. 1).
Изучениеремонтно-строительных работ имеет преемственность с восьмого по девятые классы.Причем, в восьмых классах на изучение этого раздела отводится 16 часов, девятых- 24.
В рамках этого учебноговремени, возможно обучение учащихся работе с керамической плиткой, иформирование у них дизайнерских навыков.
Теоретический анализпроблемы формирования дизайнерских навыков на уроках технологии позволил намсформировать основные критерии построения педагогического процесса изученияремонтно-строительных работ, обеспечив реализацию личности как субъектапедагогического процесса. В то же время в процессе анализа выявлена необходимостьопределения практических аспектов реализации такого педагогического процесса.
1.3Теоретические основы обучения школьников основам ремонтно-строительных работ науроках технологии
Ознакомление школьниковс основными ремонтно-строительными понятиями необходимо начинать с первыхвводных занятий, привлекая знания, полученные на занятиях естествознания,истории, из бытового опыта. Лучше всего начать с рассмотрения взаимоотношениймежду человеком и природой, так как, несмотря на все успехи достиженийчеловеческого гения, невозможно не признать пашу зависимость от природы.Природа обусловливает существование людей, которые берут у нее все необходимоедля жизни: пищу, исходные материалы. Так как многие предметы обихода, культуры,жилища, орудия труда получены с использованием соответствующих целенаправленныхпроцессов, школьники могут быть ознакомлены с ними. Эти процессы требуютопределенных затрат человеческого труда, как умственного, так и физического.Величина доли того или иного зависит от цели: какой конечный продукт, из какогоприродного материала и каким путем человек хочет получить. В одном случаезатраты ума и сил меньше, в другом — они значительны.
Процесс превращенияпродуктов природы в продукты, необходимые человеку, и есть процесспроизводства. Производство — производимое от чего-либо первичного. В данномслучае — это продукты природы, сырье, материалы. Отсюда можно вывести первичноепонятие — определение производственного процесса как такового.
Процесс взаимодействиячеловека и природы, в результате которого из природных материалов получаютсяпродукты, необходимые человеку, называется производственным процессом.
Техника —это совокупность имеющихся в распоряжении человечества орудий, созданных имсамим и предназначенных для преобразования сырья (материалов) в продукты,необходимые человеку.
Это первичное, нодостаточно научное определение техники можно сообщать уже на первых занятияхраздела «Элементы машиноведения», подчеркивая, что все технические устройства,созданные и создаваемые человеком, целесообразны, т.е. имеют строгоопределенное назначение. Это назначение может быть более или менее широким, новсегда определенным.
На основе этой схемы иформируется понятие производства, которое в первичном виде может быть таким: производствоесть преобразование сырья в продукцию с помощью техники.
Естественно, что вдальнейшем процессе обучения школьников это понятие будет развиваться,расширяться и углубляться.
Человек разработал дляпроизводства целую науку — науку об использовании технических устройств иматериалов — технологию (от греч. techne—наука о ремесле). С ее помощью он стремится получить продукцию по возможности вкратчайший срок качественную и использовать при этом минимальное количествоматериалов, ресурсов и технических устройств.
Первичное понятийноеопределение технологии может быть таким. Технология — наука об использованииматериалов, техники и человеческого труда, позволяющая превращать сырье вкачественную продукцию в кратчайший срок.
Из определения становитсяочевидно, что наука — неотъемлемая составная часть производства. Теперь дляшкольников будет понятнее столь часто встречающееся в современной речивыражение «наукоемкие технологии». Отсюда легко перебрасывается логическиймостик к пониманию того, что в наше время производственные процессыосуществляются на предприятиях, каждое из которых выполняет свою роль. Однидобывают руду, вторые выплавляют из нее металлы, третьи делают из нихопределенные машины, четвертые на этих машинах изготавливают нужные человекуизделия. Для получения любой продукции на предприятии — так чтобы это былоцелесообразно (выгодно) для общества — необходимо определенное взаимодействиелюдей и техники. В этом случае также не обойтись без специальных научныхзнаний.
Школьники могут бытьознакомлены с первичными определениями о научной экономике и организациипроизводства.
Экономика иорганизация производства — это науки, имеющие своей целью такое применениетехнологических процессов, чтобы использование сырья, техники и человеческого трудав производстве было рациональным, а продукция производилась с наименьшимизатратами.
В результате впредставлении школьников формируется стройная схема компонентов, составляющихсовременное производство:
• материалы(сырье);
• труд человека;
• техника(совокупность технических устройств);
• технология(наука об использовании технических устройств и материалов);
• экономика иорганизация производства.
Если обратить вниманиеучащихся на экологические аспекты, на необходимость охраны окружающей среды какважнейшей задачи современности, а возможно, и условия выживания человечества,то взаимоотношения «человек—природа» могут быть представлены как замкнутыйпроцесс. Человек (общество) должен возвращать природе все, что берет, иначеколичество исходных продуктов необратимо уменьшится. Таким образом, ушкольников должно быть сформировано понятие процесса воспроизводства материальныхресурсов. Объяснение того, что хищническое отношение к любым ресурсам природы,касается ли это лесов, запасов сырья или воды, содержания кислорода в атмосфереи т.д., подводит человечество к экологической катастрофе, заставляет детейпо-иному взглянуть на дымящуюся заводскую трубу, безлесный берег реки, черныйшлейф автомобильного выхлопа и т.п. Теперь понятие производственного процесса,когда необходимая людям продукция получается не любой ценой, а с соблюдениембаланса во взаимоотношениях человека с природой, будет правильно восприниматьсяшкольниками.
На занятиях технологиидолжна постоянно отражаться технологическая среда жизнедеятельности человека иобщества, то, что составляет техносферу. Эта часть планетной структуры,созданная человеком и влияющая абсолютно на все стороны его жизни, составляетоснову его развития и существования. Поэтому знаниями о технологическом мире,созданном человеком, деятельности в этом мире и ее последствиях должен владетькаждый человек — и как личность, и как частица общества.
Один из оптимальныхпутей ознакомления учащихся с основными общетехническими знаниями иформирования у них соответствующих понятий видится в подходе от общего кчастному:
1)  усвоениеучащимися главных производственных понятий (техника, технология, экономика иорганизация производства, охрана природы и окружающей среды);
2)  усвоениешкольниками общетехнических понятий (машина, механизм, аппарат, прибор,инструмент, приспособление) с классификацией их по признакам;
3)  ознакомлениеучащихся со специфическими (отличительными) особенностями техническихустройств;
4)  изучениетехнических устройств по группам с выявлением структуры, назначения отдельныхчастей, особенностей управления данными устройствами и возможных областейприменения.
Такой подход позволитсистематизировать знания школьников, делая их понятийными. Не противоречанаучным представлениям о технике и ее составляющих, он в то же времяудовлетворяет всем требованиям и педагогики, и производства. В сочетании сосведениями по истории развития техники и технологии это будет способствоватьинтеллектуальному развитию учащихся.
Цельюпрофессионально-трудового обучения является подготовка учащихся ксамостоятельному выполнению ими несложных видов ремонтно-строительных работ.Содержание обучения включает теоретический и практический материал и направленона:
·   развитиеу учащихся общетрудовых умений и навыков;
·   коррегированиеих психофизического состояния на основе данной профессии;
·   развитиеречи учащихся на основе их практической деятельности;
·   обучениепланированию своей работы, пользованию технико-технологической документацией;
·   выработкуу учащихся четкого понимания производственной профессиональной терминологии;
·   обучениешкольников профессиональным приемам труда по выбранной специальности;
·   воспитаниеучащихся устойчивого положительного отношения к труду и формированиенеобходимых в повседневной производственной деятельности качеств личности.
Организациязанятия должна быть такова, чтобы у учащихся возникала и поддерживаласьположительная мотивация. Объяснение теоретического материала должно быть четкими носить исчерпывающий характер, чтобы ученик мог спланировать свою работу исамостоятельно ее выполнить.
На урокахтехнологии ученики должны овладеть профессиональной терминологией, научиться вустной форме излагать план предстоящей работы и отчитаться по проделанной.Каждый урок должен развивать ребенка, способствовать росту его теоретическихзнаний и практических профессиональных умений и навыков. Очень важно для этогоиспользовать индивидуальный раздаточный материал.
Основнойзадачей обучения в 5-9 классах является формирование общетрудовых умений инавыков, умения анализировать образец, ориентироваться в задании, планироватьпредстоящую деятельность, контролировать текущую и итоговые результаты труда.Большое внимание следует уделять усвоению и соблюдению правил безопасностиработы, приучению учащихся к соблюдению дисциплинарных требований,использованию речи для взаимодействия в процессе труда. Ученикисовершенствуются в общетрудовых умениях и навыках, включая умения подбиратьматериалы и технологии, соответствующие назначению изделий. При этом ведущейзадачей является формирование навыков культуры труда, подразумевающейсоблюдение требований к организации рабочего места, следования требованиямтехники безопасности, дисциплинированность и ответственность.
Основныенаправления обучения ремонтно-строительным работам.
— Изучение строительныхматериалов и изделий, которые включают: технические сведения, основыматериаловедения (свойства строительных материалов), виды строительныхматериалов, каменные материалы (естественные и искусственные), строительныерастворы и бетоны, их свойства, состав раствора. Умения: узнавание материаловпо внешним признакам.
— Изучение обойныхработ, которые включают технические и общие сведения об обойных работах: назначение, требования коклеиваемым поверхностям, последовательность оклейки, применяемые материалы иинструменты. Виды обоев, их отличия. Клеевые составы (за исключением клея наорганических растворителях): их виды, способы приготовления и нанесения наповерхность. Требования к качеству обойных работ. Правила техники безопасностидля обойных работ.
Умения. Должны знать последовательность иосновные способы выполнения обойных работ, обрезать кромки вручную, раскраиватьобои с подбором рисунка.
Практическаяработа: подготовка поверхностейк наклеиванию обоев, наклеивание макулатуры, приготовление клеевых составов,обрезка кромок вручную, нанесение клейстера на обои вручную, оклейка внахлест ивпритык, смена обоев, способы наклеивания (впритык, внахлест). Инструменты иприспособления: клеящие составы для выполнения обойных работ (клейстер, клейКМЦ). Умения: ориентировка в задании, работа в бригаде с пооперационнымразделением труда, анализ качества работы поэтапно. Практическая работа: приготовлениеклейстера, приготовление клея КМЦ, заготовка полотнищ обоев, наклеивание обоеввпритык и внахлест.
— Общиесведения о шпатлевках, которые включают следующие сведения: шпатлевка, еёназначение и применение, основные виды шпатлевок, шпатлевки под масляные иэмалевые краски, основные компоненты шпатлевочных составов, инструменты длянанесения шпатлевки, правила техники безопасности при нанесении шпатлевки.
Практическаяработа: приготовлениешпатлевки под масляную краску, определение готовности шпатлевки.
— Изучение малярныхработ, которые включают в себя общие сведения о малярных работах, техническиесведения, виды иназначение лакокрасочных покрытий, основные свойства красочных составов ивзаимодействие их с окрашиваемыми поверхностями, требования к поверхностям прималярных окрасках, подбор кистей, уход за кистями и валиком.
Изучениематериалов для выполнения малярных работ, включает: технические сведения, виды пигмента, основные растворители длямасляных и эмалевых красок.
Практическаяработа: приготовлениемалярного состава, подбор цвета для окраски помещения, смешение цветов, контролькачества работы, правила техники безопасности при выполнении работ, распознаниерастворителя по внешним признакам.
— Общиесведения о водных колерах, включающие технические сведения, колер (как понятие), виды, свойстваколеров, основные требования к колерам, инструменты и приспособления, правилатехники безопасности при приготовлении колера, отличие водного колера отневодного колера.
Умения: ориентирование в задании; отличатьводный колер от неводного.
— Изучение общихсведений о водных колерах, которое включает: технические сведения, виды водных колеров, состав колеров, колернормальный, разбеленный, интенсивный, цельный, основные требования к колерам, инструментыдля нанесения колеров, правила техники безопасности, клеевой колер, егоразновидности; клей и его применение при приготовлении колера клеевого. Практическаяработа: приготовление известкового колера (нормального), приготовлениеразбеленного колера, приготовление клеевого колера.
— Изучение общихсведений о водных составах которое включает: виды красочных составов (водные и неводные), общие сведенияо водных красочных составах и их виды, водные, клеевые и колеры, требования кводным колерам для ручного нанесения, правила техники безопасности, инструментыи приспособления для малярных работ. Умения: составлять водные колеры, уметьразличать виды колеров.
Практическаяработа: приготовлениеизвесткового колера, приготовление разбеленного колера из двух компонентов.
— Обучение подготовкеповерхностей к окраске неводными составами, которое включает: техническиесведения, этапыподготовки деревянных поверхностей к окраске, инструменты и приспособления дляподготовки деревянных поверхностей под окраски, виды вспомогательных материаловдля обработки деревянных поверхностей, техника безопасности при подготовкеповерхностей под окраску.
Практическаяработа: удалениеотлупов, дефектов окраски, шпатлевание, шлифование, грунтование поверхностей.
Умения: приготовление основных грунтовочныхсоставов и нанесение их на поверхность, осуществлять подбор инструмента, шпатлеватьи шлифовать поверхности.
— Обучение технологиипроизводства малярных работ: виды и назначение лакокрасочных покрытий, основные свойства красочныхсоставов и взаимодействие их с окрашиваемыми поверхностями, требования к поверхностям,подлежащим окраске, способы нанесения на поверхность, инструменты,приспособления, инвентарь для малярных работ, подбор кистей, уход за кистями иваликом, правила техники безопасности при выполнении работ. Практическая работа:приготовление малярного состава, подбор цвета для окраски помещения, подготовкаповерхности под окраску, смешение цветов, контроль качества работы, правилатехники безопасности при выполнении работ.
— Обучение окраскеповерхности водными составами: технические сведения, этапы подготовки и обработкиповерхности под окраску, очистка новых поверхностей от пыли, очисткаремонтируемых поверхностей от набелов, подмазка трещин, огрунтовка, шпатлевание,инструменты, приспособления, инвентарь, требования к окраске, приемы ручнойокраски водными составами.
Практическаяработа: подготовка оштукатуреннойповерхности к работе, устранение дефектов штукатурки, огрунтовка поверхностиводными составами.
— Обучение подготовкеи обработке поверхностей под неводные краски включает: технические сведения, этапыподготовки и обработки поверхностей под окраску, удаление старых набелов,устранение дефектов штукатурки, обработка оштукатуренных поверхностей подневодные окраски, пролифка, подмазка трещин и других дефектов, шпатлевание,шлифование и огрунтовка зашпатлеванных мест, подготовка к обработкаметаллических поверхностей под неводные окраски (очистка от ржавчины, грязи,грунтование). Практическая работа: удаление старых набелов, устранение дефектовштукатурки, шпатлевание, шлифование и огрунтовка оштукатуренных поверхностей,приготовление грунтовочных составов, очистка металлических поверхностей отржавчины, грязи, грунтование металлических поверхностей.
— Обучениепроведению штукатурных работ включает: технические сведения, назначение и виды штукатурных работ,отличительные особенности улучшенной и простой штукатурки, инструменты,приспособления и инвентарь для выполнения штукатурных работ, технология иорганизация процесса штукатурных работ. Практическая работа: набивка драни научебные щитки; приготовление простого раствора набрасывание и разравниваниераствора.
— Обучение подготовкедеревянных поверхностей под оштукатуривание включающее: технические сведения, дрань и ее виды, толщина и ширинадрани; расположение драни на поверхности, инструменты для набивки драни, техникабезопасности при набивке драни, работе с молотком. Умения: ориентироваться взадании, работа по образцу, анализ, практическая работа: сортировка драни, расположениедрани на поверхности, набивка драни на учебные щетки, работа с молотком.
— Изучение общихсведений о растворах для штукатурных работ которое включает: техническиесведения, раствор, общиеоведения о растворах для штукатурных работ, простые и сложные растворы (виды),основные требования к растворам, техника безопасности при приготовлении растворов.Умения: составление плана работы (последовательность приготовления) выполнениеработы согласно плану, анализ работы. Практическая работа: подготовка материаловдля приготовления растворов, приготовление цементного, песчаного, глиняногораствора.
— Изучениерастворов для штукатурных работ, включающее: технические сведения, виды растворов для штукатурных работ,простые и сложные растворы, штукатурные слои и способы их нанесения, основныетребования к растворам, техника безопасности при работе с раствором. Умения: составлениеплана работы (последовательность приготовления раствора) выполнение работысогласно составленному плану, анализ работы. Практическую работу: подготовкакомпонентов для приготовления раствора (заготовка сухой песчаной смеси), приготовлениепростого раствора (цементного, глиняного), определение подвижности раствора.
— Изучение основныхдефектов штукатурки, включающее: технические сведения, дефекты штукатурки, причины ихпоявления, способы устранения, инструменты и приспособления. Практическаяработа: изучение различных поверхностей нуждающихся в ремонте.
— Обучение штукатуркеранее отштукатуренных поверхностей, которое включает: технические сведения, требования к оштукатуриваемымповерхностям, последовательность оштукатуривания различных поверхностей, применяемыематериалы и инструменты, используемые растворы, ее виды и способы приготовленияи нанесения на поверхности.
— Изучение требованийк качеству штукатурных работ, основные дефекты, причины появления и способыустранения, уход за инвентарем, техника безопасности. Практическая работа: изучениеразличных поверхностей, нуждающихся в ремонте и уже оштукатуренных, оштукатуриваниекирпичной стены. Устранение дефектов штукатурки.
— Изучение общихсведений об облицовочных работах, которые в себя включают: технические сведения, назначение и виды облицовочных работ,виды облицовочных материалов их сходства и различия, виды растворов дляплиточных работ (состав плиточных растворов, свойства раствора, способприготовления), мастика и клей (виды и свойства, сходства и различия); инструментыи приспособления, контрольно-измерительные инструменты, приборы и правилапользования ими, правила ТБ при выполнении облицовочных работ, затирочные смеси,виды. Практическая работа: сортировка плиток, приготовление растворов, проверкагоризонтальных и вертикальных поверхностей под облицовку плитками.
— Обучение технологиивыполнения облицовочных работ на горизонтальной поверхности, включающее: техническиесведения, виды плиточныхполов и их конструкция, растворы для плиточных, их подвижность, мастика их виды,особенности настилки различных видов плиток, их способы настилки, этапыподготовки оснований под полы (выполнение прослойки и натяжки), выбор рисункапола (способы настилки), проверка и разбивка пола, заполнение швов плиточногопола. Практическая работа: приготовление растворов, определение подвижностираствора, разбивка поверхности пола и устройство маяков, настилка плиткиразличными способами, устранение дефектов настилки полов, составление планаработы.
— Обучение технологиивыполнения облицовочных работ на вертикальных поверхностях, включающее: техническиесведения, виды плиточныхоблицовок, способы облицовок, растворы, клей, мастика — их свойства,отличительные особенности, инструменты и приспособления, контрольно-измерительныеинструменты, правила работы и уход за ними, последовательность подготовкиповерхности под облицовку, выравнивание поверхностей, выполнение насечки,установка маяков, облицовка вертикальных поверхностей, основные дефекты и способыих устранения, контроль качества облицовочных работ, заполнение швов (толщинашвов), техника безопасности, инструктаж. Практическая работа: подготовкаповерхности под облицовку, провешивание поверхности, установка маяков, облицовкавертикальных поверхностей, составление плана работы.
Умения:составить план работы и работать, придерживаясь плана; рассчитать необходимоеколичество плиток, подготовить поверхность под облицовку, уметь правильнонанести раствор на плитку; с тыльной стороны выполнять облицовочные работы,заполнять швы смесью.

Глава2. Содержание, формы, методы и средства формирования дизайнерских навыков впроцессе обучения ремонтно-строительным работам на уроках технологии 2.1 Построение иреализация процесса формирования дизайнерских навыков при обучении укладкекерамической плитки
В процессепроизводственного обучения необходимо создавать условия и для эстетическоговоспитания учащихся — формировать восприятие красоты самого труда, воспитыватьхудожественный вкус, умение создавать красивые изделия.
Другим важным умениемявляется привычка к экономическому расчету и к учету экологических последствийпроизводства изделий. Когда сравниваются параметры, оценивается металлоемкость,энергоемкость, компактность и другие эксплуатационные характеристики, а такжеанализируется ситуация с отходами производства, когда это становитсявоспитанной привычкой, то делается самоочевидным единство технологической иэкономической грамотности, необходимость проявлять инициативу, предприимчивостьи оценивать эффективность своей деятельности.
Самой жизнью поставленызадачи формирования отечественной системой начальной профессиональнойподготовки у будущих рабочих этих профессионально значимых качеств; с решениемэтих задач связано развитие нашей страны.
Как известно,строительные ремонтно-отделочные работы являются одними из самых массовых как впроизводстве, так и в быту, что делает изучение их особенно актуальным.
В ходе реализациипрограммы этого раздела осуществляется ознакомление учащихся со строительнымделом, обучение их подготовке поверхностей для различных видов отделки,технологии оклейки стен и потолков обоями, малярным, штукатурным, плиточным иремонтным работам.
В связи с тем, чтомногие учебные вопросы излагаются в ознакомительном плане, для их изучения нетребуется особое материально-техническое обеспечение.
Учебный материалпрограммы может быть использован для подготовки учащихся к выполнению ремонтныхработ в классе, школе, учебной мастерской. При этом особое внимание уделяетсяизучению тех тем программы, которые содержат технологии, использующиеся дляпроводимых ремонтно-отделочных работ. Требуемый инструмент и приспособления,как правило, есть в каждой школе, или учащиеся могут принести индивидуальный инструментиз дома.
Если в школе решаетсязадача целенаправленной подготовки учащихся строительному мастерству, топрактические работы занимают в обучении главенствующее положение. Конечно, дляэтого необходима материальная база: хорошо оборудованные мастерские в школе илина базе СПТУ строительного профиля под руководством опытного мастерапроизводственного обучения.
В программе должныраскрываться следующие темы: Основы технологии плиточных работ. Теоретическиесведения. Знакомство с материалами для плиточных работ. Плитки для полов.Керамические плитки для внутренней облицовки стен и перегородок. Фигурныеплитки для «бесшовной» облицовки и майоликовые плитки. Фасадные плитки.Приготовление растворов и мастик для плиточных работ. Инструмент иприспособления для плиточных работ. Расчет количества материалов в зависимостиот размеров помещения. Технология плиточных работ. Изготовление маяков. Приемыукладки плиток на полу и стенах. Затирка швов.
В практические работывходят упражнения по выполнению работ, изложенных в теоретической части работы.
Наосновании изученного и проанализированного материала были предложеныучебно-практические занятия для реализации разработанных методик обучения.
План-конспект занятия №1.
Тема занятия:Основы технологии плиточных работ.
Цели занятия:
Образовательная: сформироватьпонятия об основах технологий плиточных работ, научить последовательностивыполнения технических операций.
Развивающая: развитьпространственное мышление, воображение, технологическую культуру, практические способности,моторные навыки, умения мотивировать трудовую деятельность.
Воспитательная: воспитатьвсесторонние интересы, стремление овладеть технологическими умениями инавыками, воспитать ответственность, аккуратность.
Объект работы: Укладкакерамической плитки.
Оборудование иматериалы: плакаты, инструкционно-технологическиекарты, плитка, клей мастерок, уровень.
Тип занятия: комбинированный.
Ход занятия.
1.  Организационныймомент:
-    Приветствие.
-    Проверка присутствующих.
-    Проверка наличия и состояния спец. одежды.
-    Назначение дежурных.
Сообщение темы занятия:Основы технологии плиточных работ.
2.  Повторениепройденного материала.
Вопросы:
1.  Какиевиды разметок вы знаете?
2.  Какиеправила безопасности надо выполнять при работе?
3.  Изучениенового материала:
Настилку полов плиткамивыполняют по выровненному основанию. При очистке основания особое вниманиеобращают на полное удаление остатков гипса после штукатурных работ, так какдаже незначительное его содержание может вызвать выпучивание облицовки.
Разметку начинают спроверки размеров помещения. Рулеткой замеряют стороны и диагонали пола.Равенство размеров противоположных сторон и диагоналей показывает, что углыпомещения равны 90°. В этих случаях ряды плиток будут укладываться параллельно стенам.В помещениях с неодинаковыми сторонами и углами выполняют прирубку плиток водном из крайних рядов.
Чтобы получитьправильный симметричный рисунок пола, определяют и фиксируют на стене риской(карандашом) середину пола помещения. Проектное положение верха плиток частопоказывают с помощью линии, нанесенной по периметру стен, с отдельнымиотметками. Например, тонкая черта с надписью 0,12 показывает, что уровеньчистого пола должен быть ниже этой черты на 0,12 м.
Маяки, устраиваемыеиз плиток, бывают трех видов: реперные, устанавливаемые по отметке чистогопола, фризовые — в углах фриза, и промежуточные, устанавливаемые через 1,8 — 2 м один от другого так, чтобы на них можно было укладывать правило для проверки горизонтальностинастилаемого покрытия.
Пользуясь рейкойБолотина длиной 2,5 м (на которой нанесены риски через 100 и 2 мм), совмещают маячную плитку с реперной и устанавливают промежуточные маячные плитки сразу на ихместо. Одновременно необходимо забить штыри для крепления причалки на границахзахваток.
Все маячные плиткиплиточник укладывает на раствор несколько выше отметки, а затем ударами киянкиосаживает их до требуемого уровня. При больших размерах помещения прокладываютодин или более маячных рядов плиток посередине пола помещения.
Раствор подстилающегослоя расстилают на месте очередной захватки, разравнивают граблями слоемодинаковой толщины, а затем с помощью правила и деревянного шпателя тщательновыравнивают и заглаживают до появления на поверхности цементного молока.
Отсортированные плиткираскладывают стопками по 10 штук на уже уложенные плитки последнего рядазахватки лицевой стороной вверх. Укладывая плитку на раствор, ее положениепроверяют по угольнику. В случае необходимости плитку разрезают роликовымплиткорезом.
Более рациональнаукладкаплиток с помощью шаблона. Шаблон устанавливают околоконтейнера или тележки с плитками под углом 90 ° и заполняют гнезда шаблона, укладываяплитки лицевой стороной вниз… Каждый ряд уложенных плиток закрепляют,пропуская через скобы запорные стержни. Для укладки плиток на место шаблонопускают на раствор одной гранью, следя за тем, чтобы плиткирасполагались как можно ближе к уложенному покрытию. После этого шаблонмедленно укладывают всей плоскостью и извлекают запорные стержни. Плиткиосаживают равномерным постукиванием киянки по шаблону до нужного уровня. Затемосторожно снимают шаблон. Окончательного выравнивания покрытия достигаютпростукиванием его хлопушками.
Заделку швов междуплитками выполняют не ранее чем через 1-2 суток после настилки пола. Для этогоцементный раствор разливают по поверхности пола и деревянными шпателями илигребком равномерно распределяют, заполняя швы между плитками. После схватыванияраствора в швах облицовки поверхность покрытия протирают влажными опилками,удаляя цемент с поверхности плиток.
Возможна укладка плиткис помощью клеточного шаблона, который представляет собой сварную конструкцию сразмером 320 х 250 мм. Крайние поперечные и все продольные прожилины шаблонаизготавливают из стальной полосы, остальные поперечны – из стальной проволокидиаметром 2мм. К крайним поперечинам приварены металлические ручки дляустановки и снятия шаблона. При работе шаблон помещают на уложенный раствор илисухую цементную смесь и в его ячейки укладывают по заданному рисунку керамическуюплитку. Плитку осаживают, а шаблон поднимают за ручки и устанавливают на новуюпозицию так, что бы фиксаторы попали в соответствующие швы ранее уложенногоучастка пола. Через 1 – 3 дня после укладки плиточное покрытие заполняютцементным раствором состава 1:1 и покрывают слоем опилок. Излишки раствораудаляют, поверхность пола очищают опилками и вновь засыпают чистым слоемпериодически увлажняемых опилок.
4. Закреплениепройденного материала.
Вопросы:
1. Каково устройствои назначение инструментов для плитки?
2. Какие основныеправила безопасности следует соблюдать при плиточно — отделочных работах?
5. Пробныевыполнения приемов работы.
После показа мною приемов работы дана возможность детям попробоватьэто самостоятельно.
6. Самостоятельнаяработа учащимися и текущее инструктирование
Обход рабочих мест иконтроль работы, отмечая правильность выполнения, при заметных недостаткахвновь показываю приемы работы.
7.  Итоговаячасть занятия. Заключительный инструктаж.
В конце занятия учащиеся показываютсвою работу. Всем классом мы проанализировали выполненную работу, разобрали вседопущенные ошибки. Заново повторили приемы работы.
Оцениваниеработы.
Уборкапомещения.
План-конспект занятия№2
Тема занятия: Основытехнологии обойных работ.
Тип занятия: комбинированный
Ход занятия.
Организационныймомент:
-    Приветствие.
-    Проверка присутствующих.
-    Проверка наличия и состояния спец. одежды.
-    Назначение дежурных.
Сообщение темы занятия:Основы технологии обойных работ.
Повторениепройденного материала.
Вопросы:
1.  Какиевиды разметок вы знаете?
2.  Какиеправила безопасности надо выполнять при работе?
3.  Изучениенового материала:
Инструментыи материалы, применяемые в работе.
Инструменты, используемые при подготовке к оклейке обоев.
Щетка – для очисткиповерхности от пыли.
Ванночки, ведра – дляклея.
Кисти (маховые, флейцы,двадцатки, кисть – ручник) для огрунтовки поверхности и для нанесенияокрасочного состава.
Валики (поролоновые,меховые) для огрунтовки и нанесения клея.
Шпателя пластмассовые сшироким лезвием – для сплошного шпатлевания. Шпателя металлические – дляшпатлевания резки трещин, для очистки поверхности.
Гладилка – используетсядля шпатлевания поверхности.
Шлифовальноепластмассовое полотно.
Металлическиестолики.
Перед началомприклеивания обоев отключаем источники электроэнергии снимаем плинтуса, а такжеэлектрические розетки и выключатели. Устраняем все гвозди и крючки со стен.
Подготавливаемповерхность для приклеивания обоев, устраняя слои краски, или старые обои припомощи жидкости для устранения обоев. Шпаклюем трещины и неровности, а послезатвердения шпаклёвки эти места тщательно шлифуем.
Для грунтовкиповерхности готовим клей размешивая упаковку водой.
По истечению 3 минутразмешиваем клей и оставляем его на 15 минут до следующего размешивания. Клеем,приготовленным таким образом тщательно грунтуем стены.
Проверяем оттенок цветакаждого рулона.
Измерив высоту стены. Кэтой мерке добавим 3 см. и с учётом этой общей длины отрезаем первое полотнообоев.
Готовим клей дляприклеивания обоев, размешивая его с 4 литрами воды, сохраняя такое же времямежду процессами размешивания, как при подготовке клея для грунтовки.
Клей наносим на обоишироким флейцем толщиной слоя в зависимости от впитываемости обоев.Одновременно клей наносим на три очередные полотна обоев.
Все полотна сложили в2/3 их длины оставили примерно на 10 минут для пропитки.
Определяем вертикальнуюлинию на стене. В этом помогает второй рабочий.
Приклеиваем первоеполотно, следим, чтобы её края точно ложились на намеченную вертикальную линию.
После приклеиванияверхней части обоев, раскладываем их и приклеиваем до конца.
В связи с тем, что обоиимеют большую толщину следующие полотна наклеиваются в стык так, чтобы не быловидно щелей между ними и чтобы они не находили одна на другую.
После приклеиваниякаждого полотна обои разглаживаем щёткой с целью устранения пузырьков воздуха.
Для тщательногораспределения клея и равномерного прилегания обоев к стене движения валикомпроизводим всегда вниз и к наружным краям.
Приклеивая обои вокругокна и подоконника предварительно подрезаем обои ножницами, оставляя небольшойзапас.
Для окончательнойподрезки обоев применяем нож и линейку.
Во время оклеиванияобогревателя следите, чтобы в помещении, оклеенном обоями, не было видно«голой» стены.
Приклеивая обои вокругдвери, подрезать обои, используя нож и линейку.
Если плинтус невозможноснять, поэтому излишек обоев отрезаем ножом.
Нож употребляем такжечтобы вырезать отверстие в обоях вокруг электрических гнёзд. В конце работыприкрепляем снятые раньше элементы.
Закрепление пройденного материала.
Вопросы:
1.  НазовитеИнструменты и материалы, применяемые в работе.
2. Какие основныеправила безопасности следует соблюдать при малярно-отделочных работах?
Вводный инструктаж.
Пробные выполнения приемов работы.
После показа мною приемов работы дана возможность детям попробоватьэто самостоятельно.
Самостоятельная работа учащимися итекущее инструктирование
Обход рабочих мест иконтроль работы, отмечая правильность выполнения, при заметных недостаткахвновь показываю приемы работы.
Итоговаячасть занятия. Заключительный инструктаж.
В конце занятия учащиеся показываютсвою работу. Всем классом мы проанализировали выполненную работу, разобрали вседопущенные ошибки. Заново повторили приемы работы.
Выставляетсяоценка за работу.
Учащиесязанялись уборкой класса.

2.2 Разработка дидактического средства обучения
В качестведидактического средства обучения формированию дизайнерских навыков при укладкекерамической плитки, выступает модель параметров пола, на который укладываетсяплитка. Она позволяет выбрать наиболее подходящие эстетические характеристикиплитки, комбинации цветов, узора, в зависимости от размеров комнаты отражать визуальнокак будет выглядеть мозаика из плитки. Обычно комнаты имеют разные размеры:одни слишком маленькие, по этому сложно представить как сделать так, что бы комнатавыглядела эстетично, другие большие, иногда плитки одного цвета не достаточно,и приходится составлять комбинации из различный ее цветов. Это дидактическоесредство способно сформировать эстетические навыки, позволяющие на практикеупростить процесс эстетического оформления комнаты при укладке плитки.
Эта модель представляетсобой прямоугольное основание из фанеры, у которой две стороны подвижны, а дведругие — не подвижны, они позволяют смоделировать параметры комнаты в масштабе.Это возможно благодаря нанесенной на основание шкале, масштаб которой 1:10, таккак реальный размер плитки 400/400 мм. Плитка для моделирования имеет размеры40/40 мм.
С помощью этой шкалыможно выставить параметры комнаты. Максимальные значения размеров комнаты илистены, на которой возможно моделирование внешнего вида комнаты при отделкекерамической плиткой: 4 м (400 мм) по ширине и 4,8 м (480 мм) по длине. Общая длинна 720 мм, ширина 535. Имеется коробочка для плитки. Плитка длямоделирования керамическая, нескольких цветов и разных узоров, что значительнорасширяет варианты общего рисунка.
Масштаб модели поласоответствует максимальному размеру помещения 4 м / 4,8 м и был выбран потому, что основная идея заключается в выборе оптимального цвета и рисункадля небольшого и нестандартного размера комнаты.
Выставив нужные размеры,можно приступать к моделированию рисунка из плитки. Затем нужно подобрать необходимыекомбинации цветов, узора плитки и получить наглядное представление о том, какэто будет выглядеть в действительности.
Технологическая карта дляизготовления модели находится в Приложении 1.
2.3Организация и результаты экспериментальной работы
Проверка эффективностипредложенной методики проводилась в процессе прохождения педагогическойпрактики в СОШ № 5 г. Славянска-на-Кубани Краснодарского края. В экспериментеприняли участие преподаватель технологии школы Ларин И.В., завуч Холина О.А., к.п.н.доцент Радченко Н. Е., студент пятого курса группы 03-Т-1 факультета Менеджмента,экономики и технологии Перекрестов А. М. и учащиеся 7-х классов в количестве 28человек.
В экспериментепринимали участие 2 группы: контрольная и экспериментальная в обеих группахбыло по 14 учеников.
Для оценкиэффективности предложенной методики обучения основам ремонтно-строительныхработ на занятиях технологии на констатирующем этапе эксперимента нами былапроведена проверка знаний и умений учащихся.
Проверка знанийпроводилась путем письменного опроса, учащимся задавались вопросы по разделу «Основыремонтно-строительных работ», что способствовало объективной оценке.
Учащимся были заданыследующие вопросы:
1.  Чтоотносится к ремонтно-строительным.
2.  Назовитеинструменты и материалы, применяемые в работе.
3. Какие основныеправила безопасности следует соблюдать при малярно-отделочных работах?
4.  Инструменты,используемые при подготовке к оклейке обоев.
5.  Какие инструментыприменяются при укладке плитки?
6.  Что такоерастворы?
7.  Какие растворы вызнаете.
8.  Изчего состоит плиткорез.
9.  Видыплиткорезов.
10.  Чтоиз себя представляет шпатель для нанесения клея на плитку.
При выставлении оценокнами применялись следующие критерии письменных ответов учащихся:
«5» –в полной меревладеет определениями понятий, умеет раскрыть их содержание;
«4» –в полной меревладеет определениями, их обобщенными понятиями и классификациями, построениемлогики взаимосвязи;
«3» –недостаточновладеет терминологией, с трудом представляет взаимосвязь терминов;
«2» –не владеетматериалом.
Умения оценивались в процессевыполнения учащимися практических работ.
Таблица 5.
Уровень знаний и уменийучащихся в контрольной группе (констатирующий эксперимент). Количество оценок 5 4 3 2 Средний балл Знания 2 7 5 3,7 Умения 4 5 5 4,0
Наглядно этопредставлено в диаграмме на рис 9.

/>
Рис 9. Уровень знаний наконстатирующем этапе эксперимента в контрольной группе.
Таблица 6.
Уровень знаний и уменийучащихся в экспериментальной группе (констатирующий эксперимент). Количество оценок 5 4 3 2 Средний балл Знания 2 7 4 1 3,6 Умения 4 5 5 4,0
Наглядно этопредставлено на рис. 10.
/>
Рис 10. Уровень знаний контрольнойгруппы на констатирующем этапе эксперимента.
Из таблицы 6 и рисунка 10видно, что на констатирующем этапе эксперимента знания и умения учащихся по укладкеплитки в контрольной группе составили знания 3,7 балла, умения – 4 балла. Вэкспериментальной группе знания – 3,6 балла, умения – 4 балла. Отсюда следует,что уровень знаний и умений в обеих группах примерно одинаков.
На формирующем этапеэксперимента были проведены занятия в экспериментальной группе по предложеннойметодике и по темам: «Основы технологии плиточных работ» «Основы технологииобойных работ» с использованием демонстрационного вольтметра, плакатов, схем, вконтрольной группе по стандартной методике.
Результаты приведены в таблице7 и 8
Таблица 7.
Уровень знаний и уменийучащихся в экспериментальной группе (формирующий эксперимент). Количество оценок 5 4 3 2 Средний балл Знания 5 6 3 4,1 Умения 6 6 2 4,2
Наглядно этопредставлено в диаграмме на рисунке 11.
/>
Рис. 11. Уровень знанийэкспериментальной группы на формирующем этапе эксперимента.

Анализ показывает, чтосредний балл оценки знаний учащихся в экспериментальной группе вырос на 8 % (с3,7 до 4,1 баллов), а средний балл оценки умений учащихся – на 4 % (с 4,0 до4,2 балла). При этом следует отметить, что по результатам формирующегоэксперимента знания и умения всех учащихся были оценены положительно.
Таблица 8.
Уровень знаний и уменийучащихся в контрольной группе (формирующий эксперимент). Количество оценок 5 4 3 2 Средний балл Знания 4 6 4 3,9 Умения 4 5 5 4,0
Наглядно этопредставлено в диаграмме на рис 12.
/>
Рис 12. Уровень знаний контрольнойгруппы на формирующем этапе эксперимента.
Средний балл оценкизнаний учащихся в контрольной группе вырос на 5 % (с 3,7 до 3,9 баллов), асредний балл оценки умений учащихся – на 4 % (с 4,0 до 4,2 балла). При этомследует отметить, что по результатам формирующего эксперимента знания и умениявсех учащихся были оценены положительно.
Наглядно динамика ростазнаний и умений учащихся представлена в диаграмме на рис. 13.
/>
Рис 13. Динамика роста знанийи умений учащихся контрольной и экспериментальной групп.
Данные проведенногоэксперимента показывают, что предлагаемая методика дает положительныерезультаты, использование принципа поэтапного формирования знаний и уменийпозволяет повысить эффективность учебного процесса в формировании дизайнерскихнавыков при обучении укладке керамической плитки.

/>/>Заключение
В выпускнойквалификационной работе были раскрыты педагогические проблемы формированияучащимися дизайнерских навыков при обучении укладке керамической плитки;проанализировано содержание образовательной области «Технология»; выявленыособенности методики формирования дизайнерских навыков; организованцеленаправленно спроектированный процесс обучения учащихся проведениюремонтно-строительных работ; проведен педагогический эксперимент, дана егооценка.
Поставленные вквалификационной работе задачи выполнены: раскрыты педагогические и методическиеаспекты проблемы формирования дизайнерских навыков при работе с керамическойплиткой; проанализировано содержание обучения образовательной области«Технология», выявлены тенденции в содержании обучения к обучению ремонтно-строительнымработам на уроках технологии.
Практическая ценностьвыпускной квалификационной работы заключается в разработке, обоснований,проверке и внедрении в практику общеобразовательной школы педагогическихтребований к обучению учащихся.
На основаниирезультатов проведенной экспериментальной работы мы можем сформулироватьследующие требования, предъявляемые к методике формирования у учащихсядизайнерских навыков при обучении работе с керамической плиткой:
1.  Необходимопроанализировать тенденции в содержании обучения образовательной областитехнология к обучению ремонтно-строительным работам на уроках технологии.
2.  Разработатьдидактическое средство формирования дизайнерских навыков при работе скерамической плиткой.
 

Списокиспользованной литературы
 
1.   АнаньевБ.Г. Современные принципы обучения – М.: Просвещение. 1987. 196 с.
2.   АтутовП.Р., Поляков В.А., Андрианов П.А., Байдалинова Э.А. и др. Дидактикатехнологического образования. Книга для учителя. Часть 1/ Под ред. Атутова, — Москва: ИОСОРАО, 1998. – 176 с.
3.   АтутовП.Р., Поляков В.А., Андрианов П.А., Байдалинова Э.А. и др. Дидактикатехнологического образования. Книга для учителя. Часть 2/ Под ред. Атутова, — Москва: ИОСОРАО, 1998. – 176 с.
4.   АмонашвилиШ.А. Основания педагогики сотрудничества // Новое педагогическое мышление / Подред. А.В.Петровского. — М., 1989.
5.   АнаньевБ.Г. Формирование одаренности // Склонности и одаренности. — М., 1962.
6.   БурноМ. Е. Терапия творческим самовыражением. — М., 1989.
7.   БогоявленскаяД. Б. Интеллектуальная инициатива как проблема творчества. — Ростов н/Д, 1983.
8.   ВоловиковаМ. Поликультурное образование как часть педагогической культуры преподавателя.// Образование, №7, 2000.
9.   ВолодарскаяИ. А., Митина А. М. Проблема целей обучения в современной высшей школе и путиее решения в социалистической педагогике // Современная высшая школа. — 1988. — № 2.
10. ВыготскийЛ.С. Педагогическая психология. М., 1996.
11. ВасильевЮ.К., Васильева И.Н. Технология материалов практикум в учебных мастерских итехника безопасности: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. 2105«Физика». – М.: Просвещение, 1979. – 19с., ил.
12. ЕльниковД.П., Ханин М.Б. Воспитание школьников в процессе трудового обучения. М. Просвещение,1979. 112 с.
13. ИльинаТ.И. Вопросы теории и методики педагогического эксперимента. – М.: Знание,1975. – 122 с.
14. Кругликов,Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом Учеб. пос. для студ. Высш.пед. Учеб. заведений: 2-е изд., стер.- М.: Изд. Центр «Академия», 2004.- 480с.
15. ЛернерИ. Я. Дидактические основы методов обучения. — М., 1981.
16. ЛевитесД.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии.- М.:Изд-во,1998.- 288 с.
17. Методикатрудового обучения. / Под ред. Д.А.Тхоржевского. М., Просвещение, 1981, 272 с.
18. Педагогика/ Под ред. П.И. Пидкасистого: 2-е изд. допол. испр.- М.: Российскоепедагогическое агентство, 1996.- 604 с.
19. ШановаТ.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика. 1982. – 208 с.

Приложение 1
 
Технологическая картана изготовление дидактического средства формирования дизайнерских навыков приобучении отделке помещения керамической плиткой – модель пола № операции Название операции. Эскиз. Описание. 1 Выполнение подбора материала. />/> В качестве основания выберем ДСП, размеры которой 720*535 мм. 2 Выполнение направляющих пазов для подвижных строн. />/> Для этого потребуется 4 заготовки параметры 2-х из них – 500*40*20 мм, а других двух 450*40*20 Осуществляем изготовление бортика. 3 Выполним подготовку деталей для изготовления граней />/>
/> Для этого нам потребуются заготовки, подобранные нами в пункте 2. Выполним срез краев заготовок под 45 град. Для выполнения дальнейшего соединения. Это нужно проделать с всеми заготовками. 5 Выполним соединение деталей. />/> Для этого потребуется клей.
Собираем заготовки таким образом как отражено на эскизе и выполняем склеивание с основанием и между собой. 6 выполняем пазы для подвижных сторон. />/> Выполнить направляющие можно с помощью строгального станка по дереву. 7 Выполняем соединение боковых граней. />/> Соединение боковых граней – клеевое. Для склеивания понадобится клей и струбцины. Подвижные грани соединяются между собой и боковыми с помощью болтов и барашек. 8. Выполнение коробочки для плитки. />/> Для этого нам понадобится 2 заготовки с параметрами 480*80 мм, две 80*85 мм. И одна 85*480 мм. Осуществляется сборка путем склеивания. 9. Закрепляем коробочку на модели. />/> Для этого нам понадобятся шурупы.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.