МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Минский педагогический колледж
КУРСОВАЯ РАБОТА
по педагогике
Теоретические основы игры дошкольника
Студенткагр. ЛД-11
Манько Е. Т.
Руководитель: Павлюк О. Д. .
МИНСК 2004
План
I.Введение………………….……………………………………………... 3
II. Основная часть………………………………………………….……..4
1. Философскоепонятие, происхождение и сущность игры ……….4
2. Характеристика игровой деятельности …………………….……..8
3. Игра как средствовоспитания и всестороннего развития
ребенка …………………………………………………………… 10
3.1. Игра как средство воспитания ……………………………… 10
3.2. Игра – средство всестороннего развития ребенка ………... 12
4. Игра как формаорганизации жизни и деятельности детей ……… 16
III. Заключение…………………………………………………………….. 18
IV. Литература………………………………………………………….…… 19
I.Введение.
На протяжении всегочеловеческого развития, в жизни как ребёнка, так и взрослого, играиспользовалась в качестве одного из важнейших средств воспитания и обучения.
Поэтому игре отводится особое место в различныхсистемах обучения, так как расцветает она в детские годы и сопровождаетчеловека на протяжении всей его жизни.
Проблема игры привлекала ипривлекает к себе внимание исследователей, причем не только педагогов ипсихологов, но и философов, социологов, этнографов, искусствоведов. Всепредставители научных отраслей заинтересованы в изучении «своих» аспектов, новсе они сходятся во мнении, что – игра неотъемлемая часть человеческойкультуры. Ведь часть этой культуры, т. е. игра, очень созвучна природе ребенка,который от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм.Игра для ребенка – не просто интересное времяпрепровождение, но и способмоделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования еговзаимоотношений, в процессе которого ребенок вырабатывает схему взаимодействийсо сверстниками. Дети с удовольствием сами придумывают игры, с помощью которыхсамые банальные, бытовые вещи переносятся в особый интересный мир приключений.
В последние годы вопросытеории и практики игры разрабатывались и разрабатываются многимиисследователями: А. П. Усовой, А. И. Сорокиной, А. К. Бондаренко и другими. Какони объясняют происхождение и сущность игры? В роли чего может выступать игра?
На эти и многие другиевопросы исследователи дают интересные, очень познавательные ответы, которые нетолько нужно знать, но и практически применять в воспитании детей.
Эти и другие необходимые для успешной работы сдетьми знания я постараюсь изложить в курсовой работе.
I.Основная часть.
1.Философское понятие, происхождение исущность игры.
Лучше всех исследовал этот вопрос голландский ученыйЙ. Хейзинга. Рассмотрим некоторые выдержки его выводов.
… Игра старше культуры, ибо культура предполагаетналичие человеческого общества, а животные вовсе не ждали появления человека,чтобы он научил их играть.
Психология и физиология давно занимаются наблюдением,описанием и объяснением игры животных, детей и взрослых. Каковы жебиологические функции игры? Это: выход избыточной жизненной силы; подчинениеврожденному инстинкту подражания; потребность в отдыхе и разрядке; тренировкаперед серьезным делом; упражнение в самообладании; стремление к главенству;компенсация вредных побуждений; восполнение монотонной деятельности;удовлетворение невыполнимых в реальной обстановке желаний.
Ни одно из приведенных объяснений не отвечает навопрос «Но в чем же, все- таки «соль» игры?». Почему младенец визжит отвосторга? Почему игрок, увлекаясь, забывает все на свете? Почему публичноесостязание повергает в неистовство тысячеголовую толпу? Интенсивность игры необъяснить никаким биологическим анализом. И все же, как раз в этойинтенсивности, в этой способности приводить в исступление кроется сущностьигры, ее исконное качество. Логический рассудок говорит нам, что Природа моглабы дать своим детям все эти полезные биологические функции разрядки избыточнойэнергии и пр. в форме чисто механических упражнений и реакций. Но нет, она даланам игру, с ее напряжением, с ее радостью, с ее шуткой и забавой.
Игра издавна привлекает к себе внимание не толькопсихологов и педагогов, но и философов, этнографов и искусствоведов.
Как и когда появилась игра как особый вид человеческойдеятельности?
Г. В. Плеханов доказывал, что в жизни общества трудпредшествует игре и определяет её содержание. В играх первобытных племенизображалась война, охота, земледельческие работы. Изучение происхождения игрыкак особого вида человеческой деятельности дает возможность определить еёсущность: игра — образное, действенное отображение жизни; она возникла из трудаи готовит молодое поколение к труду.
В педагогическойлитературе понимание игры как отражения действительной жизни впервые быловысказано великим педагогом К.Д. Ушинским. Окружающая обстановка, говорит он, имеет сильнейшее влияние наигру, «она дает для нее материал гораздо разнообразнее и действительнее того,который предлагается игрушечной лавкою». К. Д. Ушинский интересноописывает игры своего времени, причем показывает, что у детей разных социальныхгрупп были разные игры.
«У одной девочки кукла стряпает, шьет, моет, гладит; у другой — величается надиване, принимает гостей, спешит в театр или на раут; у третьей — бьет людей, заводиткопилку, считает деньги».
К. Д. Ушинский доказывает, что содержание игры влияет на формированиеличности ребенка. Эта мысль подтверждается данными физиологии и психологии.
Н. К. Крупская считает игру потребностью растущего организма и объясняетэто двумя факторами: стремлением ребенка познавать окружающую жизнь исвойственной ему подражательностью, активностью. «Игра для дошкольников —способ познания окружающего». Ту же мысль высказывает А. М. Горький: «Игра —путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».Эти высказывания подтверждаются данными физиологии. И М. Сеченов говорит оприрожденном свойстве нервно-психической организации человека — безотчетномстремлении понимать окружающее. У ребенка это выражается в вопросах, с которыми он обычнообращается к взрослым, а также в играх. К игре ребенка побуждает и склонность кподражанию.
Дошкольный возраст— первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребенок развивается подвоздействием воспитания, под влиянием впечатлений от окружающего мира. У него ранопоявляется интерес к жизни и работе взрослых. Игра — наиболее доступный ребенкувид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений. Онасоответствует наглядно-образному характеру его мышления, эмоциональности,активности. Подражая в игре труду взрослых, их поведению, дети никогда неостаются равнодушными. Впечатления жизни пробуждают у них разнообразныечувства, мечту о том, чтобы самим водить корабли и самолеты, лечить больных. Вигре обнаруживаются переживания ребенка, отношение к жизни.
Таким образом, кигре детей побуждает стремление знакомиться с окружающим миром, активнодействовать в общении со сверстниками, участвовать в жизни взрослых,осуществлять свои мечты.
Во многих статьях Н. К.Крупской указывается на тесную связь игры с трудом. По ее мнению, у детей неттакой грани между игрой и трудом, как у взрослых; работа их часто носит игровойхарактер, но постепенно игра подводит детей к труду.
Вопрос освязи игры с трудом раскрывает А. С. Макаренко. Он доказывает, что в хорошейигре есть рабочее усилие и усилие мысли. Только та игра целесообразна, вкоторой ребенок активно действует, самостоятельно мыслит, строит, комбинирует,преодолевает трудности. Это роднит игру с трудом и делает ее средствомподготовки к труду.
А. С. Макаренкодал глубокий анализ психологии игры, показал, что игра — осмысленнаядеятельность, а радость игры — «радость творческая», «радость победы».1
________________
1 МенджерицкаяД.В. Воспитателю о детской игре.- М.: Просвещение, 1982, стр. 11.
Сходство игры струдом выражается и в том, что дети чувствуют ответственность за достижениепоставленной цели и за выполнение роли, которую им поручает коллектив.
Понимание игры какдеятельности, определяемой социальными условиями, лежит и в основе многих исследованийзарубежных ученых: И. Лаунер, Р.Пфютце, Н. Христензен (Германия), Е. Петровой (Болгария), А. Валлона (Франция) и др.
Игра социальнаи по способам ее осуществления. Игровая деятельность, как доказано А. В.Запорожцем, В. В. Давыдовым, Н. Я. Михайленко, неизобретается ребенком, а задается ему взрослым, который учит малыша играть, знакомитс общественно сложившимися способами игровых действий (как использоватьигрушку, предметы-заместители, другие средства воплощения образа; выполнятьусловные действия, строить сюжет, подчиняться правилам и т. п.). Усваивая вобщении со взрослыми технику различных игр, ребенок затем обобщает игровыеспособы и переносит на другие ситуации. Так игра приобретает самодвижение,становится формой собственного творчества ребенка, а это обусловливает ееразвивающий эффект.
Проблемаигры издавна привлекала внимание зарубежных педагогов и психологов. К. Гросс,С. Холл, Ф. Шиллер, К. Бюлер, З. Фрейд и другие исследователи по-разномуобъясняли сущность и истоки игры, ее движущие силы, отводили игре важное местов подготовке к будущей взрослой жизни. Игра, считают они, есть своеобразноесредство проявления разных инстинктов и склонностей. В сущности, они не виделиразницы между играми человека и животных.
Так, К.Гросс считал, что игра является бессознательной подготовкой молодого организмажизни. Бессознательно готовится,например, к выполнению роли матери трехлетняя девочка, когда она укладывает ибаюкает куклу. Следовательно, источником игры являются инстинкты, т. е.биологические механизмы.
К. Шиллер иГ. Спенсер объясняли игру простой тратой избыточной энергии, накапливаемойребенком. Она не расходуется на труд и поэтому выражается в игровых действиях.
К. Бюлер,подчеркивая обычную увлеченность, с которой играют дети, утверждал, что весьсмысл игры заключается в том удовольствии, которое она доставляет ребенку. Нопри этом оставалась совершенно нераскрытой та причина, которая вызывает у детейэтот чувство радости от игры.
З. Фрейд,например, считал, что ребенка побуждает к игре чувство собственнойнеполноценности. Не имея возможности в действительности доктором, шофером иливоспитательницей, ребенок замещает эту реальную роль игрой. В этой вымышленнойжизни он «изживает присущие ему влечение и желания».
Такимобразом, в противоположность зарубежным исследователям, которые утверждали, чтохарактер детской игры – биологический, инстинктивный, отечественная педагогика и психология определяют игру
как деятельность социальногонаправления с качественным, принципиальным различием от игр животных похарактеру и происхождению.
2.Характеристикаигровой деятельности.
В современной педагогической теории играрассматривается как ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника. Ведущееположение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ейпосвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игрызарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степениспособствует психическому развитию.
В игре находятвыражение основные потребности ребенка-дошкольника.Прежде всего, как уже говорилосьвыше, ребенку свойственно стремление к самостоятельности, активному участию вжизни взрослых. По мере развития ребенка расширяется осознаваемый им мир,возникает внутренняя потребность участвовать в такой деятельности взрослых,которая в реальной жизни ему недоступна. В игре ребенок берет на себя роль,стремясь подражать тем взрослым, образы которых сохранились в его опыте. Играя,ребенок действует самостоятельно, свободно выражая свои желания,представления, чувства. В отличие от повседневной жизни, где его постоянноучат, оберегают (не бегай, не упади, мой руки, не выдумывай), в игре ребенокможет все: плыть на корабле, лететь в космосе, учить учеников в школе и т.п.Таким образом малыш, как указывал К. Д. Ушинский, «пробует свои силы», проживаяту жизнь, которая ему предстоит в будущем.
Ребенку первых лет жизни свойственна потребность в познании окружающегомира, названная психологами ненасыщаемой. Детские игры во всем их многообразиипредоставляют ему возможность узнавать новое, размышлять над тем, что уже вошлов его опыт, выражать свое отношение к тому, что является содержанием игры.Справедливы слова Н. К. Крупской об игре как «серьезнойформе учения».
Ребенок — существо растущее и развивающееся. Движения — одно из условийего полноценного роста и развития. Потребность в активных движениях удовлетворяетсяво всех видах игр, особенно в играх подвижных и дидактических с такимиигрушками, как бильбоке, настольным крокетом, мячом и др. Большими возможностямидля стимуляции двигательной активности, совершенствования качества движенийобладают различныестроительно-конструктивные материалы (крупный и мелкий строительные материалы,разного рода конструкторы, снег, песок и др.).
Очень великивозможности игры в удовлетворении присущей ребенку потребности в общении. Вусловиях дошкольного учреждения обычно складываются игровые группы,объединяющие детей по общим интересам, взаимным симпатиям. В силу особойпривлекательности игры дошкольники оказываются в ней способными к большейсговорчивости, уступчивости, терпимости, чем в действительной жизни. Играя,дети вступают в такие отношения, до которых в других условиях еще «недоросли»,а именно: в отношения взаимного контроля и помощи, подчинения,требовательности. Наличие таких отношений говорит о том, что играющая группастановится «играющим коллективом» (А.П.Усова).
В недрах игрызарождаются и дифференцируются (выделяются) другие виды деятельности (труд,учение). По мере развитияигры ребенок овладевает компонентами, присущими любой деятельности: учитсяставить цель, планировать, добиваться результата. Затем он переносит эти уменияв другие виды деятельности, прежде всего в трудовую.
В свое время А. С.Макаренко высказал мысль о том, что хорошая игра похожа на хорошую работу: ихроднят ответственность за достижение цели, усилие мысли, радость творчества,культура деятельности. Кроме того, по словам А. С. Макаренко, игра готовитдетей к тем нервно-психическим затратам, которые требует труд. Это значит, чтов игре вырабатывается произвольность поведения. В силу необходимости выполнятьправила дети становятся организованнее, учатся оценивать себя и своивозможности, приобретают сноровку, ловкость и многое другое, что облегчаетформирование прочных навыков трудовой деятельности.
Являясьведущей деятельностью, игра внаибольшей степени способствует формированию новообразований ребенка, егопсихических процессов, в том числе воображения. Одним из первых, ктосвязал развитие игры с особенностями детского воображения, был К. Д. Ушинский.Он обратил внимание на воспитательную ценность образов воображения: ребенокискренне верит в них, поэтому, играя, испытывает сильные неподдельные чувства.
Признаком игры,как отмечал Л. С. Выготский, является наличие мнимой или воображаемойситуации.
На другое важноесвойство воображения, которое развивается в игре, но без которого не можетсостояться и учебная деятельность, указал В. В. Давыдов. Это способностьпереносить функции одного предмета на другой, не обладающий этими функциями(кубик становится мылом, утюгом, хлебом, машинкой, которая едет постолу-дороге и гудит). Благодаря этой способности дети используют в игрепредметы-заместители, символические действия («помыл руки» из воображаемогокрана). Широкое использование предметов-заместителей в игре в дальнейшемпозволит ребенку овладеть другими типами замещения, например моделями,схемами, символами и знаками, что потребуется в учении.
Таким образом, вигре воображение проявляется и развивается при определении замысла,развертывании сюжета, разыгрывании роли, замещении предметов. Воображениепомогает ребенку принять условность игры, действовать в мнимой ситуации. Норебенок видит грань между воображаемым в игре и реальностью, поэтому прибегаетк словам «понарошку», «как будто», «по правде так не бывает».
3. Игра как средство воспитания ивсестороннего
развития ребенка.
3.1. Игра как средство воспитания.
В педагогической теории игры особое внимание уделяетсяизучению игры как средства воспитания. Основополагающим является положение отом, что в дошкольном возрасте игра является тем видом деятельности, в которомформируется личность, обогащается ее внутреннее содержание. Основное значениеигры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенкаразвиваются потребность в преобразовании окружающей действительности,способность к созиданию нового. Он соединяет в сюжете игры реальные ивымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы(кресло-космическая ракета, плюшевый пингвинчик – отважный путешественник).
Взяв какую-то роль (врача, шофера), ребенок не простопримеряет к себе профессию и особенности чужой личности: он входит в нее,вживается, проникает в ее чувства и настроения, обогащая и углубляя тем самымсобственную личность. Игра оказывает большое влияние на воспитание у детейположительных качеств и формирование характера (например, в таких играх, как«Детский сад», «Больница», «День рождения» у детей воспитывается скромность,честность, смелость, инициатива, желание помогать другим людям).
Однако не следует думать, что в любой игреприобретения ребенка имеют положительное значение. Представим себе, девочкииграют в семью: Лиза изображает ласковую, заботливую маму, Настя — властнокомандует детьми, покрикивает на своего мужа. Если мы сравним чувства,испытываемые в играх «мамами», действия и способы обобщения, в которых ониупражняются, то станет ясно, как по-разному скажутся подобные игры наформировании характера, отношения к окружающей жизни.
Н. К. Крупская подчеркивала полярное влияние игры наразвитие ребенка в зависимости от содержания деятельности: путем игры можновоспитать зверя, а можно – прекрасного человека, нужного обществу. Вмногочисленных психологических и педагогических исследованиях убедительнодоказано, что в процессе игры происходит многостороннее развитие ребенка.
С одной стороны, игра – самостоятельная деятельностьребенка, с другой стороны, необходимо воздействие взрослых, чтобы игра сталаего первой «школой», средством воспитания и обучения. Сделать игру средствомвоспитания, значит, повлиять на ее содержание, научить детей способамполноценного общения.
Важнейшим средством воспитания становится и игрушка, формирующаяпредставления о мире, развивающая вкус, нравственные чувства.
Многочисленные исследования свидетельствуют о том, чтопри тактичном, педагогически целесообразном руководстве игра содействуетобогащению кругозора ребенка, развитию образных форм познания (образноемышление, воображение), упрочнению его интересов, развитию речи. Прежде всего,этому содействуют дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Что изменилось?», «Назови слово» и т. п.
Велико значение игры в усвоении норм поведения, правилвзаимоотношений. Нравственное воспитание в игре связано с её содержанием, тоесть с теми событиями из окружающей действительности, которые дети отображают всвоей игровой деятельности. С помощью сюжета дети могут усваивать различныетипы взаимоотношений и некоторые нормы социального поведения. Однако в техслучаях, когда дети ориентированы навыполнение игровых действий( взвешивание товара, отсчитывание денег, стиркабелья, приготовление обеда) и не проявляют интереса к человеческим отношениям,нравственное воспитание в игре не осуществляется.
Усвоение норм и правил, заключённых, например, вролях, не происходит стихийно. С одной стороны, стремление детей активнодействовать в игре нередко заслоняет от них характерные черты изображаемыхгероев, с другой- ребенку иногда бывает трудно без помощи взрослого выделитьнравственную сущность человеческой деятельности. Поэтому педагогу необходимообсуждать качества людей, которых дети изображают в своих играх. Например, доначала игры в «Семью» воспитатель вместе с детьми пытается создать нравственныйобраз «папы». «Папа» не только работает, но и помогает «маме». Он покупаетпродукты, моет посуду, играет «детьми». Он заботлив и ласков. В процессе игрыдети стремятся воплотить эти черты в своём поведении. Но этим не исчерпываетсяее значение для нравственного развития ребенка. Свобода игровой деятельностипредполагает, что в ней ребенок чаще, чем в реальной жизни, ставится в условия,когда он должен сделать самостоятельный выбор (как поступить?). Например,Денису расхотелось подвозить панели для строительства школы, вот бытькрановщиком – другое дело. Но крановщик – Алеша, а если он, Денис, выйдет изигры, то она нарушится. Как быть?
Подобные нравственные коллизии часто возникают и виграх с правилами: «ловишка» дотронулся до убегающего от него Саши, но никто незаметил. Как поступить: продолжать бегать или сесть на скамейку, где собралисьдругие «пойманные» водящим дети?
В играх развиваются творческие способности ребенка.Они проявляются в выстраивании замысла, в разыгрывании роли, при созданиинеобходимых для игры игрушек-самоделок, элементов костюма. Перед педагогомстоит задача — стимулировать творческую активность детей в игре. Этомуспособствует развёртывание игры с включением в неё различных ролей: из разныхсфер социальной жизни, из разных литературных произведений, сказок, а такжесоединение сказочных и реальных персонажей (например, воспитатель детского садаи милиционер, пожарник и баба-яга, Буратино и врач). Включение в общий сюжеттаких ролей активизирует воображение детей, их фантазию, побуждает придумыватьновые неожиданные повороты событий, которые объединяют и делают осмысленнымсовместное существование и взаимодействие таких различных персонажей.
Важное местоотводится игре как средству патриотического воспитания дошкольников. Вдошкольном возрасте складываются начала действенного в полном смысле этогослова отношения к Родине, проявляющиеся в умении заботиться о родных и близкихлюдях, делать нужное для других, беречь то, что создано трудом человека,ответственно относиться к порученному делу, бережно обращаться с природой. Играспособствует воспитанию нравственных чувств старших дошкольников, так как онаобеспечивает такие переживания, которые в жизни ребенку ещё недоступны. В игредети переживают чувство гордости от сознания хороших поступков, совершённых воимя других людей, любовь к Родине и стремление защитить её от врагов, готовность на подвиг во имя её и так далее, тоесть то, что характеризует патриотические чувства нравственно зрелой личности.Игровые переживания детей всегда искренни, они не бывают равнодушными к тому,что изображают. Возникшие переживания входят в эмоциональный опыт ребенка,оказывают влияние на его реальное поведение.
Таким образом, в игре заложены большие потенциальныевозможности патриотического воспитания дошкольников. Формированию интереса кигре, стремлению детей отразить полученные знания в этом виде деятельностиспособствуют занятия, проводимые в игровой форме. Так, например, приознакомлении старших дошкольников с родным городом можно использовать следующиедидактические игры и упражнения: «Расскажи Незнайке о нашем городе», « Комупоставлен памятник», «Кто лучше знает свой город» и так далее. Закреплению знанийдетей о республике способствуют игры типа: «Отбери картинки, где изображены животные,встречающиеся в наших лесах», «Расскажи мальчику из другой страны о памятникахБеларуси», «Что бы ты рассказал о своём городе, если бы был экскурсоводом»,«Путешествие по карте» и многие другие.
Таким образом, воспитательные возможности всех видовигр чрезвычайно велики. Взрослым важно реализовывать их так, чтобы не нарушатьестественный ход игры, не лишать ее «души» замечанием, указанием, нотацией,просто неосторожным словом.
3.2. Игра – средство всестороннегоразвития ребенка.
Психологи (Л. С.Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. А. Люблинская, С. Л.Рубинштейн, Д. Б. Эльконин) считают игру ведущей деятельностью в дошкольном возрасте,благодаря которой в психике ребенка происходят значительные изменения,формируются качества, подготовляющие переход к новой, высшей стадии развития.
В игре все стороныличности ребенка формируются в единстве и взаимодействии.
По выражению С. Л.Рубинштейна, «в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через нееформируются все стороны психической жизни личности». Наблюдая за играющимребенком, можно узнать его интересы, представления об окружающей жизни,выявить особенности характера, отношение к товарищам и взрослым.
Единство ивзаимодействие проявляются по-разному в разных видах игр. В творческой игрефокусом, собирающим все стороны личности, служит замысел, содержание игры исвязанные с ним игровые переживания. От богатства замысла, степени увлеченностиим зависят сила эмоций и, в большой мере, способность к умственному и волевомуусилиям.
В играх справилами главное — решение поставленной задачи. Детей увлекают только такиеигры, подвижные и дидактические, которые требуют усилия мысли и воли, преодолениятрудностей.
Игра занимаетважное место в системе физического, нравственного, трудового и эстетическоговоспитания дошкольников. В игре развиваются такие физические качества, какловкость, сила, быстрота, гибкость, выносливость (игры «Кто быстрее»,«Карусель», «У медведя во бору» и другие).
При осуществлениинравственного воспитания, то есть воспитания моральных качеств важно не толькото, как ведет себя ребенок в игре, но и какие чувства испытывает при этом.Поэтому педагог обязан видеть каждого ребенка и своевременно влиять на егоповедение.
В воспитании иобучении детей большое значение имеют игры с правилами: дидактические,настольно-печатные, подвижные. Они создают интерес к решению умственных задач,способствуют развитию произвольного внимания — очень важного фактора успешногообучения. Кроме того, помогают выработать такие нравственные качества, какволя, выдержка, самообладание (например, сюжетно-ролевая игра «Школа»,подвижная игра «Кот и мыши», дидактическая игра «Кто первый»).
Ребенку нужнаактивная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса,удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. Игры необходимы дляздоровья ребенка, они делают его жизнь содержательной, полной, создают уверенностьв своих силах. Недаром известный советский педагог и врач Е. А. Аркин называлих психическим витамином.
Игра имеет большоеобразовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, снаблюдениями повседневной жизни.
В творческих играхпроисходит важный и сложный процесс освоения знаний, который мобилизуетумственные способности ребенка, его воображение, внимание, память. Разыгрываяроли, изображая те или иные события, дети размышляют над ними, устанавливаютсвязь между различными явлениями. Они учатся самостоятельно решать игровыезадачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своимизнаниями, выражать их словом.
Нередко играслужит поводом для сообщения дошкольникам новых знаний, для расширения ихкругозора. С развитием интереса к труду взрослых, к общественной жизни, кгероическим подвигам людей у детей появляются первые мечты о будущейпрофессии, стремление подражать любимым героям. Все это делает игру важнымсредством создания направленности личности ребенка, которая начинает складыватьсяв дошкольном детстве.
Творческую игрунельзя подчинить узким дидактическим целям, с ее помощью решаются основныевоспитательные задачи.
Игры с правиламиимеют другое назначение: они дают возможность систематических упражнений,необходимых для развития мышления, чувств и речи, произвольного внимания и памяти,разнообразных движений. Каждая игра с правилами имеет определеннуюдидактическую задачу, но в конечном счете она направлена также на решениеосновных воспитательных задач.
Интереснаяигра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более труднуюзадачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться тольков форме игры. Обучение требует применения разнообразных методов. Игра — один изних, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими методами:наблюдениями, беседами, чтением и др.
Играя, дети учатсяприменять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разныхусловиях. В творческих играх открывается широкий простор для выдумки,экспериментирования. В играх с правилами требуется мобилизация знаний, самостоятельныйвыбор решения поставленной задачи.
Игра —самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение сосверстниками. Их объединяют общая цель, совместные усилия к ее достижению,общие переживания Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенкаи способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыковколлективной жизни. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать каждогоребенка активным членом игрового коллектива, создать между детьми отношения,основанные на дружбе, справедливости, ответственности перед товарищами.2
Дети играютпотому, что это доставляет им удовольствие. Вместе с тем, ни в какой другойдеятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как вигре. Вот почему игра дисциплинирует детей, приучает их подчинять своидействия, чувства и мысли поставленной цели.
В игревоспитывается интерес и уважение к труду взрослых: дети изображают людей разныхпрофессий и при этом подражают не только их действиям, но и отношению к труду,к людям. Часто игра служит побудителем к работе: изготовлению необходимыхатрибутов, конструированию. Играя в строителей, фермеров, рабочих, дети самымувлекательным образом привыкают трудиться.
Игра — важноесредство эстетического воспитания дошкольников, так
как в этой деятельности проявляется и развивается творческое
______________
2 МенджерицкаяД.В. Воспитателю о детской игре.- М.: Просвещение, 1982, стр. 17.
воображение, способностьк замыслу, развивается ритм и красота движений. Обдуманный подбор игрушекпомогает формированию художественного вкуса.
Итак, игра связанасо всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада. Вней отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях,закрепляются правила поведения, к которым приучают детей в жизни.
Таким образом, вдошкольном детстве игра является важнейшей самостоятельной деятельностьюребенка и имеет большое значение для его физического и психического развития,становления индивидуальности и формирования детского коллектива.
4. Игра как форма организации жизни идеятельности детей.
Одним из положений педагогической теории игры являетсяпризнание игры как формы организации жизни и деятельности детей дошкольноговозраста. Первая попытка организовать жизнь детей в форме игры принадлежала Ф. Фр