Министерство образованияи науки РФ
Курганскийгосударственный университет
Педагогический факультет
Кафедра «Организацияработы с молодежью»
Курсовая работа
Технология коллективноговоспитания А.С. Макаренко
Курган 2010
Оглавление
Введение
1. Понятие коллектива
2. Технология А.С.Макаренко
3. Современное применениетехнологии коллективного воспитания А.С. Макаренко
Заключение
Введение
Человек —биосоциальное существо. Воспитание человека возможно только в окружении людей.Только в обществе себе подобных он может усвоить все знания и навыки, необходимыедля жизни. Воспитание в коллективе для него естественно. Оно дает человекунеобходимый опыт общения и взаимодействия с окружающими. Эффективность такоговоспитания обуславливает также тот факт, что общественное мнение чаще всегоимеет для человека большое значение. Следовательно коллектив обладаетзначительным влиянием на личность. Это влияние можно эффективно использовать ввоспитательных целях.
Вопросуколлективного воспитания посвящены работы великого педагога А.С. Макаренко.Наследие Антона Семёновича давно и заслуженно стало классикой отечественной имировой педагогики. Технология жесткого коллективного воспитанияопиралась на советскую идеологию. Общественный строй поменялся. Но технологияА.С. Макренко сохраняет свою актуальность. Его теория стала некой базой,которую, вполне можно адаптировать и использовать сегодня. Воплощение его идейво многих образовательных и воспитательных учреждениях, как показывают примеры,дает замечательные результаты.
Цель: изучитьтехнологию А.С. Макаренко и возможности ее применения в настоящее время.
Задачи:
1)проанализироватьлитературу и интернет-ресурсы соответствующие данной теме
2)познакомитьсяс технологией коллективного воспитания А.С. Макаренко
3)выявитьэлементы технологии, которые применяются в современной воспитательной системе
Объект:технология коллективного воспитания А.С. Макаренко
Предмет:возможности современного применения данной теории
Гипотеза:Элементы технологии А.С. Макаренко могут быть использованы в современной практике.
1. Понятиеколлектива
Существуетбольшое количество определений понятия коллектив. Рассмотрим далее некоторые изних.
Коллектив — (от лат. collectivus — собирательный), относительно компактная социальнаягруппа, объединяющая людей, занятых решением конкретной общественной задачи(коллектив трудовой, учебный, военный, спортивный и др.). [1]
Впсихологической энциклопедии коллектив — группа объединенных общими целями и задачами людей,достигшая в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровняразвития.
По другомуопределению коллектив – это общность людей, в основе жизнедеятельности которойлежит ценностно-ориентационное единство его членов, причем основные ценностныеориентации являются общественно-значимыми.
А.С. Макаренкопод коллективом понимал объединение людей для достижения общих целей в общемтруде — объединение, отличающееся определенной системой полномочий иответственности, определенным соотношением и взаимозависимостью отдельных своихчастей. Он подчеркивал, что коллектив — часть советского общества: “черезколлектив каждый его член входит в общество”. Более подробно коллектив втехнологии Макаренко мы рассмотрим в следующей главе.
В основном всовременной литературе употребляются два значения понятия “коллектив”. Первое:под коллективом понимается любая организованная группа людей (например,коллектив предприятия); второе: под коллективом понимается тольковысокоорганизованная группа. В педагогической литературе, коллектив — этоорганизационная форма объединения людей на основе какой-либо определеннойцеленаправленной деятельности. Коллектив отличается рядом важных признаков.Рассмотрим их.
1. Общаясоциально значимая цель.
2. Общаясовместная деятельность для достижения поставленной цели, общая организацияэтой деятельности.
3. Отношенияответственной зависимости. Между членами коллектива устанавливаются специфическиеотношения, отражающие не только единство цели и деятельности (рабочеесплочение), но и единство связанных с ними переживаний и оценочных суждений(моральное единение).
4. Общийвыборный руководящий орган.
Кроменазванных качеств, коллектив отличается и другими очень важными особенностями.Это характеристики, отражающие внутриколлективную атмосферу, психологическийклимат, отношения между членами коллектива. Одна из таких характеристик — сплоченность, характеризующая взаимопонимание, защищенность, причастность кколлективу. Группа формально сотрудничающих людей может обходиться без этихкачеств, коллектив без них теряет свои преимущества.
Психологическиразвитой как коллектив считается такая группа, в которой сложиласьдифференцированная система различных деловых и личных взаимоотношений,строящихся на высокой нравственной основе. Такие отношения можно назватьколлективистскими. Они определяются через понятия нравственности,ответственности, открытости, коллективизма, контактности, организованности,эффективности и информированности.
Под нравственностью имеется в виду построениевнутриколлективных и внеколлективных отношений на нормах и ценностяхобщечеловеческой морали. Ответственность трактуется как добровольное принятиеколлективом на себя моральных и других обязательств перед обществом за судьбукаждого человека независимо от того, является он членом данного коллектива илинет. Ответственность также проявляется в том, что члены коллектива свои словаподтверждают делом, требовательны к себе и друг к другу, объективно оцениваютсвои успехи и неудачи, никогда не бросают начатое дело на полпути, сознательноподчиняются дисциплине, интересы других людей ставят не ниже своих собственных,по-хозяйски относятся к общественному добру.
Под открытостью коллектива понимается способностьустанавливать и поддерживать хорошие, строящиеся на коллективистской основевзаимоотношения с другими коллективами или их представителями, а также сновичками в своем коллективе. На практике открытость коллектива проявляется воказании разносторонней помощи другим коллективам, не членам коллектива.Открытость является одной из важнейших характеристик, по которой можно отличитьколлектив от внешне похожих на него социальных объединений.
Понятие коллективизма включает в себя постояннуюзаботу членов коллектива о его успехах, стремление противостоять тому, чторазобщает, разрушает коллектив. Коллективизм – это также развитие добрыхтрадиций, уверенности каждого в своем коллективе. Чувство коллективизма непозволяет его членам оставаться равнодушными, если задеты интересы коллектива.В таком коллективе все важные вопросы решаются сообща и, по возможности, приобщем согласии.
Для подлинноколлективистских отношений характерна контактность. Под ней понимаются хорошиеличные, эмоционально благоприятные дружеские, доверительные взаимоотношениячленов коллектива, включающие внимание друг к другу, доброжелательность,уважение и тактичность. Такие взаимоотношения обеспечивают в коллективеблагоприятный психологический климат, спокойную и дружелюбную обстановку.
Организованность проявляется в умеломвзаимодействии членов коллектива, в бесконфликтном распределении обязанностеймежду ними, в хорошей взаимозаменяемости. Организованность – это такжеспособность коллектива самостоятельно обнаруживать и исправлять недостатки,предупреждать и оперативно решать возникающие проблемы. От организованностинепосредственно зависят результаты деятельности коллектива;
Одним из условий успешной работы коллектива иустановления доверительных взаимоотношений является хорошее знание членамиколлектива друг друга и состояния дел в коллективе. Это знание называетсяинформированностью. Достаточная информированность предполагает знание задач,стоящих перед коллективом, содержания и итогов его работы, положительных иотрицательных сторон, норм и правил поведения. Сюда же входит хорошее знаниечленами коллектива друг друга.
Эффективность понимается как успешность решенияколлективом всех имеющихся у него задач. Одним из важнейших показателейэффективности высокоразвитого коллектива является сверхаддитивный эффект. Онпредставляет собой способность коллектива как целого добиваться результатов вработе гораздо более высоких, чем это может сделать такая же по численностигруппа людей, работающих независимо друг от друга, не объединенных системойописанных отношений.
Группа людей становится коллективом не сразу, аиногда и не становится вовсе. Представленная выше модель — это некий идеалколлектива.
Таким образом, понятие коллектив имеет множествозначений и определений. Обобщенно можно сказать, что это группа людей,объединенная общей деятельностью для достижения общих целей.
Для того, чтобы стать эффективным воспитательныминструментом, коллектив должен обладать определенной организацией и качествами,которые мы рассмотрим в следующей главе в ходе изучения технологии А.С.Макаренко.
2. Технология А.С. Макаренко
Центром педагогической теории А.С. Макаренкоявляется его учение о коллективе. Макаренко ввел термин «коллектив» впрофессионально-педагогическую практику, понимая под ним определеннуюорганизацию детей.
«Коллектив должен быть первой целью нашеговоспитания, должен обладать совершенно определенными качествами»
Эти качества он определил так: коллективобъединяет людей во имя общей цели, в общем труде и в организации этого труда.Общие и частные цели не должны противостоять друг другу. Каждое действиеотдельного ученика, каждая его удача или неудача должны расцениваться, какнеудачи на общем фоне, как удача в общем деле.
Через коллектив каждый его член входит в общество,отсюда вытекает идея дисциплины, понятия долга и чести, гармонии личныхинтересов.
Коллектив — это не толпа, а социальный организм,«целеустремленный комплекс личностей», он обладает органами самоуправления,уполномоченными представлять интересы коллектива и общества. Благодаря опытуколлективной жизни у ребят развиваются управленческие умения, каждый учитсяраспоряжаться и подчиняться большинству, товарищ учится подчиняться товарищу ибыть его руководителем одновременно, вырабатывают ответственность исогласованность в действиях. Отдельный член коллектива должен чувствовать своюзависимость от коллектива, быть предан его интересам и дорожить ими.
Коллектив способствует воспитанию энергичных иактивных членов общества, способных найти верные нравственные критерии длясвоих поступков и потребовать от других поведения в соответствии с такимикритериями, — это было убеждением А.С. Макаренко и оно осуществлялось вруководимых им детских учреждениях.
В своем развитии коллектив проходит три стадии:
На первой — коллектива еще нет, а педагог в этовремя выполняет роль диктатора, выступая с требованиями к воспитанникам
На второй — возникает актив-группа наиболеедеятельных воспитанников, поддерживающих начинания педагога и его требования квоспитанникам.
Третья — складываются органы самоуправления,коллектив становится способным решать самые разнообразные учебные,хозяйственные, культурные и другие вопросы, требования идут к отдельномувоспитаннику от всего коллектива
«Под активом понимаются все воспитанники, хорошоотносящиеся к учреждению и его задачам, принимающие участие в работе органовсамоуправления, в работе управления производством, в клубной и культурнойработе.»
Нужно стремиться к тому, чтобы большинство членовколлектива составляло актив, особенно важно привлечь к работе наиболеедеятельных ребят как можно быстрее, в начальный период организации коллектива.Актив — опора педагога, благодаря ему требования педагога передаются членамколлектива, становясь требованиями самих ребят. Члены актива могут заниматьопределенные должности, не может быть никаких материальных привилегий ипоблажек, необходимо предъявлять к активу повышенные требования.
Коллектив живет в постоянном движении. Если коллектив достигпоставленной цели, а новых перспектив перед собой не поставил, наступаетсамоуспокоение, нет больше стремлений, воодушевляющих участников коллектива,нет будущего Коллектив всегда должен жить напряжённой жизнью. А.С. Макаренкосформулировал закон движения. Его источником он считал завтрашнюю радость, ккоторой стремятся воспитанники. Он рекомендовал начинать с постановкиинтересных, привлекательных для детей перспектив.
Перспективы могут быть близкими, средними идальними. При этом важно, чтобы они были общими, нужна гармония личных и общихперспектив.
Близкая перспектива особенно важна для детеймладшего возраста и на первых стадиях развития коллектива: это кино, концерты,вечера, прогулки, экскурсии и др. Всякая, даже небольшая радость делаетколлектив более дружным и бодрым.
Средняя перспектива — это радостное коллективноесобытие, несколько отодвинутое во времени: праздники, юбилейные даты, летнийотдых, окончание и начало учебного года и др. Это событие требует долгойподготовки и обсуждения.
Далекая перспектива — это будущее учреждения.
«Коллектив есть расширенная семья, и для каждогочлена будущая судьба учреждения никогда не может быть безразличной.»
Развитие детского коллектива, по Макаренко,должно происходить постоянно; оно должно направляться педагогическимколлективом, который творчески ищет наиболее эффективные пути для его движениявперёд.
«Может быть, главное отличие нашей воспитательнойсистемы от буржуазной в том, что у нас детский коллектив обязательно долженрасти и богатеть, впереди видеть лучший завтрашний день и стремиться к нему врадостном общем напряжении, в настойчивой веселой мечте.»
Важным путем сплочения коллектива являетсянакопление положительных традиций. Традиции — это такие устойчивые формыколлективной жизни, которые эмоционально воплощают нормы, обычаи, желаниявоспитанников. Традиции помогают вырабатывать общие нормы поведения, развиваютколлективные переживания. Ничто так не скрепляет коллектив, как традиция, утверждал А.С.Макаренко. В руководимых им воспитательных учреждениях культивировались ибережно сохранялись яркие, красочные традиции, которые объединяли коллективкоммунаров. Интересные традиции сложились во многих школах: последний звонок,праздничные дни рождения школы, спортивные праздники. Традиции закрепляют всеценное в опыте коллектива, создавая в то же время его самобытность. «Традицииукрашают жизнь ребят».
Детский коллектив по мнению А.С. Макаренко долженобладать следующими признаками:
1)мажор — основное качество жизни. «Постояннаябодрость, никаких сумрачных лиц, никаких кислых выражений, постоянная готовностьк действию, радужное настроение, именно мажорное, веселое, бодрое настроение,но вовсе не истеричность».
2)ощущение собственного достоинства и гордости засвой коллектив
3)защищенность каждого в коллективе
4)внешняя красота и эстетика
5)присутствие игры в жизни коллектива
Организация воспитательного процесса у Макаренко— это организация формирования коллектива, который станет объектом и субъектомвоспитательного воздействия. Воспитательная работа — прежде всего организация,т.е. способность организовать жизнедеятельность детей. Уважение в работеруководителя должно сочетаться с требовательностью.
Ведущие отношения в коллективе — деловые итрудовые. Трудовая деятельность является основной. Труд сам по себе невоспитывает, а воспитывает его смысл.
Самоуправление в коллективе имело демократическийхарактер. Каждый член коллектива имел право голоса, свободно высказывал своемнение. «Общее собрание членов коммуны было действительно реальным правящиморганом.» На общем собрании избирались органы самоуправления: совет командиров,санкомиссия, хозкомиссия; эти органы работали по плану и регулярно.
Вся многообразная деятельность воспитанников быласлаженной и четко организованной благодаря самоуправлению.
Можно выделить следующие концептуальные идеи ипринципы технологии А.С. Макаренко:
1)Концепция перспективных линий (ребенок долженпонимать, зачем живет...) «Воспитать человека — значит воспитать у него перспективныепути, по которым располагается его завтрашняя радость».
2)Главный инструмент воспитания — коллектив “Только создавединый коллектив, можно разбудить в детском сознании могущественную силуобщественного мнения как регулирующего и дисциплинирующего воспитательногофактора”, — писал Макаренко
3)Включение детей в совместную деятельность
4)Принцип оптимистической веры в ребенка
“Хорошее в человеке приходится проектировать, ипедагог это обязан делать”
5)Принцип доверия
6)Принцип сочетания высочайших требований иуважения
«Как можно больше уважения к человеку и как можнобольше требовательности к нему».
7)Принцип параллельного воздействия(одновременное воздействие педагога на личность и на коллектив)Макаренко считал, чтовоздействовать на отдельную личность можно, действуя на коллектив, членомкоторого является эта личность. В этом принципе реализуется требованиеколлектива — “один за всех и все за одного”. “Принцип параллельного действия”не исключает, однако, применения “принципа индивидуального действия” — прямого,непосредственного воздействия педагога на отдельного воспитанника
8)Идея разновозрастных отрядов
9)Использование соревнования и игры в жизнидетей. Вдетском возрасте игра имеет большое значение, и ребенок, писал Макаренко,должен играть, “надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этойигрой всю его жизнь”.
«Каков ребенок в игре, таков во многом он будет вработе, когда вырастет».
10)Включение коллектива в систему широкихсоциальных связей.
“Настоящая педагогика — это та, которая повторяетпедагогику всего общества”.
Макаренко был уверен, что его педагогические идеии практические выводы не являются частными, специфическими для детей особогоконтингента. Он установил, «что никаких особых методов по отношению кбеспризорным употреблять не нужно» Поэтому его технология можетраспространяться на все категории детей.
Таковы в основных чертах представления А.С.Макаренко о коллективе и воспитании в нем. Он считал, что не может бытьабсолютной, единственно верной теории. Его открытия были рождены самой жизнью,подкреплены практикой и совершались в совместной деятельности педагога своспитанниками.
3. Современное применение технологииколлективного воспитания А.С. Макаренко
Сегодняогромная ценность теории и практики А.С. Макаренко в том, что он сформулировалряд важных идей в области педагогики: связь воспитания с жизнью, многостороннеевоздействие на отношения с помощью деятельности, многообразиевнутриколлективных и межколлективных отношений и др.
ИдеиМакаренко продолжают жить и развиваться. Подтверждение тому — примерысовременных учреждений, которые успешно используют элементы его технологии.
Один изпримеров — средняя школа № 2 г. Козьмодемьянска. Это особая школа, где восновном обучаются дети из малообеспеченных, неблагополучных семей. Детиприходят туда с большими проблемами в поведении, развитии и воспитании. С 2000года в школе поменялось руководство и перед новым директором встал вопрос отом, как управлять школой и что можно сделать для ребят, лишенных родительскоговнимания и заботы. Результаты работы с такими детьми, как правило,непредсказуемы, поэтому определенного рецепта или четкого плана быть не могло.На помощь пришли труды А.С. Макаренко. Многие «золотые» идеи оказалисьподходящими для работы. По А.С. Макаренко воспитательная система — этообязательно живая система, с элементами творческого развития, изменения,совершенствования. Она не может быть твердой застывшей нормой. Эта мысль сталаосновной в воспитательной системе второй школы:
«Нашавоспитательная система — система открытая, живо реагирующая на изменениявнутренних и внешних условий. В зависимости от обстоятельств, вносятсякоррективы и поправки, отбрасываются устаревшие и ненужные средства».
Система«перспективных линий коллектива и личности», разработанная Макаренко, такжеиспользуется в данной школе.
«Воспитатьчеловека — значит воспитать у него перспективные пути, по которым располагаетсязавтрашняя радость...»
Ведущиенаправления воспитания — развитие воли, способности личности утвердиться вжизни в соответствии со своими способностями, знаниями, убеждениями.
Концептуальныепозиции педагогического коллектива выражаются в следующих принципах,перекликающихся с принципами А.С. Макаренко:
1)соединениеобучения с производительным трудом,
2)учетвозрастных и индивидуальных особенностей учащихся,
3)успешностьдетского труда
4)творческийхарактер труда
5)равенствоправ и обязанностей воспитателей и воспитанников,
6)четкаяорганизация труда
По мнениюдиректора школы, проблема перевоспитания наилучшим образом решается с помощьюпсихолого-педагогических методов, разработанных А.С. Макаренко:
Методпереубеждения — воспитаннику предоставляются убедительные аргументы, еговключают в критический анализ своих поступков
Методпереучивания — чтобы включить воспитанника в новый нравственный опыт, состороны воспитателя и коллектива требуется предварительная организаторскаяработа.
Метод методпереключения — занятие подростка трудом, учебой, новой общественнойдеятельностью.
Идеевоспитания у детей жизненной активности и личной ответственности подчинена всядеятельность педагогического коллектива.
Еще одинпример — Белгородская сельская школа — одна из тех, кто стал призеромМеждународного конкурса имени А.С. Макаренко. Условия этого конкурса довольножесткие, — участвуют школы, которые занимаются производительным трудом, умеютзарабатывать деньги и пополняют свой бюджет из внебюджетных источников.
Директоротмечает особую роль трудов А.С. Макаренко. Работа школы построена на основеего принципов. «Наш путь единственный — упражнения в поведении, и наш коллектив— гимнастический зал для такой гимнастики… Полное отрешение от мысли,что для хорошей школы необходимы и достаточны лишь правильное содержаниеобразования и хорошие методы в стенах класса… Только организация школы какхозяйства сделает ее воспитывающей.»
Интересенопыт 5-й школы г. Махачкалы. Организация производительного труда осуществляетсяна участке, выделенном заводом. Старшеклассники занимаются изготовлениемразнообразных товаров народного потребления, получают специальности токаря,слесаря, столяра. После окончания школы им выдают удостоверение по соответствующимразрядам этой специальности. На средства, вырученные от реализации изделийребят, школа приобрела компьютерный класс, построила мастерские ювелирногодела, оборудовала швейный цех и спортзал необходимым инвентарем, подготовила кработе керамический цех.
Дагестанскаяшкола во многом восприняла традиции народной педагогики: коллективизм, глубокоепонимание необходимости труда и глубокое уважение к людям труда, бережноеотношение к его результатам.
«Теплый дом»(это название детского дома в Омской области) также использует в своей работепринципы технологии коллективного воспитания. Детский дом может полностьюсодержать себя (как в свое время колонисты Макаренко). Благодаря такому подходупоявляется возможность лучше одеть и накормить детей, а также организоватьинтересный отдых. Ребята получают профессиональную подготовку. Средивыпускников можно встретить людей различных профессий: офицеры, профессора,люди различных рабочих специальностей и др.
Как и вколониях А.С. Макаренко, в «Теплом доме» действует самоуправление. Работапостроена на механизме самодеятельной инициативы детского коллектива.
Все, чтоделается — делается вместе. Не прерывается связь с теми, кто «окончил» детскийдом.
В «Теплыйдом» нередко попадают трудные дети. Они постепенно исправляются и полностьювливаются в сложившийся дружный коллектив.
Конечно врядли получится сегодня в чистом виде реализовать технологию А.С. Макаренко. Но ееэлементы встречаются, пожалуй во всех образовательных и воспитательныхучреждениях. Методика коммунарских сборов, например. Не случайно инициатор иоснователь коммунарского движения И.П. Иванов, говоря об идейных истоках этойметодики ссылался на Макаренко. Получилась как бы игра по мотивам еговоспитательной системы. Воспитательный коллектив, как живой организм спостоянными и временными отрядами, четкое расписание, игровая и трудоваядеятельность, традиции, общий сбор в качестве высшего органа самоуправления,почетание знамени, «завтрашняя радость» — все это имеет прямую связь с идеямиА.С. Макаренко. Элементы коллективного воспитания нередко встречаются в работенекоторых педагогов. Полагаясь на авторитет всего коллектива можно поощеритьили наказать отдельных личностей, например. Традиции, перспектива, трудовыеакции, самоуправление, собрания и др. есть практически в каждой школе.
ИдеиМакаренко не столько прошлое, сколько будущее педагогики и воспитания. А.С.Макаренко — классик не только советской и российской, но и мировой педагогики.Он основоположник современной теории и методики воспитания. Только с опорой наего наследие можно создать эффективную воспитательную систему.
Заключение
Для созданияданной работы была изучена различная литература, относящаяся к темеколлективного воспитания. Мы отметили основные идеи теории А.С. Макаренко икратко рассмотрели возможности их применения в сегодняшние дни.
Первая главапосвящена понятию коллектива. Мы дали некоторые определения, пояснилиособенности отношений между людьми в коллективе. Мы выяснили, что понятие«коллектив» является сложным и многозначным. Существует множество определений изначений, у исследователей нет единого мнения по этому вопросу. Если попытатьсяобобщить, то можно сказать, что коллектив — группа людей, объединенная общейдеятельностью, для достижения общих целей. Высокоразвитая группа предполагает,что отношения между людьми в ней базируются на принципах общечеловеческойморали, присутствует коллективизм, ответственность и т. д.
Вторая главасодержит основные положения теории А.С. Макаренко. Главное место в этой теориизанимает коллектив. Он является основным воспитательным инструментом,одновременно ообъектом и субъектом воспитательного воздействия. В работерассмотрены концептуальные идеи и принципы теории А.С. Макаренко.
В третьейглаве рассказывается о возможностях применения коллективного воспитания всовременной практике. Даны примеры нескольких учреждений, которые активно иуспешно используют в своей работе идеи А.С. Макаренко.
В итоге мыпришли к выводу о том, что практически все учреждения так или иначе используютпринципы, открытые А.С. Макаренко. А это означает, что наша гипотеза о том, чтоэлементы теории коллективного воспитания могут быть использованы в современнойпрактике подтвердилась.