--PAGE_BREAK--Важную роль в нравственно-патриотическом воспитании детей играет музей, по образному выражению А.В. Луначарского — «памятная книга человечества Музеи — это собиратели, хранители и пропагандисты памятников истории и культуры. Первый краеведческий музей в России появился в Весьегонске. В годы Великой Отечественной войны создаются музеи боевой славы, народные музеи, в организации которых большое участие принимают учащиеся. Особенно велика воспитательная роль детских выставок. Они способствуют стимулированию и развитию творчества детей.
Таким образом, музеи выполняют образовательную и воспитательную функции. Знакомясь с экспозицией музея, изучая историю и культуру своего отечества, родного края, участвуя в поисковых экспедициях, учащиеся проникаются любовью к Родине, своему родному краю. К сожалению, рыночные отношения отрицательно сказались и на музеях. Число музеев сокращается, резко упала их посещаемость. А между тем это истоки нашей истории и культуры. Без них невозможно дальнейшее развитие культуры. Сохранение памятников истории и культуры означает сохранение памяти народной, без которой нет и самого народа.
Детские парки, городки, площадки и зоопарки представляют собой центры культуры и отдыха детей и подростков с использованием природных факторов. В этом состоит их неповторимое своеобразие. Они решают проблему не только отдыха, но и экологического воспитания. Общение с природой дает детям не только заряд бодрости, но и воспитывает благородное чувство любви к ней, заботы об окружающем мире. К сожалению, переход на самоокупаемость и сокращение государственной дотации привело к тому, что многие парки, городки и площадки пришли в полное запустение. Особенно пострадали последние, так как они функционировали фактически на общественных началах.
Важное место в воспитании подрастающего поколения занимают художественно-зрелищные учреждения. Их специфика определяется тем или иным видом искусства. Они приобщают детей и подростков к искусству и воспитывают их эстетически. К ним относятся детские театры, кинотеатры, цирки, центры эстетического воспитания и творчества детей. Их число также резко сократилось. Без поддержки государства и общества эти социальные институты воспитания не могут функционировать.
Комплексными полифункциональными учреждениями культуры являются детские клубы, дома и дворцы культуры, дома и дворцы молодежи и школьников. Клубные учреждения возникли в глубокой древности. Прообразом современного клуба в первобытном обществе являлся так называемый „мужской дом“, который выполнял функции крепости, арсенала, музея и клуба. Он являлся, по выражению А.А. Петрова, „лабораторией социального духа и школой общественных навыков“ Фактически это был центр воспитания взрослых и детей. В связи с этим в современных условиях идет процесс отбора и трансформации учреждений культуры. Здесь наблюдаются две тенденции — специализация и интеграция детских учреждений культуры. Вместо крупных полифункциональных учреждений культуры появляются профилированные детские учреждения, залы и комнаты компьютерных игр, детские народные филармонии, видеосалоны и дискоклубы. Вместе с тем происходит интеграция этих специальных учреждений культуры в ассоциации, центры, централизованные библиотечные и клубные системы, социально-педагогические комплексы, детские фонды.
М. Коваль отмечает, что спецификой внешкольных учреждений является способ организации педагогического процесса, меньшая наполняемость групп, разнообразие организационных форм занятий. В ее основе лежит добровольный характер выбора детьми работы и участия в ней, возможность смены занятия и перехода от одного кружка к другому, дифференциация учащихся по интересам [7, с.7]
Следующие особенности в организации деятельности детских учреждений культуры выделяет И.Н. Ерошенков:
во-первых, они функционируют в сфере свободного времени, где дети и подростки более раскованы и предоставлены в значительной мере самим себе. Это накладывает свой отпечаток на всю культурно-воспитательную деятельность;
во-вторых, она строится всецело на добровольных началах. Следовательно, только интерес может привлечь и удержать детей и подростков в этих учреждениях;
в-третьих, учитываются возрастные социально-психологические особенности детей и подростков;
в-четвертых, культурно-воспитательная деятельность в детских учреждениях культуры сочетается с отдыхом и раз влечениями, рациональным и эмоциональным воздействием на сознание детей и подростков;
в-пятых, требуется больше разнообразия форм культурно-воспитательной деятельности;
в-шестых, здесь нет строгой регламентации процесса культурно-воспитательной деятельности. Программа подвижна и многогранна, она определяется воспитательными задачами, запросами и интересами детей и подростков [5, с.27].
Исходя из выше обозначенного, можно сделать следующий вывод: система внешкольного воспитание, несмотря на переживаемый ею кризис, остается одним из важных институтов в развитии ребенка уже потому, что позволяет делать выбор, руководствуясь интересами и запросами ребенка. Специфика работы и методов внешкольных организаций позволяет расширять более узкие темы, и работать с определенными запросами.
1.4 Проблемы и тенденции развития учреждений для детей и подростков Кризис в экономической, политической и социальной жизни страны не мог ни отразиться на системе воспитания. Он поставил перед ней ряд немаловажных проблем, охарактеризовать которые мы и постараемся в этом параграфе.
Конечно, основными социальными институтами, формирующими личность ребенка, являются семья и школа. Именно в них закладываются основы гражданского воспитания. А между тем идет болезненный процесс трансформации семьи. Падает рождаемость и растет смертность. В России смертность уже превысила рождаемость.40% семей после 5 лет совместной жизни распадаются. Большая загруженность матери на работе и дома, материальная необеспеченность семьи также отрицательно сказываются на воспитании детей. Семья практически самоустранилась от воспитания детей, хотя потребность у родителей заниматься воспитанием детей, общаться с ними есть.
Одновременно наблюдается и кризис школы. Учителя мужчины уходят из школ, школы оторваны от жизни и до сих пор придерживаются авторитарной педагогики. Налицо кризис педагогического образования и науки. Болезненные процессы происходят в системе дошкольных учреждений. Идет процесс сокращения их количества. В связи с этим резко сократилось число детей в детских садах. Насущной проблемой с момента рождения ребенка становится его будущее устройство в детский сад.
Есть различие и в характере педагогической среды города и деревни. Городская среда шире, чем сельская. У нее лучше материально-техническая база и более профессиональные кадры, разнообразнее сеть детских учреждений. Здесь больше возможностей для общения и формирования ценностной ориентации, влияния на весь образ жизни. Однако урбанизация ведет к тому, что семьи мало связаны друг с другом, дети не чувствуют постоянного контроля взрослых, мало участвуют в семейно-бытовом труде. В городе дети больше сталкиваются с аморальными явления ми, больше подвергаются соблазнам, а школа слабо использует возможности вне педагогической среды. В процессе реформирования нашего общества и перехода к рыночным отношениям ухудшилось положение детских внешкольных учреждений.
Таким образом, сложившаяся внешкольная и школьная педагогическая среда мало благоприятствует формированию целостной личности. Политический, экономический и духовный кризис общества отрицательно сказывается, прежде всего, на детях. Они больше всего страдают и в материальном, и в моральном плане. Но в то же время эти трудные обстоятельства жизни закаляют подрастающее поколение, учат преодолевать трудности.
Таким образом, из-за наметившихся трудностей в системе школьного и семейного воспитания, перед внешкольными учреждениями и организациями для детей встала задача восполнить эти пробелы, максимально заинтересовать детей и подростков.
Глава 2. Система воспитания подрастающего поколения в г. Перми и Пермской области Говоря о системе воспитания детей и подростков Пермской области можно выделить те же проблемы и тенденции, что характерны для страны в целом. Это и недостаточное финансирование, и проблема „город-деревня“, и неполная занятость ребенка в свободное время, а главное во многом неустойчивость системы в целом, отсутствие проверенной и сбалансированной формы работы, которая позволяла бы охватить досуг детей, отсутствие такой организации, как пионеры, которая бы способствовала массовому сплочению детей.
Глава ставится своей цель охарактеризовать детские учреждения и организации Прикамья, выявить их охват, методы и средства работы. Причем некоторые из них функционируют широко на территории всей области, другие в силу своей специфичности, в основном это зрелищные организации, парки, зоопарки, представлены только в областном центре. И даже на примере Перми не получается говорить о них во множественном числе. Если говорить о театрах, то ориентированных на детей и подростков — 2: Театр юного зрителя и Пермский театр кукол. Репертуар тут строится исходя из возраста посетителей, в основном это детские и юношеские произведения зарубежной и отечественной классики, а также русские народные сказки. Кинотеатры не ориентированы на детскую аудиторию, но в дни каникул предусмотрены дополнительные сеансы для детей. Достаточно сложная ситуация наблюдается в парках, аттракционы в основном давно же не менялись, хотя в принципе, несмотря, на то что появились различные летние кафе совершенно не на детей ориентированные, появился и ряд новых услуг, например, прокат роликовых коньков. Старые формы работы сохраняются.
Далее мы более подробно поговорим о детских и молодежных объединениях, работе клубных учреждений и библиотек.
2.1 Детские и молодежные объединения Параграф ставит своей целью охарактеризовать историю и современное состояние детских и молодежных организаций рассматриваемого региона.
Предшественником пионерской организации в Перми стал детский клуб, организованный народным учителем В.И. Шулеповым на базе Центральной детской библиотеки. Клуб был создан в декабре 1919 гола и назывался „Муравейник“. В его уставе говорилось, что основой клуба является труд. „Мы, муравьи, трудиться любим, иди работать к нам скорей!“ — лозунг клуба. „Муравьи“ издавали печатную газету „Муравей-чудодей“ и рукописный литературно-художественный журнал „Мурашики“, активно участвовали в общественной жизни. С того времени в Пермской губернии начался быстрый рост отрядов „красношеек“, так вначале прозвали пионеров [3, с.3].
12 февраля 1923 года обком комсомола принял решение о создании Пермского губернского легиона юных; пионеров имени Карла Либкнехта. В 1924 голу пионерское движение распространилось по всему Пермскому округу. Наиболее многочисленными были дружины им. Красного флота при Мотовилихинском заводе, в Разгуляйском районе — им. Спартака, на Заимке — им. КИМ и при „Муравейнике“ — им. Коминтерна. На 1 января 1925 года пионерская организация насчитывала в своем составе 7830 ребят в возрасте от 12 до 15 лет. Для детей младшего возраста при пионерской организации были созданы группы, которые сначала носили название „стаи волчат“, затем они переименовываются в октябрятские группы.
В 90-е годы, после того, как Указом Президента Российской Федерации была приостановлена деятельность Коммунистической партии РСФСР, как следствие, постепенно прекратилась и деятельность пионерских организаций. Но в последние годы вновь появляются упоминания о возрождении пионерского движения в Прикамье. Например, на 2003 год в справочнике по детским и молодежным общественным организациям Перми и Пермской области есть данные о пионерском движении при школе (Пермский район, д. Скобелевка, Хохловская средняя школа). В современном пионерском движении отсутствует коммунистическая идеология, участники его занимаются оказанием шефской помощи, возрождают тимуровское движение.
В те же девяностые в России возобновляется деятельность скаутских организаций. В Перми скаутские отряды появились вновь в конце 1990-го года. В мае 1994 года зарегистрирован Устав Пермского областного скаутского центра, в котором центр обозначен как добровольное, неполитическое, независимое общественное объединение детей и молодежи. Целью скаутской организации на современном этапе определено развитие физического, интеллектуального, общественного и духовного потенциала молодых людей.
В последние десятилетия прошлого века наблюдался активный рост числа детских и молодежных организаций. К 2003 году в Пермской области насчитывалось более трехсот объединений различной направленности и формы: благотворительность и милосердие, культура, образование о просвещение, профилактика наркомании, социальная адаптация, спорт и экология, юнкоры, национально-культурные центры, патриотические объединения правовые организации и фонды и т.д. Из утвердившихся, по времени и делам, организаций следует назвать структурное подразделение общественной организации Всероссийского общества инвалидов „Объединение молодых инвалидов“ Пермской области (год образования — 1988), цель деятельности — интеграция инвалидов в общество, защита их прав и интересов [3, с.6]. Ассоциацию учащейся молодежи и детей Пермской области „Юность“ (1991 г), поддерживающую молодежные творческие инициативы, на 1 января 1998 года там получали дополнительное образование 6161 учащийся [12, c.5], общественную организацию „Волонтерская служба Прикамья“ (1995 г), Пермское региональное отделение Общероссийской общественной организации „Детские и молодежные социальные инициативы“ (1995 г) и др.
По данным Главного управления Федеральной регистрационной службы по Пермской области и Коми-Пермяцкому автономному округу на июль 2005 года, в области действует более тридцати детских и 13 молодежных общественных объединений, прошедших официальную регистрацию в органах Росрегистрации — это лишь небольшая часть существующего на современном этапе детского и молодежного движения в Прикамье [3, с.6]. Поговорим подробнее лишь о некоторых из них:
Общественная организация „Добрый дом“.
Организация содействия гармоничной социализации и творческому развитию детей и молодежи. Ребенок, умеющий играть, живущий с детства в окружении уютных, красивых домов, зеленых лужаек, доброжелательных и веселых людей, живет и творит легко и передает это умение своим детям. Дать возможность детям и взрослым развивать свои творческие способности, нарабатывать новые умения и от этого становиться уверенным в себе самостоятельными людьми, тонко чувствующими красоту и умеющими ее беречь и приумножать — вот миссия организации „Добрый Дом“. Участниками и добровольцами „Доброго Дома“ являются талантливые дизайнеры, режиссеры, музыканты, психологи, педагоги, менеджеры. Для реализации своих проектов организация обращается к талантливым конструкторам, инженерам, руководителям. Все вместе они разрабатывают и воплощают в жизнь совместные проекты. Таким образом, осуществлялся, к примеру, пилотный проект „Игра — дело серьезное“ по созданию на территории центра соцобслуживания населения Индустриального района города Перми уникального ландшафтного комплекса с экспериментальной детской игровой площадкой, разработанной по индивидуальному проекту с учетом рекомендаций психологов. Объединение приглашает к сотрудничеству добровольцев: менеджеров музыкальных и театральных коллективов, менеджеров по организации тренинговой работы психологов, а также самих психологов для развития игровой деятельности детей и подростков.
Молодежное студенческое объединение „Урал-сервис“.
»Урал-сервис" существует уже с 1971 года и действует сразу в двух ипостасях: как трудовой летний студенческий отряд и как зимний благотворительный волонтерский центр, причем, в обоих случаях это одни и те же молодые люди, обычно студенты. Летом они отправляются в качестве проводников на поездах самые разные стороны нашей необъятной страны и получают за эту работу деньги. В остальное время они работают — на волонтерских началах на самых разных подшефных объектах: в зоосаде, приюте для собак, музее «Пермь-36», центре временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей, хосписе, детских домах, школах-интернатах для детей с ограниченными возможностями. Работа самая разнообразная, в зависимости от места приложения сил: в детских домах — это мелкие хозяйственные работы, помощь в организации досуга детей, выполнении домашних заданий, организация праздников, чаепитий, работы кружков и секций; в музее «Пермь-36» — это обустройство территории, реставрационно-восстановительные и общестроительные работы и т.д.
продолжение
--PAGE_BREAK--