Реферат по предмету "Педагогика"


Связь педагогической науки с другими науками. Основные задачи педагогической науки, их сущность

Содержание
1. Определение понятияличности в отечественной и зарубежной психологии
1.1 Структура личности
2. Связь педагогическойнауки с другими науками. Основные задачи педагогической науки, их сущность
2.1 Предмет педагогическойнауки
2.2 Связь педагогики с другиминауками
Список использованнойлитературы

1. Определениепонятия личности в отечественной и зарубежной психологии
В книге А.Н. Леонтьева«Деятельность. Сознание. Личность.» есть прекрасные строки о личности – «этоговысшего единства человека, изменчивого как сама жизнь, и вместе с темсохраняющего своё постоянство. Ведь независимо от накапливаемого человекомопыта, от событий которые меняют жизненное положение, наконец, независимо отпроисходящих физических его изменений, он как личность остаётся и в глазахдругих людей, и для самого себя тем же самым.»
Серьёзныетрудности возникают уже при попытках выяснить, какая реальность описывается внаучной психологии термином «личность».
Личностьявляется не только предметом психологии, но и предметом философского,общественно – исторического познания.
Охарактеризуемкратко особенности понимания личности А.Н. Леонтьевым.
Личность, поего мнению, — это психологическое образование особого типа, порождаемое жизньючеловека в обществе.
Соподчинениеразличных деятельностей создаёт основание личности, формирование которойпроисходит в онтогенезе прижизненно. Интересно отметить те особенности, которыеА.Н. Леонтьев не относил к личности, прежде всего генотипически обусловленныеособенности человека: физическая конституция, тип нервной системы, темперамент,динамические силы биологических потребностей, аффективность, природные задатки,а также прижизненно приобретённые навыки, знания, умения, в том числепрофессиональные. Это составляет индивидные свойства человека.
Понятиеиндивид, по А.Н. Леонтьеву, выражает, во-первых, целостность и неделимостьотдельной особи данного биологического вида, во-вторых, особенности конкретногопредставителя вида, отличающие его от других представителей этого вида.Индивидуальные же свойства, в том числе генотипически обусловленные, могут многообразноменяться в ходе жизни человека, однако от этого личностными не становятся.Личность не есть обогащённый предшествующим опытом индивид. Свойства индивидане переходят в свойства личности. Хотя и трансформированные, они так и остаютсяиндивидными свойствами, не определяя складывающейся личности, а составляяпредпосылки и условия её формирования. Личность, как и индивид, есть продуктинтеграции процессов, осуществляющих жизненные отношения субъекта.
Что же такоеличность как особое социальное качество индивида? Всеми отечественнымипсихологами отрицается тождество понятий «индивид» и «личность». Понятияличность и индивид – это не одно и то же.
Личность- этоособое качество, которое приобретается индивидом в обществе, причём особое«сверхчувственное» качество. Личность неотторжима от системы социальных связей,в которую она включена. Теперь надо уточнить, почему о личности говорят как о«сверхчувственном» качестве индивида. Очевидно, что индивид обладает доступнымичувственному восприятию свойствами: телесностью, индивидуальными особенностямиповедения, речи, мимики, жестами, вообще, характеризуется своим поведением ивнешностью и т.д. Личность воплощает в себе систему отношений, общественных посвоей природе, которые вмещаются в сферу бытия индивида как его системное(внутренне расчленённое, сложное) качество. Только анализ отношения«индивид-общество» позволяет раскрыть основания свойств человека как личности.Чтобы понять основания, на которых формируются те или иные свойства личности,нужно рассмотреть её жизнь в обществе, её движение в системе общественныхотношений.
Общественныеотношения – часть, сторона, аспект личности как социального качества индивида.Включённость индивида в те или иные общности определяет содержание и характервыполняемых ими деятельностей, круг и способы общения с другими людьми, т.е.особенности его образа жизни, социального бытия. Но образ жизни отдельныхиндивидов, тех или иных общностей людей, а также общества в целом определяетсяисторически развивающейся системой общественных отношений. Такую задачупсихология может решить вместе с другими общественными науками. Для личностиобщество – не просто некоторая внешняя среда. Как член общества она объективно,необходимым образом включена в систему общественных отношений. Конечно, связьобщественных отношений и психологических свойств личности не прямая. Онаопосредуется множеством факторов и условий, требующих специальногоисследования. Если рассматривать жизнь личности в обществе в глобальном плане,то нужно сказать, что вся совокупность общественных отношений, вся их система вцелом так или иначе определяет социальный статус каждой конкретной личности иеё развитие. Но при более детальном анализе выявилось, что способы включенияконкретных личностей в разные виды общественных отношений различны; различнатакже степень их реализации в жизни каждой личности.
Способывключения и мера участия личности в разных видах общественных отношенийразличны; в них, по-разному складываются взаимосвязи разных форм деятельности иобщения. Иначе говоря, «пространство отношений» каждой личности специфично ивесьма динамично.
Понятиеличность относится к определённым свойствам, принадлежащим индивиду, причёмимеется в виду и своеобразие, уникальность индивида, т.е. индивидуальность.
Однако понятияиндивид, личность и индивидуальность не тождественны по содержанию: каждое изних раскрывает специфический аспект индивидуального бытия человека. Личностьможет быть понятна только в системе устойчивых межличностных связей,опосредствованных содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельностикаждого из участников. Эти межличностные связи реальны, но по природе своейсверхчувственны. Они проявляются в конкретных индивидуальных свойствах ипоступках людей, входящих в коллектив, но к ним несводимы.
Межличностныесвязи, формирующие личность в коллективе, внешне выступает в форме общения илисубъект — субъектного отношения наряду с субъект- объектным отношением,характерным для предметной деятельности. При более глубоком рассмотрениивыясняется, что непосредственные субъект-субъектные связи существуют не столькосами по себе, сколько в опосредствовании какими- либо объектами (материальнымиили идеальными). Это значит, что отношение индивида к другому индивидуопосредствуется объектом деятельности (субъект- объект- субъект).
В своюочередь то, что внешне выглядит как прямой акт предметной деятельностииндивида, на самом деле является актом опосредствования, причём опосредствующимзвеном для личности является уже не объект деятельности, не её предметный смысл,а личность другого человека, соучастника деятельности, выступающая как быпреломляющим устройством, через которое он может воспринять, понять,почувствовать объект деятельности.
Всё сказанноепозволяет понять личность в качестве субъекта относительно устойчивой системымежиндивидных (субъект – объект — субъектных и субъект- субъект – объектных)отношений, складывающихся в деятельности и общении.
Личностькаждого человека наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей,образующих её индивидуальность – сочетание психологических особенностейчеловека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей.Индивидуальность проявляется в чертах характера, темперамента, привычках,преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов, в способностях,индивидуальном стиле деятельности. Подобно тому, как понятия индивид и личностьне тождественны, личность и индивидуальность в свою очередь образуют единство,но не тождество. Если черты индивидуальности не представлены в системемежличностных отношений, они оказываются несущественными для оценки личностииндивида и не получают условий для развития подобно тому как в качествеличностных выступают лишь индивидуальные черты, в наибольшей степени «втянутые»в ведущую для данной социальной общности деятельность. Индивидуальныеособенности человека до известного времени никак не проявляются, пока они нестанут необходимыми в системе межличностных отношений, субъектом которыхвыступит данный чело век как личность.
Итак,индивидуальность — лишь одна из сторон личности человека.
РубинштейнС.Л. считал, что все психические процессы, с изучения которых начинается анализпсихического содержания деятельности человека, протекают в личности, и каждыйиз них в своём реальном протекании зависит от неё.
Зависимостьпсихических процессов от личности как индивидуальности выражается, во-первых, виндивидуально-дифференциальных различиях. Люди в зависимости от общего складаих индивидуальности различаются по типам восприятия и наблюдения, памяти,внимания (в смысле переключаемости).
Индивидуальныеразличия проявляются в самом содержании воспринимаемого, запоминаемого, чтоособенно ярко выступает в избирательном характере запоминания и забывания.
Зависимостьпсихических процессов от личности выражается, во-вторых, в том что они, какпоказал анализ, не имея самостоятельной линии, зависят от общего развитияличности.
Тот факт, чтопсихические процессы человека суть проявления личности, выражается, в третьих,в том, что у человека они не остаются только процессами, совершающимисясамотёком, а превращаются в сознательно регулируемые действия или операции,которыми личность как бы овладевает и которые она направляет на разрешениевстающих перед ней в жизни задач. Ковалёв А.Г. определил понятие личность каксложное, многогранное явление общественной жизни, звено в системе общественныхотношений. Личность является продуктом общественно-исторического развития, содной стороны, и деятель общественного развития – с другой.
Ни одна изобщественных наук не может абстрагироваться от личности как общественногоявления. Однако каждая общественная наука имеет свой аспект исследования. Так,исторический материализм главным образом исследует личность в составе масс,классов и общества в целом как деятеля общественного развития. Психология акцентируетвнимание на субъективном мире личности, его структуре и закономерностяхформирования и развития. Личностью признавался только выдающийся человек какотдельная особь, действующая по своему произволу; остальные люди рядовые членыобщества, согласно этому представлению, не являлись личностями. Личностьнеотделима от общества.
Богатствочеловека продукт общественного производства.
Обществоформирует личность в интересах сохранения и развития общества.
Личность –созидатель общественного богатства. Личность – сознательное существо, оно можетвыбирать из многих возможных тот или иной образ жизни: смиряться или боротьсяпротив несправедливости, отдавать все силы обществу или жить только личнымиинтересами. Всё это зависит не только от общественного положения человека, но иот уровня осознания им объективных закономерностей и потребностей общественногоразвития.
Такимобразом, исходя из всех определений личности, отечественными психологами мы вкачестве исходного принимаем подход, согласно которому личность характеризуетсякак особое качество, приобретаемое индивидом в совокупности общественных посвоей природе отношений (А.Н. Леонтьев), подход, который характеризует индивидасо стороны его связей с другими индивидами (А.В. Петровский), в общении сдругими людьми (М.И. Лисина).
Итак,исходное понимание личности предполагает специфику последней как порождаемую (ав нашем понимании — реализуемую) включённостью челове-ка в общественныеотношения, в систему взаимоотношений людей.
Личность поУ. Джеймсу, возникает как взаимодействие инстинктивных и привычных гранейсознания, а также личных волевых аспектов. Патологии, персональные различия,стадии развития, тенденции самоактуализации и всё остальное – это реорганизацияосновных строительных блоков, предоставленных природой и утоньшенных эволюцией.[20]
Г.У. Олпортсформулировал известное определение личности:
«личностьесть динамическая организация тех психофизических систем в индивиде, которыеопределяют его поведение и мышление». [12]
Таким образомон рассматривал личность как постоянно изменяющуюся динамическую систему.Термин «психофизические» он использовал чтобы показать, что личность есть «нинечто исключительно ментальное, ни нечто исключительно нервное». Под «организацией»Олпорт понимал единство в личности телесного и психического.
Он считал,что в такую сложную структуру, как личность, включены детерминирующиетенденции, во многом определяющие индивидуальное поведение. В «гормическойпсихологии» В. Мак-Дугалл, в психоанализе З. Фрейд, А. Адлер личность трактоваласькак ансамбль иррациональных бессознательных влечений.
Бихевиоризмфактически снимал проблему личности, которой не оставалось места вмеханистической схеме «с — р» («стимул – реакция»). Весьма продуктивные в планеконкретных методических решений концепции К. Левина А. Маслоу, К. Роджерсакоторые обнаруживают определённую ограниченность, которая проявляется вфизикализме, переносе законов механики на анализ проявлений личности.
Американскийпсихолог В. Джеймс писал, что личность «в наиболее широком смысле – есть общийитог того, что человек может назвать своим, т.е. не только собственное тело исобственные психические силы, но и принадлежащие ему дом, жену, детей, предков,друзей, свою добрую славу и творческие произведения, поземельную собственность,лошадей, яхту и текущий счёт.
Отсюда, поДжемсу, потеря хотя бы части собственности рассматривается как умалениедостоинств самой личности. При потере накопленного золота, при потереимущества, пишет Джеймс, не только возникает «чувство умаления нашей личности,превращение части нас в ничто… Через это мы сразу отождествляемся с беднягами,к которым доселе относились презрительно, отделяемся больше, чем прежде, отсчастливцев, которые властвуют над сушей, и морями, и людьми, наслаждаясь тем,что может дать богатство и власть».
Согласно З.Фрейду, личность есть замкнутая в себе биологическая индивидуа- льность,живущая в обществе и испытывающая его влияния, но противостоящая ему.Оказывается, что источником активности личности являются подсознательные влечения:сексуальные и влечения к смерти, проявляющиеся роковым образом. Соответственносмысл жизни состоит в удовлетворении этих изначальных биологических влечений.Общественное развитие, цивилизация с её многочисленными моральными запретами,по Фрейду, оказывается, вредят нормальному развитию человеческой личностиявляются источниками её неврозов. Отсюда и прямо и косвенно оправдываютсяразнузданная сексуальность и войны, насилие как средство удовлетворениявлечения к смерти. Концепция Фрейда, таким образом, является заострённойконцепцией биологического индивидуализма личности.
Неофрейдисты(Хорни, Фромм) пытаются сгладить биологическое понимание личности, данноеФрейдом. Они стремятся обновить фрейдизм за счёт умаления значениясексуальности в жизни человека, признания положительной роли культуры (Хорни) иобщественных условий в целом (Фромм). По Фромму, общественное развитие приводитко все большей индивидуализации и свободе личности.
1.1 Структураличности
Вотечественной психологии существует ряд попыток представить структуру личности(А.Г. Ковалёв, В.С. Мерлин, К.К. Платонов, В.А. Крутецкий, А.И. Щербаков).Наиболее обоснованную и развёрнутую структуру личности предложил К.К. Платонов.В предложенной им динамической функциональной структуре личности содержится каккоординационный (взаимосвязи между подструктурами личности на одномиерархическом уровне), так и субординационный (взаимосвязи между подструктурамиличности, представленными на разных уровнях) принципы построения. На основекритерия соотношения социального и биологического в качествах личности в еёструктуре выделены четыре иерархически соотносящиеся подструктуры:
1) — направленность личности;
2)- опыт;
3)-индивидуальные особенности психических процессов;
4)- включаетбиопсихические свойства.
Кроме того, вструктуре личности выделены две общие интегративные подструктуры (характер испособности), которые, в отличие от иерархических подструктур, пронизывают всечетыре уровня иерархии, вбирая в себя качества из подструктур каждоговыделенного уровня. В то же время каждая из общих подструктур отражаетопределённый аспект изучения поведения личности: устойчивость проявления черт вразличных видах деятельности (тогда речь идёт о характере личности) или в каком- то конкретном виде деятельности (речь идёт о способностях личности к данномувиду деятельности);
1)подструктура личности, названная «направленность личности», объединяет качестванаправленности и отношения личности, проявляющиеся как моральные черты. Чертыличности, входящие в эту подструктуру, в своём подавляющем большинстве не имеютнепосредственных врождённых задатков (исключая влечения и склонности), аотражают индивидуально преломленное общественное сознание. Направленностьличности включает в себя такие её формы, как влечения, желания, интересы,склонности, идеалы, убеждения, мировоззрение. В этих формах направленностиличности проявляются и отношения и моральные качества личности, и различныепотребности. Эта подструктура формируется путём воспитания.
2)подструктура личности, названная «опыт» объединяет знания, навыки, умения,привычки, приобретённые в личном опыте путём обучения, но уже с заметнымвлиянием и биологически и даже генетически обусловленных свойств личности. Этуподструктуру иногда называют индивидуальной культурой, или подготовленностью.
3)подструктура личности, названная «особенности психических процессов», объединяетиндивидуальные особенности отдельных психических процессов, или психическихфункций, понимаемых как формы психического отражения: памяти, эмоций, ощущений,мышления, восприятия, чувств, воли.
4)подструктура личности, названная «биопсихические свойства», объединяет свойстватемперамента, возрастные свойства личности и её патологические.
Все формынаправленности личности вместе с тем являются мотивами её деятельности. Краткоохарактеризуем каждую из выделенных форм направленности:
1) влечение –малодифференцированное, смутное стремление направленное на какой- либо предметили действие вследствие той или иной маловыраженной потребности. Для влеченияхарактерно отсутствие чётко понимаемой, осознанной цели;
2) желание — более высокая форма направленности, при которой человек осознаёт то, к чему онстремится, т. е. цель своего стремления;
3) стремление- возникает при включении в структуру желания волевого компонента;
4) интерес –ещё более высокая и осознанная форма направленности на предмет, однакоявляющаяся только стремлением к его познанию;
5) склонность– стремление к определённой деятельности. На основе интересов и склонностейформируются идеалы;
6) идеал – форманаправленности, воплощённая в определённом, конкретном образе, на которыйчеловек, имеющий данный идеал, хочет походить;
7)мировоззрение – это система взглядов, представлений и понятий о мире, егозакономерностях, об окружающих человека явлениях, природе и обществе;
8) убеждение– высшая форма направленности личности – это система мотивов личности,побуждающих её поступать в соответствии со своими взглядами, принципами,мировоззрением. [5]

2.Связь педагогической науки с другими науками.Основные задачи педагогической науки, их сущность
 
2.1Предмет педагогическойнауки
Знание и опытстановятся наукой тогда, когда осознается и выделяется областьдействительности, которой она занимается (это объект науки), и тот, аспект,угол зрения, под которым она изучает явление (это предмет науки). Педагогикаизучает образование, воспитание как специальную функцию общества и какпедагогические процессы. Воспитание как особая деятельность возникает в древниевремена и осуществляется в разных формах: от совместной деятельности в племении обрядов посвящения в первобытных обществах до сегодняшних массовых школ идругих учреждений. Много позже, чем воспитательная деятельность людей,возникает целая совокупность педагогических наук, теоретических и прикладных, овоспитании, образовании, обучении.
Воспитаниекак предмет педагогики имеет два значения. Воспитание— этосоциальное явление, функция общества по подготовке подрастающего поколения кжизни. Оно осуществляется общественными институтами, организациями,церковью, средствами массовой информации и культуры, семьей, школой — всемсоциальным устройством. В этом значении воспитание тождественно понятию«социализация». Социализация понимается как процесс адаптациииндивида к жизни в обществе, процесс усвоения и воспроизводства личностьюсоциального опыта, норм, ценностей. Социализация изучается социологией,психологией и в ее педагогических аспектах будет рассмотрена ниже. Воспитаниев педагогическом смысле — это специально организованный и управляемыйпроцесс формирования человека, осуществляемый педагогами в учебно-воспитательныхучреждениях и направленный на развитие личности.
В настоящеевремя, однако, в педагогической литературе большинством авторов категория какпредмет педагогики дается понятие образование, которое употребляется внескольких значениях, в том числе примерно в тех же, что и термин воспитание ввыше стоящем абзаце. В законе РФ «Об образовании» говорится, что образование — целенаправленный процесс воспитания и обучения человека, сопровождающийсядостижением установленных государством образовательных уровней (цензов).Среди ученых идут споры о том, какой из терминов шире и точнее определяетпредмет педагогики, что создает определенные неудобства для теории и негативныепоследствия для практики. Уточняя предмет педагогики, надо помнить, что изучатьзначит объяснять, находить законы, по которым протекают процессы. Поэтомуправильно также говорить, что педагогика изучает закономерностивоспитания и образования— устойчивые, объективные, существенныесвязи между сторонами педагогического процесса, социальными и педагогическимиявлениями, на основе которых строится теория и методика воспитания и обучения,педагогическая практика.
В связи сразвитием системного подхода в науке некоторые ученые характеризуют предметпедагогики как педагогическую систему— совокупность некоторыхвзаимосвязанных элементов (средств, методов, процессов), вместе выполняющихфункцию формирования личности с заданными свойствами. Можно сказать,педагогика изучает педагогические системы. Учеными (В.П. Беспалько, Н.В. Кузьмина)выделены шесть взаимосвязанных структурных элементов ПС: учащиеся, целивоспитания/обучения, содержание воспитания/обучения,педагогические/дидактические процессы, учитель и/или технические средстваобучения, организационные формы педагогической работы. ПС бывают разныхмасштабов: целого общества, отдельного образовательного учреждения, поотдельному учебному предмету. Исследование, проектирование и разработка ПСявляются предметом педагогики, так как воспитание как социальная функция и какпедагогический процесс реализуются в рамках педагогических систем. Элементы ПСфактически называют главные понятия педагогической науки.
Педагогическаядеятельность в рамках ПС тоже является предметом науки, хотя изучается ещепсихологией, эргономикой и другими науками. Педагогическая деятельность, тоесть учебно-воспитательная работа учителя, состоит в применении адекватной ПС,в определении целей, содержания, средств воспитания и его результатов.Педагогика создает теории, на основе которых строится педагогическаядеятельность.
Итак, предметпедагогики — воспитание как социальная функция и как педагогическийпроцесс; педагогические системы как организационные структуры, в рамках которыхосуществляется воспитание; педагогическая деятельность как направленноевоздействие на учащихся с целью их развития и формирования; наконец, законы изакономерности, по которым осуществляются педагогические процессы и которыеобъясняют педагогические явления, действительность.
2.2 Связь педагогики с другими науками
Наряду свнутренним делением и связями, педагогика имеет связи с другими науками. Поклассификации академика Б.М. Кедрова, она входит в группу прикладных,практических наук вместе с медициной и техникознанием. Связь ее с другиминауками выражается в следующем. Она использует знания других наук о человеке,природе, обществе в изучении своего предмета — воспитания. Она адаптирует ксвоим нуждам методы исследования, а также организует комплексныемеждисциплинарные исследования. Часть ее исследований носит фундаментальныйхарактер, другая часть прикладной. Без ориентации на практику, насовершенствование процесса воспитания педагогика не существует. Философиясоставляет методологический фундамент педагогики, давая ей знание об общихзаконах развития природы, общества, теорию познания (гносеологию). Социологиядает педагогике знание о социальной среде формирования личности, группахобщества, социальных отношениях. Этика и эстетика дают знание о морали иприроде эстетического, образуя основу нравственного и художественноговоспитания. Экономика обогащает педагогику знанием об экономических,производственных процессах, влияющих на образование. Физиология являетсяестественнонаучной базой педагогики и психологии. Чтобы формировать личность,надо знать организм человека, жизнеобеспечивающие системы, высшую нервнуюдеятельность.
Ближе всего кпедагогике стоит психология, наука о сознании и поведении человека. Психологияоткрывает законы развития личности, педагогика учит целенаправленно руководитьим. Кибернетика, теория управления сложными динамическими системами, играетбольшую роль в развитии педагогики, так как педагогические процессыинтерпретируются как процессы управления педагогическими системами.Информатика, наука о сборе, обработке информации, наряду с кибернетикой, оченьважна для педагогики: информация — глобальная категория современной науки.Появилось научное направление — педагогическая информатика, изучающаяинформационные методы и технологии в педагогике. Ведь в процессе обучения тожепроисходит переработка информации и ее использование. Педагогика опирается назнание об информации и работе с ней. Создание интеллектуальных систем позволяетпо-новому взглянуть на обучение: восприятие и усвоение информации человеком.
Педагогикасвязана и с другими науками. Педагогическое знание носит во многоммеждисциплинарный характер, ибо человек и его воспитание изучается многиминауками, наряду с педагогикой, интегрирующей знание о человеке, использующейданные, теории, методы смежных наук. Однако педагогика является самостоятельнойнаукой, имеющей свой предмет, систему понятий, теорий, которые следует знатьучителю.

Списокиспользованной литературы
1.   Агеев В.С. Психологиямежгрупповых отношений. М.,1999.
2.   Безрукова В.С.Педагогика: Учебное пособие. – Екатеринбург: Деловая книга, 1996.
3.   Выготский Л.С. Собр.соч.: В 6 т. – Т. 1. – М.: Педагогика, 1982.
4.   Гиппенрейтер Ю.Б Введениев общую психологию. – М., 1996.
5.   Джуринский А.Н. Историяпедагогики: Учебное пособие для студ. ВУЗов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2000. 432 с.
6.   Дружинин В. Н. Психологияобщих способностей. СПб., 1999.
7.   Колесников В.Н. Лекции попсихологии индивидуальности. – М.: Издательство «Институтпсихологии», 1996.
8.   Кузнецов В.И. Принципыактивной педагогики. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
9.   Кулачина И.Ю. Возрастнаяпсихология Москва. 1991.
10.Леонтьев А.Н.Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
11.Лихачев Б.Т. Педагогика:Курс лекций. – М.: Прометей, 1996.
12.Немов Р.С. Психология:Учеб.для студ.высш.учеб. заведений: В 3 кн. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,2003. Кн. 1: Общие основы психологии. 688 с. Кн. 2: Психология образования. –608 с.
13.Петровский А.В.,Ярошевский М.Г. История и теория психологии. – В 2-х т. – Ростов-на-Дону:Изд-во «Феникс», 1996. – 416 с.
14.Поваляева М.А. Психологияи этика делового общения. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004.
15.Психология и педагогика /Сост. и отв. ред. А.А. Радугин. – М.: Центр, 1996.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.