Реферат по предмету "Педагогика"


Роль синтеза искусств на музыкальных занятиях в формировании общей музыкальной культуры дошкольников

Введение.
Занятия делятся наиндивидуальные, по подгруппам и фронтальные в зависимости от числа участвующихв них детей.
Индивидуальные занятияи по подгруппам проводятся с детьми раннего и младшего дошкольного возраста,когда малыши еще не могут выполнять задания коллективно. Этот вид занятияприменяется и в других группах, чтобы уделить внимание развитию каждогоребенка.
По содержанию занятиямогут быть типовые, доминантные, тематические в зависимости от использованияразличных видов музыкальных и художественной деятельности, наличия темы.
Типовое занятиевключает в себя все виды музыкальной деятельности. В доминантном какой-либо видмузыкальной деятельности преобладает. Вариант доминантного занятия — выстраивание его содержание для развития отстающей у ребенка музыкальнойспособности. Используется этот вид занятии на занятиях фронтальных,индивидуальных, по подгруппам.
На тематическом занятиивыбирается одна тема, объединяющая все виды музыкальной деятельности.Тематическое занятие может быть фронтальным, индивидуальным и по подгруппам.
Педагогу необходимоварьировать виды занятий в зависимости от возраста детей, уровня их музыкальногоразвития. Мы следим за проявлениями  каждого ребенка, стремимся вызвать у негоэмоциональную отзывчивость на музыку разного характера, сосредоточении его наее звучании, желании подпевать, двигаться.
Музыкальные занятиязанимают особое место в ряду всех остальных. Именно на основевысокохудожественной музыки, в общении с ней развитие ребенка идет покачественно иному пути. Передо мной стоят вопросы: «как сделать, чтобы занятиястали интересней, насыщенней, давали бы детям возможность активного участия входе занятия. Поэтому нормой музыкальной жизни в нашем детском саду сталиинтегрированные занятия.
Цель этого вида занятий– дать детям представления о специфике различных видов искусства (музыка,живопись, театр, хореография, поэзия), выразительных особенностях иххудожественных средств, возможностях своим оригинальным языком передать мысли инастроения в разных видах художественной деятельности детей. Отличительнойособенностью этого вида занятий, предполагающих синтез различных видовискусства, является необычная форма его организации. Она отвечает запросамсовременных детей. Поэтому важно не формально, а продуманно объединять разныевиды художественной деятельности, чередовать их, находить черты близости иразличия в произведениях, средствах выразительности каждого вида искусства,по-своему передающему музыкальный образ. Через сравнение, сопоставлениехудожественных образов дети глубже прочувствуют индивидуальность произведения,приблизятся к пониманию специфики каждого вида искусства. Например, на занятии,посвященном «Сказочным героям» интересно не только проследить как по-разномуили похоже передается один и тот же образ в разных видах искусства, но исравнить несколько музыкальных произведений на одну и ту же тему: «Баба-Яга»Чайковского, Мусоргского, Лядова.
На таких занятиях царитобщая творческая атмосфера. Дети и педагог становятся партнерами. Логичный,естественный переход от одного вида художественной деятельности к другомуделает эти занятия очень динамичными и увлекательными для детей любоговозраста. Постоянная смена деятельности не дает детям утомляться. В ходепроводимых мною интегрированных занятий в творческий процесс включаетсясобственное созидание ребенка, его творчество, продуктом которого являютсярисунки, пластика движений, словесное творчество. При подборе содержания, яориентируюсь на ребенка, на то, что ему близко и дорого: мир природы, близкие люди,игры, русский фольклор и разные виды искусства [12, 20].
Задачи во всехвозрастных группах строго по принципу усложнения, что позволяет ребенку перейтиот восприятия к сопереживанию, от сопереживания к воображению, от воображения ктворчеству. В начале моего творческого поиска занятия носили сезонный характер:«Весенняя капель», «Где гуляет зима», «Вьюжная сказка» и др. К музыкальнымпроизведениям из «Типовой программы» сама подбирала поэтические строки,наиболее доступные детям: «Под голубыми небесами… » А.Пушкина или «Заколдованневидимкой» С.Есенина и др. Беден был и демонстрационный материал поизобразительному искусству (он представлял собой наиболее красочные репродукциии фотографии природы из журналов, или изображения, нарисованные педагогом).
Объект нашегоисследования– музыкальное занятие сдошкольниками старшего дошкольного возраста. Данный объект будет рассмотреннами на предмет построение музыкальных занятий на основе принципасинтеза искусств.
Проблема нашегоисследования – как создать условия для использованияна занятиях различных видов искусств.
Цель нашегоисследования – доказать роль синтеза искусств на музыкальныхзанятиях в формировании общей музыкальной культуры дошкольников.
Задачами нашегоисследования являются:
— анализ учебно-методическойлитературы по данной проблеме;
— определитьвозможности музыкального словаря ребенка в старшем дошкольном возрасте;
—  организоватьисследовательскую работу на базе МДОУ № 32 «Светлячок» города Подольска,Московской области, старшей группы, с целью решения нашей проблемы;
— провестистатистическую обработку результатов исследования и сделать выводы о решениипроблемы.
Методы нашегоисследования – наблюдение за детьми, проведениябеседы, метод статистической обработки результатов исследования.
База нашегоисследования – Московская область, город Подольск,МДОУ № 32 «Светлячок», группа старшего дошкольного возраста, количество детей — 20 человек, музыкальный руководитель – Агапова Ольга Федоровна.

Теоретическаячасть.
 
1. Музыкальнаякультура: понятие, структура, содержание
Музыка занимает особое,уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется испецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников.Б.М. Теплов называл музыку «зеркалом души человеческой», «эмоциональнымпознанием», «моделью человеческих эмоций»: она отражает отношение человека кмиру, ко всему, что происходит в нём и в самом человеке [6, 89].
А наше отношение – это,как известно, наши эмоции. Значит, эмоции являются главным содержанием музыки,что и делает её одним из самых эффективных средств формирования эмоциональнойсферы человека, прежде всего ребёнка.
Эмоциональная сфераявляется ведущей сферой психики в дошкольном детстве. Она играет решающую рольв становлении личности ребёнка, регуляции его высших психических функций, атакже поведения в целом. Только полноценное формирование эмоциональной сферыребёнка даёт возможность достичь гармонии личности, «единства интеллекта иаффекта».
Можно сказать, что вдошкольном возрасте ребёнок – сама эмоция, и потому значение его встречи свысокохудожественной музыкой трудно переоценить. Музыка, кроме того,способствует становлению познавательной и нравственной сфер, формирует«творческость» как качество личности.
Одним из самых больныхвопросов музыкального воспитания и руководства музыкальной работой остаётсявопрос о праздниках в детском саду.
Праздники, приносящиерадость детям, конечно, очень нужны, но проводить их друг за другом в большомколичестве, подчиняя подготовке к ним, муштре детей, всю работу по музыкальномуразвитию, абсурдно. Такая практика, существовавшая многие годы и, к сожалению,существующая до сих пор, «увела» из детских садов многих музыкальныхруководителей, которые работали творчески и не хотели мириться с этой традицией.
По внешнему блескупраздников часто судят о качестве работы музыкального руководителя, чтоприводит к серьёзным ошибкам, провоцирует ориентацию всей музыкальной работы нате же праздники.
Однако наши дети живути развиваются в непростых условиях музыкального социума. Современнуюрок-музыку, которая звучит повсюду и культивируется средствами массовойинформации (хотим мы этого или не хотим), слушают и наши дети. Ее шаманскиеритмы, сверхвысокие и сверхнизкие частоты, невыносимая громкость, минуя сознание,попадают в область подсознания, таким образом, оказывая сильнейшееотрицательное воздействие на эмоциональное состояние ребенка, разрушая егодушу, интеллект, личность.
Многие родители, ввидуих загруженности на работе или просто из-за нежелания, не занимаются ссобственным ребенком: не хочется отвечать на его бесконечные вопросы, читатькниги; проще купить компьютерную игру или поставить видеокассету с иностранныммультфильмом. Просидев за этим занятием несколько часов, ребенок не толькотеряет свое здоровье, но и перенимает стереотипы поведения довольно примитивныхгероев, становится черствым, замкнутым или, наоборот, агрессивным, не умеющимобщаться со своими сверстниками, играть с ними [16, 15]. Можно сказать, что подугрозой оказывается его психическое и социально-нравственное развитие. Детствоявляется периодом наиболее благоприятным, сенситивным для становлениямузыкальности и музыкальных способностей. Упущение этого периода невосполнимо.
1.1. Концепциямузыкального образования
Сегодняшняя жизнь ставитновые проблемы перед музыкальным образованием. Они порождены новойсоциально-культурной ситуацией: с 1993 года ученые констатируют обесцениваниезнаний как духовного богатства человека – над умами властвует примитивноематериальное (денежное) богатство. Фундаментальные сдвиги в системе ценностныхориентаций связанные с экономическими кризисами. Экологическими катастрофы, втом числе чрезмерное загрязнение города вредными для здоровья детей шумами,которые разрушающе действуют на психику детей и многое другое – все этосказывается на духовном состоянии дошкольника и на их психическом здоровье(детские страхи и ощущение, что мир рушиться). В этом кроются причины духовнойдеградации – рост детской наркомании и самоубийств.
Музыка как самыйлюбимый вид искусства детей и подростков способна предлагать путьдуховно-нравственной активности и гармонизации душевных сил и противовесстрастям и мерзостям жизни, вопрос лишь в том, какая музыка? Все чаще говорят омузыкальной наркомании. А все великие достижения европейской музыкальнойкультуры были тесно связано с верой и религией. Без этого духовного аспектанельзя понять суть музыки. И Баха, В.Моцарта, Л.Бетховена, М.Глинки,П.Чайковского, С Рахманинова и других отечественных и зарубежных композиторов.Где же, если не в саду на занятиях музыки в теме «Музыка и Жизнь» говорить обэтом! Концепция современного массового музыкального образования дошкольниковдолжна включать раздел «Музыкально-экологическое просвещение» [13, 46].
Сегодняшний дошкольниксовременного бурно меняющегося мира совсем иной, чем был раньше. Он опережаетсвоих предшественников в физическом развитии, но, увы! Отстает вдуховно-нравственном плане. К тому же новые условия современной жизни неспособствуют духовному здоровью детей. Необходимы духовно-нравственные акцентыв массовом музыкальном образовании.
Другая кричащаяпроблема современности связана с ранней компьютеризацией: зарубежные ученыеконстатируют, что дошкольники в условиях ранней компьютеризации утрачиваютобразное мышление и творческие способности, с чем и связан на западегуманитарный бум – искусство и художественное творчество внедряются во всесферы обучения. Возникла острая потребность сделать массовое образованиетворческим. Акцентировать в нем духовно-нравственное начало и ориентировать насовременные проблемы выживания человечества. Как помочь детям избежать этих идругих сетей самоистребления и так называемых «черных дыр», которые засасываетчеловека физически и духовно? Во все времена об этом проповедовало высокоеискусство, в котором самым сильным среди его видов по прямому эмоциональномувоздействию была и остается музыка. Музицирование всегда являлось важнымпоказателем культуры общества, также как чтение, рисование, участие влюбительском театре, рукоделие.
Современному дошкольномуучреждению нужна концепция музыкального образования с духовно-нравственнымиакцентами, с ориентацией на творческое развитие в процессе формирования общеймузыкальной культуры: не только слушать музыку. Но и создать условия длямузыкально-творческого самораскрытия природного дара каждого ребенка, — тольков этом случае музыкальное воспитание и образование может стать целостным игармоничным.
Значение пения вдошкольном учреждении заключается в том, что оно средствами музыкальногоискусства в соответствии с задачами воспитания способствует формированиюмировоззрения и воспитанию морального облика  дошкольника. Хоровое пениеприобщает детей к музыке и повышает их вокально-хоровую культуру. Тем самым оноповышает общую и музыкальную культуру дошкольников, воспитывает интерес, любовьк музыке и художественный вкус. Таким образом, детский сад должен явитьсярассадником музыкальной и в частности, вокально-хоровой культуры в нашейстране.
Задачи обучения пению вдошкольном учреждении:
а) воспитать и укрепитьдетский голос;
б) воспитать в детяхбережное отношение к голосу;
в) привить необходимыепевческие навыки;
г) дать навыки пения вколлективе.
Кроме осуществленияэтих задач необходимо дать элементарные знания и навыки по музыкальной грамотеи познакомить их с рядом музыкальных произведений, более сложных, чем те,которые они поют сами...».
Однако следуетотметить, что даже в самые тяжелые для страны годы репрессий, военные ипослевоенные годы теоретическая мысль составителей программ обучения музыке вдошкольном учреждении не стояла на месте. Она развивалась по следующим основнымнаправлениям.
Первое — конкретизациясодержания музыкального образования. Это направление выражалось в том, что впрограммах (по мере приближения к нашему времени) стали все более четкоформулироваться качества и черты личности, которые, по мнению теоретиковмузыкального воспитания, наиболее поддаются формированию «средствами музыки». Атакже в том, что стали конкретизироваться знания, умения и навыки, которыедолжны были отражать степень овладения музыкальным искусством. В этом отношениипоказательна  дошкольная Программа, в которой говорится:
«Преподавание музыкиставит перед собой следующие задачи: поднять культурный уровень и расширитьмузыкальный кругозор детей, воспитать их музыкальный вкус, научить их пониматьмузыкальную речь, привить детям интерес и любовь к музыке. Для достиженияпоставленных задач следует развить музыкальный слух, ритм и голос детей,научить их петь в хоре, ансамбле, петь «а капелла», научить элементарно, разбиратьсяв строении музыкальных произведений, их содержании и художественной ценности,научить детей петь по нотам» [5, 82].
Второе направление — систематизация содержания музыкального образования. Оно стало прямым следствиемпостепенного развития содержания музыкального образования вширь и вглубь, когдапоявилась необходимость привести в определенную систему нарастающеемногообразие знаний, умений и навыков. Тем самым еще более «узаконивалось»понимание музыкального занятия, не как изучение искусства, а как заучиванияпесен и нотной грамоты.
Музыкальное воспитаниетребует внимания и участия не только музыкального руководителя, но и всегопедагогического коллектива и в первую очередь всех воспитателей. Интерес всехвоспитателей к музыкальной культуре детей — залог успеха в решении задач этогораздела эстетического воспитания».
Безусловно, чторазумная классификация и систематизация в организации познания искусства какединого процесса никогда еще никому не мешала. Важно другое: на какойсодержательной основе это осуществляется? Ответ дается в самой программе.Отныне, по замыслу ее авторов, все в музыкальном образовании должно бытьупорядочено: все знания, умения, и навыки должны быть ранжированы и «разложены»по годам обучения. Что и было сделано «с учетом специфики работы в этихклассах» (видимо, имеются в виду психолого-возрастные особенности учащихся).Здесь же были сформулированы задачи музыкального руководителя и определен«золотой фонд» произведений.
Если все это считать«значительным изменением содержания» музыкального образования, то получается,что упорядоченность процесса познания музыкального искусства здесь выступаеткак самоцель. И достигается она на основе общедидактических принциповсистемности, последовательности и доступности.
Критика существующихпрограмм по музыке была связана еще и с непродуманностью их структуры, что, помнению критикующих, отражалось на содержании образования, и с репертуаром,который не соответствовал задачам воспитания. Например, О.А. Апраксина писала,что «принятая структура программы наталкивала воспитателя на построение занятияпо «разделам», хотя в «Объяснительной записке» и говорилось о необходимости егоцелостности».
Здесь необходимопояснить, что О.А. Апраксина в этих словах выразила одно из главныхпротиворечий, присущих программам по музыке, созданным в рамках этого подхода,- противоречие между призывом к целостности музыкального занятия и разделениемего на «основные виды деятельности» (слушание музыки, хоровое пение,музыкальная грамота и др.) со своими собственными задачами, требованиями квоспитанникам и репертуару. Это и было следствием того, что не было ещепонимания природы восприятия музыки, лежащей в основе всех форм приобщениядетей к музыке. Поэтому восприятие музыки в те годы (а нередко и сейчас)считалось отдельным видом деятельности — слушанием музыки.
Рассмотрение музыки каксредства воспитания чего-либо, разделение музыкально-художественнойдеятельности на отдельные виды (при требовании целостностиучебно-воспитательного процесса), подбор репертуара и выстраивание методики«пошагового» освоения музыки сообразно принципам общей дидактики (доступность,наглядность, последовательность, систематичность и пр.) это наиболее яркиечерты утвердившегося в те годы образа музыкального занятия, как дошкольногопредмета. Они-то и определили тот факт, что и разработка новых программ по музыкедля дошкольного учреждения, и вся критика уже сделанного в те годы замыкалисьна требовании совершенствования уже существующего. По-прежнему передразработчиками программ не стояла коренная задача: создать программу по музыкекак виду искусства, дать образ музыкального занятия, как искусства.
По свидетельству О.А.Апраксиной, в «Объяснительной записке» к программе по музыке 1976 г. довольно подробно говорится о содержании и значении каждого вида деятельности на занятии,причем, ведущее место, как и во всех предыдущих программах, отводится хоровомупению. Оно рассматривается одновременно и как средство эмоционально-эстетическоговоспитания дошкольников, и как средство их всестороннего музыкального развитияи образования. Новым положением, обоснованным специальными исследованиями,является положение о комплексной природе процесса пения, об участии в нем нетолько голосового аппарата, но всего организма ребенка, в частности егозвукообразующего, артикуляционного и дыхательного, нервно-мышечного аппаратов»[4, 77].
О.А. Апраксинаотмечает, что в этой программе авторы значительно углубляют и дополняютсодержание работы, предусмотренной в предыдущих программах. В программу среднихгрупп впервые вводятся такие темы, как «Легкая музыка», показывается их роль иместо в жизни, а также темы «Музыкальная жизнь», «Средства исполнительскойвыразительности», «Индивидуальный исполнительский стиль».  Характеризуяпрограмму, О.А. Апраксина указывает и на то, что в старших группах проводитсядальнейшее углубление и усложнение всей работы, например, стиль в музыкесвязывается с определенной исторической эпохой (классический стиль, романтизм,импрессионизм, социалистический реализм), вводится тема — «Связь музыки слитературой и другими видами искусства (изобразительное искусство, театр,кино)».
Это, и есть самоепоказательное для существующих программ по музыке в те времена. Центральнойявлялась проблема целостности музыкального занятия, но не превращение занятиямузыкой, в занятие искусством.   Музыкальное занятие имеет свои специфическиеособенности, что это занятие искусством, от которого дошкольники должныполучать эстетическое удовольствие» — то это абсолютно верно для главенствующегопредставления о музыкальных занятиях в детском саду. Занятия музыкой, какзанятие искусством понимался на уровне специфики.
В педагогическомтворчестве Д.Б. Кабалевского, выдающегося композитора, ученого, общественногодеятеля тех лет, и произошел этот решающий прорыв, когда появилась и началаутверждать себя его концепция музыкального воспитания. Она была не простымвозвращением к идеалам 20-х годов, а поистине революционным прорывом вметодологии и методике преподавания искусства вообще и музыки в частности.Впервые цель  музыкального занятия стала философски масштабной исоответствующей высокому предназначению самого искусства: «Музыкальное занятие,ни в коей мере не отрицая важности хорового пения, развивающего национальныехоровые традиции, равно как и важности изучения музыкальной грамоты, ставятперед собой гораздо более широкую задачу, ввести дошкольников в мир большогомузыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всем богатствеее форм и жанров, иначе говоря, воспитать в детях музыкальную культуру какнеотъемлемую часть всей их духовной культуры»
В основу концепции Д.Б.Кабалевский положил научные идеи своего учителя — выдающегося музыковеда,композитора и педагога академика Б.В. Асафьева: «Если взглянуть на музыку как напредмет дошкольного обучения, то, прежде всего надо… сказать: музыка — искусство, т. е. некое явление в мире, созданное человеком, а не научнаядисциплина, которой учатся и которую изучают» — именно эти слова Б.В.Асафьевапозволяют нам сейчас говорить, что с появлением и утверждением этой концепциидолжны были постепенно отойти в прошлое подходы к музыке как к воспитательномупредмету, как к сопутствующему средству и пр., и уступить место подходу кмузыке как искусству. Следовательно, и образ музыкального занятия должен былобрести новую сущность — стать образом занятия искусством [10, c.4].
Показательно, чтовпервые вместо сухой объяснительной записки  педагоги  получили концепцию«Основные принципы и методы программы по музыке для дошкольного учреждения»,предваряемые афоризмом педагога-гуманиста В.А. Сухомлинского: «Музыкальноевоспитание — это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека».В этой работе Д.Б. Кабалевский очень точно вскрыл противоречие, ставшеепричиной нежизнеспособности новых программ по музыке для общеобразовательнойшколы. Он указывал, что все попытки создать новые программы, не достигают целитак как опираются «на традиционные, во многом устаревшие принципы и не выходятиз круга привычных, но уже не отвечающих современным требованиям педагогическихпредставлений. Пожалуй, самое парадоксальное то, что в попытках этихприсутствует стремление опереться на общую педагогику, психологию, физиологию,эстетику, социологию (что само по себе, конечно, естественно и положительно),но менее всего в этих попытках ощутимо стремление опереться на закономерностисамой музыки».
Такой выход на новыегоризонты преподавания искусства позволил успешно решать многие насущные  проблемымузыкального образования. Прежде всего, благодаря тематическому построениюпрограммы, была преодолена раздробленность музыкального занятия на отдельныевиды деятельности. По этому поводу Д.Б. Кабалевский писал, что в системемассового музыкального обучения на первый план выходит не относительнаясамостоятельность различных граней музыки (как в профессиональном музыкальномобразовании), а их внутренняя связь, то их единство, в котором они предстаютперед нами в самом музыкальном искусстве».
С появлением новойконцепции и программы в практике музыкального воспитания произошел подъем. Воспитатели,увлекшись новыми принципами преподавания музыки, активно думали и работали надсовершенствованием музыкальных занятий в детском саду. Методическое обеспечениемузыкальных занятий, четкая система переподготовки кадров, конференции иоткрытые занятия по телевидению, выпуск журнала «Музыка в детском саду»,теоретическая полемика в научной печати — это было тойхудожественно-педагогической средой, в которой воспитатель почувствовал своюзначимость.
Однако этот подъемоказался кратковременным, и уже к концу 80-х годов начался спад. Произошлоразрушение системы переподготовки кадров, чему способствовало закрытие методическихкабинетов музыки, из садов ушло поколение старейших и опытных педагогов, резкоограничился выпуск нотных и методических рекомендаций и т. д… Новое поколениепедагогов в постоянно изменяющейся ситуации потеряло ориентиры: призыв ксвободному выбору программ, к созданию своих собственных разработок лишилпедагогов того «стержня», который в предшествующие годы подъема удерживал их вистинном предназначении как педагогов-музыкантов.
Не случайно Д.Б.Кабалевский, после долгих лет эксперимента и широкого внедрения в практикуновой программы, начинает чувствовать неудовлетворенность от практической еереализации и незадолго до смерти задумывает статью «Теоретические основымузыкального искусства», в которой писал: « Занятие музыкой -занятие искусством»- это определение можно сейчас встретить едва ли не в любой работе, связанной спроблемами музыкальной педагогики. Оно стало широко распространенной, почтитривиальной формулой прежде, чем мы его осознали и объяснили. Это крайненеобходимо не ради каких-то формальных требований педагогической науки. К этомузовет живая педагогическая практика, необходимость поднять на новыйтеоретически более осознанный и практически более результативный уровень всюжизнь общеобразовательной  педагогики и всю систему подготовкимузыкально-педагогических кадров».
Автор замечательнойнаучно-педагогической концепции музыкального воспитания с горьким юмором подвелитог многолетней экспериментальной и практической работы по внедрению новойпрограммы, выразив его в форме парадокса: «Музыкальную педагогику пришлось вомногом принципиально изменить. Теперь принципиально измененная музыкальная педагогикаподгоняется под традиционную общую педагогику...» (из архивов Д.Б.Кабалевского). На сегодняшний день это самая точная характеристика того, чтопроисходит сейчас в массовой музыкальной педагогике, исторически сложившиесяотношение к искусству, как средству воспитания, подход к преподаванию музыкикак дошкольного предмета вытесняют из теории и практики музыкальногообразования «вынянченную», но так и не набравшую настоящей практической силыидею преподавания музыки как живого образного искусства.

2. Музыкальныйсловарь ребенка, как показатель его музыкальной культуры.
 
С появлением новыхпрограмм по музыкальному воспитанию появилась возможность научить детей слышатьвысокохудожественную музыку. Передавать ее характер в танцевальных и образныхдвижениях, пантомиме, игре на музыкальных инструментах, в рисунках, используясравнения музыкальных произведений со стихотворениями, репродукциями картин идр., то есть использовать интегрированный подход к организации занятий.
Занятия, которые можноприменять в работе для дошкольников: «Путаница-перепутанница» включает в себяинтеграцию театрализованной деятельности детей по одноименной сказке Чуковскогои русского музыкального фольклора – песня, частушка, хороводная игра, пляска,музицирование.
Дети, в ходе театрализованногодействия по сказке «Путаница», проявляют свое творчество в русской песне(обыгрывая ее), исполняют частушки, водят хороводы, танцуют русские танцы,играют на детских музыкальных инструментах.
Занятие «Кто втеремочке живет?» представляет собой интеграцию восприятия и разных видовмузыкальной, творческой деятельности детей, а также рисование, как передачаполученных впечатлений от услышанной музыки [9, 28]. В ходе этого занятия можноиспользовать координационно-подвижную игру «Анко-дранко», игру с бумагой дляпсихофизической разгрузки детей и плавного перехода от одной темы к другой.Дети с интересом слушали тему сказочного героя Бабы Яги, животных и кукол.Затем эти музыкальные образы прекрасно переделываются в ритмопластику, вмузыкальной игре «Теремок», и элементарном музицировании.
По музыкальному образудети догадываются, что в одном теремке живет Баба-Яга, потому что услышаннаяими музыка была быстрая, стремительная, колючая, отрывистая. В другом теремкеживут веселые зверята: дети узнают музыку о животных Сен-Санса, прослушаннуюранее. А в следующем живут куклы из разных сказок: «Белоснежка», «Дюймовочка»,«Золушка». Музыка «хрустальная, волшебная, игривая» – говорили они.
С помощью волшебныхслов «Брекс-фекс-пекс» – дети превращаются в художников, они играют с бумагой ирисуют понравившийся теремок.  После занятия можно организовать выставкудетских работ в музыкальном зале.
В детском саду можнопровести тематический день «Елочка – живая иголочка».
В гости к детям пришлаФея из сказки, своей волшебной палочкой она пригласила «живую Елочку», котораярассказала детям о себе. Дети же, в свою очередь, должны стараться развеселитьЕлочку стихами и прекрасными танцами. В такой увлекательной форме дети узнают:сколько лет растет ель, в каких местах она растет и многое другое.
Игровая форма заданий,занимательность помогают без особых затруднений усвоить многие достаточносложные музыкальные понятия и представления.
Одно из основныхпособий, на основе которого создаются различные музыкально-дидактические игры иупражнения, — «Музыкальный букварь» Н. А. Ветлугиной. Каждая музыкальнаяпопевка в букваре иллюстрирована, что всегда привлекает малышей.
Музыкальные понятия  итермины дети усваивают постепенно начиная с раннего и младшего дошкольноговозраста. Вначале дети не употребляют их в речи, а лишь учатся понимать.Педагог разъясняет новые понятия, иллюстрирует их музыкой, образным словом,зрительной наглядностью.   В дальнейшем некоторые термины входят в активный словарь детей.
Приведем примерный словарьмузыкальных терминов:


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :