Реферат по предмету "Педагогика"


Развитие конструктивных умений дошкольников в изготовлении подвижных игрушек

--PAGE_BREAK-- Конструирование из бумаги относится к художественной деятельности. Дети в основном создают художественно-эстетический продукт: сказочные фигурки для игр (сюжетные, театрализованные), поделки для украшения интерьера и т.п. Это могут быть как литературные персонажи («Колобок», «Баба-яга», «Царевна-лягушка»), так и придуманные образы («Солнечный человек», «Вакса-клякса», «Корзинка с волшебными цветами»). И даже когда дети воплощают в своих поделках реально существующие предметы (кроватка, стулья, веер и др.) и живые образы (лисичка, поросёнок, мальчик, девочка и др.), они всегда стараются украсить их, сделать необычной формы ту или иную часть, сохраняя при этом общую основную структуру. Существует разная техника работы с бумагой: сминание, скручивание, разрывание, разрезание, сгибание. Последние две являются более сложными и одновременно более распространёнными в педагогической практике. Начиная с пяти лет, дети успешно овладевают ими. А такую технику конструирования, как сминание, скручивание и разрывание бумаги, можно давать гораздо раньше — в три-четыре года. Однако дети с удовольствием используют эту технику и в дальнейшей, более сложной деятельности, создавая отдельные элементы поделки: бантик у клоуна, куклы, цветы в корзине, опушка шубы у Снежной Королевы и т.п. Техника получения поделок из бумаги путём её многократного сгибания в разных направлениях пришла к нам из Японии. Называется она оригами («ори» — сгибать, «гами» — бумага). И в настоящее время в Японии оригами продолжают культивировать как выражение любви к родственникам, друзьям, близким. Изящное бумажное изделие — лучший подарок. В других странах, в том числе и в нашей, оригами не имеет такого символического значения, а используется для создания разных поделок из бумаги, как средство отражения окружающего мира и выражения отношения к нему. Близка к этой технике и другая, также пришедшая к нам из Японии, -киршами. Она включает в себя складывание бумаги и вырезание её в различных направлениях. Так создаются различные фигурки животных, забавных человечков, разные снежинки, цветы и т.п. Техники оригами и киригами отличаются большой художественностью, они требуют многократно повторяющихся действий и строгого соблюдения определённого их порядка. С целью развития детского конструирования как деятельности, в процессе которой развивается сам ребёнок, исследователи предложили разные формы организации обучения конструированию. Разработанное Ф. Фребелем конструирование по образцу заключается в том, что детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов, поделок из бумаги и т.п. и, как правило, показывают способы их воспроизведения. В данной форме обучения обеспечивается прямая передача детям готовых знаний, способов действий, основанная на подражании. Такое конструирование трудно напрямую связывать с развитием творчества. Предложенное Н.Н. Поддьяковым конструирование по условиям, принципиально иное по своему характеру. Оно заключается в следующем. Не давая детям образца постройки, рисунков и способов её возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчёркивают практическое её назначение (например, возвести через реку мост определённой ширины для пешеходов и транспорта и т.п.). Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не даётся. В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить практическую деятельность достаточно сложной структуры. Н.Н. Поддьяков, А.Н. Давидук, Л.А. Парамонова определили, что данная форма организации и обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования. Детям предлагают общую тематику конструкций по теме («Птицы», «Город» и т.п.) и они сами создают замыслы конкретных построек, поделок, выбирают материал и способы их выполнения. Эта достаточно распространённая в практике форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу — стой лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определённой темой. Основная цель конструирования по заданной теме — актуализация и закрепление знаний и умений, а также переключение детей на новую тематику. Предложенное Н.Н. Поддьяковым каркасное конструирование, предлагает первоначальное знакомство детей с простым по строению каркасом, как центральным звеном постройки (его части, характер их взаимодействия), и последующую демонстрацию педагогом различных его изменений, приводящих к трансформации всей конструкции. В результате дети легко усваивают общий принцип, строения каркаса и учатся выделять особенности конструкции, исходя из каркаса. В конструировании такого типа ребёнок, глядя на каркас, должен домыслить, как бы дорисовать его, добавляя к одному и тому же каркасу разные дополнительные детали. В соответствии с этим каркасное конструирование может стать эффективным средством формирования воображения, обобщённых способов конструирования, образного мышления. По сравнению с конструированием по образцу, конструирование по замыслу обладает большими возможностями для развёртывания творчества детей, для проявления их самостоятельности: они сами решают, что и как будут конструировать. Но создание замысла будущей конструкции и его осуществление — достаточно трудная задача для дошкольников: их замыслы неустойчивы и часто меняются в процессе деятельности. Чтобы эта деятельность протекала как поисковый и творческий процесс, дети должны иметь обобщённые представления о конструируемом объекте, владеть обобщёнными способами конструирования и уметь искать новые способы. Эти знания и умения формируются в процессе других форм конструирования — по образу и по условиям. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам было разработано С. Леоном Лоренсо и В.В. Холмовской. Они отмечают, что моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создаёт возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. Эти возможности наиболее успешно могут реализовываться при обучении детей сначала построению простых схем-чертежей, отражающих образцы построек, а затем, наоборот, практическому созданию конструкций по простым чертежам-схемам. В результате такого обучения у детей развиваются образное мышление и познавательные способности. Как показали исследования, наиболее легко и естественно это происходит при использовании компьютерного конструирования во взаимосвязи с практическим.
Конструирование по модели А.Н. Миренова и А.Р. Лурия заключается в следующем. Детям в качестве образца предъявляют модель, в которой очертание отдельных элементов скрыто от ребёнка. Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них строительного материала. Таким образом, ребёнку предлагают определённую задачу, но не дают способа решения. Исследование А.Р. Лурии показало, что постановка таких задач перед дошкольниками является достаточно эффективным средством активизации их мышления. В процессе решения этих задач у детей формируется умение мысленно разбирать модель на составляющие элементы, умело подобрав и использовав те или другие детали. Заметим, что конструирование по модели является усложнённой разновидностью конструирования по образцу. Любое новое знание, любое новое впечатление преломляется ребёнком через его уникальный внутренний мир (Н.Н. Поддьяков). Каждая из изученных форм обучения конструированию может оказывать развивающее влияние на те или иные способности детей, которые в совокупности составляют основу формирования их творчества [22, с. 23-29]. Итак, в работе с дошкольниками применяются два вида конструирования — техническое и художественное. К техническому конструированию относятся конструирование из строительного материала, деталей конструкторов, крупногабаритных модулей, а также конструирование на базе компьютерных программ. К художественному конструированию относятся конструирование из бумаги и конструирование из природного материала. Дети в основном создают художественно-эстетический продукт: сказочные фигурки для игр, поделки для украшения интерьера и т.п. Существует разная техника работы с бумагой: сминание, скручивание, разрывание, разрезание, сгибание. Разрезание и сгибание являются более сложными и одновременно более распространёнными в педагогической практике. С целью развития детского конструирования как деятельности, в процессе которой развивается сам ребёнок, исследователи предложили разные формы организации обучения конструированию. Ф. Фебель разработал конструирование по образцу. Предложенное Н.Н. Поддьяковым конструирование по условиям принципиально иное по своему характеру. Каркасное конструирование предполагает первоначальное знакомство детей с простым по строению каркасом, как центральным звеном постройки. Конструирование по замыслу обладает большими возможностями для развёртывания творчества детей, для проявления их самостоятельности. Также детям предлагают общую тематику конструкций по теме. Они сами создают замыслы конкретных построек, поделок, способы их выполнения; выбирают сами материал. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам было разработано С. Леоном Лоренсо и В.В. Холмовской; конструирование по модели — А.Н. Миреновым и А.Р. Лурия. Каждая из изученных форм обучения конструированию может оказывать развивающее влияние на те или иные способности детей, которые в совокупности составляют основу формирования их творчества.
1.3 Способы изготовления игрушек с подвижными частями. Материалы, оборудование, инструменты
Непременными компонентами деятельности являются разнообразные навыки и умения. Об их соотношении высказываются различные мнения. Одни исследователи считают, что навыки предшествуют умениям, другие полагают, что умения возникают раньше навыков. Причиной этих расхождений является многозначность слова «умение». Умением называют и самый элементарный уровень выполнения действий, и мастерство человека в данном виде деятельности. Следует различать элементарные умения, идущие вслед за знаниями и первым опытом действий, и умения, выражающие ту или иную степень мастерства в выполнении деятельности, которая возникает после выработки навыков. Элементарные умения — это действия, возникающие на основе знаний в результате подражания действиям или самостоятельных проб и ошибок в обращении с предметом. Умение-мастерство возникает на основе уже выработанных навыков и широкого круга знаний [14, с. 138]. Деятельность будет выполнена квалифицированно, если человек овладел навыками. Навык — упрочнившийся способ выполнения действий. В основе выработки навыка у человека лежат развёрнутые осознанные действия и движения, интегрируемые в навыке, выступающие несвязанными. В основе любого навыка лежат выработка и упрочение условно-рефлекторных связей. Повторение нервного пути и его закрепление в результате постоянного повторения действий приводят к точной локализации процессов возбуждения в определённых нервных структурах [12, с. 139]. В любом виде трудовой деятельности, как и в учении, успешное решение задач возможно при овладении определённой суммой навыков: двигательные, мыслительные, сенсорные навыки и навыки поведения. Двигательные навыки включены в самые различные виды деятельности. Без выработки двигательных навыков невозможно воздействие на предмет труда, упражнение техническими процессами, устная и письменная речь, передвижение в пространстве и т.п. [12, с. 141]. В подготовительной к школе группе дети учатся делать различные поделки-игрушки, используя бумагу в сочетании с другими материалами. Так, с помощью тонкой бечёвки и картона изготовляются игрушки-забавы с движущимися частями (Петрушка с балалайкой, зайчик с движущимися лапами), а из коробок, катушек, картона и бумаги — объёмные игрушки (автомашины, подъёмные краны, тракторы, дома). Из бумаги, картона и природного материала (кора, дощечки, палочки и др.) можно создать игрушки для игр с водой, ветром (лодочки, кораблики, вертушки). Занятия по изготовлению игрушек требуют предварительной подготовки. Воспитатель привлекает к этой работе детей. Они помогают готовить материал: резать бумагу, раскладывать её по форме и т.д., заранее склеивать листы бумаги в трубочки, вырезать аппликации персонажей для игрушек-забав и т.д. Детали игрушек из бросового материала соединяют различными способами: склеиванием, сшиванием, связыванием, переплетением. Само соединение может быть использовано для украшения изделия.
I. Склеивание соединяет не только бумагу с бумагой, но и бумагу с картоном, тканью, пластмассой. Поэтому приходится пользоваться различными клеящими составами. От качества клея зависит не только прочность, но и качество изделия. При использовании плохого клея происходит разрушение склеиваемых материалов, изменение цвета, проявление подтёков.
Процесс склеивания выполняют различными приёмами, зависящими от поставленной задачи, соблюдая следующие правила:
1) При наклеивании бумаги на картон пользуются клейстером или клеем ПВА.
2)    Клейстер наносят на бумагу, а не на картон.
3)    Клей наносят плавным движением кисти вдоль волокон бумажного листа и тщательно разравнивают по его поверхности. Кисть во время работы держат почти вертикально и перемещают широкими движениями от середины к краям. При таком способе работы клей наносится равномерным слоем, щетина кисти не портится.
4)    Смазанную клейстером бумагу не в коем случае нельзя сразу переносить на картон.
5)    Притирание производят от середины к краям, следя, чтобы бумага плотно приставала к картону, и нигде не остались пузырьки воздуха.
II.      Способ складывания.
Для соединения боковых стенок складных коробок на них вырезаются специальные замки в виде различных клапанов и застёжек и соответствующих им отверстий.
III.     Способ сшивания.
При сшивании детали накладывают друг на друга и соединяют проволочными скобками.
IV.    Способ с использованием деревянных и проволочных осей.
В изготовлении подвижных игрушек можно использовать различные отходы: обрезки брусков, дощечки, катушки, пробки и др.
Бросовый материал пригоден для изготовления игрушек с подвижными деталями. Катушки очень удобны для изготовления подвижных вращающихся деталей, всевозможных колёс, изготовление транспорта.
Проволока, соломинка для коктейля, деревянные круглые палочки могу служить осью для вращающихся деталей.
Комбинирование деталей значительно облегчается, если все размеры делаются кратными какой либо одной величине, принятой за единицу.
Картонные или бумажные детали удобнее клеить на деревянных шаблонах, болванках различного сечения.
Бумага и тонкий картон, лёгкий, прочный на разрыв, обладают значительной упругостью, во влажном состоянии хорошо формуются. Они легко режутся ножницами и ножом, прочно склеиваются клейстером и клеем. Многие простейшие приёмы обработки этих материалов — сгибание, резание ножницами, наклеивание — вполне доступны детям. Эти приёмы изучаются в средней и старшей группе на занятиях аппликацией и конструированием.
Операции разметки, сгибания, резания бумаги в процессе изготовления различных изделий можно рассматривать как подготовительные. Соединение между собой отдельных деталей является заключительным моментом в этом процессе (не считая окончательной отделки готовых изделий).
В конструировании игрушек с подвижными деталями используемые разные сорта бумаги — чертёжная, рисовальная, писчая, обойная, картон белый и картон бурый — наиболее целесообразны для работы с детьми дошкольного возраста. Чертёжная бумага используется для изготовления корпусов плавающих моделей судов и других плоскостных и объёмных изделий. Для работы с детьми пригоден лишь тонкий бурый картон, остальные сорта в виду трудности их обработки могут быть использованы только в виде готовых изделий или деталей конструкций. Инструменты, используемые для разметки, измерения и проверки при работе с бумагой и картоном, общеизвестны — это чертёжная линейка и угольник, циркуль-измеритель. Для резки применяются ножницы, при прокалывании и пробивании отверстий — шило и просечки. Инструменты и приспособления, применяемые в процессе изготовления разнообразных игрушек из бумаги и картона, весьма просты и немногочисленны:
-     кусачки, которыми можно «перекусить», разрезать проволоку;
-     круглогубцы, с помощью которых выполняются плавные сгибы, кольца и цепочки;
-     плоскогубцы, необходимые для сгибания проволоки под различными углами;
-     кисти: широкая — для быстрого нанесения клея на основу; кисть малая клеевая — для смазывания клеем небольших деталей;
    продолжение
--PAGE_BREAK---     палочка с тонким концом — для доклеивания мелких деталей;
-     клей: склеивание деталей из бумаги и картона производят клейстером из пшеничной муки, клеем ПВА;
-     салфетка — для удаления излишка клея с рабочей поверхности, пальцев рук.
Всевозможные способы соединения деталей являются монтажно-сборочными операциями.
Таким образом, дети знакомятся с окружающим миром, учатся делать поделки из природного материала, знакомятся со свойствами различного материала, бумаги и картона, учатся мастерить из бросового материала (поролона, катушек, коробочек).
1.4 Развитие конструктивных умений у дошкольников в процессе изготовления подвижных игрушек
Исследуя данную проблему психологической, методической, педагогической литературы нами было установлено, что педагоги отмечают влияние конструирования на развитие конструктивных умений и навыков у дошкольников. Т.К. Комарова [11] описывает методику обучения конструированию с бумагой начиная со средней группы (складывание простейших игрушек), а в старшей и подготовительной группах задачи усложняются. Дети учатся выполнять объёмные игрушки, поделки с подвижными деталями, используя разные способы крепления. З.В. Лиштван [15] рассматривает конструирование, как эффективное средство подготовки детей к обучению в школе. Разработанная автором программа обучения конструированию включает разные формы его организации: конструирование по образцу, по условиям, по замыслу и по теме, каждая из которых успешно решает определённые задачи воспитания. Конструирование из бумаги представлено автором в виде циклов занятий, достоинством которых является то, что каждый из них предполагает использование одного и того же способа действия при изготовлении различных поделок, что подводит детей к обобщению этих способов и обеспечивает возможность пользоваться ими в самостоятельной деятельности. Л.В. Куцакова раскрывает условия по организации занятий по конструированию и художественному труду:
•        наличие строительного материала: рисунков, иллюстраций, чертежей;
•        оснащение кабинета для занятий техническим и художественным творчеством;
•        соблюдение правил по охране жизни и здоровья детей дошкольного возраста;
•        создание интересной, увлекательной обстановки;
•        умелое руководство педагогом конструктивными действиями дошкольников;
•        использование различных форм обучения конструктивному умению;
•        учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей.
В программе раскрыта методика работы с детьми раннего и дошкольного возраста. Автор предлагает два варианта реализации программы (типовой и инновационный), применимых в традиционных ДОУ и дошкольных учреждениях нового типа. Методическое обеспечение программы, разработанные конспекты занятий приемлемы для различных возрастных групп с учётом разных видов конструирования [14].
В.Г. Нечаева [18] указывает на педагогическую ценность конструктивной деятельности ребёнка, его творческие умения. Автор отмечает, что благодаря обучению конструктивной деятельности дошкольники овладевают элементарными умениями и навыками. Исследуя современные программы, можно отметить, что особое внимание уделяют постановке конкретных задач: по формированию конструктивных умений и навыков в работе с бумагой и картоном в изготовлении объёмных игрушек.
В «Программе воспитания и обучения в детском саду» [25] в старшей и подготовительной группах раскрывается содержание работы по изготовлению подвижных и объемных игрушек; определены операции по работе с бумагой и картоном. Программа «Радуга» [27] рассматривает использование с дошкольниками традиционных материалов в изобразительной деятельности, которые приобщают детей к разнообразным умениям и навыкам, активному овладению способами практических действий. Программа «Истоки» [26] предусматривает овладение детьми разными способами конструирования. Это побуждает к проявлению у детей интереса к созданию движущихся конструкций, и они могут находить простые технические решения. «План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду» [24] по конструированию в старшей и подготовительной группе образовательно нацеливает на развитие творческих способностей, проявлений у детей творчества в изготовлении игрушек-качалок, масок и элементов декораций для игр-драматизаций и театральной деятельности, игрушек-забав для малышей. Дети совершенствуют умения в конструировании объёмных поделок из бумажных готовых развёрток. В программе «Развитие» [28] основной целенаправленной задачей по конструированию является развитие у детей познавательных и творческих способностей. В передовом педагогическом опыте можно встретить интересные подходы в проблеме развития конструктивных умений.
Отечественные психологи и педагоги (Л.С. Выгодский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, Н.А. Ветлугина и др.) доказали, что творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте. Подтверждение тому — множество открытий, создание интересных, порой оригинальных конструкций. Исследователи В.В. Рубцов, Н.Н. Поддьяков убедительно доказывают: дети успешно развиваются самостоятельно в процессе практического освоения и преобразования разных объектов. Психологи В.А. Крутецкий, А.А. Люблинская определяют умственную активность, творческое мышление ребёнка [23].
В.Г. Нечаева, З.В. Лиштван, В.Ф. Изотова свидетельствуют, что в конструировании по замыслу и по условиям дети сами получают возможность решать задачу разными путями. В практических сборниках можно встретить разные варианты подвижных игрушек. Так, Н.Ф. Тарловская, Л.А. Топоркова дают методические рекомендации, предлагают цикличность в проведении занятий, чёткую дифференциацию задач обучения конструированию изделий с подвижными частями для детей шестого, седьмого года жизни. В сборнике «Уроки детского творчества» показаны фигурки с подвижными деталями. Соединённые с помощью блочек, фигурки могут двигаться (весёлые зверушки, подвижные животные из подставок под пиво, животные-марионетки, игрушки с ветром). Таким образом, психологи и педагоги (Л.С. Выгодский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, Н.А. Ветлугина и др.) доказали, что творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте. Исследуя современные программы, можно отметить, что особое внимание уделяют постановке конкретных задач: по формированию конструктивных умений и навыков в работе с бумагой и картоном в изготовлении объёмных игрушек. В передовом педагогическом опыте можно встретить интересные подходы в проблеме развития конструктивных умений (Н.Ф. Тарловская, Л.А. Топоркова). В практических сборниках можно встретить разные варианты подвижных игрушек.
Вывод по Iглаве
Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее восприятие. Одним из основных видов является конструирование и ручной труд. Художественный ручной труд — это творческая работа ребёнка с различными материалами, в процессе которой он создаёт полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта. Под детским конструированием принято понимать создание разнообразных построек из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги и картона, дерева и других материалов. Конструирование является продуктивной деятельностью, отвечающей интересам и потребностям дошкольников. Практическая деятельность, направленная на использование замысла, не является чисто исполнительской. Источником замысла детей является всё окружающее: разнообразный предметный и природный мир, социальные явления, художественная литература, разные виды деятельности, в первую очередь игра. Благодаря конструированию у дошкольников формируется способность активно думать, осознанно ставить перед собой задачи и находить пути их решения. В работе с дошкольниками применяется два вида конструирования — это техническое и художественное. К техническому конструированию относятся конструирование из строительного материала, деталей конструкторов, крупногабаритных модулей, а также конструирование на базе компьютерных программ. К художественному конструированию относятся конструирование из бумаги и конструирование из природного материала. Существует разная техника работы с бумагой: сминание, скручивание, разрывание, разрезание, сгибание. Дети с удовольствием используют эту технику и в дальнейшей, более сложной деятельности, создавая отдельные элементы поделок. С целью развития детского конструирования как деятельности, в процессе которой развивается сам ребёнок, исследователи предложили разные формы организации обучения конструированию: по образцу, по условиям, по теме, каркасное конструирование, по замыслу, по модели. Каждая из изученных форм обучения конструированию может оказывать развивающее влияние на те или иные способности детей, которые в совокупности составляют основу формирования их творчества. Непременным компонентом деятельности являются разнообразные навыки и умения. Психологи и педагоги (Л.С. Выгодский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, Н.А. Ветлугина и др.) доказали, что творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте. Исследуя современные программы, можно отметить, что особое внимание уделяют постановке конкретных задач: по формированию конструктивных умений и навыков в работе с бумагой и картоном в изготовлении объёмных игрушек. В передовом педагогическом опыте можно встретить интересные подходы в проблеме развития конструктивных умений (Н.Ф. Тарловская, Л.А. Топоркова). В практических сборниках можно встретить разные варианты подвижных игрушек.

Глава II. Экспериментальное исследование по развитию конструктивных умений дошкольников в изготовлении подвижных игрушек
Опытно-экспериментальная работа проводилась в ДОУ «Незабудка» с. Налобиха, Косихинского района в 2007-2008 учебном году с детьми 7-го года жизни, условно разделённых на две группы по восемь человек.
Экспериментальная работа проводилась поэтапно:
1 этап – констатирующий эксперимент был направлен на выявление условия сформированности конструктивных умений и проявление самостоятельности в изготовлении подвижных игрушек.
2 этап — формирующий эксперимент. Проведена серия занятий кружковой работы по конструированию подвижных игрушек детьми 7-го года жизни.
3 этап – контрольный эксперимент был направлен на выявление эффективности занятий кружковой работы по изготовлению подвижных игрушек по развитию конструктивных умений детей 7-го года жизни.
2.1 Исследование уровня сформированности конструктивных умений и проявления самостоятельности в изготовлении подвижных игрушек у детей 7-го года жизни (констатирующий эксперимент)
Цель: выявить уровень сформированности конструктивных умений и проявление самостоятельности при изготовлении подвижных игрушек у детей 7-го года жизни.
Задачи:
1.     Выбрать эффективную диагностику в исследовании конструктивных умений и проявлении я самостоятельности в изготовлении подвижных игрушек.
2.     Провести методику исследования.
3.     Проанализировать результаты исследования.
Диагностическое исследование проводилось (констатирующий эксперимент) индивидуально и было направлено на выявление конструктивных умений дошкольников в изготовлении подвижных игрушек и проявления уровня их самостоятельности. В ходе эксперимента использовался метод наблюдения. Уровень конструктивных умений и проявление самостоятельности исследовался на основе методики, разработанной В.П. Дубровой.
Диагностическое занятие «Помоги Зайчику».
Оборудование: ножницы, клей, кисточки, салфетки, клеёнки.
Материал: картон, бумага, шаблон, карандаш, выкройка.
Инструктаж: «Посмотри, Мишка к нам приехал на тележке, а у зайки такой тележки нет. Давай поможем Зайке сделать такую же тележку». На столе лежат необходимые материалы.
Критерии уровня развития конструктивных умений в изготовлении подвижной игрушки:
Высокий – ребёнок умеет пользоваться шаблоном, надрезать по сплошным линиям, сгибает по пунктирным линиям. Аккуратно и полностью изготавливает поделку, правильно скрепляет подвижные детали.
Средний – ребёнок умеет пользоваться шаблоном, затрудняется точно надрезать по сплошным линиям, неаккуратно складывает поделку по пунктирным линиям. Поделку выполняет, но недостаточно аккуратно. Испытывает некоторые затруднения в правильности скрепления подвижных деталей.
Низкий – испытывает затруднения в выполнении поделки. Поделка выполнена не полностью или ребёнок отказывается от работ.
Критерии уровня проявления самостоятельности в изготовлении подвижной игрушки:
Высокий – ребёнок включатся в трудовую деятельность самостоятельно, трудится охотно, с радостью; доводит работу до конца, достигает поставленной задачи.
Средний – ребёнок трудится охотно, по побуждению взрослого; с помощью взрослого доводит работу до конца и достигает поставленной цели.
Низкий – не доводит работу до конца или отказывается участвовать в ручном труде.
Результаты диагностического исследования были занесены в протоколы 1,2,3,4 (см. Приложение 2,3,4,5).
Сравним уровень развития конструктивных умений и уровень проявления самостоятельности в изготовлении подвижных игрушек в таблицах 1,2,3,4 и рисунках 1,2.
Таблица 1. Количество испытуемых по уровню развития конструктивных умений
Таблица 2. Результаты уровня развития конструктивных умений (%)

\s
Рис. 1. Показатели развития уровня конструктивных умений.
Таблица 3. Количество испытуемых по применению самостоятельности в изготовлении подвижных игрушек (констатирующий этап).
Таблица 4. Результаты уровня проявления самостоятельности в изготовлении подвижных игрушек (%).
\s
Рис.2. Показатели уровня проявления самостоятельности в изготовлении подвижных игрушек
Вывод: Результаты исследования показали, что в группах ЭГ и КГ высокий уровень умений дети показали, он составил 0 %.
Средний уровень конструктивных умений в ЭГ – 37,5 % (три ребёнка), в КГ – 50 % (четыре ребёнка). Это на 12, 5 % больше, чем в ЭГ. Низкий уровень конструктивных умений в ЭГ у пяти детей 62,5 %, в КГ у четырёх детей — 50 %. На 12,5 % уровень конструктивных умений в КГ выше, чем в ЭГ. Таким образом, было установлено, что уровень развития конструктивных умений и уровень проявления самостоятельности в изготовлении подвижных игрушек фрагментарные, неполные. Дети умеют пользоваться шаблоном, но не все могут скреплять подвижные детали, надрезать по сплошным линиям, сгибание по пунктирным линиям, не аккуратное выполнение поделки. Трудятся дети по побуждению взрослого, самостоятельности не проявляют. Работа с детьми в данном направлении не проводилась
2.2 Развитие конструктивных умений в изготовлении подвижных игрушек у детей 7-го года жизни (формирующий эксперимент)
Цель: разработать серию занятий по развитию конструктивных умений в изготовлении подвижной игрушки у детей 7-го года жизни.
Обучающий этап эксперимента проводился с экспериментальной группой (ЭГ) в период с 9 января по 25 апреля 2008.
Iэтап. Составление тематического плана серии занятий по развитию конструктивных умений в изготовлении подвижных игрушек у детей 7-го года жизни.
При составлении тематического плана учитывали следующие моменты:
1.         Помочь детям преодолеть страх и неуверенность перед незнакомым делом
    продолжение
--PAGE_BREAK--2.         Научить создавать
3.         Воспитывать бережное отношение к конструированному как результату своего труда и труда взрослых
4.         Способствовать развитию творческой активности
Содержанием является принцип: с первых занятий ребёнок исследует возможность применения конструктивных умений в изготовлении подвижных игрушек; в каждой теме просматривается овладение конструктивными умениями в изготовлении подвижной игрушки; на занятиях предусмотрена как индивидуальная, так и коллективная работа.
К концу учебного года дети должны уметь применять и использовать умения в изготовлении подвижных игрушек.
Тематический план по разработке серии занятий по развитию конструктивных умений в изготовлении подвижных игрушек у детей 7-го года жизни.
IIэтап. Организация занятий
Кружковая работа проводится во второй половине дня. Занятия по изо творчеству планируются 2 раза в неделю (1 из них – занятия по художественному труду и конструированию).
Экспериментальная работа началась с занятия «Тележка для гномов». Дети учились создавать объёмную игрушку, работая с бумагой и ножницами. Вначале воспитатель рассказала о гномах, создавая мотивацию для детской деятельности. Далее педагог показывала, какими способами можно изготовить тележку. Воспитатель помогала детям с помощью чертежа складывать коробочку, оформлять тележку. Дети были увлечены своим трудом, но не у всех получалось, как они того хотели, не все смогли достигнуть поставленной цели. Задача научить детей делать автобус прямоугольной формы, оформлять коробку характерными деталями, придавая ей подвижность и выразительность, стояла на кружковом занятии по ручному труду «Автобусы». Создавая мотивацию у детей к творческой деятельности, воспитатель провела небольшую беседу об автобусах, о том, что гномы нуждаются в таком транспорте. Затем, поставив образец автобуса перед детьми, воспитатель предложила подумать, каким образом он сделан. Напоминая о способе изготовления прямоугольной коробочки, педагог показала, как шилом прокалывать отверстия для крепления колёс, как закручивать спиралью проволоку. При выполнении задания, воспитатель наблюдала за последовательностью изготовления игрушки, на её оформление и на аккуратность, обращая внимание на эти моменты. Мотивацией для создания «Игрушек-забав» детям послужило предложение воспитателя сделать такие игрушки для детей младшей группы.
На доске вывешивалась схема, на которой были изображены детали к нескольким игрушкам. Дети работали по шаблонам, соединяя их между собой проволокой, проделывая дырочки шилом. При анализе детских работ особое внимание обращалось на прочность крепления деталей, на проявление фантазии и творчества в оформлении поделки. Домик из спичечных коробков с открывающейся дверью и окнами для гномов выполнялся коллективно. Для данной работы определено 2 занятия. Работа заключалась в том, чтобы склеить между собой спичечные коробки, прикрепить с помощью проволоки двери и окна к каркасу домика и обклеить цветной бумагой. Дети аккуратно и старательно выполняли работу. Трудность для детей на этом занятии заключалась в том, чтобы прикрепить движущие детали. С помощью воспитателя дети справились с работой и достигли поставленной цели. «Волшебный сундучок» (с открывающейся крышкой) выполнялась индивидуально. Необходимо было приложить мерки к краю прямоугольного листа и провести по ней линию, сделать по ней сгиб. Сложить образовавшийся квадрат на 16 маленьких квадратиков, развернуть выкройку и вырезать на части по образцу (на доске). Надрезы делать по всем линиям сгиба до их пересечения с поперечными линиями с двух противоположных сторон. Крышку сундучка прикрепить проволокой к основанию сундучка спиралями. С работой дети справились, выполнив её аккуратно. Изготовление кукол для теневого театра было коллективным. Из цветного плотного картона дети вырезали детали для кукол. Соединяли детали при помощи шила, делали отверстия, вставляли в них отрезок проволоки в оболочке и закрепляли с 2-х сторон спиралями. В конце прикрепляли трости, приводящие в движение отдельные части фигурок. «Крокодил Гена» изготавливался силами всей группы. Дети вырезают по шаблону детали крокодила, из 3-х слоёв картона, прокалывают шилом дырочки. Закрепляют подвижные детали. У крокодила Гены лапы сделаны в виде колеса. Когда оно катится, то получается, будто бы зверюшка перебирает лапками (шагает). Игрушка сделана из трёх слоёв картона. Между внешними слоями картона образуется пространство, куда вставляют колёсики-лапки.
Таким образом, в течение 4-х месяцев длилась экспериментальная работа по развитию конструктивных умений дошкольников в изготовлении подвижных игрушек.
2.3 Анализ полученных результатов (контрольный эксперимент)
Цель: выявление эффективности занятий кружковой работы по изготовлению подвижных игрушек по развитию конструктивных умений детей 7-го года жизни.
Задачи:
1.     Провести методику исследования.
2.     Проанализировать результаты исследования.
3.     Сравнить результаты констатирующего и контрольного этапов экспериментов.
Диагностическое исследование проводилось (контрольный эксперимент) индивидуально и было направлено на выявление эффективности занятий кружковой работы по изготовлению подвижных игрушек по развитию конструктивных умений и проявления уровня самостоятельности детей 7-го года жизни. Исследование проводилось аналогично констатирующему эксперименту (по методике, разработанной В.П. Дубровой).
Результаты диагностического исследования были занесены в протоколы 5,6,7,8 (см. Приложение 6,7,8,9). Сравним уровень развития конструктивных умений и уровень проявления самостоятельности в изготовлении подвижных игрушек в таблицах 5,6,7,8 и рисунках 3,4. Сравнительные результаты исследования констатирующего и контрольного этапов эксперимента таблице 9 и на рисунке 5.

Таблица 5. Количество испытуемых по уровню развития конструктивных умений
Таблица 6.Результаты уровня развития конструктивных умений (%)
\s
Рис. 3. Показатели развития уровня конструктивных умений.
Таблица 7. Количество испытуемых по применению самостоятельности в изготовлении подвижных игрушек (констатирующий этап).
Таблица 4. Результаты уровня проявления самостоятельности в изготовлении подвижных игрушек (%).
\s
Рис.4. Показатели уровня проявления самостоятельности в изготовлении подвижных игрушек.
Вывод: Результаты исследования показали, что в группах ЭГ и КГ высокий уровень конструктивных умений составляет: 25 % и 12,5 соответственно.
Средний уровень конструктивных умений в ЭГ – 75 % (6 детей), в КГ – 87,5 % (семь детей). Если учесть, что большинство детей экспериментальной группы имели низкий уровень конструктивных умений и проявления самостоятельности, то их результаты довольно улучшились, и наблюдается положительная динамика в их навыках. Контрольная группа так же не могла не изменить показатели, так как они продолжали заниматься на занятиях по труду. Низкий уровень конструктивных умений в обеих группах отсутствует.
Таким образом, было установлено, что уровень развития конструктивных умений и уровень проявления самостоятельности в изготовлении подвижных игрушек заметно изменились. Дети стали активно включаться в работу, с радостью, с удовольствием. Проявляли чаще самостоятельность и аккуратность в работе. Поставленной цели дети этой подгруппы достигали в основном самостоятельно. В контрольной группе тоже изменился уровень конструктивных умений, но активности и самостоятельности в работе практически не проявляли, а делали всё по побуждению воспитателя. Дети этой группы умеют пользоваться шаблоном, но не все могут скреплять подвижные детали, затрудняются надрезать по сплошным линиям, сгибать по пунктирным линиям, не аккуратно выполняют поделки.

Заключение
Художественный ручной труд — это творческая работа ребёнка с различными материалами, в процессе которой он создаёт полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта (игр, труда, подарка маме, отдыха). Как показывает ряд исследований Л.П. Лурия, Н.Н. Поддьякова, А.Н. Давидчик, Л.А. Парамоновой конструктивная деятельность, отвечая интересам и потребностям дошкольников, обладает чрезвычайно широкими возможностями в плане умственного воспитания детей.
Работая с изделиями из бумаги и картона, ребёнок получает дополнительные знания и практические умения, расширяя одновременно свой кругозор. Он развивает образное представление о возможностях предметов, учится конструировать и моделировать, находить неожиданные варианты использования. Знание, умение, навыки дети приобретают на занятиях, а закрепляются в изготовлении различных поделок, игрушек на занятиях по ручному труду и в кружковой работе. Опытно-экспериментальное исследование позволила детям экспериментальной групп научиться всматриваться в образ картины, скульптуры, находить и различать способы изображения. Дети освоили операции разметки, сгибания, резания бумаги в процессе изготовления различных изделий. Соединение между собой отдельных деталей являлась заключительным моментом в этом процессе (не считая окончательной отделки готовых изделий). Высокий уровень развития конструктивных умений и уровень проявления самостоятельности в изготовлении подвижных игрушек позволяет определённо утверждать, что дети стали активно включаться в работу, с радостью, с удовольствием. Проявляли чаще самостоятельность и аккуратность в работе. Поставленной цели дети этой подгруппы достигали в основном самостоятельно. Предположение о том, что серия занятий кружковой работы по изготовлению подвижных игрушек успешно влияет на развитие конструктивных умений детей 7-го года жизни, подтвердилось.

Список использованной литературы
1. Богатеева, З.А. Занятия аппликацией в детском саду [Текст]: М., — 1988.
2. Весёлые самоделки [Текст]/ Сост. Т.И. Панфилова. – М., — 1995.
3. Гоман, Л.А. Занятия по ручному труду в детском саду[Текст]: Методические рекомендации к альбому. – Днепропетровск, — 1982.
4. Гибсон, Р., Тайлер, Д. Делай и играй. Весёлое Рождество [Текст]. – М., — 1994. – 96 с.
5. Григорьева, Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников [Текст]. – М., — 1999. – 272 с.
6. Давидчук, А.Н. Развитие у детей конструктивного творчества [Текст]. – М., — 1976.
7. Давидчук, А.Н. Формирование конструктивного замысла [Текст]// Дошкольное воспитание – 1969. — № 4.
8. Долженко, Г.И. 100 поделок из бумаги [Текст]. – Ярославль, 1999 – 144 с.
9. Дошкольная педагогика [Текст]/ Под ред. В.И. Ядешко и Ф.А. Сохина. – М., — 1978. – 416 с.
10.            Истоки. Базисная программа развития ребенка дошкольника [Текст]: — СПб., — 2002.
11.           Куцакова, Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду [Текст]: — М., 1990. -158 с.
12.            Косминская, В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду [Текст]. – М., — 1977.
13.            Кузнецов, В.П. Практические работы в учебных мастерских [Текст]. – М., — 1958. – 200 с.
14.            Лиштван, З.В. Конструирование[Текст]. – М., 1981.
15.            Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию [Текст]/ Под ред. Т.С. Комаровой. – М., — 1991. – 256 с.
16.            Намбина, М.И. Чудеса для детей из ненужных вещей [Текст]. – Ярославль «Академия». – 1997.
17.            Нравственное – трудовое воспитание в детском саду [Текст]/ Под ред. Р.С. Буре. – М., — 1987.
18.            Нечаева, В.Г. Конструирование в детском саду [Текст]. – М., 1961.
19.            Общая психология [Текст]\ Под ред. В.В. Богуславского и др. – М., 1981. – 383 с.
20.            Парамонова, Л., Сафонова, О. Проблема деформирования обобщенных способов действий [Текст]// Дошкольное воспитание. – 1985. — № 9.
21.            Парамонова, Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду [Текст]. – М., 2002. – 192 с.
22.            Парамонова, Л., Урадовенных, Г. Роль конструктивных задач в формировании умственной активности детей [Текст]// Дошкольное воспитание. -1985. — № 7.
23.            Программа воспитания и обучения в детском [Текст]/ Под ред. М.А. Васильевой. – М., — 1987.
24.            Программа «Радуга» [Текст] — М.,1994.
25.            Рождество [Текст]// Сост. Э. Бурда. – М., — 1994.
    продолжение
--PAGE_BREAK--26.            Сергеева, Д.В. Взаимосвязь по конструированию и ручному труду[Текст]. – М., — 1996.
27.            Сергеева, Д.В. Воспитание ребёнка дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности[Текст]. – М., 1987.
28.            Тарловская, И.Ф., Топоркова, Л.А. Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду[Текст]. — М., — 1994.
29.            Туфкрео, Р., Кудейко, М. Коллекция идей [Текст]. – М., — 2004. – 192 с.
30.            Уроки детского творчества [Текст]/ Под ред. Силия Соломон, Моника Пфаффкерн. – Мм, — 1996.
31.            Уроки детского творчества [Текст]/Под ред. М. Зеевальд. М., 1996. – 128 с.
32.            Ширяева, Н. Влияние конструирования на развитие умственных способностей детей [Текст] // Дошкольное воспитание. – 1985. — № 10.

Приложение 1
Список детей
Экспериментальная группа
Контрольная группа

Приложение 2
Результаты наблюдения за выполнением конструктивных умений детей при изготовлении подвижной игрушки (констатирующий эксперимент).
Протокол 1
Экспериментальная группа
Результаты наблюдения за выполнением конструктивных умений детей при изготовлении подвижной игрушки (констатирующий эксперимент).

Контрольная группа

Приложение 3
Протокол 2. Результаты наблюдения за проявлением самостоятельности в изготовлении подвижной игрушки (констатирующий эксперимент).
Экспериментальная группа
Результаты наблюдения за проявлением самостоятельности в изготовлении подвижной игрушки (констатирующий эксперимент).

Контрольная группа

Приложение 4
Уровень конструктивных умений при изготовлении подвижной игрушки (метод наблюдения)
Экспериментальная группа
Контрольная группа

Приложение 5
Уровень проявления самостоятельности при изготовлении подвижных игрушек (констатирующий эксперимент).
Экспериментальная группа
Контрольная группа

Приложение 6
Результаты наблюдения за выполнением конструктивных умений детей при изготовлении подвижной игрушки (контрольный эксперимент).
Экспериментальная группа
Протокол 3
Результаты наблюдения за выполнением конструктивных умений детей при изготовлении подвижной игрушки (констатирующий эксперимент).

Контрольная группа

Приложение 7
Протокол 3. Результаты наблюдения за проявлением самостоятельности в изготовлении подвижной игрушки (контрольный эксперимент).
Экспериментальная группа
Протокол 4
Результаты наблюдения за проявлением самостоятельности в изготовлении подвижной игрушки (контрольный эксперимент).

Контрольная группа
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.