МИНИСТЕРСТВО ПООБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО «НОВОСИБИРСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедрапедагогики, психологии и предпринимательства
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине
«Теория иметодика обучения технологии и предпринимательства»
Разработкаэкспериментальной программы по изучению традиционной росписи (на примере гжель)для уч-ся 5 классов)
Студент группы № 51 М.С.Гичко
Руководитель работы:
доцент, канд. пед.наук.И.Н.Лукина
Новосибирск
2011г.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
1ПОНЯТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
1.1 Общиесведения о программе
1.2 Структураи виды программы
2ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ДПИ.
2.1Пояснительная записка
2.2Учебно- теметический план
2.3Содержание программы
2.5Методические рекомендации
3.ПЛАН- КОНСПЕКТ УРОКА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙСПИСОК
ВВЕДЕНИЕ
художественныйпромысел гжель образовательный программа
Актуальность. Искусствонародных художественных промыслов предстает перед нами как сложное, богатое подекоративным возможностям, глубокое по идейно-образному содержанию явлениесовременной культуры. Во многих районах нашей страны сохранилось традиционное,основанное на ручном труде и пришедшее от дедов и прадедов народноедекоративно-прикладное искусство и народные художественные промыслы.Происхождение народных промыслов различно. Одни берут свое начало вкрестьянском бытовом искусстве, связанном с натуральным хозяйством иизготовлением как повседневных, обиходных, так и праздничных нарядных бытовыхпредметов для себя и своей семьи. Так, например, ручное узорное ткачество,вышивка, которыми владели с детских лет крестьянки, выполняя одежду, полотенца,столешники и т. д., стали основой для сформировавшихся впоследствии многихоригинальных ткацких и вышивальных промыслов. С течением времени,распространяясь в отдельных центрах, а нередко охватывая целые районы, онипревращались в промыслы.
В настоящее время школынуждаются в перестройке образовательного процесса. И акцент необходимо сделатьна личностные качества ребенка. А значит, образовательные программы устарели инужно создать такую программу, чтобы программа была нацелена на деятельность школьника,его всестороннее развитие личности и формирования его готовности к жизни.Изобразительная деятельность, являясь одним из любимых занятий детей, можетбыть использована в качестве одного из средств повышения уровня подготовкиребенка к жизни и поэтому необходимо создать специальную программу длятворческого развития ребенка.
Объектом исследованияявляется процесс обучения технологии.
Предмет исследования — учебнаяпрограммная документация.
Цель – создатьэкспериментальную образовательную программу для изучения истории развития,технологию традиционных росписей на примере гжель для 5 классов.
Для достижения целинадо выполнить ряд задач:
— изучитьпсихолого-педагогические особенности учащихся 5 классов;
— проанализироватьпрограммы и литературу по ДПИ;
— рассмотретьтребования к оформлению образовательной программы;
— создатьобразовательную программу;
— разработать план-конспект урока.
Гипотеза. Но мало ктознает об истории возникновения и становления гжель. Для изучения традиционныхросписей необходимо разработать средство (пособие), то процесс обучения станетэффективнее. Самым оптимальным средством для внедрения и изученияхудожественных традиций в росписи является разработка программы для изучениятрадиций, нравственного воспитания, развития художественного вкуса.
1 ПОНЯТИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
1.1 Общие сведения о программе
Приступая к разработкепрограммы, педагог должен четко представлять назначение, структуру и содержаниеэтого документа, только тогда он сможет построить свою работу грамотно иоптимально.
Прежде всего образовательнаяили учебная программа- это документ, определяющий концептуальные основы исодержание деятельности педагога, организационные и методические особенности.
Программа- этодокумент, отражающий деятельность конкретного педагога, объединения, учрежденияили целого региона. [1. стр.9]. С другой стороны, это вид творческойразработки по какому – либо педагогическому, учебно-творческому,репродуктивному виду деятельности, как самого педагога, так и занимающихся унего детей и подростков, поскольку педагогический процесс всегда носитдвусторонний характер.
«Программа (от греч. programma-объявление, распоряжение) – по словарю- это содержание и план деятельности;изложение основных положений деятельности организации или отдельного деятеля, атак же краткое изложение учебного предмета.» [5. стр.9 ]. Осуществляется этадеятельность посредством «программно – целевого метода», который предполагаетвоплощение целей плана с помощью программы. В энциклопедическом словареговорится, то каждая программа представляет собой комплекс мероприятий пореализации упорядоченных целей и подцелей развития объекта программы. Оценка ивыбор возможных ее вариантов производится по различным критериям.
Таким образом,разработка программы становится одним из важнейших условий и одним из средствосуществления образовательного процесса. Поэтому важно четко представлять себе,какие функции выполняет документ, называемой «Программа».
Содержаниепедагогического (образовательного) процесса фиксируется в конкретной программе:программе базового образования или программе дополнительного образования. И те,и другие имеют общие для всех программ требования и компоненты, но компонентыпрограмм дополнительного образования имеют специфические особенности, посколькув образовательный процесс учреждения дополнительного образования входит иобучение, и воспитание.
М.М. Поташник и В.С.Лазарев выделяют семь качеств, которыми должна обладать любая программа: 1)актуальность- ориентация на решение наиболее значимых проблем; 2) прогностичность-способность соответствовать изменяющимся требованиям и условиям е реализации;3) рациональность- возможность получать максимально полезный результат придостижении поставленной цели при помощи реально имеющихся ресурсов; 4)реалистичность- соответствие между желаемым и возможным, между целями иреальными необходимыми средствами; 5) целостность- полнота и согласованностьдействий, необходимых для достижения целей; 6) контролируемость- определениепромежуточных целей, т.е. реальных способов проверки получаемых результатов; 7)чувствительность к сбоям- возможность оперативного обнаружения отклонений икоррекции действий [1.стр.17].
Программа предусматриваетстимулирование или коррекцию развития определенных качеств: группы детей илиотдельного воспитанника. Как правило, индивидуальная программа создается, поконкретному замыслу педагога и реализуется в практической работе с отдельнымивоспитанниками в сравнительно ограниченный срок. На создание такого родавоспитательных программ в свое время настаивал А.С. Макаренко. Он утверждал,что должна быть и общая «стандартная» программа, и индивидуальный корректив кней.
Индивидуальнаяпрограмма педагога в педагогической литературе могут быть названыинновационными, творческими, авторскими.
От мастерства педагогаи заинтересованности ребенка будет зависеть эффективность деятельностипедагога, а так же насколько хорошо продумана программа.
Программа дает возможностьвсем участникам деятельности представить цель и задачи совместных действий накаждом временном отрезке. В то же время программа указывает путь к достижениюпоставленной цели, определяет промежуточные результаты, что дает возможностьпедагогу быстро реагировать на изменение ситуации, оперативно корректироватьпедагогический процесс, своевременно вносить изменения в методику работы.
В программе фиксируетсяи логически выстраивается перспектива развития педагогической деятельности,определяются проблемы, обосновываются цель, задачи и тематическое планирование,приводятся критерии оценки освоения воспитанниками предлагаемых образовательныхпрограмм.
Необходимостьсоставления программы педагогической деятельности повышает требования и кподготовке самого педагога, требует умения представить свою деятельность в видепрограммы.
С одной стороны,педагог может использовать любую опубликованную программу, адаптировать ее ксобственным условиям, может составить свою программу из нескольких, можетразработать собственную- авторскую- программу. Но, с другой стороны, и другиепедагоги могут использовать эту программу. Следовательно, в обоих случаяхпрограмма педагогической содержательной, должно быть ясно, что и почему следуетделать.
Целостностьобразовательного процесса конкретизируется в цели, которая определяет связь,как с содержанием, так и с методами и организационными формами педагогическойдеятельности. При наличии такой взаимосвязи цель приводит в действие средстваее осуществления. Образуется система отношений «цель- средства- результат», прикоторых и осуществляются взаимодействие, взаимосвязь и взаимозависимостьэлементов педагогического процесса.
Цель в педагогическомпроцессе по отношению к социальному процессу выполняет ряд функций:модификации, концентрации, побуждения, стимуляции, коррекции, а так женаправляющие, приспособительные и структурообразующие функции. Ведущая (общая)цель- развитие личности- опосредовано связана с содержанием, методами и формамипедагогической деятельности. В то же время содержание само по себе можетрассматриваться как цель по отношению к методам и формам. В этом случае системаметодов и организационных форм становится средством реализации этой цели.
Хорошо продуманнаяпрограмма педагогической деятельности- правильно определенные цель и задачи,позволяют педагогу без осложнений пройти путь от механического подчиненияребенка своему авторитету к завоёвыванию добровольного признания; отавторитарного педагога к педагогу-товарищу, умелому и опытному; к педагогу –организатору детской самодеятельности и активности; от учителя, который учит,консультирует, инструктирует, помогает в самостоятельной работе и вооружаетметодами самостоятельного приобретения.
1.2 Структура и видыпрограммы
Программа дисциплиныявляется документом, отражающим содержание дисциплины, который обязателен длявыполнения в учебных заведениях профессионального технического образования(ПО).
Программы дисциплинбывают следующих видов:
— типовые;
— рабочие;
— авторские.
Типовая программадисциплины представляет собой документ, отражающий содержательный компонентдисциплины и детально раскрывающий обязательные (федеральные) и региональныекомпоненты стандарта профессионального образования.
Типовая программадисциплины разрабатывается Институтом регионального образования (ИРРО) илирегиональным министерством образования.
Типовые программыдисциплин необходимы руководящим работникам профессионального образования (ПО),преподавателям, мастерам производственного обучения.
Рабочая программадисциплины разрабатывается на основе примерной (типовой) программы курса сучетом специфики учебного заведения, путем внесения изменений, уточнений,дополнений преподавателями и мастерами производственного обучения.
Авторская программадисциплины — это учебная программа дисциплины, разработанная от начала до концапедагогом (преподавателем или мастером производственного обучения).
Авторская программаотражает содержательный компонент дисциплины и индивидуальную методическуюсистему педагога-разработчика[6].
Структура типовойпрограммы дисциплины следующая:
· пояснительнаязаписка;
· тематический план;
· содержание дисциплинытеоретического или производственного циклов;
· список рекомендуемойлитературы.
В пояснительной запискераскрываются цели и задачи обучения данному курсу, объясняется структурарабочей программы дисциплины, даются указания о возможных изменениях идополнениях содержания программы курса.
Тематический планраскрывает тематическую и временную структуру дисциплины, включая в себяперечень тем и количество часов, отведенных на каждую тему.
Содержание программыдисциплины определяет содержание курса дисциплины, выраженное через основныепонятия, законы, явления, научные процессы.
Структура авторскойпрограммы дисциплины отличается от типовой, так как разрабатывается всоответствии с применяемой технологией обучения.
При разработкесодержания программ дисциплин необходимо соблюдать следующие принципы:
· принципуниверсальности;
· принципвсесторонности;
· принципсовременности;
· принцип систематичности;
· принцип доступности;
· принциппреемственности;
· принципперспективности.
Универсальностъсодержания программы дисциплины — это обеспечение возможности подготовкирабочего для любого предприятия данной отрасли производства.
Всесторонность содержанияпрограммы дисциплины предполагает отражение задач образования, воспитания иразвития.
Современность программысодержания дисциплины отражает соответствие требованиям научно-технического прогресса(НТП).
Перспективностьсодержания программы дисциплины — это обеспечение возможности профессиональногороста подготовленного рабочего.
Преемственностьсодержания программы дисциплины предполагает связь содержания между этапамипрофессионального обучения.
Доступность содержаниярабочей программы предполагает учет оптимального уровня трудности учебногоматериала.
Систематичностьсодержания программы дисциплины выражается в четкой последовательности этаповобучения (переход от овладения первоначальными знаниями, умениями и навыками ких совершенствованию и углублению, к выполнению работ с применениемприобретенных знаний, умений и навыков).[1. стр.37]
2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ДПИ
2.1Пояснительная записка
Народноедекоративно-прикладное искусство — одно из средств художественного воспитаниядошкольников.
Знакомясь снародным искусством, дети учатся понимать прекрасное, узнают традиции, обычаи,особенности жизни, быта, передающиеся из поколения в поколение, усваиваютэталоны красоты.
Актуальностьпрограммы заключается в том, что знания детей не ограничиваются рамками толькоодной программы. Дети знакомятся с разнообразием промыслов России, ихособенностями, многообразием используемых материалов в изготовлении изделийнародных мастеров, учатся на основе полученных знаний создавать свои узоры.Таким образом, программа предполагает развитие творческой личности, способнойприменить свои знания и умения в различных ситуациях.
Программапредусматривает проведение педагогического анализа знаний, умений и навыковдетей 2 раза в год (вводный — в сентябре, итоговый — в мае).
Программарассчитана на один год и разработана для учащихся 5 классов. Планируетсяреализовывать программу через факультативные занятия как дополнительные урокипо технологии: 4 часа в неделю, от всего рабочего времени 40% теории и 60%практики. По окончании данной программы учащиеся делают и защищают проект. излучших работ организовывается выставка.
Основная цельпрограммы — развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображениясредствами декоративно-прикладного искусства.
Цель программы –занятия направлены на развитие творческих, интеллектуальных и эстетическихспособностей учащихся; создание условий для самореализации ученика втворчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт,своей индивидуальности; познакомить с профессиями художника-дизайнера,оформителя; знакомство с творчеством народных умельцев города и области.
Задачи программы:
Обучающие:
1) Ознакомить учащихсяс основами знаний в истории, видами технологиями и техниками декоративно-прикладногоискусства,
2) продолжатьформировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль спомощью эскиза, рисунка, объемных или плоскостных форм;
3)приобретение навыковучебно-исследовательской работы.
Воспитательные:
1) осуществлятьтрудовое и эстетическое воспитание школьников;
2) воспитывать в детяхлюбовь к родной стране, ее природе и людям;
3) добитьсямаксимальной самостоятельности детского творчества.
Развивающие:
1) развивать внимание,память, логическое и абстрактное мышление, пространственного воображения;
2) развитие мелкоймоторики рук и глазомера;
3) пробуждатьлюбознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства;
4) формированиетворческих способностей, духовной культуры и эмоционального отношения кдействительности.
2.2Учебно-тематический план
Талица 3. 1 — Учебно-тематический план Наименование разделов и тем. Всего часов Теор. Практ. 1.Вводное занятие. «История российской росписи». 2 2 ____ 2. «Экскурсия в село Гжель» 4 2 2
2.1.«Гжель и />» 12 2 10 3.«Экскурсия в Нижний Новгород» 4 2 2 3.1.«Хохлома» 12 2 10 4.«Экскурсия в город Городец» 4 2 2 4.1«Городская забава» 12 2 10 5.«Экскурсия. Тульская область., село Филимоново.» 4 2 2 5.1.«Филимоновские игрушки» 12 2 10 6.«Экскурсия в истоки росписи сибири» 4 2 2 6.1 «.Жостовская роспись» 10 2 8 7.«Экскурсия в Полховский Майдан» 4 2 2 7.1. «Полхов- Майдан» 10 2 8 8.«Экскурсия в село Дымково» 4 2 2 8.1«Дымковские забавы» 12 2 10 9. Проектная работа. 9.1.Поиск.темы 4 2 2 9.2.Подбор материала. (Поход в библиотеку). 2 ---------- 2 9.3. Практическая работа. 6 ------- 6 9.4. Подготовка к защите. 2 2 9.5.Защита проектов. 4 ----------- 4 10.Выставка. Заключительное занятие Всего часов: 128 32 96
2.3Содержание программы
1. Введение.История российской росписи.
Понятие роспись.История художественных росписей
1.1 Экскурсияв село Гжель.
Познакомить с промыслом- «гжельская керамика». Учить видеть красоту посуды, скульптуры малойформы, особенности цвета и его оттенка.
1.1.1 Гжельи />.
Учить получать оттенкиразных тонов, составлять узор из тонких линий и мазков в разных вариантах.
2. Экскурсияв Нижний Новгород.
Дать детям общеепредставление о предметах декоративно-прикладного искусства, познакомить с хохломскойросписью: ее содержанием, элементами, композицией и цветосочетанием.
2.1 Хохлома.
Учить рисовать узор вопределенной последовательности, сочетать в узоре цвета, характерные дляхохломской росписи: черный, красный, «золотой» (охра). Учить самостоятельносоставлять узор по мотивам хохломской росписи, согласовывать композицию узора сформой изделия и его частей.
3. «Экскурсия вгород Городец»
Познакомить сгородецким промыслом, элементами и цветосочетаниями, характерными длягородецкой росписи по дереву.
3.1 «Городецкаязабава» .
Учить самостоятельноукрашать городецким узором изделия, согласовывать композицию и величину узора сформой и величиной частей предмета.
3. «Экскурсия.Тульская область, село Филимоново.»
Познакомить сфилимоновской игрушкой.
4.1. «Филимоновскиеигрушки».
Учить замечатьсочетание цветов, расположение элементов узора. Формировать у детей понятие обособенностях узора: повторы, чередование, соблюдение ритма. Развиватьвоображение.
5. «Экскурсия вистоки росписи сибири»
Познакомить сжостовской росписью, ее основным мотивом — букет.
5.1 «Жостовскаяроспись»
Учить составлять узорна любой форме, украшать цветами и каймой. Учить выбирать цвета, использоватьоттенки.
6. «Экскурсия вПолховский Майдан»
Познакомить с промысломПолхов-Майдана
6.1 «Полхов- Майдан».
Учить узнавать роспись,отличать ее от других. Учить рисовать узор по мотивам Полхов — Майданскойросписи.
7. «Экскурсия в селоДымково»
Учить расписыватьсилуэты игрушек узором, близким по композиции, элементам и цветосочетаниюдымковским игрушкам (птицам, коням, козликам, барышням).
7.1 «Дымковские забавы»
Практическое выполнениеупражнений и заданий для приобретения умений и навыков, а так же закреплениязнаний техники выполнения росписи.
8. Проектнаяработа.
Помочь выбрать тему;консультировать по литературе; помощь в технологической разработке изделия.
8.5. Защита проектов.
9. Выставка.Заключительное занятие.
Организация выставки сцелью подведения итогов работы за год, выбор лучших работ и награждение ребят.
2.4Методические рекомендации
Включая впедагогический процесс занятия по декоративному рисованию, важно помнить, чтодля успешного овладения детьми умениями и навыками в составлении узоров помотивам определенной росписи необходимо учитывать возрастные и индивидуальныеособенности детей школьного возраста, их желания и интересы,
В работе используютсяизделия декоративно-прикладного искусства с растительным узором (городец,хохлома, жостово, кружево и др.). Задача педагога — показать разнообразие итрадиции видов: характерные особенности, своеобразие элементов узора, сочетанияцветов, композиции.
Вся работа проводится втрех направлениях:
— ознакомление детей сопределенным видом народного декоративно-прикладного искусства. Эмоциональноевоспитание детей: умение видеть, любоваться и восхищаться красотой предметовнародного творчества.
— обучениедекоративному рисованию на основе подлинных предметов народного искусства.Обучение некоторым приемам росписи по мотивам народных промыслов.
— обучение умениювыделять особенности каждого вида декоративно-прикладного искусства, находитьсходства и различия в изделиях народных мастеров, формировать декоративноетворчество, умение создавать узоры на любой форме, развитие творческихспособностей ребенка.
Формы организации работыс детьми
1. Занятия поознакомлению с определенными видами декоративно-прикладного искусства.
2. Занятия подекоративному рисованию.
3. Занятия по замыслуявляются показателем развития детского декоративного творчества: яркостьобразов, сказочность цветов, необычность композиции.
4. Выставки. На нихмогут быть представлены:
— один подлинныйпредмет (например, дымковский конь);
— предметы одного вида(дымковские игрушки);
— предметы одногообраза (животные в дымковской игрушке);
— сравнение двух-трех видов.
Итогом работы можетбыть проведение выставки в зале, изостудии, где дети вновь видят все предметытех видов, с которыми они знакомились в течение года.
Методы и приемы обучениядекоративному рисованию
Создание игровойситуации в начале занятия и во время анализа детских работ(«одевание» дымковских игрушек — использование трафаретов сизображением игрушек, «мастерские» народных мастеров,«художественные салоны», «выставки народного искусства» ипр.), что позволяет поддерживать интерес детей к занятиям; сравнение двухэлементов узора, композиций для обучения пониманию закономерностей росписи,вариантов сочетания отдельных элементов узора при создании образа;использование движения руки — очерчивающего жеста для выделения элементов узорана предмете и определения расположения их на листе бумаги, последовательностизаполнения формы бумаги или предмета; проговаривание последовательности работы,называние элементов узора, действия при его воспроизведении в рисовании(«завиток ведем вверх, потом вниз...»).
Обучение техникерисования и приемам кистевого письма народных мастеров помогает выработкелегких ритмичных движений, быстроте создания узора. Например, дети присоставлении дымковских узоров сначала рисуют все одинаковые элементы одногоцвета (кольца), затем другим цветом рисуют второй элемент (круг в каждомкольце), потом украшают все элементы (точки) и т.д.
Организуя работу сдетьми по ознакомлению с декоративным искусством, следует предусмотреть еесистематичность и последовательность.
Педагогическая диагностика
Педагогическаядиагностика проводится с детьми в начале и в конце года с целью сравнениярезультата познавательного и эстетического развития, а также с целью выявленияуровня знаний, практических умений и навыков.
Детям предлагаетсясравнить две игрушки разных промыслов. Они должны назвать вид росписи, выделитьи назвать общее и различное в цвете, форме, композиции, элементах; выразитьсвое эмоциональное отношение к произведению, расписать одно изделие по мотивампонравившейся росписи.
Диагностическоеисследование проводится по подгруппам (5-7 человек)
Цель: сравнение двухигрушек (или изделий народных промыслов) и выполнение по их мотивам росписи:
— назвать вид народногоискусства;
— описать каждуюигрушку и изделие;
— сравнить две игрушкиили два изделия, выделить сходство и различия;
— выразить своеотношение;
— выполнить узор помотивам понравившегося изделия или игрушки на плоском силуэте.
Анализ уровняинтеллектуально-эстетического развития детей проводится по следующимпоказателям:
— называет игрушку(изделие) правильно — 3 балла, сомневается (ошибается, но в итоге называетправильно) — 2 балла, неправильно — 1 балл, не называет — 0 баллов;
Описывает достаточнополно — 3 балла, называет лишь некоторые признаки — 2 балла, неправильноназывает — 1 балл, совсем не называет признаков — 0 балл;
сравнение правильное иполное — 3 балла, правильное, но частичное — 2 балла, неправильное — 1 балл, непроводит сравнения — 0 баллов;
— ярко выражает своеотношение к произведениям искусства — 3 балла, необоснованное отношение — 1балла, безразличное отношение — 0 баллов;
— выполнение узора насилуэте полностью соответствует — 3 балла, частичное несоответствие — 2 балла,большое несоответствие — 1 балл;
— техника исполнения — высокая — 3 балла, средняя — 2 балла, низкая — 1 балл. [3.стр.27]
Шкала уровней
Нулевой уровень (от 0до 2 баллов).
Ребенок недифференцирует виды росписи. Затрудняется в описании предмета. Не можетсравнить по признакам. Не может выразить своего отношения. Узор несоответствует стилю росписи. Низкий технический уровень исполнения.
Низкий уровень (от 3 до7 баллов).
Называет только одинвид росписи. Описание неполное. Затрудняется в сравнении. Выражаетнеобоснованное отношение к изделию. Часто полностью копирует роспись.Технические навыки средние.
Средний уровень (от 8до 13 баллов).
Ребенок называет обавида росписи. Описывает только характерные признаки. Указывает только по одномупризнаку различия и сходства. Дает обоснованную оценку своего отношения кизделию. Вносит изменения в цвет и элементы узора. Высокая техника исполнения.
Высокий уровень (от 14до 18 баллов).
Называет оба видаросписи. Описывает подробно. При сравнении указывает сходство и различия понескольким признакам. Дает обоснованную оценку своего отношения к изделию. Четкоследует стилю росписи, вносит новые элементы. Высокая техника исполнения[3.стр.29].
Работа с родителями
Для достижения высокихрезультатов по данной программе большое значение имеет работа с родителямивоспитанников. Необходимо их заинтересованное участие в процессе ознакомления школьниковс народным творчеством. При этом используются как традиционные формы работы:выступление на родительских собраниях, консультации, анкетирование, организациясовместных досугов, и нетрадиционные: привлечение родителей к изготовлениюматериалов для оформления развлечений мастер классы, просмотр родителямиоткрытых занятий, «заочные путешествия» и «заочныеэкскурсии» в музеи народных мастеров, конкурсы поделок народногодекоративно-прикладного искусства.
Ресурсное обеспечение
Для работы с детьми попрограмме «Народные промыслы» необходимо иметь:
1) Подлинныенародные игрушки — дымковские, богородские, филимоновские, каргопольские и др.(по 1-2 каждого вида)
2) Гжельскиеизделия (посуда, фигурки животных).
3) Изделиямастеров Полхов — Майдана (лошадки, матрешки, предметы быта).
4) Предметыдекоративно прикладного искусства фабричного изготовления и предметы народногоискусства: жостовские подносы, хохломская посуда и мебель, деревянные изделия срезьбой, вологодские кружева.
5) Аудиозаписис произведениями русских композиторов для сопровождения занятий.
6) Дидактическиеигры по мотивам народного творчества.
7) Трафаретынародных игрушек, декоративных элементов различных видов росписи;
8) Раскраскипо декоративно-прикладному творчеству
9) Демонстрационныйматериал:
— видеофильм«Русские промыслы»,
— слайды с изображениемнародных мастеров за работой;
— альбомы по народномутворчеству,
— иллюстрации сизображением жостовских подносов,
— иллюстрации сизображением старинных построек,
— таблицы с элементамиросписей,
— схемы поэтапногорисования различных видов росписей
3 ПЛАН- КОНСПЕКТ УРОКА
Тема урока: Сказочнаягжель.
Цели урока:
1. Познакомить детей сискусством гжельских мастеров; способствовать развитию эстетического вкуса ифантазии. Стимулировать стремление своими руками создавать красоту.
2. Формироватьпрактические умения и навыки рисования с образца. Учить детей составлять узорпо мотивам гжельской росписи. Совершенствовать навыки работы с красками.
3. Воспитывать интереск искусству гжельских мастеров. Развивать такие качества как усидчивость,внимание, аккуратность при работе с красками. Дать возможность детямпочувствовать себя народным мастером.
Оборудование:
1. Для учащихся:
• модель дляраскрашивания " Виньетка или «Гжельский бычок»"
• гуашь
• кисти
• баночка дляводы
• лист бумаги
• салфетка
• простойкарандаш
• стирательнаярезинка
2. Для учителя:
• предметынародного прикладного искусства «Гжель» (тарелки, солонки, чашки, чайники ит.д.), открытки, репродукции
• плакат «Гжель»
• презентации«Гжель»
План урока (45 мин):
1. Организационныймомент. Проверка готовности к уроку. 3-5 мин.
2. Теоретическаячасть. Вводная беседа с демонстрацией гжельской росписи, презентаций.Объяснение последовательности росписи. 10-15 мин.
3. Практическаячасть. Самостоятельная роспись модели для раскрашивания. 15-20 мин.
4. Заключительнаячасть. Подведение итогов. 5 мин.
Ход урока:
Запись на доске:Сказочная гжель.
Учитель: Сегодня,ребята, наш урок посвящен «Сказочной гжели». Но расскажу я вам не сказку, абыль.
Давным-давно это было.В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средьдремучих лесов стояла деревушка Гжель. Жили там смелые и умные, добрые иработящие люди. Издавна делали они посуду из белой глины. Даже название деревнисвязано было со словом «жечь», ведь изделия из глины обязательно подвергалиобжигу в печи при высокой температуре. И вот собрались они однажды и сталидумать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свойкрай прославить. Думали-думали и придумали. Решили лепить посуду такую, какойсвет не видывал.
Стал каждый мастер своёумение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, а накрышке – курочка красуется.
Другой мастерпосмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Увидел он на улице бычка, да ивылепил его.
Третий мастер подивилсякрасоте такой, а сам ещё лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбкисказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивнаяполучилась сахарница.
Стали дальшедуму-думать. Как бы украсить такую затейливую посуду?
Разошлись по домам.Идут дорогой и смотрят. А вокруг сказочная красота, разливается синь-синева:высокое синее небо с белыми облаками, вдалеке синий лес виднеется, синяя гладьрек и озер, а над ними белый туман стелется.
Вот и задумали ониперенести эту синеву на белый фарфор. И всё, что кисть рисует, становится синими голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава.
Полюбилась наряднаяпосуда людям, и стали называть ее ласково «Нежно-голубое чудо — сказочнаягжель». На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всемповедали, какие умелые мастера живут на Руси.
И по сей день живстаринный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров,продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.
(Показ презентации«Гжель», учитель обращает внимание на особенности гжельской росписи)
— Русский живописецБ.М.Кустодиев говорил, что гжельские чайники и чашки цветут “колдовскими синимицветами”.[6]. И действительно, знаменитые синие цветы, листья и бутоны на беломфоне – исключительная гжельская традиция, которой не найдешь нигде больше вмире. Самобытный стиль росписи кобальтом (синей краской) использует тридцатьразличных оттенков: от почти прозрачного светло-голубого до насыщенноготемно-синего цвета. Но оттенки цвета появляются лишь после обжига, в сыром видерисунок кобальтом выглядит серо-черным.
Поверить трудно:неужели
Всего два цвета?Чудеса!..
Вот так художники изГжели
На снег наносят небеса!
Л. Куликова.
— Пожалуй самыйизлюбленный узор – гжельская роза. Иногда она изображена крупно, широкимимазками. А иногда, написана тоненькой кисточкой. То мы видим букет изнескольких роз, то цветы разбросаны по всей поверхности.
Какие розы и пионы
На чашках пишутмастера.
И сине-белые бутоны
Прекрасны нынче, каквчера!
Л. Куликова.
— Используются завитки,дуги, сеточки, полосочки, травинки, точки.
— Часто изображаютсказочных животных и птиц. На больших изделиях нередко можно увидеть пейзаж.
Фарфоровые чайники,подсвечники, часы,
Животные и птицыневиданной красы.
Деревня в Подмосковьепрославилась теперь.
Известно всем в народеее название – Гжель.
И.Кадухина
— Мастера Гжели дляросписи применяют необычный мазок “мазок на одну сторону” или “ мазок тенями”.В нем виден постепенный переход от светлого к темному.
Тёмно-синее чудо,соловьиная трель.
Всем ты в душу запала,
Наша русская Гжель.
Вопрос: Что украшаютгжельскими узорами?
Ответ: Вазы для цветов,чайники, сахарницы, чашки, блюдца, чайные сервизы.
Учитель: А сейчас мы свами тоже побываем в сказке и почувствуем себя настоящими гжельскими мастерами.Есть у меня набор гжельских бычков (учитель называет имеющиеся модели дляраскрашивания), но только они белые, не раскрашенные. Поможете мне расписатьих?
А чтобы работа у васладилась, да спорилась, я включу вам музыку. Ведь музыка вдохновляет ирасполагает к творчеству.
В процессесамостоятельной работы учитель предоставляет детям творческую свободу, оказываяиндивидуальную помощь. В конце урока устраивается выставка. Ребятаустанавливают свои игрушки на специальную подставку и вместе с учителемвыбирают лучшие работы. Учитель не забывает похвалить каждого ученика, отметитьв игрушке то, что лучше всего удалось.
Учитель: Потрудились вына славу. Я вижу, вы и, правда, умелые ребята! Знатные мастера и мастерицы извас вырастут!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Кружок как формапроведения внеклассного занятия дает учителю возможность применять самыеразнообразные средства и формы работы для совершенствования знаний учащихся вусловиях естественной коммуникации, так как при проведении занятий вовнеурочное время создаются реальные ситуации общения, полнее раскрываютсятворческие возможности детей.
При создании программыакцент ставился на изобразительные возможности детей; быть терпеливым;тренировать усидчивость и сбалансировать психологические особенности школьниковпятых классов.
При апробации программыучитель четко должен отслеживать и фиксировать положительные и отрицательныестороны программы для дальнейшего усовершенствования внеклассной деятельности.
Экспериментальнаяработа доказывает, что использование групповой формы организацииучебно-воспитательного процесса на уроке положительно сказывается на развитиидетей. Дети учатся высказываться, находить верные решения, отвергать ложные,прислушиваться к мнению других. При такой форме организации учебного процессаповышается мотивация обучения, формируются коллективистские отношения.Развивается самостоятельность. Коллективная форма дает возможностьвысказываться стеснительным детям в более узком кругу сверстников.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙСПИСОК
1. Беспятова,Н.К. Программа педагога дополнительного образования/Н.К. Беспятова. –М.:2003.-171с.
2. Буйлова,Л.Н. Организация методической службы/ Л.Н. Буйлова, С.В. Кочнева- М.: Владос,2001.- 158с.
3. Гамезо,М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология/М.В.Гамезо, Е.А.Петрова, Л.М, Орлова- М.: Учебное пособие., 2003.-512с.
4. Лукина,И.Н. «Курсовая работа по методике профессионального обучения/И.Н. Лукина.-Новосибирск, 2007.- 55с.
5. Каргина,З.А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования/З.А.Каргина. – М.: Школьная пресса, 2007.-95с.
6. http://ftipdo.nspu.net/sdl/mod/resource/view.php?id=25387.
7. http://www.gzhel.ru/