Реферат по предмету "Педагогика"


Развитие художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с творчеством иркутских художников

Федеральноеагентство по образованию
Государственноеобразовательное учреждение
высшегопрофессионального образования
Восточно-Сибирскаягосударственная академия образования
Педагогическийинститут
Кафедрапедагогики профессионального образования

Дипломнаяработа
Развитие художественноговосприятия детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с творчествомиркутских художников

Иркутск2010

Содержание
 
Введение
1. Теоретические основы исследованияхудожественного восприятия детей старшего дошкольного возраста
1.1 Сущность понятия восприятия,художественного восприятия
1.2 Изучение развития художественноговосприятия старших дошкольников
2.Особенности художественноговосприятия детей старшего дошкольного возраста
2.1 Цель, задачи и методыисследования
2.2 Особенности развития художественноговосприятия детей старшего дошкольного возраста
3. Развитие художественноговосприятия старшего дошкольного возраста
3.1 Развитие художественноговосприятия детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с творчествомИркутских художников
3.2 Сравнительный анализ основныхданных констатирующего и контрольного экспериментов
Заключение
Литература
Приложение
 

Введение
 
Проблеме художественноговосприятия действительности уделяют большое внимание многие психологи-исследователихудожественного творчества, независимо от разделяемых ими теоретических концепций,например, Р. Арнхейм, развивавший положения гештальтпсихологии, Э. Нойман, последовательК.Г. Юнга, А. Маслоу, представитель гуманистической психологии. Практически всеисследователи рассматривают художественное восприятие действительности как проявлениехудожественной одаренности и важную основу художественных способностей.
В условиях ситуацииначала XXI века изменения иерархии эстетических и нестабильности нравственных ценностей,художественное воспитание призвано быть гарантом полноценного формирования и сохраненияцелостности развивающейся личности. В дошкольном возрасте закладывается фундаментеё творческого потенциала, её ценностные и эстетические установки. Развитие способностик эстетическому восприятию искусства, равно как и природы, способно дать тот внутреннийориентир (чувство гармонии и меры), который направляет личностное развитие по сбалансированномупути.
Психологическиеосновы проблемы формирования творческой активности детей старшего дошкольного возрастапредставлены в работах Б.Г.Ананьева, Л.А.Венгера, Л.С.Выготского, Е.И.Игнатьева,Д.В.Колесова, Г.А.Урунтаевой и др. Педагогический аспект художественно-творческогоразвития дошкольников излагается в трудах Н.А.Ветлугиной, А.А.Грибовской, Т.Н.Дороновой,Т.С.Комаровой, Н.П.Сакулиной, О.П.Радыновой, Е.А.Флёриной, Н.Б.Халезовой, Т.Я.Шпикаловойи др.
Общеизвестно:именно в дошкольный период детства развиваются многие психические свойства человека,качества его личности. Велико значение этого возраста и в формировании и развитииспособностей к изобразительной деятельности, воспитании художественного вкуса иэстетического восприятия. В исследованиях В.И. Игнатьева, В.С.Кузина, Н.П. Сакулиной,Е.А. Флериной экспериментально доказано, что создание изображения требует, чтобыдети отчетливо представляли те предметы и объекты, которые следует изобразить. Всеэти представления формируются на основе восприятия, но обязательно эмоционально-эстетическиокрашенного.
Эмоционально-эстетическоевосприятие развивается в процессе целенаправленных наблюдений и рисования с натуры,по памяти и др. На этой основе развиваются процессе изобразительной деятельностивоображение, обогащается разнообразие впечатлений.
Известно, чтоэстетическое отношение к действительности, рассмотренное с позиции активности субъекта,является основополагающим началом в его всестороннем развитии [Ю.Б. Борев, В.В.Ванслов, Н.И. Киященко, А.Ф. Лосев, и др.]. Эстетическое отношение к действительностипозволяет детям проявлять творческую активность в любом виде деятельности [Л.С.Выготский, А.В. Запорожец, В.С. Мухина, Б.М. Теплов и др.; Н.А. Ветлугина, А.Н.Зимина, Т.С. Комарова, и др.].
Цель исследования– изучениеособенностей и развития художественного восприятия детей старшего дошкольного возрастав процессе ознакомления с творчеством иркутских художников.
Объектом исследования является художественноевосприятие старших дошкольников.
Предметом исследования являются педагогическиеусловия развития восприятия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомленияс творчеством Иркутских художников.
Гипотеза: развитию художественноговосприятия детей старшего дошкольного возраста будет способствовать процесс ознакомленияс творчеством Иркутских художников, если:
— восприятие будетрассматриваться как специфическая деятельность, опосредующая развитие способностик художественно- эстетическому переживанию, возникающему в результате познания окружающейдействительности средствами искусства;
— процесс ознакомленияс творчеством Иркутских художников сопряжен с процессом развития изобразительнойфункции детского рисунка.
Задачи исследования:
1. Проанализироватьсущность понятия и свойства художественного восприятия дошкольников.
2. Осуществитьтеоретический анализ проблемы развития художественного восприятия детей старшегодошкольного возраста.
3. Разработатьи апробировать серию мероприятий по развитию художественного восприятия ребенкастаршего дошкольного возраста в процессе ознакомления с творчеством иркутских художников.
Методологическойосновой исследованияявились: отечественные концепции эстетического воспитания и развития детей младшеговозраста В.В. Алексеевой, Е.М. Торшиловой, Б.П. Юсова; современные положения о становлениибазиса культуры личности дошкольника, личностно-ориентированном воспитании, гармонизациисистемы отношений человека с миром В.А. Мясищева, Л.И. Божович и др.; исследованияв области психологии эстетического и художественного восприятия Н.А.Ветлугиной,Е.А.Флериной, Т.С. Комаровой, Н.П. Сакулиной и др.; труды по психологии художественноговосприятия, возрастной психологии и теории обучения Л.С. Выготского, А.В. Запорожца,А.А. Мелик-Пашаева.
Для проверки выдвинутойгипотезы и решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования:теоретический анализ философской, психолого-педагогической, культурологической иискусствоведческой литературы; педагогическое проектирование; экспериментальные:констатирующий, формирующий, контрольный эксперимент; диагностические методы: наблюдение,творческие задания.
Практическаязначимостьработы состоит в разработке системы занятий по ознакомлению старших дошкольниковс картинами Иркутских художников.
Структура работы: Дипломная работа состоитиз введения, трех глав, заключения и приложений. В списке использованной литературы41 наименование. Объем дипломной работы 48 страниц без списка литературы и приложений.В дипломной работе содержатся 2 таблицы и 4 диаграммы.

1. Теоретическиеосновы исследования художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста
 
1.1 Сущностьпонятия восприятия, художественного восприятия
Анализ психолого-педагогическойлитературы позволил определить основные подходы к определению понятия восприятия.Так, М.В. Гамезо, В.Г. Казаков, считают что восприятие – это познавательный психологическийпроцесс, в результате которого происходит отражение в сознании человека предметови явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.
С точки зренияА.Г. Маклакова, восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений,возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторныеповерхности органов чувств.
Под восприятиемисследователи понимают первичный анализ, который совершается в рецепторах, дополняетсясложной аналитико-синтетической деятельностью мозговых отделов анализаторов. В процессахвосприятия формируется образ целостного предмета посредством отражения всей совокупностиего свойств.
Уже в акте восприятиявсякий предмет приобретает определенное обобщенное значение, выступает в определенномотношении к другим предметам. Обобщенность является проявлением осознанности человеческоговосприятия. В акте восприятия проявляется взаимосвязь сенсорной и мыслительной деятельностииндивида.
Именно восприятиенаиболее тесно связано с преобразованием информации, поступающей прямо из внешнейсреды. При этом формируются образы, с которыми в дальнейшем оперируют внимание,память, мышление, эмоции.
Исследования поразвитию восприятия [А.В. Запорожец, Л.А. Венгер и др.] показали, что развитие восприятиявключает в себя два взаимосвязанных аспекта:
1) формированиеи совершенствование представлений о разновидностях свойств предметов, выполняющихфункцию сенсорных эталонов (существующих в культуре образцов таких свойств предметов,как цвет, форма, величина);
2) развитие исовершенствование самих перцептивных действий, необходимых для использования эталоновпри анализе свойств реальных предметов.
Принято выделятьтри типа перцептивных действий:
1) идентификация– обследование свойств предмета, полностью совпадающих с имеющимися эталонами;
2) приравниваниек эталону – использование образца-эталона для выявления и характеристики свойствпредметов, отклоняющихся от этого образца, т.е. близких к нему, но не совпадающихс ним;
3) перцептивноемоделирование – предполагает соотнесение свойства обследуемого предмета не с однимэталоном, а с несколькими, построение его «эталонной модели». Наиболее содержательнымпоказателем уровня развития восприятия у детей старшего дошкольного возраста являетсястепень овладения такими перцептивными действиями, как отнесение к эталону и перцептивноемоделирование.
Восприятие, являясьпознавательным процессом, характеризуется рядом закономерностей, основными из которыхявляются:
целостность –отражение целостного образа предметов на основе обобщения знаний об отдельных свойствахи качествах;
константность– способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету, величинепри изменении восприятия.
категориальность- каждый воспринимаемый нами объект, предмет обозначается словом, относительно копределенному классу;
осмысленность– способность сознательно воспринимать предмет, то есть подвергнуть его анализу,сравнению.
избирательность- предпочтение выбора одних объектов или отдельных свойств, признаков перед другимиобъектами или их свойствами, качествами.
апперцепция — определяется влиянием опыта, знаний, умений, взглядов, интересов, определенногоотношения, человека к действительности на восприятие [ И. Кант, И. Гербарт, В. Вундти др.].
В свою очередь,целостное отражение предмета требует выделения из всего комплекса воздействующихпризнаков (цвет, форма, вес, вкус и т.д.) основных ведущих признаков с одновременнымотвлечением (абстракцией) от несущественных. Скорее всего, на данном этапе восприятияв формировании перцептивного образа может принимать участие мышление. В то же времяследующий этап восприятия требует объединения группы основных существенных признакови сопоставления воспринятого комплекса признаков с прежними знаниями о предмете,т.е. в процессе восприятия участвует память. Полное восприятие предметов возникаеткак результат сложной аналитико-синтетической работы, при которой выделяются одни(существенные) признаки, тормозятся другие (несущественные). И воспринимаемые признакиобъединяются в одно осмысленное целое. Поэтому скорость узнавания или отраженияобъекта реального мира во многом определяется тем, насколько восприятие, как процесс,активно (т.е. насколько активно идет отражение этого объекта) [Н.А. Ветлугина, Е.А.Флерина и др.].
Также восприятиехарактеризуются константностью, т.е. относительным постоянством. Эта особенностьимеет огромное практическое значение. Если бы восприятие не было константным, топри каждом повороте, движении, изменении освещенности мы сталкивались бы с новымипредметами, переставали бы узнавать то, что было известно ранее.
Постоянство восприятиявеличины, формы, цвета составляет проблему ортоскопического восприятия, т.е. значит,что мы видим предметы правильно. Не смотря на зависимость от условий восприятия,человек видит предметы той величины, формы и цвета, каким он является постоянно.Благодаря ортоскопичности становится возможным восприятие устойчивых признаков предмета,не зависящих от случайных условий, от угла зрения, от тех движений, которые производитчеловек. Иначе говоря, устойчивая, более или менее прочная и не зависимая от субъективныхнаблюдений картина становится возможной благодаря ортоскопическому восприятию [Л.С.Выготский].
Предметы и явлениядействуют на человека в таком многообразии, что он не может все их восприниматьодновременно. Из огромного числа воздействий лишь некоторые выделяются с большейотчетливостью и осознанностью. Эта особенность характеризует избирательность восприятия.Избирательность восприятия зависит от интересов и в значительной степени от установокличности, проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению сдругими.
Одна из характерныхособенностей восприятия та, что восприятие осмысленно. Восприятие человека тесносвязано с мышлением, с пониманием сущности предмета. Г. Роршах и Э. Блейлер показали,что идущая от А. Бине проблема восприятия бессмысленного чернильного пятна, глубокаяпроблема, ведущая экспериментально к проблеме осмысливания наших восприятий. Этатенденция к осмысливанию восприятия была экспериментально использована Бюлером каксредство для анализа осмысленности развитого восприятия. Он показал: в такой жемере, как восприятие в развитом виде является восприятием устойчивым, постоянным,оно является осмысленным, или категориальным, восприятием [К. Бюлер].
Осмысленность– свойство восприятия взрослого, не присущего ребенку, она возникает на известнойступени, является продуктом развития, а не дана с самого начала [С.Л. Рубинштейн].
Огромную рольв восприятии играет наше желание воспринимать тот или иной предмет, сознание необходимостиили обязанности воспринять его, волевые усилия, направленные на то, чтобы добитьсялучшего восприятия, настойчивость, которую мы в этих случаях проявляем. Таким образом,в восприятии предмета реального мира задействованы внимание и направленность (вданном случае желание).
Говоря о ролижелания воспринимать объекты окружающего мира, необходимо подчеркнуть, что отношениек тому, что воспринимает человек, имеет большое значение для процесса восприятия.Предмет может быть интересен или безразличен, может вызывать различные чувства.Интересный предмет будет восприниматься более активно, и наоборот, безразличныйдля человека предмет он может не заметить.
Таким образом,можно сделать вывод, что восприятие – сложный, но вместе с тем единый процесс, направленныйна познание того, что в данный момент воздействует на человека [А.Г Маклаков].
Рассмотрев вышеподходы к восприятию, вообще, перейдем к рассмотрению психологического феноменахудожественного восприятия.
Художественноевосприятие — сложный процесс соучастия и сотворчества воспринимающего субъекта,который движется от произведения в целом к идее, заложенной автором. Продуктом художественноговосприятия становится «вторичный образ» и смысл, который совпадает или не совпадаетс образом и идеей задуманными автором [Н.А. Ветлугина].
Художественноевосприятие — такое восприятие, при котором переживается форма (может — быть и нетолько форма, но форма непременно)[Н.Н. Волков].
Художественноевосприятие характеризуется:
ü целостностью(восприятия содержания и средства выразительности),
ü эмоциональнойнасыщенностью,
ü оценочнымхарактером.
Художественноевосприятие выступает, прежде всего, как психический процесс, который протекает поднепосредственным воздействием произведения искусства. Но он коренным образом отличаетсяоттого, что принято называть восприятием в психологии [Л.С. Выготский]. Психологиярассматривает восприятие как прямое отражение предметов действительности в сознаниичеловека, формирование их «целостных» образов. Такое восприятие или перцепция приноситсубъекту информацию об этих предметах, об их материальных свойствах, строении, связяхс другими предметами, т.е. об их материальном бытии. Перцепция есть формированиеидеального образа материального предмета, воздействующего на психику в данном непосредственно-отражательномакте, а значит, протекает оно как превращение энергии внешнего раздражения в фактсознания. Произведение искусства — также материальный предмет. И он также, воздействуяна наше зрение и слух, отражается психикой. Но этим перцептивным актом никак неограничивается художественное восприятие. Информация о материальном бытии художественногопредмета сама по себе не привлекает слушателя, читателя, зрителя. Воспринимая картину,мы не стремимся получить сведения о веществе холста и красок, слушая музыку — офизических свойствах звучаний, читая книгу — о качестве бумаги и типографской краски.Психика сосредоточивается на приобретении другой информации — о том, что лежит запределами воздействующего на нее предмета. Художественному восприятию перцепцияэтого предмета нужна для гораздо более сложного и протекающего уже на интеллектуальномуровне психики процесса постижения «заложенной» в воспринимаемом предмете авторскойидеальной модели действительности, воплощенных в нем художественных образов [В.Н.Полунина].
Художественноевосприятие нацелено на «извлечение» этих образов из материального художественногопредмета, на их формирование в психике ребенка.

1.2 Изучениеразвития художественного восприятия старших дошкольников
 
Художественноевосприятие существенно отличается не только от перцепции предметов действительности,но и от постижения знаковых предметов, функционирующих в науке. И связано это спрактически-действенным характером искусства: ведь как раз в ходе восприятия художественногопроизведения и протекает духовно-практическое воздействие искусства [Г.Н. Кудина].
Первая его особенность- необычайно сложная структура. Ее низший уровень составляет прямое отражение музыкально-акустическогопотока, живописного холста, сцены и т. д., ведь перцепция здесь — не только предпосылкаинтеллектуального постижения произведения, но и участник этого постижения. И всеже главная роль принадлежит здесь интеллектуальному постижению значений выразительно-смысловыхэлементов произведения, в которых заложено основное содержание художественных образов.Само же это постижение требует и особых перцептивных актов, направленных на формированиечувственных образов этих элементов. Процессы прямого отражения своеобразных знаковхудожественного произведения и постижения их значений сливаются воедино, хотя главныйрезультат складывается уже не на непосредственно-отражательном, а на интеллектуальномуровне психики. Можно говорить, поэтому об интеллектуальных слоях художественноговосприятия, об их сложных взаимоотношениях с низшими его, перцептивными слоями.
Можно говоритьи о наивысших его слоях, где протекает активное творческое овладение постигаемымсодержанием, его переплавка в тигле собственного опыта детей, его «вхождение» вглубины их личности, в их отношения к миру и к самим себе и где происходит, такимобразом, уже практическое воздействие искусства на них
Итогхудожественного восприятия выступает как многослойная структура, в которой взаимопроникаютрезультаты перцептивных и интеллектуальных актов, постижения воплощенных в произведениихудожественных образов и активного творческого овладения ими, его (произведения)духовного и практического воздействия. Из этого вытекает еще одна особенность художественноговосприятия: оно требует активной работы многих механизмов психики — непосредственно-отражательныхи интеллектуальных, репродуктивных и продуктивных, причем их соотношение на разныхуровнях восприятия различно. Различны поэтому те умения и соответствующие навыки,которые необходимы для полноценного восприятия: каждый его уровень и в этом смыслеспецифичен [П.М. Якобсон].
Детям-дошкольникамтрудно правильно воспринимать картинку. Ведь даже самая простая картинка, включающаяв себя изображение хотя бы двух предметов, дает их в каких-то пространственных связях.Осмысливание этих связей необходимо, чтобы раскрыть взаимоотношения между частямикартинки издавна использовалась для определения общего умственного развития ребенка.Так, А. Бинэ ввел это задание в составленную им измерительную “скалу ума”. При этомон, а затем В. Штерн установили, что существуют три уровня (стадии) восприятия ребенкомкартинки. Первая – стадия перечисления (или, по Штерну, предметная), характернаядля детей от 2 до 5 лет; вторая – стадия описания (или действия), которая длитсяот 6 до 9-10 лет; третья – стадия истолкования (или отношений), характерная длядетей после 9-10 лет.
НамеченныеА. Бинэ и В. Штерном стадии позволили раскрыть эволюцию процесса восприятия ребенкомсложного объекта – картины и увидеть, что дети в процессе умственного развития переходятот фрагментарного восприятия, т.е. узнавания отдельных предметов, никак между собойне связанных, к выявлению сначала их функциональных связей (что человек и делает),а затем и к раскрытию более глубоких отношений между предметами и явлениями: причин,связей, обстоятельств, целей.
Насамом высшем уровне дети истолковывают картинку, привнося свой опыт, свои сужденияв то, что изображено. Они раскрывают внутренние связи между предметами путем осмыслениявсей изображенной на картинке ситуации. Однако переход к этому высшему уровню пониманияникак нельзя объяснить возрастным созреванием, как это утверждали А. Бинэ и В. Штерн.Исследования (Г.Т. Овсепян, С.Л. Рубинштейн, А.Ф. Яковличева, А.А. Люблинская, Т.А.Кондратович) показали, что особенности описания ребенком картинки зависят, преждевсего, от ее содержания, знакомого или мало знакомого ребенку, от структуры картины,динамичности или статичности сюжета.
Огромноезначение имеет сам вопрос, с которым взрослый обращается к ребенку. Спрашивая детейо том, что они видят на картинке, воспитатель ориентирует ребенка на перечислениелюбых предметов (важных и второстепенных) и в любом порядке. Вопрос: “Что делаютздесь на картинке?” – побуждает ребенка к раскрытию связей функциональных, т.е.действия. Когда детей просят рассказать о событиях, изображенных на картинке, ребенокпытается понять изображенное. Он поднимается на уровень истолкования. Таким образом,один и тот же ребенок во время эксперимента может в один день показать все три стадиивосприятия картинки.
Художественноевосприятие протекает сложно. В нем различают обычно несколько фаз (или стадий):
предкоммуникативную,т. е. предшествующую контакту ребенка с произведением и подготавливающую его к этомуконтакту;
коммуникативную,объединяющую время этого контакта; и
посткоммуникативную,когда контакт уже прерван, а живое влияние произведения еще продолжается.
Эту стадию можноусловно назвать художественным последействием. Главное в ней — подготовка психикик активному и глубокому художественному постижению произведении искусства, т. е.психологической установки на художественное восприятие. Как и установка на созданиепроизведений искусства, она бывает и общей, и специальной, и частной [П.М.Якобсон].
В современнойпсихологии художественное восприятие раскрывается как высшая форма восприятия, какспособность, появляющаяся в результате развития общей способности к восприятию [Б.Г.Ананьев, Л.С. Выготский, Б.М. Теплов].
В соответствиис этим положением феномен художественного восприятия рассматривался в данном исследованиичерез сопоставление свойств художественного восприятия и восприятия как общей психическойспособности.
Это позволилоопределить качества, требующие своего развития, и оценить педагогические методыи средства развития художественного восприятия у детей с точки зрения их возможностиобеспечить приращение этих качеств.
В педагогическихи психологических исследованиях высказывают различные точки зрения по поводу детскоготворчества, в основе творческой деятельности лежит комбинирующая способность человеческогомозга [Б.Н. Венгер, Л.С. Выготский, П.Л. Гальперин], где мозг перерабатывает информацию,комбинирует ее, создавая новые образы. При художественном творчестве особую рольиграет развитие всех психических процессов, а также развитие восприятия, художественныхпереживаний.
В дошкольном возрастепроисходит развитие всех сторон личности, психических процессов, причем ни одиниз них не завершается; все они находятся в стадии становления.
Психологи, изучающиедетей дошкольного возраста [В.В. Давыдов, Я.Л. Коломенский, В.С. Мухина, Е.А. Панько,Д.Б. Эльконин] выделяют особенности развития основных психических процессов у детей.
Познание человекомокружающего мира начинается с «живого созерцания» — ощущений, восприятий, представлений.К семи годам эти познавательные процессы уже довольно развиты, но особое значениедля развития детского творчества представляет процесс восприятия.
А.А. Люблинскаясчитает, что восприятие – это отражение человеком предмета или явления в целом принепосредственном воздействии его на органы чувств, совокупность ощущений.
Однако способностьк художественному восприятию не появляется сама по себе. Она – результат развитияиндивида. Отечественный психолог Б.М. Теплов отмечал: «Художественное полноценноевосприятие – это умение, которому надо учить этому способствует расширение и укреплениезнаний, представлений детей об окружающей действительности, развитие эмоциональнойчувствительности, отзывчивости к прекрасному».
Словесный образ,обладая способностью вызывать зрительные, осязательные и прочие представления, совсей чувственной убедительностью заставляет «видеть» заключенное в нем содержание.Для детей это особенно важно, при их малом опыте и знаниях. Корни мысли у ребенка,как говорил И.М. Сеченов, лежат в чувствовании. По мнению А.Е. Флериной, Л.М. Гуровичи др. художественное слово делает эти корни глубокими и прочными. Л.М. Гурович отмечает,что дошкольный возраст время активного становления художественного восприятия детей.По ее мнению, в этот период, от первоначального восприятия, когда специфическоеэстетическое отношение к действительности еще слито с жизненным, ребенок переходитк стадии собственно эстетического восприятия.
Рассмотрев различныепозиции в понимании сущности художественного восприятия, раскрыли понимание процессахудожественного восприятия, проанализировали свойства художественного восприятияв соотнесении со свойствами восприятия как общей психической способности человека.
В результате можновыявить критерии развития художественного восприятия:
«эмоциональнаянапряженность» восприятия как проявление предметности восприятия,
ассоциативностьвосприятия как проявление эмоциональной целостности восприятия,
«ритмическая напряженность»как проявление свойства структурности восприятия,
аконстантностьили способность воспринимать мир в материале искусства как трансформация свойстваконстантности восприятия,
осмысленностьхудожественного восприятия как способность осмыслять бессознательные процессы науровне сознания, наличие установки на осмысление формы и воплощение образа восприятияв материале искусства.
Таким образомвосприятие представляет собой целостное отражение предметов, ситуаций и событий,возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторныеповерхности органов чувств. У ребенка постепенно развивается умение правильно соотноситьрисунок и реальность, видеть именно то, что на нем изображено. Особенности восприятияребенком окружающих людей проявляются и в его оценочных суждениях. Развитие восприятияв дошкольном возрасте — это сложный, многоаспектный процесс, который способствуеттому, чтобы ребенок все точнее, четче отображал окружающий мир, научался различатьнюансы действительности и благодаря этому мог успешнее адаптироваться в ней.
Художественноевосприятие многопланово и совмещает в себе: непосредственное эмоциональное переживание;постижение логики развития авторской мысли; богатство и разветвленность художественныхассоциаций, втягивающих все поле культуры в акт рецепции.
Художественноевосприятие выступает, прежде всего, как психический процесс, который протекает поднепосредственным воздействием произведения искусства.
Полученное причастом общении с искусством, оно рождает ожидание.
Главная особенностьхудожественного восприятия произведений изобразительного искусства — необычайносложная структура. Главная роль принадлежит здесь интеллектуальному постижению значенийвыразительно-смысловых элементов произведения, в которых заложено основное содержаниехудожественных образов.
В педагогическихи психологических исследованиях высказывают различные точки зрения по поводу детскоготворчества, в основе творческой деятельности лежит комбинирующая способность человеческогомозга [Б.Н. Венгер, Л.С. Выготский, П.Л. Гальперин], где мозг перерабатывает информацию,комбинирует ее, создавая новые образы. При художественном творчестве особую рольиграет развитие всех психических процессов, а также развитие восприятия, художественныхпереживаний.
В дошкольном возрастепроисходит развитие всех сторон личности, психических процессов, причем ни одиниз них не завершается; все они находятся в стадии становления.
Психологи, изучающиедетей дошкольного возраста [В.В. Давыдов, Я.Л. Коломенский, В.С. Мухина, Е.А. Панько,Д.Б. Эльконин] выделяют особенности развития основных психических процессов у детей.
Познание человекомокружающего мира начинается с «живого созерцания» — ощущений, восприятий, представлений.К семи годам эти познавательные процессы уже довольно развиты, но особое значениедля развития детского творчества представляет процесс восприятия.
А.А. Люблинскаясчитает, что восприятие – это отражение человеком предмета или явления в целом принепосредственном воздействии его на органы чувств, совокупность ощущений.
Однако способностьк художественному восприятию не появляется сама по себе. Она – результат развитияиндивида. Отечественный психолог Б.М. Теплов отмечал: «Художественное полноценноевосприятие – это умение, которому надо учить… этому способствует расширение и укреплениезнаний, представлений детей об окружающей действительности, развитие эмоциональнойчувствительности, отзывчивости к прекрасному».
Словесный образ,обладая способностью вызывать зрительные, осязательные и прочие представления, совсей чувственной убедительностью заставляет «видеть» заключенное в нем содержание.Для детей это особенно важно, при их малом опыте и знаниях. Корни мысли у ребенка,как говорил И.М. Сеченов, лежат в чувствовании. По мнению А.Е. Флериной, Л.М. Гуровичи др. художественное слово делает эти корни глубокими и прочными. Л.М. Гурович отмечает,что дошкольный возраст время активного становления художественного восприятия детей.По ее мнению, в этот период, от первоначального восприятия, когда специфическоеэстетическое отношение к действительности еще слито с жизненным, ребенок переходитк стадии собственно эстетического восприятия.
Итог художественноговосприятия выступает как многослойная структура, в которой взаимопроникают результатыперцептивных и интеллектуальных актов, постижения воплощенных в произведении художественныхобразов и активного творческого овладения ими, его (произведения) духовного и практическоговоздействия.
Из этого вытекаетеще одна особенность художественного восприятия: оно требует активной работы многихмеханизмов психики — непосредственно-отражательных и интеллектуальных, репродуктивныхи продуктивных, причем их соотношение на разных уровнях восприятия различно.

2.Особенностихудожественного восприятия детей старшего дошкольного возраста
 
2.1 Цель, задачии методы исследования
Исследование проводилосьна базе муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад №2 с.Бичура, р. Бурятии.
В экспериментепринимали участие 25 детей подготовительной группы.
Для выявленияразвития уровня художественного восприятия у детей старшего дошкольного возрастабыли использованы диагностики, предложенные А.А. Мелик-Пашаевым. Методика выявленияуровня художественного восприятия и методика «Раскраска персонажей».
В основе определенияуровня художественного восприятия были положены следующие критерии:
— эмоциональнаяотзывчивость при восприятии картин Иркутских художников;
— умения использоватьсредства выразительности и различные материалы в собственных рисунках;
— использованиерисунка как средства выражения своего настроения, чувств, эмоций, композиционноерешение, выразительность сюжета, цветовое решение, техника исполнения, оригинальностьрисунка;
— проявление собственногомнения о произведениях, их критика, приведение разумных доводов.
Цель методикивыявления уровня художественного восприятия следующая: дважды описать (изобразить)один и тот же предмет, реально присутствующий на занятии, но с различной ценностнойокраской, как бы увиденный человеком в разных состояниях, в разные моменты жизни.Конкретизировать эту ситуацию каждый педагог может применительно к возрасту и индивидуальнымособенностям ребенка.
Типичные уровнирешения данной методики:
Первый уровень. Ребенок не может создатьдва действительно непохожих образа, передающих состояние описывающего (рисующего)человека;
Второй уровень. Ребенок передает это состояние,от ношение к предмету, но не опосредованно, через вырази тельный образ предмета,а с помощью прямых высказываний и оценок;
Третий уровень. Ребенок создает два яркоразличающихся образа, но — с помощью придуманных признаков; это не тот предмет,который он реально видит;
Четвертый, высший уровень, свидетельствующийо силе художественного восприятия. Ребенок создает два разных образа предмета, можетбыть, даже противоположных по «эмоциональному тону», но в обоих случаях — узнаваемых,а не произвольно придуманных. То есть ребе нок, настроившись на определенный лад,замечает, усиливает, вычерпывает из неисчерпаемого запаса чувственных признаковпредмета именно те, которые соответствуют его замыслу.
Цель методики«Раскраска персонажей»: свременным интервалом раскрасить два одинаковых контурных изображения какого-либоперсонажа с двумя контрастными характеристиками. Ребенок получает последовательно,с перерывом, два одинаковых контурных изображения какого-либо персонажа (какого— это зависит от возраста и индивидуальных особенностей ребенка). Например, этоможет быть волшебник, в первом случае — добрый, во втором — злой. Это могут бытьи другие фантастические или реальные персонажи. Необходимое условие — это контрастоценочного отношения к ним или контрастность их собственно го настроения (например,грусть — веселье).
Кроме силуэтасамого персонажа, рисунок должен включать какие-то аксессуары его деятельности (уволшебника это, к примеру, его жезл) и нейтральные детали окружения.
Эти рисунки детираскрашивают, пользуясь любым удобным для них, но одним и тем же в двух случаяхнабором материалов.
Поскольку контуродинаков (дети, правда, часто его меняют, но это сейчас не принципиально), ребенокимеет возможность показать свое отношение к двум персонажам только с помощью цвета,и сопоставление двух его рисунков наглядно показывает, выбирает ли он цвета, соответствующиеего противоположному отношению к персонажам. Делает ли он «видимой» эту оценку,это отношение? «Воображает» ли ее?
Типичные уровнирешения данной методики:
Первый уровень. Два персонажа практическинеразличимы; во всяком случае, их легко спутать;
Второй уровень, внутри которого существуютградации. Различается цветовой образ некоторых частей двух изображений; в первуюочередь — самих персонажей, получивших ясную оценочную характеристику взрослых вовремя разъяснения задания;
Третий уровень: различается цветовой образдвух рисунков в целом, в том числе и всех как бы нейтральных деталей изображения.
2.2 Особенностиразвития художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста
Анализ процессахудожественного восприятия позволил сформулировать рабочее определение данного феномена.Художественное восприятие представляет собой становление в сознании личности эмоциональноокрашенного, ассоциативно — многогранного, ритмически — упорядоченного, духовно– осмысленного, опредмеченного в материале языка искусства образа мира в процессесложного многоуровневнего диалога с собой, автором произведения искусства, с культурой.
Данный тип восприятияпо своему определению предельно близок к эстетическому восприятию. Его отличие отэтого вида перцепции – направленность на воплощение рождаемого образа в материалеискусства. Художественного восприятия не может быть в полной мере развито у ребенкадошкольного возраста, прежде всего на уровне осознанности этого процесса. В то жевремя дети дошкольного возраста обладают богатыми возможностями художественно-творческогоразвития.
В результате проведённогоисследования получены результаты, представленные в таблице 1.
Таблица 1.Уровняхудожественного восприятия детей старшего дошкольного возраста.Уровень Количество в % Первый уровень 45% Второй уровень 20% Третий уровень 20% Четвертый, высший уровень 15%
/>
Рис. 1. Уровнихудожественного восприятия детей старшего дошкольного возраста
Итак, 45% детейбыли отнесены к первому уровню, который характеризуется тем, что ребенок не можетсоздать два действительно непохожих образа, передающих состояние описывающего (рисующего)человека; так, например Даша П. долго не могла решить, что же ей рисовать, она нарисоваласветло-серого и тёмно-серого слоника, не добавляя в рисунок никаких других деталей,свидетельствующих о настроении автора.
20% были отнесеныко второму уровню, который характеризуется тем, что ребенок передает состояние,от ношение к предмету, но не опосредованно, через вырази тельный образ предмета,а с помощью прямых высказываний и оценок. Причинами данной особенности являютсяотсутствие знаний сенсорных эталонов и недоразвитие уникальных в своем роде действийвосприятия.
20% были отнесенык третьему уровню, который характеризуется тем, что ребенок создает два ярко различающихсяобраза, но — с помощью придуманных признаков это не тот предмет, который он реальновидит; один из обследуемых ребят, Сеня К нарисовал того же самого слона, но одногоизобразил весёлым, улыбающимся, в шляпе голубого цвета и с бантом с боку. Второгослона он изобразил грустным, больным, с перевязанной ногой, с градусом под мышкой.
К высшему, четвертомууровню развития художественного восприятия, можно было отнести работы 15 % ребят.Здесь дети создавали два разных образа предмета, может быть, даже противоположныхпо «эмоциональному тону», но в обоих случаях — узнаваемых, а не произвольно придуманных.
В результате проведеннойметодики «Раскраска персонажей» получены следующие результаты, представленные втаблице 2.
Таблица 2.Результатыметодики «Раскраска персонажей»Уровень Количество в % Первый уровень 57% Второй уровень 33% Третий уровень 10%

/>

Рис. 2. Результатыметодики «Раскраска персонажей»
Таким образом,57% детей нами были отнесены к первому уровню, который характеризуется низким уровнемидентификации изображений и недостаточным уровнем использования графических средств,то есть два персонажа практически неразличимы; во всяком случае, их легко спутать.Например, Даша П. раскрасила красную шапочку в двух рисунках в красный и в бледно-красныйцвета.
Ко второму уровнюбыли отнесены 33% детей, работы которых содержали определенные градации – различалсяцветовой образ некоторых частей двух изображений; в первую очередь — самих персонажей,получивших ясную оценочную характеристику взрослых во время разъяснения задания.Например, Сеня К. раскрасил свои рисунки разными цветами, и было понятно, что этокрасная шапочка, но в одном случае она была пассивная (преобладали мягкие цвета),а в другом случае она была очень активная (преобладали яркие цвета).
К третьему уровнюотнесли 10% детей, в работах которых различался цветовой образ двух рисунков в целом,в том числе и всех как бы нейтральных деталей изображения.
Полученные данныесвидетельствуют о том, что у детей художественное восприятие, обусловлено низкимуровнем развития пространственного, зрительного и эмоционального восприятия. Детив недостаточной мере владеют навыками глазомерных действий, не различают формы ивзаимоположение воспринимаемых художественных объектов, а также затрудняются в использованииразличных цветов для описания эмоциональных состояний изображаемых объектов.
Анализ полученныхрезультатов активизировать необходимость создания педагогических условий развитияхудожественного восприятия детей данного возраста:
1) опоры на опытэмоционально-непосредственного восприятия;
2) осуществленияхудожественного развития ребенка на основе естественного процесса развития изобразительнойфункции детского рисунка;
3) постепенностиразвития художественного восприятия.
Выделенные компонентыи условия развития художественного восприятия дошкольников стали основой определенияпедагогической целесообразности и эффективности методов развития художественноговосприятия ребенка, задали критерии оценки уровней развития ребенка.
Итак, проведенныйконстатирующий эксперимент показал, что у большинства детей старшего дошкольноговозраста преобладает низкий уровень развития художественного восприятия. Это можетбыть обусловлено недостаточной сформированностью у детей сенсорных эталонов, графомоторных,глазомерных навыков, а также низким уровнем пространственного ориентирования и восприятия.
Также в ходе анализарезультатов эксперимента выявляется упомянутая выше особенность художественноговосприятия, состоящая в том, что оно требует активной работы многих механизмов психики— непосредственно-отражательных и интеллектуальных, репродуктивных и продуктивных.
Как было сказановыше, художественное восприятие представляет собой целостное отражение предметов,ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителейна рецепторные поверхности органов чувств. Будучи необходимым этапом познания, оновсегда в большей или меньшей степени связано с мышлением, памятью, вниманием, направляетсямотивацией и имеет определенную аффективно-эмоциональную окраску.


3. Развитиехудожественного восприятия детей старшего дошкольного возраста
 
3.1 Развитиехудожественного восприятия детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомленияс творчеством иркутских художников
Развивающая педагогиканенасилия существенно изменила отношение взрослых к детям. Уровень развития ребенкастановится мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом.Педагоги ДОУ ориентируются не только на подготовку к школе, но и на сохранение полноценногодетства в соответствии с психофизическими особенностями развивающейся личности.Уважение к ребенку, принятие его целей, интересов, создание условий для развития– непременные условия гуманистического подхода.
Взрослые должныне только уделять внимание формированию знаний, умений и навыков дошкольника и адаптацииего к социальной жизни, но и обучать через совместный поиск решений, предоставлятьребенку возможность самостоятельно овладеть нормами культуры.
Уникальным средствомобеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированногоподхода к образованию является развитие художественного восприятия у дошкольников.
Задачей педагога,совместно с семьей становится создание и выполнение определенных условий, которыестанут способствовать нравственному и духовному развитию личности, ее самосовершенствование,стремлению к познанию окружающего мира и себя в нем. Однако при одном условии: обучениестанет способом воспитания развития свободной, творческой личности, что и предусматриваетпрограмма, формирующего эксперимента.
Искусство широковходит в жизнь детей уже в дошкольном учреждении. С детьми систематически проводятсязанятия по ознакомлению с разными видами искусства, в том числе с изобразительнымискусством, с его видами и жанрами. Не случайно в программе учитывается, что ребенокусвоил до школы, с каким потенциалом он приходит в первый класс. Таким образом,у детей шестилетнего возраста всем предыдущим развитием и обучением заложены основныенавыки художественно-творческой деятельности, необходимые для дальнейшего развитияих творчества. Период начальной школы является самым ответственным моментом в жизнирастущего человека. Здесь формируется нравственный тип ребенка. Здесь решается задача,быть ли ему творческой личностью. В большей степени этому способствует изобразительнаядеятельность как специфическое образное познание действительности. На занятиях детиполучают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладеваютразными видами художественной деятельности, среди которых большое место занимаютрисование, лепка, аппликация, конструирование. Изобразительная деятельность интересна,увлекательна для будущего школьника, так же он имеет возможность передать свои впечатленияоб окружающей действительности с помощью карандаша, красок, комка глины, бумаги.Этот процесс вызывает у него чувства радости, удивления.
Программа составленас учетом возрастных особенностей детей, регионального компонента.
Цель программы:развитие нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в искусстве и в жизни,на основе предоставления свободы для художественно – творческого решения задач.
Задачи программы:
Установление связейс миром прекрасного, привлечение личного опыта детей (эмоционального, визуального,бытового).
Использованиеметода оформления интерьера группы работами детей, оформление выставок.
Формирование знанийо названии основных и составных цветов, их эмоциональной характеристики. Умениепользоваться кистью, красками, палитрой.
Овладение начальныминавыками выразительного использования трехцветия (красный, желтый, синий цвета иих смеси). Подбор краски в соответствии с передаваемым в рисунке настроением.
Ниже представлентематический план программы.
Таблица 2.1.Планработы.Основы художественного творчества Регулирование психических процессов и процессов познания у детей Техника безопасности художественного творчества Дополнительные формы работы (художественное слово, музыка, сценическое движение, гимнастика) I часть – “В гостях у осени”
1. Знакомство с волшебными красками
Гуашь. Три основных цвета. Смешивание цветов. Рисование на тему “Какого цвета радуга”. Развивающая игра “Цветик-семицветик”
Понятие гармонии цвета. Использование цвета в соответствии с эмоциональным содержанием рисунка и настроением художника.
Развитие ассоциативного мышления, фантазии, воображения. Семь цветов образуют спектр солнечного луча. Правила хранения красок, кистей, бумаги. Правила работы с палитрой, кистью, бумагой. Организация рабочего места во время урока. Навыки организации труда по уборке рабочего места после работы с красками. Использование музыкального фона. Диалог с детьми о природных явлениях: радуге ветре, солнце, дожде.
2. Дары осеннего сада.
Аппликация. Работа с цветной бумагой, муляжами фруктов. Тема композиции “Фрукты на блюде”. Изучение репродукций Сысоевой Н.С. “Цветы и плоды”. Работа по шаблону. Умение работать согласно замыслу. Умение экономить бумагу. Умение вырезать по намеченной линии. Знание фруктов и их цветов. Безопасная работа с ножницами и безопасное хранение ножниц. Техника наклеивания рядом и друг на друга. Чистота рабочего места после работы с клеем. Чтение стихотворения “Яблоки”. Отгадывание загадок о фруктах. II часть – “Рассказы зимы”
3. Аппликация симметрии “Снежинка”.
Симметрия в квадрате. Выражение положительных эмоций к явлениям природы Развитее сосредоточенности, концентрации внимания, цельности восприятия. Понятие ритма в природных формах. Техника сложения бумаги по правилам симметрии. Работа с мелкими формами без предварительной разметки. Техника безопасной работы с ножницами. Прослушивание сказки. Музыкальный фон.
4. Праздничный наряд для новогодней ёлки.
Создание радостного, приподнятого настроения в преддверье праздника. Работа с натуры. Изображение ветки ели с нарядными игрушками. Развитие умения работы с натуры. Знакомство с законами композиции, светотеневыми градациями. Развитие творческих способностей. Передача эмоциональной приподнятости средствами художественной выразительности Работа с красками на основе выбранной палитры. Прослушивание стихотворения А. Барто “Ёлка”. Новогодние песни III часть – “Почувствуй и расскажи” 5. Составление декоративных композиций в квадрате. Знакомство с техникой мозаики. Закрепление названия геометрических фигур. Знакомство с особенностями расположения элементарной композиции в квадрате. Повторение понятия симметрии. Сравнение элементов повтора на плоской фигуре с шумовым и музыкальным ритмами. Понятие “Аккуратности” и порядка при составлении композиции. Техника разминания, растирания пластилина. Техника вдавливания в пластилин декоративного природного материала. Умение привести в порядок рабочее место. Прослушивание, прохлопывание и протопывание различных музыкальных ритмов.
6. Животные наши друзья.
Элементарное конструирование из бумаги. Оригами. Применение элементов комплексного развития пространственного мышления, воображения. Знакомство с творчеством художников анималистов. Развитие пластики, мимики, жеста. Техника сложения бумаги. Последовательность работы. Ролевая игра “Угадай кто я?” — этюды на выразительность мимики и жеста. Воспроизведение характера, повадок животных через пантомиму.
7. Лепка. Коллективная работа “Утиный пруд”
Образ птицы в мифах, легендах, песнях, сказках. Развитие навыков лепки. Умение замечать красоту в окружающем мире. Техника работы с пластилином комбинаторным способом и способом вытягивания. Работа со стекой.
Прослушивание весеннего пения птиц. Отгадывание загадок о птицах. Повествование о птицах в сказках и легендах.Знакомство с иркутским художником
И.С. Шишиловым. IV часть – “Весна красна”
8. Красота пейзажа “Весеннее платье земли”.
Работа гуашью по представлению. Знакомство с понятием линии горизонта. Развитие чувства сопереживания. Техника работы гуашью, использование палитры. Подбор сложных цветов. Организация рабочего места. Чтение стихов о весне. Работа с репродукцией картины В.С.Рогаля, декоратора и акварелиста В.Н.Лебедева.
9. Творческая работа “Краски играют”.
Выполнение “Коллаж ладошек”. Передача эмоций, чувств с помощью коллажа. Пробуждение положительных эмоций. Развитие чувства композиции, соразмерности. Правила работы с гуашью. Техника безопасности при работе с ножницами. Умение привести в порядок рабочее место. Прослушивание сказки. Коллективное творчество.
В качестве примерапредставлен план некоторых занятий.
Занятие 1.
Тема: Знакомствос волшебными красками. Какого цвета радуга?
Цель: Познакомитьс тремя основными цветами. Начать формировать умения организации рабочего места.
Задачи:
Учить начальнымнавыкам выразительного использования трехцветия (красный, желтый, синий). Рисованиепо представлению.
Развивать ассоциативноемышление, фантазию, воображения.
Воспитывать умениеоценить, похвалить работу другого.
Основные видыработы детей: Рисование по представлению “Радуги”.
Игра «Волшебныйцветик – семицветик».
Наглядный материал:таблицы: “Путешествие кошки Мурки”, “Цветик-семицветик”, “Радуга”; репродукция В.С.Рогаля.
Принадлежностидетей: альбомный лист, гуашь, кисть, баночка, палитра.
Ход занятия
I. Организационныймомент.
1. Приветствие.
2. Наличие материала,правильное расположение его на столе, готовность к занятию.
II Сообщение целии задач.
Познакомимся стремя основными цветами и их смесями. Нарисуем радугу.
III Беседа.
Из-за темных туч
Показался Луч
И на длинной ножке
Прыгнул за окошко,
С маленькою Муркой
Поиграл он в жмурки,
С горки покатился,
Бликами носился.
Тема нашего занятия«Знакомство с волшебными красками. Какого цвета радуга? ».
Какие три основныхцвета вы знаете? (Красный, синий, желтый). Почему краски волшебные? (Ответы детей).
Смешиваясь краски,создают новые цвета (красный + желтый = оранжевый; синий + желтый = зеленый, красный+ синий = фиолетовый). Рассматривание таблицы «Путешествие кошки Мурки».
Какие цвета содержитлуч солнечного цвета? (Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).
Сколько всегоцветов в луче света? (Семь).
Игра «Волшебныйцветик – семицветик». Дети называют предметы такого же цвета, как и лепестки“цветика – семицветика”. Кто последний назвал предмет, тот и возвращает лепесток.
Мы познакомилисьс волшебными красками. Давайте отгадаем загадки.
Ты весь мир обогреваешь
И усталости незнаешь,
Улыбаешься в оконце,
Его просят, егождут,
А как придет –Прятаться начнут. (Дождь)
Что за чудо-красота!
Расписные ворота
Показались напути!..
В них ни въехать,ни войти… (Радуга)
IV Инструктаж.
Показ примернойработы. На листе бумаги, который в данном случае расположить горизонтально большейстороной, радуга в детских рисунках появляется как огромный цветной мост, перекинутыйчерез весь лист.
Показ примернойработы. Показ приёмов работы.
V Практическаяработа.
Методические указания:осанка, работа кистью, краской, аккуратность, индивидуальная работа с детьми.
VI Итог занятия.Выставка детских работ.
Занятие 6. Знакомство с иркутским художником И.С. Шишиловым.
Цель: Познакомить детей с творчествомиркутского художника-пейзажиста И.С Шишилова: с основной идеей произведений, наоснове отслеживания связи между содержанием и средствами выразительности. Воспитыватьнравственно-эстетическое отношение к труду художника.
Активизация словаря: холст,просторы необозримые, необъятные, широкие.
Материал: иллюстрациикартин И.С. Шишилова («Малое море. Северная часть», «Хабой», «Луг. Нижняя Качерга»,«Ольхон»).
Ход занятия:
Устроить в группе мини выставку репродукций картин Игоря СергеевичаШишилова.
— Как вы думаете, что главное в этих картинах?
— А как художник показал это главное? (Величие скал, насыщенныекраски луга, удивительное спокойствие воды, бушующие волны Байкала, беспокойныечайки на фоне крутых гор.)
Послушайте рассказ о художнике и о том, что волнует самого художника,что он чувствует, глядя на свои пейзажи.
«Художник И.С. Шишилов родился в Иркутске. С детства он любилсвой родной край, часто убегал в поле, лес, любовался природой, замечал, как онапросыпается весной, как на полях и лугах расцветают первые цветы, очень любил слушатьпение птиц в лесу. Будучи уже взрослым, часто уходил в лес, взяв с собой холст икраски, садился где-нибудь в укромном уголке и рисовал до позднего вечера. Однажды,когда ему довелось побывать на острове Ольхон, художника поразила эта неповторимаякрасота настолько, что он решил тут же её отобразить в своих картинах. Художникапоражали горы, которые он рассматривал издалека: они были покрыты сизой дымкой.Также на скалистом берегу наблюдалось скопление чаек. Мастеру хотелось показатьнасколько просторы Байкала — необъятные, необозримые и широкие. Он любуется сами приглашает нас любоваться красотой и богатством цвета, благородством соотношенияглубокого голубого цвета озёрной воды и яркостью, сочностью травы летнего луга.
— Давайте посмотрим картины Игоря Сергеевича Шишилова. О чёмвы думаете, когда смотрите на пейзажи этого художника? Чем нравятся вам эти картины?
В ходе занятий первой серии у большинства детей как первого,так и второго и третьего уровней (Яны Б., Даши З., Никоса Г. и др.) проявились интерес,эмоциональная отзывчивость. Это отразилось в речи детей: «Мне нравится, как волныбегут…» (Стас К.), «Вот это я видела, когда мы ездили на Байкал!» (восхищённо восклицалаЯна Б.), рассматривая репродукцию картины И.С. Шишилова «Малое море. Северная часть»,Дин У с интересом подметил: «Это место очень похоже на то, у которого мы были впрошлом году. Там тоже были скалы и много чаек», «Я тоже хочу так рисовать» (задумчивопроизносила Маша Р.) и др. В свободное время дети охотно рассматривали фотографии,репродукции картин иркутских художников, заинтересованно слушали рассказы о Байкале.Дети подошли к осознанию эстетической ценности картины, их характеру, желания художникаотобразить в картине восхищение окружающей природой («Вот когда смотришь на картинуто и настроение поднимается…» — Саша И., «Художнику нравится на Байкале – краскивесёлые» — Родион С.,
«Сосны и ели выглядят как настоящие. Можно даже каждую иголочкурассмотреть» — Илья Д.).
В контрольных вопросах дети показали способность отличать пейзажиот других жанров живописи (натюрморт, портрет). У большинства детей проявился достаточноустойчивый интерес к произведениям пейзажной живописи.
В восприятии зверей дети предвносили свои впечатления, полученныеиз книг, иллюстраций, фотографий. Образовалась живая связь между восприятием действительностии искусством. («Здесь у меня чайки летят…» — Лера П., «Я видела омуль и решила нарисоватьего у себя в озере. Его почти не видно, потому что он плавает глубоко» — Соня К.,«А на моём рисунке начался первый снег… Лисичка бежит. Она ещё не успела шубку поменятьна серую» — Влад П.).
У детей стала появляться определённая направленность на восприятиедействительности. Восприятие же образов в искусстве органически связывается с темивпечатлениями и наблюдениями, с которыми дети встречаются в действительности. («Каккрасиво художник нарисовал деревья. Они такие большие и могучие» — Ярослав И., «Ау нас на даче тоже растут ёлки и сосны и они очень похожи на эти» — Лера К., «Ярешил нарисовать в дереве дупло, которое выдолбил дятел. А теперь в этом домикеживёт белка и делает запасы на зиму» — Илья Д.).
Дети способны это выразить в суждении о том или ином произведении.(«Мне понравилась картина, на которой нарисована зима в лесу… Как будто прошла метельили пурга и теперь все деревья стоят в снегу» — Даша З., рассматривая репродукциюкартины В.З. Зарянова «Байкал. Прибой» Диана Б. заметила: «Когда смотришь на этукартину то кажется, что там сильный ветер, потому что волны большие и они бьютсяо берег» и др.).
Признаками творческого отношения к рисованию мы считали: активныйинтерес к поставленной задаче, к процессу выполнения рисунка и его результату –рисунку; самостоятельность, инициативу, целенаправленность в выполнении поставленнойзадачи, упорство в преодолении трудностей. («Я сначала хотел нарисовать озеро, ноу меня оно получилось совсем маленькое и не похожее на озеро Байкал. Ведь оно большое.Но потом я дорисовал несколько деревьев и у меня получился лес. А озеро стало лужей.Я назвал картину «В лесу после дождя» — Влад Г.).
Наблюдение процесса рисования проводилось в условиях предоставлениядетям свободы действия; предоставления детям возможности наблюдать изображаемыепредметы и образы (небо, деревья, цветы, реку и т.д.).
3.2 Сравнительныйанализ основных данных констатирующего и контрольного экспериментов
После завершенияцикла занятий был проведен контрольный эксперимент.
/>
Рис. 3. Данныеконстатирующего и контрольного экспериментов по методике выявления уровня художественноговосприятия.
Как видно динамикапо первому уровню в контрольной группе составила 25%, а в экспериментальной 20%
По второму уровнюдинамика в контрольной и экспериментальной группе составила 20%.
По третьему ичетвёртому уровням динамика в контрольной группе составила по 30% и 25%, а в экспериментальнойпо 25 и 35%.
Изменение уровняхудожественного восприятия обусловлено определенным образом построенной нами программой,комплексным использованием таких методов работы с детьми, как игра и тематическиезанятия.
/>
Рис. 4. Данныеконстатирующего и контрольного экспериментов по методике «Раскраска персонажей».
По данной методикетакже наблюдается значительная положительная динамика. А именно:
По первому уровню27%, по второму уровню 2% и по третьему уровню 15% .
В группе уровеньхудожественного восприятия повысился у каждого ребенка. Большей части детей сталсвойственен художественно-игровой тип восприятия.
Анализ результатовисследования уровней художественного восприятия выявил индивидуальные особенностиразвития у каждого ребенка. Анализ динамики изменения уровня художественного восприятияпоказал следующее:
1. Развитие художественноговосприятия, согласно исследованиям психологов, происходит исключительно на основеопыта собственного творчества, создание изображений является тем видом творчества,в котором ребенок 6-7 лет проявляет максимальную активность.
1. Целенаправленноеразвитие художественного восприятия детей 6-7 лет обеспечивается технологией, опирающейсяна естественный процесс развития изобразительной функции детского рисунка.
2. Комбинаторныеигры с элементами языка изобразительного искусства являются средством открытия иосвоения ритмической структуры художественного произведения как кода восприятия.
3. Художественноеразвитие ребенка находится сегодня в сфере дополнительного образования, имеющейбольше возможностей для осуществления данной задачи по отношению к системе дошкольноговоспитания. При этом в существующих программах дополнительного образования аспектразвития художественного восприятия дошкольников представлен слабо, что негативносказывается не только на художественном развитии дошкольника, но и на развитии художественныхспособностей ребенка в старшем возрасте. Противоречие между необходимостью развитияхудожественного восприятия дошкольников как социальным заказом общества и зачастуюнизким уровнем его развития в учреждениях дополнительного образования позволяетотметить актуальность проблемы на социально-педагогическом уровне.

Заключение
Развитие художественноговосприятия – актуальная проблема теории и практики художественного воспитания детей.Данный вид перцепции является высшей психической функцией человека и достигает своегомаксимального развития во взрослый период. Тем не менее, развитие художественноговосприятия возможно и необходимо именно в дошкольном возрасте. Художественное восприятиепредставляет собой становление в сознании человека эмоционально окрашенного, ассоциативно- многогранного, ритмически — упорядоченного, опредмеченного в материале искусства,осмысленного на уровне содержания («замысла-переживания») и формы (как источникапереживания) образа мира.
Педагогическаямодель развития художественного восприятия ребенка в сфере изобразительного искусстваявляется моделью изменения типа восприятия ребенка от эмоционально-непосредственноговосприятия до художественно-игрового и далее до художественно-коммуникативного.Развитие осуществляется в процессе художественно-игровой деятельности, задающейдвижение от игры с элементами языка изобразительного искусства к общению на этомязыке. В модели фиксируется «постепенное» овладение ребенком процессом восприятиякак сложным многоуровневым диалогом с самим собой, с автором произведения, с культурой.
Педагогическаятехнология развития художественного восприятия старших дошкольников на основе комбинированияэлементов языка изобразительного искусства задает алгоритм освоения языка искусствакак средства общения.
Педагогическаятехнология развития художественного восприятия старших дошкольников на основе комбинаторныхигр с элементами языка изобразительного искусства задает последовательность использованияпедагогических приемов и методов.
Критериями развитияхудожественного восприятия дошкольника является комплекс свойств художественноговосприятия: эмоциональность, ассоциативность, ритмическая упорядоченность, осмысленностьпроцесса восприятия.
Результаты констатирующегоэтапа исследования показали, что в данной группе детей старшего дошкольного возрастапреобладает низкий уровень развития художественного восприятия.
Предлагаемая программаразвития художественного восприятия старших дошкольников на основе комбинированияэлементов языка изобразительного искусства обеспечивает значительные позитивныеизменения уровня развития художественного восприятия старших дошкольников, что былоподтверждено при оценивании повторных результатов эксперимента.
Положительныйрезультат дал нам основания утверждать, что художественное восприятие как полноценная,осознанная художественно — творческая деятельность становится возможным с дошкольноговозраста. В этот период происходит не только активный скачок в физическом развитиичеловека. Начинает формироваться свое мироощущение, определение своего места в мире.В этом возрасте дети ранимы, и правильная, соответствующая подача ответов на этивопросы является главным не только для родителей, но и для педагогов. Искусство,обладающее благотворным, очищающим действием на любого человека, сыграет немаловажнуюроль в процессе воспитания дошкольника. Он будет учиться жить по законам прекрасного.Изучая полотна великих мастеров, изучая их биографии, они смогут найти там ответына многие вопросы.
Проведённое исследованиеподтвердило гипотезу о том, что ознакомление старших дошкольников с картинами иркутскиххудожников, на основе соблюдения принципа индивидуального подхода к детям являетсясредством формирования их художественного восприятия при условии что:
— восприятие будетрассматриваться как специфическая деятельность, опосредующая развитие способностик художественно- эстетическому переживанию, возникающему в результате познания окружающейдействительности средствами искусства;
— процесс ознакомленияс творчеством Иркутских художников сопряжен с процессом развития изобразительнойфункции детского рисунка.
Данные контрольных срезов показали эффективность разработаннойсистемы развивающих мероприятий.
художественный восприятиедошкольный возраст

Литература
1. Ананьев,Б.Г. Особенности восприятия пространства у детей. [Текст] / Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко.– М.: Просвещение, 1964.
2. Библер,В.С. Культура. Диалог культур. [Текст]: Опыт определения // Вопросы философии.2006 год. № 6.
3. Бузко,И. А. Хрестоматия для дошкольников. [Текст] / И. А. Бузко. – М.: Детская литература,2000.
4. Ветлугина,Н.А. Художественное творчество и ребенок. [Текст] / Н.А. Ветлугина. – М.: Просвещение,1972.
5. Волков,Н.Н. Восприятие картины. [Текст] / Н.Н. Волков.- М., 2007.
6. Вопросыэстетического воспитания в детском саду. [Текст] / под ред. Е.А. Флёрина.- – М.:Учпедгиз,1960.
7. Выготский,Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. [Текст] / Л.С. Выготский. – СПб.:''Союз'', 1997.
8. Выготский,Л.С. Психология искусства. [Текст] / Л.С. Выготский. — М., 1968
9. Григорьева,Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. [Текст] / Г.Г. Григорьева – М.:Академия, 1999.
10.  Дружинин, В.Н. Психологиятворчества. [Текст] / В.Н. Дружинин // Психологический журнал.-2005.- Т. 26.- №5.
11.  Жуков, Н.Н. В мире искусства.[Текст] / Н.Н. Жуков // Творчество.- 1981. — №9.
12.  Каган, М.С. Человеческая деятельность.[Текст] / М.С. Каган М., 2004 .
13.  Казакова, Т.Г. Рисование вдетском саду. [Текст] / Т.Г. Казакова. – М.: Просвещение, 1994.
14.  Карпова, Н.В. Достижения учащихсяпо изобразительному искусству как результат образовательной деятельности. [Текст]/ Н.В. Карпова — Оренбург: Изд-во ООИУУ, 2008.
15.  Кибрик, Е. Искусство и дети.[Текст] / Е. Кибрик // Юный художник, 1995. — №2
16.  Комарова, Т.С. Обучение детейтехнике рисования. [Текст] / Т.С. Комарова. – М.: Столетие, 1994.
17.  Кубышкиной, Э. И Загадки длядошкольников. [Текст] / Э.И Кубышкиной – М.: Детская литература, 2000.
18.  Кудина, Г.Н. Как развиватьхудожественное воспитание у дошкольников. [Текст] / Г.Н. Кудина.- М.,2006.
19.  Лепская, Н.А. 5 рисунков.[Текст] / Н.А. Лепская.– М., 2008.
20.  Логинова, В.И. Возможностиэстетического развития детей и задачи эстетического воспитания в дошкольных учреждениях.[Текст] / В.И. Логинова, П.Г. Саморукова – М.: Просвещение, 1983
21.  Межиева, М.В. Развитие творческихспособностей у детей 5-9 лет. [Текст] / М.В. Межиева, А.А. Селиванов.– Ярославль:Академия развития: Академия Холдинг: 2002. 128 с.
22.  Межпредметные связи в преподаванииискусства в школе. [Текст] / под ред. С.А. Минюрова — М., 2001 год.
23.  Мелик-Пашаев, А.А. Художественнаяодарённость детей, её выявление и развитие. Методическое пособие. [Текст] / А.А.Мелик- Пашаев– Дубна.: Феникс+., 2006.
24.  Мещеряков, Б. Большой психологическийсловарь. [Текст] / Б. Мещеряков, В. Зинченко.-М.: Олма-пресс. 2006.
25.  Минюрова, С.А. Развитие восприятияу ребенка. [Текст] / С.А. Минюрова.–М., Психологический центр, 2007.
26.  Орлов, А.Б. Психология детства:новый взгляд. Творчество и Педагогика. [Текст] / А.Б. Орлов. – М.: Просвещение,1988.
27.  Полунина, В.Н. Искусство идети. [Текст] / В.Н. Полунина. – М.: Просвещение, 1982.
28.  Прусс, И. Е. Западное европейскоеискусство XVII века. [Текст] / И. Е. Прусс. – М., 2001.
29.  Пустоветова, О. В. Изобразительноеискусство и художественный труд. Программа для дошкольников. [Текст] / О. В. Пустоветова.– М., 2001.
30.  Рогинский, Я.Я. Об истокахвозникновения искусства. [Текст] / Я.Я. Рогинский.-М., 2002 год.
31.  Рубинштейн, С.Л. Проблемыобщей психологии. [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – М., 1976.
32.  Сакулина, Н.П. Рисование вдошкольном детстве. [Текст] / Н.П. Сакулина. – М.: Просвещение, 1975.
33.  Сакулина, Н.П. Изобразительнаядеятельность в детском саду. [Текст] / Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова. – М.: Просвещение,1973.
34.  Соколов, А.В. Посмотри, подумайи ответь: Проверка знаний по изобразительному искусству: Из опыта работы. [Текст]/ А.В.Соколов. М., 2001.
35.  Ткемаладзе, А.В. «Вопросыэстетического воспитания». [Текст] / А.В Ткемаладзе — М., 2001.
36.  Торшилова, Е.М. Эстетическоеразвитие дошкольников. [Текст] / Е.М. Торшилова, Т. Морозова. – М., 2004.
37.  Угарова, В. С. Школа изобразительногоискусства. [Текст] / В. С. Угарова. – М.: Изобразительное искусство, 2006.
38.  Флёрина, Е.А. Изобразительноетворчество детей дошкольного возраста. [Текст] / Е.А. Флёрина.- М.: Учпедгиз, 1956.
39.  Чумичёва, Р.М. Дошкольникамо живописи. [Текст] / Р.М. Чумичёва. — М.: Просвещение, 1993.
40.  Шалина, Л. С. Уроки для самыхмаленьких. [Текст] / Л. С. Шалин // Юный художник. – 2001. — № 6. – с. 45.
41.  Якобсон, П.М. Психология художественноговосприятия. [Текст] / П.М. Якобсон. — М., 1964.

Приложение1
 
Литературныепроизведения, используемые на занятиях по изобразительной деятельности
Ромашка
Нарядные платьица,жёлтые брошки,
Ни пятнышка нетна красивой одёжке.
Такие весёлыеэти ромашки
Вот-вот заиграют,как дети, в пятнашки.
Е. Серова
Незабудки
Их видимо-невидимо,не сосчитаешь их!
И кто их тольковыдумал – весёлых, голубых
Должно быть оторвалиот неба лоскуток,
Чуть-чуть поколдовали– и сделали цветок.
Е. Серова
Байкал
Уснуло в горнойколыбели
Голубоглазое дитя.
Над ним пронзительнометели
Пол года плачути свистят.
Когда ж на склоныгор поднимет
Весною солнцежаркий луч,
И сквозь покровыледяные
Тепло пробьётсяиз-за туч.
А. Прялов
Одуванчик
На обочине зелёной
Одуванчик – славныйвоин,
Захватил он всёвокруг!
Сад и рощу, поле,луг…
Пока тихо, онмолчит,
Но лишь ветерналетит,
Шлёт в воздушныйокеан
Парашютный свойдесант.
Ж. Эрхардт
Гвоздика
Погляди-ка, погляди-ка,
Что за красныйогонёк.
Это дикая гвоздика
Жаркий празднуетденёк.
А когда настанетвечер,
Лепестки свернётцветок:
— До утра! Доновой встречи!
И погаснет огонёк.
Е. Серова
Купальница
По краям болота
Золотится что-то
Пышным шаром чашечка
Жёлтая рубашечка.
А. Прялов
Байкал
Байкал, чья славав этом мире
Века веков переживёт.
Как он подстатьсамой Сибири
Бескрайним плескоммощных вод.
В его блистающемпросторе,
В глубинной толщевековой,
В его повадках– облик моря
И отзвук в говореморской.
А. Прялов
Маслёнок
Под сосною у дорожки
Кто стоит средитравы?
Ножка есть, нонет сапожки,
Шляпка есть –нет головы.
К. Фомин
Кедровая соснаи шишки
Орешки-малышки
Висят на вышке,
В худой кубышке.
К. Фомин
Рябина
В красном платьицедевица,
Вышла с осеньюпроститься,
Осень проводила,
Платье снять забыла.
Е. Серова

Приложение2
 
Репродукциикартин Иркутских художников, используемые на занятиях по изобразительной деятельности.
Рис.1
/>
Рис.2
/>
Рис.3


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.