Тема:Развитие познавательных интересов у дошкольников в процессе ознакомления сприродой
Содержание
1. Значениеознакомления дошкольников с природой в развитии у них познавательных интересов
2. Познавательноеотношение к природе как задача экологического воспитания детей
3. Методыи приемы воспитания у детей познавательных интересов к природе
ПРАКТИЧЕСКИЕЗАДАНИЯ
1. Втечение трех месяцев запишите вопросы, задаваемые детьми вашей группы о природе
2. Проанализируйтесобственный опыт работы по использованию приемов активизации познавательнойдеятельности детей в процессе ознакомления с природой
3. Разработайте рекомендации для родителей по вопросу воспитания у детей познавательных интересов к природе
Список литературы
1. Значение ознакомления дошкольников с природой вразвитии у них познавательных интересов
Могучимфактором, способствующим интеллектуальной активности детей, является природа,поэтому возможна такая организация познавательной деятельности, где воспитаниеих познавательных интересов осуществляется через наблюдение и труд в природе.
Начальнойступенью умственной деятельности ребенка являются ощущения и восприятия.Формирование и совершенствование ощущений и восприятия – сенсорное воспитание –составляет неотъемлемую часть любой детской деятельности. В практической работеисследователи и воспитатели уделяют прежде всего внимание прежде всегоорганизации наблюдений за объектами природы. Их психологическая структурапредставляет собой сложный механизм, включающий многостороннее восприятие,устойчивое внимание, эмоциональные переживания наряду с активной двигательнойвоспроизводящей деятельностью.
Самыепервые наблюдения можно организовывать с детьми уже 3-4 лет: за изменениямитемпературы – на улице тепло/холодно/жарко; за осадками – идет снег/дождь. Приэтом не только констатируются факты, а используются различные приемы, чтобызадержать внимание детей на том или ином явлении. Например, снег падаетхлопьями, спокойно ложится на землю. Внимание малышей неустойчиво, организоватьвсю группу сразу трудно. На первых порах возможно проведение работы поподгруппам из 2-3 человек.
Вовремя наблюдений за растениями, дети рассматривают форму листьев, следят за ихдвижением, слушают шум деревьев при порывах ветра.
Организуянаблюдение со старшими дошкольниками, возможно увеличение подгруппы до 5-6человек. Также можно удлинить сроки наблюдения и расширить тематику. Например,не только наблюдали за характером погоды, но и обращали внимание детей на небо:голубое, чистое, без облаков; в такой день ярко светит солнце. Это ясное небо.Если на небе тучи и оно темное, серое, то будет пасмурный день.
Изменяетсяи характер наблюдения за растениями, отмечались окраска листьев, цветков, видпосадки (рядами, одиночными растениями).
Вненастные дни, когда пребывание на воздухе прекращается, можно проводитьнаблюдение за комнатными растениями, сравнивать размер, форму и окраску листьеви цветков.
Наблюдениеза одним и тем же объектом периодически повторяем. Этот дает возможностьзакрепить образ предмета, явления, уточнить его детали.
Такимобразом, важнейшим средством умственного воспитания ребенка является окружающаяприрода. Она постепенно привлекает его внимание, заставляет включать в процесснаблюдения различные органы чувств, а значит, активизирует начальные моментыпознания – ощущение и восприятие.
2. Познавательное отношение к природе как задача экологическоговоспитания детей
Интересведет человека к бесконечным целям познания, которые начинаются с удивления. Всвою очередь, удивлением для дошкольника может быть окружающаядействительность, являющаяся источником пробуждения познавательных интересов.
Ребенкастаршего дошкольного возраста, у которого развит познавательный интерес,характеризует желание задавать вопросы и способность находить ответы на них.Такой школьник склонен к экспериментированию, к активной поисковойдеятельности. Он может длительно сосредотачиваться на интересующей егопроблеме: изучать жизнь муравейника; экспериментировать – какие предметыплавают, а какие тонут, придумывать новые конструкции. При усвоении новыхзнаний он задает взрослому много вопросов, пытается самостоятельно найти связьс личным опытом, высказывает оригинальные догадки, предположения, другимисловами, проявляет творческое отношение к объекту и процессу познания. Такимобразом, показателем интереса ребенка служат его вопросы и суждения, благодарякоторым малыш постигает мир вокруг себя.
Развитиелюбознательности, потребности узнать новое – одна из задач воспитаниядошкольника, подготовки его к обучению в школе. Постановка и постепенноеусложнение данной задачи ведет к формированию у детей поисковой деятельности,познавательных интересов, что оказывает влияние на их умственное развитие.Знания детей и уровень развития познавательных интересов способствуют усвоениюзнаний, так как являются побудительной силой к их приобретению; с другойстороны, познавательные интересы развиваются на основе знаний.
Донедавнего времени в дошкольной педагогике развитию познавательных интересовдошкольников не уделялось особого внимания, между тем как познавательныйинтерес признается сейчас одним из ведущих мотивов, побуждающих детей кзнаниям, к учению.
Многимиисследователями доказано, что любознательность, активность детей не естьсвойство, присущее возрасту и развивающееся стихийно. Формированиепознавательной активности требует целенаправленной работы с детьми.
Побуждениек интеллектуальной активности с помощью элементарной поисковой деятельности впроцессе овладения знаниями о природе приведет к формированию познавательногоинтереса у детей старшего дошкольного возраста. Указанный выше факт доказан висследовании, проведенном и описанном Л.М.Маневцовой. Так, данное исследованиепроходило в три этапа. На первом этапе необходимо было накопит запас конкретныхпредставлений у детей о тех явлениях природы, которые впоследствии будутосваиваться ими с помощью поисковой деятельности, сформировать элементарнуюдеятельность наблюдения. На втором этапе следовало научить детей использоватьпоисковую деятельность в решении познавательных задач, поставленныхвоспитателем. На третьем этапе надо было совершенствовать поисковуюдеятельность детей за счет усиления самостоятельности в решении познавательныхзадач, поставленных воспитателем, а также в процессе решения задач,поставленных детьми самостоятельно.
Врезультате проведенной работы по обучению детей поисковой деятельности впроцессе освоения знаний о природе можно сделать следующие выводы:
Организацияпоисковой деятельности наиболее эффективна при освоении детьмипричинно-следственных и других связей и отношений между предметами и явлениямиприроды, их свойствами и качествами. При этом необходим постепенный переход отусвоения связей и отношений однозначного характера к усвоению причин, лежащих воснове ряда сходных факторов, и к усвоению более сложных связей.
Организациясистематической поисковой деятельности приводит к познавательному интересу,который проявляется в активном включении всех детей в занятия, в появлениибольшого количества вопросов, в самостоятельной постановке и решении детьмипознавательных задач.
Развитиепознавательного интереса проходит путь от проявления эмоциональной отзывчивостик окружающему и выделения внешних качеств предметов к выделению внутреннихсвязей и отношений, к самостоятельной постановке познавательных задач и первымпопыткам решать их с помощью наблюдений, опытов, рассуждений.
Познаниеприроды детьми раннего возраста – это насыщенное радостными впечатлениямивосприятие разнообразных, ярких объектов и явлений мира животных, растений,неживой природы, практическое экспериментирование с ними.
Взрослыйобращает внимание малыша на яркий цветок, летящую бабочку, красивый камушек,пушистые хлопья снега. Помогая ребенку активно познавать природу (нюхать,трогать, слушать, насыпать, переливать, крошить) следует ненавязчиво предлагатьему экологически целесообразные виды деятельности в природе взамен тех, которыеон иногда практикует. Если малыш хлещет веткой по траве, то можно предложитьему послушать, как она шуршит, а затем практически убедится, насколько звучнеестучать по асфальту, камням, увлекательнее ходить по песку.
Приоказании поддержки вхождению наших маленьких воспитанников в мир природы,знакомству, приобщению, единению с ней важны опора на чувственное познание,сенсомоторику малыша, его наглядно-действенное мышление, особенностиэмоциональной сферы, содействие в накоплении позитивного опыта общения с природой,зарождение интереса, радости от этого процесса
Практика экологического воспитания детей убеждает в том, что творческое общение с природой – сильнейший метод всестороннего воспитания и развития в ребенке лучших человеческих качеств. Уроки творчества среди природы оставляют неизгладимый след в душе каждого ребенка.
Решающую роль в экологическом воспитании младших школьников играет взаимодействие детского сада с семьей воспитанника. Подобное сотрудничество необходимо во всех возрастных группах, но в младшем дошкольном возрасте без него фактически невозможна реальная организация экологического воспитания и обучения. Без участия родителей невозможно заложить фундамент экологической культуры у дошкольника. Действенная, настоящая любовь к природе возникает у детей лишь тогда, когда ежедневно перед ними пример положительного отношения к природе взрослого.
Воспитание у ребенка гуманного отношения к природе строится на триединстве знаний об общевитальных признаках человека, животного и растения (движение, питание, рост, дыхание, чувствительность), эмпатии к живому и разнообразной деятельности ребенка в природе (самостоятельной и совместной со взрослыми).
Таким образом, детям особенно интересны предметы и явления окружающего мира. Именно эта детская любознательность, подогретая темой и содержанием дидактической игры, может зародить искру для новых поисков, проектов, открытий и станет стимулом для заинтересованного изучения экологической дисциплины.
3. Методы и приемы воспитания у детей познавательныхинтересов к природе
Ознакомлениедетей с природой осуществляется в разнообразных формах: на занятиях,экскурсиях, в повседневной жизни (в труде, наблюдениях, играх на участке и вуголке природы).
Обучениедетей на занятиях осуществляется разными методами. Выбор методов зависит отвида занятия, от его основной задачи. На одних занятиях формируются первичныезнания. С этой целью воспитатель использует наблюдение, рассматривание картин,чтение художественных произведений, рассказ, показ диафильмов и кинофильмов. Надругих же занятиях уточняются, расширяются и углубляются знания. Кромеперечисленных методов, на этих занятиях используется и труд детей в природе.Основная задача занятий третьего вида – обобщение и систематизация знаний. Дляэтого используют беседы, дидактические игры, обобщающие наблюдения. В труде ииграх дети применяют полученные знания на практике.
Влюбом случае, деятельность должна ставить ребенка перед необходимостьюнаправлять свою умственную активность на поиск и избирательное использованиеимеющихся у него знаний и действий для решения конкретной новой задачи. Чеминтереснее такая деятельность, чем большее эмоциональное воздействие оказываетона на ребенка, тем больший эффект она дает. Учитывая особенности возраста,воспитатель широко использует дидактические игры, применяет во время занятийигровые приемы и упражнения, предлагает детям несложные умственные задачи.
Перейдемк более детальному и подробному рассмотрению методов воспитания у детейпознавательных интересов к природе:
— наблюдение. Организованное наблюдение живых объектови практическое экспериментирование с ними; рассматривание картинок (предметныхи с простым сюжетом), игрушек. Происходит знакомство детей с животнымиближайшего окружения: кошка, собака, корова, курица. Детей учат узнавать иназывать животных по ярким признакам внешнего вида (цвету шерсти, форме иразмеру ушей, хвоста, длине передних и задних лап), характеру передвижений(кролик прыгает, птица летает), издаваемым звукам (кошка мяукает, петухкукарекает). Малыши узнают и называют растения ближайшего окружения – дерево,куст, трава, комнатные цветы.
— дидактические игры. В дидактических играх познавательные задачи(определение свойств и качеств предмета, классификация и группировка различныхпредметов) соединяются с игровыми (отгадать, выполнить роль, соревноваться),что и делает дидактическую игру особой формой обучения – легкого, быстрого инепреднамеренного усвоения детьми знаний.
Прииспользовании дидактической игры воспитатель должен следовать определеннымпедагогическим принципам:
1. Опиратьсяна уже имеющиеся знания, полученные, как правило, путем непосредственноговосприятия;
2. Следитьза тем, чтобы дидактическая задача была достаточно трудна и в то же времядоступна детям;
3. Поддерживатьинтерес и разнообразие игрового действия;
4. Постепенноусложнять дидактическую задачу и игровые действия;
5. Конкретнои четко объяснять правила.
— Речевые логические задачи. Речевая логическая задача – эторассказ-загадка, в данном случае о природе, ответ на которую может быть получен,если дети уяснили для себя определенные связи и закономерности природы. Даваядетям речевую логическую задачу, воспитатель ставит их в ситуацию, когда онидолжны использовать разные приемы умственной деятельности (сравнение,рассмотрение явлений с разных сторон, поиск путей решения), это стимулируетразвитие самостоятельности, мышления, гибкости ума. Речевые логические задачиимеют особое значение для развития речи, в частности монологической речи, темсамым совершенствуя умение рассказывать, четко формулировать свои мысли. Чтобыдети могли правильно решить любую по сложности речевую логическую задачу,воспитатель использует различные методические приемы: предлагает им вспомнить,что они наблюдали на прогулках, экскурсиях, задает наводящие вопросы, помогаетправильно сформулировать мысль.
— Экскурсии – один из видов занятий по ознакомлениюдетей с природой. Во время экскурсии ребенок может в естественной обстановкенаблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как люди преобразуютприроду в соответствии с требованиями жизни и как природа служит им.
Посодержанию экскурсии делят на два вида: природоведческие – в парк, в лес, нареку; экскурсии на сельскохозяйственные объекты – поле, на птицефабрику, в сад,огород. Экскурсии привлекают внимание детей, предоставляют возможность подруководством воспитателя собирать разнообразный материал для последующихнаблюдений и работы в группе, в уголке природы.
Кроменазванных приемов можно использовать еще и следующие: инсценировка с игрушкамиживотными и растениями, специально организованное наблюдение, чтение короткихрассказов и стихов, беседы с детьми, отражение впечатлений о природе впродуктивных видах деятельности, самостоятельное и совместное со взрослымразнообразное практическое экспериментирование ребенка в природе («Как тычувствуешь окружающий мир»), экологические сказки.
ПРАКТИЧЕСКИЕЗАДАНИЯ
4. В течение трех месяцев запишите вопросы, задаваемыедетьми вашей группы о природе
Всевопросы, записанные мной в течении данного периода времени можно разделить нанесколько групп, в зависимости от их смысла.
1. Вопросы,касающиеся определения и идентификации объекта (Чаще всего о незнакомых до сихпор объектах – кто это? (о картинке динозавра в книге, о игрушкеЧебурашке, о жуке), здесь же можно выделить вопросы-предположения – А эточеловек или нет? (о игрушке-роботе), Это специальный хвост у него? (онасекомом на прогулке).
2. Вопросы,касающиеся выделения всевозможных признаков и свойств объектов, определениявременных и пространственных характеристик.
— Я думала, если кабачок зеленый, то он еще не спелый?
— Почему эти все цветы желтые, а там разные по цвету?
— Что опять начинается лето? (в теплый погожий день)
— Как червяк идет, если у него нет ног?
3. Причинно-следственныевопросы
— Сегодня холодно, потому что дует ветер?
— Если мальчики раздавили лягушку, значит скоро пойдет дождь?
4. Вопросы-гипотезы
— Зимой цветы не вырастут, потому что они замерзнут?
— Завтра наступит, когда мы поспит, а потом еще раз поспим?
— У нас в садике все заболели, потому что на улице было холодно?
— Если по луже колесом проехать, то ее не станет?
— У человека сердце – самое главное, а оно есть и у паука, змеи?
2.Проанализируйте собственный опыт работы по использованию приемов активизациипознавательной деятельности детей в процессе ознакомления с природой
Дляразвития у детей наблюдательности, любознательности, формирования обобщенныхпредставлений о природе, установления простых связей между этими явлениями мнойиспользуются методы и приемы ознакомления детей с природой.
Широкоиспользуются в практике экскурсии и прогулки.
Главная задача экскурсии состоит в том, чтобы показать детям знакомый мир с новой, может быть, неожиданной для них стороны. Не сразу дети в таком возрасте начинают ощущать свое родство с природой.
По пути к парку дети проводят наблюдения. Их внимание воспитатель обращает на красоту и разнообразие окраски осенней природы: на яркое голубое небо и плывущие по нему облака, на яркое солнце и пестроту листьев на деревьях. Малышам отводится время для молчаливого наблюдения и переживания. После этого воспитатель приступает к постановке перед ними заранее продуманных вопросов: какая сегодня погода? А какое сегодня небо? и т.д.
Наблюдениям детей стараюсь придавать активный характер – учу, по возможности, не только смотреть, а видеть все подробности, понять, почему происходит то или иное явление.
Воспитатель предлагает взять детям по листу дуба и обвести пальцами по краям пластинки. Дети замечают большие вырезы по краям листа, разделяющие его на лопасти. Находят на земле желуди, рассматривают их, узнают, что – это плод дуба. Знакомятся с органами дерева: стволом, ветками, побегами, листьями, корнями.
Наблюдения за состоянием погоды, которые проводились ежедневно, помогли закрепить у детей знания о признаках осени: стало холодно, часто идут дожди, трава мокрая и т.д.
Развитию познавательных интересов детей в большей степени помогают дидактические игры. Так, в работе используются такие игры: «Найди дерево по листочку», «Где что растет?». С их помощью дети учатся узнавать отдельные признаки предметов, явлений, группировать их по определенным качествам.
Широко используются имитационные игры и упражнения. Так, часто предлагается детям «полетать», как птица, «поклевать» пальцем зернышки, «кукарекать» как петушок,
Так как большую роль в процессе ознакомления с окружающим миром, формирования положительного отношения к природе играют родители, то мы стараемся привлекать к работе и их. Так, проводятся открытые занятия, в уголке для родителей помещаем советы, даем различные консультации, отвечаем на интересующие их вопросы.
3. Разработайте рекомендации для родителей по вопросу воспитания у детей познавательных интересов к природе
1. Предоставляйтеребенку возможность самостоятельного поиска ответов – это будет учить егодумать, рассуждать, пытаться решать вопросы;
2. Отвечайтена все детские вопросы точно и доступно
3. Учитеребенка не только задать вопрос, но и самому предпринимать попытки к нахождениюответа на него.
4. Поощряйтелюбознательность ребенка. Потребность узнавать новое – важное и ценноекачество.
5. Хвалитеребенка за хороший вопрос, за стремление к познанию
6. Умейтепоказать вашему ребенку, что бояться задавать вопросы не нужно, ведь не знатьчто-то не стыдно, стыдно не узнать, когда можно это сделать.
7. Несмейтесь над ребенком, задавшим слабый вопрос: он имеет право на ошибку
Списоклитературы:
1. АветисянЛ. Природа и умственное воспитание дошкольников// Дошкольное воспитание, — 1988, — №6, — С. 27-31.
2. БилеваГ., Зимина Л. Развитие познавательных интересов в процессе ознакомления сявлениями природы.// Дошкольное воспитание, — 1988, — №10, — С.22-25.
3. ВиноградоваН.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой, — М.,1982, — С.27-42.
4. Кравцова Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника: Кн. для воспитателя дет. сада и родителей. – М.: Просвещение; Учебная литература, 1996. – 160с.
5. Маневцова Л.М. О развитии познавательных интересов у детей //Дошкольное воспитание, — 1973, — №11, — С.26-29.