СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
1.1 Историяхорового пения
1.2 Хоровоепение как вид музыкальной деятельности
1.3 Средствавокально-хоровой выразительности (вокально-хоровые навыки)
1.4 Значение индивидуально-психологическихразличий и процессов в развитии вокальных навыков
РАЗДЕЛ 2 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО РАЗВИТИЮВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
2.1 Планированиеи организация исследования по развитию вокально-хоровых навыков на урокахмузыки
2.2 Анализ результатовпедагогического исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Современныенаучные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальныхспособностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в школьномвозрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудомвосполнимо впоследствии. Важно, чтобы уже в раннем детстве рядом с ребенкомоказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, датьвозможность её прочувствовать.
Музыкальноеразвитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие:формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делаетсячувствительным к красоте в искусстве и жизни.
В школьныхучреждениях музыкальным воспитанием детей непосредственно занимаетсямузыкальный руководитель. От уровня его музыкальной культуры, способностей,педагогического мастерства в большой степени зависит уровень музыкальногоразвития его воспитанников.
Среди видовдеятельности младших школьников на уроках музыки хоровое пение имеет рядочевидных преимуществ. Это объяснимо рядом причин:
1) песеннымначалом российской музыкальной культуры. Видный деятель хорового искусства Г.А.Струве отмечал: «Все обряды: рождение, венчание, погребение сопровождалисьпением. На всех праздниках наш народ пел. Пели работая, пели отдыхая» [36, с.50].
2) общедоступностью.Каждый ребенок физиологически обладает от природы голосом и слухом;
3) адекватностьюпения психолого-возрастным особенностям младших школьников, и в частности ихстремлению к активным нормам освоения искусства;
4) особойдоступностью для восприятия в силу синтеза слова и музыки;
5) значимостьювоспитания чувств человеческой общности в современном мире [24, с.231].
Особая рольхорового пения объясняется тем, что ранее учебный предмет «Музыка» назывался«Пением». И хотя он сегодня переименован, пение на уроках музыки считаетсяосновополагающим в постижении музыкального искусства.
Педагоги-музыкантынакопили большой опыт работы по формированию личности ребёнка в процессеобучения пению. Весомый вклад внесли такие педагоги, как В.Н. Шацкая, Н.А.Метлов, А.Д. Войнова, Б.Л. Яворский, Н.А. Ветлугина, С.И. Бекина. В их работахпредложена методика практической работы с детьми, показано влияние певческойисполнительской деятельности на всестороннее развитие личности ребенка.
В пении, каки в других видах исполнительства, ребёнок может активно проявлять своёотношение к музыке. Пение играет важную роль в музыкальном и личностномразвитии. Овладение пением у детей происходит постепенно, в результате«бесчисленных проб», в процессе которых, с одной стороны, создается умениевладеть голосовым аппаратом, а с другой — вырабатываются музыкально-слуховыепредставления.
Анализ работпедагогов-музыкантов, методической литературы, наблюдения в процессепедагогической практики показали, что не все учащиеся умеют правильнореализовать вокальные навыки в пении. Следовательно, не имея успех в певческойдеятельности, теряют к ней интерес.
В связи с этим возникает противоречиемежду потребностью в самореализации школьников посредством хорового искусства инедостаточным вниманием по использованию методических приёмов, вокально-хоровыхупражнений на уроках музыки в процессе пения.
В силувышесказанного выделим проблему: какие педагогическиеусловия необходимыдля развития вокально-хоровых навыков младших школьников на уроках музыки.
Объектомнашего исследования выступает урок музыки как организационная форма развитиявокально-хоровых навыков у младших школьников.
Предметисследования: процесс развития вокально-хоровых навыков на уроках музыки.
Целью исследования является психолого-педагогическая и экспериментальнаяпроверка педагогических условий по развитию вокально-хоровых навыков у младшихшкольников на уроках музыки.
С учётом поставленнойцели, а также в соответствии с проблемой и предметом исследования решалисьследующие задачи:
1. Рассмотреть развитиехорового пения в России.
2. Раскрыть средствавокально-хоровой выразительности в пении.
3. Изучить ипроанализировать значение индивидуально-психологических различий в вокальнойпедагогике.
4. Выявить и проверить результативность использования комплексапедагогических условий, способствующих развитию вокально-хоровых навыков науроках музыки.
Гипотезаисследования: мы полагаем, что процесс развития вокально-хоровых навыков будетэффективным, если:
— учитыватьпсихолого-педагогические особенности детского возраста, психологию пения;
— использовать специальные вокально-хоровые упражнения, методы и приемы поразвитию певческих навыков.
В соответствиис поставленными задачами были использованы следующие методы:
· Теоретическийанализ и систематизация литературы по проблеме исследования;
· Изучениеи обобщение практического опыта по развитию вокальных навыков.
· Проведениеэкспериментальной работы по развитию вокально-хоровых навыков у детей младшегошкольного возраста.
Методологическуюоснову исследованиясоставляют:
Труды В.И.Петрушина, Г. М. Ципина в области музыкальной психологии; труды физиолога И.П.Павлова по вопросам воздействия пения на физическое развитие детей; вопросыметодологии, теоретического обоснования системы усвоения певческих навыков вработах педагогов-музыкантов Н.А. Метлова, В.Н. Шацкой, А.Г. Яранцевой, А.Г.Менабени, Н.А Ветлугиной, Г. Струве, Г. П. Стуловой.
Экспериментальной базой исследованиявыступило МуниципальноеОбразовательное Учреждение «Калининская средняя общеобразовательная школа»,третий класс.
Структураработы.
Исследованиесостоит из введения, двух разделов, заключения, списка используемой литературыи приложения.
РАЗДЕЛ 1 ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ХОРОВОГО ИСКУССТВА
1.1. Из истории хорового пения
К идеям эстетического воспитания средствамипевческого искусства обращались философы, педагоги, музыканты, социальныереформаторы всех времен. Существенным было отношение и к музыке.
Аристоксен (ок.354-ок.300 до н.э.) говорил, чтопифагорейцы осуществляют очищение тела посредством врачевания, а очищение души– посредством музыки как искусства пения со словом. Хоровые песни исполнялисьна праздниках урожая, в церковном богослужении, сопровождали театральныедейства.
Гимерий писал о силе влияния искусства начеловеческую душу: «Некогда царь впал в уныние, но музыкант Тимофей не допустилэтого и своими напевами вознес дух до неба. Порой вспыхивал царь безудержнымгневом, — его пыл укрощал звоном струн тот же мастер. Грустил ли царь, — онтотчас же заставлял его улыбаться. Предавался ли Александр чрезмернымнаслаждениям, — послушав музыку, царь погружался в задумчивость. Одним словом,его видели всегда таким, каким делал его Тимофей своей игрой» [34, с.165– 167].
Таким образом, в период античности, эллинизма иРимской империи выдающимися мыслителями неоднократно была отмечена магическаясила воздействия певческого искусства на душу человека, потенция искусствапробуждать в человеке стремление к лучшему и необходимость певческогоискусства, как средства воспитания.
В средние века отношение к искусствуопределяется догмами церкви. Для средневекового аскетичного мировоззрениявсякая красота имела осуждающий смысл и была обманом, скрывающим истину.Но,отвергая античные эстетические идеалы и провозглашая единодушие, единомыслие, нравственность,церковь не отрицала чудотворности воздействия хорового искусства.
Иоанн Златоуст (ок. 330-379), описывая своипереживания церковной музыки, писал: «Слух неотступно и неуклонно устремленлишь на одно: он внимает полному благозвучия и духовности напеву, властькоторого над душой, однажды ему предавшейся, столь велика, что человек,увлекшись мелодией, с радостью откажется от еды, от питья, ото сна» [34,с.27].
Певчие набирались в хор не по вокальным данным,а по велению сердца и души. Так же было и в церковных школах, где понимали хор,как союз личности с общиной. Для этого не требовалось профессиональногомастерства; естественным и предусмотрительным считалась даже полнаянеспособность интонировать. Методы обучения пению опирались на усвоениепеснопений по слуху. Учитель пользовался при этом способом хейрономии (показомдвижения мелодии руками вверх и вниз). С введением нотной записи на 4 линейкахи слоговых названий ступеней шестиступенного лада, стали возникать различныесистемы сольмизации.
В эпоху Возрождения одноголосное пениесменяется многоголосным, появляются двойные и тройные составы хоров, достигаетсвоих высот полифоническое письмо строгого стиля, прочно устанавливаетсяразделение хора на 4 основных хоровых партии — сопрано, альты, тенора, басы.
Одной из важнейших форм обучения хоровому пениюбыли певческие школы при католических храмах — метризы. В них мальчики с раннихлет обучались пению, изучая одновременно общеобразовательные предметы. В это жевремя были открыты первые консерватории, или приюты, куда принималисьмузыкально одаренные мальчики и девочки.
Со временем господствующей формой бытованияхоровой музыки становится ее концертное исполнение. Во многих странах возникаюторганизации с целью объединения деятелей хоровой культуры. Соответственно,характерной чертой этого времени стало стремление приобщения детей к высокойпрофессиональной культуре пения. В это время продолжают свою деятельностьконсерватории и приравненные к ним академии, высшие музыкальные школы,колледжи, где дети обучались наряду со взрослыми. Многочисленные певческиешколы, проводившие подготовку к хоровому пению в церкви, в значительной степениопределили современную хоровую культуру многих зарубежных стран.
В русской музыкальной культуре хоровое пениеглавенствовало, поэтому профессиональная русская музыка до XVII векаразвивалась в хоровых жанрах. Хоровому пению обучали на Руси в церковных имонастырских школах, а также в храмовых хорах. В 1086 года Анна, старшая дочьВсеволода Ярославича, открыла при Андреевском монастыре училище для девочек, вкотором обучали чтению, письму и пению.
Центрами музыкального образования становилисьмонастыри и княжеские дворы. Подобные школы существовали в Москве, Пскове идругих городах. Известными выпускниками, а затем и учителями певческой школыбыли братья Роговы. Савва Рогов занимался школьным преподаванием церковногопения. Его знаменитые ученики Иван Нос, Федор Крестьянин основали школу ИванаГрозного.
В XVII веке появляется многоголосный стиль. В музыкальномискусстве зародился принципиально новый стиль многоголосной хоровой музыки — партесное пение. Произведения представляли собой многоголосную обработкумелодий знаменного и других распевов, количество голосов колебалось от 3 до 12,а в единичных случаях достигая 16, 24 и даже 48 голосов. Наряду с традиционнымобучением певчих в церковных хорах открылись новые учебные заведения –музыкальные школы, где дети обучались игре на духовых инструментах и пению [34,с.87].
Но в связи с возросшей потребностью в певцах,участвующих в пышных дворцовых балах, музыкальных развлечениях и оперныхспектаклях, в 1738 году издается указ об основании в Глухове певческой школы,для чего гетман Украины прислал 11 певчих во главе с Федором Яворовским.Выходцами глуховской школы были известные русские композиторы Д. С.Бортнянский, М. С. Березовский и другие. Прибывшим из глуховской школыустраивался экзамен, после чего их принимали в число придворных певчих.Профессиональный опыт, приобретенный певчими за время пения в придворнойкапелле, позволял ему вести самостоятельную педагогическую деятельность.
Резко отличалось воспитание детей в Синодальномхоре, где обучали только церковному пению.
По принципу придворной певческой капеллысоздавались певческие школы, где крестьянские дети, обладавшие хорошимиголосами, обучались пению и музыкальной грамоте. В столицах существоваличастные школы.К концу XIX века церковное пение в школах включалось в содержаниеобучения «Положением о начальных народных училищах».
Важные эстетические позиции конкретизировалисьв педагогической работе видных русских педагогов, в частности, К. Д. Ушинского,утверждавшего, что «запоет школа, — запоет весь народ».
На рубеже XIX-XX веков сталипоявляться теоретические труды, отразившие основные проблемы музыкальнойпедагогики, авторами которых были педагоги Д. И. Зарин, А. Н. Карасев, П. П.Мироносицкий, И. А. Пузыревский и другие. В книге «Методика школьного хоровогопения в связи с практическим курсом» Д. И. Зарин отмечал, что «пениеоказывает воспитательное воздействие на учащихся, на их сознание, память,воображение, на их волю, эстетическое чувство и физическое развитие» [12, с.102].
Революция 1917-го года определила новые задачивоспитания. Часы и предметы эстетического цикла сокращались: 1918 год – музыка2 часа в неделю, 1937 год – музыка 1 час в неделю.
Феномен эстетического воспитания со всей очевидностьюпроявился в годы Великой Отечественной войны, когда искусство – музыка, театр,литература, живопись, сплачивая людей, как никогда было важнейшим средствомвоспитания патриотизма.
На период 1970-1980 годов пришелся расцветзамечательного коллектива – Большого детского хора Всесоюзного радио иЦентрального телевидения, руководимого В. С. Поповым. Многие светскиекомпозиторы (А. Пахмутова, В. Рубин, В. Шаинский) писали сочинения именно дляэтого хора.
Развитие детского хорового воспитания в СССР,начиная с 1960-х годов, повлекло изменение методов обучения. Сталиразрабатываться новые методы ознакомления с нотной грамотой, овладениязакономерностями музыкальной речи на материалах народного и профессиональноготворчества. С приходом в школу Д. Б. Кабалевского были начаты разработки новогосодержания и методики эстетического воспитания.
В XX столетии проблема работы с хором легла в основу многихнаучно-методических исследований. В 1990-е годы появилась возможность созданияэкспериментальных образовательных учреждений – школ-лабораторий эстетическогонаправления, в которых практически исследуется возможность более широкогоиспользования в каждом классе школы хорового пения и введения дополнительныхдисциплин – сольфеджио, постановка голоса, игра на музыкальных инструментах (фортепиано,народные инструменты), музыкальная литература, ритмика.
Несмотря на сложные социальные перемены вРоссии конца второго тысячелетия, в детском хоровом исполнительствепрослеживаются позитивные сдвиги. В Москве и других городах России проводятсянаучно-методические конференции по проблемам детского хорового воспитания,организуются массовые фестивали детского хорового творчества.
В настоящее время разрабатываются проектывозрождения народной художественной культуры в регионах, внедряютсяхудожественно-образовательные программы на основе национальных культурныхтрадиций России. Так, в Вологодской области который год проходит фестивальхорового искусства «Венок Победы», в котором принимают участие детские имолодежные коллективы области. Музыкознание и эстетика музыки дают большойматериал, позволяющий развивать в этом отношении музыкальную педагогику.
1.2 Хоровое пение как видмузыкальной деятельности
Пениезанимает ведущее место в системе музыкально-эстетического воспитания детей. В.Сухомлинский утверждал, что пение как бы открывает человеку глаза на красотуродной земли. Песня сопровождает человека с самого раннего детства. Онавоздействует на его чувства, занимает досуг.
Музыкальноеразвитие детей зависит от форм организации музыкальной деятельности, каждая изкоторых обладает своими возможностями. Различные формы организации обогащают иразнообразят содержание деятельности и методы руководства ею. К формаморганизации музыкальной деятельности детей относятся занятия, музыка в повседневнойжизни школы, и музыкальное воспитание в семье.
Хоровое пение- один из видов коллективной исполнительской деятельности на уроках музыки. Оноспособствует развитию певческой культуры школьников, их общему и музыкальномуразвитию; воспитанию духовного мира, становлению мировоззрения, формированиюбудущей личности.
Решение задачмузыкального воспитания возможно только при условии достижения школьникамихудожественного исполнения музыкального репертуара. Исполнение требуетовладения вокальными навыками и умениями как средствами выразительности.Развитие этих навыков и умений не является самоцелью, а служит раскрытиюсодержания музыки [8, с.100].
Ветлугина Н.А. в своихработах отмечает, что «пение относится к числу тех видов музыкальнойдеятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение кжизни, к музыке; обогащаются переживания ребенка» [4,с.108].
Вокальное воспитание в хоре – важнейшая частьвсей работы в коллективе. Основное условие правильной постановки вокальноговоспитания – подготовленность руководителя для занятий со школьниками. Хорошим вариантомстановится тот случай, когда учитель музыки обладает красивым голосом. Тогдався работа строится на показах, проводимых самим руководителем. Но и другиеформы работы позволяют успешно решать вопросы вокального воспитания. В такихслучаях учитель часто использует показ с помощью ребят. Путем сравнениявыбираются лучшие образцы для показа.
В каждом хоре есть дети, от природы правильнопоющие, с красивым тембром и правильным звукообразованием. Систематическиприменяя наряду с коллективной вокальной работой индивидуальный подход к всем вклассе, педагог постоянно следит за вокальным развитием каждого из них. Но дажепри самой правильной постановке вокальной работы она приносит разные результатыу разных хористов. Как нет внешне одинаковых людей, так и нет одинаковыхголосовых аппаратов.
Большое значение в овладении любым материаломзанимает внимание. «Внимание — это направленность психической деятельности исосредоточенность ее на объекте, имеющем для личности определенную значимость(устойчивую или ситуативную)» [17, с.67].
Воспитание вокально-хоровых навыков требует от музыкальногоруководителя постоянного внимания, а значит интереса и трудолюбия. Пению, каклюбому искусству, необходимо учиться, учиться терпеливо и настойчиво.
Продолжая традиции отечественной вокальнойпедагогики и практики, многие педагоги достигают результатов в вокальномвоспитании. Большинство специалистов различными путями подходят к одной и тойже простой истине: детский голос, обладающий своеобразием тембров, находится впостоянном развитии и изменении в зависимости от роста организма ребенка.Конечно, на развитие голоса влияют и другие факторы: система вокальныхупражнений, правильно поставленная работа над певческим дыханием,звукообразованием, артикуляцией и так далее. Здесь важен режим дня ребенка ирегулярность проводимых занятий.
Обращаясь к хоровому пению на уроках музыки вначальной школе, учитель должен знать особенности голоса младшего школьника. Эта задача заключается в том, что детский организм, вотличие от взрослого, находится в постоянном развитии, изменении. Пониманиеособенностей детской физиологии требует от учителя соблюдения охраны и гигиеныдетского певческого голоса. Учитывая, что пение — процесс физиологический, вкотором происходит большая затрата энергии, внимания, не следует допускатьпереутомления детей. Необходимо проводить занятия в проветренных, не душныхпомещениях, соблюдать оптимальный ритм работы и отдыха не допускать форсированногозвучания детских голосов [23, c.32].
Пениеполезно, если пение правильно в вокальном отношении, а это возможно присоблюдении определенных принципов. Пение способствует развитию голосовыхсвязок, дыхательного и артикуляционного аппаратов. Правильно проводимое пениеукрепляет здоровье детей.
Певческийголос может быть воспитан практически у всех, исключая патологические случаи.Правильное певческое развитие с учетом возрастных особенностей изакономерностей становления голоса способствует развитию здорового голосовогоаппарата.
Обучение детей пениюсвязано с задачей осторожного развития детского голоса и сохраненияестественного звучания. Поэтому педагогу необходимо знать основы физиологии иохраны детского голоса, владеть методами и приемами певческого развитияшкольников, знать особенности детского голоса. [8, с.99].
Охрана игигиена детского певческого голоса.
Охранадетского голоса тесно связана с постоянной изменчивостью. Дети способнывыдерживать физические нагрузки, пение – это процесс физиологический и требуетбольших затрат энергии, связанных с дыханием, удержанием вокальной позиции,тренировкой навыков. Руководителю всегда следует внимательно относиться кздоровью детей.
Занятияследует проводить в проветренных помещениях. Необходимо соблюдать такой ритмработы, при котором дети после нагрузок имеют полноценный отдых, способствующийснятию напряжения после сложного урока. Нежелательно заниматься в раннее время,когда голос, как говорят, «еще спит».
Вреднодействуют на голосовой аппарат холод, жара, пыль. Расшатывают голос громкиеразговоры и крикливое пение, исполнение завышенного по трудности репертуара[23, c.56].
Перед пениемне рекомендуется употреблять в пищу ничего, что бы раздражало горло: острое,соленое, горячее, холодное, а так же шоколадные конфеты и сладости.Отрицательно действует на голос переутомление. При болезнях голосовогоаппарата, при переутомлении следует дать ребенку отдохнуть, его голос долженнаходиться в состоянии покоя.
Далее намибудут рассмотрены основные вокально-хоровые навыки.
1.3 Средства вокально-хоровой выразительности
(вокально-хоровые навыки)
В основе выразительного пения, формированияслуха и голоса лежат вокально-хоровые навыки. По словарю русского языка С.И.Ожегова, навык – это умение, созданное упражнениями, привычками [22, с.457].
По психологическому словарю В.П. Зинченко,навык – это приобретенное в результате обучения и повторения умение решатьзадачу, оперируя внешними инструментами, с заданной точностью и скоростью [15,с.213].
Необходимым условием формирования вокально-хоровыхнавыков является «певческая установка».
Под этим термином понимают комплексобязательных требований, способствующих правильному звукообразованию. Певческаяустановка состоит из многих внешних приемов и навыков. В хоровом пении обычно рекомендуютстоять или сидеть прямо, но не напряженно, не сутулясь, подтянуто. Прямое илисобранное положение корпуса, равномерная опора на обе ноги, свободно опущенныеруки, развернутая грудь, голова держится прямо, не напряженно, — считаетсяправильным положением корпуса.
При положении сидя не следует класть ногу наногу, так как это стесняет дыхание. Основное положение рта должно быть широким,открытым. Нёбо служит важным резонатором. Благодаря приподнятому нёбупроисходит формирование округлого звука. Большинство начальных упражнений дляразвития певческой установки, особенно в занятиях с младшими детьми, направленона организацию правильного положения корпуса и вокального аппарата. Это имеетважное значение в репетиционной работе хора, так как настраивает юных певцов натрудовой лад и строгую дисциплину.
Певческая установка непосредственно связана снавыком певческого дыхания. Вокальнаяпедагогика рассматривает в качестве наиболее целесообразного для пениягрудобрюшное дыхание, а так же варианты смешений грудного и брюшного дыханий взависимости от индивидуальных особенностей певца. В зависимости от возрастадыхание видоизменяется. Например, в возрасте 7 лет, певческое дыхание мало чемотличается от обычного. Отсюда довольно частое взятие дыхания при пении,распространяющееся на большие фразы, отрывки.
Внимание учителя должно быть постояннонаправлено на певческое дыхание, естественное, глубокое и ровное. Важную роль вформировании дыхания играет пение по руке руководителя (дирижерские жесты«вступление» и «снятие»), умение распределять дыхание по музыкальным фразам.
Правильное, постепенно взятое дыханиеспособствует выработке опоры при дыхании, умению распространять дыхание на всюисполняемую фразу. При формировании у детей правильных навыков дыхания, необходимоследить за тем, чтобы при вдохе не поднимались плечи, что свидетельствовало быо применении детьми поверхностного, ключичного дыхания [23, c.233].
Дыхание обычно рассматривают в трехсоставляющих компонентах: вдох, мгновенная задержка дыхания и выдох. Вдохдолжен производиться бесшумно. Задержка дыхания непосредственно мобилизируетголосовой аппарат к началу пения. Выдох должен быть совершенно спокойным, безнамека на насильственное «выталкивание» воздуха. Не следует переполнять груднуюклетку воздухом. В работе с коллективом учащихся уместны рекомендации делатьвдох, как бы ощущая при этом нежный запах цветка, а выдох так, чтобы пламясвечи, расположенное у рта, не шелохнулось. Чрезвычайно важно развивать у юныхпевцов способность экономно расходовать дыхание, «чтобы при наименьшей затратевоздуха получить большой запас звука и при этом наилучшего качества» [29,с.51].
Характер певческого дыхания отражается нахарактере звучания голоса певца. Плавное, спокойное, легкое дыханиеспособствует достижению красивого, легкого звука. При всей свободе дыхания, онодолжно сохранять ощущение мышечной упругости, энергичности движения. Экономныйи равномерный вдох необходим для исполнения плавных, широко распевных мелодий.Пение в нижней части диапазона требует наибольшего количества воздуха. Приисполнении верхних звуков расходуется наименьшее количество дыхания. Усилениенапора воздушного столба приводит к резкости и крикливости, а так же становитсяпричиной завышения звука. В хоровом пении одновременность дыхания – основаодновременности атаки звука и вступления [38, c.34].
С певческим дыханием связано понятие певческойопоры. В пении она обеспечивает наилучшие качества певческого звука, а так жеявляется необходимым условием чистоты интонации.
Однако не менее важным в пении является навыкзвукообразования, основными требованиями, при формировании которого должныявиться следующие:
— перед своим возникновением звук должен бытьоформлен в мысленных слуховых представлениях школьников;
— звук при атаке осуществляется интонационноточно [34, с.233 — 234].
Звук, образующийся в гортани, в момент своегообразования очень слаб, и его усиление, а так же тембровая окраска происходятво время попадания звука в пространства, называемые резонаторами.
Верхний резонатор (головной) – это полостиглотки, рта и носа.
Нижний резонатор (грудной) – это полостибронхов и трахеи.
В младшем возрасте у детей преобладает верхнийрезонатор. У старших детей постепенно появляется нижний резонатор. Формированиегрудного резонатора ответственный период для юного певца. В задачу учителявходит умелое смешение и использование как головного, так и грудного регистрову детей.
Атака звука, то есть начало звука воздействуетна характер смыкания связок, координацию работы связок и дыхания, на качествопевческого дыхания, тембр звука, формирование гласных. Идеальный звук в еготочной форме перед своим возникновением должен быть оформлен в мысленныхслуховых представлениях певца. Поющий мысленно представляя перед атакой звукаего высоту, а так же форму гласной, должен исполнять ноту легко, спокойно. Звукпри атаке извлекается таким же способом, как совершается переход от звука кзвуку – точно, сразу, без «подъездов». Атаку звука разделяют на три этапа:мягкую, твердую и придыхательную. Мягкая атака – сближение связок до состоянияфонации одновременно с началом выдоха. При твердой атаке голосовая щель плотносмыкается до начала выдоха. Придыхательная атака – смыкание голосовых связокпосле начала выдоха, в результате чего перед звуком образуется короткое придыханиев форме короткого согласного «х». Певческая практика утвердила в качествеосновной формы звукообразования мягкую атаку звука, сохраняющую чистоту тембраи создающую условия для эластичной работы связок.
В хоровой практике твердая атака способствуетраскрытию в произведениях большей художественной образности, а так же ееприменяют для активизации репетиционного процесса. Придыхательная атака обычноиспользуется в начале мелодических фраз с тихой звучностью, когда необходимочуть заметное вступление голосов. В практической работе рекомендуетсявырабатывать сознательное умение различать виды атаки звука и связывать их сразличными образными намерениями [33, c.187].
В воспитании навыков красивого и выразительногопения особая роль принадлежит артикуляции. Правильному формированию певческогозвука способствует манера произношения слов – дикция.
Артикуляция гласных(с латинского artikulatio) – работа органов речи: губ, языка, мягкого нёба,голосовых связок. Артикуляция – важнейшая часть в вокально-хоровой работе. Онатесно связана с дыханием, звукообразованием, интонированием и так далее. Толькопри хорошей артикуляции во время пения текст доходит до слушателя.Артикуляционный аппарат у детей, особенно младшего возраста, нуждается вразвитии. Необходимо проводить специальную работу по его активизации. Здесь всеважно: умение открывать рот при пении, правильное положение губ, освобождениеот зажатости, от напряжения нижней челюсти, свободное положение языка ворту, — все это влияет на качество исполнения. При пении важны такие особенностипроизношения:
· Напевность гласных,
· Умение их округлять,
· Стремление к чистоте звучания неударныхгласных,
· Быстрое и четкое выговариваниесогласных.
Певческий звук формируется на гласных, в нихвыявляется все качество голоса. Гласные должны звучать выровненно и одинаково.Смена гласных должна производиться плавно при спокойном, устойчивом состояниигортани. Все гласные должны звучать округленно, чуть затемненно и ровно. Вакадемическом хоровом пении применим округлый, прикрытый звук, выровненный навсем диапазоне голоса. Такой звук обладает лучшими тембровыми качествами ихорошо сливается в ансамбле. Под прикрытым звуком подразумевается некотороезатемнение тембра путем перестройки верхних резонаторов. Чрезвычайно важное утверждение,касающееся эстетической сущности вокального звука, высказал А. А. Егоров (1887- 1959): «Только тогда хоровое исполнение будет носить отпечаток звуковогоблагородства, богатства и оставлять неизгладимое впечатление, когда оно будет врамках прикрытого или мягкого звука» [10, с.99].
К формированию верхних прикрытых звуков следуетприступать лишь после того, как найдено и закреплено нужное звучание в среднейчасти диапазона. Высокие ноты не должны выпадать из общей линии звуковедения,отличаться по силе от других звуков мелодии.
Руководитель хора должен постоянно следить заартикуляцией при работе хора над тем или иным произведением, а так же припроведении специальных упражнений.
Совместное и согласованное исполнениепроизведения, т.е. ансамбль, достигается нелегко. Навыки такого исполнения развиваютсяна практике. Для достижения ансамбля необходимо работать над всеми егосоставляющими: интонационной слаженностью, единообразием манерызвукообразования, ритмической и темповой слитностью, динамическим единством впартии, одновременным началом и окончанием пения произведения в целом иотдельных его частей (куплета, фразы). При работе над ансамблем надо развиватьу ребят чувство ответственности и «чувство локтя», навыки самоконтроля, умениеанализировать качество пения, умение слышать себя и класс [8, с.108].
Понятие ансамбль означает художественноеединство, согласованность всех компонентов исполнения. В связи с конкретностьюзадач в хоровом пении различают ансамбль динамический, ритмический и тембровый.
Работа над вокально-хоровыми навыкамипредставляет основу выразительного исполнения произведений. Эта работа требуетопределенных знаний, умений и навыков. Формирование вокальных навыков зависит от правильно подобранных упражнений, использованных в системе урока.
В практической части своего исследования мы выясним,каким образом происходит развитие средств вокально-хоровой выразительности(вокально-хоровых навыков), какие необходимы методические приемы и упражнения.1.4Значение индивидуально-психологических различий и процессов в развитиивокальных навыков
Не все ученики в одинаковой степени воспринимают и выполняютуказания, объяснения и показ педагога, не все одинаково оценивают своидостижения и замечают недостатки. Одни быстро усваивают певческие навыки,другие медленно. Одни внимательны, сосредоточены, другие рассеянны, несобранны. Одни схватывают «на лету», другие долго не могут понять, чего от ниххотят. Все это, безусловно, сказывается на результате обучения.
Такие индивидуальные различия являются отражением не толькоусловий обучения, но и особенностей протекания у ученика ряда психическихпроцессов, которые можно подразделить на три группы:
1. Интеллектуальные процессы, связанные с познавательнойдеятельностью.
2. Эмоциональные, в которых в особой форме выражается отношениечеловека к себе, к окружающим людям и явлениям.
3. Волевые процессы, выражающиеся в своеобразном усилии,направленном на достижение сознательно поставленных перед собой задач.
Эти процессы не следует рассматривать, как нечто отделенное отфизиологических. И. П. Павлов, создавший учение об условных рефлексах, видел вних физиологическую канву психических явлений. Доказывая условнорефлекторнуюприроду психических процессов, И. П. Павлов выдвинул проблему слияниясубъективного и объективного психического и физического. Это указывает на то,что без знания нервных процессов и их закономерностей нельзя правильнообъяснить процессы психические[26, c.197].
Слуховые ощущения являются первопричиной возникновения слуховыхпредставлений и развития музыкального мышления, без которого голосовой аппаратне «получает» музыкальных задач. В процессе воплощения музыкальных мыслейголосом возникают многочисленные ощущения мышечного, вибрационного и другогохарактера. Эти разного типа ощущения, сопутствующие пению, являются для нервнойсистемы важными сигналами, по которым осуществляется контроль зазвукообразованием. Поэтому с самого начала работы над голосом педагоги приучаютсвоих учеников фиксировать мышечные, вибрационные, дыхательные и другие ощущения.
Насчитывают девять областей, в которых локализируются ощущения припении: на твердом нёбе, на нёбной занавеске, на задней глоточной стенке, вобласти гортани, в области костяка лица, внутри трахеи, в области груди, вобласти брюшного пояса, в нижней брюшной области.
Ощущения в области костяка лица (переносице, лобных пазухах,голове) также вызываются колебаниями звука и воспринимаются, главным образом. Этиощущения певцы связывают с понятием «высокой позиции». Об ощущениях в областигортани говорят редко, видимо, не всем они свойственны. То же можно сказать и об ощущениивнутри трахеи. Что же касается ощущений в области груди, брюшного пояса инижней брюшной области, то они обычно связываются с опорой дыхания, ивызываются сокращением мускулатуры. Другие ощущения носят вибраторный характер.
Все виды ощущений, сопровождающих пение носят название «певческогоощущения», иначе говоря, мы имеем дело с восприятиями. В восприятии отдельныеощущения объединены в целостный конкретный образ. Вот почему в терминологиипедагогов возникли такие выражения, как «ощутить шар во рту», «ощутить зевок»,«высокую позицию» [25, c.240].
Ощущения и восприятия неразрывно связаны с вниманием, памятью,эмоциями и другими психическими процессами, имеющими большое значение в формированиивокально-технических навыков. Не разобрав их, нельзя понять причин, влияющих нарезультат вокально-педагогического процесса.
Так как любая деятельность вызывает эмоции, то любое эмоциональноесостояние отражается на деятельности. Определенные эмоции возникают не только врезультате отношения ученика к музыкальному материалу, над которым он работает,но и к процессу выработки вокально-технических навыков.
Эмоция (с lat. возбуждать, волновать) – обычный класспсихологических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями имотивами, отражающих в форме непосредственного переживания значимостьдействующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления егожизнедеятельности [15, с.427].
Под эмоциями понимаются переживания человека, в которых выражаетсяличное отношение к тому, что он делает, или к тем или иным явлениям, связаннымс его жизнью и деятельностью.
Нередко в психологии эмоции и чувства употребляются кактождественные понятия. Все же между ними есть некоторая разница. Эмоции — этоболее простые переживания, которые И. П. Павлов сближал с понятием инстинкта.«Ведь эмоция, — говорил Павлов, — это есть работа инстинкта, а чувство —горечь, печаль и т. д. — это уже статья другая...» [25, с.73].
Чувства, в отличие от эмоций, связаны с общественной деятельностьючеловека и присущи только человеку. Они могут быть устойчивы, а могут менятьсяв зависимости от ситуации. Эмоции всегда зависят от ситуации и характеризуютсябольшой изменчивостью.
На вокально-технических упражнениях можно развиватьэмоциональность. Кора головного мозга, которая, по выражению И. П. Павлова,«держит в своем ведении все явления, происходящие в теле» [25, с.210],регулирует физиологические процессы, лежащие в основе эмоции. Это позволяетчеловеку управлять эмоциями, а также воспитывать их.
Эмоциональное состояние ученика всегда отзывается на результатахработы над голосом. В состоянии огорчения мышление и память не столь активны,как при спокойном, радостном и бодром состоянии. Вот почему в работе с ученикомпедагог должен создавать эмоционально приподнятую атмосферу, бытьжизнерадостным, оптимистически настроенным, стараться не проявлятьразочарования, досады и неудовлетворения.
В каждом отдельном случае следует учитывать степень подготовки,возможность преодоления тесситуры, как в технических упражнениях, так и вхудожественных произведениях.
В вокальной педагогике наблюдается огромная разница в том, какскоро вырабатываются певческие навыки, насколько прочно они закрепляются и вкакой степени достигают совершенства у разных учеников. Самое приближенноеизучение этих особенностей приводит к заключению о том, что в основеиндивидуальных различий лежат те или иные темпераменты.
«Под темпераментом мы будем понимать ту основанную на прирожденномтипе высшей нервной деятельности сторону личности, которая выражается вэмоциональной возбудимости (быстроте возникновения, устойчивости и яркостиэмоций) и связанном с этой возбудимостью темпе протекания психическихпроцессов» [17, с.60].
Особенноститемперамента И. П. Павлов объясняет прирожденными или наследственнымисвойствами нервной системы, своеобразным сочетанием в каждом отдельном случаепроцессов возбуждения и торможения — их силы, уравновешенности и подвижности.Тип нервной системы и определяется соотношением этих свойств.
Объясняя темпераментфизиологическими свойствами нервной системы, Павлов определяет темперамент, каксамую общую характеристику отдельного человека, он пишет, что это «основнаяхарактеристика нервной системы, придающая определенный облик всей деятельностикаждого индивидуума» [25, с.103].
Основные темпераменты человека разделяются на холерический. сангвинический,флегматический и меланхолический.
Люди с различным темпераментом в разных условиях ведут себянеодинаково, «человек слабого типа, попавший в новые условия жизни, — пишет И.П. Павлов, — совершенно теряется, а другого ничем не возьмешь, — в какие егоусловия ни поставь, он действует соответственно тому, что требуют данныеусловия» [25, с.269].
Психологические особенности человека наиболее ярко проявляются вего характере. Характер — это совокупность тех черт личности, которые восновном определяют ее поведение и поступки. Характер определяется, преждевсего, отношением человека к людям, к своему делу и к самому себе. Воспитаниехарактера является важной стороной формирования певца-художника. Педагог обязаннаправлять основные жизненные установки, мировоззрение, интересы, моральныеубеждения, идеалы ученика, словом, все то, что выражаетиндивидуально-психологическую особенность творческой личности.
Певческие навыки образуются гораздо быстрее тогда, когдаобучающийся стремится к пониманию действия, осознает свои ошибки и отличаетхороший результат от плохого.
Сталкиваясь с трудностями при выполнении певческого задания,ученик под руководством педагога начинает все больше и больше обращать вниманиена причины неудач, находить способы для преодоления технических трудностей,связывать эти способы с хорошим результатом. Движения, вначалеавтоматизированные, начинают выполняться более сознательно. Возникают наблюдение,сравнение, поиски новых приемов, отказ от старых действий, то есть сознательныйпроцесс, необходимый для успешного совершенствования техники.
Сознательное отношение к выполнению определеннойвокально-технической задачи немыслимо без мобилизации памяти и внимания.
Физиологической основой памяти является рефлекторная деятельность,проявляющаяся в том, что любой внешний раздражитель оставляет в коре головногомозга как бы «след». Это дает возможность повторного воспроизведения в темоменты, когда раздражитель отсутствует.
Различные виды памяти (механическая, логическая, эмоциональная,двигательная, слуховая) имеют большое значение в развитии вокально-техническихнавыков. Особую роль играет слуховая и двигательная память. Осознанноезапоминание мышечных ощущений в процессе совершенствования голосового навыкасоставляет существенную сторону обучения пению.
Двигательная память особенно развивается на техническихупражнениях. Однако специфика такого материала, лишенного словесно-смысловогозначения и технические задачи способствуют выработке механической памяти. Вотпочему, при переходе к художественным произведениям нужна кропотливая работа подополнению памяти механической памятью смысловой [26, c.175].
Лучший способ развития памяти во всех ее видах — запоминаниенебольших заданий, постепенное их увеличение и частое повторение.
В деле воспитания памяти мощным фактором является внимание исосредоточенность. Для того чтобы показ и объяснение фиксировались памятью,необходимо сосредоточенное внимание.
Процесс приобретения певческих навыков — это трудовой процесс.
Устойчивость внимания есть его существенное качество, иподдерживает в первую очередь ее интерес к объекту. Поэтому крайне важноотбирать для работы над развитием певческих навыков такие вокальные произведения,которые представляют для учащихся несомненный интерес. Постепенное углубление вматериал, стремление к выявлению в нем все новых и новых сторон развиваетсосредоточенность внимания. Задача педагога и заключается в уменииакцентировать внимание ученика в каждый данный этап обучения на особенностяхпроизведения.
В начале работы над произведением учитель сосредоточивает вниманиеученика на содержании произведения. Дальше внимание переносится на его стилевыеособенности. Затем педагог обращает внимание на вокально-технические приемы,при помощи которых можно раскрыть замысел композитора. В результате такогопостепенного проникновения в произведение, путем сосредоточения внимания на егоразличных сторонах, вырабатывается способность концентрации внимания приисполнении произведения в целом.
Педагог должен направлять внимание ученика, выражающееся вготовности кдействию всоответствии с указаниями или показом. При работе над развитиемвокально-технических навыков распевание упражнений с концентрацией вниманиямогут принести больше пользы, чем время невнимательно выполняемых упражнений.По мере упражнений, способность к сосредоточенному вниманию — совершенствуетсяи закрепляется. Развитие внимания неразрывно связано с волей.
Одна из важных задач педагога заключается в развитии у ученика работоспособности,настойчивости в работе, дисциплинированности, внимания. Легкие задания малопригодны для воспитания воли. Не следует забывать, что учебный материал долженпредставлять известную трудность и что только преодоление ее имеет значение ввоспитанииволи.
Существует мнение, что направление звука в то или иное местоверхних резонаторных полостей достигается волевыми усилиями. Волевой импульс вданном случае считается решающим фактором, однако, никто еще не указывал наорган, который направлял бы звук в нужное место [29, c.143].
Если рассматривать целесообразность использования волевых усилий уобучающихся пению, то в вопросах «дыхания», «направления» звука, волевые усилиямогут привести к целому ряду недочетов. Подтянутая гортань, сжимание мышцглотки, поверхностное дыхание, носовой призвук, неправильное положение гортаниобычно характеризует пение тех учащихся, которые «направляют звук» и ищут«высокую» позицию. Перегрузка дыхания, «запирание» дыхания свойственно учащимся,сосредоточивающим свою волю и внимание только на дыхательном процессе.
Все психические способности певца (познавательные, чувственные иволевые) находятся во взаимосвязи, обусловливают друг друга и играютчрезвычайно важную роль как в воспитании и обучении пению в целом, так и вформировании его голосовой техники. Все обучение пению связано ссовершенствованием ряда психических процессов: воли, внимания, памяти и другие.