Реферат по предмету "Педагогика"


Процесс обучения, его сущность и содержание 2

Процесс обучения, его сущность и содержание

Частообучение характеризуют как передачу информации от учителя к уче­нику. Но обучение возможно только при встречной активности ученика I ответ на усилия, прилагаемые учителем для его обучения. Ведь если уче­ник не будет прилагать ответных усилий, знания у него не появятся. Та­ким образом, «обучение можно охарактеризовать как процесс активного взаимодействия между обучающим и обучаемым, в результате которого у обучаемого формируются определенные знания и умения на основе егс собственной активности».

Учитель должен не просто давать знания ученику, но и стимулировать его активную учебную деятельность.

В обучении выделяют следующиеструктурные компоненты:

• целевой;

• потребностно-мотивационный;

• содержательный;

• операционно-деятельностный;

• эмоционально-волевой;

• контрольно-регулировочный;

• оценочно-результативный.

Принципы обучения

Принципы закладываются в основу любой теории или науки. Это основные требования, предъявляемые к чему-либо.

Педагогические принципы - это основные требования, предъявляемые к процессу обучения. Следование этим принципам позволяет наилучшим образом достигать поставленных педагогических целей.

К основным педагогическим принципам относятся следующие:

• принцип природосообразности, один из самых старых педагогических прин­ципов: в процессе обучения следует опираться на возраст и потенциальные возможности учащихся, зоны их ближайшего развития; следует, на­правлять обучение на самовоспитание, самообразование и самообучение учащихся;

• принцип гуманизации, суть которого состоит в том, что сам педагогичес­кий процесс строится на полном признании гражданских прав учащегося. Этот принцип ставит педагога и ученика на одну ступень — ученик заслу­живает такого же уважения, как и педагог;

• принцип целостности, проявляющийся в наличии единства и взаимосвязи всех компонентов педагогического процесса;

• принцип демократизации — означает предоставление участникам педагоги­ческого процесса определенных свобод для саморазвития, самовоспита­ния, самообразования, самообучения, самоопределения;

• принцип культуросообразности - заключается в использовании в воспита­нии тех культурологических особенностей, которые свойственны данной среде;

• принцип единства и непротиворечивости действий учебного заведения и образа жизни учащегося, направленный на организацию комплексного педагогического процесса. Разные виды деятельности человека должны компенсировать друг друга;

• принцип профессиональной целесообразности - заключается в том, что содержание образования зависит от выбранной специальности;

• принцип политехнизма - является дополнением принципа профессиональ­ной целесообразности. То есть, несмотря на выбранную специальность, ученик все же должен быть относительно развит во многих науках.

Принципы обучения имеют несколькоособенностей:

• все группы принципов тесно связаны между собой, однако каждый из них имеет свою особенную зону максимального применения;

• принципы обучения выступают как основной ориентир для педагогов;

• принципы обучения отражают зависимость между закономерностями учеб­ного процесса и целями, которые ставятся в обучении;

• в современной дидактике педагогические принципы рассматриваются как основные направляющие познавательного процесса.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта stroy.nm.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.