Реферат по предмету "Педагогика"


Применение оорных схем на уроках литературы в школах для детей с тяжелыми нарушениями речи

1.        Общиесведения о школе Vвида
 
Школадля детей с тяжелыми нарушениями речи (школа V вида) – тип специальногошкольного учреждения, предназначенный для детей, страдающих алалией, афазией,ринолалией, дизартрией, заиканием при нормальном слухе и первично сохранноминтеллекте. Успешное формирование речи и усвоение программы обучения и данного контингентадетей эффективно лишь в школе специального назначения, где используется особаясистема коррекционного воздействия.
Нарядус задачами общеобразовательной школы общего типа в данном учреждениивыдвигаются и специфические задачи:
·          Преодолениеразличных видов нарушений устной и письменной речи;
·          Устранениесвязанных с ними особенностей психического развития в процессе коррекционно-воспитательнойработы в учебное и внеучебное время;
·          Профессионально-трудоваяподготовка.
Вшколах для детей с тяжелыми нарушениями речи (школы V вида) могут быть дваотделения: а) для детей с тяжелыми нарушениями речи (1-е отделение), б)для заикающихся (2-е отделение). Некоторые из этих школ – интернатноготипа. В 1-е отделение зачисляются дети, страдающие общим недоразвитием речи.При комплектовании классов учитывается уровень речевого развития детей ихарактер речевого дефекта (алалия, афазия, ринолалия, заикание с ОНР,дизартрия). Во 2-е отделение зачисляются дети с тяжелой формой заикания принормальном развитии речи. В школе для детей с тяжелыми нарушениями речиобучение проводится по специально разработанным программам в соответствии спрограммами общеобразовательных школ: на основании Типовых учебных планов (для1 и 2 отделения) и Типовой программы (с подготовительного по V класс); обучение в VI–XI классах – на основаниираспределения программного материала среднего звена общеобразовательной школы.
В1-м отделении – I ступень – начальное общее образование с нормативнымсроком освоения – 4–5 лет; II ступень – основное общее образование снормативным сроком освоения – 6 лет.
Во2-м отделении – I ступень – начальное общее образование -4 года, IIступень – основное общее образование – 5 лет.
Предельнаянаполняемость классов – 12 человек.
Логопедическиепункты при общеобразовательных школах предназначены для коррекции нарушенийречи у детей школьного возраста. На логопедические пункты, по инициативеневропатологов, учителей, родителей, зачисляются учащиеся, имеющие нарушениязвукопроизношения, общее недоразвитие речи, заикание, нарушения чтения иписьма.
Коррекциянарушений речи и письма у учащихся проводится систематически в течение всегоучебно-воспитательного процесса, но в наибольшей степени на уроках родногоязыка, в связи, с чем выделены специальные разделы: произношение, развитиеречи, обучение грамоте, фонетика, грамматика и правописание, и развитие речи,чтение и развитие речи.
2.        Контингентдетей в школе Vвида
Особенности речевого развития детей с тяжелыминарушениями речи оказывают влияние на формирование личности ребенка, наформирование всех психических процессов. Дети имеют рядпсихолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию итребующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушений.
Особенностиречевой деятельности отражаются на формировании у детей сенсорной,интеллектуальной и аффективно-волевой сфер. Отмечается недостаточнаяустойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. Приотносительной сохранности смысловой памяти у детей снижена вербальная память,страдает продуктивность запоминания. У детей низкая мнемическая активностьможет сочетаться с задержкой в формировании других психических процессов. Связьмежду речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития проявляетсяв специфических особенностях мышления. Обладая полноценными предпосылками дляовладения мыслительными операциями, доступными по возрасту, дети отстают вразвитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом исинтезом, сравнением и обобщением. У части детей отмечается соматическаяослабленность и замедленное развитие локомоторных функций; им присуще инекоторое отставание в развитии двигательной сферы – недостаточная координациядвижений, снижение скорости и ловкости их выполнения. Наибольшие трудностивозникают при выполнении движений по словесной инструкции. Часто встречаетсянедостаточная координация пальцев кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.
У детей стяжелыми речевыми расстройствами отмечаются отклонения в эмоционально-волевойсфере. Детям присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность,сниженная мотивация, негативизм, неуверенность в себе, повышеннаяраздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении сокружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками. У детей с тяжелыминарушениями речи отмечаются трудности формирования саморегуляции исамоконтроля. Указанные особенности в развитии детей с тяжелыми нарушениямиречи спонтанно не преодолеваются. Они требуют от педагогов специальноорганизованной коррекционной работы. Таким образом, нарушения речи у детейгрупп с ТНР можно классифицировать и кодифицировать следующим образом:расстройство экспрессивной речи (моторная алалия); расстройство рецептивной речи(сенсорная алалия), приобретенная афазия с эпилепсией (детская афазия),расстройства развития речи и языка неуточненные (неосложненный вариант общегонедоразвития речи – ОНР невыясненного патогенеза), заикание.
3.        Методыизучения литературы в школе. Использование схем-опор на уроках литературы вшколах Vвида
Вопрос о том,что составляет основу содержания методики преподавания литературы, вызываетоживленные споры и давно является объектом пристального внимания не толькопедагогов – словесников, но и литературоведов, психологов, представителейдругих научных дисциплин.
К сожалению, вопросо принципах преподавания литературы в школе, о ее средствах, ресурсах ирезультатах настолько объемен, что для того чтобы его осветить, мнепотребовалось бы написание диссертации. Поэтому, на мой взгляд, целесообразнопривести данную схему (см. Приложение 1).
Методобучения, по мнению В.В. Голубкова, – «это такой способ получения знаний,который применяется систематически и оказывает большое влияние на общее направлениепедагогической работы». Также он выделяет три основных метода занятий налитературе: лекционный метод, метод литературной беседы и самостоятельнуюработу учащихся. Необходимо отметить, что каждый метод располагаетсоответствующим приемами. Например, в лекции элементы беседы, риторическиевопросы, работа над планом и записью лекций, использование различных видовнаглядности.
В процессепознания окружающей действительности (то же и в процессе учения) участвуют всеорганы чувств человека. Поэтому принцип наглядности выражает необходимостьформирования у учащихся представлений и понятий на основе всех чувственныхвосприятий предметов и явлений. Однако пропускная способность у органов чувствили «каналов связи» человека с окружающим миром различна. Таким образом,отмечая наибольшую пропускную способность информации у органов зрения, мыставим принцип наглядности на первое место (особенно в школах V вида). Однако онпредусматривает не только опору на зрение, но и на все другие органы чувств. Наэто положение обращал внимание и великий русский педагог К.Д. Ушинский. Онотмечал, что чем большее количество органов чувств принимает участие ввосприятии какого-нибудь впечатления, тем прочнее оно закрепляется в нашейпамяти. Физиологи и психологи объясняют это положение тем, что все органычувств человека взаимосвязаны.
Применениенаглядных и технических средств обучения в школах V вида способствует нетолько эффективному усвоению соответствующей информации, но и активизируетпознавательную деятельность обучающихся; развивает у них способность увязыватьтеорию с практикой, с жизнью; формирует навыки технической культуры;воспитывает внимание и аккуратность; повышает интерес к учению и делает егоболее доступным.
Наглядность, используемая в процессе изученияразличных учебных дисциплин, имеет свои конкретные особенности, свои виды.
Натуральная или естественная наглядность. К этомувиду относятся естественные объекты и явления, т.е. такие, какие встречаются вдействительности. Например, в процессе обучения демонстрируются растения илиживотные на уроках биологии, электродвигатели при изучении физики и т.п.
Изобразительная наглядность. К этому виду относятся:макеты, модели каких-то технических устройств, стенды, разнообразные экранныесредства (учебные фильмы, диафильмы и пр.), графические учебные пособия(плакаты, схемы – опоры, таблицы, рисунки и пр.). К этому виду относитсябольшинство наглядных пособий, которые используются в процессе обучения. Хотелосьбы отметить, что в настоящее время уже в некоторых школах Vвидаиспользуются так называемые инновационные технологии, которые связаны с лингвистическойнаглядностью, обеспечивающей управление познавательной деятельностью ученикачерез аппарат эмоций, и с опорой на специально организованную работу сословесными ассоциациями. При этом материально-дидактическая сторонаинновационной технологии включает главное понятие – инновационная опора(лингвистическая метафора-образ и текст с «прозрачным» ассоциативным рядом) – ирезультаты ее трансформации: схема-опора, рисунок (картина) – опора, крок,компакт, учебный видео клип, инновационный опорный конспект; тематическая сеткатекста и др.
Хотелось бы отметить, что особое значение, например,для школ V вида имеет использованиеопорных схем.
Схема – опора– это модель изучаемогоязыкового материала, изображение его «устройства», главных черт,взаимоотношения частей; применяется на уроке первичного усвоения.
Образные опоры – средство обобщенного моделирования, наглядногоизображения лингвистического материала, выступают и как стимулы речевогоразвития учащихся на разных ступенях школы.
Согласно методикеЮ.С. Меженко, который практикует использование опорных схем-конспектов исхем-сигналов, говорится о том, что большинство учащихся принадлежит к разрядувизуалистов и зрительные сигналы работают на их память. Конечно, не у всех лиц,страдающих тяжелыми нарушениями речи отмечается нарушение памяти, но, например,у моторных алаликов снижена продуктивность запоминания. Так как на урокахлитературы возникает необходимость запоминания большого количества материала,который сопровождается различными датами, именами героев, писателей, на мойвзгляд, нужно использовать вспомогательные материалы, облегчающие процессзапоминания. Так с помощью опорного конспекта ученики «смогут составитьпредставление о целостности текста, системе персонажей, композиционныхособенностях, семантических связях, авторской стилистике, концептуальнойстороне произведения». «Разумеется, – пишет Ю.С. Меженко, – каждая новаясхема оригинальна, отражает своеобразие конкретного текста, при создании еевсегда учитывается логика внутреннего «движения» произведения…» Системноефиксирование материала в опорной схеме неизбежно организует и логикудальнейшего изучения текста, позволяя осмысленно останавливаться на отдельныхмоментах анализа. Каждый опорный конспект – лишь ориентир в дальнейшем поискепутей развертывания текста, позволяющий подойти к целостному изучениюпроизведения в школе.

Списоклитературы
 
1. Основытеории практики логопедии. Под ред. Р.Е. Левиной. М., «Просвещение», 1967.
2. Целуйко В.М. Выи ваши дети. Психология семьи. Ростов н/Д., 2004.
3. Марацман В.Г. Проблемноеизучение литературного произведения. М., 1977.
4. Рез З.Я. Изучениелирических произведений в школе. Ленинград, 1968.
5. Богданова О.Ю. Методикапреподавания литературы: Учебник для студентов пед. вузов. М., 2004.

Приложение1/> /> /> /> /> /> /> />
Личности, способной ориентироваться в социокультурном пространстве.
Проявления: 1. Видение художественной картины мира.
2. Потребность в эстетическом и этическом самовыражении.
3. Диалогичность мышления.
4. Грамотное и свободное владение литературной речью.
5. Наличие читательского вкуса.
6. Творческое самовыражение.  


Приложение2
 
Примеры уроковлитературы с использованием опорных схем
Урок 1. «Проблемаобразованности в произведении Н.С. Лескова «Левша»
Цель урока: вывести учащихся наформулирование самими ими темы урока, постановку проблемы и методов её решения.
I. После прочтенияпроизведения Н.С. Лескова «Левша» вспоминаем, какое действие происходит вэтом произведении.
– Императорхочет превысить мастерство англичан.
II, III. Каким образом он хочетэтого добиться?
– привлечьЛевшу, чтобы он что-нибудь сделал с блохой.
IV. Что же произошло? Чтосделал Левша?
– подковалблоху.
V. А что не устраивало вподкованной блохе?
– блохаперестала танцевать.
VI. Давайте подумаем, чтонеобходимо сделать, чтобы подкованная блоха танцевала?
– учащиесяпредлагают решение.
VII. У Левши есть золотыеруки, но не хватает технических знаний, надо учиться, ему предлагают англичанеполучить образование и остаться жить в Англии, но Левша не остаётся, почему?
– учащиесяотвечают.
– Посмотрите,пожалуйста, на схему, нарисованную на доске:

 
/>
– Давайтепредставим, что Левша остаётся в Англии, что для него хорошо, а что плохо?(хорошо – приобретает знания, плохо – теряет Родину, родителей)
– А чтос ним стало, когда он вернулся в Россию? (хорошо – приобретает Родину,родителей, плохо – умирает никому ненужный, не получает образования.)
– Атеперь подумайте и скажите, какая задача встаёт перед нами?
– Жить вРоссии и учиться в Англии.
– А ещёлучше?
– Жить иучиться в России.
К доскевыходят 5 человек написать своё решение, повторяющееся вычёркиваем.
 
Урок 2. «Проблемачеловеческих взаимоотношений в произведении В.Г. Распутина «Урокифранцузского»
Цель урока: вывести учащихся наформулирование самими ими темы урока, постановку проблемы и методов её решения.
Ход урока.
Назовите,пожалуйста, всех, с кем вы познакомились в произведении.
Подумайте,без кого из главных героев не произошло бы главное действие, и не было бырассказа?
– Безмальчика.
Делаем вывод:мальчик – главный герой рассказа.
2. Скажите,что происходит с нашим героем в этом произведении?
– Онуезжает из родной деревни учиться в районный центр. Это является главнымдействием в рассказе.
А теперьнайдите в тексте отрывки, которые характеризуют жизнь мальчика до отъезда врайон и жизнь на новом месте.
3. Скажите, скем общается мальчик?
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
4. А теперьпосмотрите, с кем у мальчика хорошие отношения, а с кем нет, и найдите этомуподтверждение в тексте.
Мать –хорошее; деревенские жители – хорошее; т. Надя с детьми – плохое; учительница –он чувствовал себя неловко, у него внутренний конфликт; деревенские пацаны –плохое; директор – прямого контакта не происходит, мальчик боится его.
5,6.Подумайте и скажите, с кем из этих людей мальчик общался больше всего?
– Сучительницей.
7. Еслипосмотреть на их отношения, то можно определить, с кем из них мальчик живётдружно, а с кем нет.
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
Вывод – умальчика с т. Надей, районными пацанами, учительницей, директором происходитконфликт.
А теперьопределим пространство этого конфликта, т.е. где он происходит, в каких местахмальчик общается с этими людьми?
деревня районный центр.
школа дом т. Нади домучительницы улица
+ + + +
Вывод –конфликт происходит постоянно, как только мальчик уезжает из родной деревни.
8. Когдапроисходит конфликт?
– Постоянно,в районном центре.
9. Почемупроисходит конфликт? Из-за чего?
– Из-засамого мальчика.
Почему?
– Потомучто голод.
Найдитестроки, подтверждающие это.
Мальчикпостоянно голодал. Не было бы голода, мать не отправила бы его в район, т. Надяне воровала бы продукты, он не стал бы играть в чику с пацанами, учительнице непришлось бы искать способы накормить его, соответственно не стала бы играть сним в пристенок, и её не уволили бы.
Послушайте, язачитаю вам отрывки, а вы сделайте вывод, какую черту характера можно выявить умальчика?
– гордость.
На доскесхема. Посмотрите на доску, что у нас получается.
/>
10.Подумайте, что должна была сделать Лидия Михайловна, чтобы мальчик стал сытый ине потерял собственного достоинства?
11. Ученикинаходят решение этой проблемы и объясняют, как они пришли к такому решению.
Урок 3 «Проблемамаленького человека в произведении А.С. Пушкина «Станционный смотритель»
Цель урока: вывести учащихся наформулирование самими ими темы урока, постановку проблемы и методов её решения.
Планурока:
1. Выявлениеглавного героя, действия, происходящего с ним, круга общения.
2. Постановкапроблемы.
3. Методырешения проблемы.
Ход урока.
I. 1. Ребята,мы с вами прочитали произведение А.С. Пушкина «Станционный смотритель».
/>/>
– Назовите,пожалуйста, всех, с кем вы познакомились в этом произведении.
/>
/>
/>
– Подумайте,без какого из этих героев не произошло бы главное действие?
– СамсонВырин,
– Найдитеописание Самсона Вырина в тексте.
2. Скажите,что происходит с нашим героем в этом произведении?
– Онтеряет дочь, спивается, умирает.
– Найдитеописание жизни Самсона Вырина до отъезда дочери и после отъезда.
3. Скажите,пожалуйста, с кем общается Самсон Вырин?
/>
/>
/>
II. 1. А теперь посмотрите,с кем у Вырина хорошие отношения, а с кем нет, найдите этому подтверждение втексте.
Дуня –сначала хорошие, потом нет;
Минский –плохие, хорошие, плохие;
проезжающие –неважные.
2., 3.Подумайте и скажите, с кем из этих людей Самсон Вырин общался больше всего?
– СДуней и Минским.
4. Еслипосмотреть на их отношения, то можно определить, с кем из этих людей Выринживёт дружно, а с кем нет
/>
/>
/>
Вывод: у Вырина с Дуней,Минским, проезжающими происходит конфликт.
А теперьопределим пространство этого конфликта, т.е. где он происходит, в каких местахВырин общается с этими людьми?
Станция Петербург
+ +
Вывод –конфликт происходит везде.
5. Когдапроисходит конфликт?
– Постоянно
6. Почемупроисходит конфликт? Из-за чего?
– Из-засамого Вырина.
Почему?Почему Дуня сбегает от отца? Почему Минский стыдится Вырина? Найдитеподтверждение в тексте.
– Потомучто он был человеком неинтересным, не хотел саморазвиваться, у него не былолюбимых занятий, дочери было с ним скучно, у неё не было будущего, останься онана станции с отцом.
– Атеперь найдите в тексте те строки, в которых говорится о страданиях Дуни послесмерти отца.
Вывод: Значит, Дуня всё-такилюбила отца.
У насполучается такая схема:
/>/>/>
/>
III. Подумайте, что могсделать Самсон Вырин, чтобы у него минусы в отношениях с людьми поменялись наплюсы?
Учащиесянаходят решения этой проблемы и объясняют, как они пришли к такому решению.

Урок 4 «Сказка– ложь, да в ней намёк» по сказке А.П. Платонова «Волшебное кольцо»
Цель урока: Вывести учащихся наформулирование самими ими темы урока, постановку проблемы и методов её решения.
Ход урока.
I. Прочитав сказку А.П. Платонова«Волшебное кольцо», скажите, с какими героями мы познакомились.
– Семён,мать, кошка, собака, змея, царь змеиный, Аспид, жена Семёна (царская дочь).
– Атеперь представим, что мы попали в театр, и сегодня у нас в гостях побывают этигерои. Тема нашего урока: «Сказка – ложь, да в ней намёк». Поэтому вы должны непросто внимательно смотреть сцены из сказок, но ещё и пробоватьпроанализировать некоторые эпизоды.
II. Встречаем нашихактёров!
1-й эпизод –Семён покупает животных.
Просмотревотрывок из сказки, скажите, что здесь произошло?
– Семёнотдал последние деньги, чтобы спасти животных.
– Почему?
– Асейчас, в наше время, такое возможно?
– Чтоможно сделать, чтобы люди стали добрее?
– Скажите,а всё ли хорошо в эпизоде, который мы с вами просмотрели?
– Хорошото, что Семён спас животных, т.е. приобрёл друзей, а плохо то, что он отдалпоследние деньги.
/>
/>

– Получаемсхему:
/>
III. В следующем эпизоде,который мы с вами посмотрим, как змеиный царь награждает Семёна кольцом.
– Чтохорошего в этом эпизоде?
– Семёнприобретает кольцо, т.е. благополучие.
– А чтопроисходит для Семёна плохого?
– Приобретаетврага Аспида.
Получаетсясхема:
/>
– Скажите,а Семён знал, что Аспид ему враг?
– Нет.
– Апочему, чего ему не хватало, чтобы догадаться?
IV. Вновь встречаем нашихгероев, они покажут нам женитьбу Семёна.
– Ну ачто же происходит здесь?
– Женапредаёт Семёна, значит, добро не всегда творит добро, а иногда и порождает зло.
– Скажите,а любила ли его жена?
– Нет.
– Азачем она вышла за него замуж?
– Из-забогатства.
– Получаемсхему
/>
/>
/>
– Какмечту свою осуществить так, чтобы потом не предали?
V. А нужна ли была вообщеэта сказка? Можно ли было обойтись без кольца? Вспомните, как начиналась сказка.
– Нет,не было работы.
Вывод: Еслибы была работа, то Семён со своей добротой мог бы и не взять кольцо.
– Аможно ли было, даже находясь в таких условиях, найти работу? Связать с нашейжизнью.
– Можно.
– Вспомнитепословицы, которые подходят к нашей сказке.
– У меняна доске записаны пословицы, прочитав которые, скажите, какой намёк нам даётсказка?
– Счастьебез ума – дырявая сума.
– Трудчеловека кормит.
– Хочешьесть калачи, не сиди на печи.
– Знайсверчок свой шесток.
– Подлежачий камень вода не течёт.
– Лучшесиница в руке, чем журавль в небе.
Чему женаучила нас эта сказка?


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Інтерактивні технології – технології співпраці
Реферат Альт Линукс 0 Школьный Мастер
Реферат Автоматизация с чего начать?
Реферат Гибридные двигатели
Реферат Принципы организации АО
Реферат Алексей Бойко Инсайд май майнд
Реферат Деление суждений по модальности. Деление суждений по типу логических союзов
Реферат Агроэкологическая группировка земель для обоснования адаптивно-ландшафтного земледелия АО Лузинское Омского района Омской области
Реферат Особенности брендинга
Реферат Полномочия государственных органов власти и местного самоуправления в области защиты населения от ЧС.
Реферат Уголовно исполнительная система и основные направления е реформиро
Реферат Алгоритм и программа расчета оптимальной формы резервуара для хранения нефти. 02069547. 00045-01 99 01
Реферат Легитимность государственной власти в СССР
Реферат Таос-Пуэбло
Реферат Реформы в России в 1860–1870-х гг.