Реферат по предмету "Педагогика"


Преодоление трудностей в обучении учащихся начальных классов с использованием методов театральной педагогики

Муниципальное Образовательное Учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
учитель начальной школы
Добржанская О.Н.
Преодоление трудностей в обучении учащихся начальных классов сиспользованием методов театральной педагогики
«ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ НЕОБХОДИМА
В ЛЮБОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
(К.С. Станиславский — актер, режиссер, теоретик театра).

Четыре года обучения в начальнойшколе — это время для запуска многих потенциальных возможностей ребенка. Этивозможности сугубо индивидуальны и в любой детской натуре их множество. Современныеобразовательные технологии чаще всего ориентированы на среднее и старшеешкольное звено, упуская проблемы начальной школы, а ведь именно на первойступени образования возникают сложности, предопределяющие последующие трудностив воспитании и обучении учеников.
Основная цель, которую яставлю в работе с каждым ребенком — это формировать гармоничную личность ипомочь ребенку в раскрытии дремлющих способностей.
Работая в школе, навнеклассных мероприятиях и уроках присутствует мой добрый союзник — ЕгоВеличество Театр.
У меня нет театральногообразования, но не зря говорят, что учитель и актер имеют родственные души. Всезнания о театре я черпаю из книг об искусстве, из своих наблюдений во времясценических представлений и из практической деятельности. Я заметила что, детям1-2 классов больше нравится играть с куклой за ширмой, чем выступать самим набольшой открытой сцене перед публикой. Они охотно отдают свои слова и поступкитряпичному герою и, прикрываясь им, свободнее выражают себя. Ведь одна из задачшколы выпускать учащихся свободно владеющих навыками устной и письменной речи,но далеко не каждый выпускник способен четко, внятно, логично строить своивысказывания. Всем известно, что хорошо развитая речь — показатель культурычеловека, она выполняет функцию общения и сообщения, эмоциональногосамовыражения и воздействия на других людей. Хорошо развитая речь служит однимиз важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе, адля школьника — средством успешного обучения и общения в школе.
В 1 классе я столкнулась с проблемой,волнующей педагогов и психологов. В период психологической адаптации ребёнка кшколе у 21% первоклассников возникали страхи, срывы, заторможенность, а у 48%наоборот, развязность и суетливость. У большинства детей отсутствовали навыкипроизвольного поведения, были недостаточно развиты память и внимание. У 8% — недоразвитиеречи, 16% с фонематическим недоразвитием, 44% с нарушением звукопроизношения. Самыйкороткий путь, на мой взгляд, эмоционального раскрепощения ребёнка, снятиязажатости, обучения чувствованию и художественному воображению — это путь черезигру, фантазирование, сочинительство. Игра — оказывает большое влияние на речьребенка. Ребенок усваивает богатство родного язык, его выразительные средства,использует различные интонации, соответствующие характеру героев и их поступкам.Игры с ручными куклами не только отвлекают ребенка от речевых трудностей, но иоказывают благоприятное воздействие на развитие речи. Театрализованные игры вовнеурочное время (в группе продленного дня), использование разнообразныхтеатральных приемов на уроке рассчитаны на активное участие ребёнка, которыйстановится соучастником педагогического процесса. Причем, в совместнойдеятельности идет поиск ответа на возникшие в процессе работы вопросы, чтоспособствует накоплению теоретических знаний и практических умений. Я строюобучение таким образом, чтобы сумма вопросов в целом давала систематическоепредставление об изучаемом предмете. Новые знания на уроке преподношу в видепроблемных ситуаций, требующих от школьников и меня совместных активных поисков.Так ход урока характеризуется эмоциональной насыщенностью и стремлением достичьрезультата через коллективное творчество. Основным принципом моей развивающейдеятельности является расширение взаимодействий учеников, работа в “зоне ближайшегоразвития” (Л.С. Выготский), а не тактика доступности. В основу реализациитеатральной деятельности во внеурочное время и использование элементовтеатральной педагогики на уроке положен индивидуальный подход, уважение кличности ребёнка, вера в его способности и возможности. Я считаю, что чемменьше запрограмированности в деятельности детей, тем больше удовольствияполучают они от совместного творчества, тем ярче и красочнее становится ихэмоциональный мир.
Каждый из нас знает — развитиеречи в начальных классах — одно из главных направлений работы. От успешностирешения его во многом зависит качество дальнейшего обучения младших школьников.Объектом внимания является как устная, так и письменная речь. Ведь на основеразвития устной речи вырабатывается большинство умений в области письменнойречи. А это один из законов обучения русскому языку. Работая 20 лет учителемначальных классов я давно обратила внимание, что учащиеся часто испытываютсерьезные проблемы с овладением навыками письма. Письмо — это сложный навык,включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письматребует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошоразвитого зрительного восприятия и произвольного внимания.
Неподготовленность к письму,недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания можетпривести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состоянияребенка в школе. Поэтому для меня важно в 1 классе развить механизмы,необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенкомдвигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
ЦЕЛЬ: оказание помощи детям попреодолению неуспешности в обучении, решение проблемы опережающего усвоенияустной речи перед письменной с помощью речевых разминок и грамматическихразминок средствами театральной педагогики.
ЗАДАЧИ:
Развивать мелкую моторику рук;
Совершенствование звуковойкультуры речи (работа над дикцией, интонацией, темпом речи);
Обогащение активного словаряшкольников;
Развитие интереса к звучащемуслову, меткости и выразительности речи;
Развитие коммуникативных навыков,произвольного внимания, памяти;
Развивать творческие способности;
Воспитывать зрительскуюкультуру, творческие способности, эмоционально-волевую сферу.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Повышение познавательнойактивности и успеваемости.
Повышение уровня развития мелкоймоторики.
Формирование четкой, грамотнойречи.
Развитие творческих способностей.
Формирование самостоятельности.
Формирование навыковэффективного общения.
Улучшение способности кконцентрации внимания.
Улучшение памяти.
Формирование навыков зрительскойкультуры.
Мои уроки главным образомнаправлены на развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук, атак же на развитие памяти, воображения, произвольного внимания, формированиечеткой, грамотной речи через кукольную театральную деятельность, то есть черезведущую деятельность ребёнка — игру. Каждый учитель — режиссер. Как говорил К.С.Станиславский: “…мало изучить “систему", надо на ее основе придумать свою".Я предлагаю вам свою систему воспитания и обучения через введение в урок,внеклассные мероприятия — театрализации. Работа с театральными куклами нетребует каких — либо специальных знаний в области театра, театральногоискусства. Она доступна любому педагогу начальных классов. В силу особенностейдетского мышления и восприятия, преобладания индуктивного процесса познания наддедуктивным, конкретного мышления над абстрактным, единичного над общим,эмоционального над рациональным, современная педагогика предлагаеториентироваться при обучении детей прежде всего на их эмоциональный интерес кпредмету обучения. С использованием методов театральной педагогики эмоциональныйинтерес к любому виду деятельности формируется и поддерживается, прежде всего,разнообразием самого процесса труда, вариативностью технологий. Методы, формы исодержание театральных упражнений, которые я предлагаю детям, реализуютодновременно три цели: погружают детей в присущую им стихию игры, сглаживаярамки урока, развивают полезные для учебы и искусства психологические структуры(внимание, воображение, мышление, волю, память); придают учебному днюпривлекательные для детей качества интересного и веселого труда. С кукольнымтеатром мои ученики знакомятся с первого дня, точнее с первой минуты пребыванияв школе. Театральные куклы приветствуют малышей, знакомят с правилами поведенияв школе, рассказывают о волшебных словах. Они мои помощники в первом классе: помогаютобъяснить новую тему, провести физкультминутку, прочитать сказку, разнятьдрачунов на перемене. Дети безоговорочно вступают в предложенную игру. Отвечаяна вопросы, ребята смотрят прямо в блестящие пуговичные глазки театральнойкуклы. Их вовсе не смущает тот факт, что она говорит моим голосом. Явнимательно приглядываюсь к ребятам, стараюсь подметить у каждого, пусть дажемаленькую крупицу хорошего, и обязательно похвалить.Структурные компоненты занятий
АРТИКУЛЯЦИОННАЯГИМНАСТИКА. Артикуляционная гимнастика, направленная наразвитие речевого аппарата, активизирует подвижность губ и языка. Занятияначинаются с разминки, на которой я разучиваю с детьми статические идинамические упражнения для артикуляции. За материалом обращаюсь к книгам пологопедии. Работа с таблицей гласных и артикуляционных упражнений на ее базедает возможность тренировать не только речь ребенка, но и навыки коллективнойработы, где требуется с одной стороны одновременность, с другой стороны,необходимы и тренировка, раскрытие, активизация своеобразия, самобытности,самостоятельности каждого ребенка. Этой задаче раскрытию «Я» личностиребенка служат игровые исполнительские задания, где могут быть разные вариантыисполнения и каждый ребенок может предложить свой вариант в соответствии сосвоим пониманием и выдумкой. Разработка тембрального диапазона
Сначала используются такназываемые “кричалки". Работа с ними требует соблюдения основных правилгигиены голоса. Нельзя, не подготовив голос дыхательными и артикуляционнымиупражнениями, сразу включать максимальную громкость. Это приведет к срывуголоса. Во время произнесения “кричалки" верхнее небо должно приобретатьформу купола, что обеспечит хорошую звучность.
Говорить медленно, громко, тихо,быстро, басом — эти упражнения голосом и речью служат для тренировкивоображения.
Такие речевые упражнения выполняютпропедевтическую роль будущей работы над художественным чтением.Работа над мимикой и жестом
Мимика и жесты говорящего — дополнительноесредство воздействия на зрителя. Это естественная способность человекапроявлять внутреннее состояние, с помощью жестов досказать то, что невозможнообъяснить словами. В работе над выразительностью мимики и жестов провожуразличные игры, упражнения и этюды.
Пальчиковая гимнастика
Очень важной частью работы поразвитию мелкой моторики являются “пальчиковые игры". Они увлекательны испособствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игрыотображают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, ихдеятельность, явления природы. В ходе “пальчиковых игр" дети, повторяядвижения, активизируют моторику рук. Тем самым, вырабатывая ловкость, умениеуправлять своими движениями, концентрировать внимание на одном видедеятельности.Интонационная выразительность
Все упражнения не толькоспособствуют развитию четкой дикции и умению правильно распределять дыхание, нои помогают отработать интонацию — самую важную и самую сложную составляющуюречи актера. Чем контрастнее по содержанию текст, тем разнообразнее егоинтонации. Не стоит забывать, что кукла не способна передавать настроениемимикой или жестами. Эту роль выполняет речь маленького актера. Поэтому эмоции,мысли актера должны быть «пропущены через руку». Для выработкихорошей дикции и выразительности речи использую набор скороговорок, пословиц,стишков.
Играть так, чтобы тебе поверили,трудно. Так формируется база для интереса к обучающим заданиям, в процессекоторых основной упор делаю на игры со словом (где звучание, произнесение,целенаправленное высказывание занимают центральное место), с текстом,подтекстом, с разными словесными действиями (упрекать, приказывать, узнавать,удивлять, просить, объяснять, звать). Слово раскрывается как основное средствовыполнения сценической задачи, как основной компонент создания характера. Играяв разные сочетания одного действия с различными текстами или одного текста сразличными действиями, дети учатся слышать психологическую выразительность речи.
В атмосфере доброжелательного итерпеливого отношения друг к другу формируется чуткость детей к правдивомуцеленаправленному действию. Элементы театра вносят в уроки радостную инепринужденную атмосферу, материал усваивается легче и быстрее, дети до концазанятий бывают активными, сообразительными и что немаловажно — веселыми.
На коротких переменах дети любятразыгрывать сцены, сочиняя собственные сказки, меняя голоса, произносят целыедиалоги. В это время я стараюсь не мешать им: появляется первый огонексценического творчества, который боюсь неосторожно задуть. Удивительно,равнодушных и стесняющихся нет. Я очень люблю эти необычайно трогательныеминуты. В это время, осторожно наблюдая за игрой, подмечаю в характере ребенкановые, порой неожиданные грани. В плане развития мелкой моторики рук,концентрации внимания, для развития фантазии, образного мышления, точных искоординированных движений, через уроки ручного труда и изобразительнуюдеятельность использую изготовление кукол своими руками. Дети учатся подбиратьцвет, штриховать, работать с клеем и точно передавать характер героев. Дляпальчиковой гимнастики мастерим головки из папье-маше. Куклам необходимасцена-ширма. Наши папы сконструировали ширму так, чтобы высоту можно былорегулировать по мере роста юных артистов. Наша ширма разборная, портативная,потому что выступаем с детьми не только у себя в школе, но и в детских садахмикрорайона, в филиале детской библиотеки. К себе в гости приглашаем детей — сирот из детского дома «Ручеек». Дети сами носят на выступленияширму, декорации, коробку с куклами. Вместе с куклами выступают и сами дети,играя школьников, своих ровесников. Они уже не боятся простора сцены, а ловко придумываютвыразительные движения для себя.
Мы ходим на спектакли, которыеможно увидеть в нашем городе на сцене школы и Дворца культуры. В месте с родителямивыезжаем в театры города Иркутска. Вернувшись в класс, обсуждаем постановку,отмечая игру артистов. Рисуем иллюстрации к спектаклям. Так я формирую грамотногозрителя и критика. К родительским собраниям и утренникам готовим премьеры. Родителиполучают огромное удовольствие от наблюдения за игрой собственных детей. А мыприобретаем верных помощников, которые выручают в ремонте ширмы, находят картондля декораций, покупают краску и кисточки для оформительских работ. В началеучебного года я в классе провести беседу с родителями на родительском собрании потеме «Искусство — прекрасный воспитатель». Обратила внимание, чтоискусство, в частности театр, растит активного, самостоятельного человека, нетеряющегося в потоке современной жизни. Подвела родителей к мысли, что помимообщего, ребенок может получить эстетическое образование на отделениях школыискусств или в кружках. Сегодня 10 детей из 25 поступили в школу искусств: 8 — учатся на хореографическом отделении, 2 — на музыкальном.12 человек посещаюткружок «Бисероплетения» при СЮТ.3 человека занимаются в спортивныхсекциях. Мои дети не теряют свободное время зря, их досуг содержателен. Чему жеспособствует использование элементов театральной педагогики? Появляетсяустойчивый интерес как к искусству, так и к проектно-исследовательскойдеятельности; формируются навыки самоорганизации труда; эмоциональный климат вдетском коллективе становится более теплым. А классический текст словно оживает:становится объемным, вступает в диалог с юными читателями.
 Использование методов театральной педагогики
* Создает предпосылки длямногостороннего развития личности ребенка. * Развивает внимание, мышление,память, самостоятельность. * Расширяет знания детей. * Оттачивает их речь. *Прививает любовь к литературе. * Повышает общую культуру ребят. *Порождаетатмосферу ликующего творчества.
Дети получают уникальнуювозможность самовыражения и самопознания.
Критерии эффективности.
В качестве критериев оценкикачества обучения использую диагностические методики на определение уровняразвития мелкой моторики (тест Куглера, методика “дорожки” по Л.А. Венгеру,методика рисования простых узоров) и развития речи, социометрия Дж. Морено,анализ рабочих тетрадей учащихся, отзывы родителей.
Динамика речевой деятельностиучащихся при использовании речевых и грамматических разминок.

Гр. Характеристика уровня речевого развития уч-ся по группам. 1 четверть 2 четверть 3четверть 4четверть год 1. Дети умеют четко, ясно и логично излагать свои мысли. Сознательно используют разные формы слова. Имеют большой словарный запас, синтаксически правильно оформляют предложения. Фонематически их речь приближена к речи взрослых. Дети много и охотно читают. 8человек 13 человек 17человек 22 человека 23 человека 2. Речь детей очень бедна, лаконична, фразы примитивны и стереотипны. Скудность высказываний проявляется в стремлении избежать развернутой речи, в своеобразии порядка слов предложения (Волк сбросил шкуру. Он принц стал) недочеты в звуковой речи. 6человек 4 человека 3человека 1человек нет 3. Дети с чрезмерно многословной речью. Во фразу ими включается много лишних слов, названия заменяются описанием. Много повторений, уточнений — ребенок как бы не уверен, что его поймут, и поправляет себя. Недочеты в звуковой культуре. 4человека 3 человека 2человека нет нет 4. Дети не могут связно изложить свои мысли; употребляют неправильные обороты речи, путаются в формулировках, пространственных временных отношениях, забывают термины. В письменных работах по грамматике у них пропуски, замена и искажение букв, по математике вызывает затруднение не столько само решение задачи, сколько ее словесное оформление. Недочеты в звуковой культуре. 7человек 5 человек 3человека 2человека 2человека


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.