Проектныйподход в преподавании иностранных языков на современном этапе
Научно-техническаяреволюция, повлекшая за собой мощный поток информации, предъявила своитребования к характеру владения иностранным языком и, тем самым, определилановые принципы методов обучения иностранным языкам.
Традиционныепедагогические технологии сегодня уже не обеспечивают полного усвоения всевозрастающего объема знаний, а быстрое обновление учебного материала неуспевает за современным информационным потоком. Становится все более важноуметь самостоятельно добывать дополнительный материал, обрабатывать получаемуюинформацию, делать выводы и аргументировать их, располагая необходимыми данными.Работа с информацией на иностранном языке, особенно, если учесть возможности,которые открывает глобальная сеть Internet, становится весьма актуальной, аиспользование информационных технологий раскрывает огромные возможности компьютеракак средства обучения и позволяют создать удивительный мир знаний, доступныйкаждому. Компьютерные технологии имеют много преимуществ перед традиционнымиметодами обучения. Они рассматриваются как информационно-коммуникационныетехнологии (ИКТ) обучения, интегрирующие аудиовизуальную информацию любых форм(текст, звук, графика, анимация и пр.). Благодаря таким достижениям реализуетсяинтерактивный диалог пользователя с системой, и появляются разнообразные формысамостоятельной деятельности по сбору и обработке информации.
Достоинствасовременных информационных сетей и возможности использования электронных формучебно-методических материалов очевидны. Те, кто с этим столкнулся, хотя быоднажды, понимает, как это удобно и эффективно. Сегодня становится очевидным,что внедрение компьютерных технологий в учебный процесс дает возможностьперехода на качественно иной уровень обучения. Однако не стоит путать понятия«обучение с помощью ИКТ» и «обучение с помощью компьютера», т. к.применение компьютера, например, презентации слайдов с помощью программы PowerPoint – еще не значит использование ИКТ!
Раньшепонятие «электронное обучение» имело следующие синонимы:
· Электронноеобучение
· Дистанционноеобучение
· Обучениес применением компьютера
· Сетевоеобучение
· Виртуальноеобучение
· Обучениепри помощи ИКТ;
Сейчас этонесколько разные понятия [7].
В последниегоды преподаватели иностранного языка в вузах получили значительнуюсамостоятельность в выборе средств обучения. Признавая существование различныхметодов в современном процессе обучения иностранному языку, следует все жеотметить, что далеко не последнее место занимают методы и технологии,основанные на применении ИКТ. Тем не менее, большинство учебных заведений нашейстраны все же пока не собираются отказываться от сложившихся стереотиповпреподавания, а поэтому необходимо искать разумные компромиссы, которыепозволили бы решать эту проблему максимально продуктивно в современныхусловиях, и, тем самым, помочь преподавателю по-новому взглянуть на его задачуи осуществление им учебного процесса. Необходимо «расширить «узкое пространство»общения в классе, осуществить широкую опору на практические виды деятельности» [9].Для сбора информации студенты должны выйти «за пределы» аудитории, проявитьактивность и самостоятельность. Другими словами, для повышения эффективностиучебного процесса необходимо активизировать познавательную мотивацию студента.
Для решенияэтого вопроса можно обратиться к проектному подходу (методу – Дж. Дьюи) (методпроекта Полат Е.С.) [8]. Суть проектного подхода в том, что обучаемыйоткрывает новые для себя факты и осмысливает новые понятия, а не получает ихготовыми от преподавателя (принцип конструктивизма). Следовательно,меняется роль преподавателя: он переходит из состояния инструктора в болеекомпетентного коллегу, наставника [2. С. 92].
Применениеновых форм обучения позволяет обеспечить высокое качество образования, если пользоватьсяими грамотно. Таким образом, применяя принципы проектного подхода в процессеобучения происходит комплексное воздействие на обучаемого, т. к. здесьсочетаются такие составляющие как: концептуальная, иллюстративная, тренажерная,контролирующая части пр. Здесь же могут присутствовать игровые компоненты [3],облегчающие понимание и усвоение представленного материала.
При наличии специально оборудованных (компьютерных)аудиторий проектный подход вполне органично вписывается в процесс преподавания,не затрагивая при этом содержание образования. Это позволяет наиболееэффективно достигать прогнозируемых результатов обучения и раскрывать потенциальныевозможности каждого студента. Учитывая специфику предмета «иностранныйязык», подобная технология может обеспечить необходимые условия для активизациипознавательной и речевой деятельности каждого студента, тем самым, предоставляяему возможность осознать, осмыслить новый языковой материал, получитьдостаточную практику для формирования необходимых навыков и умений. Здесь, какни в одной другой дисциплине огромное значение приобретает самостоятельнаяработа студента, направляемая преподавателем и формирующая речевые навыки,требующие систематической, непрерывной повседневной работы.
Такая форма обучения имеет большие преимуществаперед традиционными методами обучения, в том числе:
· развиваеткреативную компетенцию как показатель коммуникативного владения иностранным языкомна определенном уровне;
· позволяеттренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разныхкомбинациях;
· помогаетосознать языковые явления;
· помогаетсформировать лингвистические способности;
· создаеткоммуникативные ситуации;
· способствуетавтоматизированию языковых и речевых действий;
· способствуетреализации индивидуального подхода;
· интенсифицируетсамостоятельную работу студента;
· позволяетколоссально экономить время;
Чтобыэффективно организовать процесс работы с использованием ИКТ, преподавательдолжен заранее подготовить презентацию, дать список web-страниц и другихисточников, которые должны помочь в решении вопроса (задачи), а также подобратьвопросы или сформулировать проблему, причем необходимо ставить такие проблемы,которые обязательно должны быть решаемыми и комплексными. Чем точнее иконкретнее будут сформулированы задания, тем качественнее будет результат.Важно также обговорить итоговую презентацию, результат работы (оформление, вид,размещение на сайте и др.).
Успех взначительной степени зависит от того, насколько грамотно методическиорганизовано занятие с использованием ИКТ, а текущий контроль можноосуществлять с помощью тестирующей системы.
В данномслучае, Internet выступает не целью, а средством обучения.
В качествепримера применения ИКТ на занятии можно привести использование технологий Web2.0.
Web 2.0 – это платформасоциальных сервисов и служб, позволяющая широкому кругу пользователей сети Internetне только получать информацию, но, и быть её создателями и соавторами [10. С. 3–10].Все материалы, с которыми работают студенты, черпаются из сети Internet. Дизайнприведенных в качестве примера web-проектов предполагает рациональное планированиевремени, и что наиболее важно, позволяет сфокусировать свое внимание не напоиске информации, а на её использовании. Метод работы с подобными социальнымисервисами базируется на принципе конструктивизма, где важно не воссозданиеобъективной энциклопедической реальности, а формирование индивидуальногопонимания проблемы.
Использованиетехнологий Web2.0 для коммуникативных методов:
· WebQuest
· Blogger
· Wiki
«WebQuest» (Вебквест от англ. «поискв сети») – это новое средство использования технологий в целях поощрениякритического мышления и когнитивного развития студентов, вовлеченных в учебныйпроцесс. Это проектная дидактическая модель, направленная на самостоятельнуюпоисковую работу студентов на web-сайтах с целью решения поставленной задачи(проблемы).
WebQuest-метод имеет рядпреимуществ при обучении иностранному языку:
· обеспечиваетавтономность и самостоятельность у студентов;
· способствуетпринятию самостоятельных решений и дает возможность осуществить индивидуальныйподход;
· развиваеткритическое мышление, тренирует когнитивные способности;
· делаетосмысленным и целесообразным систематическое использование Internet ресурсов назанятии, а также мультимедийных и традиционных средств обучения;
· мотивируетизучение нового языкового материала;
· позволяетиспользовать большое количество актуальной аутентичной информации;
· располагаетвозможностью для введения лингвострановедческого компонента;
· организуетработу над проблемой в форме целенаправленного исследования, рассчитанного на любойвременной промежуток (от нескольких минут, до нескольких недель);
«Blogger» или «Blog» (Блог) – это публичныйдневник с комментариями.
Обычныйдневник мало кому показывают. Блог открыт для чтения всем желающим, более того,читатели могут оставлять к записям свои комментарии.
Преимущества Blogger:
· четкое структурирование курса с указанием дат семинаров, описанийзаданий;
· часто обновляемый контент;
· простота в использовании: возможность свободно вставлять любыеобъекты (видео, иллюстрации и пр.).
· возможность развивать навыки письменной речи и публиковать своимысли в Интернете;
· возможность продолжить начатую на занятии дискуссию;
· выполнение творческих заданий с использованием рисунков, аудио ивидеоматериалов;
· возможность общаться как с одногруппниками, так и спреподавателями;
· возможность каждому студенту принять участие в дискуссии, «что не всегдавозможно при традиционной организации обучения из-за недостатка времени назанятиях и ограниченности объема учебных курсов». [5. С. 120–122.]
«Wiki» (Вики) – вид социальногосервиса, позволяющий одному человеку или группе людей создавать контент. Это, таксказать, общественная страничка. Создаваемые данные могут дополняться, изменяться,удаляться как создателями, так и посетителями данной страницы [10. С. 3–10].
Преимущества«Wiki»:
возможностьвносить изменения на сайте, не используя дополнительного программногообеспечения;
участиенескольких авторов с различными точками зрения;
подачаматериала, построенная на гиперссылках, что придает наглядность и соотнесенностьмежду страницами;
возможностьмгновенно вносить исправления и изменения в материал;
возможностьсравнивать материал до и после корректировки, а также возврат к более раннейверсии статьи [10. С. 3–10].
Применение данных технологий даетвозможность работать как индивидуально, так и в группах (например, Wiki больше предназначен для работы в группах).
Преимущества совместного обучения
Практика показывает, что вместе решатьпоставленную задачу не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее.Здесь важно отметить, что эта эффективность касается не только академическихуспехов (интеллектуального развития) студентов, но и их нравственноговоспитания. Помочь друг другу в решении проблемы, а затем разделить радостьуспеха – вот главная идея совместного обучения.
Приведемпример одного из способов совместного обучения, основанном на использованиитехнологии Web 2.0, а именно на применении «Wiki»:
Группустудентов необходимо предварительно разбить на малые подгруппы (по 3–4человека). Всей группе дается одно общее задание. Необходимо оговорить ролькаждой подгруппы в выполнении общего задания. Например, общее задание «СтраныЕвросоюза». 1-ая подгруппа занимается корректировкой предложенного документа нассылке. Вторая подгруппа ищет (в заданных ссылках) недостающую на их взглядинформацию. А третья, например, просто сканирует предложенный документ.Результатом выполнения заданий может быть общая дискуссия. При этом, отвечатьмогут как все участники подгрупп, так и назначенный самой подгруппой отдельныйстудент. Это может быть как сильный студент, так и, наоборот, самый слабый. Всезависит от характера составленного резюме. Невольно студенты поставлены в такиеусловия, при которых успех или неуспех одного отражается на результате всейподгруппы. Оценочный балл за выполнение общего задания ставится (желательно) такжеодин на всю подгруппу. В итоге возникает ситуация, в которой каждый участникподгруппы отвечает не только за результат своей работы (что часто оставляет егобезучастным), но, что особенно важно, за результат всей подгруппы. Каквидно из примера с подгруппами, все три задания различны по своей сложности (этозависит от уровня подготовки студентов), но каждый студент в подгруппе в равнойстепени принимает участие в общем деле. Безусловно, в ходе работы преподавательможет консультировать студентов, давать рекомендации по выполнению текущегозадания. И, наконец, контроль и оценка процесса и результатов – это одна изважных и ответственных частей работы. Критерии контроля и оценки результатовдолжны быть заранее известны студентам.
Такой метод использованияв практике обучения иностранному языку способствует:
· быстромупоиску в Internet необходимой информации, которую задает преподаватель;
· развитиюкомпьютерных навыков;
· развитиюмышления на стадии анализа, обобщения и оценки информации;
· умениеделать выводы, принимать самостоятельно решения;
· повышениюсловарного запаса студентов;
· мотивациик самообразованию;
· достичькачественно нового уровня коммуникативной компетенции студентов;
Виды речевойдеятельности, развиваемые на основе Веб 2.0:
· Аудирование: с помощьюPodcast, Youtube;
· Говорение:Podcast,Youtube, Flickr;
· Чтение: Blogger, Wiki,Bookmarks;
· Письмо: Blogger, Wiki,Bookmarks;
Podcast(сокр. от iPod + broadcast) Подкаст – этосоциальный сервис, на котором можноразмещать свои видео, аудио и фотоматериалы, либо скачать их.
Youtube(Ютьюб)– этосоциальный сервис записей видеофрагментов. Например, по ключевому слову можнонайти нужное видео;
Flickr (Фликр) – это социальныйсервис фото (иллюстраций) по тематике;
Bookmarks(Закладки) – этосоциальный сервис, который содержит ссылки источников информации поопределенной тематике;
Студенты, обучающиесяс применением компьютерных технологий, получают возможность делать электронныезаписи материалов в рамках текущего аудиторного занятия. Это можно осуществить спомощью CD или любого другого USB (запоминающее устройство) с целью дополнительногоизучения полученного на занятии материала.
Следовательно,необходимо проверять наличие компьютерной грамотности учащихся [1]. Студентдолжен уметь работать в определенной программе, а также в сети Internet,владеть навыками работы с клавиатурой, осуществлять запуск программы и выход изнее, а так же, уметь пользоваться различными запоминающими устройствами.Частично такие навыки могут приобретаться в процессе обучения, что, безусловно,не скажется на качестве успеваемости студента.
Целесообразнобыло бы предусмотреть, по возможности, специальные курсы по основам пользованияперсональным компьютером и работе в сети Internet. В частности преподавательсам может организовать такие занятия в начале курса обучения.
Следуетотметить, что при данной форме обучения может возрасти утомляемость студентов,т. к. увеличивается нагрузка на зрение и пр. Поэтому требуется тщательнаяподготовка дидактических средств с учетом восприимчивости человеческого глаза копределенной цветовой гамме и пр., а также «дозированность» предлагаемогоматериала. Использование компьютерных технологий на занятиях не должно бытьосновным средством подачи материала, а лишь вспомогательным средством восуществлении учебного процесса. Трудно спорить о достоинствах данного метода,но все же целесообразнее использовать так называемый комбинированный подход(blended learning), т.е. смешивание различных методик, как традиционных, так иинновационных. В этом случае эффект, на наш взгляд, будет наиболее оптимальным.Другими словами, Internet не заменяет традиционные формы и методы обучения, нопозволяет быстрее и более эффективно достигать поставленных целей и задач вучебном процессе.
Нельзя неупомянуть, что Internet повышает интерес студентов к учебным занятиям,стимулирует их рост познавательной активности, что позволяет им получать иусваивать большее количество информации, способствует приобретению различных навыков,таких как навыки чтения, говорения, аудирования и пр., а также является«забавным» методом обучения. Таким образом, у преподавателя есть прекраснаявозможность «спровоцировать» активацию работы студента с помощью компьютера,поскольку огромное число молодежи проводят массу времени за монитором. Так пустьони делают это с пользой!
Материал,основанный на компьютерных технологиях, и его распределение в курсе обученияперестраивает студента на новый, более активный режим деятельности, которыйспособствует максимальному проявлению творческих возможностей и создаетпредпосылки для успешного усвоения повышенных объемов информации.
Сегодня оченьважно уделить особое внимание технологическому обеспечению учебного процесса.Факультет должен иметь в своем распоряжении компьютерные аудитории. Но, тем неменее, на первый план нужно ставить не только внедрение необходимой техники ввузы, а главным образом, уделить внимание подготовке кадров на должномуровне, поскольку это и является одной из основных трудностей на современномэтапе [12. С. 25]. Кроме профессиональных знаний преподаватель долженхорошо владеть современными информационными технологиями, разбираться ввопросах, лежащих зачастую вне его профессиональной деятельности. Это требуетбольшой самостоятельной работы преподавателя, той гибкости, которую он должен проявлятьпри планировании занятий, их подготовке, проведении, и, наконец, в оценке того,что было сделано совместно преподавателем и группой. Для этого нужнапрофессиональная фантазия, умение подать материал, теоретические знания ипрактический опыт, а главное, преподаватель должен владеть всем арсеналомпедагогических приемов и методик, не пренебрегая, особенно теми, которыепоявились в последнее время. skip to main | skip to sidebar
Необходимоучитывать, что особая ответственность при проведении подобных занятий ложится именнона преподавателя, который выступает в роли не только консультанта поопределенному предмету, но становится в свою очередь организаторомсамостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельностистудентов. У преподавателя появляются возможности для совершенствованияпроцесса обучения, развития коммуникативной компетенции студентов, целостногоразвития их личности.
Литература
1. Brandt Scott D.Information technology literacy: task knowledge and mental models // Library Trends.Summer, 2001 URL: www.findarticles.com/p/articles/mi_m1387)
2. Великанова А.В.Компетентностно-ориентированный подход к образованию / выпуск 2, Самара: Изд-воПрофи, 2002. С. 92
3. Виноградова О.С.Проблемные методы в обучении иностранным языкам. Режим доступа: distant.ioso.ru/library/publication/vinogradova1.htm
4. Дистанционное обучение/ под редакцией Полат Е.С.: Учебное пособие для вузов. М.: Изд-во Владос,1998
5. Иванченко Д.А.Перспективы применения блог-технологий в Интернет – обучении //Информатика и образование 2007. №2. С. 120–122.
6. Панова Л. Новыеформы и методы обучения иностранным языкам. Режим доступа: www.tsi.lv/Research/Conference/FSc/Latviesu_valoda/Panova.pdf
7. Паршукова Г.Б.Информационная грамотность как фактор развития профессиональной компетенцииРежим доступа: talk.univer.kharkov.ua/lofiversion/index.php? t1416.html
8. Полат Е.С. Методпроектов. Режим доступа: www.iteach.ru/met/metodika/a_2wn3.php
9. Полат Е.С.Теоретические основы составления и использования системы средств обученияиностранному языку для средней общеобразовательной школы / Автореферат /докторская диссертация М. 1989.
10. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н.Современные учебные Интернет-ресурсы в обучении иностранному языку //Иностранные языки в школе. 2008. №6. С. 3–10.
11. Цатурова И.А.Компьютерные технологии в обучении иностранным языкам/ учебное пособие длявузов. М.: Высшая школа, 2004