МЕТОДИКАПРОВЕДЕНИЯМОНИТОРИНГАКАЧЕСТВА ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГООБРАЗОВАНИЯ
Предлагаемыерекомендации разработаны в соответствии с Положением о Республиканском(Автономной Республики Крым), областных, Киевском и Севастопольском городскихинститутах последипломного педагогического образования, утвержденным приказом Министерстваобразования и науки Украины от 17.11. 2000г. № 538, Положением о районном(городском) методическом кабинете, утвержденным приказом Министерстваобразования Украины от 18.03.1997г. № 72.
Мониторингпоследипломного педагогического образования является составной частьюмониторинга качества образования и проводится на трех уровнях:
· республиканский(институт последипломного педагогического образования);
· региональный(районный, городской методический кабинет (центр);
· локальный(учебные заведения).
Его основной цельюявляется совершенствование системы последипломного педагогического образованияи методической работы с педагогическими и руководящим кадрами дошкольных,общеобразовательных, профессионально-технических и внешкольных учебных заведенийв условиях реформирования системы образования.
Мониторингпоследипломного педагогического образования позволяет определить результативность деятельности субъектов образовательногопроцесса, а именно:
- эффективностьфункционирования системы последипломного педагогического образования в регионе;
- непрерывность вполучении последипломного образования педагогическими и руководящими кадрами;
- качествоуправления образовательным процессом, эффективность научно-методической работы,ресурсное и кадровое обеспечение учебного процесса;
- научность идоступность содержания образования, эффективность средств, методов и приемовобучения;
- качествообразовательного процесса.
Для эффективнойорганизации проведения мониторинга последипломного педагогического образованияна всех уровнях целесообразно использовать следующий алгоритм.
Iэтап: Определение цели, планированиеисследований
1.1. Планированиеисследования осуществляется
· нареспубликанском и региональном уровнях — на основании приказа Министерства образования и наукиАвтономной Республики Крым;
· на локальном –на основанииприказов районных, городских отделов и управлений образования.
1.2. Приказамиопределяются
· сроки проведениямониторинга;
· персональныйсостав рабочей группы по проведению (сопровождению) мониторинговыхисследований;
· распределениеобязанностей между членами рабочей группы по организации и проведениюмониторинга;
· методы обобщенияполученных результатов;
· формы и срокиподведения итогов мониторинга.
1.3. В состав рабочей группы,как правило, включаются
· нареспубликанском, региональном уровнях — представители Министерства образования и науки АвтономнойРеспублики Крым, Крымской академии наук, высших учебных заведений (дляпроведения мониторинговых исследований на республиканском уровне), Центрапроблем образования, Крымского республиканского института последипломногопедагогического образования (для проведения мониторинговых исследований нарегиональном уровне);
· на локальномуровне – специалистырайонных, городских отделов и управлений образования, методисты районных,городских методических кабинетов (центров), руководители дошкольных,общеобразовательных, внешкольных учебных заведений, творчески работающиепедагоги, представители КРИППО, ЦПО (с согласия).
1.4. Рабочей группой определяютсяцели и задачи исследования, критерии, показатели оценивания.
IIэтап: Разработка инструментария
При разработкеинструментария необходимо
2.1. Адаптироватьбазовые факторно-критериальные модели деятельности института последипломногопедагогического образования, районных, городских методических кабинетов(центров) (Приложение 1,2).
Параметры, факторы,критерии представленных базовых моделей могут быть дополнены или изменены всоответствии с приоритетными направлениями деятельности отрасли образованиярегиона, изменениями в нормативной базе.
Коэффициенты в базовыхмоделях определяются членами рабочей группы.
2.2. Разработатьфакторно-критериальную модель деятельности учебного заведения в системепоследипломного педагогического образования.
2.3. Разработатьалгоритм изучения документации, опросники, тесты, анкеты, диагностические картыи т.д. для получения объективной информации по различным направлениям исследования,апробировать их.
2.4. Подготовитьинструктивно-методические материалы для членов рабочей группы, участниковмониторинговых исследований.
2.5. Определить методыобработки полученных результатов.
IIIэтап: Проведение исследований навсех уровнях.
IVэтап: Сбор и обработка результатов.
Vэтап: Анализ результатовисследования.
5.1. Обобщитьполученную информацию.
5.2. Определить какпозитивные, так и негативные факторы влияния на качество последипломногообразования.
5.3. Оценитьполученные результаты, подготовить отчет, рекомендации, корректирующиедеятельность методических служб на всех уровнях, выполнение планов, программ ит.д.
5.4. Определитьпоследующие объекты мониторинга.
5.5. Обсудитьитоги мониторинговых исследований на заседаниях коллегий Министерстваобразования и науки Автономной Республики Крым, районных, городских отделов иуправлений образования.
5.6. Довестирезультаты мониторинга до сведения педагогической общественности, осветить их всредствах массовой информации.
Приложение 1
Базоваяфакторно-критериальная модель деятельности института последипломного педагогическогообразования
параметры
факторы
критерии
коэффициент организация деятельности института последипломного педагогического образования выполнение требований нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность ИППО наличие эффективной системы координации деятельности районных, городских методических служб
результативность изучения деятельности районных, городских методических служб
выполнение заказа МОН АРК на повышение квалификации и переподготовку педагогических кадров
обеспечение оптимальной периодичности и сроков повышения квалификации и переподготовки руководящих и педагогических кадров с учетом установленного порядка их аттестации
степень взаимодействия ИППО с ЦИППО АПН по организации научного и методического обеспечения последипломного педагогического образования
качество методического обеспечения учебно-воспитательного процесса в дошкольных, общеобразовательных, внешкольных, профессионально-технических учебных заведениях региона
всего
1,0 управленческая деятельность наличие Концепции развития ИППО (перспективного плана)
степень реализации Концепции развития ИППО (перспективного плана)
годовое планирование работы ИППО и его структурных подразделений на основе анализа развития отрасли образования региона
соответствие планирования приоритетным направлениям развития отрасли образования региона
охват планированием всех направлений работы
выполнение региональных отраслевых программ, планов мероприятий в части, относящейся к деятельности ИППО
система информационного обеспечения управления
организация контроля за работой структурных подразделений ИППО
Продолжение
осуществление контроля за организацией научной, учебной, методической культурно-массовой и оздоровительной работы в институте
выполнение штатно-финансовой дисциплины всеми подразделениями ИППО
всего
1,0 организация деятельности института последипломного педагогического образования экспериментальная деятельность организация экспериментальной деятельности в учебных заведениях автономии в соответствии с действующими нормативными документами
наличие системы внедрения результатов экспериментальной деятельности в практику работы учебных заведений автономии
наличие системы анализа, обобщения и распространения перспективного педагогического опыта и педагогических инноваций
результативность экспериментальной деятельности в учебных заведениях автономии
всего
1,0 организация учебного процесса лицензирование, аттестация и аккредитация ИППО в соответствии с действующим законодательством
выполнение учебных планов и программ
использование традиционных форм обучения
использование нетрадиционных форм обучения
актуальность тематики лекционных и практических занятий
соответствие содержания лекционных и практических занятий потребностям слушателей и студентов
дифференциация учебного процесса в зависимости от категории слушателей
дистанционное обучение и его результативность
всего
1,0 научная деятельность текущее и перспективное планирование научной, научно-методической и научно-исследовательской деятельности
актуальность тематики научной, научно-методической и научно-исследовательской деятельности, ее соответствие приоритетным направлениям развития отрасли образования
предоставление ИППО информационных и статистических данных о результатах научных и научно- исследовательских работ:
· Министерству образования и науки Автономной Республики Крым;
· Центральному институту последипломного педагогического образования АПН Украины.
порядок финансирования научных исследований в ИППО в соответствии с действующим законодательством
практическое применение результатов научной, научно-методической и научно-исследовательской деятельности
всего
1,0 организация деятельности института последипломного педагогического образования межрегиональное и международное сотрудничество организация совместной с соответствующими зарубежными образовательными и научными учреждениями переподготовки и стажировки слушателей и студентов
обмен опытом работы
совместная разработка научных проектов
разработка, подготовка и реализация печатных работ
обмен и взаимная стажировка преподавателей
выполнение научных работ для получения грантов, установленных фондами зарубежных стран
реализация совместных образовательных программ и проектов
участие во Всеукраинских, межрегиональных, международных научно — методических мероприятиях
организация и проведение межрегиональных и международных конференций, семинаров, практикумов, совещаний, выставок и т.д.
взаимодействие с высшими учебными заведениями, институтами последипломного педагогического образования, научными учреждениями, а также отдельными научными работниками разных отраслей
всего
1,0 учебно-материальная база уровень оснащенности учебного процесса современными техническими средствами обучения
наличие аудиторного фонда, его соответствие потребностям для работы с педагогическими и руководящими кадрами
оснащенность структурных подразделений ИППО компьютерной и оргтехникой
наличие локальной компьютерной сети, возможность доступа к сети Интернет
наличие библиотеки, укомплектованность ее фонда современной учебной, методической, научной и педагогической литературой
организация подписки на периодические издания
всего
1,0 издательская деятельность разработка методических рекомендаций, пособий
подготовка и издание статей, тезисов выступлений и т.д.
издание научных и предметных журналов
всего
1,0 кадровое обеспечение соответствие педагогических и научных кадров требованиям действующего законодательства, типу учебного заведения
квалификационный уровень педагогических и научных кадров
уровень теоретической и научно- методической подготовки педагогических и научно-педагогических кадров
кадровое обеспечение кадровое обеспечение инновационной деятельности
повышение квалификации педагогических кадров
всего
1,0
Приложение2
Базовая факторно-критериальная модель деятельности районного, городскогометодического кабинета (центра)
параметры
факторы
критерии
коэффициент
организация деятельности районного, городского методического кабинета (центра)
выполнение требований нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность районного, городского методического кабинета (центра) наличие эффективной системы координации деятельности методических объединений (кафедр)
результативность изучения деятельности методических объединений (кафедр)
выполнение плана повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров образования
обеспечение оптимальной периодичности и сроков повышения квалификации и переподготовки руководящих и педагогических кадров с учетом установленного порядка их аттестации
степень взаимодействия с ИППО по организации научного и методического обеспечения педагогического процесса
качество методического обеспечения учебно-воспитательного процесса в дошкольных, общеобразовательных, внешкольных учебных заведениях региона
всего
1,0 управленческая деятельность наличие Концепции развития методического кабинета (перспективного плана)
степень реализации Концепции развития методического кабинета (перспективного плана)
годовое планирование работы методического кабинета на основе анализа развития отрасли образования региона
соответствие планирования приоритетным направлениям развития отрасли образования региона
охват планированием всех направлений работы
выполнение региональных отраслевых программ, планов мероприятий в части, относящейся к деятельности методического кабинета
система информационного обеспечения управления
организация контроля за работой методистов
качество отчетности, предоставляемой в ИППО
выполнение штатно-финансовой дисциплины
всего
1,0 условия деятельности методического кабинета кадровое обеспечение
наличие необходимых помещений, их соответствие потребностям для работы с педагогическими кадрами
наличие и использование современных технических средств обучения, компьютерной и оргтехники
наличие библиотеки, укомплектованность ее фонда современной учебной, методической, научной и педагогической литературой
организация подписки на периодические издания
организация деятельности районного, городского методического кабинета (центра)
условия деятельности методического кабинета наличие и своевременное обновление банка нормативной и научной информации по стратегии развития образования
наличие и своевременное обновление банка перспективного педагогического опыта (авторских учебников, программ, методик, спецкурсов, факультативов и т.д.)
всего
1,0
система непрерывного образования соответствие методической сети особенностям и потребностям региона
использование традиционных форм методической работы
использование нетрадиционных форм методической работы
создание условий для самореализации и самосовершенствования педагогов
распространение научной, методической информации, внедрение перспективного педагогического опыта
участие в организации деятельности экспериментальных педагогических площадок, творческих групп
учебно-методическое консультирование и координация деятельности методических кабинетов учебных заведений
организация проведения методических, научно- практических мероприятий, (в т.ч. конкурса «Учитель года»)
всего
1,0
контрольно-аналитическая деятельность результативность проведения региональных мониторинговых исследований качества образования по различным направлениям деятельности учебных заведений
качество и результативность контроля за организацией методической работы в учебных заведениях региона
качество и результативность контроля за организацией проведения аттестации педагогических работников
всего
1,0
/> /> /> /> /> />