Проектирование учебно-воспитательного процесса в контекстесовременной казахстанской модели образования
Кудайбердиев Темирхан Кожабаевич –
проректор по развитию образования
региона Карагандинского ИПКиПГСРО,
к.психол.н., доцент психологии
На нашвзгляд, обсуждение вопросов проектирования учебно-воспитательного процесса вконтексте современной казахстанской модели образования необходимо начинать сопределения учебно-воспитательного процесса и его характеристик (Слайд №2).
Слайд №2
/>
Наш анализработ по организации образовательного процесса показал, что в большинстве изних образовательный процесс рассматривается узко — только как технологии(учебный материал, способы, приемы, формы организации образовательногопроцесса), используемые для достижения намеченных результатов (это такназываемая осознаваемая целенаправленная деятельность педагога).
Но такое узкое понимание отрывает работу поорганизации образовательного процесса от контекста, в котором эта работапротекает, и в котором все мы работаем и живём. Но именно контекст определяетосновные требования, как к системе образования Республики в целом, так и корганизации образовательного процесса: к ценностям, целям — результатам, технологиям,деятельности педагога и ученика, критериям достиженияобразовательных результатов, процедурам оценки, системе управления.
Итак, контекст нашей жизнедеятельности, преждевсего, характеризуется вызовами (требованиями) времени и ответами на нихРеспублики. Прежде всего, это глобальный экономический кризис и форсированное индустриально-инновационное развитиеРеспублики как казахстанский путь кпосткризисному развитию и лидерству [1].
Каким должно быть образование в этом контексте?На Слайде №3 показана динамика развития ценностей и политик образованияили моделей образования в мировом сообществе.
Слайд №3
/>
Эта тенденция развития мирового образованияпоказывает, что в современных условиях образование должно соответствоватьтребованиям, которые предъявляются к нему со стороны государства и общества, азначит выступать как социально-адаптивный механизм, способный реагировать насоциальные преобразования. А современная модель образования должнафункционировать как динамичная и гибкая система, способная реагировать насоциальные изменения и обеспечивать их эффективность.
Как показываетопыт других стран, реализация этого требования к образованию обеспечиваетформирование инвестиционной привлекательности страны и её технологическийпрорыв.
Очевидно, чтодисциплинарная (предметная) модель образования не способна реализовать это требование.Так как в условиях быстроизменяющегося мира и увеличения потоков информации(особенно в периоды кризисов) фундаментальные предметные знания являютсяобязательной, но не достаточной целью образования. Гораздо важнее и сложнеепривить обучающимся умение самостоятельно добывать, анализировать,структурировать и эффективно использовать информацию для максимальнойсамореализации и полезного участия в жизни общества (то есть быть компетентным)[2].
Это означает, что обеспечение «форсированного индустриально-инновационногоразвития» Республики с необходимостью требует инновационнойстратегии развития образования для устойчивого развития государства,общества и личности. На наш взгляд, только инновационная стратегия развитияобразования позволит обогатить дисциплинарную (предметную) модель образования,сохранив всё ценное, что в ней есть и осуществить переход на качественно новыйуровень — к компетентностно-ориентированной модели образования.
Уникальность нашей ситуации в том, что мы уже реализуем параллельноещё одну инновационную модель образования, ориентированную на ребёнка. Онанашла отражение в программе духовно-нравственного образования «Самопознание». Содержаниепрограммы ориентированно на:
1. Приобщение детей к духовнымценностям нашего народа и общечеловеческим ценностям.
2. Осмысление жизненныхориентиров.
3. Самореализацию ребёнка.
Что будет способствовать обретению учеником духовной и душевнойцелостности, которая надёжно защитит его от деструктивных сил и воздействий[3].
Именно этидве инновационные составляющие 12 летней модели обучения обеспечат еёспособность реагировать на осуществляемые в Республике преобразования иобеспечивать их социальную эффективность. То есть обеспечить адекватный ответсистемы образования Республики вызовам времени и заказу государства. Такимобразом, 12 летняя модель обучения в Республике – это моделькомпетентностно-ориентированного и духовно-нравственного образования.
Именно этамодель должна определить новые требования к организации нового образовательногопроцесса.
Ну, а самопроектирование его необходимо начинать с выявления зон несоответствиясуществующего образовательного процесса новым требованиям 12 летней моделиобучения(Слайд №4).
Слайд №4
/>
На слайдепоказаны основные недостатки в организации образовательного процесса вКазахстанских школах. Именно они должны определить основные направленияпроектирования нового образовательного процесса.
Перечисленныенедостатки свидетельствуют о наличии основного противоречия в нашемобразовании, которое будет мешать выполнению задачи, поставленной Президентом:обеспечить успешное функционирование 12 летней модели обучения к 2020 году [1].Суть этого противоречия в следующем: с одной стороны, современное Казахстанскоеобщество нуждается в воспитании самостоятельного, ответственного, думающего,нравственного человека, т.е. конкурентоспособного. А с другой — в отечественнойсистеме образования преобладающим по-прежнему остается формализованныйподход к ученику, от которого требуется, чтобы он был удобен для школы, а нешкола для него.
12 летняямодель обучения должна снять это противоречие.
На что же, впервую очередь, должно быть направлено проектирование образовательного процессав новой модели?
Преждевсего — на создание «развивающей среды» (Слайд №5), под которой понимается нетолько культурная среда, как у М.Монтессори или создание проблемных ситуаций,как у Д. Дьюи.
Слайд №5
/>
Созданиеразвивающей среды это в первую очередь изменение основных установок педагогов иих отношений с детьми. Развивающая среда это главным образом совокупностьсоциальных отношений, общий климат организации образования, позитивно влияющихна развитие мотивации учения. Так как именно мотивация является основным«компонентом» компетенций, то влиянию среды на их формирование придается особоважное значение [4].
Идея созданияблагоприятной развивающей среды имеет то преимущество, что ее можнореализовывать постепенно, не предпринимая сразу радикальных изменений втрадиционной организации обучения [5].
Во-вторых– на поиск новых форм организации обучениявызванный тем, чтотрадиционные формысоздают лишь ограниченные возможности для создания развивающей среды (Слайд№6).
Слайд №6
/>
Напротив,проектные формы обучения, уроки-дискуссии, уроки-исследования, внешкольныезанятия и другие способствуют самореализации ученика и формированию егокомпетенций. Но это возможно, если соблюдены следующие условия:
ü Реализован деятельностныйхарактер обучения,
ü формы организацииучебного процесса ориентированы на развитие самостоятельности и ответственностиученика за процесс и результаты своей деятельности,
ü созданы условия дляпонимания учениками собственных ценностей и приобретения опыта достижения цели,
ü обеспечена четкость, ипонятность всем сторонам учебного процесса правил аттестации.
Как побочныйэффект введения новых методов достигается значительная разгрузка учителей.
В-третьих – на учёт факторов, препятствующих развитию компетенций и самореализацииучащихся (Слайд №7).
Слайд №7
/>
Как вывидите,уважаемые коллеги, это сложный комплекс, состоящий из субъективных иобъективных факторов. Однако, главным фактором, препятствующим созданиюусловий, благоприятствующих развитию личности и компетенций, является нежеланиевзрослых (родителей и учителей), чтобы в детях развивались независимость,уверенность в себе и любознательность. Существует боязнь, что развитиетаких форм поведения может повредить самим детям в жизни, так какповседневный опыт взрослых показывает, что формы независимого и инициативногоповедения не поощряются в той жизненной среде, в которой существуют они сами.
Такимобразом, уважаемые коллеги, 12 летняя модель обучения требует по сутиперепроектирования всего уклада школьной жизни. Задача насколькоинтересная настолько и сложная, но решаемая. Важно определить шаги еёосуществления (Слайд №8) и шаг за шагом двигаться к цели.
Слайд №8
/>
Дляобеспечения эффективности движения необходимо создать ряд первоочередныхусловий на республиканском уровне:
1. Разработатькомпетентностно-ориентированные стандарты образования (опыт их разработки у насуже есть: стандарт дошкольного воспитания и обучения, стандарт учебныхпредметов, стандарт по предмету «самопознание» и др.).
2. Разработатьнациональный куррикуллум, в котором детально были бы прописаны особенностирезультатов, процесса и условий реализации 12 летней модели обучения вРеспублике. По существу куррикуллум стал бы нормативно-правовым документом,описывающим и закрепляющим 12 летнюю модель обучения в Республике.
3. Сформироватьнормативную, кадровую, ресурсную, методическую базы иорганизационно-управленческие условия перехода накомпетентностно-ориентированное образование.
4. Разработатьпрограмму развития содержания образования и перехода системы образованияРеспублики на 12 летнюю модель обучения.
5. Разработатьпрограмму психолого-педагогического сопровождения развития образовательногопроцесса с целью систематического мониторинга, проектирования и экспертизы егоразвития [6].
6. Необходимытак же обобщение и систематизация инновационной деятельности всех регионовРеспублики и уровней системы образования в свете инновационной стратегииразвития образования для устойчивого развития государства, общества иличности. Опыт инновационной деятельности в образовании Республики, на нашвзгляд, достаточен для научно-методического сопровождения переходного этапа.
Например, вКарагандинской области в рамках программы развития содержания региональногообразования мы уже начали разработку региональной программы перехода на 12летнюю модель обучения (современную казахстанскую модель образования) каждогоуровня и подсистемы региональной системы образования.
Программаосновывается на обобщённых нами концептуальных положениях современнойказахстанской модели образования (12 летней модели обучения) и результатахмониторинга готовности каждого уровня и подсистемы регионального образования кеё реализации. Уровни готовности к реализации модели высветили западающие зоныв деятельности каждого уровня и подсистемы и стали основой стратегий развитиясодержания регионального образования и перехода её на 12 летнюю модельобучения.
Программастанет основой для разработки программ перехода на 12 летнюю модель обучениясистем образования городов и районов и каждой организации образования области.А результаты реализации областных инновационных проектов станут основойнаучно-методического обеспечения этого перехода.
Спасибо завнимание!
Литературныеисточники
1. «Новое десятилетие –новый экономический подъём – новые возможности Казахстана» Послание ПрезидентаРеспублики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана. г.Астана 2010 г.
2. Государственная программаразвития образования в Республике Казахстан на 2005–2010 годы Астана. 2004г.
3. Альмухамбетов Б.А.,Кудышева Б.К. Самопознание как основа устойчивого развития общества иличности//Открытая школа №6 (67) 2007г.
4. Компетентностный подходкак способ достижения нового качества образования. Москва 2002 год.
5. Д.Равен.«Компетентность в современном обществе, выявление, развитие и реализация». М.,2002.
6. Битянова М.Р. Психолого –педагогическое сопровождение: идеология, метод, модель //Интернет-проект «СОМ- В помощь учителю» som.fio.ru.