Реферат по предмету "Педагогика"


Примерная программа по русской литературе для школ с родным (нерусским) языком обучения

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕННИЙ СРОДНЫМ (НЕРУССКИМ) ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯПояснительная записка
Статус документа
Примерная программа порусской литературе для школ с родным (нерусским) языком обучения составлена наоснове федерального компонента государственного стандарта основного общегообразования.
Примерная программаконкретизирует содержание образовательного стандарта, предлагает возможноеструктурирование содержания предмета, возможную последовательность изученияразделов курса.
Примерная программаучитывает возрастные особенности учащихся, специфику предмета, особенности егоосвоения учащимися, для которых русская литература не является родной;параллельное изучение русской и родной (национальной) литературы; определяетминимальный набор сочинений; дает примерное распределение учебных часов по разделам.
Примерная программавыполняет две основные функции:
Информационно-методическаяфункция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представлениео целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихсясредствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующаяфункция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебногоматериала, определение его количественных и качественных характеристик накаждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточнойаттестации учащихся.
Примерная программаявляется ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников,может использоваться при тематическом планировании курса учителем.
Примерная программаопределяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределамикоторого остается возможность авторского выбора вариативной составляющейсодержания образования. При этом авторы учебных программ и учебников могутпредложить собственный подход в части структурирования учебного материала,определения последовательности изучения этого материала, а также путейформирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития исоциализации учащихся.
Тем самым примернаяпрограмма содействует сохранению единого образовательного пространства несковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности дляреализации различных подходов к построению учебного курса.
В примерной программеуказываются конкретные произведения.
В тех случаях, когда обязательныйминимум стандарта предлагает изучение по выбору, авторы рабочих программ могутпо своему усмотрению заменить указанные в примерной программе произведения.
Примерная программа нераспределяет учебный материал по классам, а, следуя структуре стандарта,выделяет этапы развития русской литературы, а также блоки «Литература народовРоссии» и «Зарубежная литература».
При этом авторы учебныхпрограмм и учебников могут включить дополнительно иные произведения русскойклассики, в частности те, которые имеют давние традиции изучения в конкретномнациональном регионе; могут предложить собственный подход в частиструктурирования учебного материала, определения последовательности его изучения,а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развитияи социализации учащихся.

Структура документа
Примерная программавключает три раздела: пояснительную записку, основное содержание с примернымраспределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемуюпоследовательность изучения разделов; требования к уровню подготовки выпускников.
Содержание литературногообразования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы.Преподавание курса в каждом из классов основой школы строится поконцентрическому принципу на хронологической основе.
Примерная программавключает в себя перечень произведений художественной литературы и краткиеаннотации/>, раскрывающие их основную проблематику и художественноесвоеобразие.
Условия школы с родным(нерусским) языком обучения вынуждают в отдельных случаях прибегать ксокращению больших по объему эпических произведений или даже к изучению их вофрагментах.
Изучению произведенийкаждого писателя предшествует краткий обзор его жизни и творчества. Он имеетболее или менее развернутый характер в зависимости от роли и места изучаемогописателя в истории русской литературы.
Сведенияисторико-литературного характера даются в начале каждого раздела программы,теоретико-литературные понятия предложены в программе, как и в Образовательномстандарте, в виде самостоятельной рубрики, в отдельных случаях включены ваннотации к предлагаемым для изучения произведениям и рассматриваются впроцессе изучения конкретных литературных произведений. В отдельную рубрикувыделены основные виды деятельности по освоению содержания художественныхпроизведений и теоретико-литературных понятий.
Они, в основном,повторяются в каждом классе. При этом идет их постепенное усложнение от классак классу. На специальные уроки по развитию речи учащихся отводится 30 учебныхчасов, что составляет 6 учебных часов в каждом классе.
В содержаниилитературного образования могут быть выделены три этапа: V-VI, VII-VIII и IX классы. В то же время в школе с родным (нерусским) языкомобучения выделяется V класс какпропедевтический, что позволит, с одной стороны, осуществить преемственность сначальной школой, с другой — подготовить учащихся к дальнейшему восприятию курсалитературы в основной школе.
Особое положение занимаетIX класс, завершающий литературноеобразование учащихся основной школы. Этот класс одновременно является связующимзвеном между основной и старшей школой. Эти обстоятельства влияют на отборпроизведений, предлагаемых для изучения в IX классе.
Поэтому ряд тем, например«Ф.М. Достоевский», «Л.Н. Толстой» и др., строятся таким образом, чтобы датьобщее представление о вершинных произведениях этих авторов.
Более подробноезнакомство с ними предстоит в старшей школе, но ввиду перегруженности старшихклассов представляется целесообразным обратиться к этим объемным текстам уже всреднем концентре, тем более что, не зная этих, ставших классическими, произведений,невозможно достичь уровня образованности, необходимого человеку, вступающему всамостоятельную жизнь.
Дублирования материала,изучаемого в IX и последующих классах, непроисходит, так как в основной и старшей школе предлагается текстовой материал,иллюстрирующий разные аспекты проблематики изучаемого произведения.
Таким образом,осуществляется преемственность, углубление и расширение в старшей школе знанийи умений, полученных в основной школе. Такое структурирование материала в IX классе будет способствовать такжеболее успешной предпрофильной подготовке учащихся.

Общая характеристика учебного предмета
Своеобразие литературыкак базовой учебной дисциплины определяется спецификой литературы каксловесного искусства. Образная природа литературы позволяет оказыватьнепосредственное эмоциональное воздействие на читателя и таким образом активноформировать его миовоззренческие установки, духовно-нравственные идеалы, эстетическийвкус. Сложность учебного предмета «Литература» определяется тем, что онпредставляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения),которая изучает это искусство. При этом в школе с родным (нерусским) языкомобучения соотношение литературного материала (художественных произведений) с историко-и теоретико-литературными знаниями оказывается несколько иным, в сравнении с русскойшколой, поскольку определенный объем сведений историко- итеоретико-литературного характера учащиеся приобретают в курсе родной литературы.
Изучение русскойлитературы учащимися школ с родным (нерусским) языком обучения, имея многообщего с литературным образованием учащихся русских школ, характеризуется ярковыраженной спецификой. Наряду с русской литературой в школе с родным(нерусским) языком обучения изучается родная литература, т. е. литературное образованиеосуществляется на бикультурной основе; русская литература изучается в нерусскойязыковой и культурно-исторической среде, отражающей своеобразие социально-историческогоразвития нации, национального предметного мира (природа, быт), национальныхтрадиций развития культуры. Национальная специфика опосредованно влияет навосприятие русской литературы нерусскими учащимися, поэтому в процессе ее изученияв школе с родным (нерусским) языком обучения необходимо учитывать национальныеособенности родной для учащихся литературы.
Учебный предмет«Литература» — часть образовательной области «Филология». Он тесно связан спредметом «Русский язык». Русская литература является одним из основныхисточников обогащения русской речи учащихся школ с родным (нерусским) языкомобучения, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучениеязыка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетическойфункции слова, овладению ими стилистически окрашенной речью. Этим определяетсяособая важность установления в школе с родным (нерусским) языком обучения теснейшихсвязей в преподавании русского языка и русской литературы.
Русская литература тесносвязана с русской культурой, являясь ее неотъемлемой частью. Изучениелитературных произведений на широком общекультурном фоне поможет учащимся школыс родным (нерусским) языком обучения воспринять русскую литературу каксущественную часть русской культуры, а также учесть этнокультурную спецификуродной литературы и культуры. Таким образом, в школе с родным (нерусским)языком обучения реализуется принцип «диалога культур».
Изучение русскойлитературы тесно связано с изучением обществоведения, истории Российскогогосударства и истории родного края, что формирует у учащихся историзм мышления,патриотическое чувство, гражданственность. Связь литературы с предметамихудожественного цикла (музыка, ИЗО, МХК), помогает понять специфику различныхвидов искусств.
Литературное творчествоучащихся школ с родным (нерусским) языком обучения, которое является составнойчастью литературного образования, включает наряду с творческими работами различныхжанров на русском языке, перевод фрагментов художественного текста с русскогоязыка на родной и с родного на русский.
/>Основнойформой организации учебного процесса при изучении русской литературы в школах сродным (нерусским) языком обучения является форма традиционного урока. Наряду сней возможно использование современных активных форм урока, опирающихся напринцип диалогизации и на деятельностный подход. Они способствуютсовершенствованию культуры межличностного общения, развивают неподготовленнуюсвязную речь нерусских учащихся.
На начальном этапеосновного образования (V кл.)возможно использование отдельных уроков, интегрирующих материал русскойлитературы и русского языка. В отдельных случаях на продвинутом этапе основногообразования (VIII-IX кл.) возможно включение в традиционную форму урока блоков,интегрирующих материал русской и родной литературы на основе общности тематики,проблематики, нравственных идеалов, ассоциативных связей.
Цели
Изучение литературы вобразовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения на ступениосновного общего образования направлено на достижение следующих целей:
·     воспитаниедуховно развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре,способной понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы,отличающейся от родной особенностями образно-эстетической системы; личности,обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданскимсознанием, чувством патриотизма; воспитание уважения к русской литературе и культуре,к литературам и культурам других народов;
·     развитиепознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей,формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в рядудругих искусств; потребности в самостоятельном чтении произведений русскойхудожественной литературы; эстетического вкуса на основе освоения художественныхтекстов; развитие русской устной и письменной речи учащихся, для которыхрусский язык не является родным;
·     освоение знаний орусской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении, овыдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве;
·     овладениеумениями творческого чтения и анализа художественных произведений на русскомязыке с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы;умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание;сопоставлять произведения русской и родной литератур, находить в них сходныетемы, проблемы, идеи; выявлять национально и культурно обусловленные различия;
·     обогащениедуховного мира учащихся путем приобщения их, наряду с изучением роднойлитературы, к нравственным ценностям и художественному многообразию русскойлитературы, к вершинным произведениям зарубежной классики, к отдельнымпроизведениям литературы народов России.
Место учебного предметав федеральном базисном учебном плане
Федеральный базисныйучебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 595часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» в школе с родным(нерусским) языком обучения на этапе основного общего образования. В V-VI классах по 140 часов, из расчета 4 учебных часа в неделю; в VII, VIIIи IX классахпо 105 часов, из расчета 3 учебных часа в неделю.
Примерная программарассчитана на 500 учебных часов. В ней предусмотрен резерв свободного учебноговремени в объеме 95 учебных часов (или 16%) для реализации авторских подходов,использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрениясовременных методов обучения и педагогических технологий; для включения, кроменазванных в программе, и других эстетически значимых произведений, если это неприведет к перегрузке учащихся.
Общеучебные умения, навыки и способыдеятельности
Примерная программапредусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков,универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетными дляучебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:
познавательнаядеятельность — поиск и выделение значимых функциональных связей и отношениймежду частями целого; умение разделять процессы на этапы, звенья, выделятьхарактерные причинно-следственные связи; умение различать факт, мнение,доказательство, интерпретацию; сравнение, классификация, анализ, синтез, поискоригинальных решений, самостоятельное выполнение различных творческих работ;
информационно-коммуникативнаядеятельность — осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров;проведение смыслового анализа текста; использование различных видов чтения(ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); владение монологической идиалогической речью; умение вступать в речевое общение; участвовать в диалоге(понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение); созданиеписьменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочитаннуюинформацию; составление плана, тезисов, конспекта текста; приведение примеров,подбор аргументов, формулирование выводов; умение перефразировать мысль(объяснять «иными словами»); использование выразительных средств языка всоответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;использование для решения познавательных и коммуникативных задач различныхисточников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другиебазы данных;
рефлексивная деятельность– самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своих учебныхдостижений, поведения, черт своей личности, своего эмоционального состояния;соблюдение норм поведения в социуме; владение умениями совместной деятельностив полиэтническом коллективе; оценка своей деятельности с точки зрениянравственных норм и эстетических ценностей; использование своих прав ивыполнение своих обязанностей как гражданина полиэтнического, поликонфессиональногогосударства.
Результаты обучения
Результаты изученияпредмета «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовкивыпускников», которые полостью соответствуют стандарту. Требования направленына реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов, на овладениеучащимися знаниями, формирующими их мировоззрение, духовно-нравственныекачества и эстетический вкус, на овладение умениями, востребованными вповседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимымидля сохранения окружающей среды.
Рубрика «Знать/понимать»включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводитсяучащимися.
Рубрика «Уметь» включаеттребования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числетворческой: характеризовать и определять, выявлять авторскую позицию, выделятьи формулировать, сравнивать, анализировать, оценивать и сопоставлять, выражатьсвое отношение, выразительно читать, строить устные и письменные самостоятельныевысказывания, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою,писать изложения и элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных нарусском и родном языках произведениях, проводить самостоятельный поискнеобходимой информации.
В рубрике «Использоватьприобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни»представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные нарешения разнообразных жизненных задач.
Основное содержание (500час)Литература как искусство слова (2 час)
Художественнаялитература как одна из форм освоения мира, богатства и многообразия духовнойжизни человека. Влияние литературы на формирование нравственного и эстетическогочувства.Русский фольклор (20час)
Особенности русского фольклора, егосвязь с христианством и славянской мифологией. Картина мира в представлениичеловека Древней Руси. Жанры русского фольклора. Народное представление огероическом. Отражение в русском и родном фольклоре народных традиций,представлений о добре и зле. Природа в русском фольклоре. Быт, семья, государство,патриотическое чувство в русском фольклоре. Влияние фольклорной образности инравственных идеалов на развитие литературы
Русские народныесказки (волшебная, бытовая, о животных – по 1 сказке) (10 час)
Миф и сказка. Виды сказок. Образыживотных в русских сказках и сказках родного фольклора. Фольклорная илитературная сказка. Реалистичность деталей и фантастичность сюжета и образов всказке.
Народные песни,загадки, пословицы, поговорки (4 час) [1]
Виды народных песен в русском иродном фольклоре. Выражение народной мудрости и юмора в загадках, пословицах ипоговорках.
Былина «ИльяМуромец и Соловей-разбойник» (в сокращении) (6 час)
Эпический характер былины.Ритмико-мелодическое своеобразие русской былины в сопоставлением с роднымэпосом. Противоборство добра и зла. Гипербола в фольклоре. Образ богатыря врусском и родном фольклоре (возможен выбор другой былины)Древнерусская литература(15 час)
Христианско-православные и языческиеистоки древнерусской литературы. Патриотический пафос и поучительный характер.Утверждение в литературе Древней Руси высоких нравственных идеалов: любви кближнему, милосердия, жертвенности. Черты национального характера впроизведениях древнерусской литературы. Многообразие жанров древнерусскойлитературы (летопись, слово, житие, поучение). Связь литературы с фольклором.
«Слово о полкуИгореве» (в сокращении) (6 час).
Вопрос о времени создания и об авторствеслова. Историческая основа произведения. Нравственно-патриотическая идея «Словао полку Игореве», мысль об объединении русских земель. Развитие образа князяИгоря. Образ Ярославны – нравственный идеал русской женщины. «Золотое слово»Святослава. Фольклорная образность в произведении. Трагический иоптимистический смысл финала. Значение «Слова» для русской литературы и культуры.
Повесть временныхлет (Смерть Олега от своего коня) (2 час) (возможен выбор другого произведения).
Жанр летописи. Соотношение документального ихудожественного начала в летописи. Образ текущего времени и человеческойсудьбы, сила и слабость земной власти в повествовании о смерти князя Олега.
Поучение ВладимираМономаха (фрагменты) (3 час) (возможен выбор другого произведения).
Жанр поучения, его особенности. Высокий нравственный пафос ихристианская мораль в «Поучении». Слава и честь родной земли, духовнаяпреемственность поколений.
Житие СергияРадонежского (фрагменты) (4 час) (возможен выбор другого произведения).
Жанр жития. Повествование о великом подвижникеземли русской. Образ Сергия Радонежского как носителя высоких нравственныхначал: кротость, жертвенность, крепкая вера, беззаветное служение родине. Русская литератураXVIII века – 13 час
Эпоха Просвещения в русской литературеи культуре. Идея гражданского служения, прославление величия и могуществаРоссийского государства в литературе классицизма. Сатира в классицизме. Обращениек жизни и внутреннему миру «частного» человека в сентиментализме.Нравственно-воспитательный пафос литературы. Зарождение в литературеантикрепостнической направленности. Идейно-художественное своеобразиелитературы XVIII в.Материализучается обзорно с кратким изложением жизни и творчества писателей и с чтениемфрагментов следующих произведений:
М.В. Ломоносов«Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыниИмператрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»; Д.И. Фонвизин Комедия «Недоросль»;Г.Р. Державин «Памятник», «Река времен в своем стремленьи…», «Властителям исудиям», «Фелица»; А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»; Н.М.Карамзин Повесть «Бедная Лиза»
М.В. Ломоносов — ученый, поэт,реформатор русского литературного языка. Жанр оды в творчестве Ломоносова.Дидактическая, просветительская направленность «Оды на день восшествия...».Яркая образность, масштабность поэтического мышления Ломоносова.
Комедия «Недоросль» как политическаясатира. Отражение в ней художественных принципов классицизма. Идеи Просвещенияв комедии, обличение Фонвизиным невежества, дикости помещиков. Мастерстводраматурга в изображении различных типов русского национального характера.
Тема назначения поэта в лирикеДержавина. Проблема жизни и смерти в его философской лирике. Обращение поэта кбиблейской символике. Традиции и новаторство поэта в жанре оды.
Жанр путешествия в русскойлитературе. Протест против самодержавия и крепостничества в книге “Путешествиеиз Петербурга в Москву”. Величественная и трагическая фигура русского просветителя-гуманиста.
Н.М. Карамзин – историк, писатель,реформатор русского языка. Глубина чувств простого человека в прозе Карамзина.Демократическая направленность творчества писателя. Роль пейзажа.Русская литература XIXвека (230 час)
Поворотные события русской историиначала века (Отечественная война 1812 г., восстание декабристов, реформа 1861г.) и их отражение в русской литературе. Разнообразие художественного ифилософского осмысления категории свободы в русской литературе (свободаобщественная и личная, свобода творчества, свободное начало в любви и дружбе,природа как воплощение свободы). Общественный и гуманистический пафос русскойлитературы XIX в. Осмысление русской литературой ценностей европейской имировой культуры. Романтизм в русской и родной литературе. Новое пониманиечеловека в его связях с национальной историей. Родной быт и природа. Вопрос осамоценности личности у романтиков. Соотношение мечты и действительности вромантических произведениях. Конфликт романтического героя с миром.Романтический пейзаж. Проблема положительного героя в русской и роднойлитературе. Зарождение темы «маленького» человека. Понятие «лишнего» человека,образ «героя нашего времени». Зарождение реализма.
Реализм в русской и роднойлитературе, многообразие реалистических тенденций. Демократизация русскойлитературы, развитие темы «маленького человека», проблема нищеты,бесправия, унижения человеческого достоинства. Поиск в литературе героя новоготипа, готового взять на себя ответственность за судьбу родины.Герой-индивидуалист, герой-праведник, герой-крестьянин, образ русской женщины.Близкие типы характеров в родной литературе учащихся. Нравственные ифилософские искания русских писателей. Проблемы свободы и необходимости, веры ибезверия, смысла жизни и тайны смерти. Религиозные и богоборческие мотивы,материалистические настроения, проблема добра и зла в мире, их взаимосвязь.Литература о глубокой, таинственной связи человека и истории, человека иприроды. Западники и славянофилы в русской культуре; споры о судьбе России, оее особом предназначении. Проблема «народ и интеллигенция», сложностьвзаимопонимания между ними. Роль литературы в формировании русского языка.И.А. Крылов (6 час)
Жизнь и творчество (обзор).
БАСНИ «Квартет», «Ларчик», «Волк и ягненок», «Волк на псарне» (возможенвыбор четырех других басен).
Жанр басни в русской и роднойлитературе. Дидактическая просветительская направленность басен Крылова,обличение в них человеческих пороков. Заимствования, перевод и русскийнациональный колорит, народная мудрость в баснях Крылова, народность языка.Образ волка как воплощение зла в русской литературе. Образ волка в родной литературе.Историко-культурный контекст басни «Волк на псарне». В.А. Жуковский (6 час)
Жизнь и творчество (обзор).
БАЛЛАДА «Светлана»
Баллада как лироэпический жанр.Фольклорная основа баллады, ее нравственный пафос. Жанр баллады русской иродной литературе.
СТИХОТВОРЕНИЯ «Жаворонок», «Море» (возможен выбор двух других стихотворений)
Романтизм поэзии Жуковского. Мирчеловека и мир природы в лирике поэта.А.С. Грибоедов (11 час)
Жизнь и творчество (1 час)
КОМЕДИЯ «Горе от ума» (в сокращении) (10 час).
Проблема ума в комедии, столкновениенового мировоззрения со старым. Фамусов и «фамусовская Москва», обличениенравственной деградации «фамусовского общества». «Миллион терзаний» Чацкого.Образ Софьи и его роль в развитии сюжета и проблематики пьесы. Соотношениелюбовной интриги и общественно-политического содержания комедии. Широкий,обобщающий смысл конфликта. Художественное своеобразие пьесы, афористичность языка.А.С. Пушкин (50 час)
Жизнь и творчество. Значениепушкинского наследия в русской культуре. (2 час)
СТИХОТВОРЕНИЯ: «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне»,«К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» («Роняет лес багряный свойубор…»), «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночнаямгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Туча»,«Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (стихотворения обязательны дляизучения).
«Осень», «Деревня», «Не пой, красавица, при мне...» (возможен выбор трехдругих стихотворений) (16 час)
Разнообразие мотивов лирики поэта:политическая, философская лирика, стихи о любви и дружбе, тема поэта и поэзии,природа в понимании и изображении Пушкина. Обращение поэта к поэтическойобразности культур Запада и Востока. Особенности пушкинского гуманизма, мотивмилосердия в его творчестве. Простота и лаконизм пушкинского стиля. ЛирикаПушкина в переводах на родной язык учащихся.
ПОЭМА «Цыганы» (5 час) (возможен выбор другой романтической поэмы).
Особенности конфликта: столкновениесовременного человека, носителя европейской цивилизации с миром «дикойвольности» детей природы. Романтический колорит, интерес поэта к экзотикецыганской жизни. Неспособность людей понять иной быт, чужие традиции, обычаи,как одна из причин трагической развязки. Черты романтического героя в образеАлеко. Реалистический элемент в поэме, зависимость человека от жизненныхобстоятельств, тема судьбы, мысль о недостижимости абсолютной свободы. Сложные,неоднозначные отношения категорий свободы и счастья.
ПОВЕСТЬ «Станционный смотритель» (5 час) (возможен выбор другой повестииз цикла «Повести Белкина»).
Нравственная проблематика повести«Станционный смотритель», обращение Пушкина к изображению быта простых людей.Образ «маленького» человека русской и родной литературе. Библейская символика вповести.
ПОВЕСТЬ «Дубровский» (4 час).
Главные герои и образы крестьян.Соотношение эпического и лирического в повести. Нравственная проблематика,проблема выбора и верности долгу.
РОМАН «Капитанская дочка» (6 час) (в сокращении);
Проблемы судьбы, истории,взаимоотношений народа и дворянства. Изображение «русского бунта». Пугачев –историческое лицо и Пугачев Пушкина. Проблема чести и долга в жизнипредставителей разных сословий русского общества. Богатство и разнообразиеизображения народных характеров.
РОМАН В СТИХАХ «Евгений Онегин» (обзорное изучение с чтением глав –1,4,6,8) (12 час)
Образ Онегина в романе «ЕвгенийОнегин», душевная черствость и опустошенность героя-индивидуалиста,проблема эгоизма. Татьяна – «милый идеал» Пушкина, поэтичность ее натуры,близость народной стихии, верность долгу. Нравственная проблематика романа.Основные сюжетные линии романа. Тип «лишнего человека» в русской литературе.
Творчество Пушкина в оценкеБелинского.
Влияние творчества А.С.Пушкина наразвитие родной литературы.М.Ю. Лермонтов (36 час)
Жизнь и творчество (1 час)
СТИХОТВОРЕНИЯ «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуетсяжелтеющая нива…», «Дума», «Поэт», «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»),«И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Пророк».(стихотворения обязательны для изучения)
«Утес», «Листок», «Ангел» (возможен выбор трех других стихотворений (15час)
Основные мотивы и темы лирики:одиночество, свобода и воля, борьба, неприятие светского общества, судьбапоколения, поэт и поэзия, жажда любви и гармонии в природе и человеческойжизни. Восточные мотивы в лирике поэта. Земное и небесное у Лермонтова.Лермонтов как выразитель общественных настроений эпохи после поражениявосстания декабристов.
ПОЭМА «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалогокупца Калашникова» (5 час) (в сокращении)
Историческая основа поэмы. Близостьязыка поэмы к фольклорной традиции. Особенности конфликта и проблематики.Сильная личность и герой-индивидуалист в изображении и понимании Лермонтова.Основы народной нравственности в поэме.
ПОЭМА «Мцыри» (в сокращении) (5 час)
Конфликт человека с окружающим егомиром природы, социальной средой. Обращение поэта к кавказскому колориту. Чертыромантизма в поэме, особенности языка и стиля.
РОМАН «Герой нашего времени» (повести «Бэла» и «Максим Максимыч») (10час).
История создания романа «Герой нашеговремени», его жанровое своеобразие. Социальная, психологическая и нравственнаяпроблематика романа. Образ Печорина, его соотнесенность с образами других героев(Максим Максимыч и герои-горцы). Трагедия героя-индивидуалиста. Максим Максимычкак тип природного, не испорченного цивилизацией русского человека. Образ Бэлыкак воплощение нравственной чистоты: ее по-детски наивный взгляд на мир,тяготение к природе, сочетание в ней гордости и скромности. Реализм и романтизмв романе.А.В. Кольцов (2 час) (возможен выбор другого поэтапушкинской эпохи)
Слово о писателе.
СТИХОТВОРЕНИЯ «Косарь», «Песня пахаря», «Урожай» (возможен выбор трехдругих стихотворений)
Народно-поэтические традиции в лирикеКольцова. Воспевание красоты и поэзии крестьянского труда.Н.В. Гоголь (23 час)
Жизнь и творчество (1 час)
ПОВЕСТЬ «Майская ночь или утопленница» (возможен выбор другой повести изцикла «Вечера на хуторе близ Диканьки») (в сокращении) (3 час)
Жанровое своеобразие сборника «Ночьперед Рождеством». Поэтизация, особенный национальный колорит картин народнойжизни, природы, любви в повести “Майская ночь, или утопленница”. Сочетаниереального и фантастического, лиризма и юмора.
ПОВЕСТЬ «Тарас Бульба» (в сокращении) (4 час)
Историческая основа повести.Прославление духа товарищества и самоотверженности. Героико-патриотическийпафос повести. Столкновение чувства и долга в повести. Образы Остапа и Андрия.
ПОВЕСТЬ «Шинель» (в сокращении) – (3 час)
Социальная проблематика повести«Шинель», ее нравственно-этический пафос. Сочетание реального и фантастическогов повести, художественная роль детали. Сочетание в речи повествователя юмора,иронии, приемов комического сказа с элементами возвышенного, патетическогостиля. Образ «маленького человека» русской и родной литературе. Особенностифантастического у Гоголя
КОМЕДИЯ «Ревизор» (в сокращении) (5 час)
Разоблачение нравственных пороковрусского чиновничества в комедии «Ревизор». Образ Хлестакова как художественноеоткрытие Гоголя. Обобщающий смысл образа города. Многозначность финала.Значение драматургии Н.В.Гоголя для становления и развития драматургии в роднойлитературе.
ПОЭМА «Мертвые души» (I том)(главы VI, VII) (7 час)
История замысла, жанр и смыслназвания поэмы «Мертвые души». Композиция глав о помещиках. ОбразПлюшкина как воплощение последней степени падения человека. История жизниПлюшкина. Содержание и роль лирических отступлений в главе. Плюшкин и Чичиков.Гоголь-сатирик. Чиновничество в России как разъедающее страну зло. Образыкрестьян в поэме. Приемы контраста, гипербола, сравнение, лиризм.А.Н. Островский (6 час)
Жизнь и творчество (обзор)
КОМЕДИЯ «Свои люди – сочтемся» (в сокращении) (возможен выбор другой пьесы)
Купеческая среда в изображенииОстровского. Проблема «отцов» и «детей» в комедии. Образ Большова иПодхалюзина, тема самодурства в пьесе Островского. Нравственная проблематикапьесы.И.С. Тургенев (15 час)
Жизнь и творчество (обзор)
РАССКАЗЫ «Записки охотника» («Живые мощи», «Певцы») (возможен выбор двухдругих рассказов из цикла «Записки охотника») (4 час).
Духовная сила человека, открывающаяпуть к свету в самых тяжелых, трагических жизненных обстоятельствах.Талантливость русского народа, проявление в народной песне разных сторонрусского национального характера.
РОМАН «Отцы и дети» (обзорное изучение, чтение глав, в которыхраскрываются образы основных героев и представлен конфликт поколений) (9 час).
Творческая история романа. Смыслназвания. Базаров и Павел Петрович Кирсанов как представители разных поколений,их взгляды на пути реформирования России. «Отцы» в романе: братьяКирсановы, родители Базарова. Черты личности, мировоззрение Базарова. Авторскоеотношение к Базарову. Базаров и его мнимые последователи. Роль любовной интригив романе, Базаров и Одинцова. “Вечные” темы в романе (природа, любовь,искусство). Тургеневский “тайный психологизм”: психологическая функция портрета,интерьера, пейзажа; описание позы, жеста и мимики… Пейзаж и его роль в романе.
СТИХОТВОРЕНИЯ из книги «Стихотворения в прозе» («Русский язык», «Двабогача») (возможен выбор двух других стихотворений из цикла) (2 час).
Своеобразие жанра «Стихотворений впрозе», сочетание лиризма и философской глубины.Ф.И. Тютчев (6 час)
Жизнь и творчество (обзор)
СТИХОТВОРЕНИЯ «С поляны коршун поднялся...», «Есть в осенипервоначальной…». (стихотворения обязательны для изучения)
«Чародейкою зимою...», «Неохотно и несмело...», «Листья» (возможен выбортрех других стихотворений)
Жанр философской миниатюры.Размышления поэта о тайнах мироздания, взаимоотношениях человека и природы,загадке русской души. Образ России, пейзаж в лирике Тютчева.А.А. Фет (5 час)
Жизнь и творчество (обзор)
СТИХОТВОРЕНИЯ «Вечер», «Учись у них — у дуба, у березы…» (стихотворенияобязательны для изучения)
«Ласточки пропали...», «На железной дороге», «Сосны» (возможен выбор трехдругих стихотворений)
Внутренний мир человека и внешний мирв лирике Фета. Слияние человеческой души с миром природы. Мастерство поэта впередаче красоты каждого мгновения бытия. А.К. Толстой (6 час)
Жизнь и творчество (обзор)
СТИХОТВОРЕНИЯ «Средь шумного бала, случайно…», «Вот уж снег последний вполе тает...»;
БАЛЛАДА «Василий Шибанов»» (возможен выбор трех других произведений)
Яркая эмоциональность, лиризмстихотворений о природе и любви. Обращение поэта к русской истории и фольклору.Образ Ивана Грозного, нравственная проблематика баллады. Поэтическое изображениечувства любви к родине, верности, чувства долга простого человека из народа.Н.А. Некрасов (15 час)
Жизнь и творчество (1 час)
СТИХОТВОРЕНИЯ «Крестьянские дети» (фрагмент), «Железная дорога»(стихотворения обязательны для изучения)
«Размышления у парадного подъезда», «Памяти Добролюбова», (возможен выбордвух других стихотворений) (8 час)
Раздумья поэта о судьбе русскогонарода, его унижении, страданиях, силе, терпении и покорности. Образреволюционера-разночинца. Глубокий лиризм в стихотворениях о русском народе,боль за его тяжелую долю.
ПОЭМА «Кому на Руси жить хорошо» (обзорное изучение с чтением главы «Пирна весь мир») (7 час)
История создания поэмы «Кому наРуси жить хорошо». Проблемы послереформенной России. Образ правдоискателя,преклонение перед теми, кто смог отдать всего себя делу освобождения крестьян:Гриша Добросклонов — образ народного заступника. Образы крестьян. Теневыестороны крестьянской жизни: пьянство, добровольное холопство, предательствонародных интересов. Проблема “господского” счастья”. Сатирические образыпомещиков. Проблема «счастия народного». Фольклорная основа поэмы.Влияние творчества Некрасова на родную литературу.Н.С. Лесков (3 час)
Жизнь и творчество (обзор)
РАССКАЗ «Кадетский монастырь» (в сокращении) (возможен выбор другого произведения).
Образы «праведников» в рассказе.Проблема воспитания юношества. Понятие о чести, чувстве долга. Своеобразиекомпозиции рассказа.М.Е. Салтыков-Щедрин (4 час)
Жизнь и творчество (обзор)
СКАЗКИ: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»,«Премудрый пескарь», «Карась-идеалист» (возможен выбор трех других сказок).
Обличение социальных пороковобщества. Смысл жизни и человеческое достоинство в произведенияхСалтыкова-Щедрина. Объект сатирического обличения в сказках писателя, егонеоднозначное отношение к простому народу; раскрытие сильных и слабых стороннародного характера. Своеобразие жанра щедринских сказок. Сатирическиепроизведения в родной литературе. Ф.М. Достоевский (9 час)
Жизнь и творчество (1 час)
РОМАН «Преступление и наказание» (городские сцены, образ Петербурга,линия семьи Мармеладовых). (8 час)
Замысел романа и его воплощение.“Униженные и оскорбленные" в романе, трагедия «маленьких» людей в жестокоммире (образ матери и сестры Раскольникова, семья Мармеладовых, образ Лизаветы).Образ старухи-процентщицы. Образ Петербурга– бездушного призрачного города,убивающего людей; особая поэтичность и красота Петербурга.: урбанистическийпейзаж, городские контрасты, цветовая гамма и звуковой фон, уличные сценки.Интерьер в романе и его художественная функция. Образ Петербурга в русскойлитературе. Сонечка Мармеладова и христианское видение мира. Евангельскиепредставления, мотивы, образы в романе. Новаторство Достоевского в изображениигорода. Проблема смирения и гордости; бунт «маленького» человека. Религиозные ибогоборческие мотивы в романе.Л.Н. Толстой (15 час)
Жизнь и творчество (1 час)
РОМАН-ЭПОПЕЯ «Война и мир» (сцены Аустерлицкой битвы, Бородинской битвы ипартизанской войны) 11 ч
РАССКАЗ «Кавказский пленник» 3 ч
ПОВЕСТЬ «Детство» (в сокращении»
История создания. Общие сведения оромане «Война и мир». Верность историческому факту и художественныйвымысел у Толстого. Антитеза как излюбленный прием писателя. Разрыв междудворянством и народом и их единение в 1812 г. Тема войны в романе. Философияистории: роль личности в истории, законы исторического движения. РеализмТолстого в изображении войны. Антинародный характер войны 1805-1807 гг.Шенграбенское и Аустерлицкое сражения. Отечественная война 1812 г. Бородинскоесражение как композиционный центр романа. Массовый герой у Толстого,изображение народа как единого организма, батальные сцены. Пожар в Москве.Изображение партизанской войны. Платон Каратаев и нравственная концепцияТолстого. Платон Каратаев и Тихон Щербатый. Истинный и ложный героизм ипатриотизм. Подвиг в понимании и изображении Толстого. Проблема национальногохарактера. Богучаровский бунт. Образы Тушина и Тимохина. Кутузов и Наполеон какдва нравственных полюса. Кавказская тема в творчестве Толстого.
Влияние романа Толстого наисторическую романистику в родной литературе.В.М. Гаршин (2 час)
Жизнь и творчество (обзор)
РАССКАЗ «Красный цветок» (возможен выбор другого произведения)
Красный цветок как воплощениемирового зла. Прославление великого подвига самопожертвования. Аллегорическийсмысл рассказа. А.П. Чехов (8 час)
Жизнь и творчество (обзор)
РАССКАЗЫ: «Смерть чиновника», «Хамелеон» (произведения обязательны дляизучения)
«Толстый и тонкий», «Крыжовник» (возможен выбор двух других рассказов)
Смешное и грустное в рассказахЧехова. Лаконизм повествования. Тема бездуховности, обывательской тупости итрусости. Юмористические произведения в родной литературе. В.Г. Короленко (2 час)
Жизнь и творчество (обзор)
ПОВЕСТЬ «В дурном обществу» («Дети подземелья») (возможен выбор другогопроизведения)
Гуманистический смыслпроизведения. Мир детей и мир взрослых. Контрасты судеб героев. Мир детства вродной литературе.Русская литература ХХвека (120 час)
Новые течения в русской литературе конца XIX–начала ХХ в. Религиозные,философские искания начала ХХ века и их взаимосвязь с эстетическими поисками влитературе. Герой-бунтарь, утверждение им принципов высокой романтики. Эпохареволюционных потрясений и её отражение в русской и родной литературе.Отражение в литературе неоднозначного отношения интеллигенции и народа к революции.Русская литература советского времени. Проблема героя и тема родины. Судьбачеловека в годы военных испытаний, ее отражение в русской и родной литературе,раскрытие лучших черт русского национального характера. Утверждение нерушимостинравственных устоев.
Обращение писателей второй половиныХХ века к острым проблемам современности. Тема детства в русской и роднойлитературе. Человек и эпоха, человек и государство, человек и природа. Новыеподходы к изображению трагических страниц истории советского периода. Новоеосмысление темы Великой Отечественной войны. Поиски незыблемых нравственныхценностей в народной жизни, раскрытие самобытных русских характеров влитературе. Проблема человека и природы в современной поэзии и прозе. Проблемаисторической памяти. Нравственные и эстетические искания русской литературыпоследних десятилетий ХХ в. Тема детства в русской литературе.И.А. Бунин (4 час)
Жизнь и творчество (обзор)
РАССКАЗЫ «Танька», «Лапти» (возможен выбор других рассказов)
Нравственный пафос рассказов Бунина.Точность и выразительность деталей.А.И. Куприн (3 час)
Слово о писателе
РАССКАЗ «Чудесный доктор»
Рассказ о великом русском хирургеН.И. Пирогове, утверждение доброты и милосердия как высших ценностей жизни. М. Горький (8 час)
Жизнь и творчество (1 час)
ПОВЕСТЬ «Детство» (фрагменты) (3 час); рассказ «Старуха Изергиль» (Легендыо Ларре и Данко) (4 час) (возможен выбор двух других произведений)
Автобиографическая повесть «Детство»,отражение в ней тяжелых картин жизни; умение писателя в атмосфере жестокости иэгоизма увидеть светлое и доброе начало в людях. Раннее романтическое творчествоГорького. Прославление свободы, силы, воли и мужества. Романтическаяприподнятость стиля, роль романтического пейзажа, прием контраста. Влияниетворчества Горького на развитие родной литературы.А.А. Блок (8 час)
Жизнь и творчество (1 час)
СТИХОТВОРЕНИЯ «О доблестях, о подвигах, о славе...», «О, я хочу безумножить...», «Россия» (возможен выбор трех других стихотворений). (7 час)
Лирический герой Блока. Два планастихотворений Блока – реальный и символический. Преодоление лирическим героемощущения трагической безысходности бытия. Обретение смысла жизни в любви кродине, тема родины в родной литературою.В.В. Маяковский (8 час)
Жизнь и творчество (1 час)
СТИХОТВОРЕНИЯ «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение,бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Нашему юношеству» (возможенвыбор трех других стихотворений).
Гуманистический пафос творчестваМаяковского, объединяющий его раннюю и зрелую лирику. Лирический геройМаяковского. Драматизм стихотворения «Хорошее отношение к лошадям». Тема поэтаи поэзии. Уважительное отношение поэта к народам, населяющим Советский Союз, ких языкам и культуре. Влияние поэзии Маяковского на творчество поэтов –представителей родной литературы учащихся. С.А. Есенин (6 час)
Жизнь и творчество (обзор)
СТИХОТВОРЕНИЯ «Нивы сжаты, рощи голы...», «Песнь о собаке», «Не бродить,не мять...» (возможен выбор трех других стихотворений)
Основополагающее значение темы родиныв творчестве поэта. Любовь к родному краю, его природе, быту, традициям.Лирический герой Есенина. Ответственность человека за все живое на земле. Картиныприроды, передающие тончайшие душевные переживания лирического героя.Проникновенное чувство любви к родине у поэтов – представителей роднойлитературы, созвучное лирике Есенина.А.А. Ахматова (6 час)
Жизнь и творчество (обзор)
СТИХОТВОРЕНИЯ «Не с теми я, кто бросил землю...», «Мужество», «Лотоважена» (возможен выбор трех других стихотворений).
Обостренное чувство родины в днитяжелых испытаний. Восприятие войны как борьбы за национальную культуру, за«великое русское слово». Глубокое понимание женской души, внутреннего мираженщины в стихотворении «Лотова жена», переосмысление в нем библейского мотива.Б.Л. Пастернак (5 час)
Жизнь и творчество (обзор)
СТИХОТВОРЕНИЯ «Снег идет», «Заморозки» (возможен выбор двух другихстихотворений)
Художественное своеобразие лирикиБ.Пастернака. Использование поэтом оригинальных, необычных тропов. Изображение природыв стихотворениях поэта.М.А. Булгаков (10 час)
Жизнь и творчество (обзор)
ПОВЕСТЬ «Собачье сердце» (в сокращении).
Проблема сохранения традиций культурыи духовности. Мир русской интеллигенции в ее взаимоотношениях смалообразованными представителями новой власти. Губительность противоестественноговмешательства людей в законы природы и общества. Реальность и фантастика уБулгакова. Трагическое и комическое в повести.М.М. Зощенко (4 час)
Жизнь и творчество (обзор)
РАССКАЗЫ «История болезни», «Интересная кража в кооперативе» (из «Голубойкниги») (возможен выбор двух других рассказов
Природа комического в рассказахЗощенко. Образ повествователя. Обличение пошлости, невежества, мещанских нравовв сатире Зощенко. Юмористические произведения родной литературы, созвучные рассказамЗощенко).А.П. Платонов (3 час)
Жизнь и творчество (обзор)
Рассказ «Цветок на земле» (возможен выбор другого произведения)
Мир детства в рассказе. Идеясозидательного добра. Романтический пафос рассказа. Особенности языка и стиля.А.С.Грин (5 час)
Слово о писателе.
ПОВЕСТЬ «Алые паруса» (возможен выбор другого произведения)
Гуманистическийпафос повести. Прославление силы, красоты, человечности. Романтические характерыгероев.К.Г. Паустовский (3 час)
Жизнь и творчество (обзор)
РАССКАЗ «Избушка в лесу» (возможен выбор другого рассказа)
Единство человека и окружающего егомира природы. Возвышающее и очищающее воздействие искусства на душу человека.Роль искусства в жизни родного народа. М.М. Пришвин (4 час)
Жизнь и творчество (обзор)
СКАЗКА-БЫЛЬ «Кладовая солнца» (возможен выбор другого произведения)
Тема бережного отношения к природе.Умение видеть удивительное в незаметном. Гармония человека и природы.Художественная функция пейзажа.Н.А. Заболоцкий (2 час)
Жизнь и творчество (обзор)
СТИХОТВОРЕНИЯ «Не позволяй душе лениться...», «Некрасивая девочка»(возможен выбор двух других стихотворений)
Философские мотивы в лирикеЗаболоцкого в сопоставлении с лирикой родной литературы. А.Т. Твардовский (6 час)
Жизнь и творчество (обзор)
ПОЭМА «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два бойца», «Поединок»).
Художественная панорама войны,поэтический памятник русскому солдату — победителю. Воплощение в Теркине лучшихчерт русского национального характера. Фольклорная основа образа Теркина. Юморв поэме. Образ солдата в родной литературе.М.А. Шолохов (6 час)
Жизнь и творчество (обзор)
РАССКАЗ «Судьба человека» (в сокращении).
Героическое и трагическое в рассказе.Преодоление личной трагедии любовью. Жизнеутверждающий пафос рассказа. Рольпейзажных зарисовок в композиции рассказа. В.М. Шукшин – (4 час)
Слово о писателе
РАССКАЗЫ «Чудик» и «Срезал»
Образы бескорыстных правдоискателей(«чудиков») в рассказах, осуждение писателем эгоизма и бездушия.А.И.Солженицын (3 час)
Слово о писателе
РАССКАЗ «Как жаль»
Трагедия простых людей в тяжелойатмосфере тоталитарного режима.Русская проза второйполовины ХХ века (22 час)Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, В.В. Быков, Ф.А. Искандер, Ю.П. Казаков, В.Л. Кондратьев, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, А.Н. и Б.Н. Стругацкие, В.Ф. Тендряков, В.Т. Шаламов. Произведенияне менее трёх авторов по выбору, например:В.П. Астафьев – (4 час)
Слово о писателе
РАССКАЗ «Гирманча находит друзей»
Мир подростков. Проблема преодолениянациональных барьеров, путь к дружбе и взаимопониманию.РаспутинВ.Г. (4 час)
Слово о писателе
РАССКАЗ «Уроки французского» (в сокращении)
Нравственная проблематика рассказа.Духовная память человека как нравственная ценность. Образ учительницы, еечуткость, глубокое понимание ею легко ранимой души подростка. Чувствособственного достоинства юного героя.КазаковЮ.П. (4 час)
Слово о писателе
РАССКАЗ «Арктур – гончий пес»
Стремление живого существа любойценой реализовать свое предназначение в жизни. Лаконизм прозы Казакова, рольдетали.русская поэзия второй половины ХХ века – (10 час)
И.А. Бродский,А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов. Стихотворения не менеетрёх авторов по выбору, например:Рубцов Н.М. (4 час)
Слово о писателе
СТИХОТВОРЕНИЯ «Деревенские ночи», «Январское»
Тема родины в лирике поэта, вера в еенеисчерпаемые духовные силы. Гармония человека и природы. «Есенинское»направление в «тихой» лирике Рубцова.Вознесенский А.А. (3 час)
Слово о писателе
СТИХОТВОРЕНИЯ «Тбилисские базары», «Ров»
Полнота и радость ощущения жизни.Красота мира и его беззащитность перед угрозой разрушения человеком.Окуджава Б.Ш. (3 час)
Слово о писателе
ПЕСНИ «Молитва Франсуа Вийона», «Когда метель...»
Окуджава как поэт и как бард.Религиозные мотивы в поэзии Окуджавы. Поэт о гармонии и теплоте человеческихотношений.Литература народовРоссии — 20 час [2]
Мифологияи фольклор народов России как средоточие народной мудрости. Национальноесвоеобразие героических эпосов народов России, обусловленное особенностямиисторической и духовной жизни каждого народа.
Героический эпос народовРоссии: «Гэсэр», «Джангар», «Калевала», «Маадай-Кара», «Мёге Баян-Тоолай»,«Нарты», «Олонхо», «Урал-батыр». Одно произведение по выбору во фрагментах,например:
Карело-финский мифологический эпос «Калевала»(фрагменты) (6 час)
Эпическое изображение жизни народа,его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников.
Многообразие литератур народовРоссии, отражение в них национальных картин мира. Общее и национальноспецифическое в литературах народов России. Различные религиозно-духовные корнинациональных литератур народов России. Контактные связи русских писателей списателями-представителями других литератур народов России.
Г. Айги, Р. Гамзатов, С.Данилов, М. Джалиль, Н. Доможаков, М. Карим, Д. Кугультинов, К. Кулиев, Ю.Рытхэу, Г. Тукай, К. Хетагуров, Ю. Шесталов.
Произведения не менеедвух авторов по выбору, например:
ГабдуллаТукай (5 час)
Слово о писателе. Влияние натворчество Тукая творчества русских поэтов АС. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.В. Кольцова,Н.А. Некрасова.
Стихотворения цикла «О, эта любовь!»
Лиризм стихотворений, использованиетрадиционной формы газели. Фольклорные мотивы поэмы «Шурале». Тема роднойземли, родного народа в поэме, своеобразие жанра. Переводческая деятельностьТукая, его переводы АС. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и других русских поэтов. РольТукая в формировании татарского литературного языка, в развитии татарскойлитературы.Мустай Карим (5 час)
Слово о писателе
СТИХОТВОРЕНИЯ из сборника«Европа – Азия».
Воспевание дружбы международами. Гуманистический пафос стихотворений, их афористичность, глубокийлиризм, отражение в них народной мудрости.
Поэма «Бессмертие»,близость образа героя поэмы образу Василия Теркина из одноименной поэмыТвардовского.
Трагедия «Не бросайогонь, Прометей». Переосмысление поэтом древнего мифа, тема жертвенности во имяидеала. Лейтмотив трагедии – вера в человека, надежда на его нравственноевозрождение. Образ Прометея в мировой литературе. Зарубежная литература –50 час
Единство имногообразие мирового литературного процесса. Взаимодействие зарубежной,русской и родной литературы, отражение в них «вечных» проблем бытия. Античнаялитература. Гуманистический пафос литературы Возрождения. Европейскийклассицизм. Представление о героическом, высокое назначение человека, егоспособность противостоять превратностям судьбы. Сложность и противоречивостьчеловеческой личности. Проблема истинных и ложных ценностей. Бунтарские порывылюдей и их воплощение в литературе. Проблема выбора жизненного идеала ижизненного пути. Высокое звучание темы любви как одной из высших ценностейчеловеческого бытия в европейской, американской и восточной литературе. Идеал идействительность. Романтизм и реализм в зарубежной литературе. Человек, природаи общество. Тема детства в зарубежной литературе.
Многообразиепроблематики и художественных исканий в литературе ХХ в., сатира и юмор, фантастика,сказка. Постановка острых проблем современной действительности в литературныхпроизведениях.Гомер (2 час)
Слово о Гомере.
«Илиада», «Одиссея» (фрагмент «Одиссей у Циклопа»).
Человек и судьба в древнегреческойлитературе. Главные герои поэмы, своеобразие гомеровского эпоса. Античная лирика (3 час)
Катулл
Слово о поэте.
Стихотворения: «Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, ненадейся приязнь заслужить иль признательность друга...»
Щедрость души поэта, мотивы отчаяньяи гнева в его лирике.
Гораций
Слово о поэте.
Ода «К Мельпомене» («Я памятник воздвиг...»)
Тема бессмертия поэтическоготворчества. Судьба произведения Горация в русской литературе.О. Хайям (3 час)
Слово о поэте.
Цикл «Рубаийат» (3 рубаипо выбору).
Философские миниатюры Хайяма.Проблема жизни и смерти, любви и дружбы.Данте (3 час)
Жизнь и творчество (обзор)
«Божественная комедия» «Ад», 5-япесня (история Паоло и Франчески).
Гуманистическая основа произведения.Столкновение права человека на свободу чувств с требованием христианскогосамоограничения.М. Сервантес (3 час)
Жизнь и творчество (обзор)
Роман «Дон Кихот» (фрагменты).
Образ «глупого мудреца», егофилософский смысл. Рациональное и эмоциональное в человеке. Соотношение мечты иреальности в жизни. Дон Кихот как вечный образ.У. Шекспир (6 час)
Жизнь и творчество (обзор)
ТРАГЕДИИ: «Ромео и Джульетта»(фрагменты), «Гамлет» (фрагменты)
Бессмысленная вражда, ненависть,несущие горе людям. Отражение «вечных тем»: любовь, преданность, вражда, месть.Диалектика добра и зла в трагедии «Гамлет». Сложный, противоречивый образ главногогероя. Гамлет в ряду «вечных образов».
СОНЕТЫ: № 66 («Зову я смерть. Мне видеть невтерпеж...»); № 130 («Ее глазана звезды непохожи...»)
Художественное своеобразие лирикиШекспира.Ж.-Б. Мольер (4 час)
Жизнь и творчество (обзор)
КОМЕДИЯ «Мещанин во дворянстве» (фрагменты).
Проблема подлинной и мнимой культуры.Особенности сатиры и юмора у Мольера. Особенности классицистическойдраматургии.И.-В. Гете (4 час)
Жизнь и творчество (обзор)
ТРАГЕДИЯ «Фауст»: Пролог на небе, сцена договора (фрагменты).
Интерпретация народной легенды одокторе Фаусте. Поиск смысла жизни в трагедии. Диалектика добра и зла. Проблемаразума и сердца, образы Фауста и Маргариты. Жажда познания как свойство человеческойприроды.Ф. Шиллер (2 час)
Жизнь и творчество (обзор)
Баллада «Перчатка» (возможен выбордругого произведения).
Идея чести и человеческогодостоинства в балладе. Напряженностью сюжета и неожиданность развязки. Дж. Г. Байрон (4 час)
Жизнь и творчество (обзор)
Поэма «Паломничество Чайльд-Гарольда» (возможен выбор другого произведения)
Образ главного героя, его странствия,знакомство с бытом и жизнью различных народов, восхищение их красотой и самобытностью.Своеобразие «байронического» героя.П. Мериме(2 час)
Слово о писателе
НОВЕЛЛА «Маттео Фальконе» (Возможенвыбор другого произведения)
Характер главного героя как двигательсюжета.Э.А.По (2 час)
Слово о писателе
НОВЕЛЛА «Падение дома Ашеров» (Возможен выбор другого произведения)
Фантастические события и реальное ихобъяснение. Образ главного героя. Романтический пейзаж.О.Генри (2 час)
Слово о писателе
РАССКАЗ «Дары волхвов» (Возможен выбор другого произведения)
Смысл названия рассказа. Любовь какдар; жертвенная сущность любви. Неожиданность и закономерность финала.Дж.Лондон (2 час)
Жизнь и творчество (обзор)
РАССКАЗ «Любовь к жизни» (Возможенвыбор другого произведения)
Северные рассказы Дж. Лондона.Изображение мира мужественных, сильных, волевых людей. Север как мерилоистинной ценности человека, силы его духа.А.Сент-Экзюпери (2 час)
Слово о писателе
Сказка «Маленький принц»
Жанр философской сказки. Мудростьдетского восприятия мира. Духовное и материальное, красивое и полезное в иерархиижизненных ценностей. Тема любви и дружбы. Ответственность как основа человеческихотношений.
Х.К. Андерсен,Р. Бернс, Р. Брэдбери, У. Блейк. Ж. Верн, Ф. Вийон, Г. Гейне, У. Голдинг, В. Гюго, Д. Дефо,А.К. Дойл, Р. Киплинг, Л. Кэррол, Ф. Купер, Дж. Свифт,Л. Стивенсон, Дж. Сэлинджер, М. Твен, Э. Хемингуэй.(8 час)
Возможен выбор трехавторов из указанного списка, например:Дж.Свифт (2 час)
Жизнь и творчество (обзор)
Роман «Путешествие… Гулливера»
Сатирическое изображение пороковсовременного общества. Особенности сатиры Свифта.Х.К. Андерсен (2 час)
Жизнь и творчество (обзор)
Сказка «Снежная королева»
Нравственная основа сказки. Темаверности и мужества, добра и зла. Символические образы в сказке.М.Твен (2 час)
Жизнь и творчество (обзор)
«Приключения Тома Сойера» (фрагменты)
Мир подростков, полный поэзии иромантических приключений. Развитие речи (V-IX классы) – 30 час.Основные теоретико-литературные понятия
·     Художественнаялитература как искусство слова.
·     Художественныйобраз.
·     Устное народноетворчество. Жанры фольклора.
·     Литературные родыи жанры.
·     Основныелитературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.
·     Форма исодержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет,композиция, стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка,эпилог; лирическое отступление; конфликт, образ автора, автор-повествователь,литературный герой, лирический герой.
·     Языкхудожественного произведения. Изобразительно-выразительные средства вхудожественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.
·     Проза и поэзия.Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.
·     Взаимосвязь ивзаимовлияние национальных литератур.
·     Общее инационально-специфическое в литературе.Основные виды деятельности по освоениюлитературных произведений и теоретико-литературных понятий
·     Осознанное,творческое чтение художественных произведений разных жанров.
·     Выразительноечтение художественного текста.
·     Различные видыпересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, створческим заданием).
·     Ответы навопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.
·     Заучиваниенаизусть стихотворных и прозаических текстов.
·     Анализ иинтерпретация произведения.
·     Сопоставлениепроизведений русской и родной литературы на основе общности тематики,проблематики и жанра, выявление национально обусловленных различий.
·     Самостоятельныйперевод фрагментов русского художественного текста на родной язык.
·     Составлениепланов и написание отзывов о произведениях.
·     Написаниеизложений с элементами сочинения,
·     Написаниесочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений.
·     Целенаправленныйпоиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Требования к уровнюподготовки выпускников основной школыВ результате изучения литературы ученикдолжен знать/понимать
·     образную природусловесного искусства;
·     содержаниеизученных литературных произведений;
·     основные факты жизненногои творческого пути А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Ф.М.Достоевского, Л.Н. Толстого;
·     изученныетеоретико-литературные понятия;уметь
·     воспринимать ианализировать художественный текст;
·     выделятьсмысловые части художественного текста, составлять план и тезисы прочитанного
·     определять род ижанр литературного произведения;
·     выделять иформулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризоватьгероев;
·     характеризоватьособенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
·     сопоставлятьэпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
·     сопоставлятьпроизведения русской и родной литературы, близкие по тематике, проблематике,жанру, раскрывать в них общие черты и национально обусловленные различия;
·     выявлятьавторскую позицию;
·     выражать своеотношение к прочитанному;
·     выразительночитать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдаянормы литературного произношения;
·     владеть различнымивидами пересказа;
·     строить устные иписьменные высказывания в связи с изученными произведениями русской и роднойлитературы;
·     участвовать вдиалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированноотстаивать свою;
·     писать отзывы опроизведениях, самостоятельно прочитанных на русском и родном языках; изложенияс элементами сочинения;
·     самостоятельнопереводить на родной язык фрагменты русского художественного текста;использовать приобретенные знания иумения в практической деятельности и повседневной жизни для:
·     создания связногоустного и письменного текста на русском языке с учетом норм русскоголитературного языка;
·     определениясвоего круга чтения по русской литературе, выбора произведений, обладающихэстетической ценностью, и правильной их оценки; понимания иноязычной русскойлитературы и культуры; формирования культуры межнациональных отношений.
·     поиска нужнойинформации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочнаялитература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Историческая природа социальных издержек
Реферат Run Away With Money Essay Research Paper
Реферат "Фізична культура дітей, підлітків, молоді та дорослого населення в сучасному світі"
Реферат Администрация пермского края министерство финансов края письмо от 26 октября 2006 № И39-10-01/1938 о возмещении расходов
Реферат Разработка системы электроснабжения предприятия железнодорожного транспорта
Реферат Аналіз собівартості продукції та послуг і оцінка фінансово-економічного стану ТОВ "Альфа"
Реферат Материальные носители фонодокументов
Реферат Методы алгебраических и дифференциальных уравнений для анализа и качественного исследования социально-экономических явлений
Реферат Челябинская городская Дума
Реферат «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации»
Реферат Виды абортов
Реферат Основы ценообразования
Реферат Методические рекомендации и задания для лабораторных работ по дисциплине Вычислительные системы
Реферат Прогрессивные передаточные механизмы с волновым зацеплением
Реферат Расчеты четырёхсекционного пластинчатого теплообменника для пастеризации