Реферат по предмету "Педагогика"


Правовое воспитание дошкольников

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВАI. Социально-правовые основы защитыправ детей
1.1     Нормативныеосновы защиты прав детей
1.1.1  Конвенцияо правах ребенка как один из важнейших международных документов в областизащиты прав детей
1.1.2  ЗаконРеспублики Беларусь «О правах ребенка» — основа социально-правового ипедагогического механизмов по защите детей
1.2.    Особенностиприобщения дошкольников к нравственно-правовой культуре
1.3Обобщение опыта педагогов по приобщению дошкольников к правовой культуре
ГЛАВА II.Экспериментальное выявление уровня правовой культуры у детей дошкольного возраста
2.1 Описание и проведениядиагностики уровня правовой культуры дошкольников
2.2 Работа по повышению уровняправовой культуры в рамках группы испытуемых путем проведения серии занятий
2.3 Изучение уровня правовой культурыдошкольников после серии проведенных занятийЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ1
ВВЕДЕНИЕ
Спецификаи основная направленность социальной политики в области детства в современныхусловиях заключается в смягчении для детей негативных последствий, происходящихв обществе, процессов и создание условий для видоизменения действующих ивозникновения новых институтов, призванных удовлетворять потребности,реализовать интересы детей.
Теоретическиеразработки в сфере прав ребенка направлены на обеспечение его гармоничного развития.Чтобы выжить в социальном и духовном отношении, дети и подростки должны уметьориентироваться и действовать в постоянно меняющемся социуме, не потеряв приэтом самобытности, способности к самопознанию и самосовершенствованию.
Внастоящее время одной из проблем, стоящей перед системой дошкольногообразования, является использование правовых и педагогических возможностейдетского сада по защите ребенка от насилия и жесткого обращения в семье
Анализ литературы показывает, что в современной науке к изучениюправового воспитания выделяется несколько подходов. Так, одни ученыерассматривают данную категорию с позиции ее структурных компонентов, определяяпри этом право как систему норм, выражающих государственные веления (С.С.Алексеев, Л.С. Явич, и др.), правосознание как сферу духовного отражения всейправовой действительности, (И.А. Ильин, В.И. Каминская, П.И. Новгородцев, А.Р.Ратинов и др.), нравственность как внутренний регулятор правомерного поведения(B.C. Олейников).
Другие же акцентируют внимание на правах человека какобщечеловеческой ценности (В.А. Караковский, М.А. Лазутова, Е.А. Лукашева, Г.В.Мальцев, А.Ф. Никитин, З.К. Шнекедорф и другие), на моральных и нравственныхценностях (А.Н. Гусев, Ю.М. Смоленцев, А.Н. Титаренко и др.), на нравственно-правовомвоспитании школьников (Г.П. Давыдов, Г.А. Кузнецов, О.Г. Шапиева и др.),правовом воспитании студентов (И.А. Дерягин, Ю.П. Козюбра).
Организацию и эффективность правового воспитания изучали Д.А.Керимов, Н.Г. Кобец, А.В. Мицкевич, А.Я. Сухарев. Под правовым воспитанием онипонимают строго упорядоченный процесс, складывающийся из ряда взаимосвязанных ивзаимопроникающих стадий. Несомненно, что в процессе правового воспитаниянеобходимо учитывать весь комплекс возрастных особенностей детей.
Методику правового воспитания учащихся разработали В.В. Берман,В.А. Кищин, Л.В. Лазарева, А.В. Мицкевич, В.М. Обухова, Л.А. Пэк., Я.В.Соколова, В.В. Тищенко. Социально-педагогические основы правового воспитанияучащихся, круг юридических знаний, формы внеклассной и внешкольной работырассматривали Г.П. Давыдов А.Ф. Никитин, З.К. Шнекедорф и др.
В настоящее время возрос интерес к правовому воспитанию и вдошкольном возрасте. С.А. Козлова отмечает, что нужно сформировать у ребенкапредставления о самом себе, о его правах и обязанностях и необходимо не толькосообщать ему эти знания, но и формировать оценочное отношение к социальнымявлениям, фактам, событиям и учить применять полученные знания в разнообразныхформах собственной деятельности дошкольника.
Белорусскими учеными изучаются проблемы социально-правовогоразвития семьи и семейного воспитания в самых многообразных аспектах:Я.Л.Коломинский, Е.А.Панько, Н.А.Цыркун – психология взаимоотношений и общенияв семье; С.С.Бубен, Л.И.Смагина, Т.В.Кабуш, В.В.Чечет – правовые исоциально-педагогические основы защиты прав и интересов ребенка в семье;В.Ф.Володько, В.Г.Сенько, В.В.Чечет – вопросы педагогической культурыродителей; В.П.Дуброва, Т.М.Коростелева, Г.И.Куцебо – сотрудничестводошкольного учреждения и семьи.
Целью исследования в данной курсовой работе явилось изучение и анализ процессавоспитания правовой культуры у детей дошкольного возраста.
В соответствии с целью, представляется возможным выделить задачиданной курсовой работы:
— изучить психолого-педагогическую литературу по темеисследования;
— выявить уровень правовой культуры дошкольников;
— разработать методику выявления уровня правовой культурыдошкольников.
Объектисследования — процесс правового воспитания старшихдошкольников.
Предметом исследования явились непосредственно методы и приемы ознакомлениядошкольников с основами правовой культуры.

ГЛАВА I.Социально-правовые основы защиты прав детей
1.1     Нормативныеосновы защиты прав детейПраво – этосовокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм иправил, регулирующих отношения людей в обществе.
Благодаряправу человек получает возможность не только что-либо делать, поступатькаким-либо образом, но и требовать соблюдения своих прав.
Ужев XIX веке на страницах газет и журналовпедагоги, врачи, ученые, литераторы, общественные деятели заговорили о единствеи равноправии, о достоинстве человека и необходимости защиты прав взрослых идетей.
Наиболееже значимым событием было принятие в 1923 г. Советом неправительственной организацииМеждународный союз спасения детей Декларации «О правах ребенка»(Женевская декларация), где впервые была сформулирована и запечатлена мысль онеобходимости особой защиты детей «ввиду их физической и умственнойнезрелости», что в дальнейшем повторялось во всех последующих документах.
СозданнойОрганизацией Объединенных Наций (ООН) в 1945 году была разработана и принята «Всеобщаядекларация прав человека», в которой провозглашены и сформулированы всеосновополагающие для человеческой семьи права и свободы, взаимоотношенияличности и государства. «Всеобщая декларация прав человека» послужиларазвитию и принятию международных документов, в которых особое внимание былонаправлено на необходимость ограждения самых слабых – стариков, женщин и детей– от напастей войны. Были приняты такие правовые акты как: Женевская конвенцияо защите гражданского населения во время войны, Декларация о защите женщин идетей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов,Дополнительные протоколы к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г и др.
Необходимостьразработки мер по охране прав детей, в силу их физической и умственнойнезрелости, потребовала выделения особого направления. Так, был создан Детскийфонд ООН – ЮНИСЕФ, который осуществляет международную защиту прав ребенка понескольким направлениям:
— разработка деклараций, резолюций, конвенций с целью подготовки международныхстандартов в области прав ребенка;
— создание специального контрольного органа по защите прав ребенка;
— содействие приведению национального законодательства в соответствие смеждународными обязательствами;
— оказание международной помощи через Детский фонд ООН;
Особоеместо в деятельности ЮНИСЕФ занимает нормотворческая деятельность.
Косновным международным документам ЮНИСЕФ, касающимся прав детей, относятся:
1.        Декларацияправ ребенка (1959);
2.        КонвенцияООН о правах ребенка (1989);
3.        Всемирнаядекларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).
Наиболееполный спектр прав человека отражен в настоящее время в Международном билле оправах человека, куда вошли: Всеобщая декларация прав человека, Международныйпакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт огражданских и политических правах, правам детей посвящены отдельные статьи.
Большоевнимание несовершеннолетним уделено в Международном пакте об экономических,социальных и культурных правах, так в ст.10 записано, что «семье… должныпредоставляться по возможности самая широкая охрана и помощь – в особенности …пока на ее ответственности лежит забота о несамостоятельных детях и ихвоспитании. Особые меры помощи должны приниматься в отношении охраны детей иподростков, без какой бы то ни было дискриминации».
1.1.1   Конвенцияо правах ребенка как один из важнейших международных документов в областизащиты прав детей
Декларация1959 г. послужила основой для подготовки Конвенции «О правах ребенка»,которая была принята Генеральной Ассамблеей ООН 20ноября 1989 г.
Вданном документе впервые ребенок рассматривается не только как объект, требующийспециальной защиты, но и как субъект права, которому представлен весь спектрправ человека [Доронова; 7].
Значениеэтого международного документа состоит также в том, что впервые в рамкахКонвенции был создан международный механизм контроля – Комитет по правамребенка, уполномоченный раз в пять лет рассматривать доклады государств опринятых ими мерах по осуществлению положений Конвенции.
Основнаяидея Конвенции, состоящей из 54 статей, заключается в наилучшем обеспеченииинтересов ребенка. В Конвенции охватывается весь спектр прав человека –гражданских, политических, экономических, социальных, культурных; закрепляетсяправо ребенка на активную роль в процессе своего собственного развития, навыражение своего мнения и на то, чтобы его учитывали при принятии решений,касающихся его жизни.
Онарасширяет юридические аспекты прав человека, обеспечивая защиту детей от всехформ эксплуатации, касаясь вопроса о детях меньшинств и коренных группнаселения, затрагивая проблемы злоупотребления наркотиками и отсутствия заботыо детях. В Конвенции признается главенствующая роль семьи и родителей в уходе ив обеспечении их защиты, а также обязанность государства помогать им ввыполнении этих задач. Важным принципом Конвенции является отсутствиедискриминации; дети пользуются своими правами без какой-либо дискриминации,независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иныхубеждений, национального, этнического или социального происхождения.
Такимобразом, все государства, присоединившихся к Конвенции, берут на себяобязательство перейти от простой моральной поддержки детства к конкретныммерам, способным серьезно улучшить положение маленьких граждан. Основные праваребенка в Конвенции по сути повторяют права взрослого по Всеобщей декларацииправ человека. Однако часть положений Конвенции о правах ребенка болееспецифична.
Государства-участникипринимают необходимые законодательные, административные, социальные ипросветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического илипсихического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы илинебрежного и грубого обращения либо эксплуатации, включая сексуальноезлоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другоголица, заботящегося о ребенке [Доронова; 8].
Особоследует отметить выдвигаемые конвенцией требования к образовательным процессам.Так, в ст.29 отмечается, что образование ребенка должно быть направлено:
а)на развитие личности, таланта, умственных и физических способностей в их самомполном объеме;
б)на воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а такжепринципам, провозглашенным в Уставе Организации Объединенных Наций;
в)на воспитание уважения к родителям, к самобытности, языку, к национальнымценностям страны, в которой ребенок проживает;
г)на подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духепонимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин;
д)на воспитание уважения к окружающей природе.

1.1.2   ЗаконРеспублики Беларусь «О правах ребенка» — основа социально-правового ипедагогического механизмов по защите детей
РеспубликаБеларусь, признавая приоритет общепризнанных принципов и норм международногоправа, важность международного сотрудничества для улучшения положения детей,подписала и ратифицировала Конвенцию «О правах ребенка» в 1990 году.Став участником Конвенции, Беларусь заявила международному сообществу о своемобязательстве привести национальное законодательство в соответствии сположениями Конвенции, обеспечив тем самым правовую базу для создания в странедостойных условий жизни и реального осуществления каждым ребенком какполноправным субъектом всего комплекса конституционных прав человека без какойбы то ни было дискриминации.
ЗаконРеспублики Беларусь «О правах ребенка» принят 19 ноября 1993 года. Онаккумулировал основные положения Конвенции ООН «О правах ребенка». В2000 году были внесены изменения и дополнения в закон, в результате чегопоявились новые статьи (например, «Право на бесплатный проезд», «Защитаребенком своих прав и интересов», «Право на имя» и др.). Внастоящее время закон насчитывает 37 статей.
Впреамбуле подчеркивается, что Республика Беларусь признает своей важнейшейполитической, социальной и экономической задачей всестороннюю гарантированнуюгосударством и обществом защиту детства, семьи, материнства нынешнего и будущихпоколений. Уникальность этого закона заключается в том, что он формирует вобщественном сознании отношение к ребенку как к автономной личности, котораяродилась не для власти над ней, а для личного счастья, для проявления своейиндивидуальности.
Законопределяет правовой статус ребенка как самостоятельного субъекта и направлен наобеспечение его физического, морального и душевного здоровья. Особенная заботаи социальная защита гарантируется детям с особенностями психофизическогоразвития, детям, которые временно или постоянно лишены своего семейногоокружения или оказались в неблагоприятных условиях. Для реализации прав детейопределены органы защиты прав детей: местные исполнительные и распорядительныеорганы, прокуратура, суд и др. Координация деятельности государственных органови негосударственных организаций по реализации положений Закона возложена наМинистерство образования.
Ключевымиявляются положения, которые предусматривают равноправие детей, наличие у детейтаких неотъемлемых прав как право на жизнь, право на укрепление и охрануздоровья, право на достойный образ жизни, право на гражданство, право на защитучести и достоинства ребенка, право на защиту от физического и психическогонасилия. Государство обеспечивает неприкосновенность личности ребенка,осуществляет его защиту от всех видов насилия и эксплуатации, грубогообращения, от вовлечения в преступную деятельность, приобщения к спиртнымнапиткам, наркотическим средствам, принуждению и занятию проституцией,попрошайничеством, азартными играми. Закон закрепляет право ребенка напроживание в семье: среди биологических родителей, в приемной семье, в детскомдоме, в доме семейного типа и др. В 14 статье Закона предусмотренаответственность семьи, родителей за воспитание детей. Определеныгосударственные подходы по защите прав детей, которые остались без родительскойопеки, детей-инвалидов, детей с особенностями психофизического развития,детей-беженцев, которые пострадали от военных действий, стихийных бедствий,аварий, катастроф, детей при привлечении к уголовной ответственности.
Такимобразом, Закон «О правах ребенка» создал основу длясоциально-правового механизма по защите прав детей в Республике Беларусь. Этотмеханизм предусматривает сбалансированность правовой, социально-экономической,психолого-педагогической помощи детям различных категорий в условиях семьи, вобществе, в неблагоприятных и экстремальных ситуациях.
1.2 Особенности приобщения дошкольников кнравственно-правовой культуре
Правоваякультура включает в себя непосредственные действия человека, его поведение вразличных, часто непредвиденных, жизненных ситуациях. Она предполагает умение иготовность личности решать свои жизненные проблемы, жить среди людей, общатьсяс ними, ориентируясь на нравственно-правовые нормы.
Дошкольникитолько начинают осваивать азы нравственно-правовой культуры. Ознакомление справами носит пропедевтический характер и готовит ребенка к усвоениюдемократических ценностей и прав человека в дальнейшем.
Детям-дошкольникамдоступны лишь самые общие представления о своих правах и свободах, закрепленныхв международных и государственных документах, а также способы их реализации вразличных жизненных ситуациях.
Этоставит перед педагогами дошкольных учреждений такие задачи:
— помочь ребенку понять и осмыслить свои элементарные права;
— формировать чувство самоуважения, уважения к собственным правам и правам другихлюдей;
— развивать стремление ребенка реализовывать свои права, не нарушая правокружающих его людей.
Решениюэтих задач способствует правовое воспитание и обучение правам человека.
Преждечем познакомить ребенка с правами, его надо подвести к осознанию себя какличности, полноценного члена общества, пониманию своей индивидуальности ичеловеческого достоинства.
Правовоевоспитание дошкольника начинается с воспитания у него чувства собственногодостоинства, уважения к самому себе. Только уважающий самого себя и свои правачеловек способен по-настоящему уважать других людей и их права. Поэтому вдошкольном учреждении и семье необходимо создать атмосферу признанияиндивидуальности ребенка, уважения его личности, а самому ребенку предоставитьвозможность реализовывать свои человеческие права [Лобанок;7]. Он долженвладеть свободой выбора, проявлять активность, инициативность,самостоятельность, иметь возможность высказывать собственное мнение, проявлятьуважительное отношение к мнению других, уметь оказывать помощь и принимать ее.Без этого не могут развиваться такие необходимые каждому человеку гражданскиекачества, как активность, самостоятельность, решительность, ответственность.
Воспитаниев духе прав человека направлено на формирование у ребенка чувствасправедливости, всеобщего равенства прав и возможностей. Поэтому недопустимынесправедливость, меры воздействия, принижающие человеческое достоинство детей,нарушающие их право быть любимыми, равными среди других.
Правовоеобразование дошкольников предполагает ознакомление юных граждан с конкретными ипонятными им правами.
Детямдоступны такие четыре группы прав:
1.        Правана достойное существование, выживание, включающее право на жизнь и здоровье,жилище, пищу, имя, семью, заботу родителей, гражданство.
2.        Правана развитие, образование, отдых и досуг.
3.        Правана защиту от унижения, насилия и эксплуатации, а также особые правадетей-инвалидов и сирот.
4.        Правана свободу слова, мысли и деятельности.
Знакомстводетей с их правами целесообразно осуществлять в двух направлениях: «Я моиправа», «Я и права других людей». Это способствует пониманиютаких простых и одновременно сложных истин, как: «Мои права – это моивозможности, мои свободы», «Мои права заканчиваются там, гденачинаются права другого человека».
Правовоевоспитание и образование ребенка гармонично сочетается с его гражданским,нравственным, трудовым и валеологическим воспитанием, а также тесновзаимосвязано с основными разделами базисной программы «Пралеска».
Элементарныеправовые знания включаются в общий и необходимый детям комплекс знаний о жизни.Они являются дополнением к знаниям об окружающем мире, социальнойдействительности.
Воспитаниегражданина, активно участвующего в жизни общества, предполагает знакомство справом на образование, приобретение профессии по своему выбору, правом на труд.
Ознакомлениес правами человека способствует нравственному становлению личности ребенка,формированию этических представлений, гуманных чувств и взаимоотношений,помогает привить уважение к себе и другим людям. Знакомясь с правами, детиучатся считаться с мнением и интересами других людей (право на собственное мнение),защищать слабых (право на особую защиту), справедливо разрешать возникающиеспоры и конфликты, адекватно оценивать свои действия и поступки.
Сохранениеи укрепление здоровья каждого ребенка – одна из важнейших задач дошкольногоучреждения. В процессе ознакомления с правами дети узнают об ответственности засвое здоровье, необходимости его беречь и укреплять, осваивать способыоздоровления и безопасного поведения.
Необходимотакже помнить, что формирование начал нравственно-правовой культуры у детей вомногом зависит от общей социально-правовой ситуации, уровня правовой культурыпедагогов и родителей, а также эффективности средств и методов первоначальногоправового образования.

1.3Обобщение опыта педагогов по приобщению дошкольников к правовой культуреИзучаюспециальную психолого-педагогическую и методическую литературу по темеисследования, мы пришли к выводу, что в ней имеется достаточно большоеколичество специальных уроков, занятий по правам детей, разработанных ипредложенных специально для работы с дошкольниками.Знакомить детей с ихправами можно и вне занятий. Так, Ю.А. Акимова не предлагает специальногоразработанного занятия, однако в своей работе она показывает, что можноразвивать представления детей о своих правах в повседневной жизни. Темаисследования – «Защита прав ребенка в творчестве Астрид Линдгрен».
Известно,что художественная литература – прекрасное средство правового воспитания иобучения правам человека. В круг чтения на нравственно-правовые темы желательновключать разнообразные по жанру художественные произведения больших и малыхформ: повести, рассказы, циклы рассказов, фольклорные и авторские сказки. Ю.А.Акимова предлагает развивать представления детей о правовой культуре путемознакомления с творчеством Астрид Линдгрен.
Книга«Малыш и Карлсон, который живет на крыше» — книга, имеющая социальныйи педагогический подтекст, адресованная не только детям, но и взрослым. Изповести-сказки читатель узнает о жизни и проблемах большого города, начинаетпонимать, что в мире, который кажется веселым и радостным, есть преступники,есть брошенные без присмотра дети. Трилогия о Карлсоне, как и другиепроизведения Линдгрен, формирует активное, действенное отношение к жизни,желание помогать слабым и незащищенным.
Так,по словам Ю.А.Акимовой, «в своих книгах Астрид Линдгрен выступает в защитуправ ребенка: его права на индивидуальность, самовыражение, самостоятельность впоступках. Она категорически не согласна со стремлением некоторых родителей „уничтожить“в ребенке одни черты и „воспитать“ другие. Автор призывает изучатьребенка, с пониманием относиться к различным проявлениям его характера,спокойно реагировать на „негативные“ (с позиции взрослого человека)поведенческие реакции» [гармонизация;7].
ЗаведующаяМДОУ № 29, г. Пскова Ольга Калыта предлагает проект, имеющий своей цельюразработку, апробацию и внедрение модели системы правового воспитания в детскомсаду. Данный проект основывается на социальном партнерстве дошкольногообразовательного учреждения с родителями и повышение уровня правовой культурыперсонала.
Однимиз действенных инструментов повышения уровня правовой культуры родителей авторыпроекта считают родительские собрания. Предлагается авторами также вариантпроведения родительского собрания по теме «Поощрять или наказывать?».Перед собранием проводится также и предварительная работа – анкетированиеродителей. Также предложен ряд вопросов для анкетирования детей (проводится входе индивидуальной беседы). Далее проводится обработка результатованкетирования; изготовление пригласительных билетов на родительское собрание;составление памятки для родителей.
Авторамипредлагаются также методические рекомендации к проведению родительскогособрания. Так, предлагается вместе с родителями ознакомиться с плакатами натему «Контроль и правила в жизни ребенка», «Сферы жизни, вкоторых запреты ребенку просто необходимы».
Приводятсяв статье и рекомендации для родителей по вопросу установление правил и запретовдля ребенка. Так, среди прочих, можно назвать такие рекомендации: «недавайте косвенных, уклончивых указаний, пусть они будут ясными и прямыми»,«давайте отдельные и короткие указания, не давайте составных и сложных»,«давайте позитивные указания: говорите ребенку о том, что ему делать, а нео том, что ему не делать».
Встатье социального педагога МДОУ детского сада «Елочка» (пос.Двинской, Архангельской области) Л.В. Калининой «Изучаем права вместе слюбимым персонажем», также уделяется внимание использованию художественнойлитературы в работе с детьми. Автор разработала цикл занятий для детейподготовительной к школе группы.
Так,для рассмотрения и использования в практической деятельности автор предлагаетзанятие «Право на семью, заботу родителей, семейные связи».
Данноезанятие автор предлагает начинать с беседы: кого называют родственниками, чтоозначает слово «род». Далее составляется с помощью фотографийгенеалогическое дерево. Также данное занятие предлагает предварительную работус родителями (они читают ребенку сказку «Золушка», «Двенадцатьмесяцев», «Морозко»).
Такжев цикл занятий входит следующее: «Право ребенка на медицинскую помощь».Начинается данное занятие беседой: откуда берутся болезни, кто и как заботитсяо здоровье детей.
Взанятие на тему «Право на личное имущество» входит чтение рассказаН.Носова «Огурцы», беседа по содержанию, а также игра «Попросиигрушку».
Кромецикла занятий с дошкольниками, автор приводит фрагмент разработанногородительского собрания «Литературно-правовой аукцион с детьми и родителями».
Т.С.Лобанком было составлено пособие для педагогов, руководителей учреждений,обеспечивающих получение дошкольного образования «Приобщаемся кнравственно-правовой культуре». Данное пособие состоит из 4-х разделов иприложений. Первый раздел раскрывает особенности приобщения дошкольников кнравственно-правовой культуре. Второй раздел представляет собой цикл занятий поправам ребенка. Так, автор предлагает занятия на следующие темы: «Чтотакое право», «Право на жизнь», «Право на охрану иукрепление здоровья», «Право на семью», «Право на жилище»,«Право на защиту и самозащиту», «Право на имя», «Правона собственность», «Право на игру», «Право на отдых», «Правона собственное мнение».
Раздел№3 называется «Учимся правам в повседневной жизни». В данном разделеуказывается как развивать представления дошкольников о правах вне специальнопосвященных этой теме занятий".
Раздел№4 имеет название «Учимся правам вместе с семьей». В данном разделепредставлены формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей в процессеознакомления детей с правами ребенка.
Вприложениях представлены возможные варианты символов прав ребенка, которыепредлагается использовать в процессе занятий. Также автором даны рекомендациипо диагностике степени сформированности уровня правовой культуры у детей и ихродителей, диагностика нарушений прав ребенка в семье.
Авторомпредлагаются различные материалы для консультирования родителей («ПравоВашего ребенка быть „самее“ Вас», «Право на любящих и всепонимающих родителей», «Право ребенка на гуманные методы воспитания»).

ГЛАВА II.Экспериментальное выявление уровня правовой культуры у детей дошкольноговозраста
2.1 Описание и проведения диагностики уровняправовой культуры дошкольников
Ознакомление детей с правами является начальнымэтапом приобщения их к демократическим и гуманистическим ценностям, правовойкультуре. Изучение первоначальных представлений детей о правах ребенка истепени усвоения ими нравственно-правовых норм поведения возможно путемпроведения устного опроса, беседы, тестирования, наблюдения за ребенком.
С целью выявления уровня правовой культурыдошкольников нами была проведена соответствующая диагностическая процедура.
Диагностика проводилась на базе детского сада №2г.Орши.
Возрастная группа детей: старший дошкольный возраст.
Количество испытуемых: 13 человек.
Дата проведения диагностики: 29.12.2009.
Для диагностики нами были использованы следующие методики.
1.        Опросдетей на тему «Права ребенка»
2.        Беседа«Как поступить?»
Далее целесообразно привести вопросы, составляющиеоснову опросника:
1.        Знаешьли ты, что у каждого ребенка есть свои права?
2.        Какты думаешь, что такое право?
3.        Какиеправа есть у тебя и других детей?
4.        Какиеправа ты считаешь самыми важными?
5.        Ктоу нас больше всего нуждается в праве на защиту?
6.        Ктозащищает права детей?
7.        Можешьли ты сам защитить свои права и права других детей?
Правильные ответы ребенка на 5-7 вопросовсвидетельствуют о высоком уровне правовой культуры; 3-4 вопроса – о среднемуровне; если ребенок ответил менее чем на 3 вопроса, то это говорит о низкомуровне сформированности правовой культуры данного дошкольника.
Беседа «Как поступить?» являетсяадаптированным Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной вариантом и представляет собойкомплекс вопросов:
1.        Нужноли делиться игрушками с другими детьми? Почему?
2.        Нужноли принимать в свою игру других детей, если они просят об этом? Почему?
3.        Можноли драться, если другой ребенок отобрал у тебя игрушку? Почему?
4.        Можноли без спроса брать чужие вещи? Почему?
5.        Можноли шуметь, когда другие отдыхают? Почему?
6.        Можноли вертеться на занятиях, мешать заниматься другим детям? Почему?
Результаты проведенной диагностики целесообразнопредставить в виде сводной таблицы:
Таблица 1. Результаты проведенной диагностики уровняправовой культуры дошкольниковФамилия, имя ребенка Количество правильных ответов на вопросы опросника Количество правильных ответов на вопросы беседы Общий вывод об уровне правовой культуры Анташкевич Н. 5 5 высокий Борозна С. 3 5 средний Голес А. 1 3 низкий Гуринович К. 6 6 высокий Дашкевич Т. 2 3 низкий Дегалевич А. 4 5 средний Зелютков М. 4 5 средний Картовицкая У. 3 4 средний Левшевич К. 6 6 высокий Любецкая Т. 6 5 высокий Мясоедов Н. 4 5 средний Полякова А.А. 4 5 средний Полякова А.Л. 3 4 средний
Выводы: В результате проведения исследования быловыявлено, что большинство (53,8%) дошкольников данной группы имеют среднийуровень развития правовой культуры. Высокий уровень правового воспитаниянаблюдается у 30,7% группы. Низкий уровень правовой культуры выявлен только удвух человек группы, что составляет 13,4% от всех участников исследования.
Наглядно преобладание того или иного уровня развитиязнаний о правах у дошкольников демонстрируется на диаграмме:
/>
2.2 Работа по повышению уровня правовой культуры врамках группы испытуемых путем проведения серии занятий
На протяжении 1 недели с дошкольниками данной группыбыла проведена серия занятий, имеющая целью повышение уровня знаний детей освоих правах. Серия разработанных с этой целью занятий представлена вПРИЛОЖЕНИИ 3.
Главными путями реализации задачи повышения уровняправовой культуры дошкольников являются игровые занятия со знакомыми сказочнымигероями в форме путешествий; традиционные праздники, концерты; беседы,экскурсии, чтение художественной литературы, познавательные и развивающие игры,а также совместная и самостоятельная деятельность, конкурсы, развлечения,организуемые детьми. Вся запланированная работа сообщает детям знания, вызываетоценочное отношение к социальным явлениям, фактам, событиям, способствуетразвитию социальных эмоций, чувств.
Процесс познания правовой культуры находит выражениев разнообразных формах собственной деятельности детей: игровой,художественно–игровой, драматизаций, продуктивной, трудовой деятельности.Дошкольники осваивают нравственные нормы через поисково-экспериментальную,проблемную и продуктивную деятельность. Дети, независимо от возраста,включаются в решение простых творческих задач: отгадать, отыскать, раскрытьсекрет, составить, смоделировать, видоизменить, сочинить.
Работа по развитию у детей представления об основахправового сознания нацеливает на последовательное введение ребенка в социальныймир. Например, детям предлагалось понаблюдать, как относятся близкие люди другк другу, прощают ли они обиды, как их друзья относятся к обидчикам, что радуети что огорчает друзей и близких. Использование наблюдения учит детей выделятьсебя из окружающего мира, взаимодействуя с другими людьми благодаря своим органамчувств: определить цвет глаз, волос своего товарища, ощущать его тепло,воссоздавать зрительные образы. Этот прием способствует развитию эмпатии иэмоциональной отзывчивости у детей, а значит, и реализации права на дружбу,внимание, заботу.
Научить детей тонко ощущать изменение окружающегомира позволяет прием визуализации. Так, закрыв глаза, дети представляют, чтоони уменьшились в размерах до муравья и ползут по камню. Ощущая себя маленькимбеззащитным муравьишкой, ребенок пытается поделиться своими впечатлениями.Дошкольники тонко воспринимают, что все живое нуждается в защите, а значит илюди, окружающие тебя, тоже требуют сочувствия, тепла и помощи.
Прием драматизации упражняет детей в умении «вчувствоваться»в другого, войти в его положение. Каждому ребенку присущ «театральныйинстинкт» — стремление посредством игры побывать в роли другого, расширивтем самым границы своего бытия. Это помогает острее реагировать на поведениеокружающих людей и животных. Размышления детей от лица природных объектов несутбольшую смысловую нагрузку.
Дети чувствуют экологическую значимость милосердногоотношения к миру растений и животных, отмечая черствость тех людей, которыебезжалостно вторгаются в природу и вредят ей. Приласкать, погладить, утешить,отвлечь, сказать теплые слова — это доступные формы объективно и субъективнонаправленного содействия нуждающимся в этом. Включение музыки помогаетформировать осознанное отношение к душевным настроениям разных героев.
Все разделы работы взаимосвязаны и дополняют другдруга, хотя каждый имеет свою специфику, свою воспитательно-образовательнуюцель. Предварительная работа и работа на закрепление материала ведется только вповседневной совместной и самостоятельной деятельности детей, что позволяетизбежать излишней заорганизованности детей. Занятия, игры, труд в повседневнойдеятельности организуются небольшими подгруппами детей, что способствуетвзаимообучению и взаимопроверке, стимулирует познавательное общение ивзаимодействие детей.
Вся запланированная работа способствует тому, чтобыребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активногоучастника. Несмотря на всю сложность темы, при обучении детей использоваларазнообразные методы и приемы:
— использование сюжетов хорошо известных сказок(иллюстрации, видео, аудиокассеты, диафильмы);
— решение проблемных задач, поиск решений от своегоимени или имени героя;
— дидактические игры.
Формазанятий подвижная и меняется в зависимости от поставленных задач. Занятиявключают нравственные задачи, так как любая учебная ситуация должна нести всебе момент воспитания. Основной принцип в работе — дать ребятам возможностьпознавать окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах, поступках.
Большаячасть времени посвящена практике: сюжетно-ролевым и другим творческим играм,практическим делам, различным творческим конкурсам, соревнованиям, а такжебеседам, рассказам, спорам, учитывая при этом эмоциональное восприятие.
2.3 Изучение уровня правовой культуры дошкольниковпосле серии проведенных занятий
Дляизучения уровня развития у дошкольников правовой культуры были использованы теже методики, что и в констатирующем эксперименте. Результаты, полученные в ходедиагностики, представлены в виде таблицы:
Таблица 1. Результаты проведенной диагностики уровняправовой культуры дошкольниковФамилия, имя ребенка Количество правильных ответов на вопросы опросника Количество правильных ответов на вопросы беседы Общий вывод об уровне правовой культуры Анташкевич Н. 5 6 высокий Борозна С. 3 5 средний Голес А. 3 4 средний Гуринович К. 6 6 высокий Дашкевич Т. 2 3 низкий Дегалевич А. 5 5 средний Зелютков М. 4 6 средний Картовицкая У. 3 5 средний Левшевич К. 6 7 высокий Любецкая Т. 6 5 высокий Мясоедов Н. 6 6 высокий Полякова А.А. 4 5 средний Полякова А.Л. 4 4 средний
Выводы:В результате проведения исследования было выявлено, что высокий уровеньправовой культуры выявлен у 5 человек группы, что составляет 38,5% всехиспытуемых. Низкий уровень правовой культуры сохраняется у 1 человека, чтосоставляет 7,7% группы. 53,8% дошкольников имеют средний уровень развитияправовой культуры. Таким образом, можно придти к выводу о том, что послепроведения серии занятий с целью повышения уровня правовой культуры наблюдаютсясущественные изменения в знаниях детей в области права. Так, диагностикапоказывает, что количество детей с высоким уровнем правового воспитаниявыросло. В то же время, наблюдается тенденция к уменьшению количествадошкольников с низким уровнем знаний в области права.
/>
Наглядноотображает динамику развития уровня правовой культуры дошкольников своднаядиаграмма по результатам проведения двух методик (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 4).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Необходимостьособой правовой защиты несовершеннолетних обусловлена, прежде всего, ихфизической и умственной незрелостью, потребностью в охране и заботе,обеспечении условий для нормального развития и образования.
Дляобеспечения будущего, обществу необходимо здоровое развитие детей.
Каждыйребенок имеет неотъемлемое право на жизнь, охрану и укрепление здоровья, правона уровень жизни и условия, необходимые для полноценного физического,умственного и духовного развития.
Государствои его органы создают надлежащие условия матери:
— по охране ее здоровья – в дородовый и послеродовый периоды;
— осуществляют профилактику заболеваний, пропаганду здорового образа жизни;
— предоставляют детям бесплатную квалифицированную медицинскую помощь.
Государствои его органы через систему социальных и экономических мер обеспечивают созданиеэтих условий.
Особоезначение в жизни ребенка играет семья. Жизньсемьи характеризуется материальными и духовными процессами. Семья, ее формы ифункции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровнякультурного развития общества. Поэтому, чем выше культура общества, тем вышекультура семьи. Значимость воспитательной деятельности семьи, педагогическойкультуры и воспитанности самих родителей в современных условиях значительновозрастает, так как обновляются задачи, содержание, средства и формы воспитаниядетей в семье, в современной деятельности семьи, детского сада, учреждений ислужб. Поэтому задача педагогического коллектива состоит в том, чтобсовершенствовать свои подходы, искать более эффективные формы взаимодействия сродителями.
Таким образом, идеи педагогической культуры, задачивоспитания и обучения родителей, их роль в решении семейных и социальныхпроблем общества, которые связаны с воспитанием детей, помогут преодолетьнеуверенность в своих силах; улучшить воспитание детей посредством гуманизацииих жизнедеятельности; снизить и упредить отрицательные явления. Задачапедагогического коллектива состоит в том, чтобы совершенствовать свои подходы,искать более эффективные формы взаимодействия с родителями и влияния на них.
Экспериментальное изучение уровня развития правовой культурыдошкольников, а также проведенные занятия по повышению данного уровня позволяютсделать следующие выводы:
Детям старшего дошкольного возраста (5-6 лет) доступнасистема знаний о правах человека, четко структурно оформленная и опирающаяся наследующие принципы отбора:
— права, с содержанием которых дети постоянно встречаются всвоей жизни;
— права, которые наиболее часто нарушаются взрослыми илидругими детьми;
— права, знание которых может способствовать развитиюинтереса детей к социальным явлениям и доступны познанию на уровне элементарныхобобщений.
Формирование у детей 5-6 лет представлений о правах человекапроисходит более успешно при использовании поисково-экспериментальных, игровых,проблемных, практических методов, наблюдения и самонаблюдения, что делает этотпроцесс личностно-значимым.
Врезультате проведенного эксперимента можно придти к заключению о том, что послепроведения серии занятий с целью повышения уровня правовой культуры наблюдаютсясущественные изменения в знаниях детей в области права. Так, диагностикапоказывает, что количество детей с высоким уровнем правового воспитаниявыросло. В то же время, наблюдается тенденция к уменьшению количествадошкольников с низким уровнем знаний в области права.
ЛИТЕРАТУРА
1.        АлешинаН.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. –М., — 2001, — 234 с.
2.        БабичЛ.Н. «365 увлекательных занятий для дошкольников» – Москва,Айрис–пресс, 2000 – 256 с.
3.        ВсеобщаяДекларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН от 10 декабря 1948г. Мн. – «Беларусь», 1998. – 15 с.аучно-практической конференции. –Минск, 23 апреля 2004 г./Отв. ред. Н.В. Литвина. – Мн., БГПУ. – 215 с.
4.        ГаврилинаС.Ю., Кутявина Н.Г., Топоркова И.К., Щербина С.А. Безопасность вашего малыша. –Ярославль: " Академия развития ", 1997–160 с.
5.        Гармонизацияпсихофизического и социального развития детей: материалы
6.        Детскийсад, семья, школа – сотрудничество во благо ребенка: МатериалыІІРеспубликанской научно-практической конференциистудентов и молодых ученых, г. Минск, 26 апреля 2007 г./ Бел. гос. пед. ун-тим. М.Танка. – Минск: БГПУ, — 2007. – 132 с.
7.        ДороноваТ. Защита прав и достоинства ребенка в дошкольном учреждении и в семье//Дошкольное воспитание, — №8, — 2001, — С.6-9
8.        Дружныеребята: воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников/ под ред.Р.С.Буре. — М, — 1997, — 145 с.
9.        ДубининаД.Н. Мир вокруг меня. – Мн., 2006, — 165 с.
10.     ЕфимовскийЕ. Карусель изобретений. Мудрые науки без назидания и скуки. С — Петербург: "Комета Дуэт ", 1994. – 112 с.
11.     ЗаконРеспублики Беларусь «Об образовании» (1991, 2002)
12.     ЗаконРеспублики Беларусь «О правах ребенка» (1993г.) и Закон РеспубликиБеларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь „Оправах ребенка“ (2000г.) – 11 с.
13.     Знакомимдошкольников с Конвенцией о правах ребенка /Авт.-сост.: Е.В.Соловьева,Т.А.Данилова, Т.С.Лагода, Н.М.Степина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ,2004. – 88 с.
14.     КацубоС.П., Жорова М.А. Семья в жизни человека: правовые основы. – Гомель: Рес. унит.предприятие „Центр науч.-тех. и деловой информации“, 2003. – 88 с.
15.     КозловаС.А. Мой мир: приобщение ребенка к социальному миру. – М., — 2000, — 188 с.
16.     Конвенцияо правах ребенка. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. ЮНИСЭФДетский Фонд ООН – 28 с.
17.     ЛадутькоЛ.К., Шкляр С.В. Познаем мир и себя. – Мн., 2004, — 76 с.
18.     ПетеринаС.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. – М, — 1986, — 88 с.
19.     Праваребенка. / Авт.-сост. О.Н. Ячменева. Витебск: Изд-во УО „ВГУ им. П.М.Машерова“, 2—3. – 30 с.
20.     СмагинаЛ. Права ребенка в дошкольном возрасте // Пралеска. 2004. №12.
21.     Смагина,Л.И., Права ребенка: теория и методика: Монография. – Минск: Бел. фонд соц.поддержки детей и подростков „Мы – детям“, 1999. – 137 с.
22.     Стоуроков по правам ребенка: Учеб.-метод. пособие/Л.И. Смагина, А.С.Карнейчик,А.А. Петрикович, И.А.Царик. – Мн.: Універсітэцкае, -1999.– 171 с.
23.     Положениедетей в Республике Беларусь в 2006 г. национальный доклад / Нац. комиссия поправам ребенка, МО РБ. – Мн., НИО. 2008. – 164 с.
24.     УрунтаеваГ.А., Афонькина Ю.А. Знакомим малышей с окружающим миром. – М, — 1997, — 212 с.
25.     УсачевА.Н. Всеобщая Декларация прав человека для детей и взрослых. М: » Ангстрем",1993. – 84 с.
26.     ФомичеваТ.П. Я и мир вокруг меня/под ред. Е.И. Красило. – Мозырь, — 2001, — 230 с.
27.     ЧечетВ.В., Коростелева Т.М., Семья и учреждения, обеспечивающие дошкольноеобразование: взаимодействие в интересах ребенка. Мн. – 2004. – 116 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ1НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАЩИТЫ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
1.        КонституцияРеспублики Беларусь (1996);
2.        ЗаконРеспублики Беларусь «Об образовании» (1991), (2002);
3.        Закон«О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» (1992);
4.        ЗаконРеспублики Беларусь «О правах ребенка» (1993) и Закон РеспубликиБеларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь „Оправах ребенка“ (2000);
5.        КодексРеспублики Беларусь о браке и семье (КоБС) (1999);
6.        ПостановленияСовета Министров Республики Беларусь:
»Обутверждении положения о приемной семье" (1999);
«Положениео порядке назначения и выплаты государственных пособий семьям, воспитывающимдетей» (2002);
7.        ПриказыМинистерства образования Республики Беларусь:
«Положениеоб органах охраны детства» (1999);
«Примерноеположение о социально-педагогическом центре (1999);
8.        УказПрезидента Республики Беларусь „О президентской программе “ДетиБеларуси» на 2001-2005 годы" (2001);
9.        ЗаконРеспублики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности иправонарушений несовершеннолетних» (2003);
10.     ЗаконРеспублики Беларусь «Об образовании лиц с особенностями психофизическогоразвития (специальном образовании)» (2004);
11.     ЗаконРеспублики Беларусь «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей,оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей»(2005);
12.     УказПрезидента Республики Беларусь «О президентской программе „ДетиБеларуси“ на 2006-2010 годы» (2006);
13.     ПостановлениеСовета Министров Республики Беларусь «О государственном обеспечениидетей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числадетей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся вучреждениях, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушенийнесовершеннолетних» (2006);
14.     УказПрезидента Республики Беларусь «О Национальной комиссии по правам ребенка»(2006);
15.     ДекретПрезидента Республики Беларусь «О дополнительных мерах по государственнойзащите детей в неблагополучных семьях» (2006);
16.     ЗаконРеспублики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в некоторые законыРеспублики Беларусь по вопросам государственной защиты детей в неблагополучныхсемьях» (5 января 2008 года).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.