Тема 1 Сравнительнаяхарактеристика методики и технологии. Технологическая цепочка действий учителяв пед.процессе
Понятие «Педагогическаятехнология» обозначает прежде всего приемы работы учителя. Помимо технологий,кот.объясняют последовательную цепочку действий учителя и учащихся, основанныхна конкретных идеях, закономерностях, существуют пед.методики.
Сравнит.хар-ка:
1. Целенаправленность.
В технологии всегда четкосформулированы цели, периодически подвергающиеся диагностике. В методике целиопределены, но не на таком достаточном уровне, часто они имеют размытыйхарактер.
2. Концептуальность.
В т. Всегда выступаетосновой глубоко разработанная теория. В методике чаще всего таких глубоких идейне отмечается => т.подтверждает., а теория – развивает.
3. Системность (р/м цели, содержание, формы,методы, средства, условия)
В м. системность невсегда высоко разработана, в т. Всегда высокий уровень системности, применениеи проектирование целей, системы содержания, методов и средств обучения иливоспитания.
4. Диагностичность (предусматривает оценку результатаисходного или промежуточного) в т.оценка результатов не должна иметьформального количественного хар-ра, а должна носить качественныйдиагностический хар-р. В м.исп-ся как формальные количеств.оценки, так икачественные.
5. Гарантированностькачества.
Характеризуягарантированность качества, в т.отличают устойчивую высокую. В м.гарантированного результата быть не может, потому что она имеетисследовательский хар-р.
6.Новизна.
В т.новизна хар-ся тем,что используются новейшие достижения как научные, так и технические. М.невсегда опирается на новейшие достижения в области идей и средств.
Тема 2 Технологияпрограммированного обучения
Теория возникла в 50-егоды 20 века, предложил ее амер.ученый Бенджамин Скиннер. Он разработалпрограмму подачи инф-ции в виде опред.порций. Позднее немецкий психологН.Краудер разработал программу для самостоятельного обучения.
Цель:
1.Эффективное обучение наоснове научно разработанных программ
2. Обучение, учитывающееиндивид.особ-ти ребенка
Виды обучающих программ:
1.Линейная-хар-ся тем, что идет сменаинформационных блоков с контр.заданием и обучающиеся дают правильный ответ,либо выбирают его из предложенных.
2. Разветвленная – отличается от линейных тем, что вслучае неправ.ответа предлагается доп.инф-ция, позволяющая выполнитьконтр.задание и получить новую порцию учебной инф-ции.
3. Адаптивная — предлагает выбор определенногоуровня сложности и усложняет инф-цию по мере усвоения обучающимися, но при этомони пользуются доп.лит-рой.
4.Комбинированная – включает в себя все вышеизложенныевиды программ.
Тема 3 Технологиямодульного обучения
Особенности:
1. позволяетиндивидуализировать процесс обучения
2. обеспечиваетуправление учащимися своей учебной деятельностью
Цель: создать условия для усвоенияучащимися содержания образовательных программ, решающих общие дидактическиецели
Модуль – это относительно самостоятельнаядидактическая единица модульной программы, состоит из учебных элементов.Учебный элемент – дидактическая единица учебного материала, реализующая частнуюдидактич.цель. Таким образом, модулем называют автономную часть учебногоматериала, состоящую из след.элементов:
1) четкая цель
2) банк информации
3) методическоеруководство по достижению целей
5) практические задания
5) контрольные работы
Принцип модульныхтехнологий:
1. принцип модульноститребует построения обучения по отдельным функциональным блокам (модулям).Предназначены для достижения конкретных дидактических целей.
2. принцип выделенияиз содержания обучения обоснованных элементов. Это требует рассмотренияматериала как единой целостности, направленной на достижение дидактическихцелей.
3. принципдинамичности обеспечивает свободное изменение содержания модулей согласносоциальному заказу.
4. принцип осознаннойперспективы. Обучающиеся должны понимать близкие, средние и отдаленныестимулы
5. принципразносторонности методического конструктирования (каждому модулю соотносятсвои объяснительные методы)
6. принциппаритетности предполагает взаимодействие учителя с учащимися
Содержание курсамодуля размещает три уровня:
1) полный
2) сокращенный
3) углубленный
Тема 4 Технологиягруппового и коллективного взаимодействия
Обеспечивает одновременноэффективное решение развивающих, воспитательных задач. Совместная учебнаядеят-ть играет решающую роль в достижении след.целей:
1. развитие мышленияобучающегося в процессе совместного творческого поиска и решения учебных задач.
2.создание доп.мотивациив учении в результате возникшей в процессе личностнозначимого сотрудничества, атакже в результате межличностных отношений, которые сопровождаютсяэмоциональным переживанием и формированием общности «Мы»
3. формированиемежличностных отношений, готовности к сотрудничеству и понимания к другим
4. овладение способамиорганизации совместной деятельности
5. развитие самосознания,их самоопределения и самореализации
6. формирование активнойпозиции обучающихся
7. моделирование вучебной деят-ти деловых отношений
8. формированиеблагоприятного психологического микроклимата
9. развитие речипосредством значительной интефикации
Анализ существующихмоделей технологий коллективного и группового взаимодействия позволяет выделитьосн.условия в организации обучения совместной деят-тя:
1.позитивнаявзаимозависимость. Направленность обучающихся на достижение определенногорезультата
2.межличностноевзаимодействие
3.четкое определениецелей группы
4. совместная выработканорм и принципов группового взаимодействия
5.совместная оценка ходаи результата работы в процессе групповой рефлексии
6.сочетание групповой ииндивидуальной оценки результатов деят-ти и учет персонального вклада каждого
7.создание определенныхусловий для работы
8. особая позицияпреподователя, который выступает в роли координатора деят-ти
Принципы технологии:
1.принципиндивидуальных планов
гл.цель – повышениеэффективности обучения посредством решения учебных задач на основевзаимодополнения, взаимообогащения, кооперации результатов работы каждогоучастника. На основе этого принципа построены такие технологии, как КСД, работа«творческих групп» и работа в группах сменного состава.
2.принцип организациисовместной деятельности
основывается на выявлениии столкновении различных точек зрения, позиций обучающихся и их взглядов напроблему. Эффективность обеспечивается через р/м различных точек зрения ивыбора наиболее верной и удовлетворяющей большинству. Психологическиемеханизмы взаимодействия – «конструктивный конфликт», предполагающий умениеслушать и понимать других, уважительно относиться к различным точкам зрения,поиск путей согласования позиций. На этом принципе основываются такие методы,как дискуссия и позиционно0ролевая игра.
3. принципразвивающейся кооперации
Особенность –направленность групповой работы на исследование, на совместный поиск решениязадач. В рез-те совместная деят-ть развивает творческое, системное мышление,формирует способность к самоуправлению, соуправлению, саморазвитию, соразвитию.На основе этого принципа орг-ся деятельностные игры.
4. принцип ролевогоповедения
в рез-те обеспечиваетсяорг-ция совместной деят-ти в контексте деят-ти. При
этом обучающиесявыступают в определенной ролевой позиции, воссоздают реальную и воображаемуюдеят-ть. Примером данной технологии служат игры и дискуссии («суд», «дебаты»,«пресс-конференции»)
Способы организацииколлективного взаимодействия.
В зависимости от хар-раорганизуемой деят-ти можно выделить неск.способов работы, позволяющиходновременно обеспечить взаимодействие обучающегося в малых и крупных группах.
1.малые группы получаютодно и то же задание, а выполнив, представляют в устной или письменной формерезультаты, соотносят с рез-ми деят-ти др.групп, при этом дополняя друг друга,исправляя ошибки и оценивая эффективность групповой работы.
2. группы получают разноезадание, но работают на общий рез-т. по окончании работы групп рез-ты сводятсявместе и происходит групповое взаимодействие.
3. группы получают разноезадание, а выполнив, предоставляют на общее обсуждение
4. группы сменногосостава позволяют реализовывать сразу 1 и 2 способы, при этом обеспечиваютразделение заданий не только м/у группами, но и каждым обучающимся
5.работа групп попринципу «вертушки». Дает возможность каждой группе последовательно проработатьвсе задания, перемещаясь по аудитории от одного стола к другому. На столахпредставлено нов.задание или часть общего задания.
6. работа групп попринципу «эстафеты». Перемещаются не группы, а задания. Каждой группе выдаетсязад., над которым она начинает работу, через опред.время задание передаетсядр.группе по кругу, а данная группа получает задание от гр., расположенной покругу до нее и продолжает выполнять его. Т.о. каждая группа вносит вклад врешение познавательных задач. В конце работы каждой гр. По кругу вовращаетсяпервоначальное задание. группа обобщает рез-ты коллективной работы ипредставляет конечный рез-т на всеобщее р/м.
Тема 5 Технологияполного обучения
Цель – обеспечение достаточного высокихрез-тов (уровней обученности) каждому ученику.
Задачи:
1. максимальнооптимизировать условия обучения.
2. адаптироватьданные условия к индивид.особенностям учащихся.
3. создать условиядля успешного обучения каждого ученика.
Основа – идея повышения эффективности обученияи гарантированного достижения учащимися запланированных рез-тов обучения.
Характеристика – эффективное построение обучения помодели полного усвоения предполагает четкое фиксирование рез-тов, кот.должныдостичь учащиеся на уровне «полного усвоения».
Этапы усвоения:
1. восприятиеучебного материала, результатом кот.становится формирование представленийучащихся об изучаемом предмете или явлении.
2. осмысление,проникновение в сущность изучаемого предмета или явления через сравнение,сопоставление, анализ, абстрагирование и др.умственных действий.
3. обобщение исистематизация.
4. запоминание
5. применениезнаний, оперирование ими и освоение способами практич.деят-ти.
Уровни усвоения:
1. опознание иразличение (фиксируется наличие представлений о явлении или предмете и умениевыделять его из др.)
2. запоминание,неосмысленное воспроизведение свидетельствует о том, что этап осмысленияпропущен.
3. понимание иосмысление сопровождается воспроизведением изученного материала и проявляетсяв способностях объяснить, изложить его сущность.
4. применение знанийв стандартных ситуациях. Учащиеся способны выполнять действия по образцу,решать типовые задачи.
5. перенос знаний испособов деят-ти в новую ситуацию для решения новых задач, реализуя поисковыедействия (варьирование, видоизменение, оценивание, комбинирование,перегруппировка, прогнозирование).
Первые 4 уровня –репродуктивного хар-ра (требуют воспроизведения инф-ции и способов деят-ти). 5уровень яв-ся продуктивным, творческим.
Эффективность –технология полного усвоения предполагает формирование эталонов полногоусвоения посредством определения целей через рез-ты обучения, выраженные вконкретных действиях ученоков.
Система целей обученияпознавательной и эмоционально-ценностной области:
1. цели обучающего иинтеллектуального-развивающего хар-ра.
2. воспитательныецели.
Тема 6Профессионально-ориентированная технология обучения спец.дисциплинам
Цель: обеспечить проф.становление личностисовр.конкурентно способного специалиста, готового к полноценной профессиональнойуаправленческой, производственно-технологической, исследовательской,научно-методической деят-ти.
Задачи:
1. формирование увыпускника ценностных отношений к собственному проф.образованию и проф.деят-ти.
2. гарантированнаяреализация образовательных программ, достижение запланированного уровня икачества подготовки специалиста.
3. развитиетворческого потенциала личности.
4. воспитаниеполноценной направленности, готовности к самореализации личности в обществе.
Основа – важнейшими исходными положениямиданной технологии яв-ся принципы ценностных отношений. Неразрывность процессовусвоения научн.знаний и формирование творческих умений, а также планомерностьформирования умственных действий и направленности личности.
Сущность и спецификапроцесса обучения кроме целей и задач, определяется также функциями егоосновных субъектов – преподаватели и обучающиеся, характером их взаимодействия.
Хар-ка: учебно-познавательная деят-ть учащихся представляет собой целостный процесс усвоения в системе научныхзнаний. Формирование творческих умений, навыков путем пошагового продвижения вобразовании, умственном развитии и воспитании от одного этапа обучения к др.Обучающая деят-ть преподавателя заключается в созданииорганизационно-педагогических условий для самост.учебно-позновательной деят-тиобучающихся в оказании им пед.поддержки и методической помощи, обеспечивающихгарантированное решение дидактич., развивающих и воспит.задач на основеумственных, психолого-пед. Процедур и системных комплексов, методов, форм,средств пед.взаимодействия.
Эффективность:
1. обеспечиваетгарантированное выполнение требований гос.образовательных стандартов к уровню икачеству подготовки специалистов.
2. в процессеобучения создаются необходимые условия для становления творчески активной,ценностно-ориентированной личности специалиста-профессионала.
3. технологиясодержит в дидактичюструктуре механизмы ее адаптации к уровню способностейобучающегося, к самост.обучению, умств.развитию и воспитанию.
4. позволяетосуществить действенный мониторинг процесса и рез-та подготовленностиобучающихся, выводить и из затруднений, поддерживать и развиватьпознават.интерес.
5. обеспечиваетсяобщая эмоц. Удовлетворенность обучающихся.
6. технологиявоспроизводима каждым преподом в независимости от его опыта.
7. позволяетобеспечить полное усвоение учебного материала каждым обучающимся наустановленном стандартном уровне.
Тема 7 Технологияконструирования пед.процесса. Планирование как результат конструктивной деят-типедагога
Одним из решающих усовийуспеха пед.процесса яв-ся структурирование, вкл.в себя анализ, диагностику,определение прогноза и разработку проекта деят-ти. На этих этапах можновыделить осн.виды деят-ти педагога, направленные на конструирование седержания,средств и программ действий. Соответственно, технологию кпп можно представитькак единство технологий конструирования содержания, констр.материальных иматериализованных средств и констр.деят-ти. В каждой из перечисл.технологийвыделяются осуществляемые педагогом компоненты: аналитический компонент,завершающийся постановкой диагноза; прогностический и приективный компонентымыслительной творческой деят-ти. Анализ – прогноз – проект яв-ся неразрывнойтриадой при решении любой пед.задачи, независимо от ее содержания и временныхограничений. Продуктивность решения стратегических, тактических и оперативныхзадач обуславливается качеством технологий констр-ния вне зависимости от того,был ли проект как ее рз-т заранее зафиксирован в виде плана или простоконспекта. Технология кпп не м.б.связана только лишь с обдумыванием действийпедагога, она обязательно проектирует деят-ть учащегося.
Осознание пед.задачи,анализ исходных данных и постановка пед.диагноза.
Пед.цели определяют общуюстратегию пед.процесса и материализуются в учебных планах, программах,методич.рекомендациях и др.уч.пособий. Пед.цели на этапе подготовкипед.процесса должны осознаваться педагогами как пед.задачи. в творческомпроцессе педагога осмысливаются разные пед.задачи.
Группы задач:
1. Общие – связанысо всей уч.-воспит.деят-тью, кот.в итоге определяет все детали творческогопроцесса и яв-ся общими концепциями процесса.
2. Этапные – связаныс конкретным этапом пед.деят-ти и отражают опред.ступени в формированииличности
3. Ситуативные(частные) – связаны с конкретными элементами деят-ти.
Осознание пед.задачи –это непременное условие продуктивного осуществления деят-ти. Если пед.задача неосознается, то она в конечном итоге и не решается. Осознание пед.задачипроисходит через ее исходные данные и постановку диагноза. Анализ исходныхданных, кроме опред.места сложившейся ситуации в целостном пед.процессе, долженразвиваться на основе уяснения состояния его осн.компонентов, хар-ресложившихся м/у ними отношений, содержание пед.процесса, наличие средств иусловий реализации деят-ти. Анализ исх.данных конкретной ситуации теснейшимобразом связан с учетом множества научн.фактов и фактов, кот.вытекают изпланомерного изучения состава пед.процесса. диагноз практической педагогики –это оценка общего сост.пед.процесса или отдельных его элементов в моментфункционирования. По широте психодиагностич.обследование может охватитьиндивидуальность учащегося в целом или отдельных его элементов. По временномупризнаку оно м.б.оперативным или долговременным. Опер.диагностика строится врез-те анализа устных и письм.ответов учащегося, на анализе их поступков,психич.состоянии. долговременная диагностика должна принимать во вниманиенедостатки и отклонения в учебной деят-ти и поведении учеников, а также вотдельных чертах психич.индивидуальности школьника или коллектива в целом.Проведение пед.диагностики обязывает препода владеть методами и методикамиизучения личности, особенностей коллектива и сост.пед.процесса в целом.
Планирование какрезультат кпп.
Логическим итогомтехнологии кпп яв-ся материализация проекта пед.деят-ти в виде плана,плана-конспекта или конспекта. При этом важно отметить, что при составлениипланов учитель может исп-ть имеющиеся рекомендации. В планах должнынаходитьсвое отражение интересы и потребности учащихся, соотнесение их собществ.интересами. педагогом при планировании должны учитываться интересы ипотребности, формирующие личность. План воспит.работы с классом долженсогласовываться с общешкольным планом.
Рекомендации ксоставлению планов:
1. целенаправленностьи конкретность образовательных задач
2. разумнаядетализованность и краткость плана (компактность)
3. отражениеразнообразия в содержании форм, методов, оптимальное сочетание просвещения иорг-ции деят-ти.
4. преемственность,систематичность и последовательность.
5. сочетаниеперспективности и актуализации намеченных видов работы
6. единствопед.рук-ва и активности воспитанников
7. реальность, учетвозрастных и индивид.особ-тей учащихся, уровня подготовки и условий жизни.
8. связвнутришкольной работы с работой вне школы
9. гибкость ивариативность плана
Тема 8 Технологиясоставления плана пед.деятельности кл.руководителя
Структура плана.
План кл.рук — это конкретное отображениепредстоящего хода воспит.работы в ее общих стратегических направлениях и мельчайшихдеталях.
Составление плана.
Подготовка составленияплана завершается составлением хар-ки коллектива. Это начальный этаптехнологич.цепочки планирования. След.этап предполагает знакомство Кл.рук.собщешкольным планом воспит.работы, кот.д.б.составлен к нач.уч.года. из негонеобходимо выбрать все общешкольные мероприятия, в кот.будет задействован вашкласс. Будучи соотнесенным с датами, эти мероприятия составятоснову будущегоплана. Здесь необходимо подчеркнуть недопустимость отожествления планов работыКл.рук.и жизнедеятельности коллектива. Опытные педагоги после этих двух этаповприступают к формулировке воспит.задач, продумывая систему мероприятий и отборуреально выполнимых общ.полезных дел. Начинающим педагогам целесообразнопредварительно соотнести полученную инф-цию с общими данными об особ-тяхвозраста учащихся и имеющимися рекомендациями – помощь Кл.руководителю. приопределении доминирующих воспит.задач надо исходить из целостного подхода корг-ции пед.процесса.основу плана должны составлять реальные дела иразнообразные виды деят-ти.
Задача воспитания, аследовательно и содержание на строго очерченный период времени должныопределять социальная, возрастная и индивидуальная ситуация в развитии. Соц-наяситуация характеризует идею коллективных дел, возрастная обуславливает выборформ деят-ти, ситуация индивид.развития придает содержательной стороненеповторимость работы с детьми. Соответственно, выделяются 3 основныхобъекта внимания кл.рук.:
1. коллектив
2. сама деят-ть
3. индивидуальность
В целях обеспечения гармоничного развития каждого ученика, отбирая содержание в работе,Кл.рук.должен вкл.в план, а затем и в сам пед.процесс познавательную, трудовую,худ.-эстетическую, ценностно-ориентационную, коммуникативную и др.виды деят-ти.При этом важно, чтобы внутри перечисленных видов деят-ти достигалосьразнообразие их видов. Когда план в целом сформулирован и составлен, наступаетпериод его «доводки». Кл.рук.обсуждает его отдельные разделы с коллегами,учителями, родителями, учащимися, а также осуществляет коррективу с планамиработы класса и обществ.орг-ций. План Кл.рук.богаче плана жизнедеят-тиколлектива, т.к.содержит не только воспит.мероприятия, а также работу,направленную на изучение учащихся и коллектива. В совокупности эти планы дополняютсодержание тех учебных и общественно полезных дел, организация и выполнениекот.направлены на формирование ценных деловых и нравственных качеств ушкольников. Закл.этап технологич.цепочки планирования – это обсуждение плана склассом и выбор ответственных за отдельные мероприятия.
Структура плана.
В реальной шк.практикеплан работы Кл.рук.имеет разнообразную структуру. Это связано с различнымиусловиями функционирования школ и отдельных коллективов. Структура, а следовательно и сами формы планов зависят от уровня пед.квалификации учителя.Если опытный педагог может ограничиваться кратким планом, то нач.учителям надорекомендовать составление подробных развернутых планов. Структура планов имеет след.параметры:
1. краткая хар-какласса и анализ воспит.работы
2. воспит.задачи
3. основныенаправления деят-ти кл.рук.
4. координациявоспит.деят-ти учителей, работающих в данном классе
5. работа кл.рук.с родителями и с общественностью
Тема 9 Понятие«Воспитательная технология». Воспитательный результат технологии
Воспитательнаятехнология –приложена к процессу становления, формирования человека как соц.способногосущества. ВТ – это прежде всего пед.технология. Пед.технологии в педагогике наслуху существуют более 10 лет. Вокруг феномена пед.технологий немало споров.Остановимся на процессуальном подходе, согласно кот.пед.технология – этоопределенная последовательность действий, обеспечивающих достижениедиагностируемого и прогнозируемого рез-та. Чтобы говорить о ВТ следует учесть,что под воспитанием понимается прежде всего целенаправл.процесс влияния насоциализацию. Ядром социализации яв-ся формирование и закреплениесоц.опыта человека. Под соц.опытом следует понимать опыт взаимодействия(общение или совместная деят-ть школьников друг с другом и с педагогами). ВТтрактуется как устойчивая целенаправленная последовательность действийпедагога, ведущая гарантированно к воспит.результату, заявленному в целях.
Воспитательный результаттехнологии.
Под воспит.рез-томтехнологии имеется ввиду получение школьником позитивного соц.опыта вследствиесоответствующих действий педагога. ВР выражается в 2 признаках:
1. критерий факта(факт участия школьника в задаваемом технологией взаимодействия)
2. критерийотношений ( позитивное отношение школьника к факту своего участия всоответствующем взаимодействии)
Тема 10 Личностныйподход к воспитанию
Многочисленные пед.теориивоспитания чаще всего определяются исходя из модели личности ученика. Личностьшкольника в условиях личностно-ориентированного воспитания выполняет приоритетнуюи системообразующую роль. Нужно обращать внимание на возрастные ииндивидуальные особ-ти и эмоц.состояние. проблема учета эмоц.состояния ввоспитании остается еще не разработанной. Так диапазоны эмоц.состояния различны- от радостного (возбужденного) до угнетенного (подавленного). Обобщаяизложенное, можно выделить неск.пед.рекомендаций:
1. учитель долженлюбить своих учеников, но постоянно настраивать себя на доверительные,доброжелательные отношения с ними.
2. в любой ситуациистремиться понять своего ученика. Его цели, мотивы, поступки.
3. нужно помнить,что каждый ученик – уникальная личность со своими особ-ми, кот.имеют свойствоизменяться.
4. помнить, чтокаждый ученик хоть в чет-то, но талантлив.
5. если учениксовершил отвратительный поступок, он всегда должен получить шанс исправиться,учителю нельзя быть злопамятным.
6. ни в коем случаенельзя сравнивать детей друг с другом, и в каждом надо искать «точки роста»
7. учитель долженпомнить, что только взаимная любовь с учениками ведет от взаимопонимания ксотрудничеству.
8. ученик должениметь шанс самоутвердиться и самореализоваться.
9. учитель долженпрогнозировать, проектировать, стимулировать творческое самообразованиеучеников.
10. учитель долженискренне гордиться своими учениками.
Тема 11 Деятельностныйподход к воспитанию
Хорошо известно, что человек развивается и проявляет себя в деят-ти – эта закономерность лежит воснове деятельностного подхода в воспитании. Любое воспитательное мероприятиетребует организации деят-ти детей и каждый ребенок в силу своих способностейдолжен проявлять себя в ней. Только в этом случае деят-ть будет значима длявсех. Учитель должен помнить, что нельзя навязывать ч.-.л.и давить научеников, каким бы авторитетом он не обладал. Он должен активно вовлекать впассивную работу каждого ученика. При анализе орг-ции деят-ти особое местоимеет представление о его структуре деят-ти.
Поскольку любая деят-тьвозникает в опред.ситуации, в педагогике часто говорят о ситуативном подходе ввоспитании и в нем различают неск.правил:
1. в любой ситуациикакой бы сложной она не была, нужно спешить принимать продуманное взвешенноерешение
2. при принятииопред.стратегии своего поведения отдавать предпочтение высоконравственнымкритериям и приемам выхода из сложн.ситуаций
3. в сложныхситуациях следует принимать поэтапные решения
4. по ходу развитиясобытий в сложн.ситуациях нужно корректировать свои действия
5. если вы совершилиошибку, не нужно бояться признаться в этом
Тема 12 Культурологическийподход к воспитанию
В педагогике в последнеевремя все увереннее развивается культурологический подход в воспитании и онвыполняет системообразующую роль в теории и практике.
Суть – воспитание будеттем эффективнее, чем больше оно будет вписано в контекст культуры, авоспитанник будет творчески развивать лучшие образцы культуры (нации, страны,мировой цивилизации).
В основе подхода лежиторганизация воспитания как процесса присвоения и развития личностью достиженийкультуры.
В этом подходевыделяют стратегии:
1. развитие личностикак человека культуры
2. эффективностьвоспитания зависит от уровня культуры препода
3. в качестве базисав воспитании должна лежить нац.культура
4. в воспитаниинеобходимо учитывать социо-культурную ситуацию в стране
5. уровень культурыродителей играет важную роль, а порой и решающую
Тема 13 Ценностныйподход к воспитанию
Проблема ценностей ввоспитании всегда была актуальной. От того, какие ценности педагог считаетприоритетными и особенно значимыми, в таком направлении и осуществляетсяпроцесс воспитания. Среди ценностей и ценностных ориентаций учащиеся чаще всегоуказывают на следующее:
1. стремление кистине
2. соц.справедливость
3. честь идостоинство
4. здоровье свое иокружающих
5. доброжелательностьи гуманность
6. уважение кталанту и инакомыслию
7. любовь кОтечеству
8. религиозные (верав бога)
Естественно, с точкизрения содержания, ценности могут дифференцироваться на социальные,духовно-нравственные, интеллектуальные.
Среди ценностей иценностных ориентаций учащиеся по значимости пед.проблемы называют проблемувоспитания ЗОЖ у детей, пробему образованности, культуры общения и поведения.Ценностные ориентации и ценности должны служить для любой личности внутреннимориентиром, стимулом для своего развития ценностей.
Тема 14 Гуманистическийподход к воспитанию
Гуманистический подход ввоспитании прежде всего отображает систему взглядов, согласно которой человекпредставляет собой высшую ценность, имеющую право на существование, счастье идостойную жизнь. Поэтому для гуманной педагогики становятся приоритетнымивопросы о правах и свободах ребенка, его свободном и творческом развитии.Гуманный подход в воспитании базируется на том, что должно осуществитьсявзаимное уважение, справедливое отношение м/у его участниками.
Принципы гуманной педагогики:
1. ребенок долженпознавать и усваивать человеческую истину (все что в жизни есть правдивое,справедливое, научное, нравственное, доброе и полезное)
2. познание себя
3. проявлять своюистинную индивидуальность
4. находитьобщественный простор для развития своей «истинной природы» (безграничностьвозможностей, способностей, задатков и талантов) совпадение интересоввоспитанников с общечеловеческими интересами
Тема 15 Ценностноесамоопределение подростков. Духовно-практическая сфера деят-ти
Существует 2 пониманиясущности с.:
· С. как самоограничение, преобладают внешние цели
· С. какальтернативный выбор осознания и расширения границ возможного, преобладаютвнутр.факторы.
Основные этапы с.:
1. осознание того,что такое хорошо и что такое плохо
2. осознание способадействий в конкретных ситуациях
3. осознание сил
4. осознаниереальных возможностей м/у кот.должен существовать выбор
5. осознаниепоследствий
6. осознание должно сочетаться с желанием действовать
С.согласно Рубенштейну –непрерывный и поэтапный процесс, характеризующийся продвижением человека наболее высокие ступени.
Функции и механизмы – становление человека как субъектасобств.развития посредством рефлексии себя, своей жизни и выработки ценностногоотношения к себе, людям и окр.миру. Т.о., с.можно р/м как сочетание внешних ивнутренних форм актичности человека. Внешняя форма – действие, поступок,внутренняя – смысловые образующие структуры с.
Принципы с.подростков:
1. культуросообразность
2. событийнаяобщность
3. ценностно-ориентационнаяинтерпретация всех компонентов
4. активностьличности
5. деятельностнаянаправленность соц.-пед.процесса
6. свободосообразность
7. опора наценностный опыт поколений
8. многомерныйдиалог
ЦС вдуховно-практической сфере жизнедеятельности – это процесс и результат выбора личностью ценностныхоснов своего дух.бытия. Специфика данного процесса определяется тем, что этотпознавательный процесс смысла жизни. Он связан с эм.переживаниемсостояниясостояния удовлетворенности собственной жизнедеятельности. Это духовноебытие, духовная избирательная деят-ть, направленная на осмысление и пониманиеведущих ценностей жизни.
Тема 16 Ценностноесамоопределение подростков в проф.сфере жизнедеят-ти
Существует 2 пониманиясущности с.:
· С. как самоограничение, преобладают внешние цели
· С. какальтернативный выбор осознания и расширения границ возможного, преобладаютвнутр.факторы.
Основные этапы с.:
1. осознание того,что такое хорошо и что такое плохо
2. осознание способадействий в конкретных ситуациях
3. осознание сил
4. осознаниереальных возможностей м/у кот.должен существовать выбор
5. осознаниепоследствий
6. осознание должно сочетаться с желанием действовать
С.согласно Рубенштейну –непрерывный и поэтапный процесс, характеризующийся продвижением человека на болеевысокие ступени.
Функции и механизмы – становление человека как субъектасобств.развития посредством рефлексии себя, своей жизни и выработки ценностногоотношения к себе, людям и окр.миру. Т.о., с.можно р/м как сочетание внешних ивнутренних форм актичности человека. Внешняя форма – действие, поступок,внутренняя – смысловые образующие структуры с.
Принципы с.подростков:
9. культуросообразность
10. событийнаяобщность
11. ценностно-ориентационнаяинтерпретация всех компонентов
12. активностьличности
13. деятельностнаянаправленность соц.-пед.процесса
14. свободосообразность
15. опора наценностный опыт поколений
16. многомерныйдиалог
Ценностное с.впроф.сфере жизн-ти –это процесс и рез-т выбора старшеклассниками аксиологических основ своегобудущего проф.бытия (построение проф.перспектив)
Абдульханова-Славская:
1. стремлениеличности к достижению выс.уровня состояния ориентирует личность напроф.продвижение.
2. идентификацияличностью себя с общ.деят-тью, обеспечивающей соц.активность.
3. отношение к себекак к носителю опред.способностей
4. широкий спектрспособностей, ориентированных на творчество в труде определяет реализациюличностью тех профессий, кот.представляют возможности для творчества.
Тема 17 Ценностноесамоопределение подростков в семейной сфере деят-ти
Существует 2 пониманиясущности с.:
· С. как самоограничение, преобладают внешние цели
· С. какальтернативный выбор осознания и расширения границ возможного, преобладаютвнутр.факторы.
Основные этапы с.:
1. осознание того,что такое хорошо и что такое плохо
2. осознание способадействий в конкретных ситуациях
3. осознание сил
4. осознаниереальных возможностей м/у кот.должен существовать выбор
5. осознаниепоследствий
6. осознание должно сочетаться с желанием действовать
С.согласно Рубенштейну –непрерывный и поэтапный процесс, характеризующийся продвижением человека наболее высокие ступени.
Функции и механизмы – становление человека как субъектасобств.развития посредством рефлексии себя, своей жизни и выработки ценностногоотношения к себе, людям и окр.миру. Т.о., с.можно р/м как сочетание внешних ивнутренних форм актичности человека. Внешняя форма – действие, поступок,внутренняя – смысловые образующие структуры с.
Принципы с.подростков:
17. культуросообразность
18. событийнаяобщность
19. ценностно-ориентационнаяинтерпретация всех компонентов
20. активностьличности
21. деятельностнаянаправленность соц.-пед.процесса
22. свободосообразность
23. опора наценностный опыт поколений
24. многомерныйдиалог
Процесс ЦС в семейнойсфере определяетради каких целей сейчас живет его семья, что актуально и значимо для него всемье в отношениях с членами семьи, в чем он находит в данный момент смыслсвоего существования и ради каких ценностей он будет выстраивать свою будущуюсемейную жизнь.
Тема 18 Ценностноесамоопределение в гражданской сфере деят-ти
Существует 2 пониманиясущности с.:
· С. как самоограничение, преобладают внешние цели
· С. какальтернативный выбор осознания и расширения границ возможного, преобладаютвнутр.факторы.
Основные этапы с.:
1. осознание того,что такое хорошо и что такое плохо
2. осознание способадействий в конкретных ситуациях
3. осознание сил
4. осознаниереальных возможностей м/у кот.должен существовать выбор
5. осознаниепоследствий
6. осознание должно сочетаться с желанием действовать
С.согласно Рубенштейну –непрерывный и поэтапный процесс, характеризующийся продвижением человека наболее высокие ступени.
Функции и механизмы – становление человека как субъектасобств.развития посредством рефлексии себя, своей жизни и выработки ценностногоотношения к себе, людям и окр.миру. Т.о., с.можно р/м как сочетание внешних ивнутренних форм актичности человека. Внешняя форма – действие, поступок,внутренняя – смысловые образующие структуры с.
Принципы с.подростков:
25. культуросообразность
26. событийнаяобщность
27. ценностно-ориентационнаяинтерпретация всех компонентов
28. активностьличности
29. деятельностнаянаправленность соц.-пед.процесса
30. свободосообразность
31. опора наценностный опыт поколений
32. многомерныйдиалог
Гражданскоесамоопределение школьника – процесс и результат поиска им своего места и роли как гражданинастраны в общ.гос.пространстве. Содержание ЦС составляетслед.личностно-значимые качества:
1. ценностигражданской жизни общества
2. ценности,определяющие отношение к родине, отечеству и соотечественникам.
3. ценности, лежащиев основе отношения к себе как к гражданину
Тема 19 Технологии организациидетского коллектива
Коллектив – это группа лиц, объединенных общейдеят-тью и общими интересами.
Школьный коллективскладывается из пед.ученического состава. Детский к-в – это группа людей,объединенных общими интересами, целями, совместно соц.значимой деятельностью,кот.имеет ряд признаков:
1. совместнаядеят-ть
2. связь деят-ти сзадачами, деловые межличностные отношения
3. сплоченность
4. коллективнаяидентификация (гуманное отношение друг к другу)
5. возникновениеобщей общественно полезной цели и общ.отношений
6. коллективистскоесамоопределение (осознанное признание значимости решений коллектива)
7. соц.-ценностныйхар-р мотиваций межличностных выборов
8. высокаяреферентность членов коллектива по отношению друг к другу (значимость группыдля личности)
в коллективескладываются различный типы отношений:
1. официальные – надолжностной основе
2. неофициальные –на личной основе
3. рациональные –при объективной оценке
4. эмоциональные –при индивидуальном восприятии
5. деловые –основаны на выполнении совместной работы
6. личные –независимо от хар-ра работы
В структуре коллективавыделены понятия:
1. позиция –определяет оф.положение человека в подсистеме отношений
2. статус –неформальная соц.-псих. Хар-ка положения чеовека
3. роль – определяетвосприятие и оценку человека в системе отношений к.
4. внутренняяустановка человека (личное субъективное восприятие человеком своегособственного статуса)
5. композиция –отражает своеобразие индивидуальности состава к.
При развитии к.можнор/м его свойства и черты:
· ценности к.
· традиции, обычаи,ритуалы
· коллективноемнение
· психологическийклимат
Детская группа в своемразвитии проходит на пути к коллективу проходит 5 осн.этапов:
1. песчаная россыпь– формальное объединение людей при общем знакомстве, первичное распределениеобязанностей
2. мягкая глина(группа-ассоциация) – наличие общей цели, есть оф.структура, но нет единства вдействиях, нет организованного единства и псих.коллектива. уэтой гр.возможныслед.пути:
· прогрессивный
· притупление наместе – в гр.нет стабильности и нет эффективности в действиях
3. мерцающий маякили группа –кооперация. Установлена структура, наблюдается выс.уровеньготовности к решению задач, возможно сотрудничество, признанный инициативныйактив, но и четко выражен пассив.
4. алый парус –группа-автономия. Хар-ся высоким уровнем развития по многим параметрам, коллективусвойственны внутр.сплоченность, отсутствие группировок по симпатиям. Сравниваютсебя с др., обращают внимание на свои успехи.
5. горящий факел илигруппа-коллектив. Единые интрересы, организованность, подготовлненность,коммуникативность.
В работе воспитателя по организации детского к.можно выделить след.направления:
· организацияразнообр.увлекательной деят-ти
· орг-ция общениядля создания благопр.психологич.климата в к.
Функции педагога:
1. организаторская
2. диагностирующая
3. обучающая
4. коммуникативная
5. корректирующая
основные задачи:
1. изучениесостояния к.
2. определениеблизких и дальних перспектив
3. планирование
4. орг-цияколлективной творческой деят-ти
5. орг-ция кол-гоанализа и оценка деят-ти
6. предъявлениеединых требований
7. оказание помощиинициативным группам
8. обучение общению
9. помощь органамсамоуправления
10. коррекция положения учащихся в к.
Тема 20 Игровыетехнологии в воспитании
Различные типы игр:
1. подвижные – обеспечивают физическое развитие издоровье детей.
· Командные
· Групповые
· Парные
· Одиночные
Подвижная игра снимает сребенка умственное напряжение, учителю следует следить за тем, чтобы у детей небыло физич.перегрузок. помимо физич.способностей развивают психологическиекачества (воля, лидерство, организованность, коллективизм). Характернаяособенность – детям представляются равные права и возможности.
2. интеллектуально-творческие
· познавательные
· дидактические
· предметные
· развивающие
Игра как дидактическоесредство выступает одним из средств активизации познавательной деят-ти.
3. ролевые
В таких играх детиотражают мир во всем своем многообразии. Они – это формы моделирования детьмисоц.отношений с свободной импровизации.
4. деловые
Это форма воссозданияпредметного и соц.содержания проф.деят-ти.
Все игры носятвоспит.характер и призваны выполнять определенные функции:
1. воспитательная
2. развлекательная
3. коммуникативная
4. психотерапевтическая
5. коррекционная
6. диагностическая
7. самореализационная
8. социокультурная
Позиции педагога в игре:
1. реструктивная –позиция наблюдателя (сохр.власть над детьми)
2. пермиссивная –стремление к бесконфликтному общению
3. позицияпассивного нейтралитета – следит за выполнением, но не принимает участие
4. позиция «разумнойсередины» — временная включенность в игру
5. позиция активногоучастника – важно не забыть про детей
Роли:
1. косвенныйруководитель
2. включенная(консультант, эксперт)
3. оценочная (судья)
4. нейтральная
5. исследовательская(экспериментатор, диагностик)
Тема 21 Педагогическаякоррекция в обучении
Коррекция – исправление частичное или полное.Мы р/м как исправление недостатков физического или психологического развития уаномальных детей с помощью спец.системы пед.приемов и мероприятий.
Виды кор.деят-ти:
1. кор.-воспитательнаядеят-ть
2. кор.-обучающаядеят-ть
3. кор.-развивающаядеят-ть
Цель – устранение или рассогласование м/уустановленной (нормальной) и реальной (имеющей отклонения) деят-тью.Следовательно, важен учет величины и самого хар-ра рассогласования иоперативное исправление несоответствия м/у нормой и отклонением.
Коррекционная пед.деят-ть– это мощное психо-физиологическое и соц.-педагогическое явление, охватывающеевест образовательный процесс. Данная система должна рассматриваться как единаясистема, куда входят объекты субъекты пед.деят-ти в целевой, содержательный, операционно-деятельностный и оценочно-результативный компоненты.
Способы коррекции:
1. формироватьустойчивую мотивацию достижения успеха, повысить самооценку учащегося
2. помочь преодолетьнеуверенность в себе
3. постаратьсяизменить стереотипное отношение др.людей
4. фиксировать,отмечать, поощрять любые успехи ребенка
5. порицание недолжно касаться способностей ученика и его личности, д.б.конкретным
6. при выставленииотметок следует делать комментарий
Принципы кор.-пед.деят-ти:
1. ведущий принцип –принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач.
2. принцип единствадиагностики и коррекции
3. принцип учетаиндивидуальных и возрастных особенностей
4. деятельностныйпринцип коррекции
5. принципкомплексного использования методов и приемов кор.-.пед.деят-ти
6. принципинтеграции усилий ближ.соц.окружения
Отклонения в учебе:
1. совместноедостижение сенсомоторного развития
2. коррекцияотдельных сторон псих.деят-ти
3. развитие основныхмыслительных процессов
4. коррекциянарушения эмоционально-личностной сферы
5. развитие речи,овладение техникой речи
6. расширениепредставлений об окр.мире
7. коррекцияиндивидуальных пробелов в знаниях
Приемыкор.-пед.деят-ти:
1. индивидуальная беседа,кот.проходит в несколько этапов
· моделированиебеседы педагогом
· овладениелидерством в ходе беседы
· усилениеинициативы
· усилениеполож.настроя
· анализ
2. эмпатийноеслушание
3. работа спроблемами
4. псидрама
5. личный пример
6. косвенное неодобрение