Реферат по предмету "Педагогика"


Организация и методика воспитательной работы

МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БАРНАУЛЬСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
Контрольнаяработа по дисциплине: «Организация и методика воспитательной работы»
Выполнилстудент 52 «А» группы ОЗО
Шарыпа А.С.
Шифр :381
г. Барнаул
Индекс 656049
Пр.Красноармейский д.67, кв.103
Проверил
Оценка----------------------------
Барнаул-2006-

1. Общая характеристика мастерапроизводственного обучения. Требования, предъявляемые к мастерупроизводственного обучения
Педагоги в учебныхзаведениях начального профессионального образования выступают не только вкачестве специалистов в области преподаваемого предмета, но и профессионалов,владеющих искусством обучения ими учащихся.[1] Их педагогическийпрофессионализм состоит во владении искусством формирования личности и основмастерства в той профессии, которые приобретают учащиеся средствами своейспециальности за отведенное на процесс обучения время, в условиях ограничений ипредписаний, диктуемых Положением об учебном заведении. В силу этого первейшимтребованием к мастеру производственного обучения является наличиепрофессионального педагогического образования, владение методиками обучения ивоспитания. Однако в соответствии с п.1.9 «Положения о мастерепроизводственного обучения профессионально-технического учебного заведения»мастер, не имеющий педагогического образования, должен сдать зачет по основампедагогики, психологии и методике обучения в течение первого года работы.
Однако профессиональноемастерство мастера не может ограничиваться рамками теории, программы, егознания и умения должны быть значительно шире и глубже. Специфика работы мастерасостоит в том, что кроме обучения учащихся ему постоянно приходится иметь делос наладкой и регулировкой сложных машин, механизмов, приборов, установок вучебной мастерской, обслуживать сложную проекционную технику, тренажеры идругие средства технического обучения учащихся. Мастера руководят кружкамитехнического творчества, вместе с преподавателями конструируют и руководятустройствами для программированного обучения, электрифицированных учебныхпособий.
Поэтому необходимо, чтобывсе мастера, независимо от их основной профессии, наряду с навыкамиобслуживания своего оборудования умели выполнять слесарные, электромонтажныеработы, хорошо знали практическую электротехнику, радиотехнику, светотехнику.Это в значительной мере помогает мастеру теснее увязывать теоретическоеобучение с практическими знаниями у учащихся, поднимает его авторитет срединих.
Учебно-воспитательнаяработа мастера будет успешной при условии, что он любит работу с молодежью.Если мастер желает и умеет понимать своих учеников, если он испытывает радостьи большое моральное удовлетворение от учебно-воспитательной работы, то у негоесть педагогическое призвание, он сможет стать хорошим учителем и воспитателем.Лучшие мастера – это. Как правило, эмоциональные, энергичные и активные люди,любящие свое дело и своих учеников, глубоко переживающие их успехи и неудачи.[2]
Большое значение имеетвысокий уровень общей культуры мастера, его кругозор, тем более сейчас, когдазначительно понизился общий культурный уровень молодежи, круг ее интересов. Ниодин предмет, в том числе и производственное обучение, нельзя вести, непривлекая данные других, смежных дисциплин, сведения, факты и примеры изповседневной жизни, из разных областей знания. Мастер должен быть знаком случшими произведениями научной и художественной литературы, искусства, знать ипонимать музыку, быть эрудированным человеком – без этого очень трудно работатьс современной молодежью, отвечать на их вопросы, давать квалифицированныесоветы и обсуждать нежелательные увлечения.
Специфика деятельностимастера состоит и в том, что он имеет дело с молодежью, для которой большоезначение имеет спорт. Поэтому для мастера, особенно молодого по возрасту,личное участие в спортивной работе училища, а тем более высокие личныеспортивные достижения – непременное требование, половина его авторитета. Однакои мастеру в возрасте, который не может показать высоких спортивных достижений,следует быть близким к спорту, спортивным делам своих воспитанников. Любоймастер может подготовить своих воспитанников к спортивной спартакиаде,мобилизовать их силы на активное занятие спортом.
Данные наблюденийсвидетельствуют о том, что молодежь охотно идет в те училища или лицейпрофессионального образования, где любят спорт и хорошо поставлена спортивнаяработа. А это далеко не последнее дело и здесь активная роль принадлежитмастерам производственного обучения.
Педагогическое мастерства– важнейшее качество мастера, определяющее эффективность его деятельности.[3]Главным признаком педагогического мастерства является умение научить учениковтому, что сам мастер знает и умеет. Педагогическое мастерство, естественно,- неприродный дар человека, хотя природные задатки во многом облегчают овладениеим. Для мастера нужны не только профессиональные знания и умения, хотя и этоочень важно, но и владение основами психологии, умение понимать потребностиучащегося.
Педагогическое мастерствопроявляется в том, что мастер владеет эффективными способами обучения учащихся,умеет воспитывать в них любовь и уважение к будущей профессии, умеет учить преодолеватьтрудности на пути к достижению цели, несет ответственность за результаты своейдеятельности.
В процессе обучениямастер особенно близко и в различных планах соприкасается с учащимися:показывает приемы и способы работы, контролирует их учебные успехи, оцениваеткачество работы, поощряет, дает советы, во всем этом должно проявлятьсяпедагогическое мастерство.
Мастер, обладающийвысоким педагогическим мастерством, умеет заранее продумать и спланировать своепедагогическое воздействие на учеников. Он тщательно подбирает необходимыеучебно – производственные задания, учитывает особенности восприятия учащихся,возможные затруднения и ошибки, намечает способы их возможного предупреждения,заблаговременно готовит необходимое оборудование, материалы, приспособления,документацию и рабочие места. Умелый мастер хорошо организует учебный процесс:применяет возможные методы обучения в комплексе, сочетает коллективную,бригадную и индивидуальную работу учащихся в ходе упражнений и самостоятельнойработы, правильно распределяет обязанности между учащимися, учитывает ихиндивидуальные возможности и способности.
Таким образом, важнаячерта педагогического мастерства – умение мастера устанавливать правильныевзаимоотношения с учащимися, умение убеждать, педагогический такт.
2. Политические информации. Методика ихпроведения
Политинформации — наиболеераспространенная форма внеклассного просвещения учащихся. Во временасуществования советского государства данная форма политического просвещенияучащихся была ведущей, однако сейчас. Постепенно утратила свое ведущеезначение. Однако в последние годы вновь активно стал проявляться у педагоговинтерес к методике проведения политических информации, хотя данная форма работыв настоящее время распространена не в таких масштабах как раньше.
Политинформациипроводятся с целью расширить круг политических знаний учащихся, учить ихправильно осмысливать общественно-политические явления, происходящие у нас встране и за рубежом, развивать у детей потребность в повседневном чтении газет,журналов, прививать умения самостоятельно пополнять свои знания,ориентироваться в потоке научной и политической информации, формировать иотстаивать свое мнение, соизмерять свои желания и поступки с общественнымипринципами и нормами.
Политинформации могутбыть трех видов: обзорные (например, по таким проблемам как «Европейскаяинтеграция. Этапы ее развития», «Общественная борьбы и социальные движения встранах Африки (Азии, Латинской Америки)»); тематические (например, по такимтемам как «Визит В. Путина в Китай», «Гуманитарная помощь России в связи ссобытиями в Ираке»); и оперативные — по текущим события внешней и внутреннейполитики России на современном этапе.
В практике сложилисьразличные способы проведения политических информаций. В начальный периодобучения в профтехучилищах и лицеях политинформации проводят обычно мастерапроизводственного обучения и прикрепленные к ним преподаватели. Обзорные итематические политинформации можно выносить на классные часы. Текущиеполитинформации проводятся обычно в дни производственного обучения. Постепенно,по мере подготовленности к политинформации (оперативным, а затем итематическим) привлекаются учащиеся, вначале более подготовленные, а затем всеостальные по графику.
В любом случаеполитинформации учащимися проводятся под непосредственным руководством мастерапроизводственного обучения. Мастер помогает политинформатору выбрать исистематизировать материал, выделить главное, подготовить план политинформации,подобрать иллюстративный материал, увязать содержание информации с жизньюучилища, базового предприятия. В ходе политинформации, мастер, не подменяяполитинформатора, должен в случае необходимости помочь ему прокомментироватьфакты, а иногда и теоретически объяснить, помочь учащимся разобраться в потокеполитической информации, отобрать наиболее существенное, уточнить неясное,получить ответ на возникающие вопросы.
Главное в методике работынад политинформацией — выработать у учащихся самостоятельное мышление, вызватьинтерес и активное отношение к политическим событиям.
3. Работа с родителями учащихся
Свое влияние навоспитание учащихся в семье любое педагогическое учреждение осуществляет черезсамые разнообразные формы организационно-педагогической работы с родителями.Одной из таких важных форм являются родительские собрания и конференции. Онипроводятся как в общем масштабе всего учебного заведения, так и по отдельнымклассам, группам.
 На общих родительскихсобраниях или конференциях обсуждаются наиболее актуальные проблемысовершенствования системы образования, учебно-воспитательной работы семьи иучебного заведения, а также текущие вопросы обучения и воспитания учащихся.Так, родительские собрания посвящают обсуждению задач и мероприятий поповышению качества знаний учащихся, улучшению трудового воспитания ипрофессиональной ориентации детей. Нередко на общих родительских собранияхставятся научно-педагогические вопросы воспитательной работы в семье: например,о роли авторитета родителей в воспитании, об акселерации развития учащихся и ихвлиянии на воспитание. Общие родительские собрания проводятся обычно два — трираза в год.
Более оперативной формойорганизационно-педагогической работы с семьей являются собрание учащихсяотдельных классов или групп На них классными руководителями делаются сообщенияо состоянии успеваемости и дисциплины учащихся, обсуждается информацияродителей об их опыте воспитательной работы с детьми, а также решаются вопросы,связанные с улучшением учебной работы и поведения отдельных учащихся. Особенноважны такие собрания для установления единой линии воспитания семьи и учебногозаведения. Речь идет о том, что, когда классный руководитель выдвигает передклассом или группой ту или иную воспитательную задачу, ему необходимо привлечьк ее решению так же и родителей. Например, у учащихся не ладится дело ссоблюдением режима дня и с налаживанием доброжелательных отношений сосверстниками. Классный руководитель, естественно, ставит перед учащимисявоспитательную задачу и разрабатывает мероприятия по ее решению. Для этоготакже полезно организовать работу семьи в этом направлении С этой цельюсозывается специальное родительское собрание класса, на котором классныйруководитель знакомит родителей перед поставленной перед учащимися задачей идоговаривается с ними о той, конкретной помощи, которую он ждет от них. Вчастности, родители хорошо должны знать режим труда и отдыха своих детей,создавать условия и осуществлять контроль за их соблюдением. Если родителибудут знать, какие воспитательные проблемы решаются в классе или училище, ихорошо представлять себе, какая конкретная помощь требуется от них, они будутработать в одном направлении с педагогами.
Подобные родительскиесобрания иной раз полезно проводить вместе с учащимися. В таких случаяхсоздается особая психологическая атмосфера, повышающая ответственность, какродителей, так и детей за решение поставленной задачи. Вообще следуетподчеркнуть, что влияние учебного на воспитательную деятельность семьи вомногом зависит от того, в какой мере перед родителями ставятся конкретныевоспитательные задачи и даются методические рекомендации по их решению. Ксожалению, далеко не во всех учебных заведениях нашей страны это делается.
В системеорганизационно-педагогической работы учебного заведения большое место занимаетдеятельность родительских комитетов — общих и классных. Их задачи, содержаниеработы, права и обязанности определяются специальным Положением о родительскомкомитете общеобразовательной школы.
Количественный составродительского комитета устанавливается решением общего собрания или конференцииродителей. Для выполнения текущей работы родительский комитет в крупных учебныхзаведениях избирает из своего состава президиум, в который входят председательродительского комитета, его заместитель и три — пять членов Президиума Вучебных заведениях небольших, неполнокомплектных избираются председатель,заместитель и секретарь родительского комитета, в малокомплектных — толькопредседатель. Родительский комитет класса или группы избирается общим собраниемродителей в составе председателя и двух — трех членов комитета.
Родительский комитетоказывает помощь учебному заведению в решении довольно широкого круга вопросов.Они способствуют установлению довольно прочных связей родителей с училищем илисо школой, организуют педагогическое просвещение, участвуют в расширенииматериальной и технической базы для трудового и технического обучения, а такжепрофессиональной ориентации школьников. Они организуют обмен опытом семейноговоспитания, популяризируют педагогическую литературу среди родителей вместе сруководством учебного заведения проводят родительские собрания.
Действенным средствомоказания помощи семье в воспитании детей является организация педагогическогопросвещения Дело в том, что, хотя и говорят, что педагогику, как и сельскоехозяйство, и медицину знают все, на практике оказывается, что многие бедысемейного воспитания происходят из -за незнания элементарных истин работы сдетьми. Например, ребенок начинает резвиться, беспорядочно бегать и кричать,разбрасывать домашние вещи… Мать или отец, повышая голос, требуют, чтобы онуспокоился. Но ребенок продолжает свое. Для него это игра, деятельность,удовлетворение потребности в движении. Родителям же это мешает. Снова окрик итребование успокоится. Если же это не помогает, то родители берутся за ремень.Между тем, если бы они были знакомы с педагогикой, они бы поняли, что в этомслучае, необходимо переключить внимание ребенка на другой, более спокойный виддеятельности. К сожалению, подобных случаев, когда в семье ощущаетсяпедагогическая беспомощность, встречается немало. Вот почему важно помочьродителям в этом отношении.
Существенным факторомвлияния училища на семейное воспитание является индивидуальная работа сродителями. Она охватывает различные стороны учебных занятий учащихся, ихнравственное формирование, организацию трудовой деятельности и профессиональнуюориентацию.
4. Актив группы. Его роль, способыформирования и организация его деятельности
Актив складывается наоснове учебной и общественной деятельности учащихся — это лучшие, наиболеесознательные, энергичные представители группы. Какой — то иной принцип отбораактива порочен в своей основе[4].
Очень важно не ошибитьсяв определении кандидатур в состав актива группы. Изучая личные дела учащихся,зачисленных в группу, знакомясь с ними лично, мастер уже тогда делает наметки осоставе будущего актива. Однако эти наметки могут быть и не совсемрациональными, первое впечатление может быть весьма обманчивым. Поэтому опытныймастер вначале рекомендует группе для выборов временного старосту, а затемчерез определенное время совместно с группой решается вопрос об утверждении егов той или иной должности или выборе другого, которого порекомендует группа.Выборы других членов актива — можно организовать после первого месяца обучения,когда учащиеся окончательно разобрались в том, кто есть кто. Возможно такжевыборы основного актива и через временные обязанности. В. С. Филиппов такойподход называет «не от титула, а к титулу».
При подборе ирекомендации группе членов актива для выборов необходимо иметь в виду, чтосреди ребят в процессе общения выделяются и признаются ими «фактические лидеры»,которые пользуются у ребят авторитетом и уважением, которым они доверяютПредложенный мастером и избранный группой актив — это лидеры «формальные». Дляправильной жизнедеятельности ученического коллектива очень важно, чтобыформальные лидеры стали лидерами фактическими. Вместе с тем, придавая большоезначение фактическому лидерству, следует иметь в виду, что в ряде случаев такоелидерство основывается на превосходстве в физической силе, показной смелости ивзрослости, умении сплотить вокруг себя неустойчивую часть группы уличнымизамашками, модными увлечениями, волевым подавление. Такие «лидеры» — непомощники мастеру — они не должны быть вожаками ученического коллектива, ихследует вначале нейтрализовать, а затем с помощью коллектива вести с ними индивидуальнуюработу.
Важно, чтобы учащиеся,входящие в актив, были, прежде всего, хорошими организаторами. Из качеств,характеризующие организаторские способности, можно выделить следующие:
— организаторское«чутье», включающие в себя такие качества как находчивость в различныхситуациях, организаторская изобретательность, такт в отношении с товарищами,практический ум;
— умение, способностьзаражать коллектив идеями и «заряжать» энергией, словом все то, что называется«заводила»;
— склонность корганизаторской деятельности, действенный и устойчивый интерес к ней, то естьто, что называют «прирожденный организатор».
Конечно, очень хорошо,если ядро коллектива — это лучшие учащиеся как в учебе, хотя это не должно бытьглавным и единственным мерилом качества будущего активиста.
Формируя актив группы,мастер не в коем случае не должен делать из них любимчиков, особо приближать ивыделять, закрывать глаза на их недостатки, позволять больше, чем другим. Всеэто может повредить формированию коллектива. Учащиеся не любят «любимчиков»,«выскочек», «подхалимов» и быстро разбираются в настоящей сути таких лидеров.Наоборот, к этой части учащихся следует предъявлять более высокие требования,направленные на повышение роли и ответственности активиста, его личного примера.Активисты — это «маяки во всем», на которых должны равняться и до которыхдолжны подтягиваться все учащиеся группы. Задача мастера обеспечить, чтобыактивисты именно так понимали свое место в коллективе.
Но, предъявляя к активубольшие требования, следует постоянно проявлять заботу о нем, поддерживать егоавторитет, оказывать всестороннюю помощь. При этом не следует прибегать к каким- то особым, искусственным мерам для укрепления авторитета актива Ни властьмастера, ни требования подчиняться авторитету актива, ни официальное наделениеактивистов особыми правами и привилегиями в глазах мастера не будут иметькакого -то особого значения. Добросовестное выполнение своих обязанностей,высокая принципиальность и глубокое чувство коллектива — вот, что делает учащегосяавторитетным, позволяет влиять на товарищей, передавать им сое отношение кобязанностям, долгу.
Назначение и выборыучащихся на руководящие должности — это только начало работы по формированиюактива. Ограничится этим — значит, для мастера остаться без помощников. Дажесамые толковые активисты не сыграют нужной роли, если их не учить, не помогатьим, не поддерживать их. При формировании коллектива очень важно уделятьиндивидуальное внимание каждому члену коллектива, то есть возбудить у негоинтерес к общественной работе, натолкнуть на какую — либо интересную мысль,выслушать его мнение, дать добрый совет, помочь реализовать конкретноепредложение, подчеркнуть степень участия в каком — либо мероприятии,приободрить, подсказать.
Вместе с тем, было бы неправильнымограничится только индивидуальной работой с активом. Актив в полной мереоправдывает свое назначение тогда, когда с ним ведется коллективная работа.Актив группы привлекается к составлению планов индивидуальной воспитательнойработы, к подготовке групповых мероприятий, к обсуждению хода и результатовпроизводственного обучения группы, к обсуждению учебы и отдельного поведенияотдельных учащихся группы. С активом в первую очередь мастер советуется о делахгруппы, продумывает меры по улучшению учебно-воспитательной работы.
Индивидуальная иколлективная работа с активом группы должна развивать у каждого члена группыинициативу, общительность, самостоятельность, организованность,ответственность, навыки организаторской работы.
Таким образом, наличие работоспособногои деятельного актива группы — важное условие для формирования здоровогоученического коллектива. Но актив группы — это еще не коллектив группы. Главнуюсвою задачу мастер должен видеть именно в формировании коллектива группы вцелом.

Списокиспользуемой литературы:
1. Макаренко А. С. Полное собрание сочинений. Т.1.-М.: Изд-во АН СССР,1985.
2. Немов Р. С. Психология.- Кн.2.- М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1999.
3. Педагогика. Учебное пособие./ под ред.П. И. Пидкасистого.- М.:Педагогическое общество России,1998.
4. Скакун В.А. Введение в профессию мастера производственного обучения(Методическое пособие).-М.: Изд. ВНМЦентр,1985.
5. Харламов И. Ф. Педагогика.- М.: Юристъ,1997.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.