Содержание
Введение
1. Теоретические основы проблемы экологического образованияи воспитания младших школьников в процессевнеклассной работы
1.1 Сущность экологического образования и воспитания
1.2 Формы и методы экологического образования и воспитанияв начальной школе
1.3 Внеклассная работа по экологическому образованию и воспитанию младших школьников
2. Экологическое образование и воспитание младшихшкольников в процессе внеклассной работы
2.1 Констатирующий эксперимент
2.2 Формирующий эксперимент
2.3 Контрольный эксперимент
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Приоритетной целью современного начального образованияявляется развитие личности ребенка. Эта цель достигается через гуманизациюпроцесса обучения, через создание устойчивого развития ребенка. Частью такогопотенциала является и экологическое воспитание.
На современном этапе развития общества выделяется глобальнаяпроблема экологического воспитания и образования. Человек — единственныйэкологический вид на Земле, который в процессе развития нарушает законыэкологии. Человечество, в век стремительно развивающегося прогресса, когдаразум людей достиг высочайших технологий в науке, технике, медицине, космосе,накапливает все больше и больше пробелов в экологических знаниях. Большинстволюдей нашей цивилизации совершенно лишены каких-либо экологических знаний инавыков. Древние люди в этом отношении были более подготовлены, своимповедением и деятельностью они лучше «сотрудничали» с окружающейсредой. Уничтожая собственную среду обитания, люди тем самым заставляют себязадумываться над простыми вопросами о питании, одежде, тепле, и вместе с темнад сложными вопросами — как сохранить природу? Чтобы ответить на эти вопросы,нужна экологическая грамотность всего населения. Ученые-экологи и небольшиегруппы людей, которые занимаются проблемами экологии, не решат глобальнойэкологической проблемы всего общества, потому как с природой, с естественнымиместообитаниями постоянно контактируют все люди Земли, и среду от нарушающихконтактов не уберечь.
Потерю экологической грамотности, заключающуюся в культуренарода, можно возродить образованием и воспитанием.
Для успешного экологического образования и воспитаниянаселения необходимы непременные условия: во-первых, общество должно бытьготово усвоить экологические идеи и знания; во-вторых — необходимасоответствующая литература, пособия по экологическому воспитанию и образованию;в-третьих, необходима качественная экологическая подготовленность педагоговлюбой специализации, именно педагогов, как основных людей, которые организуютсвоей деятельностью передачу всего накопленного человечеством опыта молодомупоколению.
Особое место на пути развития личности принадлежит этапуобучения в начальной школе. Это период, когда ребенка легче убедить, объяснитьему существующие в обществе экологические проблемы. В этом возрасте ребенокболее доверчив и впечатлителен, близок к природе, отмечается повышенная еголюбознательность. В период обучения в начальных классах ребенок учится учиться,и в этот период, стоит еще раз отметить, легче привить ему экологическиезнания, умения, научить любить природу, беречь ее. Поэтому особая и значимаяроль в экологическом воспитании и образовании принадлежит учителю начальныхклассов.
Цель курсовой работы — исследовать организациюэкологического образования и воспитания младших школьников в процессевнеклассной работы;
Объект исследования — экологическое образование ивоспитание младших школьников.
Предмет исследования — организационно-педагогическоеобеспечение реализации комплексного подхода в формировании экологическойкультуры младших школьников в процессе внеклассной работы.
В ходе исследования предстоит решить следующие задачи:
Определить возможности внеклассной работы по экологическомувоспитанию младших школьников;
Воспитать новые ценностные ориентации;
Разработать содержание экологических игр и систематизироватьих.
Методы исследования:
изучение и анализ философской, культурологической,социологической, психологической, педагогической литературы;
наблюдение;
педагогический эксперимент;
беседы с детьми, учителями, родителями;
анкетирование;
тестирование;
методы статистической обработки данных.
Структура курсовой работы соответствует логикеисследования и включает введение, 2 главы, заключение, список использованнойлитературы и приложения. Курсовая работа расширена за счёт приложений ииллюстрирована таблицами и диаграммами.
1. Теоретические основы проблемы экологическогообразования и воспитания младших школьников в процессе внеклассной работы1.1 Сущность экологического образования и воспитания
Экологическое образование и воспитание необходиморассматривать как два тесно взаимосвязанных звена в целостном процессе развитияэкологической культуры личности.
Специфика процесса воспитания связана с воздействием надуховную сферу личности и оперированием системой понятий «ценностиотношение — деятельность», специфика процесса экологического образованиясвязана с воздействием на «рацио», интеллект, формирующиеся сознаниеи оперирование системой «сознание мышления — знание деятельность».
Экологическое образование обладает такими особенностями, как
актуализация идеи о неразрывной связи физической и духовнойжизни человека с природой;
рассмотрение экологических проблем в системе глобальныхпроблем современности;
направленность на цели охраны природы: сбережение генофондабиосферы, сохранение гигиенических и эстетических достоинств окружающей среды,рациональное использование природных ресурсов.
Экологическое воспитание — составная часть нравственноговоспитания, поэтому под экологическим воспитанием надо понимать единствоэкологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формированиеэкологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Экологическиепредставления формируются на уроках природоведения, а так же в процессевнеклассной работы по экологическому образованию и воспитанию. Воспитание,основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет ученикамусваивать правила и нормы поведения в природе, которые будут осознанными иосмысленными убеждениями каждого ученика (Бордовская, Реан 2000: 36).
Цель экологического воспитания — это формирование бережногоотношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания.Всё это предполагает соблюдение нравственных и правовых принциповприродопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность поизучению, охране и защите природы своей местности. Эта цель достигается по меререшения в единстве следующих задач:
образовательных — формирование системы знаний обэкологических проблемах современности и пути их разрешения;
воспитательных — формирование мотивов, потребностей ипривычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здоровогообраза жизни;
развивающих — развитие системы интеллектуальных ипрактических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей средысвоей местности; развитие стремление к активной деятельности по охранеокружающей среды: интеллектуального, эмоционального, нравственного (Игнатьева2005).
Определяя сущность экологического воспитания можно выделить:
1. Особенности этого процесса:
а) ступенчатый характер:
формирование экологических представлений;
развитие экологического сознания и чувств;
формирование убеждений в необходимости экологическойдеятельности;
выработка навыков и привычек поведения в природе;
преодоление в характере учащихся потребительского отношенияк природе;
б) длительность;
в) сложность;
г) скачкообразность;
д) активность;
2. Значение психологического аспекта, который включает всебя:
а) развитие экологического сознания;
б) формирование соответствующих потребностей, мотивов иустановок личности;
в) выработку нравственных, эстетических чувств, навыков ипривычек;
г) воспитание устойчивой воли;
д) формирование значимых целей экологической деятельности (Бобылёва,Бобылёва 2003: 64-75).
Содержание экологического воспитания включает в себя системунорм, которые вытекают из ценностных ориентаций. Система ценностей исходит изпонимания уникальности и самоценности природы. При этом человек рассматриваетсякак часть природы, а при характеристике природы подчеркивается еемногосторонняя ценность для человека.
Условием экологического воспитания выступает организациявзаимосвязанной научной, нравственной, правовой, эстетической и практическойдеятельности учащихся, направленной на изучение и улучшение отношений междуприродой и человеком. Критерием сформированности бережного отношения кокружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях.
Таким образом, экологическое воспитание — это средствообразования в сознании младших школьников реалистических знаний об окружающеммире, основанных на чувственном опыте. Эти знания необходимы для формированияматериалистического миропонимания. Отсутствие у детей знаний, верно отражающихдействительность, приводит нередко к образованию у них различных предрассудкови суеверий. Неправильное представление часто служит причинойнедоброжелательного отношения детей к животным. Это не только наносит вредприроде, но и отрицательно действует на психику детей, ожесточает их. Исправитьимеющиеся неправильные представления значительно труднее, чем образоватьправильные.1.2 Формы и методы экологического образования ивоспитания в начальной школе
Успех в экологическом образовании и воспитании младшихшкольников во многом зависит от того, в какой степени учитель побуждаетинтерес, стремление глубже познать окружающий мир и совершенствоваться во всехвидах экологической деятельности.
На первых этапах в начальной школе наиболее целесообразныметоды, которые анализируют и корректируют сложившиеся у школьниковэкологические ценностные ориентации, интересы и потребности. Используя детскийопыт наблюдений и природоохранительной деятельности, учитель в ходе беседыс помощью фактов, цифр, суждений может вызвать эмоциональные реакции у учащихся,формирует у них личное отношение к проблеме (Игнатьева 2005: 57).
На этапе формирования экологической проблемы особую рольприобретают методы, стимулирующие самостоятельную деятельность учащихся. Заданияи задачи направлены на выявление противоречий во взаимодействии общества иприроды, на формирование проблемы и рождение идей о пути ее решения с учетомконцепции изучаемого предмета. Стимулируют учебную деятельность дискуссии,способствуя проявлению личного отношения учащихся к проблемам, знакомству среальными местными экологическими условиями, поиску возможностей их решения (Деревянко,Савельева, Бабанский 1989: 40-44).
На этапе теоретического обоснования способов гармоническоговоздействия общества и природы учитель обращается к рассказу, которыйпозволяет представить научные основы охраны природы в широких и разностороннихсвязях с учетом факторов глобального, регионального, локального уровней (Исаева,2000: 35-36).
В новых естественнонаучных курсах большее внимание уделяюттаким методам обучения, как моделирование экологических ситуацийнравственного выбора, которые обобщают опыт принятия решений, формируютценностные ориентации, развивают интересы и потребности школьников,мысленный эксперимент, природоведческий практикум, работа по экологическимпроектам.
Активизируется потребность в выражении эстетических чувств ипереживаний творческими средствами (рисунок, рассказ, стихи и т.п.). Искусствопозволяет компенсировать преобладающее число логических элементов познания. Свойственныйискусству синтетически подход к действительности, эмоциональность особенноважны для развития мотивов изучения и охраны природы (Постникова 1991: 44-47).
Средством психологической подготовки школьников к реальным экологическимситуациям выступают ролевые игры. Они строятся с учетом специфическихцелей предмета. Игра в воспитательном процессе — это сама жизнь, образнаямодель жизненных ситуаций, проекция на естественный процесс жизнедеятельностиребенка. Играя, ребенок приобретает разнообразный опыт взаимодействия сокружающим миром; выполняет вполне конкретную природоохранную работу; усваиваетправила поведения в окружающей среде; становится добрым, чутким, отзывчивым начужую беду. Игра обогащает личный опыт ребенка примерами позитивноговзаимодействия с окружающей средой. Это крайне важно в современной ситуации,предоставляющей ребенку бесконечное множество негативных примеров. Игра интересна,увлекательна, игра насыщенна образами и наглядностью, которые остаются вдетской памяти (Сайдакова 1993: 40-42).
Стремясь вызвать у школьников эмоциональные реакции, показатьнепривлекательность безответственных действий, учитель использует примери поощрение. Наказание — это крайняя, исключительная меравоздействия на учащихся. Если данные методы воспитания будут использоваться нанужном этапе обучения, с учетом психологической подготовленности учеников и сучетом природных условий, то учитель может сформировать экологически грамотнуюи воспитанную личность (Цветкова 1994: 265).
Чтобы научить ребенка видеть вокруг себя контрасты,сопереживать и размышлять, используются экологические сказки.
Большое воспитательно-образовательное значение имеют экскурсииипрогулки по экологической тропе. Экологическая тропа — эторазновидность «учебных троп природы», которые стали активносоздаваться в последние годы. Цель создания такой тропы — обучение детей напримере конкретных природных объектов, общение с природой, воспитание бережногоотношения к ней. На прогулках по экологической тропинке детей учат фиксироватькрасивый пейзаж, одиноко стоящее деревце и затем, придя в группу, сделатьзарисовку и составить рассказ по своему рисунку. Большое значение в экологическомвоспитании детей придается проведению наблюдений на прогулке. Эта работа нетолько развивает наблюдательность детей, но и побуждает их делать выводы о техили иных явлениях, происходящих в живой и неживой природе, развивая логическоемышление и разговорную речь ребенка. Детям экскурсии по экологической тропинкеприносят большую радость и удовольствие, здесь закладывается любовь к природе.
Любить природу может лишь тот, кто ее знает и понимает, ктоумеет видеть ее. Чтобы человек научился этому, прививать любовь к природе надос самого раннего детства. При взаимодействии с окружающей средой у детейрасширяется кругозор, приобретаются новые знания, воспитываются духовные,нравственные и волевые качества, такие, как дружба и взаимопомощь, взаимноедоверие, настойчивость, выдержка, коллективизм. Развиваются двигательные навыкии укрепляется здоровье, изучаются правила поведения в окружающемприродно-предметном мире. Чтобы сформировать у детей сознательное отношение кприроде, необходимо продуманно использовать окружающую природную и предметнуюсреду, показывать взаимосвязь растений и животных с внешними условиями, ихприспособленность к среде обитания, зависимость жизни и состояния организма отвоздействия внешних фактов, деятельности человека.
Таким образом, правильно спланированная работа ведет к тому,что дети становятся добрее, умеют сопереживать, радоваться, волноваться,овладевают навыками ухода за растениями и птицами.1.3 Внеклассная работа по экологическомуобразованию и воспитанию младших школьников
Основной целью учителей начальных классов является развитиецелостной личности, неравнодушной к проблемам родного края, способнойпрактически решать экологические проблемы.
Содержание экологического образования имеет сложный состав,усвоение которого школьниками требует не только классной, но и большойвнеклассной работы. Внеклассная работа определяется педагогами какдеятельность, которая выполняется во внеурочное время и на основе интереса исамодеятельности учащихся. Внеурочная деятельность направлена на достиженияопределенных результатов, требующих от учащихся мыслительной работы,преодоление определенных трудностей. При определении содержания внекласснойработы необходимо исходить из таких принципов, как связь с жизнью, с проблемами,которые решает страна, область, район; соответствие содержания внекласснойработы возрасту учащихся, особенностями их умственного развития и интересов.
Одной из задач внеклассной работы по экологическомувоспитанию является расширение объема интереса младших школьников к природе,формирование его устойчивости и направленности ко всему в природе и о природе,к охране природной среды.
Для того, чтобы внеклассные занятия были интересны и неутомляли детей, целесообразно предусмотреть и смену видов деятельности: познавательная,игровая, творческая, трудовая, исследовательская. Внеклассная работа даетвозможность привлекать младших школьников к проведению исследовательскойдеятельности в природе. Воспитание любви к природе должно идти черезпрактическое применение знаний о ней.
В основе построения внеклассных занятий с экологическойнаправленностью лежат следующие целевые установки:
формирование целостного представления о природном исоциальном окружении как среде жизни, труда и отдыха человека;
развитие умения воспринимать окружающим мир посредствоморганов чувств и познавательного интереса и способности к причинному объяснениюпри анализе фактов и явлений окружающей действительности;
обучение младших школьников методам познания окружающегомира;
воспитание эстетического и нравственного отношения к средежизнедеятельности человека, умение вести себя в ней в соответствии собщечеловеческими нормами морали.
Эффективность формирования экологической культуры младшихшкольников в процессе внеклассной работы достигается, если:
обеспечивается формирование экологического сознания, знанийи опыта деятельности по сохранению природы;
реализация комплексных задач экологического воспитания: образовательные,воспитательные и оздоровительные.
Краеведческий принцип во внеклассной работе по формированиюэкологической культуры младших школьников является ведущим. Исследованиешкольниками реальной жизни в процессе внеклассной работы, экологическоекраеведение дает материал для обсуждения разнообразных жизненных ситуаций вприродной среде, особенно поведения людей, где результат не соответствуетжеланному. Это позволяет школьникам извлекать уроки на будущее, изменять целисвоей деятельности, принимать решение в соответствии с убеждениями. Естественнонаучныезнания при этом обосновывают оптимальные способы поведения и действий вокружающей среде.
Велика роль внеклассной работы в приобщении школьников ксамостоятельной работе, которую они могут проводить в соответствии с тойскоростью усвоения, которая им более свойственна, что делает более продуктивнымпроцесс становления личности. При этом ученик может обратиться к эксперименту,кратковременному и долговременному наблюдению, исследованию связей человека сприродой в течение длительного срока с фиксацией на фотопленке, в рисунках, схемахи других документах. Все это делает исследования природной среды и ее охраныпривлекательными и интересными.
Формирование экологической культуры младших школьниковвозможно только при условии взаимосвязи различных типов и видов внекласснойдеятельности. Разнообразная деятельность дает возможность школьникам овладетьглубокими знаниями о связях человека с природой, увидеть экологические проблемыв реальной жизни, научиться простейшим умениям по охране природы. Разнообразнаядеятельность учащихся реализуется во всех типах внеклассных занятий:
индивидуальных,
групповых,
массовых.
Индивидуальные занятия предполагают выполнениеучащимися наблюдений как отдельных видов растений, животных, грибов и т.д., таки природных сообществ, расположенных в окрестностях школы, о взаимном влияниичеловека и живой природы. В индивидуальных занятиях наиболее ценны тенаблюдения, которые приводят школьника к выводам о значении живых организмов вжизни человека, оценке их состояния на обследуемой территории и порождаютжелание своим трудом улучшить окружающую человека среду: озеленить улицу,очистить участок леса от сушняка, подкормить птиц зимой. Индивидуальная работатесно связана с приобщением младших школьников к чтению и обсуждению книг истатей в журналах об охране природы.
Групповая внеклассная работа наиболее успешнопротекает в детских объединениях по интересам (кружках). В них занимаютсяшкольники, проявляющие наибольший интерес к изучению взаимосвязей человека сживой природой. Программа экологического кружка должна отражать все аспектысодержания экологического образования:
научно-познавательного;
ценностного;
нормативного;
практически-деятельностного.
Разнообразные виды внеклассной работы в экологическом кружкевзаимно дополняют друг друга, обогащая процесс обучения и воспитания младшихшкольников.
В формировании экологической культуры младших школьниковогромную роль играют массовые внеклассные занятия: праздники, утренники,ролевые игры на экологические темы.
Таким образом, внеклассная работа создает условия для приобретенияопыта принятия экологических решений на основе полученных знаний и всоответствии со сформированными ценностями подходами и ориентациями: как и гдепроложить тропу, оборудовать стоянку; стоит ли украшать машины дикорастущимирастениями; как ходить по лугу, лесу, как относиться к их живым обитателям; каквести себя в природе, если встретится дикое животное.
2. Экологическое образование и воспитание младшихшкольников в процессе внеклассной работы
Опытно-экспериментальная работа по организации внекласснойработы по экологическому образованию и воспитанию младших школьников (2-й класс)проводилась в период с сентября 2008 года по май 2009 года на базе Саломатинскойсредней школы. Исследованием были охвачены дети младшего школьного возраста (10человек — экспериментальная группа). Для выполнения поставленных задачнеобходимо было провести исследование, которое проходило в 3 этапа:
I этап — констатирующий эксперимент.
II этап — формирующий эксперимент.
III этап — контрольный эксперимент.
На I этапе (сентябрь-октябрь) изучаласьпсихолого-педагогическая литература по теме исследования. Осуществляласьподготовка теоретической и эмпирической базы исследования, дидактическихматериалов. Проводились диагностики уровня сформированности экологическойкультуры младших школьников на начало эксперимента.
На II этапе (ноябрь-март) разработани проведён формирующий эксперимент.
На III этапе исследования (апрель-май)осуществлён контрольный эксперимент. Проведены обобщение и систематизация результатовпедагогического эксперимента, их теоретическая интерпретация и апробация.2.1 Констатирующий эксперимент
Цель констатирующего этапа эксперимента — определить уровеньсформированности экологической культуры младших школьников.
Для определения уровня сформированностиэкологической культуры младших школьников на начальном этапе учащимисяэкспериментальной группы были предложены вопросы анкеты. При этом методанкетирования использовался в сочетании с методом интервью.
Анкета:
1. Что такое природа?
2. Что природа дает человеку?
3. Как вы оцениваете состояние окружающей среды в вашейместности?
4. Каким образом человек разрушает природу?
5. Какие насекомые появляются весной первыми?
6. Какие животные занесены в «Красную книгу» нашейстраны?
7. Назовите охраняемые растения вашей местности.
8. Что такое фотоохота?
9. Что могут сделать дети для охраны природы?
Обработка результатов. На каждый вопрос разрешалось даватьне один, а несколько ответов. Все показатели мы суммировали и перевели впроцентное соотношение. Отвечая на первый вопрос, дети давали следующие ответы:почва (2%), воздух (2%), животные (20%), растения (10%), человек (10%).50%детей не смогли сформулировать свой ответ. Как видно из графика (рис.1),большинство учащихся не имеют полного представления, о том, что такое природа. Средикомпонентов природы учащиеся называли растения, животных, почву, человека; в тоже время не были названы воздух и вода.
/>
Рис.1. Что такое природа?
/>
Рис.2 Что природа дает человеку?
На вопрос «Что природа дает человеку?» получены следующиеответы: пищу (10%), лекарства (10%), одежду (10%), древесину (20%).60% детей несмогли сформулировать свой ответ.
Приведенные данные (рис.2) свидетельствуют, что большинствоучащихся на этот вопрос не дали ответа. Лишь некоторые называют пищу, лекарства,одежду, мебель.
Однако никто не назвал топливо, чистый воздух.Состояниеокружающей среды села Саломатино дети оценивают как здоровое (10%),удовлетворительное (30%), относительно хорошее (20%), неудовлетворительное (30%).10%детей затруднились с ответом. Как видно из графика (рис.3), большинствоучащихся оценивают состояние природы как удовлетворительное, однакозначительное количество учащихся считают его неудовлетворительным.
Это связано с ухудшением экологической обстановки и сбольшой информированностью школьников об экологических проблемах.
/>
Рис.3. Как вы оцениваете состояние окружающей среды в вашей местности?
/>
Рис.4. Каким образом человек разрушает природу?
Дети считают, что человек разрушает природу, загрязняявоздух (30%), уничтожая зверей (10%), загрязняя воду (20%), уничтожая насекомых(10%).60% детей не дали ответа.
Приведенные данные (рис.4) свидетельствуют, что учащиесянедостаточно полно осознают пагубное влияние человека на природу.
На вопрос «Какие насекомые появляются весной первыми?»получены следующие ответы: пчёлы (2%), шмели (2%), бабочки (30%), божьи коровки(20%), муравьи (20%), сине-зелёные мухи (10%).
Не смогли ответить 60% детей. Как показывают результатыанкетирования (рис.5), учащиеся не смогли ответить на этот вопрос, так какцеленаправленные фенологические наблюдения под руководством учителя ими непроводятся.
/>
Рис.5. Какие насекомые появляются весной первыми?
/>
Рис.6. Какие животные занесены в «Красную книгу» нашейстраны?
Учащиеся экспериментальной группы считают, что в «Краснуюкнигу» нашей страны занесены следующие животные: бобр (20%), беркут (10%),олень (10%).70% детей не смогли дать ответ. Как видно из графика (Рис.6),большинство учащихся не имеют представление об охраняемых животных нашей страны.Были названы охраняемые животные такие, как бобр, беркут, олень и в то же времямногие учащиеся не дали полных и точных ответов. 60% детей не смогли назвать растения,охраняемые в нашей местности.2% назвали валериану, столько же назвали ландыш,20% — кувшинку белую, 10% одуванчик, столько же подорожник. Данные диаграммы(рис.7) свидетельствуют о недостаточной осведомленности учащихся об охраняемыхрастениях своей местности. Среди ответов учащихся следует отметить значительноеколичество неверных.
/>
Рис.7. Назовите растения, охраняемые в нашей местности
60% детей не знают, что такое фотоохота. 20% дали неточныйответ.80% не дали никакого ответа. Приведенные данные (рис.8) говорят о том,что большинство учащихся не знают, что существует в природе безопасный видохоты — фотоохота (рис.8).
/>
Рис.8. Что такое фотоохота?
Разноречивые ответы были получены от детей на вопрос «Чтомогут сделать дети для охраны природы?»: 20% считают, что дети могутухаживать за растениями, 10% — ограждать муравейники, 30% — сажать деревья.80% — не знают, какую помощь могут оказать дети природе. Как видно из графика (рис.9),не все учащиеся знают, что они могут сделать для охраны природы.
/>
Рис.9. Что могут сделать дети для охраны природы?
В целом, вырисовывается следующая картина: для детейэкспериментальной группы на начальном этапе природа — это животные. По ихмнению, природа даёт человеку древесину. Состояние окружающей среды в селеСаломатино дети оценивают как удовлетворительное. Человек разрушает природу,загрязняя воздух. Из животных, занесённых в «Красную книгу», детисмогли назвать бобра; из растений — кувшинку белую. Большая часть детей незнает, что такое фотоохота. Для охраны природы дети могут сажать деревья иухаживать за растениями.
Данные, полученные на этапе констатации, говорят онеобходимости целенаправленного педагогического влияния на процесс экологическогообразования и воспитания младших школьников, послужили основой для разработкисоответствующей системы внеклассных мероприятий.2.2 Формирующий эксперимент
В Саломатинской средней школе проблема экологического образованияи воспитания является важной и необходимой составляющей частью при обучениидетей младшего школьного возраста. Работа по экологическому воспитаниюпроводится как на уроках, так и во внеурочное время.
На начальном пороге обучения детям, прежде всего, даютсязнания о мире людей и мире природы как ближайшем окружении самого ученика, этоочень важно, так как эти элементарные знания должны обеспечить ученикуестественные, социальные и познавательные потребности. Ребенок через окружающиймир должен познать разнообразие форм, красок, различных проявлений, состоянийприроды, животный мир, мир растений, сезонные изменения, свое важное и значимоеместо в этом мире.
Каждый учебный предмет вносит определенную лепту вреализацию задач экологического воспитания ребенка, однако ни для одногопредмета, будь то математика, родной язык или музыка, эти задачи не являютсяглавными. Это заставило нас выработать определенную систему в работе поэкологическому воспитанию детей. И хотя в учебном плане работы Саломатинскойсредней школы нет предмета «Экология», определенная система работы поэкологическому воспитанию существует и, как показывает практика, имеет хорошиерезультаты.
Работа по экологическому воспитанию детей нашла отражение вовнеклассных мероприятиях, классных часах, экскурсиях, а также участии детей вэкологических турнирах и олимпиадах. Вся деятельность по экологическомувоспитанию поддерживается, переплетается с задачами, поставленными на другихуроках — литературного чтения, музыки, трудового обучения, математики,окружающего мира. Здесь все зависит от мастерства педагога, которыйпоставленные воспитательные цели взаимообуславливает, конкретизирует, «вплетает»в канву других уроков, привлекает к творческой деятельности детей, тем самымпрочно закрепляет полученные раньше экологические знания. Главной инеотъемлемой составляющей экологического образования и воспитания младшегошкольника является определенная выработанная система внеклассных занятий (ПриложениеА).
Работа по экологическому воспитанию позволяет реализоватьвоспитательный, образовательный и развивающий потенциал природоведческихзнаний, обеспечить более надежные основы экологической ответственности младшихшкольников.
Исходя из этого, принципиально важно в сотрудничестве сдетьми применять разнообразие форм и методов работы по экологическомувоспитанию.
В своей практике мы используем нетрадиционные формы занятий,такие как создание экологических троп в ближайшем парке, исследовательскаядеятельность, сочинение сказок о домашних, диких животных, с привлечениемнаучных знаний об этих животных из энциклопедий (Приложение Б),фотографирование, зарисовки животных, сочинение загадок, стихотворений оживотных, выяснение с детьми, занесено ли то или иное животное в «Краснуюкнигу» и многие другие виды деятельности.
Также считаем, что большую роль в экологическом воспитаниимладших школьников играет усиление роли занятий, которые проводятся вне класса(на пришкольном участке, в парке, учреждениях культуры, биологическом кабинетеи т.п.).
Роль занятий по экологическому воспитанию на классных часахв условиях школы также меняется: из формы организации вербального накоплениязнаний они становятся средством применения, обобщения и систематизациипредставлений, полученных чувственным путем.
Структура занятия представляет собой несколько частей, тоесть включает несколько взаимосвязанных по теме, но различных по типудеятельности частей, что является важным условием. Например, беседа, игра,конструирование или изобразительная деятельность, рассказывание, или просмотротрывка фильма на экологическую тему, игра, или рассматривание иллюстраций,рассказ учителя, игра, и т.д.
Как видно из приведенного примера, обязательной структурнойединицей занятия по экологии является игра (преимущественно ролевая) ипродуктивная деятельность (изобразительная, трудовая, проведение опытов). Необходимостьпроведения ролевой игры определяется тем, что эта деятельность остается длямладшего школьника актуальной и связывает ведущую деятельность предыдущегопериода развития — игровую с ведущей деятельностью периода обучения вначальных классах — учебную. Кроме того, в процессе ролевой игрыосуществляется развитие психического процесса, особенно важного для начальногоэтапа обучения, — воображения.
Введение заданий, основанных на моделировании,изобразительной деятельности, определяется тем, что обучение экологическимзнаниям должно строиться с учетом характера мыслительной деятельности каждогоребенка в отдельности. Учитель в данном случае проверяет не технику рисования,не умение вырезать, склеивать и т.п., а умение применять полученные знания внестандартной ситуации (построение модели, схемы, рисунка).
Для младшего школьника, как показывает практика, особенноактуальны два способа передачи своего отношения к полученной информации — рисунок и слово. Эта возможность и предоставляется учащимся на занятиях поэкологическому воспитанию и образованию.
В образовательном пространстве Саломатинской средней школыэкологическое воспитание и образование выстраивается, прежде всего, всоответствии с особенностями местных природных и социальных явлений, впоследующем постепенно знания расширяются до уровня рядом расположенныхобластей, края, страны, далее — выход за рамки своей родины. Так постепеннопроисходит знакомство учащихся с проблемами экологии других стран, а в общем,единого для всего человечества дома — планеты Земля.
Каждый учитель начальных классов определяет по собственномуусмотрению последовательность изучаемых на экологических занятиях тем. Так, например,прежде всего детям предлагается серия занятий по выяснению, что такое экология.В данном разделе учащимся даются знания об организме и окружающей среде, освязи между живыми существами и окружающей их средой, между человеком иприродой.
Дается, выясняется простейшая классификация экологическихсвязей между живой и неживой природой, связей внутри живой природы; разъясняетсясущность и значение экологии на основе различных примеров. Далее в процессеразнообразной практической деятельности дети учатся распознавать растения иживотных ближайшего природного окружения. Выявляются наиболее характерныеотличительные признаки схожих видов. Объяснение учителем или самостоятельныйпоиск ответа на вопрос о происхождении названий некоторых видов животных или растений.
После чего проводятся занятия по упражнениям (в том числе иигрового характера), закрепляющие знания названий рассмотренных растений иживотных (Приложение В).
Когда дети станут хорошо ориентироваться в полученныхзнаниях, можно начинать работу по знакомству с живыми существами, которымугрожает исчезновение, после чего детям предлагаются занятия по изучениюспособов охраны природы: знакомство с существованием охраняемых природныхтерриторий — заповедниками, заказниками, национальными парками; знакомство спамятниками природы, ботаническими садами, зоопарком, как местами сохранения иразмножения редких видов животных и растений; с помощью видеофильмоворганизация путешествий по заповедникам нашей страны.
Так постепенно занятия по экологическому образованию и воспитаниюрасширяются — это выяснение роли неживой природы в жизни человека; пополнениезнаний о разнообразии живой природы; изучение почвы; изучение экологическихсвязей в живой природе; открытие мастерских (изготовление кормушек, домиков дляптиц); выявление связей между состоянием природы и здоровьем человека; обсуждениепримеров экологических катастроф и т.д. Системная работа по экологическомуобразованию и воспитанию детей младшего школьного возраста решает свои задачи. Всознании ребенка закрепятся знания, правила построения мира, пониманиеприродных явлений.
Повзрослев, такой человек вряд ли станет вредить природе,потому как даже простейшие экологические знания помогут ему правильно оцениватьрезультаты своего влияния на природные объекты. Важно, чтобы в младшем школьномвозрасте у него закрепилась в сознании достаточно полная информация о природныхзакономерностях — экологических правилах.2.3 Контрольный эксперимент
После формирующего эксперимента нами был проведен повторныйсрез. Цель контрольного эксперимента — проверить эффективность использованияразнообразных форм и методов внеклассной работы в экологическом образовании ивоспитании младших школьников. Детям были предложены вопросы анкеты. Данныеповторного среза показали, что после занятий заметно выросло количество полныхответов и снизилось количество неправильных ответов.
Обработка результатов.
/>
Рис.10. Что такое природа?
Отвечая на первый вопрос, дети давали следующие ответы: почва(70%), воздух (60%), животные (70%), растения (80%), человек (90%).10% детей несмогли сформулировать свой ответ. Как видно из графика (рис.10), большинствоучащихся дали достаточно точные и полные ответы на данный вопрос. Средикомпонентов природы школьники наиболее часто называли воздух, растения, воду,животных, человека. На вопрос «Что природа дает человеку?» полученыследующие ответы: пищу (60%), лекарства (70%), чистый воздух (50%), одежду (58%),древесину (40%).10% детей не смогли сформулировать свой ответ. Приведенныеданные свидетельствуют, что большинство учащихся дали правильные ответы на этотвопрос (рис.11).
/>
Рис.11. Что природа дает человеку?
Состояние окружающей среды села Саломатино дети оцениваюткак здоровое (20%), удовлетворительное (50%), относительно хорошее (75%),неудовлетворительное (50%). 20% детей затруднились с ответом.
Как видно из графика (рис.12), у большинства школьниковрасширились знания об экологической обстановке в своей местности.
/>
Рис.12. Как вы оцениваете состояние окружающей среды в нашейместности?
Дети считают, что человек разрушает природу, загрязняявоздух (30%), уничтожая зверей (60%), загрязняя воду (50%), уничтожая насекомых(85%), губя растения (20%), разоряя птичьи гнёзда (10%).10% детей не далиответа. Приведенные данные (рис.13) свидетельствуют, что школьники узнали овлиянии человека на природу.
/>
Рис.13. Каким образом человек разрушает природу?
/>
Рис.14. Какие насекомые появляются весной первыми?
На вопрос «Какие насекомые появляются весной первыми?»получены следующие ответы: пчёлы (45%), шмели (60%), бабочки (60%), божьикоровки (75%), муравьи (45%), сине-зелёные мухи (65%). Не смогли ответить 20%детей. Как показывают результаты анкетирования (рис.14), целенаправленныесистематические фенологические наблюдения под руководством учителяспособствовали расширению знаний учащихся по данному вопросу.
Учащиеся экспериментального класса считают, что в «Краснуюкнигу» нашей страны занесены следующие животные: бобр (40%), беркут (50%),олень (80%), выхухоль (40%), лось (50%), орлан-белохвост (10%). 20% детей несмогли дать ответ. Как видно из графика (рис.15), большинство учащихся назвали охраняемыхживотных.
/>
Рис.15. Какие животные занесены в «Красную книгу» нашейстраны?
/>
Рис.16. Растения, охраняемые в нашей местности
10% детей не смогли назвать охраняемые растения нашейместности.43% назвали валериану, ландыш — 50%, 60% — кувшинку белую, 70% — купальницу, сон-траву — 75%. Полученные ответы (рис.16) позволяют сделать выводо том, что внеклассные занятия по программе привели к повышению уровня знанийоб охраняемых растениях. Уменьшилось количество неточных ответов, многиерастения, называвшиеся до занятий одним — двумя школьниками, стали известныбольшинству.
20% детей не знают, что такое фотоохота.10% дали неточныйответ.10% не дали никакого ответа. Приведенные данные (рис.17) говорят о том,что многие учащиеся познакомились на внеклассных занятиях с безопасным видомохоты в природе — фотоохотой.
/>
Рис.17. Что такое фотоохота?
/>
Рис.18. Что могут сделать дети для охраны природы?
Интересные ответы были получены от детей на вопрос «Чтомогут сделать дети для охраны природы?»: 40% считают, что дети могутухаживать за растениями, 40% — ограждать муравейники, 60% — сажать деревья, 60%- ухаживать за животными, 40% — собирать мусор, 70% — изготавливать скворечники.20% — не знают, какую помощь могут оказать дети природе. Как видно из графика(рис.18), большинство учащихся стали осознавать свою роль в охране ивосстановлении природной среды.
Анализ результатов показал, что у детей экспериментальной группыпосле системной внеклассной работы по экологическому образованию и воспитанию произошлизначительные позитивные изменения. Отмечено расширение и углубление интереса кживотному миру, увеличилось число детей, которые считали животных самоценнымиживыми существами, правильно оценивали последствия действий человека с позицииблагополучия живых организмов. Младшие школьники стали более эмоциональновосприимчивы и отзывчивы к проявлениям животных, научились сопереживать ихсостоянию в различных ситуациях, выражали доброжелательность по отношению кпредставителям животного мира. У испытуемых проявилось желание позитивновзаимодействовать с живыми существами, учитывая их типичные особенности,самостоятельное взаимодействие с животными приобрело гуманный характер.
Заключение
В I разделе «Теоретические основыпроблемы экологического образования и воспитания младших школьников в процессевнеклассной работы» мы рассмотрели сущность экологического образования и воспитания,обозначили цель, определили значение. Указали формы и методы экологическогообразования и воспитания, подробно рассмотрели вопрос о внеклассной работе поэкологическому образованию и воспитанию младших школьников.
II раздел «Экологическоеобразование и воспитание младших школьников в процессе внеклассной работы»посвящён описанию организации, проведению и анализу результатовопытно-экспериментальной работы по теме исследования. Исследование проходило в3 этапа (констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, контрольныйэксперимент). Для определения уровня сформированности экологической культурымладших школьников на начальном этапе с учащимися экспериментальной группы былапроведена анкета по вопросам с элементами интервью. Данные, полученные на этапеконстатации, говорят о необходимости целенаправленного педагогического влиянияна процесс экологического образования и воспитания младших школьников.
С младшими школьниками экспериментального класса былапроведена серия внеклассных мероприятий (экскурсии, путешествия, работа поэкологическому проекту и др.), направленная на активизацию их интереса кприроде, обогащение, актуализацию их эмоциональных положительных переживаний.
Цель контрольного эксперимента — проверить эффективностьиспользования разнообразных форм и методов внеклассной работы по экологическомуобразованию и воспитанию младших школьников. В экспериментальной группе с цельювыявить уровень сформированности экологической культуры младших школьников былапроведена повторная анкета по вопросам с элементами интервью, которая помоглаувидеть динамику сформированности экологической культуры младших школьников.
Таким образом, системный подход по экологическому воспитаниюдетей позволяет:
установить более тесные связи между познанием природы ипознанием социальной жизни;
обеспечить реальную преемственность и перспективностьизучения окружающего нас мира природы;
создать условия для плавного и целесообразного формированиянравственно-этических установок;
расширить экологические представления младших школьников,конкретизировать их на доступных примерах из окружающей жизни;
углубить теоретические знания в области экологии;
формировать ряд основополагающих экологических понятий,составляющих адекватные возрастным возможностям младших школьников первичныезнания экологии как науки;
обеспечить более широкую и разнообразную практическуюдеятельность учащихся по изучению и охране окружающей среды.
Список использованной литературы
1. Базарнов В.Ф. Экскурсия как форма экологического образования. — Томск,1997. — 65 с.
2. Бобылева Л.Д., Бобылева О.В. Экологическое воспитание младших школьников.// Начальная школа. — 2003. — № 5. — С.64-75.
3. Бабакова Т.А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками. // Начальнаяшкола. — 1993. — № 9. — С.16-20.
4. Дагбаева Н. Экологическое воспитание школьников с помощью Интернета // Воспитаниешкольников. — 2005. — № 1. — С.22-23.
5. Данилова М. Занимательная экология // Воспитание школьников. — 2005. — №5. — С.25-33.
6. Дежникова Н.С., Иванова Л.Ю., Клемяшова Е.М., Снитко И.В., Цветкова И.В.Воспитание экологической культуры у детей и подростков: Учебное пособие. — М.: Педагогическоеобщество России, 2001. — 64 с.
7. Деревянко В.А., Савельева С.С., Бабанский И.Т. Уроки экологическоготворчества // Начальная школа. — 1989. — № 12. — С.40-44.
8. Дерим-Оглу Е.Н., Томилина Н.Г. Материалы к проведению экскурсии всмешанный лес // Начальная школа. — 1990. — № 5. — С.28-34.
9. Ердаков Л.Н. Экологическая сказка для первоклассников // Начальная школа.- 1992. — № 11-12. — С. 19-22.
10. Жестова Н.С. Проведение экскурсии в лес // Начальная школа. — 1991. — №7. — С.30-34.
11. Жестова Н.С. Состояние экологического воспитания учащихся // Начальнаяшкола. — 1989. — № 10-11. — С.78-81.
12. Зверев И.Д. Охрана природы и экологическое воспитание // Воспитаниешкольников. — 1985. — № 6. — С.30-35.
13. Зверев И.Д., Суравегина И.Т. и др. Экологическое образование школьников.- М.: Педагогика, 1983. — 112 с.
14. Зверев И.Д. Экология в школьном обучении: Новый аспект образования. — М.:Просвещение, 1990. — 132 с.
15. Игнатьева О. Современная школа и проблема экологического мышления / О. Игнатьева,А. Маджуга, Б. Анарметов // Альма матер. — 2005. — № 8. — С.57.
16. Кучер Т.В. Экологическое воспитание учащихся. — М.: Просвещение, 1990. — 121 с.
17. Кириллова З.А. Экологическое образование и воспитание школьников впроцессе изучения природы // Начальная школа. — 1989. — № 5. — С.25-27.
18. Кропочева Т.Б. Нетрадиционные уроки естествознания в начальной школе // Начальнаяшкола. — 2002. — № 1. — С.18-22.
19. Плешаков А.А. Экологические проблемы и начальная школа // Начальнаяшкола. — 1991. — № 5. — С.2-8.
20. Психология и педагогика: Учебное пособие / Николаенко В.М., Залесов Г.М.,Андрюшина Т.В. и др.; Отв. ред.В.М. Николаенко. — М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ,2000. — 175 с.
21. Сайдакова Л.А. Мир вокруг нас. Внеклассное занятие на экологическую тему/ Начальная школа. — 1993. — № 9. — С.40-42.
22. Хафизова Л.М. Как знакомить детей с правилами поведения в природе // Начальнаяшкола. — 1988. — № 8. — C.40-46.
23. Холомкина А.И. Осенняя экскурсия в парк // Начальная школа. — 2004. — №9. — C.63-65.
24. Цветкова И.В. Эко-проект «Маленький принц», или Экологическиезадания маленьким хозяевам нашей планеты. — М.: Просвещение, 1994. — 265 с.
25. Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. — Ярославль:Изд. «Академия развития», 1997. — 192 с.