Реферат по предмету "Педагогика"


Организация дистанционной формы обучения при изучении базового курса информатики учащимися с ограниченными возможностями жизнедеятельности

дистанционныйобучение информатика ограниченный жизнедеятельность
Дипломнаяработа
По теме: «Организациядистанционной формы обучения при изучении базового курса информатики учащимисяс ограниченными возможностями жизнедеятельности»

Содержание
Введение
Глава I. Обучение учащихся с ограниченными возможностямижизнедеятельности
1.1 Понятие дистанционной формыобучения
1.2 Особенности обучения учащихсяс ограниченными возможностями
1.3 Использование дистанционнойформы обучения при обучении учащихся с ограниченнымивозможностями жизнедеятельности
1.4 Изучения базового курсаинформатики учащимися с ограниченными возможностями
Выводы по главе I
Глава II. Разработка учебноготематического материла по теме: «Обработка текстовой информации» базового курса информатики длядетей с ограниченными возможностями жизнедеятельности
2.1 Принципы разработки учебногоматериала для детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности
2.2 Система заданий по теме «Обработка текстовой информации» предназначенная для дистанционной формы обучения детей сограниченными возможностями жизнедеятельности
2.3 Методические рекомендации поиспользованию системы заданий по теме «Обработка текстовой информации»
2.4 Эффективность использованиядистанционной формы обучения для детей сограниченными возможностями жизнедеятельности
Выводы по главе II
Заключение
Библиография
Приложение

/>/>/>/>/>/>/>Введение
Право выбора образования,его уровня и форм должно оставаться за человеком, чтобы обеспечить принциправенства образования.
О двух моделях реализациипринципа равенства в образовательных системах В.А. Сластенин достаточносодержательно излагает существующие в мире, на сегодняшний день, две моделиреализации принципа равенства в образовательных системах. Первая –концентрирует внимание на том, чтобы обеспечить одинаковые для всех условияобразования, создать единый фонд единого образовательного достояния, усвоениекоторого обеспечит целостность общественного развития. Однако в первой модели сужендиапазон индивидуальных интересов, склонностей и способностей. Вторая модель делаетакцент на возможности личностного развития в условиях конкурентной борьбы,инициативы, отбора и дифференциации по уровню способностей [19].
По оценкам экспертов вРоссии отмечается увеличение людей с ограниченными возможностямижизнедеятельности на фоне уменьшения численности населения страны и ееотдельных регионов.
Анализ сложившейсяситуации дает основания для вывода о недостаточной разработанноститеоретико-методологической основы обучения учащихся с ограниченнымивозможностями жизнедеятельности.
Как бы не были оригинальныв методах воспитания родители и педагоги, их цели, желания и стремления, вконечном счете, диктуются обществом.
Известный педагог Б.Г.Гершунский утверждал, что образование как социальное явление – это и система,для которой характерно наличие инвариативных качеств, присущих ей в целом икаждому ее компоненту. К числу таких качеств относятся гибкость, динамичность,вариативность, адаптивность, стабильность, прогностичность, преемственность,целостность [19].
Все перечисленныекачества с уверенностью можно отнести к дистанционному обучению.
Изучением и формированиемсистемы дистанционного обучения в России занимались многие известные педагоги,такие как: Хуторской А.В., Андреев А. А., Зайченко Т. П., Анлрианова Г. А.
Не трудно представитьсебе следующие категории лиц, которые остро нуждаются в образовательныхуслугах, но не имеют возможности получить их традиционным способом в рамкахсложившейся образовательной системы. Это, например:
· молодежь, неимеющая возможность получит образовательные услуги в традиционной системеобразования, в силу географической удаленности от вузовских центров;
· лица всехвозрастов проживающие в удаленных и мало освоенных регионах страны;
· специалисты ужеимеющие образования, и желающие приобрести новые знания, или получить второеобразование;
· лица готовящиесяпоступить в вузы;
· лица, спецификаработы которых, не позволяет учиться в ритме действующих образовательныхтехнологий;
· дети с ограниченнымивозможностями жизнедеятельности (ОВЖ).
В настоящее время в миренакоплен значительный опыт реализации систем дистанционного обучения поперечисленным категориям, кроме последней категории – дети с ОВЖ.
Дети с ОВЖ зачастую немогут посещать учебные заведения и как следствие получить качественное образованиев полном объеме. Эта проблема приводит к затруднению в социализации ивозможности стать полноценными членами общества.
Дистанционная формаобучения детей с ОВЖ, является основной и наиболее эффективной. C появлением Internet, организовать дистанционные курсы,обучения стало возможно.
Индивидуальный подход вобучении таких детей, это основа их обучения.
Необходимоскорректировать учебную программу, учитывая умственные и физические особенностиучащегося, подготовить индивидуальный курс обучения.
Только совместная работаучителей, психологов, педагогов, врачей, родителей, служб социальной защиты иправительства, даст возможность организовать ОД таким образом, чтобы наиболееэффективно, безопасно для ребенка построить процесс обучения, воспитания иразвития. Это в конечном итоге дает каждому участнику процесса обучения возможностьстать социально значимым лицом общества.
Объектом изучения нашейработы является влияние дистанционного обучения на развитие и формированиеличности.
В качестве предметавыступает образовательно-педагогический процесс, целенаправленно организуемый,в условиях дистанционного обучения.
Целью данной работы является разработкатематического материала, адаптированного для детей с ОВЖ, по теме: «Обработкатекстовой информации», в среде дистанционного обучения.
Гипотеза: внедрение вучебный процесс разработанной системы заданий позволит сформировать необходимыезнания, умения, навыки (ЗУН) по данной теме у детей с ОВЖ.

/>/>/>/>/>/>/>Глава I. Обучение учащихся с ограниченными возможностями жизнедеятельности/>/>/>/>/>/>/> 1.1 Понятие дистанционной формы обучения
Дистанционное обучение (ДО)– это существующая реальность образования не только в России, но и во всеммире.
В одних источникахинформации читаем: «ДО» в других «Дистанционное образование».Обучение и образование – ключевые теории в дидактике. Разберемся в этихпонятиях.
Рассмотрим несколькопонятий обучения:
Обучение есть«основной путь получения образования, целенаправленно организованный,планомерно и систематически осуществляемый процесс владения знаниями умения мии навыками под руководством педагогов, мастеров и т.д.»;
В книге «Этюдыдидактики высшей школы» трактуется, как совместная деятельность учителя иучащегося имеющая цель развития последнего, формулируя у него ЗУН, элементымировоззрения и учебной деятельности [36].
Обучение — двухсторонний процесс, в котором взаимодействуют обучаемый и обучающийся, и входе которого планомерно и целенаправленно осуществляется образование,воспитание и развитие человека;
Обучение — совместная деятельность преподавателя и субъектов учения, имеющая своей цельюразвитие последних, формирование у них знаний, умений, навыков, элементовмировоззрения, будущей профессиональной или учебной деятельности;
Васильев В.К.в теме «Предмет и основные этапы развития педагогики» дает следующуюформулировку обучения: «целенаправленный процесс двусторонней деятельностипедагога и учащегося по передаче и усвоению знаний. То есть обучение – этопреподавание и учение, взятые в единстве»
В учебномпособии для ВУЗов Обучением называется специфический процесс познанияуправляемый педагогом [19].
Белухин Д.А.утверждает: «Обучение – это целенаправленный процесс взаимодействияучителя и учащегося, в ходе которого осуществляется образование».
В своей работе ИшемгуловаИ.Г. пишет: «ДО – это новое понятие в дидактике, стремительно проявившеесебя в педагогической практике и выросшее до новой дидактической категории. ДО– это форма учебного процесса, в которой отсутствующие явно личные контактыпреподавателя и обучаемого реализуются средствами информационных сетей иинформационно-коммуникационных технологий. Эта формулировка подвергает сомнениюутверждение, что ДО – это частный вид заочного обучения с той лишь разницей,что преподаватель и обучаемый получает возможность обмениваться большим объемоминформацией и с большей скоростью. И хотя у заочной и дистанционной форм естьобщий признак – участники учебного процесса находятся на расстоянии, ДОдействительно представляет собой новую форму учебного процесса».
Анализприведенных выше определений обучения показывает, что в них можно выделить триключевых понятия: процесс, взаимодействия, педагогическая система. Остальныеслова и фразы определяют в разной интерпретации цели обучения. Прежде, чемсформулировать свое видение определения ДО приведем известные нам трактовкиэтого понятия:
Профессор А.А.Андреев предлагает следующие варианты понятия дистанционного обучения: «Новаяорганизация образовательного процесса, базирующаяся на принципесамостоятельного обучения студента. Среда обучения характеризуется тем, чтоучащиеся в основном, а часто и совсем, отдалены от преподавателя в пространствеи (или) во времени, в то же время они имеют возможность в любой моментподдерживать диалог с помощью средств телекоммуникации».
Другое — «совокупностьинформационных технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объемаизучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей впроцессе обучения, предоставление студентам возможности самостоятельной работыпо освоению изучаемого учебного материала, а также в процессе обучения».
Представляетинтерес определение наших коллег из Ассоциации ДО США (USDLA), которое дословнопереводится как приобретение знаний и умений посредством информации и обучения,включающие в себя все технологии и другие формы обучения на расстоянии.
ДО – этоорганизованный по определенным темам, учебным дисциплинам учебный процесс,предусматривающий активный обмен информацией между учащимися и преподавателем,а также между самими учащимися, и использующий в максимальной степенисовременные средства новых информационных технологий (аудиовизуальные средства,персональные компьютеры, средства телекоммуникаций).
ДО –систематическое целенаправленное обучение, которое осуществляется на некоторомрасстоянии от места расположения преподавателя. При этом процессы преподаванияи обучения разделены не только в пространстве, но и во времени.
Как видно,приведенные выше и другие известные формулировки носят описательный характер,отражая какую-то одну или несколько сторон этого многогранного явления и изэтого может сложиться впечатление, что в ДО вообще не используются традиционныеинформационные технологии, (такие как печатные издания в твердых копиях); чтоза период учебы вообще отсутствует контакт преподавателя и слушателя. Крометого, не учтен тот факт, что участники образовательного процесса проживают водном городе, но из-за различия в образе жизни (графика работы, время отдыха идосуга) не имеют возможности взаимодействовать синхронно. А так же, вопределениях не указывается, что взаимодействие может эффективно происходитьмежду самими обучающимися, а так и со средствами.
Исходя извыше сказанного, и взяв за основу приведенные ранее дидактически корректныеопределения обучения, используя научный метод генерализации, сформулируемопределение ДО, как основной дидактической категории.
ДО — этоцеленаправленный процесс интерактивного взаимодействия обучающих и обучающихсямежду собой и со средствами обучения, инвариантный (индифферентный) к их расположениюв пространстве и времени, который реализуется в специфической дидактическойсистеме.
Где проявило себя ДО XX века? Это прежде всего заочная формаобучения в ВУЗе, которая возникла еще в 20-х годах XX века.
Российская заочная формаобучения отличается от западной модели дистанционного образования лишь слабойоснащенностью аудио и видеотехникой, компьютерами, `что компенсируется увеличениемколичества аудиторных занятий. В соответствии с «Законом о высшем и послевузовскомпрофессиональном образовании» количество учебных дней в году увеличено до 40-50.Таким образом, российская система заочного обучения, по сути, являетсяусеченной формой дневного обучения, т.е. одной из форм очно-заочного обучения.В связи с этим встает вопрос о возможности применения понятия «степеньдистанционности», которое позволяет рассматривать все формы образования в ихсовокупности.
«Открытыеуниверситеты» – это форма обучения появилась во многих странах мира. За период 1900—1960 гг. было создано79 институтов дистанционного обучения, за 1960-1970 гг. — 70, за 1970-1980 гг.— 187, а только за 1980—1995 гг. — 700. В основе открытого образования – богатая и детальноразработанная образовательная среда, в которой обучаемые ориентируются вполнесамостоятельно, стремясь к достижению стоящих перед ними образовательных целей.
КорреспондентИнтернет издания, посвященного новым электронным технологиям Е.В. Королева приводитьследующие данные: Национальный Технологический Университет США (National Technological University, NTU), основанный в 1984 г. за короткий срок, превратился в консорциум из 40 инженерных школ и насчитывал около 1100 студентов. Модель NTU была взята как пример организацииэлектронного института многими учебными заведениями.
ВЕвропе ДО развивалось несколько иначе: в начале 70-х годов в Великобританииначали появляться открытые университеты, смысл обучения в которых заключался втом, что студенты самостоятельно занимались по книгам, а контроль над нимипроизводили так называемые «тьютеры» (tutors). Они проводили воскресные семинары, контрольныеработы, а также консультировали студентов по непонятным вопросам. Значительнаячасть информации передавалась по телевидению и радио. Такая система образованиябольше походила на заочное обучение, тем не менее, европейские страныпоследовали примеру Великобритании. Например, в Испании в середине 80-х годов XX века был организован НациональныйУниверситет Дистанционного образования (Universidad National de Educacion a Distancia UNED). В настоящее время у этого университета появилосьуже 67 отделений, некоторые из которых находятся за рубежом, в том числе и вСША [14].
В 90-е годы появиласьновая модель дистанционного образования на базе технологий проведениятелеконференций. О новой коммуникационной технологии и их применения вРоссийских ВУЗах пишут авторы Гозман Л.Я. и Шестопал Е.Б.: «Южно-УральскийГосударственный Университет (ЮУрГУ) крупнейший ВУЗ России в своем составесодержит 30 факультетов, более 100 кафедр, около десятка филиалов в городахЮжного Урала и Западной Сибири».
Телеконференциипроводятся, как между преподавателем и учениками, так и между самими обучающимися.Университет имеет выделенные каналы связи почти со всеми филиалами иоптоволоконные линии внутри университетского городка.
При этом они могутпроводится как между преподавателем и учениками, так и между самими обучающимися.Это могут быть аудио, аудиографические, видео и компьютерные телеконференции.Приведем один из примеров внедрения системы ДО в Российские ВУЗы.
На базе этой модели сталаразвиваться новая организационная форма современного образования – виртуальныеуниверситеты. О ней как о перспективной форме обучения XXI в. рассказывает в своей работе Соловов А.В. «Вней полностью реализуются те потенциальные возможности перестройки системыобразования, которые имеют технологии телеконференций, используемые в учебныхцелях. Эти технологии позволяют группам учащихся и отдельным обучаемымвстречаться с преподавателями и между собой, находясь на любом расстоянии другот друга. Такие современные средства коммуникации дополняются компьютернымиобучающими программами, которые замещают печатные тексты, аудио и видеопленки.Появление такой модели дистанционного образования ведет к тому, что образованиеосуществляется не только на расстоянии, но и независимо от какого-либоучреждения. Такая модель еще не реализована полностью. Она сталкивается ссущественными трудностями, в частности, проблемой получения общественногопризнания и права выдавать дипломы и сертификаты, присваивать соответствующиестепени (проблема аккредитации виртуального университета). Преодоление этихтрудностей и полное развитие модели виртуального университета будет означатьглубокие изменения в организационной структуре современного образования».
В ВУЗах России создаютсяцентры дистанционного образования, возникают негосударственные учебныезаведения, работающие по нетрадиционным технологиям.
Технология дистанционногообучения — это совокупность методов, форм и средств взаимодействия со студентомв процессе его самостоятельного, но контролируемого со стороны ВУЗа освоенияопределенного объема знаний и, как следствие, получение образования.
Прежде чем сформулироватьпонятие дистанционное образование разберем само понятие образование.
Валильев В.К. в теме «Предмети основные этапы развития педагогики» формулирует свое определениеобразования: «Образование – процесс и результат усвоения определеннойсистемы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развитияличности. Образование получают, в основном, в процессе обучения и воспитания вучебных заведениях под руководством педагогов, однако все возрастающую рольиграет и самообразование, т.е. приобретение системы знаний самостоятельно».
«Под образованиемпонимается единый процесс физического и духовного становления личности, еесоциализация, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, наисторически зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны(например, спартанский воин, добродетельный христианин, энергичныйпредприниматель, гармонично развитая личность)», такое определение мынаходим в разделе «Образование, как социальный феномен» Общаяпедагогика [19].
Белухин Д.А. в своейлекции говорит об образовании, как о процессе и результате овладения учащимися системойнаучных знаний познавательных умений и навыков, формирования на их основемировоззрения, нравственных и других качеств личности, развитие ее творческихсил и способностей [4].
«Образование –процесс и результат усвоения систематизированных знаний умений и навыков;необходимое условие подготовки человека к жизни и труду».
Дистанционное образованиеотличается от традиционного образования прежде всего использованием новейшихтехнических средств коммуникаций, при отсутствии личного контакта учителя сучащимся.
В Решении коллегииГоскомвуза от 9 июня 1993 года № 9/1 «О создании системы дистантногообразования в РФ», определение выглядит так: «Дистанционное образование– это форма образования, обеспечивающая использование новейших техническихсредств и информационных технологий для доставки учебных материалов иинформации непосредственно потребителю независимо от его местоположения».
Заслуживаетвнимания следующая трактовка понятия ДО:
«Дистанционноеобразование — это потребность в форме получения образования, не связаннойжёсткими обстоятельствами места и времени и основанной на самостоятельнойработе и возможностях современных технических средств и информационно-коммуникационныхтехнологий».
Проведенныйанализа и логические рассуждения, дают возможность сформулировать более точноепонятие дистанционного образования.
Исходя изсказанного дистанционное образование можно определить, как целенаправленный,организованный процесс интерактивного взаимодействия обучающих и обучающихсямежду собой и со средствами обучения, инвариантный к их расположению впространстве и времени, который реализуется в специфической дидактическойсистеме [15]./>/>/>/>/>/>/> 1.2 Особенности обучения учащихся сограниченными возможностями
По данным Министерства образования и Науки РоссийскойФедерации в стране насчитывается около 2 млн. детей относящихся к категории лиц с ОВЖ. Изних около 450 тыс. детей школьного возраста учатся 1969 специальныхобразовательных учреждениях. Дети и подростки,обучающиеся на дому, или школах индивидуального образования составляют 35 тыс.
В последнее время возросло число детей данной категории,которые живут в семье и посещают образовательные учреждения как приходящиеучащиеся. По данный Министерства образования и науки на 2004 г. такие дети составляют около 45 тыс. человек [29].
Статья 43Конституции Российской Федерации не только гарантирует право на образованиелюбому ребенку, не зависимо от состояния его здоровья, физических,функциональных и психических особенностей, но и обязывает родителейпредоставить доступ к образованию, что закреплено в законе Российской Федерации«Об образовании». Дети-инвалиды не являются исключением — законодательство России, конвенция ООН о правах ребенка и различные международно-правовыепакты закрепляют права детей-инвалидов на получение образования, физическую,психологическую и социальную реабилитацию в условиях максимальной социальнойинтеграции.
В России накопленбольшой опыт работы специальных образовательных учреждений для обучения детей снарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелыми нарушениямиречи и другими особенностями психофизического развития – это дети с ОВЖ.
Какие формыобразования доступны детям с ОВЖ?
Кроме очнойформы обучения в общеобразовательной школе образование ребенка-инвалида можетосуществляться в очно-заочной, заочной форме, в форме экстерната, надомногообучения, семейного образования. Возможно также обучение ребенка в интернатеили коррекционной школе, куда он направляется на обучение органами управленияобразования.
«Я.И. Кузьминов (ректор ГУ-ВШЭ) высказал критические замечанияотносительно системы детских домов и интернатов, поскольку дети с различныминарушениями, попадая туда, становятся изолированными от общества. „Особуютревогу вызывает положение тех детей в интернатах, которые считаютсянеобучаемыми и лишены возможности даже воспитания“, – сказал ректор. Онпризвал к изучению опыта зарубежных стран, где хорошо поставлено делообразования детей-инвалидов. „Пора переходить от разговоров о гуманизме креальным гуманистическим шагам“, – отметил Я.И. Кузьминов.
Былаподчеркнута необходимость разработки примерных программ ранней коррекционнойпомощи для детей с ограниченными возможностями здоровья, а также примерныхпрограмм для детей с нарушением в умственном развитии различных степеней.Предлагается предусмотреть подготовку и переподготовку кадров для системыкоррекционного и инклюзивного образования».
/>Одним из самых эффективных методов получения образования детьми с ОВЖ иих одновременной социальной реабилитации является инклюзивное образование — получение образования детей с особыми потребностями в общеобразовательныхучебных заведениях. Инклюзивное образование предполагает адаптацию общегообразования к особым потребностям детей и преследует цель не только максимальноинтегрировать детей с ограниченными возможностями в общество, но и с раннеговозраста приучить других детей к мысли, что существуют люди с различнымифизическими, физиологическими и психическими особенностями, которые являютсятакими же индивидуумами и членами общества, как и остальные дети, хотя в чем-тои отличаются от них.
Еще Л.С.Выгодский указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которойребенок с ограниченными возможностями не исключался бы из общества детей снормальным развитием. Он одним из первых обосновал идею интегрированногообучения. В последствии его идея реализовалась в практике работы школ ЗападнойЕвропы и США и только в последние годы начинает все активнее воплощаться вРоссии [15].
Автор Е.В. Резниковав разделе «Проблемы интеграции и отношение педагогов общеобразовательныхшкол к отдельным моментам в ее организации» пишет, что сегодня вобщеобразовательных школах обучаются дети с совершенно разными психическими особенностямии способностью к обучению. Включение в число учащихся общеобразовательных школдетей с особыми потребностями не оказывает существенного влияния на процессобучения (при условии материального, методического обеспечения). Более того,при грамотном внедрении системы инклюзивного образования происходит не толькомаксимально возможная социальная интеграция детей с ОВЖ, но и повышаетсяэффективность процесса обучения других детей.
Однако,подчеркивает Е.В. Резникова, часть педагогов, считает, что инклюзивное обучениене приносит хороших результатов для детей с ОВЖ, т.к. они лишаются привычнойдля них среды общения, получают дополнительные эмоциональные травмы. Педагоги,имеющие в своем классе ребенка с ОВЖ, зачастую, не могут уделить необходимоговнимания, в процессе обучения, связывая это с фронтальной формой обучения исложностью учебного материала [26].
Какпоказывают исследования Е.В. Резниковой, М.С. Артемьевой, А.А. Дмитриева,учителя общеобразовательных школ в целом с пониманием относятся к совместномуобучению детей с разными познавательными способностями. Однако, реализацияинтегрированного образования требует особенного внимания к подготовкепедагогического коллектива школы и смежных специалистом по общению с детьми,имеющими ограниченные возможности здоровья, интегрированными в среду нормальноразвивающихся сверстников.
Инклюзивноеобразование имеет свои положительные результаты и успешно реализуется зарубежом лишь последние 30 лет. Это экономически развитые страны с достаточнодлительным подготовительным периодом к интеграции в образовании. Принятиеинтеграции обществом, каждым человеком – это длительный процесс воспитаниявсего общества, это выращивание с раннего детства нового поколения, длякоторого интеграция станет частью мировоззрения.
Этой формойобучения могут воспользоваться лишь те дети с ОВЖ, которые либо самипередвигаются, либо с сопровождающим, а что делать тем, кто не имеет такойвозможности в силу своих физических и организационных возможностей,территориальной удаленности от учебных заведений. Или учащиеся внутрибольничнойшколы, нуждающиеся в длительном пребывании в медицинском стационаре.
По мнениюА.С. Макаренко истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняярадость. Для больного ребенка «завтрашняя радость» прежде всего –здоровье [26].
Помочьсправится с недугом, дать почувствовать ребенку инвалиду живой интерес состороны взрослых, не входящих в медицинское окружение — это прежде всегородители и педагоги.
Необходимокак можно чаще мысленно уводить ребенка от окружающей больничной обстановки.Продолжая полноценное обучение детей средствами ИКТ в форме ДО, дети решают длясебя две основные задачи: учатся, не отставая от своих сверстников, общаясь сними, но, что самое главное, прибывая в состоянии психологического комфорта,что является обязательным в борьбе с недугом.
Болезнь,считает Г.М. Грядунова, не должна быть препятствием в планомерном обучении, алишь фактором, требующим различные психолого-педагогические приемы и формыобучения. Это обусловлено тем, что обучение в любом случае, болен ребенок илиздоров, может и должно быть трудным, но посильным [26]./>/>/>/>/>/>/> 1.3 Использование дистанционной формыобучения при обучении учащихся с ограниченными возможностямижизнедеятельности
Никакой, дажесамый лучший интернат не заменит родного дама любви и заботы близких, а именно,в этом, прежде всего, нуждаются дети с ОВЖ. Ребенок, с рождения лишенныйнормального общения со взрослыми (до трех лет) навсегда остается умственнонеполноценным.
«Практическивсе психологические школы утверждают, что интеллект развивается только до 20-летнеговозраста, причем в разные годы этого периода – с неодинаковой скоростью. Кшести годам интеллектуальное развитие осуществляется в норме уже более чем натреть, к 8 годам – наполовину и к 12 годам – на 3/4 (данные школы Пиаже)».
Статьвсесторонне развитым, образованным, полноценным гражданином своей страныдетям-инвалидам дает возможность обучаться технология дистанционного обучения.Оно диктует свою специфику организации учебного процесса, подбора средствобучения, а также новых методов и приемов. Будучи гибким, процесс ДО легкоадаптируется под возможности ребенка. Интерактивное по своей сути обучениеобеспечивает каждому ученику общение с преподавателем и другими учениками возможностьобучаться с учетом индивидуальных потребностей и физических возможностей.Например, учащийся может сам выбрать объем, и последовательность изучаемогоматериала, самостоятельно определять продолжительность его изучения, получатьдоступ к необходимым учебным пособиям, причем, не выходя из дома.
С появлением вобразовании детей с ОВЖ специализированных или адаптированных компьютеровсложились условия для комплексного преобразования среды жизнедеятельности иобучения, что позволяет оптимизировать работу по преодолению вторичныхотклонений, компенсации затрудненных или неразвитых при данном нарушениифункций, и удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся.Дистанционная форма обучения наиболее приемлема и эффективна для обучения такихдетей, так как создает такую социальную, в том числе и образовательную среду, вкоторой обучающийся чувствует себя комфортно, самодастаточно, социальнозначимо. ДО максимально приближает ребенка к окружающему миру, делает егодействующим участником социальной среды. Использование ПК снижает зависимостьребенка от собственной моторной неловкости или недостаточности, медленноготемпа деятельности, позволяет воссоздавать речевой контакт с неговорящимребенком, реализует познавательную деятельность ребенка в ситуациях, которыенедоступны ему в силу его физических особенностей. Компьютер может бытьсредством реализации детской потребности в экспериментировании и обеспечение досугаребенка, обеспечивая детей с особыми образовательными потребностямиразнообразными познавательными и развевающими играми возможностямивнутрисетевого общения, доступа в Internet, что не только создает для них интересные формы досуга, но исодействует их развитию.
Одной изважных целей применения ДО в коррекционно-образовательном процессе являетсяориентация на наиболее полное использование тех физических возможностей,которые имеются у детей.
Используютсяспециальные ПК, позволяющие детям с ОВЖ, работать на них в режиме, отличающемсяот обычного. Созданы, и успешно используются ПК, которые эмитируют нажатиеклавиш, реагируя на любое, доступное ребенку движение. ПК оснащенные специальнойклавиатурой, позволяющей при нажатии на клавишу с буквенным или цифровымобозначениями услышать, какая клавиша задействована, и в случае ошибки внестиисправления. Эти и другие программы расширяют возможности обучения детей с нарушениямизрения, слуха, а также с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата, идр. дефектами [30].
Как отмечаетМогилевская В.Н. практика применения информационных технологий в учебномпроцессе способствует формированию умения направлять и удерживать внимание;тренирует память; развивает понятийное мышление, фантазию и творческиеспособности; приучает к самостоятельному выбору и принятию решений; создаетпозитивную мотивацию обучения; воспитывает чувство уверенности исамостоятельности; активизирует общение. Отмечается позитивное воздействие какна воздействие психических функций ребенка с ОВЖ, так и на становление еголичности в целом [30].
ДО позволяетосуществлять пошаговый контроль и оптимизирует процесс формирования и развитиянавыков, обеспечивая дифференцированный и индивидуальный подход к выборуадекватного образовательного маршрута для каждого ученика.
В рамкахпроекта «Развитие единой информационной среды для детей инвалидов ибольных детей, не посещающих школу по состоянию здоровья». В Москвеработает интернет-школа. В этом учебном центре дети обучаются с помощьюкомпьютера и получают среднее общее образование, на основе которого могутпродолжить обучение в средних и высших учебных заведениях. Преподаватель,фиксирует в электронном виде уровень усвоения учебного материала и дает оценкувыполненному заданию. Поначалу большинство учащихся не владеют компьютернойграмотой, но быстро осваивают ее. Таким образом, ДО помогает детям с ОВЖпреодолеть барьер, отделяющий их от учебных заведений, библиотек, учителей иодноклассников. Дает возможность уверенно смотреть в свое будущее.
Подростку с ОВЖпорой трудно выбрать самостоятельно интересующую его сферу деятельности,поэтому на помощь приходят педагоги и психологи. Уже в школьном возрасте важнавысоко квалифицированная профориентационная работа, исключающая поверхностныйподход к выбору профессии. В наше время ДО способно дать учащемуся высокийуровень образования и получить современную, интересную профессию (переводчик,программист, фотохудожник, и др.) востребованную на рынке труда.
В настоящеевремя формируется традиция специального вузовского образования для студентов с ОВЖ,это Московский институт – интернат для инвалидов с нарушениямиопорно-двигательного аппарата, институт социальной реабилитации Новосибирскогогосударственного технического университета Минобразования России,Государственный специализированный институт искусств Минкультутры России,Заочный институт реабилитации и профессиональной подготовки незрячихВсероссийского общества инвалидов (г. Волоколамск М. обл.). Группы неслышащих инезрячих студентов обучаются сегодня в педагогических ВУЗах (РГПУ им. А.И.Герцина, С.- Петербург, МГПУ, Москва). Одним из выпускников группы слепоглухихпсихологического факультета МГУ – доктор психологических наук, профессор А.А Суворов[29]./>/>/>/>/>/>/> 1.4 Изучения базового курса информатикиучащимися с ограниченными возможностями
Длядетей с ОВЖ информатика является особенно важной и интересной дисциплиной,ввиду ее широкого прикладного характера.
Основнаяцель базового изучения основ информатики в школе — обеспечить прочное исознательное овладение учащимися знаниями о процессах преобразования, передачии использования информации и на этой основе раскрыть им значение информационныхпроцессов в формировании современной научной картины мира, роль информационнойтехнологии и вычислительной техники в развитии современного общества, привитьим навыки сознательного и рационального использования компьютеров в своейучебной, а затем профессиональной деятельности.
СогласноБУП 2004 учебный материал по курсу «Информатика и информационнокоммуникационные технологии» структурирован по следующим содержательнометодическим линиям:
· информатика иинформационные процессы;
· представленияинформации;
· системы счисленияи основы логики;
· компьютер;
· информационныетехнологии;
· алгоритмизация ипрограммирование;
· формализация имоделирование;
· компьютерныекоммуникации;
вкаждой, из которых выделен минимум содержания учебного материала, а так жетребования к уровню подготовки учащегося по данной содержательно методическойлинии.
Особенноследует отметить в документе тот факт, что форма представления базовогосодержания в стандарте не должна жестко задавать логику и последовательностьпроцесса обучения, а обеспечивать возможность на основе стандарта создавать ииспользовать различные учебные программы, учебные и методические пособия и т.д., обязательный минимум содержания образовательной области и требования куровню подготовки учащихся.
Такойгибкий подход к образовательному процессу в целом дает широкие возможность длясоздания индивидуальных образовательных программ и методических пособий,которые обязательны при обучении детей с ОВЖ.
Требования к уровнюподготовки учащихся общеобразовательных школ определены стандартом по каждойсодержательно методической линии. Эти требования рассчитаны на детей отвечающихпсихолого-медико-педагогическим нормам в соответствии с требованиямиФедерального закона «Об образовании».
У детей с ОВЖ значительносужены возможности полноценного восприятия слуховой, зрительной,тактильно-вибрационной и иной информации, выступающей в качестве учебной. Поэтомунеобходимо использовать методы, помогающие наиболее полно передавать,воспринимать, удерживать и перерабатывать учебный материал в доступном дляучащихся виде, при опоре на сохранные анализаторы, функции, системы организма,т.е. в соответствии с природой особых образовательных потребностей конкретногочеловека [30]. Кроме того, при разработке учебного материала учитыватьособенности восприятия, внимания, речи, мышления, памяти; возможности дифференцированногои индивидуального подхода при пользовании учебным материалом, подбирая внаиболее полном соответствии с индивидуальными особенностями и возможностямикаждого ученика. Определенные требования должны быть к оформлению речевого иизобразительного материала в соответствии с речевыми и интеллектуальнымиособенностями учащихся [30].
Учебный материал,предназначенный для практической деятельности таких детей должен быть выстроентаким образом, чтобы максимально активизировать свойственную ему степеньсамостоятельности.
Использование компьютерапозволяет оптимизировать работу по преодолению вторичных отклонений,компенсацию затрудненных или неразвитых при данных нарушениях функций, иудовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, благодаря этомустановится реальным выполнение требований индивидуального и дифференцированногоподхода в обучении [30]. Информатика, как школьная дисциплина, наряду стеоретической базой, имеет огромный прикладной характер, который выражается вмногообразии изучаемого программного обеспечения. Необходимость уметьпользоваться, прикладными программами очевидна, как из требований к умениямподготовки учащихся, так и дальнейшей жизнедеятельности человека. Рольпрактических заданий должна возрасти, а тематика предлагаемых заданий должнаиметь яркий прикладной характер и быть ориентированна на сохранные анализаторы,настраивать на позитивное отношение к обучению и результату своего труда.
Несмотря натрудности в организации учебного процесса и недостатке адаптированногоматериала, значительные результаты, касающиеся как учебной деятельности, так иулучшения качества жизни детей с ОВЖ в целом, говорят о перспективности инеобходимости развития ее формы дистанционного обучения.

/>/>/>/>/>/>/>Выводы по главе I
Анализ литературы по данной теме показал, что вопрос организации дистанционнойформы обучения детей, в том числе детей с ОВЖ базовому курсу информатике актуален,но недостаточно изучен, особенно для детей данного контингента. Крайнеограничен набор адаптированных тематических материалов и методик.
Недостаточно специализированных учебных заведений занимающихсядистанционным обучением детей с ограниченные возможностями жизнедеятельности.Практически отсутствуют педагоги-дефектологи, владеющие навыками дистанционнойработы.
В Москве на протяжении пяти лет успешно работает школа длядетей-инвалидов использующая очную и дистанционную форму обучения, по окончании, которой учащимся выдаются аттестаты государственногообразца. Эта школа является единственной в России и ведет экспериментальнуюработу.
Основной задачей работы будет являтьсяразработка тематического материала, адаптированного для детей с ОВЖ, по темебазового курса информатики, имеющей широкое прикладное значение, с учетомобязательного минимума содержания учебного материала и требования к уровню егоусвоения учащимися.

/>/>/>/>/>/>/>Глава II. Разработка учебного тематического материла по теме: «Обработка текстовой информации» базового курса информатики длядетей с ограниченнымивозможностями жизнедеятельности
/>/>/>/>/>/> 
2.1 Принципы разработкиучебного материала для детей с ограниченными возможностямижизнедеятельности
При разработке, любойучебный материал должен отвечать определенным образовательным принципам.
«Принципы — этосистема наиболее общих, существенных и устойчивых требований, которыеопределяют характер и особенности организации коррекционно-образовательногопроцесса и управления познавательной деятельностью лиц с особыми образовательнымипотребностями.»
Общие основныетребования, предъявляемые при разработке учебного материала:
1. Соответствиеобразовательному стандарту и типовой программе;
2. Наличиеосновного, дополнительного и вспомогательного материала;
3. Соответствоватьсанитарно гигиеническим нормам;
4. Четкостьструктуры изложения материала;
5. Научностьматериала;
6. Наличиетеоретических обобщений;
7. Логичность ипоследовательность изложения материала;
8. Наличиевнутренних межпредметных связей.
/>Большую роль при осмыслении изакреплении знаний играют системы задач, имеющие свои требования к созданию:
1. Соответствоватьучебной программе;
2. Использоваться всочетании с различными методами обучения;
3. Содержать задачис избыточной и недостающей информацией;
4. Бытьразнообразной по форме выполнения;
5. Обеспечиватьнеобходимый уровень самостоятельности;
6. Учитыватьиндивидуальные возможности ученика.
Все вышеперечисленныетребования должны учитываться при разработке учебных материалов для детей сОВЖ, но, в виду особенностей построения образовательного процесса и особенностивосприятия детей конкретной категории, необходимо внести некоторыекорректировки и дополнения.
Приоритетным, приобучении детей с ОВЖ, должен быть принцип коррекционно-компенсирующейнаправленности. Этот принцип предполагает опору на здоровые силы обучающегося ипостроения образовательного процесса с использованием сохранных анализаторов.
Госстандартом образованияпредъявляются единые требования к обязательному уровню подготовки учащихся основнойшколы. По этому, при обучении детей с ОВЖ, соответствие системы задач учебнойпрограмме должно сохраняться.
Привыборе методов обучения необходимо учитывать физические возможности учащихся,активизируя сохранные функции.
Содержание задач сизбыточной и недостающей информацией, способствует формированию мышления инавыков выделения существенных данных, при решении различных жизненных задач,особенно для детей с ОВЖ.
Выполняяпрактическое задание, творческий подход не только оптимизирует учебнуюдеятельность детей с ОВЖ, но и способствует творческому развитию личности вцелом.
Добитьсямаксимально возможной самостоятельности в решение поставленной задачи учащимсяданной категории позволит наличие четкого и понятного инструктажа по выполнению.
Индивидуальныйподход является конкретизаций дифференцированного подхода. Он направлен насоздания благоприятных условий обучения, учитывающих, как индивидуальныеособенности каждого ребенка, так и его специфические особенности.
/>Анализ принципов общего испециального образования, а так же требований к системе задач позволяетсформулировать следующие требования к разработке системы задач для детей с ОВЖ:
1. Коррекционно-компенсированнаянаправленность;
2. Соответствиеучебной программе;
3. Активноеиспользование методов позволяющих опираться на сохранные анализаторы учащегося;
4. Содержание задачис избыточной и недостающей информацией;
5. Наличие творческогоэлемента при любой форме выполнения;
6. Содержание четкогои понятного инструктажа для самостоятельного выполнения;
7. Учет индивидуальныхвозможностей учащегося.
Сформулированныхтребований необходимо придерживаться при создании учебного материала для детейс ОВЖ.
/>/>/>/>/>/>2.2 Система заданий по теме «Обработкатекстовой информации» предназначенная для дистанционной формы обучениядетей с ограниченными возможностями жизнедеятельности
Курс «Информатикаи ИКТ» имеет широкий прикладной характер, который отражается вприобретенных учащимися умениях и навыках работы с различным программнымобеспечением.
Наличиеадаптированных под возможности учащихся и ориентированных на сохранныеанализаторы инструкций позволит успешно освоить прикладные программы детям с ОВЖ.В то же время, учащиеся должны иметь возможность самостоятельно пользоватьсяучебными материалами, не меняя привычную для него социальную среду.
Базовыйкурс информатики предполагает изучение программы Microsoft Word. Текстовый редактор Word обладает широкими возможностями форматированиятекста, вставки и редактирования графических объектов.
Умениеработать с такой программой позволит учащимся расширить свои практическиевозможности, применяя их в дальнейшем обучении или профессиональнойдеятельности.
Учитываяпринципы обучения детей с ОВЖ и требования к учебному материалу, быларазработана система заданий по теме «Обработка текстовой информации».Ниже приведены темы уроков с указанием целей, задач и задания для формированияи закрепления знаний, умений, навыков.
Тема «Правилаввода текста».
Цель:Сформировать у учащихся знания о правилах ввода текста.
Знать:
· правила ввода итекста;
Уметь:
· набирать текст спомощью клавиатуры;
· находить иисправлять ошибки в тексте.
(См.Задание № 1, Задание № 2 в приложении 2).
Тема «Форматированиетекста».
Цель:Сформировать у учащихся умения создавать текстовые документы и форматировать их.
Знать:
· назначениястандартной панели и панели форматирования;
· назначениелинейки.
Уметь:
· умения добавлять:главное меню, стандартную панель, панель форматирования в зону рабочей области;
· копировать ивставлять фрагменты текста, пользуясь «горячими» клавишами;
· форматироватьтекст в соответствии с образцом.
(См.Задание № 1, Задание № 2 в приложении 3).
Тема «Вставкаизображений».
Цель:Научить учащегося вставлять графические объекты в текстовый документ.
Знать:
· назначенияобъекта «WordArt».
Уметь:
· вставлятьграфические объекты WordArt втекстовый документ;
· организоватьпоиск изображений в Internet;
· трансформироватьизображение;
· задаватьобтекание.
(См.Задание № 1 в приложении 4).
Тема «Вставкатекста в графические объекты. Использование списков»
Цель:Научить учащегося вставлять графические объекты в текстовый документ. Использоватьсписки.
Знать:
· назначения разновидностиавтофигур;
· различия междунумерованными и маркированными списками.
Уметь:
· задавать цветавтофигур;
· добавлять текст вграфические объекты;
· создавать списки;
· размещатьнесколько графических объектов на одном листе.
(См.Задание № 1, Задание № 2 в приложении 5).
Вданной системе задач широко представлен творческий аспект обучения. В каждомзадании имеется технологическая и творческая составляющая, которую ученикопределяет для себя самостоятельно, в то же время, продолжая закреплять те ЗУН,на которые рассчитано данное задание.
Видызаданий так же различны, что позволяет учащемуся рассмотреть объект изучения сразных практических и теоретических позиций.
Присутствиезаданий игровой формы, реализует познавательную деятельность учащихся вситуациях недоступных ему в силу его физических возможностей.
Наличиемножественных межпредметных связей и дополнительных, новейших сведенийпозволяет учащимся разносторонне развиваться, и обеспечивают формированиеличности.
/>/>/>/>/>/>2.3 Методические рекомендации поиспользованию системы заданий по теме «Обработка текстовой информации»
Приведенная система задачпредполагает использование текстового редактора с расширенными функциямиформатирования, такого как Microsoft Word из пакета Microsoft Office или OpenOffice Writer из свободного программного пакета Open Office. Задачи, включающиеработу со сложными элементами форматирования, такими как векторная графика ифигурный текст, имеют некоторые незначительные отличия при использованииразличных программных продуктов. Поэтому данный тип задач был адаптирован дляработы в Microsoft Word, как наиболее распространенный программный продукт вшколах и на домашних компьютерах учеников. Однако, эти задачи могут быть легкоадаптированы для использования свободного программного продукта OpenOfficeWriter или другого редактора. Задачи же, не предполагающие использованиясложных элементов форматирования могут быть реализованы и в более простыхредакторах, таких как «Блокнот» входящий в состав операционнойсистемы Microsoft Windows, «TextEdit», входящий в состав операционнойсистемы Apple Mac OS X и многих других, включая редакторы, встроенныенепосредственно в среды дистанционного обучения.
Следует отметить, что приобучении детей с ОВЖ проблема использования единообразной программной средыприобретает особую актуальность, поскольку при дистанционном обучениипрограммная среда на компьютерах преподавателя и учеников может различатьсягораздо сильнее, чем при работе в общем компьютерном классе, а дети с ОВЖ могутпроявлять к этим различиям повышенную чувствительность, что негативносказывается на эффективности обучения. По этой причине рекомендуетсямаксимальное количество заданий реализовать средствами среды дистанционногообучения, а для работы с оставшимися заданиями принять дополнительные меры дляорганизации максимально похожей программной среды.
Целесообразнопридерживаться изложенной в параграфе «Система заданий по теме „Обработкатекстовой информации“ предназначенных для дистанционной формы обучениядетей с ОВЖ» последовательности выполнения заданий, т.к. каждое последующиепредполагает использование знаний, умений и навыков приобретенный привыполнении предыдущего.
При работе с даннойкатегорией детей необходимо мотивировать учащихся на творческую работу,проектную деятельности, выбирать темы создания рефератов, заметок, плакатов,школьных газет, которые интересны учащемуся. Это повысит его инициативу изадаст положительный настрой на выполнение задания.
Четкие и понятныеинструкции, сопутствующие заданиям позволят добиться максимально возможногоуровня самостоятельности, что крайне важно при работе с детьми данной категориии их последующей социализации.
Данная система заданий иматериалов к урокам рассчитана на детей с достаточно низким исходным уровнеразвития и замедленным темпом усвоения ими учебного материала. Для повышения уровняусвоения материала необходимо разрабатывать инструкции, широко использующие наглядныйметод обучения в процессе объяснения учебного материала (крупные скриншоты,схемы и др. графические объекты). Такой способ изложения материла, выбран срасчетом на слабовидящих детей и детей, имеющих проблемы в развитие речи и мыслительнойдеятельности в целом, т.е. практически для всех категорий детей и подростков сограниченными возможностями.
Независимо от темы изаданий, предлагаемых на различных этапах урока, учитель должен знать и помнитьиндивидуальные особенности и возможности учащегося, с учетом которых вноситьнеобходимую корректировку объема и уровня сложности предлагаемых заданий.
/>/>/>/> 
2.4 Эффективностьиспользования дистанционной формы обучения для детей с ограниченными возможностямижизнедеятельности
/>Чтобы проанализировать эффективность разработаннойсистемы заданий были выбраны две группы детей, с примерно равным уровнемначальной подготовки. При обучении одной, именуемой в дальнейшем Первойгруппой, использовался материалы из учебника Н.Д. Угриновича Информатика 8класс и практические работы из того же учебника; другой, именуемой в дальнейшемВторой группой, были предложены материалы к урокам и система заданийадаптированные для детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности.
/>Для проверки гипотезы обеим группамбыл предложен тест, состоящий из семи вопросов по изученному материалу (содержаниетеста дано в приложении 6). По итогам проведения данного контрольно-измерительногомероприятия было получено следующее соотношения верных и неверных ответов подвум группам:

/>/>/>
/>/>/> 
Из приведенных диаграммвидно, что в группе занимающейся по разработанным адаптированным материалам(Вторая группа) верных ответов дано на 25 % больше, чем в Первой группе,занимающейся по учебнику Н.Д. Угриновича Информатика 8 класс.
/>Полученные данные можно считатьосновой для серьезного глубокого исследования в области образования детей с ОВЖ.Разработка подобного материала, в сочетании с дистанционным способом обученияпозволят улучшить качество приобретаемых учащимся знаний умений и навыков, атак же возможности применять их при решении не только образовательных, но и бытовыхзадач.
/>/>/>Выводы по главе II
Анализ принципов и требований, предъявляемых к системе задач, иразработке учебных материалов в целом показал, что традиционные принципы итребования должны учитываться при разработке учебных материалов для детей с ОВЖ,но, в виду особенностей построенияобразовательного процесса и восприятия детей конкретной категории, необходимовнесение корректировок и дополнений.
Были сформулированы 7 принципов,которые необходимо учитывать при разработке системы заданий, адаптированных длядетей рассматриваемой категории.
На основе сформулированных принципов в среде дистанционного обученияразработана система заданий по теме «Обработка текстовой информации»и инструкций к их выполнению. А так же приведены методические рекомендации поиспользованию данного материала.
Проведенный эксперимент показал, что использование адаптированных учебныхматериалов при обучении детей с ОВЖ существенно повышает результаты и глубинуусвоения приобретаемых знаний умений и навыков.
Таким образом, выдвинутаягипотеза, о возможности сформирования необходимых ЗУН по теме «Обработкатекстовой информации» у детей с ОВЖ путем внедрения в учебный процессразработанной системы заданий, полностью подтвердилась.
/>/>/>Заключение
Врезультате проделанной работы был проведен анализ литературы по вопросуорганизации дистанционной формы обучения детей, в том числе детей с ОВЖ.
Удалосьсформулировать принципы и требования, предъявляемые к учебным материалам,используемым при обучении детей с ОВЖ. На основе данных принципов быларазработана система заданий с инструктажем по ее выполнению. Согласно результатам,проведенных исследований, можно утверждать о возможностях примененияразработанных материалов при обучении детей с ОВЖ базовому курсу информатики.
Учащимисяпоказаны высокие результаты овладения навыками работы с текстовым процессорам Microsoft Word по темам: «Правил ввода текста», «Форматированиетекста», «Вставка изображений», «Вставка текста вграфические объекты. Использование списков».
Впроцессе работы удалось допиться поставленной цели: разработать систему заданийв среде дистанционного обучения, адаптированных для детей с ОВЖ, по теме: «Обработкатекстовой информации».
Выдвинутаягипотеза, о возможности сформирования необходимых ЗУН по теме «Обработкатекстовой информации» у детей с ОВЖ путем внедрения в учебный процессразработанной системы заданий, полностью подтвердилась.
Вдальнейшем планируется подготовка системы заданий по ряду других тем базовогокурса информатики для тетей с ОВЖ.
Несмотряна трудности в организации учебного процесса и недостатке адаптированныхматериалов, значительные результаты, касающиеся как учебной деятельности, так иулучшения качества жизни детей с ОВЖ в целом, говорят о перспективностиразвития и необходимости дальнейшего изучения данной темы.

/>/>/>/>/>/>/>Библиография
1. Акимова, М.К.Психологическая коррекция умственного развития школьиков: Учеб. пособие длястудентов высш. и средних пед. заведений [Текст] / М.К. Акимова, В.Т.Козлова.-М.: Академия, 2001.- 160 с.
2. Андреев, А.А. Квопросу об определении понятия «Дистанционное обучение». [Электронныйдокумент] / А.А. Андреев.- (http://www.e-joe.ru/sod/97/4_97/st096.html), датаобр. к д-ту 15.05.09
3. Астапов, В.М.Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе.-СПб.: Питер, 2008.- 384 с.
4. Белухин, Д.А.Основы личностно ориентированной педагогики: Курс лекций. Ч. 2 [Текст] / Д.А.Белухин.- М.: Ин-т практич. психологии, 1997.- 304 с.
5. Босова, Л.Л. Информатика:Учебник для 7 кл. [Текст] / Л.Л. Босова.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.-229 с.: ил.
6. Вульфсон, Б.Л.Сравнительная педагогика: Учеб. пособие для университетов, пед. институтов,институтов повышения квалификации работников образования [Текст] / Б.Л.Вульфсон, З.А. Малькова.- М.: Институт практической психологии, 1996.- 256 с.
7. Выготский, Л.С.Дефект и компенсация: Педагогическая энциклопедия [Текст] / Л.С. Выготский.- М.:Просвещение, 1995.- 115 с.
8. Выготский, Л.С.Основные проблемы дефектологии: Собр. соч.: в 6 т. [Текст] / Л.С. Выготский.- М.:Просвещение, 1983.- 356 с.
9. Выготский, Л.СПсихология развития как феномен культур: Избранные психологические труды [Текст]/ Л.С. Выготский; Под ред. М.Г. Ярушевского.- М.: Институт практическойпсихологии, 1996.- 512 с.
10. Гозман, Л.Я. Дистанционноеобучение на пороге XXI века:[Текст] / Л.Я. Гозман, Е.Б. Шестопал.- Ростов н/Д.: Мысль, 1999.- 368 с.
11. Долгоруков, А.М.Дистанционное образование в системе СПО: потребности и проблемы [Текст] /Долгоруков А.М. // Среднее профессиональное образование.- 1999.- вып. 9.- 60 с.
12. Информатика.Задачник-практикум в 2 т. [Текст] / Л.А. Залогова, М.А. Плаксин, С.В. Русаков,О.Е. Русакова и др.; Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера.- Т. 2.- 3-е изд.,испр. и доп.- М.: Бином. Лаборатория знаний, 2006.- 294 с.: ил.
13. Ишемгулова, И.Г.Дистанционные формы обучения: проблемы, перспективы. [Электронный документ] /И.Г. Ишемгулова.- (http://biro.ufanet.ru/files/dok/IchemgulovaIG.doc), дата обр. к д-ту 11.04.09
14. Королева, Е.П. Дистанционное обучение в США и Европе. [Электронный документ] / Е.П.Королева.-(http://www.cnews.ru/reviews/free/national2006/articles/do_usa/index.shtml),дата обр. к д-ту 13.04.09
15. Коррекционнаяпедагогика. Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учеб.пособие для студентов средних педагогических учебных заведений [Текст] / Б.П.Пузанов, В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская, Ю.А. Костенкова; Под ред. Б.П.Пузанова.- 3-е изд., доп.- М.: Академия, 1999.-160 с.
16. Левченко, И.В. Общиевопросы методики обучения информатике в средней школе: Учеб. пособие длястудентов пед. вузов и университетов [Текст] / И.В. Левченко, Н.Н. Самылкина.-М.: МГПУ, 2003.- 106 с.
17. Левченко, И.Ю. Технологииобучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб.пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / И.Ю. Левченко, О.Г. Прихотько.-М.: Академия, 2001.- 203 с.
18. Назарова, Т.С.Педагогические технологии: новый этап эволюции? [Текст] / Т.С. Назарова.- М.: Педагогика.-1997. 203 с.
19. Общая педагогика:Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений [Текст] / Авт.: В.А.Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. Под ред. В.А. Сластенина.- М.: Владов, 2002.-Ч. 1.- 288 с.
20. Образование,здоровье и социальная защита детей и подростков с отклонениями в развитии.[Текст] // Образование и здоровье: / Н.Е. Журавлева, Г.В. Головченко, В.В.Воронкова. Под ред. Л.К. Селявина.- М.: Школьная кн., 2000. – 184 с.
21. Психология ипедагогика: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений [Текст] / Е.И.Кротков, В.М. Новиков, А.А. Радугин, С.М. Годник и др.; Под ред. А.А. Радугина.-М.: Центр, 1996.- 336 с.
22. Савицкая, Н.А.Пустите ребенка-инвалида в школу [Текст] / Н.А. Савицкая // Независимая газета.-2006. – 21 апр.- С. 4-5.
23. Семакин, И.Г. Информатикаи информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс: Учебник для 8 кл. [Текст]/ И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков.- М.: Бином. Лаборатория знаний,2005.- 176 с.: ил.
24. Семакин, И.Г. Преподаваниебазового курса информатики в средней школе [Текст]: Методическое пособие / И.Г.Семакин, Т.Ю. Шеина – 3-е изд.- М.: Бином. Лаборатория знаний, 2006.- 416 с.:ил.
25. Синельникова, И.Г.Особенности развития познавательной сферы [Текст] / И.Г. Синельникова // Основыспециальной психологии / И.Г. Синельникова, С.А. Морозов, Н.М. Назарова, И.М.Яковлева.; Под ред. Л.В. Кузнецовой.- М.: Академия, 2002.- 411 с.- C. 203-204
26. Система образованиядля детей с проблемами в здоровье. Управлении школой надомного обучения. [Текст]Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве. / Авт.:Г.В. Головченко, А.А. Куборева, С.Л. Ничаева, А.К. Фадина. Под ред. Л.Е.Курнешова.- М.: Школьная кн., 2008.- 96 с.
27. Советскийэнциклопедический словарь. [Текст] / Авт.: А.М. Прохоров, М.С. Гиляров, Е.М.Жуков, Н.Н. Иноземцев. Под ред. А.М. Прохоров.- М.: Советская энциклопедия,1982.- 1600 с.: ил.
28. Соловов, А.В.Введение в проблематику ДО [Текст] / Соловов А.В.- Самара.: Книга, 1999. 46 с.: табл.
29. Специальнаяпедагогика. [Текст] // Социально-педагогическая помощь лицам с ограниченнымивозможностями / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Беликова, Т.Г. Богданова идр.; Под. ред. Н.М. Назаровой.- М.: Академия, 2000. – 400 с.
30. Специальнаяпедагогика. [Текст] // Общие основы специальной педагогики: Учеб. пособие длястудентов высш. учеб. заведений в 3 т. / Авт.: Л.И. Аксенова, Е.А. Стебелева,И.М. Яковлева, Е.В. Резникова и др.; Под ред. Н.М. Назаровой.- М.: Академия, 2008 т. 2.- 352 с.
31. Угринович, Н.Д.Информатика: Учебник для 7 кл. [Текст] / Н.Д. Угринович.- М.: Бином.Лаборатория знаний, 2006. – 173 с.: ил.
32. Угринович, Н.Д.Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 8 кл. [Текст] / Н.Д. Угринович.-М.: Бином. Лаборатория знаний, 2006.- 205 с.: ил.
33. Угринович, Н.Д.Практикум по информатике и информационным технологиям: Учеб. пособие дляобщеобразовательных учреждений [Текст] / Н.Д. Угринович, Л.Л. Босова, Н.И.Михайлова.- М.: Бином. Лаборатория знаний, 2005. – 394 с.: ил.
34. Управлениесовременным образованием: социальные и экономические аспекты. [Текст] / Л.И.Солнцева, В.З. Кантор, В.П. Ермаков, У.Г. Приходько; Под ред. А.Н. Тихонова.- М.:Вита-пресс, 1998.- 256 с.
35. Шелепаева, А.Х.Поурочные разработки по информатике: Учебно-методическое пособие [Текст] / А.Х.Шелепаева.- М.: ВАКО, 2006.- 272 с.
36. Этюды дидактикивысшей школы. [Текст] /М.Г. Гарунов, Л.Г. Семушина, Ю.Г. Фокин, А.П. Чернышев; Под ред. А.П.Чернышева.- М.: НИИВО, 1994. — 135 с.: табл.
Приложение1
Конспект урока
/>/>/>/> 
Тема урока: «Использованиеобъекта WordArt»
Дидактическаяцель: познакомитьучащихся с новой темой.
Образовательная задача: формировать умения и навыкипрактической деятельности.
Понимать: назначениетекстового редактора.
Знать: основные способы редактированиятекста, основные способы редактирования объекта WordArt.
Уметь: добавлять панелиинструментов, редактировать объекты WordArt, организовывать поиск информации в Internet, копировать и вставлять текст.
Исследовать: применение теоретических знаний напрактике.
Задача воспитания:формировать современный подход к курсу. информатики, как к общеобразовательномупредмету и информационную культуру школьника.
Задача развития: сенсорнойсферы, речевое развитие.
Тип урока: изучение нового материала.
Основныеметоды: по характерупознавательной деятельности учащихся объяснительно – иллюстративный,репродуктивный, творческий;
Поисточникам получения информации: словесный, наглядный.
Основные формы: индивидуальная.
Средства обучения: компьютер.

Ходурока:
/>

/>

/>

/>

/>

/>

/>

/>

/>

/>
/>

/>Приложение 2
Задание№ 1
1. Внимательнопрочитайте текст.
2. Исправьтедопущенные ошибки.
/>
Задание№ 2
Ответьтена вопросы теста.
/>

/>Приложение 3
Задание№ 1
Пользуясьинструкцией приведенной в уроке оформите стихотворение в соответствии стребованиями:
1 Название
· Начертание — Ж(жирный) и К (курсивный)
· Выравнивание — поцентру
· Цвет – синий
· Размер – 14
2 В концестихотворения наберите «Английский фольклер (пер. С. Маршак)».
· Начертание — Ж(жирный) и К (подчеркнутый)
· Выравнивание — поправому краю
· Цвет – черный
· Размер – 12

/>

Задание№ 2
/>
Невероятный ураганзаставил животный покинуть свои родные материки и перенес их в Африку.
Выравнивая строчки поцентру и по правому краю верните животных на их родные материки.
Будьте внимательны!Некоторые животные живут в Африке, так что их перемещать никуда не нужно!
Птиц отметьте краснымцветом, а зверей зеленым.
Выдели одно животное изсписка, понравившееся тебе больше остальных – установи размер шрифта 20 исделай любым другим цветом.Африка Австралия Антарктида
Собака Динго
Пингвин
Белый медведь
Жираф
Гепард
Коала
Поморник
Ехидна
Шимпанзе

/>Приложение 3
Задание№ 1
Выбериодно из чудес света приведенных в уроке и создай про него заметку, пользуясьтехнологией рассмотренной в уроке.
/>

/>Приложение 4
Задание№ 1
Пользуясьматериалами приведенными в уроке воздайте плакат посвященный предстоящимканикулам, например такой
/>
Задание№ 2
Пользуясьавтофигурами и заданием обтекания, создай картинку по образцу:
/>

Приложение 5
/>

/>
/>


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.