Реферат по предмету "Педагогика"


Ознакомление младших школьников с элементами графической грамотности

--PAGE_BREAK--В следующем параграфе мы рассмотрим особенности графических умений детей младшего школьного возраста.
1.2           Особенности графических умений младших школьников
В специальной литературе отмечается, что одна из наиболее распространенных причин трудностей овладения графической грамотностью письма учащихся младшего школьного возраста – нарушение интеллектуального развития.
Формирование графической грамотности осуществляется в тесной связи с функционированием всей психики, с различными психическими процессами. Это отмечается в исследованиях В.Г. Петровой, Т.В. Власовой, В.И. Лубовского и других.
В исследовании Г.Н. Рахмаковой отмечается, что особенности психического развития учеников — уровень познавательной активности, сформированность операций анализа, отвлечения и обобщения, синкретичность и нерасчлененность мышления, мотивация учебной деятельности – способствуют или затрудняют овладение графическими умениями письма [30, с.70].
Одной из характерных черт, отличающих младших школьников, по мнению Г.Н. Рахмаковой, является еще не развитая познавательная активность, которая при сохранности анализаторов, необходимых для благоприятного развития речи, приводит к отклонениям в этом процессе. Для таких учеников характерно снижение способности к приему и переработки перцептивной информации, что проявляется в процессе формирования графической грамотности.
Е.Н. Российская, В.А. Насонова, Е.М. Мастюкова в своих исследованиях указывают, что успешное овладение графической грамотностью зависит от уровня сформированности сенсорных функций и процессов. Состояние высших психических функций (зрительное восприятие, зрительная память, зрительное внимание, слуховое внимание, слуховая память, слуховое внимание) является показателем и критерием готовности к овладению графическими умениями младших школьников.
Так, по итогам ряда наблюдений за процессом письма В.И. Насонова сделала вывод о том, что у учеников в младшем школьном возрасте наблюдается недостаточность межанализаторного взаимодействия. Несовершенство межанализаторной интеграции приводит к трудностям в процессе письма, например, к несформированности зрительно — двигательных образов буквенных знаков [5, с.66].
Е.М. Мастюкова так же отмечает, что процесс переработки сенсорной информации учеников в младшем школьном возрасте еще несколько замедлен, и это в свою очередь мешает формированию и закреплению графических умений [26, с.44].
Е.В. Мальцева считает, что графические ошибки при формировании графической грамотности младших школьников и трудности, возникающие у учеников в процессе письма (нарушение письма формы буквы, нарушение наклона элементов, деформация формы буквы, уподобление одной буквы другой и подобные ошибки) являются следствием низкого уровня развития процесса восприятия [26, с.116].
По данным В.Г. Петровой, Е.М. Мастюковой для младших школьников характерны своеобразные особенности восприятия: замедленность, неточность и фрагментарность, трудности выделения фигуры на фоне и деталей в сложных изображениях и другое.
По мнению В.И. Лубовского на замедление переработки информации в процессе восприятия влияют так же такие факторы как низкая скорость осуществления перцептивных операций и недостаточная сформированность образов – представлений – их нечеткость и неполнота.
Бедность и недостаточная дифференцированность зрительных образов – представлений учеников младшего школьного возраста установлены в исследовании С.К. Сиволапова.
Зрительное восприятие – сложная система деятельности, включающая сенсорную обработку визуальной информации, её оценку, интерпретацию и категоризацию. О.В. Елецкая считает, что отставание в развитии зрительного восприятия, наблюдаемое у учеников в младшем школьном возрасте, является одной из причин испытываемых ими затруднений при формировании навыка письма. Несовершенство процесса переработки сенсорной информации, неполноценность пространственного анализа и аналитико-синтетической деятельности младших школьников данной категории затрудняют соотнесение выделенной формы со зрительным образом буквы. Отмечается, что зрительный образ буквы должен быть отдифференцирован от всех других букв, особенно сходных графически. Как показывает практика, анализ буквы не является простой задачей для учеников начальной школы, так как многие буквы сходны по начертанию [5, с.33].
Низкая способность к анализу и синтезу визуально поступающей информации, сниженная дифференцированность зрительного восприятия и анализа, неумением подчинить восприятие поставленной задаче, низкий уровень осмысления наглядно и на слух воспринимаемого материала осложняют формирование навыков выделения деталей и признаков при написании букв. Одним из следствий этого может быть, например, забывание начертания редко встречающихся букв и смешение их между собой (ч и ц; ф. и щ) или смешение близких по оптическим характеристикам букв, что в значительной мере затрудняет начальное обучение и требует оказания коррекционной помощи [16, с.279].
Причиной дефектов восприятия у младших школьников является несформированность ориентировочной деятельности. В.И. Лубовским замечено, что ученики младшего школьного возраста не умеют целенаправленно рассматривать то, на что направлен их взгляд, и вслушиваться в то, что звучит в данный момент, будь то речь или какие – то другие звуки.
Установлено, что неточность функции пространственного восприятия приводит к трудностям у 24 % учеников при формировании графических умений. Замечено, что наиболее типичными ошибками пространственного различения в письме являются неумение соотнести букву и линии в тетради, то есть ориентироваться в пространстве листа, смешение верха и низа сходных букв (например, т — ш; п. — и); зеркальные ошибки вследствие перевертывания буквенного знака в обратную сторону (с-э; б-д).
В процессе изучения особенностей письма учеников младшего школьного возраста выявлено, что для них характерны замены графически сходных букв на письме. Недоразвитие зрительного анализатора и синтеза у учащихся младшего школьного возраста обуславливает частоту смешения графически сходных букв, отмечает в своем исследовании Е.А. Кинаш.
Слуховое восприятие учеников младшего школьного возраста характеризуется теми же особенностями, что и зрительное, отмечает В.И. Лубовский. Каких – либо трудностей в восприятии простых слуховых воздействий не наблюдается. Имеются лишь некоторые затруднения в дифференциации речевых звуков, что говорит о недостатках фонематического слуха, наиболее отчетливо выступающие в сложных условиях: при быстром произнесении слов, в многосложных и близких по произношению словах.
Исследования Д.Б. Эльконина, Л.Ф. Ткачевой, Л.В. Журовой и других показали, что достаточный уровень сформированности фонематического слуха очень важен для начала обучения не только устной речи, но и письму.
Ученики младшего школьного возраста, по мнению В.А. Насоновой, проявляют слабость самоконтроля во время письма. Для них характерно несовершенство как зрительного, так и двигательного контроля за движениями. Слабый контроль за графической стороной письма учеников проявляется в следующем: формы букв далеки от образца, буквы отставлены друг от друга неравномерно, наклон нарушается, буквы не выдерживают нужную высоту, не соблюдают расположение букв по линии строки, то есть не держат линейность при письме и другие ошибки. Особенно ярко ошибки и трудности проявляются с появлением требований орфографического грамотного письма – письмо под диктовку, списывание с доски.
Анализ письменных работ, проведенный данным автором позволяет высказывать мнение о недостаточности динамичности мышц руки учеников в младшем школьном возрасте.
Психолого – педагогические исследования (Г.Н. Рахмаковой, Е.И. Скиотис, Р.Д. Тригер и других) доказывают, что к началу школьного обучения у учеников недостаточно развиты предпосылки готовности руки к письму (недоразвитие ручной моторики, слабость мышечного тонуса, а так же общей моторики и другое).
Исследователями отмечаются следующие трудности формирования навыка письма учащихся, обусловленные низким уровнем развития мелкой моторики руки: неумение писать буквы связно, то есть на основе двигательных элементов и по определенному алгоритму; невыполнение алгоритма трех видов соединения букв в словах.
Таким образом, особенности графических умений детей младшего школьного возраста состоят в том, что формирование графических навыков учеников в младшем школьном возрасте осуществляется со специфическими трудностями. Низкий уровень познавательной активности, замедленность процесса переработки сенсорной информации, несовершенство межанализаторной интеграции и ориентировочной деятельности, а так же слабость самоконтроля затрудняют овладение графическими навыками учащихся, а так же приводят к ошибкам данного навыка.
В следующем параграфе мы рассмотрим условия ознакомления младших школьников с элементами графической грамотности.
1.3           Условия ознакомления младших школьников с элементами графической грамотности
Процесс ознакомления младших школьников с элементами графической грамотности очень сложен и захватывает различные сферы умственной деятельности школьника.
Как отмечала И.Н. Садовникова, для формирования графической грамотности необходимо, чтобы обучающийся был подготовлен к ознакомлению элементов графической грамотности. При этом любой графические умения имеют свои специфические сферы, которые должны быть в состоянии готовности к моменту формирования данных умений. Иногда они могут образоваться только на базе уже значительно сформировавшегося другого умения.
По мнению Е.Н. Российской очень важно для овладения графической грамотности развитие движений пальцев и кисти руки [32, с.339].
Развитие тонкой моторики определяет готовность руки к обучению графической грамотности. На этот факт указывали и такие авторы как Т.П. Сальникова, Е.И. Скиотис. Отмечено, что мышцы руки должны быть достаточно крепкими, должна быть хорошо развита мелкая моторика, чтобы младший школьник мог правильно держать ручку, чтобы не уставал быстро при письме. Движения пальцев должны быть целенаправленными и точными, подчинятся задачам деятельности [33, с.370].
Наряду с традиционной методикой ознакомления младших школьников с элементами графической грамотности существуют и авторские технологии по формированию графических умений. Поэтому многие методисты предлагают свои методики обучения письму, считая каждую из них лучшей. Многие методисты делают упор на то, что формулирование графических умений должно сегодня работать на решение общей стратегической задачи обучения – на совершенствование всех сторон личности ученика, на развитие у него новых способностей.
Такую позицию признает и методист Н.А. Федорова, соглашаясь с тем, что при ознакомлении с элементами графической грамотности усилия нужно направлять, прежде всего, на становление необходимых психологических и физиологических механизмов, обеспечивающих осознанное письмо, а не просто на отработку каждой отдельно взятой буквы и ее соединений.
Так, организуя обучение письму, она считает, что важно целенаправленно способствовать [26, с.638]:
— поднятию на новый уровень наглядно-образного и отвлеченного мышления младших школьников, необходимого для восприятия конфигурации букв, для установления сходства и различия знаков, для выработки плана правильных движений при письме;
— совершенствованию способности к зрительному восприятию различных форм;
— становлению умения ориентироваться в пространстве места, строки, легко определять пространственные отношения между элементами письма;
— укреплению руки, улучшению координации движений и в целом развитию умения самостоятельно управлять всей сложной системой действий пишущей руки;
— доведению до автоматизма умения соблюдать гигиенические правила письма (положение корпуса, руки, тетради и так далее).
Еще одним условием успешного ознакомления с элементами графической грамотности, по мнению многих методистов, следует считать формирование у младших школьников внутренней потребности в аккуратном, разборчивом, эстетически выдержанном оформлении всех выполняемых записей.
Помимо существующих пособий, предназначенных для обучения графическим умениям, полезным на всем протяжении работы может оказаться специальный альбом с письменными буквами и их элементами, учитывающий наглядно-действенный характер мышления ребенка, но в то же время способствующий совершенствованию наглядно-образного и формированию аналитического мышления. Пособия предназначено для развития зрительных и двигательных анализаторов, участвующих в восприятии и последующем воспроизведении формы букв, а также для ознакомления с элементами графической грамотности на основе определенного обобщения.
На внутренней обложке альбома приклеен специальный конверт, где находятся элементы букв, вырезанные из плотной бумаги. На каждой странице альбома наклеены письменные буквы (прописная и строчная). Буквы вырезаны из бархатной бумаги. Наклеенная буква как бы приподнимается над страницей, создавая тем самым лучшие условия для глаза и руки при первоначальном знакомстве с формой буквы. Возле каждой буквы нарисованы стрелки, показывающие траекторию движения руки при письме.
Альбом с письменными буквами и их элементами используется для проведения различных аналитико-синтетических упражнений [19, с.248].
Дети, проведя вместе с учителем анализ конфигурации буквы, познакомившись с формой конкретного ее элемента, находят его в конверте альбома. Затем, рассматривая поочередно каждую страницу, они обнаруживают данный элемент в разных буквах, проверяя себя путем закладывания выбранной детали на обследуемую букву. В случае совпадения элемент пишется в альбоме под соответствующим элементом буквы. Кроме того, дети из уже знакомых элементов моделируют нужную букву и, накладывая ее на образец в альбоме, проверяют себя – так они обучаются синтезу.
Все части альбома составляют единое целое. Ни в коем случае эту целостность нарушать нельзя. Для целенаправленного обучения первоклассников правильной ориентации на страницах тетради целесообразна работа с предметными рисунками.
Предметные рисунки располагаются вверху, внизу, в середине листа. По заданию учителя младшие школьники должны найти названный предмет, определить его место на листе и соотнести по расположению с другими нарисованными предметами.
Рисунки можно использовать и для развития у детей «чувства контура», путем обведения обратным концом ручки (карандаша) или вырезать рисунок по его контуру. Те же задания затем применимы и к буквам.
При выполнении многих из приведенных выше упражнений происходит активное укрепление двигательного аппарата пишущей руки, однако необходимы для этого и, специальные упражнения. Важнейшее из них – штриховка, поскольку это действие не затрудняет ученика. Н.А. Федорова предлагает 4 вида штриховки, которые способствуют развитию и укреплению мелкой мускулатуры кисти руки, отработке координации движений:
— раскрашивание короткими частыми штрихами;
— штриховка с возрастом;
— центрическая штриховка (штриховка от центра);
— штриховка длинными параллельными отрезками [26, с.218].
Н.А. Федорова также предлагает применять дополнительную разлиновку тетради. При этом важно помнить, что ориентиры должны постепенно упрощаться.
Сначала исполняют вертикальные (наклонные) линии в межстрочном пространстве – заменяют их точками, в дальнейшем остается рабочая строка и редкие (через 30 мм) вертикальные (наклонные) линии. Такая смена разлиновки обеспечивает постепенное усложнение действий ученика, повышения его самостоятельности.
Мотивационная сторона обучения имеет существенное значение. Нередко ученик выводит буквы, старается четко и разборчиво писать преимущественно для того, чтобы удовлетворять определенные требования учителя.
Формирование автоматизированности графической грамотности у учащихся основано на логическом принципе группировки письменных знаков. Суть этого принципа заключается в том, что все буквы объединены в 8 групп по признаку наличия в них общего (одного из восьми) элемента. Границы между выделенными группами подвижны, так как один и тот же буквенный знак одновременно входит в разные объединения в зависимости от его поэлементного состава. Если буква имеет 3 разных по форме элемента, то она включена в 3 группы.
Последовательность отработки начертания букв определяется частотность повторения в них каждого из 8 элементов. Так, если элемент: линия с закруглением с одной стороны – входит в состав 14 строчных и 15 заглавных букв, то начертание буквенных знаков этой группы отрабатывается в первую очередь. Второй по порядку является группа, состоящая из 27 больших и малых букв, объединенных на основе плавной линии как общего элемента. Причем лишь 16 букв из этого количества являются новыми в сравнении с первой группой, а 11 букв повторяются. При изучении 3-й группы появляются еще 10 новых букв в сравнении с первыми двумя группами. Таким образом, только первые 3 группы включают в себя 54 буквенных знака (больших и малых) – почти весь алфавит. Остальные 9 букв изучаются в следующих 5 группах.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Методисты Безруких М.М. и Хохлова Т.Е. тоже считают, что, учитывая особенности формирования движений при письме, целесообразно было бы начать ознакомление с элементами графической грамотности не с целых букв, а с объяснения того, что каждая буква состоит из элементов, и мы фактически можем «сконструировать», собрать любую букву из этих элементов [7, с.110]. При этом очень важно, чтобы для ребенка овал был всегда овал. В русском курсивном письме не так уж много основных элементов. В строчных буквах это прямая черта, черта с закруглением внизу, черта с закруглением вверху и внизу, овалы, правые и левые полуовалы. Есть еще начальный элемент бук короткие петли, петли, выходящие за строку вверх и вниз точки, но для понимания принципа построения букв достаточно основных элементов. То же самое относится и к заглавным буквам: все элементы должны быть стандартизованы. Например, ребенку трудно понять, почему один и тот же «на вид» элемент пишется по-разному в буквах. Основные элементы заглавных букв прямая черта, черта с закруглением внизу и влево, овалы, полуовалы левые и правые, петли и другие элементы.
Для конструирования букв можно использовать специальные лото с элементами букв или лото, в каждой клеточке которого – часть буквы, «разделенной» не только по вертикали на элементы, но и по горизонтали. Лото поможет быстро найти общие элементы в разных буквах и составить буквы из прямых элементов.
Дальнейшая компьютеризация школы позволит использовать для таких игр компьютеры.
Логические принципы группировки письменных букв позволяет в довольно короткий срок после букварного периода целенаправленно и систематически продолжить формирование в памяти учащихся четко дифференцированных зрительно-двигательных образов письменных букв, а значит, предупредить в их письме графические ошибки и тем самым заложить прочные основы к выработке автоматизированности графической грамотности.
Таким образом, описанные выше принципы реализуются через поэлементно-целостный метод письма, который, во-первых, обусловлен возрастными психологическими особенностями детей младшего школьного возраста, во-вторых, он не противоречит формированию связного (безотрывного) письма, а напротив, закрывает его основы. Это достигается благодаря введению в методику элементов двух категорий: 1) зрительных и 2) двигательных. Конфигурация элементов первой категории обусловлена закономерностями зрительного восприятия сложных графических форм, второй – закономерностями движения руки во время письма при условии автоматизированности графического навыка.
«Успешное овладение графическим навыком во многом зависит от знания и выполнение учеником в процессе письма трех видов соединения с последующей буквой: верхнее, нижнее и среднеплавное», – пишет Н.Г. Агаркова [3, с.260].
К верхнему виду соединения относятся буквы, воспроизведения которых начинается на верхней линейке рабочей строки или на середине строки, если ученик пишет в тетради с разлиновкой «в линейку».
К нижнему виду соединения относятся буквы, которые начинаются чуть выше нижней линейки рабочей строки: к среднеплавному виду – буквы, начало которых на середине рабочей строки.
В процессе отработки соединений букв ученики должны пользоваться следующим алгоритмом:
Если следующая буква в сочетании относится к верхнему виду соединения, то линию от предшествующей буквы продолжить до верхней линейки рабочей строки (или середины строки, если тетрадь «в линейку»).
Если следующая в сочетании относится к нижнему виду соединения, то линию от предшествующей буквы нужно отвести вправо, немного выше нижней линейки строки.
Если следующая буква в сочетании относится к среднеплавному виду соединения, то линию от предшествующей буквы нужно довести до середины строки и, не останавливались, плавно перейти к начертанию первого двигательного элемента.
Значительные трудности овладении графической грамотностью обусловлены неумением младшего школьника управлять последовательным чередованием напряжения и расслабления мышц руки. Прием тактирования формирует у учащихся умение чередовать напряжение мышц пишущей руки с расслаблением. Это создает благоприятные условия для отдыха руки и позволяет избежать утомления.
При этом ученику необходимо знать, что все линии, которые пишутся сверху вниз – «на себя» (прямые или полуовальные), являются опорными и поэтому воспроизводятся с достаточным напряжением мышц руки. Линии, выполняемые в обратном направлении – «от себя», вверх или в сторону (плавные и полуовальные), пишутся при расслабленном состоянии мышц руки. Все опорные линии надо писать под основной счет («раз-два-три-четыре»), а некоторые – под счет «и».
Таким образом, прием тактирования является инструментом целенаправленного управления ритмикой и пронацией письма, что способствует успешной выработке графического навыка.
Как уже говорилось выше, вопрос о том, как эффективно формировать у младших школьников графические навыки письма приобрел в последние годы особую актуальность. И это понятно: там, где сформирован графический навык письма, обнаруживается и достаточно высокий уровень графической грамотности.
Традиционным способом обучить детей письму удается. Но при этом затрачивается много физических, умственных и нервных сил ребенка. К тому же практика показывает, что ученик в период обучения письму элементов букв, их соединений не развивается: монотонность и однообразное написание элементов букв его утомляет, не вызывает в нем интереса, не активизирует мыслительных и творческих способностей, его речь.
В.А.Илюхина считает, что понятие образуется, когда сформируются ощущения. Таким образом, понятие о букве сначала формировать через ощущения [15, с.70].
Обучение письму условно разделено на три этапа. Первый этап – развитие мускульной памяти, второй этап – развитие тактильной памяти, и третий этап – закрепление полученных сведений с помощью трафарета букв. Как видно, все этапы между собой связаны.
Сложнее всего детям написать те элементы букв, где присутствует овал. Поэтому В.А.Илюхина постаралась заменить его прямой линией. И все обучение графической грамоте сводится к обучению написания нескольких основных элементов.
Прежде всего – это написание прямой наклонной линии. Причем линии должны располагаться строго на одинаковом расстоянии друг от друга и быть одинаковой высоты (высота сточной и заглавной букв).
Следующее – умение делить линию на 2, 3 равных части. В.А.Илюхина учит детей таким элементам, как «поворот на месте» (закругление), «крючок до середины», или, как называют его еще дети, «туфелька балерины», которая не должна быть слишком узенькой, чтобы «балеринка-буквочка не упала», но и не слишком широкой, «чтобы было красиво». А также ученики В.А.Илюхиной знают особый «секрет», а он состоит в том, что при письме таких букв и многих других, при написании последнего элемента «палочка с закруглением внизу», мы ведем ручку по уже написанной линии, повторяем ее, «прячем секретик». Написание каждой буквы сопровождается проговариванием ее элементов [15, с.208].
Первые уроки – очень важный период. Именно на них и закладывается основной принцип письма по методике В.А.Илюхиной. Описанные выше упражнения выполняются постоянно. Дети приучаются писать в такт, по команде. Такт для пишущей руки значит то же самое, что и для танцующей ноги. Строгий размер в движении – вот вся тайна красивого и быстрого письма.
Кроме того, эти упражнения ведут не только к красивому письму, они вырабатывают внимание (необходимо с одного раза услышать и воспроизвести то, что говорит учитель), усидчивость, тренируют память. Все вышеуказанные упражнения пишутся без отрыва руки от тетради. При этих упражнениях не нужно слишком спешить: чем основательнее они будут пройдены, тем вернее и быстрее пойдет дело потом.
В процессе обучения письму дети учатся сравнивать написание букв, находить одинаковые элементы, производить точные расчеты. После применения такого метода перейти на письмо в тетрадях с широкой линейкой, так как математический расчет самой буквы помогает им сохранить написание и без верхней опорной линии.
Такое обучение письму помогает получить не только качество работ, но и грамотное письмо, дети быстрее усваивают геометрический материал, делают гораздо меньше ошибок при чтении, и у них, несомненно, появится желание учиться, родится радость от соприкосновения со школой, уверенность в себе.
Таким образом, рассмотрев теоретические аспекты ознакомления младших школьников с элементами графической грамотности, мы пришли к выводам:
1. Графическая грамотность – это один из показателей сформированности навыка письма. Целостная система формирования графической грамотности оказывает значительное влияние на становление правильного графического навыка и повышение грамотности письма.
2. Особенности графической грамотности в младшем школьном возрасте состоят в том, что дети сосредотачивают свое внимание на множество деталей, характеризующих пространственную ориентацию движений и графическую правильность выполнения («откуда начинать, куда вести, где закончить»), не говоря о том, что одновременно решается задача перекодировки фонемы (звучащей буквы) в графему (ее графическое изображение). На этом этапе дети должны осознавать не только, «что они должны сделать», но и «как это сделать правильно» в соответствии с требованиями. Выписывание каждого элемента в отдельности требует на этом этапе цельного выполнения буквы, а тем более написания нескольких букв сразу, безотрывно, невозможно. Объективная закономерность первого этапа ознакомления младших школьников с элементами графической грамотности — сосредоточенное внимание к графике (т.е. постоянный контроль, сличение, коррегирование по ходу действия) и определяет временную структуру движений при письме на первом этапе.
3. Для ознакомления младших школьников с элементами графической грамотности необходимо учитывать психофизиологические особенности младших школьников; учитывать гигиенические условия; учитывать специфику учебного материала и дидактических задач урока; знать потенциальные возможности данного УМК и путей повышения эффективности учебных упражнений; знать технику работы над усвоением графического навыка.
Следующая глава будет посвящена экспериментальному исследованию условий ознакомления младших школьников с элементами графической грамотности.

Глава 2. Экспериментальное исследование ознакомления младших школьников с элементами графической грамотности
2.1 Диагностика уровней сформированности графических умений младших школьников
Для изучения ознакомления младших школьников с элементами графической грамотности на базе МОУ СОШ №1 города Муравленко был проведен эксперимент.
В эксперименте приняли участие учащиеся 2 класса в количестве 20 человек. Список детей, участвующих в исследовании приведен в приложении 1.
Эксперимент состоял из трех этапов:
1 этап – констатирующий — проведена первичная диагностика уровня сформированности графической грамотности детей младшего школьного возраста в экспериментальной и контрольной группах.
2 этап – формирующий – реализация условий ознакомления младших школьников с элементами графической грамотности.
3 этап – контрольный — анализ полученных результатов.
Цель констатирующего этапа исследования — изучить особенности графических умений письма учеников.
В процессе исследования использовались следующие методики: методика «Изучение особенностей графических умений в процессе списывания текста из учебника» (списывание), методика «Изучение особенностей графических умений в процессе письма под диктовку» (диктант), а так же наблюдение за состоянием графических умений письма учеников.
Для обработки данных диагностики были разработаны критерии оценки графических умений учеников (от высокого до очень низкого уровня).
Методика «Изучение особенностей графических умений в процессе списывания текста из учебника»
Цель: изучить состояние графических умений в процессе списывания текста из учебника; оценка состояния зрительного восприятия.
Выполнение: Ученикам предлагался текст из учебника по русскому языку.
Тексты для списывания.
Прозвенел звонок. Ученики бегут во двор. Юля и Лёва открыли окна. Дежурные Яна и Саша убирают класс.
Оценка результата:
Высокий уровень — 4 балла – графические ошибки и нарушения письма отсутствуют; темп деятельности высокий.
Средний уровень — 3 балла – наблюдаются некоторые графические ошибки и нарушения письма; ошибки исправляются ребенком самостоятельно; темп деятельности средний;
Низкий уровень — 2 балла – значительное количество ошибок и нарушений письма; ошибки исправляются частично самостоятельно, либо при помощи педагога; темп деятельности низкий.
Очень низкий уровень – 1 балла — значительное количество ошибок и нарушений письма; ошибки не замечаются, исправляются только при помощи педагога; темп деятельности очень низкий.
Методика «Изучение особенностей графических умений в процессе письма под диктовку»
Цель: изучить состояние графических умений в процессе письма под диктовку; оценка состояния слухового восприятия.
Выполнение: Ученикам диктовался текст, который выбирался с учетом принципа доступности. Ученики воспроизводили его в тетради.
Текст диктанта.
Зима.
Вот зима. Выпал пушистый снег. На улице мороз. Дети бегут на горку. С ними пес Рыжик.
Оценка результата:
Высокий уровень — 4 балла – графические ошибки и нарушения письма отсутствуют; темп деятельности высокий.
Средний уровень — 3 балла – наблюдаются некоторые графические ошибки и нарушения письма; ошибки исправляются ребенком самостоятельно; темп деятельности средний;
Низкий уровень — 2 балла – значительное количество ошибок и нарушений письма; ошибки исправляются частично самостоятельно, либо при помощи педагога; темп деятельности низкий.
Очень низкий уровень – 1 балла — значительное количество ошибок и нарушений письма; ошибки не замечаются, исправляются только при помощи педагога; темп деятельности очень низкий.
Метод «Наблюдение за состоянием графических умений письма учеников 4 класса»
Цель: оценить состояние графических умений учеников, а так же навыков самоконтроля.
Выполнение: Осуществлялось наблюдение за графическими умениями учеников. Обращалось внимание на умение правильно держать ручку, ориентироваться на разлинованной поверхности страницы. Изучался темп деятельности, умение осуществлять самоконтроль (двигательный и зрительный) в процессе письма под диктовку и с образца.
Оценка результата:
Высокий уровень — 4 балла – ученик уверенно и точно воссоздает графические образы, воспринимаемые зрительно и на слух; ориентируется на тетрадном листе; темп деятельности высокий.
Средний уровень — 3 балла – ведущей рукой действует в целом уверенно; хорошо ориентируется на тетрадном листе; графические образы зрительно и на слух воспринимает с незначительными искажениям; темп деятельности средний.
Низкий уровень — 2 балла – ведущая рука действует с напряжением, скованно; ориентировка на листе слабая; страдает самоконтроль; темп деятельности низкий.
Очень низкий уровень – 1 балл — затрачивается много энергии и сил при воссоздании графического образа буквы; ориентировка на листе слабая; сильно страдает самоконтроль; темп деятельности очень низкий.
Данные диагностических процедур оформлялись в протоколы исследования и проводился качественный и количественный анализ результатов исследования.
Проведя с учениками диагностику, были получены следующие результаты.
Данные, полученные по методике «Изучение особенностей графических умений в процессе списывания текста из учебника» были занесены в таблицу 1 — «Особенности графических умений учеников, проявившиеся при списывании текста».
Таблица 1
Особенности графических умений учеников, проявившиеся при списывании текста

Анализ данных таблицы 1 показал, что у учащихся 2 класса высокий и средний уровни развития графических умений в ходе исследования нами не выявился. Низкий уровень развития графических умений отмечается у четырех учеников, что составляет 40 %. Отмечается, что эти учащиеся допускали множественные графические ошибки при воспроизведении текста из учебника и имели трудности письма. Так, сниженная дифференцированность зрительного восприятия и анализа приводила Таню К. к таким ошибкам, как замена букв, состоящих из различного рода сходных элементов, например, в слове «прозвенел» вместо буквы Л была прописана буква М. Учащимися Вовой Д., Димой С. были допущены зеркальные ошибки вследствие перевертывания буквенного знака в обратную сторону, например, в слове «Яна» буква Я воспроизводилась в зеркальном отражении. У учащихся низкого уровня проявлялся слабый зрительный контроль в процессе списывания. Так, учениками производились замены букв, отличающихся пространственным расположением элементов (В-Д в слове «двор»), замены букв, в которых один из элементов отличается по изображению и направлению (И-У в слове «ученики»). Шесть учеников показали очень низкий уровень развития графических умений, что составило 60 % от общего показателя участвующих в исследовании.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Было отмечено, что неправильное написание слов вследствие оптического смешения букв встречается у учеников этого уровня чаще, чем у их товарищей низкого уровня, например, Паша К. написал вместо слова Прозвенел – Нрозвенел, заменив оптически сходную П на Н. Более чаще выявлялись и ошибки, связанные с заменой элементов букв, отличающихся по изображению и направлению, например, Д-Б, И-У.
Отмечена так же неразборчивость букв при рассмотрении написанных слов, так называемая «каша» у Васи М. и Ромы Г.
Следует отметить и темп выполнения задания. Он достаточно низкий, как у учеников низкого, так и очень низкого уровня.
Таким образом, можно прийти к выводу о том, что у учеников во втором классе преобладает очень низкий уровень развития графических навыков. Учащиеся в процессе выполнения предложенного задания допустили множественные графические ошибки и трудности письма (замены графически сходных букв, оптическое написание, искажения формы буквы и другое).
Результаты диагностики по методике «Изучение особенностей графических умений в процессе письма под диктовку» были занесены в таблицу 2 — «Особенности графических умений учеников, проявившиеся в процессе письма под диктовку».
Таблица 2
Особенности графических умений учеников, проявившиеся в процессе письма под диктовку
         Опираясь на данные таблицы 2, можно отметить, что в процессе диагностики высокий и средний уровень развития графических умений у учащихся второго класса не выявился.
Очень низкий уровень развития графических умений выявлен у семи учеников, что составило 70 % от общего количества учеников. Было обращено внимание на такие графические ошибки, как отсутствие элементов букв при воспроизведении графического образа. Например, в слове «Бегут» последний элемент буквы Т не прописан у Паши К. Было отмечено смешение верха и низа сходных букв, например, в слове «Пушистый» (ш на т) у Сергея М. Таким образом, сделан вывод о том, что в процессе письма под диктовку графические умения учеников проявляются на очень низком и низком уровне. При этом очень низкий уровень преобладает. В процессе воспроизведения текста на слух ученики испытывали трудности в связи с забыванием правильного начертания букв, так же они осуществляли замены графически сходных букв и букв, состоящих из сходных элементов. Отмечены пропуски элементов букв, смешение верха и низа сходных букв и другое.
По результатам наблюдения за состоянием графических умений письма учеников второго класса составлена таблица 3 – «Оценка состояния графических умений учеников второго класса».
Таблица 3
Оценка состояния графических умений учеников второго класса
На основании анализа данных таблицы 3 видно, что высокий и средний уровни оценки графических умений в процессе диагностики не выявились.
Низкий уровень развития выявлен у четырех учеников, что составило 40 % от общего количества участвующих в исследовании. У учеников низкого уровня наблюдалась слабость мышечных усилий ведущей руки, а так же отмечалось отсутствие точности и уверенности при начертании слов (например, у Тани К., Иры Б.).
У учеников отмечены следующие графические ошибки: не соблюдалось расположение букв по линии строки, то есть не держится линейность при письме; формы букв не соответствуют образцу, не везде соблюдается связность букв при письме.
Так же замечено, что ученики не соблюдают интервал между буквами в словах, неравномерно расставляют слова на строке.
Очень низкий уровень развития умений отмечен у шести учащихся, что составило 60 % от общего показателя исследования. Для учащихся этого уровня характерно неумение соотнести букву и линии в тетради, то есть ученики слабо ориентируются в пространстве листа.
У учеников наблюдалась слабость мышечного тонуса руки. Вследствие этого ученики затрудняются писать буквы связно, а безотрывное письмо вызывает нарушение письма формы буквы.
Общей особенностью всех учащихся является неумение работать в едином темпе под руководством учителя. Многие ученики не стараются при выполнении письменного задания, ошибки, на которые указывает педагог, иногда остаются неисправленными.
Следует так же заметить, что развитие и совершенствование графических умений требует устойчивого внимания, усидчивости, осознанности восприятия. Данная деятельность вызывает у учащихся утомление, и многие из них к концу урока становятся раздражительными.
Отмечено, что младшие школьники в процессе выполнения письменных заданий по русскому языку допускают множественные графические ошибки как при воспроизведении текстового материала из учебника (списывание), так и при воспроизведении на слух (диктанты). При этом количество графических ошибок увеличивается при воспроизведении на слух.
На следующем этапе исследования мы провели формирующий этап эксперимента, на котором реализовали условия ознакомления младших школьников с элементами графической грамотности, о чем и пойдет речь в следующем параграфе.

2.2 Реализация условий ознакомления младших школьников с элементами графической грамотности
В формирующем эксперименте мы провели работу по ознакомлению младших школьников с элементами графической грамотности. Для этого мы провели серию занятий с использованием специально подобранных упражнений, направленных на формирование и развитие графических умений и навыков письма у младших школьников.
Закрепление графической стороны письма мы проводили на каждом уроке русского языка по 6-8 минут.
Занятия мы начинали с упражнений для развития руки и глазомера, письмо букв в порядке усложнения их начертаний, по группам, а также письмо букв, трудных по начертанию. Кроме букв, дети писали слова и предложения и, наконец, связные тексты, упражнялись в написании, в письме под диктовку.
На следующих занятиях содержание графических упражнений, кроме выполнения программы этих классов, составляли письмо трудных для учащихся букв и их соединений, списывание с рукописного и печатного текста, письмо под диктовку, письмо под счет.
В состав упражнений входило также исправление недочетов графического характера: несоблюдение правильного наклона букв, нарушения параллельности, соразмерности букв по высоте и широте, выход за строку, искажение форм букв и других с учетом особенностей письма каждого ребенка. С этой целью прописывали образцы букв в тетрадях учащихся.
Содержание упражнений связывалось по мере возможности с изучаемым на уроке грамматическим материалом, с усвоением написания слов на непроверяемый безударную гласную, слов из словаря.
Конечная задача ознакомления младших школьников с элементами графической грамотности заключалась в том, чтобы ученик мог:
1)     «перевести» звук в букву (имеется ввиду фонетико-графические написания);
2)     правильно и четко написать букву, слово, предложение; списать с книги и с доски; написать под диктовку, проверить написанное и исправить допущенные ошибки;
3)     научиться излагать свои впечатления и мысли в письменной форме.
Эти умения и навыки развивали постепенно в процессе начального обучения русскому языку.
Работа по ознакомлению младших школьников с элементами графической грамотности содействовала нравственному, эстетическому воспитанию школьников, воспитанию у них аккуратности, трудолюбия, добросовестного и старательного отношения к выполнению любой работы.
Кратко рассмотрим содержание занятий по ознакомлению младших школьников с элементами графической грамотности.
Занятие №1. Правильная посадка за партой, умение верно держать тетрадь и пользоваться ручкой при письме.
Связность и ритмичность письма букв и их соединение в словах. Письмо больших и малых букв и их соединений в словах и предложениях.
Грамматика, правописание и развитие речи.
Занятие №2.
Закрепление гигиенических навыков письма: правильной посадки, положения тетради, ручки и других.
Письмо наиболее простой по форме группы букв с часто повторяющимися элементами движений типа.
Письмо строчных и заглавных букв по группам в порядке усложнения их начертания.
Упражнения в безотрывных соединениях букв.
Связное, ритмичное письмо слов и небольших предложений.
В результате обучения первоначальному письму школьник должен овладеть элементарным графическим навыком, а именно, уметь выполнять следующие действия:
1)     сравнительно легко перекодировать звуко-фонемную форму слова в графическую и наоборот;
2)     в процессе письма слов и предложений (под диктовку учителя, по памяти, при списывании) воспроизводить буквы и их соединения на основе усвоенных алгоритмов;
3)     ритмично чередовать напряжение пишущей руки с расслаблениями под соответствующий счет;
4)     писать связно и правильно все буквы;
5)     использовать три вида соединения, фиксируя упором ручки соединительные точки;
6)     выполнять санитарно-гигиенические нормы письма.
Таким образом, на первом этапе на основе логического принципа группировки букв мы закрепили указанные выше умения и начали отрабатывать автоматизированность графического навыка.
Занятие №3.
Работа по дальнейшему закреплению гигиенических навыков письма. Переход на письмо в тетрадях в одну линейку (усвоение новой высоты, ширины букв и других). Письмо трудных для учащихся заглавных и строчных букв и их соединений.
Упражнения в безотрывных соединениях букв. Связное, ритмичное письмо слов в предложении.
Занятие №4.
Закрепление навыков правильного начертания букв, рациональных способов их соединения (по группам), в словах, предложениях, небольших текстах. Упражнения в равномерности, плавности движения руки для выработки навыка письма в ускоренном темпе. Работа по устранению графических недочетов в почерках учащихся.
Занятие №5.
Совершенствование навыка письма. Соблюдение учащимися основных гигиенических требований к письму. Соблюдение учащимися основных гигиенических требований к письму. Закрепление графически правильных начертаний букв и способов соединения их в слове. Упражнение детей в связности, ритмичности написания букв, слогов, слов и небольших предложений.
Занятие №6.
Письмо наиболее простой по форме группы букв с часто повторяющимися элементами движений руки.
Письмо строчных и заглавных букв по группам в порядке усложнения их начертания. Упражнения в безотрывных соединениях букв.
Занятие №7.
Дальнейшее закрепление гигиенических навыков письма. Упражнения по переводу детей на письмо по одной линейке (усвоение новой высоты, ширины букв). Письмо трудных для учащихся заглавных и строчных букв и их соединений. Упражнения в безотрывных соединениях букв.
Связное, ритмичное письмо слов и предложений.
Занятие №8.
Закрепление навыка правильного начертания букв, рациональных способов соединений (по группам) в словах, предложениях, небольших текстах. Упражнения в развитии ритмичности, плавности движения руки для выработки навыка письма в ускоренном темпе. Работа по устранению графических недочетов в почерках учащихся.
Занятие №9.
Формирование четко дифференцированных зрительно-двигательных образцов всех письменных букв (работа по усвоению письменной буквы включает в себя анализ, конструирование, реконструирование, сравнение буквы с другими буквенными знаками).
Освоение стабильного, одновариантного начертания букв и установленных способов их соединений. Отработка безотрывного начертания букв и буквенных комплексов в два знака, где реализуется средне-плавное соединение. Автоматизация действия письма. Умение при письме устойчиво удерживать угол наклона, ширину и высоту воспроизводимых букв. Формирование приема аналитического восприятия как отдельных буквенных знаков, так и их комплексов.
Звукобуквенный анализ слов и предложений с последующей их записью в тетради-прописи.
Занятие №10.
Повторение и отработка начертания тех букв и сочетаний, которые наиболее трудны для 6-и летних учеников каждого конкретного класса. Выполнение логических упражнений на группировку букв по общности того или иного графического элемента.
Таким образом, разработанные нами занятия представляют собой новую универсальную развивающую систему ознакомления младших школьников с элементами графической грамотности.
Освоение графики связано с развитием пространственных представлений, совершенствование мелкой моторики, отработкой ритмичности, плавности движения руки. Помимо этих традиционных задач наши занятия включали в формирование графического навыка освоение и использование детьми ряда мыслительных операций: анализа – синтеза, сравнения, обобщения, классификации. Основу методики составляли принципы одновариантного начертания и поэлементного изучения букв, реализуемое с помощью новых методических приемов: аналитического восприятия и практического конструирования буквенных знаков.
Впервые совокупность письменных букв русского алфавита структурирована в виде графической системы, основу которой составляют 8 постоянных структурных единиц, отличающихся по относительно законченной форме. Форма каждого элемента является постоянной, а размер, пространственная ориентация и количество элементов – переменными свойствами графической системы письменных букв.
Для того, чтобы преодолеть типичные для традиционного обучения трудности, связанные с переносом зрительно вычленяемых элементов в двигательное звено письма и обеспечить плавность и безотрывность воспроизведения букв и их соединений, мы предложили двойную систему эталонов: зрительные и двигательные элементы букв. Зрительные элементы использовали на уровне первичного зрительного изучения буквы при ее анализе, синтезе, сравнении, конструировании и реконструкции.
На основе двигательных элементов был построен алгоритм действий ученика при отработке начертания буквы в тетради – прописи, а именно: на рисунке двигательных элементов, выполненных с помощью пунктирных линий, были даны точки со штрихами, которые указывают на начало и последовательность начертания этих элементов в букве, а также места их соединения. Использовали два типа точек: черная точка со штрихом обслуживает первоначальный этап усвоения технологии начертания букв, показывая места соединений двигательных элементов в букве и направление движения руки при их написании, в то время, как красная точка со штрихом регулируют процесс усвоения техники соединения букв и сохраняет свою сигнальную функцию на разных этапах обучения письму.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Education Essay Research Paper Mans essential characteristic
Реферат Томалогия - новое направление в психологии
Реферат Модель внедрения стандарта качества ISO 9000 на примере НВК "Саха"
Реферат Роль религии в странах Востока
Реферат Специальные налоговые режимы. Упрощенная система налогообложения
Реферат Память. Функционально-структурная организация
Реферат William Blake Essay Research Paper William Blake
Реферат Схема финансирования проекта
Реферат «Век нынешний» и «век минувший» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Реферат Міжнародний ринок туристичних послуг України
Реферат Державна політика регулювання зайнятості: світовий досвід та вітчизняна практика
Реферат Рынок и структура потребления мыла туалетного
Реферат Великие Кутюрье Ив Сен Лоран Коко Шанель Кристиан Диор Юбер де Живанши Лори Аззаро
Реферат «Мадонна Аннунциата» Симоне Мартини из Государственного Эрмитажа
Реферат The Skill Of Running A State Essay