Реферат по предмету "Педагогика"


Опасные увлечения подростков

Содержание
Введение
1.Разновидности наркомании
2. Причинынаркомании
3. Формированиенаркомании
4. Юридическийаспект наркомании
5. Профилактиканаркомании
6. Профилактикаалкоголизма
7. Профилактикакурения
Заключение
Литература
 

 
Введение
Тема контрольной работы по дисциплине педагогика «Опасные увлеченияподростков».
Слово «наркомания» происходит от древнегреческого «нарке», чтоозначает «беспамятство», «оцепенение» и «мания» — сумасшествие, безумие.
Наркотические вещества применяются в медицине в крайних случаяхкак болеутоляющие средства. Но у лекарств-наркотиков есть коварное свойство.Организм быстро привыкает к ним и начинает требовать новых доз. При этомчеловек испытывает большее мучение, чем при голоде и жажде.
Наркотики — яд, оказывающий угнетающее действие на все органы,ткани, а особенно на центральную нервную систему. Привыкание к наркотику,наркотическая зависимость — болезненное пристрастие, избавиться от которогочеловек самостоятельно не может.
Цельконтрольной работы – ознакомиться с разновидностями наркомании, рассмотретьпричины наркомании и ее формирование, юридический аспект и профилактикунаркомании, профилактикой алкоголизма и курения.

1. Разновидности наркомании
Наркомания ведет к глубокому истощению физических и психическихфункций человека. Вот одно из описаний наркомана:
«Высохший человек метался на койке в больничной палате сзарешеченными окнами. Его тело билось и корчилось в конвульсиях, покрывалоськрупными каплями пота. Время от времени начинались мучительные судорожныепозывы к рвоте. Больной плакал, ругался, угрожал, кричал диким голосом:«Спасите! Умираю! Доктор, укол! Будьте прокляты! Черви, белые черви грызутменя! Уберите червей!»
Наркомания —не только неизлечимая, страшная, мучительная болезнь, но и жестокоепреступление человека перед своей совестью, перед обществом! Проблеманаркомании ни в коей мере не может рассматриваться лишь как медицинскаяпроблема. Она имеет широкое социально-экономическое значение и непосредственносвязана с социальной стабильностью и воспитанием нравственности.
На злоупотребление наркотическими веществами на всех этапах развитияобщества накладывался нравственный запрет. С появлением государств началасьборьба с их незаконным производством, распространением, торговлей, посколькунаркомания наносит вред не только больному, но и обществу в целом. Заболевшийисключается из созидательной деятельности, так как становится физическим ипсихическим инвалидом, а его интересы сосредоточены на одном — достатьочередную порцию наркотического вещества.
Возможно пристрастие к одному какому-либо наркотику (морфинизм,героинизм, кофеинизм, гашишизм, кокаинизм, алкоголизм), что называетсямононаркоманией, или нескольким сразу — полинаркомания.
К наркотикам относятся все, что вызывает привыкание, в том числе алкогольи никотин (так называемые слабые наркотики); наркотики содержатся в кофе(кофеин), в чае (танин), в какао и напитках типа кока-колы и пепси-колы, атакже в некоторых растениях — конопле, маке, кокаиновом кусте.
Морфинизм — болезненное, неудержимое влечение к употреблению опия —морфина (из мака). Производные опия — кодеин, дионин; сюда же относитсясинтетический препарат промедол.
Гашишизм — пристрастие к гашишу (из конопли). Синонимы гашиша — анаша,план, марихуана.
Кокаинизм — неудержимое влечение к соку кокаинового куста, вызывающеевначале возбуждение, а затем угнетение нервной системы.
Алкоголизм — привыкание к алкоголю. По терминологии Всемирной организацииздравоохранения (ВОЗ), алкоголизм — вид нарко-іании, и в ряде стран спиртноепродается только в аптеках.
Токсикомания — пристрастие к токсическим веществам — ядам юбогопроисхождения. Особое место занимают стимуляторы (кофеин, эфедрин, танини др.) и снотворные средства (люминал, барбамил и др.).
В конце 80-хгодов XX века вместе с появлением в Европе музыки «рэйв» и клубной«хаус»-культуры выделились в особые группы препараты, которые стали именоваться«дискотечными наркотиками». Эти вещества привлекают молодежь своей«безопасностью», «новыми» (по равнению с «устаревшими» кокаином и героином)ощущениями, способностью придавать силы для танцев на всю ночь. Многиеубеждены, то речь идет о новых, синтезированных наркотиках, хотя это совсем етак. «Дискотечные наркотики» — это всего лишь хорошо забытые психостимуляторы сгаллюциногенным эффектом. Их воздействие искажает картину реального мира. Срединих — GHB («Джи-эйч-би», «Гамма», «Буратино») — бесцветный густой раствор снеприятным солено-горьким вкусом.
Из галлюциногенов наиболее популярны грибы (типа поганок с фиолетовымоттенком, встречаются в северных районах в конце лета) и знаменитый LSD —эталонный галлюциноген. LSD бывает и в виде таблеток, и в виде разноцветныхмарок, пропитанных наркотиком, и в виде прозрачного раствора.
Школьники-подростки не брезгуют и такими токсическими веществами,как пары клея «Момент», бензина, ацетона. Они вдыхают их, наклонившись надцеллофановым пакетом, или накладывают пропитанную токсикантом ткань на кожу (онтогда поступает непосредственно в кровь).
 
2. Причины наркомании
Все причины распространения наркомании среди молодежи можно разделитьна четыре группы:
— социальные;
— социально-психологические;
— семейные;
— личностные.
К социальным причинам следует отнести историческисложившиеся культовые обряды, обычаи, разные формы массового употреблениянаркотиков. В некоторых странах культ наркотиков-галлюциногенов возник на мистическойоснове. Неискушенному подростку или взрослому предлагается побывать в иных«измерениях и галактиках», узнать свое будущее, путь кармы. Взамен ставитсянесколько условий: человек, во-первых, должен принять наркотик (обычно LSD);во-вторых, он должен отрешиться от мирских забот (работа, семья, друзья),мешающих «погружениям»; в-третьих, для наркотического эффекта необходимо пройтикурс интенсивной религиозной подготовки, например дзен-буддизма...
Какпоказывают опросы молодежи Москвы, С.-Петербурга, Ростова-на-Дону, Краснодара идругих крупных городов, нетрадиционные религии с использованием психоделиковпоявились и в нашей стране.
Торговля наркотиками превратилась не только в процветающий бизнес,но и является одной из причин международного терроризма. По официальным данным,более 50 млн. жителей США курят марихуану, и ежегодно от «белого яда» гибнутсотни тысяч людей. Не миновала эта горькая судьба и российскую молодежь. На 1января 2009 года в нашей стране свыше 15 млн. наркоманов; ежегодно в органы МВДдоставляется 1500 подростков в состоянии токсического и наркотическоговозбуждения.
К социально-психологическим факторам нужно отнестипсихологию малых групп подростков и юношества, которые вышли из-под влияниясемьи и школы, контактируют с асоциальными группами. Социально незрелые молодыелюди часто подчиняются «принципу удовольствия» и стремятся расширить свойдиапазон развлечений и наслаждений. К мотивам, лежащим в основе употреблениянаркотиков, относятся:
— попытка уйти от окружающей действительности;
— удовлетворение любопытства относительно действия наркотическоговещества;
— выражение своей независимости, а иногда враждебного настроенияпо отношению к окружающим;
— достижение чувства полного расслабления;
— равнодушие как родителей, так и педагогов к внутреннему миру подростка;
— потребность в самоутверждении;
— отсутствие заинтересованности в сохранении социального статуса;
— результат попытки самолечения;
— желание заглушить чувство беспокойства и подавленности;
— стремление быть принятым в определенную социальную группу;
— доступность приобретения;
— скука.
Всплеск наркомании объясняется в нашей стране двумя причинами:
— социальной фрустрацией, охватившей Россию в последние 10 лет —отсутствие каких бы то ни было гарантий спокойной обеспеченной жизни,уверенности в завтрашнем дне; невостребованность сотен тысяч людей (безработица);отсутствие идеалов в жизни;
— безграмотность в сфере использования фармацевтическихпрепаратов.
Люди,употребляющие наркотические вещества, не верят в пагубные последствия своегопристрастия и не понимают, что это может привести к полной потере здоровья.Поэтому-то мы и сочли необходимым в приложении 2 развенчать четыре мифа онаркотиках, чтобы педагог мог апеллировать к увлечениям подростков. Вприложении 3 проводятся обращения к наркоману в стихотворной форме, написанныеучениками вечерней школы при исправительном учреждении 398/10.
К семейным причинам распространения наркотиков относятсянаследственность, плохое воспитание, неблагополучная обстановка в семье, излишнеедоверие родителей к своим детям.
Личностные причины — депрессия, слабоволие, желание чего-то нового,боязнь оказаться «не как все», незащищенность под ударами жизни, неразделеннаялюбовь, самоуверенность («со мной ничего не будет»).
 
3. Формирование наркомании
Формирование наркомании характеризуется развитием трех основныхпризнаков:
— психической зависимости;
— физической зависимости;
— толерантности.
Психическая зависимость — это болезненное стремление периодически илинепрерывно принимать наркогенный препарат, чтобы вновь и вновь испытыватьопределенные ощущения и снимать явления психологического дискомфорта. Онавозникает во всех случаях систематического употребления наркотиков, иногда дажепосле однократного приема.
Физическая зависимость — состояние особой перестройки всей жизнедеятельностиорганизма в связи с хроническим употреблением наркотических препаратов. Онапроявляется интенсивными физическими и психическими расстройствами,развивающимися сразу, как только действие наркотика прекращается. Этирасстройства, или абстинентный синдром.(абстиненция — воздержание),снимаются только введением в кровь наркотика.
Толерантность— появлениеадаптации, т. е. привычки к наркотическим препаратам, когда наблюдается всеменьшая реакция на введение одной и той же дозы. Поэтому для достиженияпрежнего психофизического эффекта больному требуется постоянно растущая дозанаркотика.
Все наркомании характеризуются следующими признаками:
— высокая смертность, вызванная передозировками препаратов,несчастными случаями в состоянии наркотического опьянения, различнымизаболеваниями, частыми самоубийствами среди больных;
— ярко выраженные медицинские и социальные последствия употреблениянаркотиков: психические расстройства в виде острых и хронических психозов; измененияличности вплоть до ее распада, слабоумия; грубое моральное снижение;неспособность к работе;
— криминогенное преступное поведение наркоманов, обусловленноеизменениями их личности; наркоманы совершают преступления как с цельюприобретения наркотиков, так и в связи с тяжелыми расстройствами (психозами),развившимися в результате их употребления;
— массовое распространение ВИЧ-инфекции. Из-за несоблюдения элементарнойгигиены (вводят наркотики общим шприцем) среди наркоманов распространяетсяэпидемия СПИДа; например в провинциальном г. Мценске Орловской области этойболезнью заражены 92% наркоманов;
— наркомания может распространяться подобно эпидемии и поражатьширокие слои населения, особенно молодежь.
 
4. Юридический аспект наркомании
Любой подросток должен знать, что за преступления против здоровьянаселения и общественной нравственности предусмотрены наказания в соответствиисо статьями 229—233 Уголовного кодекса Российской Федерации, вступившего вдействие с 1 января 1997 года.
Статья 228говорит о наказании, предусмотренном за «незаконное изготовление, приобретение,хранение, перевозку, пересылку либо сбыт наркотических средств или психотропныхвеществ». Обращает на себя внимание примечание к статье 228:
«Лицо,добровольно сдавшее наркотические средства или психотропные вещества и активноспособствовавшее раскрытию или пресечению преступлений, связанных с незаконнымоборотом наркотических средств или психотропных веществ, изобличению лиц, ихсовершивших, обнаружению имущества, добытого преступным путем, освобождается отуголовной ответственности за данное преступление».
Несовершеннолетние больные наркоманией в возрасте от 16 лет, уклоняющиесяот обязательного лечения, подлежат принудительному лечению влечебно-воспитательных профилакториях.
Администрация и преподавательский состав школ и ПТУ должны проявлятьмаксимальную бдительность относительно возможного употребления учащимися вслучаях обнаружения у них:
— таблеток, ампул и других медицинских форм лечебных препаратов;
— каких-либо приспособлений для инъекций (жгутов, шприцев, специальныхигл) и следов на коже, кровеносных сосудах от инъекций, как свежих, так идавних: изменений поверхностных и глубоких вен в области локтевых сгибов,предплечий и других местах;
— тех или иных химических веществ — растворов, реактивов, особенноиз класса органических растворителей, а также специфического «химического»запаха выдыхаемого воздуха либо запаха, исходящего от одежды, волос, кожи лица,рук;
— различных приборов (или их деталей) для обработки растений, перегонкиили очистки химических препаратов и др.
Если врачи подтвердят факт наркотизации учащегося, он ставится научет в наркологическом диспансере или ближайшем наркокабинете поликлиники. Вслучаях, когда наркотизация представляется однократной, объективно случайной,подростки ставятся на профилактический учет. В случаях повторного илисистематического приема наркогенных веществ или даже единичного их приема, носочетающегося с активной тенденцией к алкоголизации, наличием других личностныхи семейных факторов риска наркотизации, подростки ставятся на диспансерныйучет.
При постановке учащегося на учет врач-нарколог должен об этом незамедлительнопроинформировать родителей, администрацию школы или ПТУ и соответствующиеслужбы местных органов внутренних дел. Он же решает вопрос о необходимостистационарного или принудительного лечения, о целесообразности продолженияучебы.
 
5. Профилактика наркомании
Сразу следуетоговориться: никакие административные меры наказания и никакие формальныезапреты и запугивания проблему не решат. Успех может быть достигнут только врезультате длительной кропотливой работы, разъясняющей губительные последствиянаркомании, способствующей самоутверждению подростка как здоровойинтеллектуальной личности, помогающей ему обрести смысл жизни.
Профилактическая работа должна вестись не формально, а «от души».Педагог должен дать каждому желающему подростку высказаться по обсуждаемойпроблеме, а мораль должна формироваться ненавязчиво, опосредованно. Вот чтодумают о наркомании старшеклассники СШ № 22 г. Орла:
— это прогулка над пропастью с завязанными глазами (Илья У);
— это прыжок в пропасть (Алан Н.);
— это дорога к смерти (Дарья Н.);
— это прыжок в бездну (Сергей П.);
— это бег по лезвию (Сергей П.);
— это дорога на «дно» (Наталья X.);
— это ад внутри (Татьяна Ж.);
— это жизнь с завязанными глазами (Татьяна Ж.);
— это жизнь без будущего (Маргарита А.);
— это дорога в ад (Маргарита А.);
— это уход от реальной жизни (Наталья К.).
Акцент на профилактику наркомании можно делать как в урочное время(на уроках химии, биологии, обществознания), так и на классных часах. Еслипедагог решил поговорить о наркомании на классном часе, следует выбрать точныйи конкретный материал из местной газеты или передач местного радио ителевидения. Обычно среди подростков бытует мнение, что состояние здоровья — ихличное дело. Сошлитесь на мнение первого советского наркома здравоохранения Н.А. Семашко: «Здоровье каждого — здоровье всех», аргументируйте эту точкузрения, используя материалы экологических общественных движений, международныхконференций врачей.
Можно,конечно, использовать и другие формы проведения классных часов (беседа закруглым столом, час вопросов и ответов, викторина, дискуссия, устный журнал,чтение и обсуждение статьи или фильма, час встречи с врачом-наркологом,работников УВД или прокурором), но практика показывает, что лучше всегопровести обсуждение результатов предварительного анонимного анкетирования вклассе. В одной из ростовских школ удалось выяснить, что в возрасте 15 лет снаркотиками и токсическими веществами знакомы 15% учащихся. Отношение кнаркотикам и у пробовавших их, и у не пробовавших — на 100% негативное; 57%учащихся знают произведения «массовой культуры», воспевающие наркотики (отсюдадолжны сделать соответствующий вывод министерство культуры и министерствосредств массовой информации):
— «Мы колем вены каждый час...»;
— «Игла меня пронзила в сердце...»;
— «Шлеп, шлеп под кожу, Прыг, прыг на небо...».
В старших классах средней школы и ПТУ при соответствующей предварительнойподготовке большой след в душе подростков может оставить конференция «Человекубыть человеком» по роману Чингиза Айтматова «Плаха». Ее можно подготовить,опираясь на следующие вопросы:
1. Какое место занимает «Плаха» в творчестве Ч. Айтматова?
2. В чем вы видите его идейную связь с предыдущими произведениямиписателя?
3. Известно первоначальное название романа «Круговращение». Чемвызван выбор другого названия — «Плаха»? И какое из них больше соответствуетдуху романа? Какой смысл вкладывает автор в понятие «плаха»?
4. «Плаха» — одно из первых произведений, освещающих проблемунаркомании. Какие, на ваш взгляд, причины толкают людей на этот губительныйпуть? Что можно противопоставить духовному вакууму, который приводит кнаркомании?
5. Можно ли назвать Авдия Каллистратова современным князем Мышкиным?Что общего в судьбах героев Ф. Достоевского и Ч. Айтматова?
6. Авдий говорит себе: «Я видел свое призвание в поучении к добру»и в го же время произносит: «Самое нужное, выходит, никому не нужно». Какоеместо занимает «добро» в нравственном мире современного человека?
7. Авдий мучается вопросом: есть ли смысл в пути, избранномИисусом Христом? А есть ли смысл в его пути, в тех муках, которые принимает самАвдий от гонцов-анашистов и от моюмкумской «хунты»?
8. Могли Авдий победить в своей борьбе?
9. Достижим ли в реальной жизни идеал Авдия — «ум, окрыленный свободоймышления, возвышенная личность, изжившая в себе анархизм зла...»?
10. Как вы понимаете слова Ч. Айтматова, что путь к Истине — этоповседневный путь к совершенствованию? Согласны ли вы, что он должен лежатьчерез раскаяние, самоосуждение, осознание вины?
11. ЗачемАйтматов обратился к христианству?
12. Ч. Айтматов на страницах романа воспроизводит рассказ «Шестерои седьмой». Почему грузинская баллада имеет такой конец, почему убил себяСандро?
13. Бостона мучает вопрос, почему люди не хотят добросовестноработать, а прежде всего ищут свою выгоду? Почему все меньшей истинных хозяевна Земле? Как бы вы ответили на эти вопросы?
14. Почему именно Бостон расплачивается за чужие грехи страшной ценой— потерей сына, крахом собственной жизни?
15. Айтматов ставит вопрос — как бороться со злом? Оба героя — Авдийи Бостон — пошли каждый своим путем, и оба потерпели поражение. Как же боротьсяс такими социальными типами, как Гришан, Оберкандалов, Базарбай, Кочкорбаев?
16. Семья волков проходит через весь роман. Почему волки —извечный антипод человека и человечности — стали одними из главных героев «Плахи»?
17. Многие современные писатели, как и Ч. Айтматов, обеспокоеныпроявлениями бездуховности в нашем обществе. Возможно ли возрождение прежнихидеалов?
18. В чем цель и счастье в жизни современного человека?
19. Многие критики, отмечая ряд художественных недостатков романа«Плаха», оценивали его прежде всего как «роман-поступок», обращенный к совестикаждого человека. Согласны ли вы с такой оценкой романа? Не устарело лихудожественное произведение, созданное в советском обществе почти двадесятилетия назад?
20. Необходима ли нам сегодня такая литература?
Если старшеклассники при современной подаче пьесы М. Горького «Надне» с воодушевлением обсуждают поднятые в ней жизненные проблемы, то роман«Плаха» вызовет еще больший интерес.
Наконец, если никакие формы убеждения при профилактике наркоманиине имеют успеха, педагог должен принять решительные меры по спасению жизниподростков из группы риска. Выявить юного наркомана можно по следующимпризнакам:
— зрачки расширены;
— движения нескоординированы, незавершенны, неуверенны;
— поведение резко меняется (от активности до сонливости);
— на лице уподростка — выражение блаженства, дополняемое неестественной улыбкой;
— нарушена концентрация внимания;
— речь сбивчивая, невнятная.
В группу риска входят дети из неблагополучных семей: подростки,склонные к курению и выпивке (в сигарету может быть добавлена анаша, в спиртное— яд наркотика). При обнаружении подозрительных признаков ребенок должен бытьнемедленно направлен на обследование к врачу-наркологу.
Педагог должен знать и факторы, сдерживающие человека в приобщениик наркотикам:
— желание вести нормальную, полноценную жизнь;
— боязнь привыкания и смерти;
— стремление нормально жить и радоваться жизни;
— боязнь принести страдания родным и близким;
— множество печальных примеров;
— осознание вреда для здоровья и трудности излечения;
— наличие других радостей в жизни и других источников наслаждения;
— анализ непоправимых последствий.
Этих рычаговпри умелом манипулировании педагогу вполне достаточно, чтобы уберечь подросткови юношество от опасных увлечений.
6. Профилактика алкоголизма
На сегодняшний день в России свыше 2 млн. алкоголиков. Изучениераспространения алкоголизма весьма затруднено, так как, во-первых, алкоголизмобычно скрывается, и во-вторых, сами пьющие нередко некритичны к употреблениюалкоголя. Это то, что медики называют анозогнозией — незнанием своей болезни.
«Алкоголь» — по-арабски значит «одурманивающий». Первую бутылкуводки изготовил араб Рабез в 860 году. Водка была получена перегонкой вина.
Вообще же обопьяняющих свойствах спиртных напитков люди узнали не менее чем за 8000 лет донашей эры — с появлением керамической посуды, давшей возможность изготовлятьалкогольные напитки из меда, плодов и винограда. Возможно, виноделие возниклоеще до начала культурного земледелия. Например, Миклухо-Маклай наблюдал папуасовНовой Гвинеи, не умевших еще добывать огонь, но уже знавших приемыприготовления спиртных напитков.
В Древней Индии приготовляли напиток «сома», игравший большую рольв религии ариев:
Мы выпили сомы, мы стали бессмертными,
Мы достигли света, мы нашли богов...
(Гимны «Ригведа», Хвек до н. э.)
Но особо широкое распространение в древности нашло виноградноевино. В Греции виноград начали возделывать за 4000 лет до н. э. Вино считалосьдаром богов. Покровителем виноградарства и виноделия в Греции являлся Дионис,сын Зевса. Другое его имя — Вакх, в латинской форме — Бахус. В честь Дионисапроводились специальные праздники — дионисии, или вакханалии. На нихустраивались театрализованные процессии, игры, состязания поэтов, хоров сприглашением гостей из других стран. Постепенно эти празднества приобрелипечально известный характер оголтелых пьянок. Недаром слово «вакханалия»воспринимается сейчас как синоним пьяного разгула. Уже тогда люди заметили, чтонеумеренное употребление любых опьяняющих напитков опасно. Поэтому греки, какправило, пили виноградное вино, разбавленное водой, так как оно лучше утоляложажду, и человек не пьянел.
Основоположник ислама Мухаммед (570—632) ввел запрет наупотребление вина, что нашло отражение и в Коране (VII в.). С тех пор на протяжении12 столетий в мусульманских странах алкоголь не употребляли, а отступники этогозакона жестоко карались.
И все же в мусульманских странах, например, в Средней Азии, культвина процветал, а вино воспевалось в стихах.
В средневековье в Западной Европе крепкие спиртные напитки научилисьполучать путем возгонки вина и других сахаристых бродящих жидкостей. Согласнолегенде, эту операцию впервые совершил итальянский монах-алхимик Валентиус. Онзаявил, что открыл чудодейственный эликсир, делающий старца молодым,утомленного — бодрым, тоскующего — веселым.
С тех пор алкогольные крепкие напитки стали быстрораспространяться по свету, прочно вошли в быт, и ни один поэт, писатель илихудожник в своем творчестве не обходил эту тему. Таковы картины пьянства на полотнахстарых голландских, итальянских, испанских и немецких художников.
Описание пьянства проникало даже в популярную среди подростковлитературу. Например, в песне пиратов из «Острова сокровищ» Роберта Стивенсонакак припев повторяется:
«… Ибутылка рома...»
Распространение пьянства на Руси связано с политикой государства.Было даже создано мнение, что пьянство якобы является старинной традициейрусского народа. При этом ссылались на слова летописи: «Веселие на Руси — естьпитие».
Однако русский историк и этнограф профессор Н. И. Костомаров(1817—1885) отверг это мнение. Он выявил, что в Древней Руси пили очень мало. Лишь на избранные праздники варили медовуху, брагу или пиво, крепость которых непревышала 10°. Чара пускалась по кругу, и изнее каждый отпивалнесколько глотков. В будни же никаких спиртных напитков не полагалось, ипьянство считалось величайшим позором и грехом.
Иногда спаивание применялось для отмщения. В Лаврентьевской летописиописано, как в 945 году княгиня Ольга решила перебить древлян за убийство еемужа Игоря. Она использовала обычай «пити на кого-либо». Этим же обычаем славянвоспользовались греки, чтобы убить Ростислава, княжившего в Тмутаракани. В 1066году они отравили князя, подсыпав яду в винную чашу.
Водка в Россию проникла из-за границы, а потом появилось исобственное винокурение. Начиная с Ивана III, власть стремилась сохранять засобой право изготовления и продажи водки в учреждаемых кабаках (кабакпо-татарски — «постоялый двор»). Широко насаждались царевы кабаки при ИванеГрозном. Корчмы (т. е. гостиницы, совмещенные с пивной) уничтожались. Еслинаселение не выпивало на планируемую государством сумму, то недоимкараскладывалась на всех. В кабаках в XVII веке висело объявление:
По указу царя и великого князя Алексея Михайловича всея Русивеликие и малые — питухов от кабаков не отзывать, не гоняти, покуда оный питухдо креста не пропьется.
Учитывая дурную репутацию такого типа заведений, в 1651 году слово«кабак» заменили «кружечным двором», хотя сущность их осталась прежней. С 1746года «кружечные дворы» стали именоваться «питейными заведениями».
В 1895 году правительство ввело казенную монополию на продажу водки,так как откупа на право торговать водкой были отменены с 1863 года. Монополиямотивировалась заботой о народном здравии. Но и она не устранила пьянства,поскольку по повышенной цене водка отпускалась кому угодно в любое время дня иночи.
Хорошо отражена картина пьянства рабочих в романе «Мать».
ВТретьяковской галерее есть картина художника В.Е. Маковского «Не пущу!». Жена сребенком тщетно пытается остановить мужа, идущего в кабак, но ей грозитрасправа со стороны обезумевшего чело-река.
В.И. Ленин в статье «Свободная наличность» отметил, что за 5 лет(1908—1912 гг.) российская казна продала 440 1/2 миллиона ведер сорокаградуснойсивухи. На этом было заработано 185 млн. руб. (надбавка — 42 коп./ведро).
19 декабря 1919 года СНК РСФСР принял постановление «О воспрещениина территории РСФСР изготовления и продажи спирта, крепких напитков испиртосодержащих веществ».
Постановление СНК РСФСР от 11 сентября 1926 года «О ближайшихмероприятиях по борьбе с алкоголизмом» обязывало введение в (школах всехступеней и типов вводить преподавание основных сведенийо вредеалкоголя.
Постановление коллегии Наркомпроса РСФСР от 23 апреля 1929 годапредусматривало систему антиалкогольного воспитания не только в школах, но и впедагогических и медицинских вузах, во всех техникумах и на специальных курсах.
Антиалкогольные правительственные постановления принимались в1927, 1929, 1958, 1972, 1977, 1978, 1985 годах.
Эффективность всех этих мероприятий близка к нулю: сейчас в нашейстране официально зарегистрировано более 2 млн. алкоголиков, причем их числоежегодно возрастает на 30%. Всемирная организация здоровья (ВОЗ) считает, чтоесли на каждого списочного жителя — страны потребление спиртного (в пересчетена чистый спирт) достигает 8 л/год, такое государство достигает критическойфазы в плане духовного выживания. К 2008 году в России этот показатель достиг18 л/год. Отсюда — важность профилактики алкоголизма и санитарного просвещения.
Алкоголь поражает прежде всего центральную нервную систему, другиеорганы и системы тоже поражаются спиртными напитками: 80% всех циррозов печениимеет алкогольную этиологию.
Очень быстро развивается миокардиопатия. Это заболевание сердца становитсянередко причиной внезапной смерти у алкоголиков. Панкреатит наблюдается у 60%алкоголиков; гастрит, язва желудка — у 20%; туберкулез — у 15—20%.
Весьмасерьезной проблемой является суицид: примерно треть самоубийств совершается всостоянии алкогольного опьянения. В наши дни различные причины смерти отзаболеваний, связанных с алкоголем, стоят на третьем месте после смертности отсердечно-сосудистых заболеваний и злокачественных опухолей.
Еще в конце XIX века французский врач Демме, изучая потомствосемей алкоголиков, установил, что почти 50% их детей погибли в раннем детстве,а из оставшихся 10% страдали эпилепсией и водянкой головы, 12% росли идиотами,и только 10% были здоровыми. Близки к этой картине и данные В.Я. Канелю (табл.1).
Таблица 1 Судьба детей в семьях пьющих и непьющих родителей, %(исследования В.Я. Канелю, 1914 год) В семьях В семьях Судьба детей пьющих непьющих родителей родителей Умерли в первые месяцы жизни 43.9 8,2 Оказались недоразвитыми и больными 38.6 9.8 Здоровы физически и духовно 17,5 82,0
Подросткам полезно знать, что «кастрация» у алкоголиков наступает:у женщин — через 7 лет, у мужчин — через 11 лет. Это данные современной науки.
Организм здорового мужчины может в течение суток переработать полностьюс образованием только углекислого газа и воды, без всяких побочных продуктов,лишь 20 г спирта (50 г водки, стакан сухого вина или 600—700 мл пива). Прирегулярном же употреблении даже такого количества спиртного может развитьсяхронический алкоголизм.
Еще в 1910 году русский врач П. Прохоров, выступая наВсероссийском съезде по борьбе с пьянством, обнародовал данные по зависимостичисла самоубийств от душевого потребления спирта (табл. 2).

Таблица 2 Зависимость числа самоубийств от душевого потребленияспирта (данные П. Прохорова, 1910 г.)Страна Душевое потребление спирта, л/год Число самоубийств на 100 тыс. жителей Финляндия 1,2 4,8 Норвегия 2,0 6,0 Швеция 3,0 12,8 Дания 6,0 23,4 Россия 4,7 91,0
Мержеевский установил, что из 1000 олигофренов у 500 — алкоголикотец, у 70 — мать, у 70 — оба родителя.
В нетрезвом виде взрослыми совершается 70% преступлений и свыше70% убийств. Причина каждого второго преступления, совершенного подростком,кроется в пьянстве.
В нашей стране ежегодно органами милиции задерживается до 1000подростков в нетрезвом виде. Выборочное обследование врачами-наркологамиучащихся Томской области показало, что из каждых 100 старшеклассников у 65налицо признаки алкоголизма. Исследованиями установлено, что у юношей и девушекалкоголизм как болезнь развивается в четыре раза быстрее, чем у взрослых.Распад личности тоже идет интенсивнее.
Мы провели масштабное исследование корней приобщения детей калкогольным напиткам методом анонимного анкетирования и получили удручающуюкартину. В подавляющем большинстве случаев «вкус» спиртного дети узнают в10—15-летнем возрасте с подачи родителей и друзей; 62% родителей об этих фактахзнают. Причины выпивки сформулированы так:
— интерес к этой гадости;
— хотелось просто попробовать;
— на новогоднем празднике;
— хотелось узнать, что это за цветочек;
— хотел показаться взрослым;
— экзамен был сдан на 5;
— любопытство;
— интерес только с точки зрения качества...
В ответах преобладали формулировки «интерес», «любопытство». Дажеповерхностный анализ анкет не только дал богатую пищу для обсуждения наклассных часах, но и озадачил педагогов, психологов, администрацию школы.
Учащиеся назвали нам немало «шедевров» массовой культуры» и дажепроизведений классики, пропагандирующих спиртное:
—      Русская водка, что ты натворила ?
—      Хрусталь и шампанское...
—      Сядь со мной за стол, налей себе вина...
—      Не такой уж горький я пропойца...
—      Бутылка вина — не болит голова,
А болит у того, кто не пьет ничего...
—      Болезни лечим бокалом доброго вина,
И добрыйвечер — привет с Большого Бодуна.
Чаще всего в анкетах упоминалась «Русская водка» в исполнении Н.Цыгановой. И это при том, что 62% учащихся 11 классов обычной ростовской школынегативно относятся к пьющим, 42% негативно относятся к рекламе пива. Нетрудновыявить колоссальный ресурс воспитания негативного отношения к алкогольнымнапиткам, хотя к 10-му классу 95% юношей и 90% девушек знакомы со спиртныминапитками; но этой причине центр тяжести в профилактической работе должен бытьперенесен на 5—9-е классы и ПТУ.
Еще в советское время газета «Правда» описала случай, имевшийместо в одном из детских садов. Дети играли в праздник. Хозяйка говорит:«Ешьте, дорогие гости, что же вы не едите?» А мальчик опрокинул «чарку» и ответил:«После первой не закусываю». Проблема алкоголизации детей — одна из важнейшихпроблем и современной России.
Наиболее эффективными формами профилактики алкоголизма нампредставляются следующие:
— санитарное просвещение родителей (с приглашениемврачей-наркологов или школьного врача);
— пропаганда на родительских собраниях здорового образа жизни;
— оценка социальной сущности и природы употребления наркотиков вобщении с детьми на уроках и классных часах;
— ориентация учащихся на трезвый образ жизни как идеал;
— борьба с любым потреблением спиртного (даже на выпускных вечерах).
Педагоги должны обращать внимание подростков на то, что связь пьянствас совершением преступлений — не случайная, а закономерная и многолинейная.Школа должна помочь ребенку увидеть подлинных героев в противовес современнымпрессе и телевидению, которые, будучи зависимыми от рекламодателей, во многомисказили шкалу общечеловеческих ценностей.
7. Профилактика курения
«Табак приносит вред телу, разрушает разум, отупляет целые нации».Эту фразу Оноре де Бальзака следует повесить в виде агитплаката в вестибюлекаждого учебного заведения.
Курениеизвестно с 1492 года. Сохранилось описание Колумбом обряда курения у индейцев,который он наблюдал со своими матросами на одном из открытых им островов. Поодним источникам, это была Куба, по другим — Сан-Сальвадор. Никотин — этослабый наркотик.
Распространению курения способствовали незнание воздействия никотинана организм человека, ошибочное мнение о табаке как о целебном растении: всредние века курение нередко применялось с лечебно-профилактической целью.Например, в Великобритании, в Итоне, во время чумы 1603 года всех школьниковпринуждали в школе курить каждое утро.
По данным фармакологов, при выкуривании одной пачки сигарет среднейкрепости с общей массой табака 20 г образуется:
0,0012 г синильной кислоты;
0,0012 г сероводорода;
0,22 г пиридиновых оснований;
0,18 г никотина;
0,64 г аммиака;
0,92 г оксида углерода.
и не менее 1 г табачного дегтя.
В нем содержится около 100 химических веществ, в том числе бен-зопирен,бензантрацен, радиоактивный изотоп калия, мышьяк и ряд ароматическихуглеводородов — канцерогенов.
Применяемые в сигаретах фильтры задерживают не более 20%содержащихся в дыме веществ. То есть подавляющая масса веществ при сухойперегонке табака поступает в легкие человека. Всасываясь через слизистыеоболочки в кровь и разносясь по всему организму, эти вещества производят всовокупности то своеобразное действие, ради которого курильщик спустя некотороевремя вновь начинает курить.
Курение — далеко не безобидное занятие, которое можно бросить безусилий. Это настоящая наркомания, и тем более опасная, что многие ее невоспринимают всерьез. Несмотря на то, что никотин — сильнейший яд и 2-3 егокапли (50—100 мг) смертельны для человека, тот не погибает, так как в организмдоза никотина вводится постепенно, а не сразу.
Ученые-медики доказали, что курящие люди удваивают риск умереть,не дожив до 65 лет (табл. 3).
Обращают на себя внимание две закономерности:
— воздействие никотина тем больше, чем моложе организм (начавшиекурить в школьные годы в 12 раз чаще болеют раком легких, чем пристрастившиесяк курению в 25 лет);
— воздействиеникотина тем больше, чем больше ежесуточное потребление сигарет.
Таблица 3 Сокращение жизни курильщиков (по данным Института рака,США)Возраст Сокращение жизни в годах при ежедневном курении следующего числа сигарет 1-9 10-19 20-29 более 40 до 25 -4,6 -5,5 -6,2 -8,3 35 -4,5 -5,4 -6,0 -7,9 45 -4,1 -5,0 -5,6 -7,0 55 -3,5 -4,0 -4,4 -5,4 65 -2,8 -2,9 -3,1 -3,4
По данным Всемирной организации здравоохранения, общая смертностькурящих превышает смертность некурящих на 30—80%. Для тех, кто выкуривает 10—19сигарет, коэффициент смертности возрастает на 70%, а для выкуривающих 40 иболее сигарет в день — на 120%.
Рак, бронхит, эмфизема, ишемическая болезнь сердца и другиезаболевания сосудистой системы — это болезни, которые чаще всего наблюдаютсясреди курящих. Они обусловливают до 80% смертности, примемонкологическиезаболевания удивительно многообразны: рак губы, языка, легкого, ротовойполости, гортани, глотки, пищевода и желчного пузыря. Риск заболеть ракомлегкого у курящих в 10 раз больше, чем у некурящих.
При длительном курении в зубной эмали появляются трещины и развиваетсякариес. Установлена связь между курением и частотой распространенияхронического гастрита, язвы желудка и двенадцатиперстной кишки. Эти язвы укурящих встречаются вдвое чаще, чем у некурящих.
Инфаркт миокарда у систематически курящих женщин в возрасте о 50лет встречается в 20 раз чаще, чем у никогда не куривших. В последниегодыинфаркт миокарда часто встречается и у молодых людей как правило, курящих.Статистика показывает, что на планете Земля курят 40% взрослого населения (60%мужчин и 20% женщин). Не случайно еще Карл Линей определил человека как«животное, двуногое, без перьев и курящее». В России, как сообщают средствамассовой информации, в возрасте 12—14 лет курит каждый пятый подросток, а в 15лет — каждый второй.
Почему желюди курят?
Взрослые (особенно девушки) начинают курить, подражая героям низкосортныхфильмов. Причины приобщения к табаку у подростков более многообразны (табл. 4).
Таблица 4 Причины курения (по материалам опроса школьников истудентов)Возрастные группы Процентное соотношение причин курения Подражание другим Чувство новизны Желание казаться взрослым Причины неизвестны
Учащиеся 5—6-го кл.;
7—8-го кл.;
9- 10-го кл.;
55,0
35,6
25,5
41,5
30,0
24,0
5,5
10,4
15,0
3,0
24,0
35,5 Студенты 1-го курса 4,1 25,5 25,0 45,0 3-го курса 1,5 10,0 25,1 63,4 6-го курса 0,0 0,0 1,5 98,5
Таким образом, более половины подростков курит, подражая другим(как правило, старшим товарищам по двору, по школе). Еще более 40% курят из-застремления к необычайности, таинственности: чтобы курить, надо раздобытьсигареты и спички, спрятаться в укромном месте, что похоже на маленькоеприключение.
В распространении курения среди девушек основной причиной являетсяложное кокетство, стремление прослыть оригинальной, желание понравиться юношам.А ведь они даже не подозревают, что для рождения нормального, здорового ребенкародители за полгода до зачатиядолжны забыть вкус спиртного и табака!Это результат нашей медицинской непросвещенности.
Чтобыубедиться в том, что общество может добиться серьезных успехов в борьбе стабакокурением, достаточно обратиться к американскому опыту. Когда тридесятилетия назад врачи опубликовали результаты своих исследований, вамериканском обществе начался настоящий бум в борьбе за здоровый образ жизни.Все средства массовой информации, в том числе и телевидение, стали убеждатьграждан США бросить дурную привычку. В итоге потребление сигарет в стране зачетверть века сократилось вдвое (поэтому-то наш рынок сейчас заполненпродукцией американских табачных фабрик или фабрик, имеющих их лицензии!). То,что в США, образно выражаясь, спустили в канализацию, значительная частьмолодежи в России восприняли как «достижение цивилизации».
Известно, что до 50% новой информации каждая семья получает не из газети других СМИ, а из школы через своих детей. Отсюда вытекает роль школы в пропагандездорового образа жизни, в стабилизации общества.

 
Заключение
В заключении приведем такие факты:
— В Финляндии в школах, лицеях и ПТУ преподаются специальныепрофилактические курсы, выпущены специальные компьютерные игры, видеокассеты,разработана трехлетняя программа «Некурящее поколение».
— Во Франции начата кампания по борьбе с курением, в рамкахкоторой вводятся ограничения на курение в общественных местах, рекламу табачныхизделий, спичек, зажигалок, мундштуков; на ряде предприятий курение разрешено встрого ограниченных местах;
— В Венгрии, в курортной деревушке Феньсфэ в районе Балатона, курениезапрещено даже на улицах; там введен специальный дорожный знак: перечеркнутакурительная трубка в центре белого крута.
— В Португалии организуются выставки плакатов, книг о вредекурения и способах избавления от этой привычки; проводятся спортивные забегишкольников под девизом «Долой табак из жизни молодежи!».
— В Мексике закон запрещает продажу табачных изделийнесовершеннолетним.
— Городское управление Кельна (ФРГ) приняло решение о полном запрещениикурения в общественных местах; в городе открыты бесплатные курсы для всех, ктожелает бросить курить (эти курсы разрешено посещать даже в рабочее время!);ликвидированы все пепельницы.
— В Республике Кипр запрещено курение в такси, в холлах театров,больниц, музеев, библиотек, дискотек, на предприятиях пищевой промышленности. Вгосударственных учреждениях и частных фирмах курение допускается только вспециальных местах; в ресторанах и кафе, где курение разрешено, на видныхместах появились таблички с уведомлением, что курение создает серьезную угрозудля здоровья человека.
— ЯпонецХирота Ямагути построил дом, ставший первой в стране «антиникотиновой зоной»:жильцы добровольно берут на себя обязательство не курить и не приглашать в домкурящих гостей; нарушители теряют право жить в этом «раю для некурящих», обязаныпожертвовать на никотиновую кампанию 300 тысяч иен (почти 2,5 тыс. долларовСША) и отремонтировать покидаемую квартиру.
Знаем ли мытакие примеры в России?


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Английский абсолютизм при первых Стюартах
Реферат Индийская комиссия по препаратам конопли
Реферат Алексеев, Анатолий Александрович
Реферат Управленческий процесс
Реферат Типы синтаксической связи в сложном предложении
Реферат Принципы пути и методы адаптации высшего образования Украины в Европейский простор высшего образования
Реферат Проектування інформаційної системи підприємства Інвестиційна діяльність
Реферат Понятие эстетического воспитания
Реферат Администрация костромской области постановление от 31 марта 2009 г. N 144-а об областной целевой программе "развитие субъектов малого и среднего предпринимательства костромской области" на 2009-2013 гг
Реферат Развитие теории урока в советской дидактике периода середины 50-х - середины 60-х годов
Реферат Проблемы пространственных представлений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в психолого-педагогических исследованиях
Реферат Отчет по квалификационной практике в Уральском Банке Реконструкции и Развития
Реферат Методические приемы, направленные на устранение трудностей в употреблении видовременных форм анг
Реферат Искусство Германии 17-18 веков
Реферат О выборе предприятий-аналогов для сравнительного метода оценки